Министерство образования и науки Челябинской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАСЛИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО – ГУМАНИТАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом директора
ГБПОУ «КПГТ»
№ 10_ от _06.__.2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СОЦИАЛЬНО – ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
СГ 06 Основы бережливого производства
по специальности
15.02.16 «Технология машиностроения
Профиль подготовки |
технический |
Квалификация |
техник технолог |
Форма обучения |
заочная |
Год набора |
2024 |
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе:
- примерной программы, составленной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (Далее ФГОС) по
специальности среднего профессионального образования (далее СПО)
15.02.16 Технология машиностроения;
- учебного плана, утвержденного Приказом директора ГБПОУ
«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум» от 10._06.2024 г. №___.
Организация-разработчик: ГБПОУ «КПГТ»
Разработчик: Малышева Татьяна Сергеевна преподаватель высшей категории ГБПОУ «КПГТ».
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.......................... 4
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ .............................................................................
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.................... 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ................................
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................... 10
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ...............................
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.......................................................................... 11
Дисциплина ОГСЭ.05 Основы бережливого производства входит в: общий гуманитарный и социально-экономический цикл специальности 15.02.16 Технология машиностроения и относится к обязательной части основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС среднего профессионального образования специальности 15.02.16 Технология машиностроения.
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- картирование потока создания ценности;
- подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства;
- выявление потерь на производстве;
- использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь; знать:
- основы организации бережливого производства;
- отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства;
- современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства;
- метод 5S;
- канбан;
- поток единичных изделий;
- пока-ёкэ;
- карта потока создания ценности; - всеобщий уход за оборудованием; - кайдзен.
Результаты освоения дисциплины направлены на формирование общих и профессиональных компетенций, результатов воспитания:
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной
деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 5.4. Реализовывать технологические процессы в машиностроительном производстве с соблюдением требований охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды, принципов и методов бережливого производства.
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования.
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений.
ПК 5.1. Планировать и осуществлять управление деятельностью подчиненного персонала.
ПК 5.2. Сопровождать подготовку финансовых документов по производству и реализации продукции машиностроительного производства, материально-техническому обеспечению деятельности подразделения.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальный объем образовательной программы |
108 |
в том числе в форме практической подготовки |
8 |
в том числе: |
|
теоретическое обучение |
10 |
лабораторные работы |
- |
практические занятия |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося |
90 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2 |
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся |
Объем в часах |
Коды компетенций и личностных результатов, формированию которых способствует элемент программы |
1 |
2 |
3 |
4 |
Раздел 1. Бережливое производство как модель повышения эффективности деятельности предприятия |
2 (2/-) |
|
|
Тема 1.1. Традиционное и бережливое производство |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Понятия «производство», «разделение труда», «традиционное и бережливое производство». Бережливое и массовое производство. Особенности бережливого производства. Идеи разделения труда (Ф. Тейлор) и конвейерной сборки (Г. Форд). Производственная система ГАЗ. |
1 |
||
Самостоятельная работа Доклад на тему: Бережливое и массовое производство |
10 |
||
Тема 1.2. История развития бережливого производства |
Содержание учебного материала |
- |
ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Успехи предприятий при внедрении бережливых систем. История Toyota production system (Япония) – lean production (США) – бережливое производство (Россия). Тайити Оно – «отец» бережливого производства. Дао Toyota. Особенности менталитета западных и восточных стран. |
- |
||
Самостоятельная работа Реферат : Тайити Оно – «отец» бережливого производства. |
1 |
||
Тема 1.3. Основные понятия и терминология |
Содержание учебного материала
|
1 |
ОК 03., ЛР 19, ЛР 20 |
Основные понятия бережливого производства: андон, джидока, «точно вовремя», кайдзен, выталкивающее и вытягивающее производство, муда. Идеалы бережливого производства. Потери. Классификация потерь. Виды потерь. Причины и способы борьбы. |
1 |
||
Самостоятельная работа Презентация - Потери. Классификация потерь. Виды потерь |
10 |
||
Раздел 2. Системы управления и оптимизации материальными потоками. |
2 (2/-) |
ОК 03.,ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
|
Тема 2.1. Принципы бережливого производства. |
Содержание учебного материала |
1 |
|
Принципы бережливого производства. Взаимоотношение Заказчик - Поставщик. Люди - самый ценный актив компании. Кайдзен - непрерывное усовершенствование. Решение вопросов на производственной площадке. Все внимание на «Гемба». Физическая и психологическая безопасность. Отсутствие дефектов. По первому требованию заказчика. Одно за другим. Мгновенная реакция поставщика. Минимальные затраты. |
1 |
||
Самостоятельная работа Сообщение - Физическая и психологическая безопасность |
10 |
|
|
Тема 2.2. Понятие «муда» (потери). |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ЛР 19, ЛР 20 |
Потери первого, второго и третьего рода. Потери, неравномерность, перегрузка и взаимосвязь между ними. Причины образования потерь. Природа потерь. Охота на потери. Мероприятия по искоренению потерь. Виды потерь. |
1 |
||
Самостоятельная работа Доклад - Мероприятия по искоренению потерь |
10 |
||
Раздел 3. Инструменты бережливого производства. |
14 (6/8) |
|
|
Тема 3.1. Система 5С. |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Понятие «Система 5С». Сортируй – Соблюдай порядок – Содержи в чистоте – Стандартизируй – Совершенствуй. Практические способы реализации: метод ярлыков, метод теней. Система 5С как основа для кайзен и способ повышения эффективности. Отсутствие порядка как источник потерь. |
1 |
||
Самостоятельная работа Реферат - Понятие «Система 5С» |
10 |
||
Тема 3.2. Стандартизированная работа. Хронометраж. |
Содержание учебного материала |
- |
ОК 03., ОК 07., ОК 09., ЛР 19, ЛР 20 |
Стандарты качества и стандарты процесса. Стандартизированная работа. Рабочая последовательность как необходимый элемент стандартизации. Стабильность и нестабильность цикла. Значимая работа. Циклическая работа оператора. Стандартный незавершенный задел. Время цикла. Хронометраж. Бланки стандартизированной работы. Рабочий стандарт и его разработка. Критерии эталонного рабочего места. |
- |
||
Самостоятельная работа Презентация - Стандарты качества и стандарты процесса |
10 |
||
Тема 3.3. Расчет численности основного производственного персонала (ОПР). |
Содержание учебного материала |
2 |
ОК 01., ОК 03., ОК 04., ОК 09., ПК 5.4, ЛР 19, ЛР 20 ПК 5.1, ПК 5.2 |
Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. Суммарное время цикла. Средневзвешенное время цикла. |
- |
||
в форме практической подготовки |
2 |
||
Практические занятия. 5S – система рационализации рабочего места Расчет численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства |
2 |
||
Самостоятельная работа Доклад - Методика расчета численности основного производственного персонала (ОПР) по методу бережливого производства. |
10 |
|
|
Тема 3.4. Управление потоком создания ценности. |
Содержание учебного материала |
4 |
ОК 01., ОК 03., ОК 07., ОК 09., ПК 5.4, ЛР 19, ЛР 20 ПК 5.1, ПК 5.2 |
Поток единичных изделий. Поток создания ценности. Описание потока создания ценности. Поток единичных изделий. Организация потока единичных изделий. Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. Время выполнения заказа. |
- |
||
в форме практической подготовки |
4 |
||
Практические занятия. Деловая игра «Фабрика процессов» |
4 |
||
Самостоятельная работа Сообщение - Предпосылки и цели создания потока единичных изделий. |
10 |
||
Тема 3.5. Хейджунка – выравнивание производства. |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ЛР 19, ЛР 20 |
Выравнивание производства по объемам и номенклатуре изделий. Реализация идеала «Одно за другим». Методика внедрения выравнивания производства. Расчет загрузки операторов при неравномерности потока. Средневзвешенное время цикла. Выравнивание загрузки операторов. |
1 |
||
Самостоятельная работа Презентация - Реализация идеала «Одно за другим». |
6 |
||
Тема 3.6. Тянущая система «Канбан». |
Содержание учебного материала |
1 |
., ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Вытягивающий и выталкивающий способ подачи материалов. Незавершенное производство как источник потерь. Канбан как реализация подхода «точно вовремя». Фиксирование по времени. Фиксирование по объему. Возвратный канбан. Сигнальный канбан |
1 |
||
Самостоятельная работа Реферат - Канбан как реализация подхода «точно вовремя |
4 |
||
Тема 3.7. Быстрая переналадка SMED |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Переналадка оборудования. Переналадка как серьезное препятствие для внедрения потока единичных изделий и выравнивания производства. Последовательности шагов операции переналадки. Быстрая переналадка. Основные этапы быстрой переналадки. Внешняя переналадка. Внутренняя переналадка. Результат применения быстрой переналадки. |
1 |
||
Самостоятельная работа |
- |
|
|
Тема 3.8. ТРМ - всеобщее обслуживание оборудования. |
Содержание учебного материала |
1 |
ОК 03., ОК 07., ЛР 19, ЛР 20 |
Плановое и автономное обслуживание оборудования. Понятие «всеобщее обслуживание оборудования». ТРМ как инструмент снижения времени простоев оборудования из-за отказов и ремонта. Вовлечение основного персонала в ремонт оборудования. Регламенты обслуживания оборудования. Визуализация точек обслуживания. Понятие «превентивные меры». Способы сбора данных по отказу оборудования. |
1 |
||
Самостоятельная работа |
- |
||
Тема 3.9. Решение проблем. Производственный анализ.
|
Содержание учебного материала |
3 |
ОК 03., ОК 04., ОК 07., ОК 09., ПК 5.4, ЛР 19, ЛР 20 ПК 5.1, ПК 5.2 |
Понятия «проблема», «контрмера», «коренная причина проблемы». Листы и доски производственного анализа как инструменты информирования о проблемах. Эффективность своевременного решения проблем. |
1 |
||
в форме практической подготовки |
2 |
||
Практические занятия. Поиск потерь в производственном процессе. |
2 |
||
Самостоятельная работа |
- |
||
|
Форма промежуточной аттестации дифференцированный зачет |
2 |
|
|
Всего |
108 |
|
9
Оборудование кабинета:
- индивидуальные рабочие места для обучающихся,
- рабочее место преподавателя,
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- проектор;
- УМК «Бережливое производство» .
Основная литература:
1. Бурнашева Э.П. Основы бережливого производства. Учебное пособие для СПО, 2-е изд., стер., - ЛАНЬ, 2023 г. ,76 с.
Результаты обучения
|
Основные показатели результата
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
УМЕНИЯ |
||
- картирование потока создания ценности; - подготовка документов для проведения наблюдения за организацией производства; - выявление потерь на производстве; - использование методов и инструментов бережливого производства для устранения потерь; |
- составляет, анализирует схему, изображающую материальные и информационные потоки, а также разрабатывает план улучшений.
|
Текущий контроль: - выполнение практических заданий. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
ЗНАНИЯ |
||
- основы организации бережливого производства; - отечественный и зарубежный опыт организации бережливого производства; - современные тенденции развития средств и методов по организации бережливого производства; - метод 5S; - канбан; - поток единичных изделий; - пока-ёкэ; - карта потока создания ценности; - всеобщий уход за оборудованием; - кайдзен. |
- демонстрирует знания основ бережливого производства; - демонстрирует знания основателей и современные тенденции бережливого производства; - демонстрирует знания инструментов бережливого производства, аргументирует выбор каждого в конкретных ситуациях. |
Текущий контроль: - опрос; - тестирование; - выполнение практических заданий. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
||
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; |
- придерживается четкого алгоритма действий при выполнении практических заданий по дисциплине; |
Текущий контроль: - выполнение практических заданий; Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую |
- понимает причины успеха предприятий при внедрении бережливых систем в отечественной и зарубежной экономике. |
Текущий контроль: - опрос; Промежуточная аттестация: |
деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях; |
|
дифференцированный зачет
|
|
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; |
- выполняет практические задания по дисциплине; |
Текущий контроль: - выполнение практических заданий; Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
|
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; |
- оценивает преимущества бережливого производства в современной ситуации постоянной нехватки ресурсов; |
Текущий контроль: - опрос. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет
|
|
ОК 09. Пользоват профессиональной документацией государственном иностранном языках. |
ься на и |
- демонстрирует знание пользования стандартами качества. |
Текущий контроль: - выполнение практических заданий. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. |
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
|||
ПК 5.1. Планировать и осуществлять управление деятельностью подчиненного персонала.
|
- демонстрирует знания инструментов бережливого производства, аргументирует выбор каждого в конкретных ситуациях. |
Текущий контроль: - опрос; - выполнение практических заданий. Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет |
|
ПК 5.2. Сопровождать подготовку финансовых документов по производству и реализации продукции машиностроительного производства, материально-техническому обеспечению деятельности подразделения.
|
|||
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
|||
ЛР 19 Управляющий собственным профессиональным развитием, рефлексивно оценивающий собственный жизненный опыт, критерии личной успешности, признающий ценность непрерывного образования. |
- участвует в исследовательской проектной работе; - демонстрирует ответственность за результат учебной деятельности; |
Текущий контроль: - педагогическое наблюдение; - участие в исследовательской проектной работе различного уровня; Промежуточная аттестация: - дифференцированный зачет - портфолио |
|
ЛР 20 Способный генерировать новые идеи для решения задач цифровой экономики, перестраивать сложившиеся способы решения задач, выдвигать альтернативные варианты действий с целью выработки новых оптимальных алгоритмов; позиционирующий себя в сети как результативный и привлекательный участник трудовых отношений. |
- выполнение практических заданий на уроке; - участие в исследовательской и проектной работе. |
Текущий контроль: - педагогическое наблюдение; - участие в исследовательской проектной работе различного уровня; Промежуточная аттестация: - дифференцированный зачет - портфолио |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.