РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК
7 КЛАСС
Пояснительная записка
Программа учебного предмета Русский родной язык для 7 класса разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской федерации», приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования», Примерной рабочей программы О.М.Александровой, Ю.Н.Гостевой, И.Н.Добротиной и направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по предмету Русский родной язык, который входит в предметную область «Родной язык и родная литература».
Цели:
§ воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
§ совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
§ углубление и расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
§ совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане
Программа по русскому родному языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Программа учебного предмета «Русский родной язык» предназначена для учащихся 7 класса и рассчитана на 17 часов в соответствии с учебным планом школы.
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также родным языком русского народа, он объединяет нацию и связывает поколения. Обучение родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру учащихся. Содержание программы направлено на формирование представлений о языке, как развивающемся явлении.
В программе выделяется три содержательных блока:
§ Язык и культура
§ Культура речи
§ Речь. Речевая деятельность. Текст
Содержание программы
Язык и культура
Русский язык как развивающееся явление. Устаревшие слова – живые свидетели истории. Историзмы. Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и и их особенности. Употребление устаревшей лексики в новом контексте. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.
Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение. Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. Трудные случаи употребления паронимов. Типичные грамматические ошибки. Традиции русской речевой манеры общения. Нормы русского речевого и невербального этикета.
Речь. Речевая деятельность. Текст
Традиции русского речевого общения. Текст. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Разговорная речь. Спор и дискуссия. Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности. Язык художественной литературы. Притча
Планируемые результаты
Личностные:
Ø осознание своей причастности к Родине, проявление патриотизма, уважения к прошлому и настоящему России, ценностям многонационального государства;
Ø способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению;
Ø способность сотрудничать, готовность к совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах;
Ø неприятие любых нарушений норм, ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, оценивание своего поведения, а также поведения и поступков других людей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Ø умение самостоятельно определять цели, формулировать задачи, планировать и выбирать эффективные способы решения учебных задач;
Ø умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль, определять, корректировать, оценивать правильность выполнения заданий;
Ø владение навыками самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные УУД
Ø умения определять понятия, устанавливать аналогии, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое умозаключение и делать выводы;
Ø умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, логико-смысловые модели и схемы для решения учебных задач.
Коммуникативные УУД
Ø умение организовывать сотрудничество, находить общее решение и разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Ø владеть устной и письменной речью, осознанно использовать различные речевые средства для выражения чувств, мыслей;
Ø развитие мотивации к активному использованию различных словарей и других поисковых систем, формирование и развитие использования различных информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
Ø выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом, приводить примеры своеобразия, богатства выразительности языка;
Ø распознавать и характеризовать устаревшую лексику, понимать особенности ее употребления в текстах;
Ø анализировать и различать типичные речевые ошибки, редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
Ø понимать активные процессы в современном речевом этикете;
Ø регулярно использовать различные виды словарей, в том числе мультимедийных и справочников;
Ø анализировать логико-смысловую структуру текста, создавать тексты разных жанров;
Ø соблюдать орфоэпические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
Ø владеть основными правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Раздел |
Тема урока |
Кол. часов |
Дата |
Корр-ка |
1 |
Язык и культура
|
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
6.09 |
|
2 |
Устаревшие слова – живые свидетели истории. историзмы |
1 |
20.09 |
|
|
3 |
Архаизмы в составе устаревших слов русского языка и и их особенности |
1 |
4.10 |
|
|
4 |
Употребление устаревшей лексики в новом контексте |
1 |
18.10 |
|
|
5 |
Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи |
1 |
8.11 |
|
|
6 |
Культура речи
|
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Ударение |
1 |
22.11 |
|
7 |
Нормы ударения в причастиях, деепричастиях, наречиях. |
1 |
6.12 |
|
|
8 |
Трудные случаи употребления паронимов |
1 |
20.12 |
|
|
9 |
Типичные грамматические ошибки |
1 |
17.01 |
|
|
10 |
Традиции русской речевой манеры общения |
1 |
31.01 |
|
|
11 |
Нормы русского речевого и невербального этикета |
1 |
14.02 |
|
|
12 |
Речь. Текст |
Традиции русского речевого общения |
1 |
28.02 |
|
13 |
Текст. Виды абзацев |
1 |
13.03 |
|
|
14 |
Заголовки текстов, их типы |
1 |
27.03 |
|
|
15 |
Разговорная речь. Спор и дискуссия |
1 |
10.04 |
|
|
16 |
Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности |
1 |
24.04 |
|
|
17 |
Язык художественной литературы. Притча |
1 |
8.05 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.