Рабочая программа "Школа юного исследователя"
Оценка 4.6

Рабочая программа "Школа юного исследователя"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа
6 кл—11 кл
24.03.2021
Рабочая программа "Школа юного исследователя"
Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой, развитию абстрактного мышления, способности формировать своё мнение и умения его отстаивать, умения общаться с аудиторией; способствует воспитанию чувства ответственности за порученное дело.
Программа школа юного исследователя.docx

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Школа юного исследователя»

для 6-9 классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью современного общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности от человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей составляет одну их главных задач совершенствования системы образования в процессе её  модернизации. [2]

Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию исследовательско-творческих способностей учащихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает исследовательская деятельность, овладение теоретическими и практическими основами организации и осуществления которой является крайне актуальным.

Целенаправленная, последовательная, системная работа по организации исследовательской деятельности способных учащихся, в том числе и с высокими учебными возможностями, значительно активизирует атмосферу школьной жизни, положительно влияет на вовлечение в творческую деятельность многих «колеблющихся» учащихся и поднимает на порядок выше рейтинг образовательного учреждения. [2]

Содержание программы внеурочной деятельности «Школа юного исследователя» способствует  развитию самостоятельности при работе со специальной и научной литературой,  развитию абстрактного мышления,  способности формировать своё мнение и умения  его отстаивать,  умения общаться с аудиторией; способствует воспитанию чувства ответственности за порученное дело. Данная программа предусматривает проведение как теоретических, так и практических занятий, участие в школьных, районных, областных, региональных и Всероссийских мероприятиях исследовательско-творческой направленности.

Актуальность данной программы объясняется потребностью современного информационного общества в людях, которые могут работать эффективно, творчески решать задачи, нести ответственность за результаты своей деятельности, обладающих широким кругозором. Особенно актуальной остаётся задача формирования и поддержания научного потенциала страны. Привлечение учащихся к исследовательской деятельности является одним из путей решения этой задачи.

 

 

 

 

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

1. Принцип доступности (предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося).

2. Принцип поуровневости (включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей, учеников. При этом "уровень " учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности).

3. Принцип временного развития (связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижении целей, выработку трудолюбия и т.д.) [1]

 

Программа адресована учащимся 6-9 классов. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, расширяются знания о предметах и явлениях. Достижения этого возраста характеризуются анализом сложных форм объектов. Формируется причинное мышление, воображение, произвольное внимание, умение обобщать.

 

Цель программы: создание условий для успешного освоения учащимися основ исследовательской деятельности, развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка путём совершенствования его исследовательских способностей.

 

Задачи программы:

1.            Способствовать формированию представления об исследовательской деятельности как ведущем способе учебной деятельности;

2.            Способствовать развитию умения и навыка исследовательского поиска;

3.            Обучить специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

4.         Способствовать овладению умениями:

- целеполагания, преобразования практической задачи в познавательную;

- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров      действия в новом учебном материале;

- планировать пути достижения целей;

- устанавливать целевые приоритеты;

-  контролировать своё время и управлять им;

- оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

 

 

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

·                как выбрать тему исследования, как определить структуру исследования;

·                методы исследования;

 

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

·                видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

·                соотносить свои действия с планируемыми результатами;

·                собирать и обрабатывать информацию, составлять текст для  публичного выступления;

·                работать самостоятельно, прислушиваться к мнению педагога, отстаивать собственную точку зрения.

 

Исследовательская работа учащихся проходит в несколько этапов:

1. Знакомство с основными понятиями исследований. Что такое исследовательская работа? Чем она отличается от реферата? Структура исследования.

2. Выбор тематики исследования.

3. Формирование умений и поиск литературных источников в библиотеке (по систематическому и алфавитному каталогам).

4. Знакомство с тематическими источниками и погружение в тематику.

 5. Изучение литературных источников.

6. Сбор информации в Internet.

7. Структуризация тематической информации и формирование структуры исследовательской работы.

8. Рассмотрение и оценка возможных решений, формулировка научной догадки (гипотезы).

 9. Организация и проведение эксперимента.

10. Проверка гипотезы при проведении экспериментов (сборе данных) и анализе результатов.

11. Оценка результатов экспериментов и выводы, основанные на полученных данных.

 12. Анализ теоретической, экспериментальной и фактологической информации.

13. Подготовка текста работы.

14. Корректировка текста, если она необходима.

15. Написание тезисов.

16. Разработка иллюстраций, графиков, схем, таблиц.

17. Подготовка доклада и обсуждение возможных вопросов.

18. Оформление результатов исследования. [2]

 

Процесс подготовки электронной презентации для публичного представления результатов исследования включает несколько этапов:

 1. Отбор содержания. Справочный и основной материал, полученный в результате исследования, ещё раз анализируется. Определяются основные положения выступления и подбирается материал, помогающий восприятию этих положений. Объём материала может оказаться избыточным, поэтому основной задачей презентатора является критический анализ этих материалов, их отбор с позиции обеспечения наилучшего восприятия результатов исследования аудиторией.

2. Систематизация и структурирование информации. Отобранный материал приводится в порядок. Массив информации, с которым работает школьник-исследователь, подвергается дальнейшей дистилляции (путём редактирования и уточнения содержания) с целью адаптации его к реальной ситуации, в которой будет проходить его публичное представление (например, к возрастным особенностям и уровню компетентности аудитории). На этом этапе крайне важна индивидуальная помощь педагога-консультанта.

3. Процесс дистилляции продолжается и во время реальной презентации. Презентатор отслеживает интерес аудитории, следит за её реакцией, стараясь удержать внимание на протяжении всего выступления. [2]

 

 

Планирование занятий внеурочной деятельности

«Школа юного исследователя»

 

Название темы внеурочного занятия для учащихся 6-9 классов

Кол-во

часов

Дата

1

Что такое исследовательская работа?

1

 

2

Тема исследовательской работы. Как сформулировать тему?

 (В теме отражается проблема в её характерных чертах. Удачная, чёткая в смысловом отношении формулировка темы уточняет проблему, очерчивает рамки исследования, конкретизирует основной замысел, создавая тем самым предпосылки успеха работы в целом). 

1

 

3-4

Постановка исследовательского вопроса.

(Исследовательский  вопрос: «Что…?», «Как…?», «Почему…?»

Для чего нужен исследовательский  вопрос:

- центрирует исследование

- задаёт логику исследования

Шаги по постановке исследовательского  вопроса:

- выбрать тему/явление/процесс (объект)

- сузить фокус (предмет)

- сформулировать вопросы и подвопросы (задачи)

- оценить, насколько хороши эти вопросы

- подумать о способах получения ответа и результатах (гипотезах)

2

 

5

Проблема исследования.

(Проблема исследования принимается как категория, означающая нечто неизвестное в науке, которое предстоит открыть, доказать).

1

 

6

Определение объекта и предмета исследования.

(Объект – это совокупность связей, отношений и свойств, которая существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования).

1

 

7-8

Цели и задачи исследования.

(Из предмета исследования вытекают его цель и задачи. Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Она конкретизируется и развивается в задачах исследования. Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики, внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления, процесса, т.е. с практическими аспектами работы, с проблемой управления исследуемым объектом).

2

 

9-10

Формулировка гипотезы.

(Гипотезы бывают: описательные (предполагается существование какого-либо явления); объяснительные (вскрывающие причины его); описательно-объяснительные.

К гипотезе предъявляются определённые требования: она не должна включать в себя слишком много положений: как правило, одно основное, редко больше; в ней не должны содержаться понятия и категории, не являющиеся однозначными, не уяснённые самим исследователем; при формулировке гипотезы следует избегать ценностных суждений, гипотеза должна соответствовать фактам, быть проверяемой и приложимой к широкому кругу явлений; требуется безупречное стилистическое оформление, логическая простота, соблюдение преемственности)

2

 

11-12

Методика исследования.

(Методика – это как бы модель исследования, причем развернутая во времени. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования)

2

 

13-15

Сбор информации о том, что уже известно по данной теме.

3

 

16-17

Получение результатов.

2

 

18-20

Анализ результатов и получение ответа на поставленный вопрос.

3

 

21-25

Литературное оформление материалов исследования.

(Оформление работы всегда тесно связано с доработкой тех или иных положений, уточнением логики, аргументации и устранением пробелов в обосновании сделанных выводов и т.д.)

5

 

26-32

Подготовке к выступлению на конференции.

(На данном этапе вырабатываются решения следующих вопросов:  Как наиболее эффективно представить полученные данные? Какого вида диаграммы и схемы нарисовать, чтобы другим они были наиболее понятны и наглядны?  Как лучше выступать, какие приемы использовать для того, чтобы выделить наиболее яркие моменты в докладе?  Как изложить суть своей многомесячной работы в выступлении за 7- 10 минут?  Как отвечать на вопросы слушателей? Как отстаивать свое мнение, не провоцируя конфликта?)

7

 

33-34

Защита исследовательской работы.

2

 

ИТОГО:

34

 

 

 

При составлении программы использован  материал из следующих источников:

1.            И.Н. Кузнецов. ИНФОРМАЦИЯ: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе . – М., ООО Изд. Яуза, 2001

2.            Научно-методический сборник в двух томах / Под общей редакцией А.С. Обухова. Т. 2: Практика организации. – М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь», 2007. – 495 с.


 

Рабочая программа внеурочной деятельности «

Рабочая программа внеурочной деятельности «

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной

Принцип доступности (предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося)

Принцип доступности (предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста учащегося)

В результате реализации программы учащиеся будут уметь: · видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; · соотносить…

В результате реализации программы учащиеся будут уметь: · видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы; · соотносить…

Подготовка доклада и обсуждение возможных вопросов

Подготовка доклада и обсуждение возможных вопросов

Постановка исследовательского вопроса

Постановка исследовательского вопроса

Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки

Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки

Подготовке к выступлению на конференции

Подготовке к выступлению на конференции