
Содержание
Целевой раздел……………………………………………...…………….…4
1.Пояснительная записка…………………………….………………….…4
1.1. Учет профиля …………………………………….…………………….5
1.2. Цель программы………………………………………………….…….6
1.3. Основные задачи……………………………………………….………6
2. Характеристика структурных компонентов речи детей 6 года жизни в норме ………….…………………………………………………..7
3. Характеристика структурных компонентов речи детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи ……………………………………8
4. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи…………………………………..……………………12
5. Характеристика речевых расстройств у детей старшего дошкольного
возраста, поступивших в группу комбинированного вида………………………………………………………………………..…13
6. Содержание коррекционно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи…..13
6.1. Диагностическая работа…………………………………………...…13
6.1.1. Этапы логопедического обследования………….……………...…14
6.1.2. Принципы логопедического обследования……………………...14
6.2. Коррекционно-развивающая работа…………………………….…14
6.2.1. Основные формы логопедического воздействия……………….14
6.2.2. Методы логопедического воздействия………………………...…15
6.3. Консультативная работа………………………………………15
6.3.1. Единое коррекционно - образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями……………..…16
6.4. Информационно – просветительская работа………………16
6.5. Алгоритм логопедической работы…………………..………17
6.6. Принципы логопедической работы…………………….……18
6.7. Содержание коррекционной работы учителя – логопеда с детьми с общим недоразвитием речи……………………………………………19
7. Формы и средства организации коррекционной – непосредственной образовательной деятельности……………………19
7.1. Дидактические принципы…………………………………….25
8. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи ………….…………26
9. Взаимодействие учителя – логопеда с участниками коррекционно – образовательного процесса в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи …………………………………….27
9.1. Модель взаимодействия участников коррекционно –
непосредственно образовательного процесса…………………………………………………………………………..29
9.2. Основные задачи совместной коррекционной работы учителя – логопеда
и воспитателя…………………………………………………….…………………..29
9.3. Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда и воспитателя………………………………………………………………...29
9.4. Система взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии…………………………………….…..31
9.5. Система взаимодействия учителя – логопеда и работника по физической культуре по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии………………………………………..32
10. Вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи………………………………………………………...33
11. Организация предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи…………………………………………….…………34
12. Планируемые результаты коррекционной непосредственной образовательной работы в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи………………………………..…...36
Список литературы………………………………………………………..38 Приложения……………………………………………………………..….40
3
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
В настоящее время в нашем ДОУ реализуется образовательная программа в основе которой лежит примерная образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия), отсутствие специализированных ДОУ шаговой доступности с одной стороны и принятие новых федеральных образовательных стандартов дошкольного образования предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей групп комбинированного вида в ДОУ.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками в предполагает четкую организацию пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность
в работе учителя-логопеда и воспитателя, т.е. логопедизацию всего педагогического процесса.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интересующей содержание комплексной и коррекционных программ.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для детей 5 - 6 лет с тяжелыми нарушениями речи, зачисленных в логопедическую группу детского сада комбинированного вида территориальной ПМПК.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон, связной речи, обучению грамоте детей подготовительной к школе группе старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.
1.1. Планирование данной рабочей программы составлено с учетом профиля логопедической группы, возраста воспитанников на основе современных коррекционно-развивающих программ Министерства образования РФ и методических пособий:
Программа «Подготовка к школе детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под. ред. Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной. – М., 1991г.; Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского
сада для детей с ОНР (с4 до 7 лет) под ред. Н.В. Нищевой. –СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2006.
Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Веракса – М.: Мозаика – Синтез, 2011. Образовательная программа детского сада; Методическое пособие Г.М. Вартапетовой «Обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья в условиях инклюзии. Проектирование программы коррекционной работы»
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с общим недоразвитием речи приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность доступность и повторяемость материала.
Коррекционно – педагогический процесс в группе для детей с общим недоразвитием речи организуется в соответствии с возрастными потребностями и
индивидуально-типологическими особенностями развития воспитанников, объединяющей характеристикой которых является наличие у них специфических
нарушений речи, обусловленных несформированностью или недоразвитием психологических или физиологических механизмов речи на ранних этапах онтогенеза, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Эффективность коррекционно-воспитательной системы с дошкольниками определяется четкой организацией жизни детей в период из пребывания в дошкольном учреждении, правильным распределением нагрузки в течение дня, четкой координацией и преемственностью в работе учителя-логопеда и воспитателей группы. Режим дня и расписание непосредственно-образовательной деятельности строится с учетом возрастных, речевых и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом коррекционно-развивающих задач.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефекта позволяют определить цель, задачи, содержание и формы коррекционного воздействия.
1.2. В основе лежит психолингвистический подход к речевой деятельности как к многокомпонентной структуре, включающей семантический, синтаксический, лексический, морфологический и фонетический компоненты, предполагающей интенсивный и экстенсивный пути развития и формирование «чувства языка».
Целью РП для ТНР является построение системы работы для коррекционно-развивающего воздействия, направленного на устранение речевого дефекта, выравнивание психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.
Одной их основных задач РП для ТНР является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой языка, элементами грамоты, что создает условия для достижения основных целей дошкольного образования, которые сформулированы
в Концепции дошкольного воспитания, формирует психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, реализующей общеобразовательную программу или адаптированную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи,
Задачи РП для ТНР:
• создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
• способствовать общему развитию дошкольников с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе;
• обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
• способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс.
Настоящая Программа рассчитана на один год, который рассчитывается с 1 сентября по 31 августа и позволяет наиболее рационально организовать работу
педагогов в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи, сэкономить время воспитателя и учителя – логопеда на подготовку к занятиям, обеспечить единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей.
2. Характеристика структурных компонентов речи детей пяти лет в норме Фразовая речь Простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов
Понимание речи
Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т. д.); чаще используют прилагательные – признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-
ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево – деревянный, снег – снежный) и т. д. Ярко проявляется словотворчество.
Грамматический строй речи
Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.
Звукопроизношение
Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.
Слоговая структура слов
Не нарушена
Фонематическое восприятие
Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза – коса, поток – потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.
Связная речь
Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.
Приведенные выше данные могут использоваться в работе логопеда как условный эталон возрастной нормы детской речи.
3. Характеристика структурных компонентов речи детей с ОНР
Под общим недоразвитием речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимают такую форму речевой патологии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (фонетики, лексики, грамматики).
Теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Р.Е.Левиной в 1950 – 1960-х годах.
Для детей с ОНР характерно:
- позднее начало речи (в 3-4 года);
- резкое ограничение словаря;
- ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласования, пропуск предлогов и т.д.);
- дефекты звукопроизношения (все виды);
- нарушение фонематического слуха;
- нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
- затруднения в распространении простых предложений и построении сложных. Общее недоразвитие речи может проявляться в разной степени. Условно Р.Е.Левина выделяет три уровня речевого развития:
1-й уровень – отсутствие общеупотребительной речи;
2-й уровень – начатки общеупотребительной речи;
3-й уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического
и фонетико-фонематического недоразвития. Фразовая речь
1-й уровень – фразовая речь отсутствует, ребенок пользуется жестами, мимикой.
Отдельными лепетными словами и многозначными эквивалентами (звукокомплексами, звукоподражаниями).
2-й уровень – появляется простая фраза из 2-3 слов; наряду с жестами и лепетными словами ребенок пользуется простыми конструкциями предложений, но высказывания его бедны, в основном это перечисление воспринимаемых предметов и действий.
3-й уровень – имеется развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; в активной речи ребенок пользуется в основном простыми предложениями; затрудняется или не умеет распространять простые предложения и строить сложные.
Понимание речи
1-й уровень – понимание речи носит ситуативный характер; ярко выражен импрессивный аграмматизм (отсутствие понимание значений грамматических изменений слов, значений предлогов).
2-й уровень – понимание речи значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм и морфологических элементов языка.
3-й уровень – понимание обращенной к ребенку речи приближается к норме, но остаются затруднения в понимании изменений слов, выраженных приставками, суффиксами, в различении оттенков значений однокоренных слов, усвоении
логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.
Словарный запас
1-й уровень – словарный запас резко отстает от нормы; в основном это предметный обиходный словарь, глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.
2-й уровень – словарный запас значительно отстает от нормы; ребенок не знает названия основных цветов, форм, размеров, частей предметов; особенно ограничен словарь действий и признаков; отсутствует навык словообразования и словотворчества.
3-й уровень – словарный запас значительно возрастает, ребенок пользуется всеми частями речи, однако при этом заметно преобладание существительных и глаголов, недостаточно прилагательных (особенно относительных), наречий; предлоги, даже простые, употребляет с ошибками; характерно неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества.
Грамматический строй речи
1-й уровень – фразы нет; ребенок пользуется корневыми словами, лишенными флексий.
2-й уровень – грамматический строй речи не сформирован, попытки словоизменения чаще всего неудачны; имеются грубые ошибки: смешение падежных форм, употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве, отсутствие согласований (имен прилагательных с именами существительными, имен числительных с именами существительными; ошибки в согласовании сказуемого с подлежащим; пропуск предлогов или замена сложных предлогов на простые; ошибки в употреблении форм числа, рода глаголов, в изменении имен существительных по числам.
3-й уровень – ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает специфические ошибки: неправильное согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, в числе, педеже; имен числительных с именами существительными; пропуски и замены предлогов; ошибки в ударениях и падежных окончаниях.
Звукопроизношение
1-й уровень – резко искажено звуковое оформление лепетных слов, характерны фонетическая неопределенность и диффузность; диффузный характер звукопроизношения обусловлен неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.
10
2-й уровень – звукопроизношение значительно отстает от нормы: характерно наличие многочисленных искажений, замен и смешений; нарушено произношение мягких и твердых звуков, звонких и глухих, шипящих, свистящих, аффрикат; проявляется диссоциация между произнесением изолированного звука и употреблением его в спонтанной речи.
3-й уровень – произносительные возможности детей улучшаются, но по-прежнему могут оставаться все виды нарушений (чаще всего свистящий и шипящий сигматизмы, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения); характерны нестойкие замены, когда зук в разных словах произносится по-разному, и замены групп звуков более простыми по артикуляции.
Слоговая структура слова
1-й уровень – слоговая структура грубо нарушена, характерно сокращение слогов от 2-3 до 1-2; отличительная черта этого уровня – ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
2-й уровень – по-прежнему грубо нарушена слоговая структура слов и звуконаполняемость слов; характерны сокращения количества слогов, перестановка слогов и звуков, замена и уподобление слогов, сокращение звуков при стечении согласных.
3-й уровень – нарушений слоговой структуры слов меньше, чем у детей 2-го уровня речевого развития, но все же в наиболее трудных случаях ошибки и искажения остаются те же, особенно страдает звуконаполняемость слов.
Фонематическое восприятие
1-й уровень – фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии; фонематический слух грубо нарушен: ребенок не может отличить слова, сходные по звучанию, но разные по смыслу; задания по звуковому анализу ребенку непонятны.
2-й уровень – выраженная недостаточность фонематического восприятия: ребенок не определяет позицию звука в слове, не может выбрать картинки с заданным звуком, не выделяет звук из ряда других; к звуковому анализу и синтезу не готов.
3-й уровень – по-прежнему недостаточно развиты фонематический слух и фонематическое восприятие; готовность к звуковому анализу и синтезу самостоятельно не формируется.
Сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1,2, 3-м уровнем ОНР по структурным компонентам языковой системы позволяет увидеть динамику развития и достижения ребенка в процессе обучения, выбрать оптимальные
11
методы и приемы работы на каждом этапе, предусмотреть усложнение речевого и учебного материала.
4. Психолого-педагогические особенности детей с общим недоразвитием речи Особенности речевого развития детей с общим недоразвитием речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Часто у детей отмечается соматическая ослабленность, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, снижение мотивации, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Так как общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов, то указанные особенности в развитии детей с общим недоразвитием речи требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
5. Характеристика речевых расстройств у детей старшего дошкольного возраста(5 - 6), поступивших в группу комбинированного вида
12
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением
центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
ОРН (общее недоразвитие речи) – это всегда системное нарушение, требующее целенаправленной и длительной логопедической работы над всеми сторонами речи, так как у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы: фонетической, фонематической и лексико-грамматической.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Дизартрия является следствием нарушений органического характера. Процесс коррекции длительный.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
диагностика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
выпущено |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
дизартрия |
|
алалия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Количество групп |
Дата комплектования групп |
Количество детей |
|
|
|
|
|
|
ОНР II-III |
ринолалия |
дислалия |
заикание |
|
Из них с ЗПР |
Выбыл в течение |
Прибыл в течение |
Оставлено на дальнейших |
С хорошей речью |
|
Со значительными улучшениями |
Без значительного улучшения |
|
|
|
ОНР II |
ОНР III |
ФФН |
ОНР I |
ОНР II |
ОНР III |
|
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
14 |
|
|
|
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
- |
- |
- |
|
- |
- |
|
|
|
22.06.2018 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На данный момент списочный состав группы – 14 человек, имеющих: 1 ребенок – ОНР I уровень речевого развития; дизартрия. 1 ребенок – ОНР Ι-ΙΙ уровень речевого развития; дизартрия. 3 ребенка с ОНР II – III уровнем речевого развития; дизартрия. 7 человек с ОНР ΙΙΙ уровнем речевого развития; дизартрия. 2 человека с ОНР ΙΙΙ-ΙV уровнем речевого развития; дизартрия.
13
Учет уровня развития речи имеет принципиальное значение для построения коррекционного образовательного маршрута ребенка с общим недоразвитием речи.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно-воспитательных задач.
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в
работе всех субъектов коррекционного процесса: учителя – логопеда, воспитателей и родителей.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учетом структуры дефекта детей с ОНР.
6. Содержание коррекционно-образовательной деятельности для детей в старшей группе с тяжелыми нарушениями речи
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают ее основное содержание:
6.1. Диагностическая работа включает:
- своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья;
- раннюю (с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
- комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
- определение уровня актуального и зоны ближайшего развития воспитанника с общим недоразвитием речи, выявление его резервных возможностей;
- изучение развития эмоционально волевой сферы и личностных особенностей воспитанников;
- изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;
- анализ успешности коррекционно – развивающей работы.
6.1.1 Этапы логопедического обследования:
14
- ориентировочный этап;
- этап обследования речевой и познавательной деятельности;
- этап динамического наблюдения за ребенком в процессе обучения и уточнения логопедического заключения.
6.1.2. Принципы логопедического обследования Обследование лиц с нарушением речи:
- комплексность и всесторонность;
- ценность и конкретность;
- индивидуальный подход в установлении контакта;
- изучение в процессе обучения;
- выявление положительных возможностей;
- онтогенетический.
6.2. Коррекционно - развивающая работа Коррекционно – развивающая работа включает в себя:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ, методик и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями;
- организацию и проведение специалистами индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
- коррекцию и развитие высших психических функций;
- развитие эмоционально-волевой сферы личностных сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;
- социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
6.2.1. Основные формы логопедического воздействия

воспитание
коррекция
обучение
Формы
воздействия
адаптация
компенсация
абилитация реабилитация
15
6.2.2 Методы логопедического воздействия Практические методы:
1. Упражнение:
- подражательно – исполнительское;
- конструктивные;
- творческие.
2. Игровой метод
3. Моделирование
Наглядные методы:
1. Наблюдение
2. Рассматривание (рисунков, картин, макетов)
3. Просмотр (видео, презентации)
4. Прослушивание (аудиозаписей)
5. Показ (образца)
Словесные методы:
1. Рассказ
2. Пересказ
3. Беседа (предварительная, итоговая, обобщающая)
4. Чтение
6.3 Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми с общим недоразвитием речи; единых для всех участников образовательного процесса;
- консультирование специалистом педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с воспитанниками с общим недоразвитием речи;
- консультативную помощь в семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с общим недоразвитием речи.
16
6.3.1. Единое коррекционно – образовательное пространство для ребенка с речевыми нарушениями

УЧИТЕЛЬ –
ЛОГОПЕД
ИНСТРУКТОР
ПО
ФИЗ. КУЛЬТУРЕ
ПЕДАГОГ-
ПСИХОЛОГ
МУЗКАЛЬНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
Ребенок
ВОСПИТАТЕЛЬ
Р о д ите л и
6.4. Информационно – просветительская работа предусматривает:
- различные формы просветительской деятельности (индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, индивидуальные практикумы, информационные стенды, печатные материалы, СМИ, презентации, группа для родителей в соц. сетях). Эта работа направлена на разъяснение участникам образовательного процесса – детям с общим недоразвитием речи, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения.
В целом, логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно – образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются учителем – логопедом в строго определенной последовательности.
17
6.5. Алгоритм логопедической работы в группе для детей с общим недоразвитием речи
|
Этапы |
Основное содержание |
|
|
|
|
|
Результат |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Исходная |
|
психолого |
– |
- Психолого-педагогический и логопедический |
|
|||||||||
|
|
педагогическая |
|
и |
мониторинг; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
логопедическая |
|
|
- |
составление |
индивидуальных |
|
маршрутов |
|
||||||
|
|
диагностика |
|
детей |
с |
помощи ребенку с нарушениями речи в МКДОУ и |
|
|||||||||
|
|
нарушениями речи. |
|
семье; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Организационный |
|
|
|
|
|
- составление рабочей программы с детьми, |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
имеющими |
|
сходную |
структуру |
речевого |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
нарушения или уровень речевого развития; |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
- |
составление |
перспективного |
плана |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
взаимодействия |
специалистов |
дошкольного |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
образовательного |
учреждения |
и |
|
родителей |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
ребенка с нарушением речи; |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
- |
формирование |
информационной |
|
готовности |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
педагогов |
|
дошкольного |
образовательного |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
учрежденияиродителейкпроведению |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
эффективной |
|
коррекционно- |
педагогической |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
работы с детьми. |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
Решение |
|
|
задач, |
- Согласование, уточнение (при необходимости – |
|
|||||||||
|
Основной |
заложенных |
в |
рабочую |
корректировка) меры и характера коррекционно- |
|
||||||||||
|
программу коррекционно- |
педагогического |
влияния |
|
участников |
|
||||||||||
|
развивающей работы. |
|
коррекционно-образовательного процесса; |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
- достижение определенного позитивного эффекта |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
в устранении у детей отклонений в речевом |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
развитии. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
Оценка |
качества |
и |
- |
Определение |
дальнейших |
образовательных |
|
|||||||
|
Заключительный |
устойчивости результатов |
коррекционно- |
образовательных |
перспектив |
|
||||||||||
|
коррекционно- |
речевой |
выпускников группы для детей с нарушениями |
|
||||||||||||
|
работы ребенком. |
|
речи; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
- решение о прекращении логопедической работы |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
с ребенком (группы), изменение ее характера или |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
корректировка |
индивидуальных маршрутов и |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
рабочей |
программы |
и |
|
продолжение |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
логопедической работы. |
|
|
|
|
|
||||
18
6.6. Принципы логопедической работы
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
● коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей); ● профилактического;
● развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно- развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции казуального типа
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и казуальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Казуальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать казуальную.
4. Деятельностный принцип коррекции
Данный принцип означает, что главным способом коррекционно – развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
19
5. Учет возрастно- психологических и индивидуальных особенностей ребенка
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, напоминая в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в обучении, так и в воспитании детей с общим недоразвитием речи всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: метод арт-, сказко-
, песко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
В целом, логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно - образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются учителем – логопедом в строго определенной последовательности.
6.7. Содержание коррекционной работы учителя – логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи
|
Задачи коррекционной работы |
Содержание коррекционной работы |
|
Практическое усвоение |
Развивать понимание речи, уточнять и расширять |
|
лексических средств языка |
словарь детей, постепенно учить, самостоятельно, |
|
|
называть нужное слово. |
|
Практическое усвоение |
Овладевать навыками и умениями передачи связей |
|
грамматических средств языка |
слов с помощью продуктивных окончаний; |
|
|
согласовывать глагол с существительным в числе и |
20
|
|
лице; сопоставлять различные формы слова; |
|
|
Образовывать падежные формы существительных |
|
|
единственного и множественного числа; составлять |
|
|
по модели простые предложения, состоящие из |
|
|
подлежащего и сказуемого. |
|
Формирование правильного |
Совершенствовать фонематический слух путем |
|
звукопроизношения |
формирования умения различать на слух фонемы |
|
|
родного языка; обучать правильному произношению |
|
|
звуков раннего и среднего онтогенеза, вызывать |
|
|
отсутствующие звуки их автоматизировать и |
|
|
дифференцировать; |
|
|
Формировать слоговую и ритмическую структуру |
|
|
речи. |
|
Развитие навыков связной |
Учить подбирать короткие фразы, состоящие из |
|
речи |
простых одно-двухсложных слов с повторяющимися |
|
|
согласными; составлять простые предложения с |
|
|
опорой на картинку, демонстрацию действий; |
|
|
совершенствовать диалогическую речь детей. |
7. Формы и средства организации коррекционной непосредственно – образовательной деятельности
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-
фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста предполагает комплексное планирование логопедической работы.
(приложение №1 «Годовой план»).
Как правило, две недели сентября отводится для углубленной диагностики, сбора анамнеза, что отмечается в речевых картах, заполняемых на каждого ребенка группы.
(приложение №2 «Речевая карта»)
Индивидуальная деятельность с детьми, наблюдения за детьми в режимных моментах, способствуют составлению и обсуждению плана работы. В сентябре специалисты, работающие в логопедической группе, на медико-психолого-педагогическом совещании обсуждают результаты обследования детей и проведенной диагностики.
(приложение №3 «Отчет об общем и речевом развитии детей учителя – логопеда»).
21
Также в этот период утверждается план работы группы на весь учебный год.
Формами логопедического обучения в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида являются, согласно Федеральным государственным стандартам к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ):
Непосредственно- образовательная деятельность (НОД):
Экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игры, викторины, чтение и обсуждение, инсценирование и драматизация, оформление выставок, портфолио, продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация).
Дети зачисленные в специальную группу находятся в детском саду с сентября по май. Логопедическая и воспитательская образовательная деятельность проводится ежедневно. Продолжительность учебной недели 5 дней. НОД (30 – 35 мин) проводится в утренние часы, их количество зависит от периода обучения по 30 минут с обязательным десятиминутным перерывом между организованной ОД (согласно нормативам СанПиН 2.4.1.2660 – 10.).
Воспитательская НОД проводится после логопедической, а некоторые из них, - согласно режиму дня, во второй его половине до или после прогулки. Эта работа определяется сеткой непосредственно – образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, утвержденной заведующим МКДОУ.
(Приложение №4 «Сетка коррекционно- образовательной деятельности»). Индивидуальная и фронтальная логопедическая ОД планируется с 8-00тдо 12-00
и с 14-00 до18-00.
(Приложение№5 «Циклограмма КОД учителя – логопеда)
Во второй половине дня в течение недели выделяется 30 минут на коррекционную работу воспитателя с подгруппой или отдельными детьми по заданию учителя – логопеда, согласно СанПиН 2.4.1.2660- 10. Эта работа ведется в Журнале взаимодействия учителя – логопеда и воспитателя.
(Приложение№6 «Журнал взаимодействия учителя – логопеда и воспитателей»).
Все обучение условно делится на периоды согласно лексическим темам. (Приложение №7 «Тематическое планирование»). Образовательная деятельность в ходе режимных моментов ОД:
22
●Социально – коммуникативное развитие – ситуативные беседы, развитие
трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки
самообслуживания, формирование навыков безопасного поведения;
●Познавательное - речевое развитие – создание речевой развивающей среды,
свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин,
иллюстраций, разговоры с детьми.
Изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные в СД звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи на базе пройденного речевого материала;
●Художественно – эстетическое развитие: использование музыки как части НОД, в повседневной жизни, в игре, в гимнастике, привлечение внимания к звукам.
●Физическое развитие – закаливающие процедуры, артикуляционная, пальчиковая гимнастика, упражнения и подвижные игры в течение дня. Самостоятельная деятельность детей: малоподвижные игры и артикуляционные, мимические, пальчиковые упражнения; индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками; чтение коротких стихов, игры по мотивам художественных произведений, сюжетно-ролевые игры, развивающие; рисование, лепка, конструирование, рассматривание репродукций картин.
(Приложение №8 «Календарное планирование КД учителя – логопеда). Организация СД учителем – логопедом направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение
словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом – маршрутом.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в «чистом виде» не встречаются.
Понятие «Общее недоразвитие речи» принимается в такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:
- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений; - развитие речи и опоры на онтогенез (учет закономерностей развития детской речи в норме);
23
- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названых направлений и взаимоподготовка);
- дифференцированный подход к логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений произношения. На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические
и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания, мышления, воображения – обязательная составляющая индивидуального логопедического занятия.
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физминуток, а с другой – будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.
Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:
- развитие артикуляционной моторики;
- формирование правильных артикуляционных укладов;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком); - развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершенствование лексико-грамматических конструкций; - развитие неречевых психических процессов; - развитие мелкой моторики пальцев рук.
24
(Приложение №9 «Индивидуальный маршрут»)
Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее: для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонематическим группам; звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсрочено во времени; окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и способствовал развитию связной речи.
(Приложение №10 «Планирование индивидуальной коррекционной деятельности учителя – логопеда»)
При проведении индивидуальной коррекционной работы по исправлению недостатков звукопроизношения, учителю – логопеду необходимы четкая организация работы, знание особенностей речи и личности ребенка, учет специфических проявлений дефекта (нарушение звукопроизношения при дислалии, ринолалии, дизартрии и др.). Индивидуальная совместная деятельность
с каждым ребенком проводятся ежедневно и отмечается количеством проведенных мероприятий в течение каждого месяца.
(Приложение №11 «Индивидуальное планирование»).
Начиная с июня, учитель – логопед проводит индивидуальную коррекционную деятельность.
В каждом периоде обучения выделяются лексические темы, связанные с ближайшим окружением детей, имеющие большую практическую значимость и важные для организации общения. Намечается объем работы по совершенствованию словарного запаса, воспитанию навыка словообразования, усвоению грамматических категорий самостоятельной речи.
25
(Приложение №12 «План лексических тем в старшей группе»).
Содержание логопедической работы на первом году обучения нацелено на дальнейшее развитие связной речи детей (диалогической и монологической). Для решения этой задачи продолжается уточнение и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, практическое овладение сложными формами словоизменения и работа над словом, предложением и связной речью. Развитие слухового внимания, сознательного восприятия речи, смысловых и звуковых дифференцировок является необходимым условием успешного обучения.
Подбор речевого материала для коррекционной работы, методические приемы определяются, общими целями коррекции с учетом конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми в процессе работы воспитателя по различным разделам программы детского сада. Особого внимания требует подбор
и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение словообразованием и словоизменением.
НОД включает в себя:
- формирование лексико-грамматических средств языка; - обучение диалогической и монологической речи;
- совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; - овладение элементами грамоты.
При проведении коррекционно – воспитательной работы учитель – логопед и воспитатель широко опираются на непосредственный опыт детей, и предметно-практическую деятельность, что позволяет обеспечить комплексный характер обучения.
Для собрания базы информационных ресурсов по коррекционным проблемам в работе учителя – логопеда намечаются темы самообразования и планируется работа в данном направлении
(Приложение №13 «План самообразования»).
На каждого ребенка группы оформляется индивидуальная тетрадь. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, учитель – логопед в этой тетради предлагает задания и дает методические рекомендации по их выполнению. Могут использоваться рабочие тетради на печатной основе.
(Приложение «14 «Индивидуальные тетради»).
В процессе решения названных задач особое внимание уделяется самостоятельности и произвольности речи. Для работы с детьми используются обычные общие тетради для выполнения домашнего задания. Для учета
26
посещаемости занятий детьми заводится специальная тетрадь, в которой оформляется список детей группы, где ежедневно отмечается посещение детей.
Важным условием результативности организации непосредственно обучающей и развивающей деятельности будет являться, насколько последовательно реализуются
7.1 Дидактические принципы:
1. Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно - развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможно через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5. Концентрический.
В коррекционно – развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов
27
разного профиля – учителя – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя и руководителя по физической культуре.
8. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Представленный мониторинг позволяет провести исследование состояния общего
и речевого развития дошкольников 5 – 6 лет с общим недоразвитием речи и составить диагностику. Методика мониторинга представляет цели, методы, процедуру исследования и критерии оценки развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи, количественный анализ оцениваемых показателей развития. Учитель – логопед, используя данный мониторинг, имеет возможность сравнить
количественные и качественные показатели развития всех языковых компонентов детей в начале и в конце учебного года и получить объективные данные о динамике развития каждого ребенка и группы в целом. Кроме этого, методика позволит выявить компоненты речи, требующие дополнительного коррекционного воздействия, индивидуального для каждого ребенка.
9. Взаимодействие участников коррекционно – развивающего процесса в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
|
Учитель – |
Ребенок с |
Родители |
|
|
логопед |
ОНР |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
![]()
Педагогический
коллектив
МКДОУ
Педагогический коллектив МКДОУ представлен: заведующей, старшим воспитателем, учителем – логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом, воспитателями, младшими воспитателями и другими специалистами.
28
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети, не овладевшие в нормативные сроки произношением, связной речью составляют значительную часть. Они в дальнейшем составляют основную группу риска по неуспеваемости в школе, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся речевых дефектов. На базе нашего МКДОУ создано тесное взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю – логопеду.
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильного организованного взаимодействия учителя – логопеда, воспитателей, музыкального руководителя и родителей. Каждый из них решая свои задачи, определены образовательными программами и положениями о МКДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Учитель – логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно – педагогическом процессе МКДОУ. Он планирует и координирует психолого – педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Реальная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определить основные направления коррекционно – развивающей работы и умело реализовывать личностно – ориентированные формы общения с детьми.
Учитель – логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно – педагогическом процессе МКДОУ. Он планирует и координирует психолого – педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.
Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно – развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.
Учитель – логопед взаимодействует со специалистами МКДОУ по следующим направлениям:
29
- учитель – логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация программ развития, реализация образовательных программ, участие в ПМПК);
- учитель – логопед и старший воспитатель (помощь в организации
взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ);
- учитель – логопед и медицинская сестра (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку);
- учитель – логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, подвижные – речевые игры, дыхательная гимнастика);
- учитель – логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально – речевое занятие, музыкально – речевые игры).
9.1. Модель взаимодействия участников коррекционно непосредственно-образовательного процесса
![]()
|
|
|
|
Старший |
|
|
семья |
Учитель - логопед |
|
||
|
|
|
|
воспитатель |
|
|
|
|
|
воспитатель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Педагог - психолог |
|
Ребенок |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Инструктор по |
|
Музыкальный |
|
|
физической культуре |
Медецинский |
руководитель |
|
|
|
|
|
работник
9.2. Основными задачами совместной коррекционной работы учителя – логопеда и воспитателя являются:
- Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- формирование правильного звукопроизношения;
30
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие связной речи.
Вместе с тем функции воспитателей и логопеда должны быть достаточно четко определены и разграничены.
9.3. Совместная коррекционная деятельность учителя – логопеда и воспитателей
|
Учитель - логопед |
Воспитатели |
|
|
1. |
Создание условий для проявления |
1. Создание обстановки эмоционального |
|
речевой активности и подражательности, |
благополучия детей в группе. |
|
|
преодоления речевого негативизма. |
|
|
|
2. |
Обследование речи детей, психических |
2. Обследование общего развития детей, |
|
процессов, связанных с речью, |
состояние их знаний и навыков по |
|
|
двигательных навыков. |
программе предшествующей возрастной |
|
|
|
|
группы. |
|
3. |
Заполнение речевой карты, изучение |
3.Заполнение протокола обследования, |
|
результатов обследования и определение |
изучение результатов его, с целью |
|
|
уровня речевого развития ребенка. |
перспективного планирования |
|
|
|
|
коррекционной работы. |
|
4. |
Обсуждение результатов обследования. |
4. Составление психолого – |
|
|
|
педагогической характеристики группы в |
|
|
|
целом. |
|
5. |
Развитие слухового внимания детей и |
5.Воспитание общего и речевого |
|
сознательного восприятия речи. |
поведения детей, включая работу по |
|
|
|
|
развитию слухового внимания. |
|
6. |
Развитие зрительной, слуховой, |
6. Расширение кругозора детей. |
|
вербальной памяти. |
|
|
|
7. |
Активизация словарного запаса, |
7. Уточнение имеющегося словаря детей, |
|
формирование обобщающих понятий. |
расширение пассивного словарного |
|
|
|
|
запаса, его активизация по лексико- |
|
|
|
тематическим циклам. |
|
8. |
Обучение детей процессам анализа, |
8. Развитие представлений детей о |
|
синтеза, сравнения предметов по их |
времени и пространстве, форме, величине |
|
|
составным частям, признакам, действиям. |
и цвете предметов (сенсорное |
|
|
|
|
воспитание). |
|
9. |
Развитие подвижности речевого |
9. Развитие общей, мелкой и |
|
аппарата, речевого дыхания и на этой |
артикуляционной моторики у детей. |
|
|
основе работа по коррекции |
|
|
|
звукопроизношения. |
|
|
|
10. Развитие фонематического восприятия |
10. Подготовка детей к предстоящей |
|
|
детей. |
коррекционной работе с логопедом, |
|
|
|
|
включая выполнение заданий и |
|
|
|
рекомендаций логопеда. |
|
|
|
31 |
|
11. |
Обучение детей процессам звуко- |
11. Закрепление речевых навыков, |
|
слогового анализа и синтеза слов, анализа |
усвоенных детьми на логопедических |
|
|
предложений. |
НОД. |
|
|
12. |
Развитие восприятия ритмико- |
12. Развитие памяти детей путем |
|
слоговой структуры слова. |
заучивания речевого материала разного |
|
|
|
|
вида. |
|
13. |
Совершенствование навыков |
13. Закрепление навыков |
|
словоизменения словообразования. |
словообразования в различных играх и |
|
|
|
|
упражнениях. |
9.4. Система взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
![]()
|
|
|
|
|
Учитель – |
|
Музыкальный |
|
логопед |
|
руководитель |
|
|
|
|
![]()
Проведение мониторинговых исследований, консультационных объединений.
Использование упражнений
на развитие основных движений
![]()
Использование упражнений на различение звуков по высоте, Вокальных упражнений
![]()
Использование упражнений для выработки правильного фонационного выдоха.
![]()
Работа над просодической стороной речи.
![]()
Проведение логоритмики
Для повышения эффективности коррекционной работы используются различные дополнительные средства, одно из них – логоритмика, т.е. сочетание музыки, движения и речи. Логопедическая ритмика является здоровьесберегающей технологией, она влияет на общий тонус, моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных процессов ЦНС, активированию коры головного мозга.
Включение занятий по логоритмике в комплекс мероприятий по преодолению ОНР различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности
32
для успешного развития и обучения детей и позволяет создать такие условия, при которых ребенку будет в учреждении абсолютно комфортно и уютно.
Приложение №15 «Перспективный план по логоритмике»
9.5. Система взаимодействия учителя – логопеда и инструктора по физической культуре по созданию условий для коррекции и компенсации речевой патологии
![]()
|
Учитель - логопед |
Инструктор по |
Развитие мелкой и общей |
|
|
физической |
|
|
культуре |
моторики |
|
|
|
|
|
|
|
Развитие речевого и |
|
|
Проведение мониторинговых |
физиологического дыхания |
|
|
|
|
|
|
исследований, консультационных |
|
|
|
объединений |
Речевые подвижные игры |
|
|
|
|
Речевые игры помогают развивать мышление и речь ребёнка, преодолевать те или иные логопедические трудности в произношении отдельных слов и звуков, делают речь богатой и выразительной, поддерживают интерес детей к занятию, поддерживают физиологическую потребность в движениях. Кроме того, в речевых играх есть возможность совершенствовать те основные движения, которые должны быть развиты у детей дошкольного возраста.
Таким образом, решаются следующие задачи:
• коррекция звукопроизношения;
• упражнение детей в основных движениях;
• становление координации общей моторики;
• умение согласовывать слово и жест;
• воспитание умения работать сообща.
Приложение № 16 «Речевые подвижные игры»
33
10. Вовлечение родителей в коррекционно образовательный процесс в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родители являются не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.
В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников.
Цель работы с семьями воспитанников: «Создание единого коррекционно-образовательного и оздоровительного пространства в процессе вовлечения родителей в педагогическую деятельность учреждения».
В основе работы учителя – логопеда с родителями лежат следующие задачи:
- объединение усилий педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
- повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка;
- оказание помощи родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
- обучение родителей конкретным приемам коррекционной работы;
- приобщение родителей к участию в жизни группы.
Учитель – логопед строит свою работу на следующих принципах:
• Единый подход педагогов и родителей к воспитанию ребенка;
•Взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
• Дифференцированный подход к каждой семье;
• Уважение и доброжелательность друг к другу;
• Открытость дошкольного учреждения для родителей;
• Равноправие и равноответственность родителей и педагогов МКДОУ.
Формы работы учителя – логопеда с родителями:
- беседы;
- консультации;
- родительские собрания (традиционные, нетрадиционные);
34
- День открытых дверей;
- анкетирование;
- группа для родителей в соц. сетях «Земляничка и мы»;
- организации выставок;
- народные праздники и развлечения;
- еженедельные домашние задания;
- открытые логопедические занятия;
- организация стендов «Уголок для родителей»;
- фотовыставки (тематическая лестница);
- брошюры – памятки (буклеты);
- совместные проекты;
- совместное создание предметно – развивающей среды.
Деятельность работы учителя – логопеда с родителями направлена на:
• Изучение семей воспитанников;
• Психолого – педагогическое просвещение;
• Сотрудничество и сотворчество педагогов, родителей и детей;
• Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
• Изучение и обобщение опыта взаимодействия с семьей.
Приложение № 17 «План работы с родителями»
11. Организация предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи
35
Совместная деятельность учителя – логопеда и воспитателей логопедической группы складывается также из оснащения развивающего предметного пространства в кабинете и групповом помещении.
На учителя – логопеда возлагаются обязанности:
- по насыщению предметно – развивающей среды и оборудованию логопедического кабинета в соответствии с требованиями;
- по систематизации и пополнению дидактического, методического материала по разделам.
Правильно организованная предметно – пространственная развивающая среда в группе и логопедическом кабинете создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребенку проявить свои способности не только в образовательной, но и
в свободной деятельности; стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности
в себе, а значит способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Предметно – развивающее пространство организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого.
Обстановка, созданная в кабинете, уравновешивает эмоциональный фон каждого ребенка, способствует его эмоциональному благополучию.
Найти индивидуальный подход к ребенку – залог успеха логопедической работы. Поэтому учитель – логопед, учитывает индивидуальные особенности детей, находит подход к любому ребенку, старается установить с ним доверительные отношения, заинтересовать ребенка, внушить ему уверенность в достижении положительных результатов.
В группе созданы условия для развивающей работы с детьми с учетом их особенностей: достаточно широкие возможности для передвижения детей и для их разнообразной двигательной деятельности; наличие игр и пособий для развития мелкой моторики рук и конструктивного праксиса; наличие картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно – печатных дидактических игр для уточнения произношения гласных и согласных звуков, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборки игр для совершенствования грамматического строя речи, картинок и игрушек для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели заботятся о том, чтобы в группе было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.
36
В кабинете логопеда развивающая среда организованна таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Для этого постоянно обновляются дидактические игры и материалы для развития лексико-грамматической стороны речи, фонетико-фонематической стороны речи, сенсомоторной сферы, связной речи и речевого общения.
Особое внимание уделяется оборудованию места для образовательной деятельности у зеркала, где дети ежедневно проводят большое количество времени. В качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики используются картинки и забавные игрушки. Это позволяет постоянно поддерживать интерес детей к занятиям у зеркала и вносит в занятия игровой момент.
Полки в шкафах в кабинете логопеда открыты и доступны детям. На них располагается сменный дидактический материал, игры и пособия по лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда.
12. Планируемые результаты коррекционной непосредственно – образовательной работы в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи
В итоге логопедической работы воспитанники старшей группы должны научиться:
1. Понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
2. Фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
3. Правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
4. Пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями и сложными предложениями, владеть навыками объединения их
в рассказ;
5. Владеть элементарными навыками пересказа;
6. Владеть навыками диалогической речи;
7. Владеть навыками словообразования: продуцировать названия имен существительных от глаголов, прилагательных от имен существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм имен существительных;
8. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родо-видовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и некоторые сложные предлоги – употребляться адекватно;
37
9. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т.д.);
10. Владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания слогов, слов в пределах программы.
Результативность логопедической работы отслеживается через мониторинговые (диагностические) исследования два раза в год (2 – я половина сентября, мая) с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции. Результаты мониторинга находят отражение:
-в «Экране звукопроизношения группы» с отслеживанием динамики коррекции звукопроизношения каждого ребенка;
- в речевых картах воспитанников группы;
-в диагностическом обследовании речевого развития воспитанников группы по разработанным «Методическим рекомендациям к проведению диагностирования уровня развития воспитанников с ОНР по разделу речевое развитие» Планируемый результат – достижение каждым ребенком уровня речевого
развития, соответствующего возрастным нормам, предупреждение возможных трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Приложение №18 «Модель выпускника»
Список литературы
1. Волкова Г.А. «логопедическая ритмика» - М.: Гуманит. Изд. Центор ВЛАДОС,
2003.
2. Вартапетова Г.М. « Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии. Проектирование программы коррекционной работы: методическое пособие/ Г.М. Вартопетова. – Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО,
2012.
3. Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних детей». – М.: ТЦ Сфера,
2007.
4. Коррекция нарушений речи у дошкольников: Часть 1 и часть 2. Под ред. Л.С.
Сековец. – М.: АРКТИКИ, 2005.
5. Крупенчук О.И. Речевая карта для обследования ребенка дошкольного возраста.
– СПб.: Издательский дом «Литера», 2013.
6. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей. – СПб.: КОРОНА принт,
2005.
38
7. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/
8. Смирнова И.А. «Логопедический альбом для обследования звукопроизношения» наглядное методическое пособие. – СПБ. – М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2006.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы»/ Под. ред. М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой, Н.Е. Вераксы – М.: «МОЗАИКА –
СИНТЕЗ» - 2011.
10. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: М.: ТЦ Сфера, 2015.
11. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка к школе детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада.
12. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В.« Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями
речи Коррекция нарушений речи». – М.: «Просвещение» 2008.
13. Чернякова В.Н. Игровые технологии формирования звукопроизношения у детей
4 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
14. Чистякова И.А. «33 игры для развития глагольного словаря дошкольников». – СПб.: КАРО, 2005.
15.Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет/ Сост. Н.А. Гоголева, Л.В. Цыбирева/ Под. ред. М.Д. Маханевой. - М.: Сфера, 2015.
16.Яцель. О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах/ О.С. Яцель. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
39
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.