Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Школа юного исследователя»
для 6-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности от человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования в процессе её модернизации. [2]
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает исследовательская деятельность, овладение теоретическими и практическими основами организации и осуществления которой является крайне актуальным.
Целенаправленная, последовательная, системная работа по организации исследовательской деятельности способных учащихся, в том числе и с высокими учебными возможностями, значительно активизирует атмосферу школьной жизни, положительно влияет на вовлечение в творческую деятельность многих «колеблющихся» учащихся и поднимает на порядок выше рейтинг образовательного учреждения. [2]
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, развитию абстрактного мышления, способности формировать своё мнение и умения его отстаивать, умения общаться с аудиторией; способствует воспитанию чувства ответственности за порученное дело. Данная программа предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий, участие в школьных, районных, областных, региональных и Всероссийских мероприятиях исследовательско-творческой направленности.
Актуальность данной программы объясняется потребностью современного информационного общества в людях, которые могут работать эффективно, творчески решать задачи, нести ответственность за результаты своей деятельности, обладающих широким кругозором. Особенно актуальной остаётся задача формирования и поддержания научного потенциала страны. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности является одним из путей решения этой задачи.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
1. Принцип доступности (предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося).
2. Принцип поуровневости (включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности).
3. Принцип временного развития (связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижении целей, выработку трудолюбия и т.д.) [1]
Программа адресована учащимся 6-9 классов. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, расширяются знания о предметах и явлениях. Достижения этого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Формируется причинное мышление, воображение, произвольное внимание, умение обобщать.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учащимися основ исследовательской деятельности, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей.
Задачи программы:
1. Способствовать формированию представления об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;
2. Способствовать развитию умения и навыка исследовательского поиска;
3. Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
4. Способствовать овладению умениями:
- целеполагания, преобразования практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- устанавливать целевые приоритеты;
- контролировать своё время и управлять им;
- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
В результате реализации программы учащиеся будут знать:
· как выбрать тему исследования, как определить структуру исследования;
· методы исследования;
В результате реализации программы учащиеся будут уметь:
· видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами;
· собирать и обрабатывать информацию, составлять текст для публичного выступления;
· работать самостоятельно, прислушиваться к мнению педагога, отстаивать собственную точку зрения.
Исследовательская работа учащихся проходит в несколько этапов:
1. Знакомство с основными понятиями исследований. Что такое исследовательская работа? Чем она отличается от реферата? Структура исследования.
2. Выбор тематики исследования.
3. Формирование умений и поиск литературных источников в библиотеке (по систематическому и алфавитному каталогам).
4. Знакомство с тематическими источниками и погружение в тематику.
5. Изучение литературных источников.
6. Сбор информации в Internet.
7. Структуризация тематической информации и формирование структуры исследовательской работы.
8. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).
9. Организация и проведение эксперимента.
10. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.
11. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.
12. Анализ теоретической, экспериментальной и фактологической информации.
13. Подготовка текста работы.
14. Корректировка текста, если она необходима.
15. Написание тезисов.
16. Разработка иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
17. Подготовка доклада и обсуждение возможных вопросов.
18. Оформление результатов исследования. [2]
Процесс подготовки электронной презентации для публичного представления результатов исследования включает несколько этапов:
1. Отбор содержания. Справочный и основной материал, полученный в результате исследования, ещё раз анализируется. Определяются основные положения выступления и подбирается материал, помогающий восприятию этих положений. Объём материала может оказаться избыточным, поэтому основной задачей презентатора является критический анализ этих материалов, их отбор с позиции обеспечения наилучшего восприятия результатов исследования аудиторией.
2. Систематизация и структурирование информации. Отобранный материал приводится в порядок. Массив информации, с которым работает школьник-исследователь, подвергается дальнейшей дистилляции (путём редактирования и уточнения содержания) с целью адаптации его к реальной ситуации, в которой будет проходить его публичное представление (например, к возрастным особенностям и уровню компетентности аудитории). На этом этапе крайне важна индивидуальная помощь педагога-консультанта.
3. Процесс дистилляции продолжается и во время реальной презентации. Презентатор отслеживает интерес аудитории, следит за её реакцией, стараясь удержать внимание на протяжении всего выступления. [2]
Планирование занятий внеурочной деятельности
«Школа юного исследователя»
№ |
Название темы внеурочного занятия для учащихся 6-9 классов |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Что такое исследовательская работа? |
1 |
|
2 |
Тема исследовательской работы. Как сформулировать тему? (В теме отражается проблема в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом). |
1 |
|
3-4 |
Постановка исследовательского вопроса. (Исследовательский вопрос: «Что…?», «Как…?», «Почему…?» Для чего нужен исследовательский вопрос: - центрирует исследование - задаёт логику исследования Шаги по постановке исследовательского вопроса: - выбрать тему/явление/процесс (объект) - сузить фокус (предмет) - сформулировать вопросы и подвопросы (задачи) - оценить, насколько хороши эти вопросы - подумать о способах получения ответа и результатах (гипотезах) |
2 |
|
5 |
Проблема исследования. (Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать). |
1 |
|
6 |
Определение объекта и предмета исследования. (Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования). |
1 |
|
7-8 |
Цели и задачи исследования. (Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом). |
2 |
|
9-10 |
Формулировка гипотезы. (Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-либо явления); объяснительные (вскрывающие причины его); описательно-объяснительные. К гипотезе предъявляются определённые требования: она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уяснённые самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности) |
2 |
|
11-12 |
Методика исследования. (Методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования) |
2 |
|
13-15 |
Сбор информации о том, что уже известно по данной теме. |
3 |
|
16-17 |
Получение результатов. |
2 |
|
18-20 |
Анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос. |
3 |
|
21-25 |
Литературное оформление материалов исследования. (Оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д.) |
5 |
|
26-32 |
Подготовке к выступлению на конференции. (На данном этапе вырабатываются решения следующих вопросов: Как наиболее эффективно представить полученные данные? Какого вида диаграммы и схемы нарисовать, чтобы другим они были наиболее понятны и наглядны? Как лучше выступать, какие приемы использовать для того, чтобы выделить наиболее яркие моменты в докладе? Как изложить суть своей многомесячной работы в выступлении за 7- 10 минут? Как отвечать на вопросы слушателей? Как отстаивать свое мнение, не провоцируя конфликта?) |
7 |
|
33-34 |
Защита исследовательской работы. |
2 |
|
ИТОГО: |
34 |
|
При составлении программы использован материал из следующих источников:
1. И.Н. Кузнецов. ИНФОРМАЦИЯ: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе . – М., ООО Изд. Яуза, 2001
2. Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.