МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство
образования Новосибирской области
Управление образования
Искитимского района
МКОУ «ООШ п. Барабка»
РАССМОТРЕНО на заседании педагогического совета Протокол № _ |
УТВЕРЖДАЮ директор МКОУ "ООШ п. Барабка" ______________/________________/ Приказ № _
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «ТЕАТРиК»
для обучающихся 1-9 классов
п. Барабка 2023
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ТЕАТРиК» разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов МКОУ «ООШ п. Барабка».
Программа «ТЕАТРиК» рассчитана на занятия с детьми в возрасте от 7 до 16 лет.
Для приёма ребёнка в группу необходим, прежде всего, его интерес к театральному искусству и желание развиваться в этом направлении, познавать многогранный, необъятный мир театра. Приём производится на основе заявления родителей ребёнка.
В результате освоения программы будет получен базовый объем компетенций в области сценического искусства, развиты творческие способности детей, расширен кругозор в области современного театрального искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТЕАТРиК»
Театр, как и большинство культурных явлений, уходит своими корнями в синкретическую, по своей сущности, первобытную культуру. Развитие и осмысление этого явления в истории проходит по двум основным направлениям:
- театр как обучающая и развивающая среда;
- театр как осуществление поиска новой театральной реальной эстетики.
Эти два направления могут казаться принципиально разными. Ещё в 80- е годы ХХ века на конференциях, посвящённых детскому театральному движению, режиссёры и педагоги убеждённо доказывали, что цели искусства и педагогики в детских театральных коллективах несовместимы. Однако реальная практика своим упорством часто опровергает самую убедительную теорию. Детские театральные коллективы, идущие самыми разными путями, снова и снова пытаются совместить решение педагогических и эстетических задач и не желают их разграничивать.
Программа «ТЕАТРиК» построена на обучении детей саморегуляции и налаживанию межличностных процессов.
Деятельность педагога направлена на выработку произвольного внимания, рабочей мобилизации, умения распределять ответственность, умения читать поведение другого человека и правильно выбирать свой тип поведения для решения жизненных задач.
За время работы по данной программе осуществляется значительное количество творческих работ, но на протяжении всего процесса обучения перед педагогом, прежде всего, стоят учебные, а не художественные задачи.
Программа предполагает быструю адаптацию вновь прибывших детей в группах с постоянным контингентом в любой временной период учебного года.
Специфика театрального искусства такова, что процесс приобретения технических навыков по речи и пластике, весь долгий и сложный путь от создания до воплощения актёрского образа в спектакле просто немыслим в рамках исключительно коллективных, групповых занятий.
Работа над ролью – это сложный, кропотливый труд, в котором необходим тесный творческий контакт между воспитанником и педагогом. Именно поэтому программа подразумевает наличие индивидуальных и мелкогрупповых занятий по текущим темам. Индивидуальная работа является неотъемлемой и обязательной формой работы в процессе обучения комплексу театральных дисциплин.
Каждый обучающийся имеет свои, сугубо личные особенности физиологического и психического устройства и проблемы, возникающие на стадии усвоения материала, могут быть различными. Невозможно тормозить процесс обучения всей группы в целом из-за того, что кто-либо из детей не осваивает тему сразу. В этом случае индивидуальная работа остаётся единственно возможным вариантом решения возникшей проблемы. Как показывает практика, чаще всего индивидуальная работа требуется по разделу сценической речи, а также на стадии работы над ролью. Педагог подбирает упражнения и задания исходя из конкретных проблем и вопросов конкретного учащегося.
Театр – искусство коллективное. И вместе с тем театр – искусство индивидуальностей; ансамбль, объединённый одной общей целью, которой является постановка спектакля. Именно к достижению этой цели направлены все усилия, все компоненты творческого обучающего процесса. Именно в этом направлении бурно развивается фантазия и воображение детей как в области создания образа, так и в сфере создания костюмов, декораций, реквизита и т.д.
Цель и задачи программы
Цель программы: содействие личностному развитию школьников 7-16 лет средствами комплексного подхода в художественном образовании (через создание и деятельность самодеятельного театрального коллектива).
Задачи программы
• научить комплексу принципов и приёмов, необходимых для работы над ролью;
• расширить знания в области драматургии;
· развивать навык творческого подхода к работе над ролью;
· развивать пластические и речевые данные;
· развивать воображение, фантазию и память;
· воспитывать художественный вкус;
· прививать культуру осмысленного чтения литературных и драматургических произведений;
· воспитывать социально адекватную личность, способную к активному творческому сотрудничеству;
· воспитывать дух команды, взаимовыручки и поддержки в группе, учить корректно общаться друг с другом в процессе репетиций.
Сроки реализации программы
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность образовательного процесса составляет 68 часов - 2 часа в неделю:
Содержание учебного курса.
РАЗДЕЛ 1. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства
Роль театрального искусства в формировании личности. Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда артистов театра.
История возникновения театра. Виды театрального искусства. Культура поведения в театре. «Зритель» и «фанат». Структура театра, основные профессии: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. Сценарий и правила работы с ним. Выразительное чтение разных текстов.
РАЗДЕЛ 2. Ритмопластика
Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Владение своим телом, свобода и выразительность движений.
Постановка танцев (для отдельных эпизодов).
Раздел 3. Театральная игра
Театральные игры, импровизация. Действия с воображаемым предметом. Пластические, ритмические, музыкальные игры.
Этюд. Сценический этюд. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). Артикуляция. Работа над дикцией.
РАЗДЕЛ 4. Этика и этикет
«Этика», «этикет», «этикетка» Такт. Золотое правило нравственности. Культурный человек… Какой он?
РАЗДЕЛ 5. Культура и техника речи
Учимся говорить красиво. Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Правильная артикуляция, чёткая дикцией, разнообразная интонация. Дыхательные и артикуляционные упражнения. Выразительное чтение поэзии и прозы. Работа над выразительностью речи.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
• умение организовывать самостоятельную творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
• анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
• планировать свои действия на отдельных этапах работы над выступлением, пьесой;
• осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности
• осваивать начальные формы познавательной и личностной рефлексии; позитивной самооценки своих актёрских способностей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
۰ пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя.
۰ понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
۰ проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям, в инсценизации.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
۰ включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
۰работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
۰ обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; понимать свой успех и неуспех;
۰предлагать помощь и сотрудничество другим;
۰ слушать собеседника и слышать его;
۰ договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
۰ формулировать собственное мнение и позицию;
۰уметь слушать и слышать товарищей; понимать их позицию;
۰осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
۰ выполнять упражнения актёрского тренинга;
۰строить этюд в паре с любым партнёром;
۰ развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
۰учатся говорить четко, красиво;
۰ видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
۰ сочинять этюды на заданную тему;
۰изучать особенности декламации стихотворного текста и прозы;
۰ умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение, счастье).
IV. Учебно-тематический план
Количество часов: 68 часов, в неделю: 2 часа
№ п/п |
Разделы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1. |
Организационное занятие. Основы театральной культуры. Театр как вид искусства |
32 |
10 |
22 |
2. |
Ритмопластика |
6 |
2 |
4 |
3. |
Театральная игра |
14 |
4 |
10 |
4. |
Этика и этикет |
4 |
2 |
2 |
5. |
Культура и техника |
12 |
2 |
10 |
|
Итого: |
68 |
20 |
48 |
V.Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
Теоретические навыки |
Практические навыки |
|
1 |
ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ. ТЕАТР КАК ВИД ИСКУССТВА Вводное занятие «Что такое театр?». Особенности театра. |
1 |
Словарь: театр, актер, аншлаг, бутафория, декорации. |
Игра «Назови свое имя ласково». |
|
2 |
Виды театрального искусства. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример. |
2 |
Драма, комедия, трагедия, интермедия |
|
|
3 |
Подготовка ко Дню учителя. Обсуждение декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Распределение ролей. |
2
|
Словарь: балет драматический; Театр зверей, кукольный. |
Представьте разные театры. Подготовка костюмов, декораций. |
|
4 |
Подготовка декораций и костюмов. Репетиция. Работа над темпом, громкостью речи. |
2 |
Декорации. |
Выразительное чтение стихов.
|
|
5 |
Генеральная репетиция к празднику День учителя. |
2 |
|
|
|
6 |
Анализ выступления на празднике День учителя (недостатки, интересно ли было работать над спектаклем, что будем делать дальше). |
2 |
|
Учимся высказывать отношение к работе, аргументируя |
|
7 |
Что такое сценарий? Обсуждение сценария сказки «Рукавичка» на новый лад. |
2 |
|
|
|
8 |
Выразительное чтение сказки по ролям. |
2 |
|
Учимся выразительному чтению |
|
9 |
Культура поведения в театре. Понятия «зритель» и «фанат». Обсуждение сценария. |
2 |
|
|
|
10 |
Театральное здание. Зрительный зал. Сцена. Мир кулис. |
2 |
Кулисы, рампа, подмостки. |
||
11 |
Знакомство с Новогодними сказками. Чтение сказок по ролям. |
2 |
|
Работа над артикуляцией звуков. |
|
12 |
Сценарий и правила работы с ним. |
2 |
Сценарий, сценарист |
|
|
13 |
Выбор сценария для постановки на Новый год. Распределение ролей с учетом пожеланий артистов. |
2 |
|
||
14 |
Подбор музыкального сопровождения. Репетиция. Изготовление декораций. |
2 |
Декорации |
|
|
15 |
Изготовление декораций, костюмов. Репетиция. |
2 |
|
Изготовление декораций и костюмов |
|
16 |
Генеральная репетиция Новогоднего сценария. |
2 |
|
|
|
17 |
Обсуждение спектакля (успех или неуспех? ошибки, недостатки). |
2 |
|
||
18 |
РИТМОПЛАСТИКА Ритмопластика массовых сцен и образов. Совершенствование осанки и походки. Учимся создавать образы животных. |
2 |
Осанка, и походка. |
||
19 |
Творческие задания «Изобрази», «Войди в образ». «Профессионалы», «Что бы это значило», «Перехват». Упражнения «Исходное положение», « Зернышко» |
2 |
|
Учить показывать животных с помощью мимики. |
|
20 |
Музыкальные пластические игры и упражнения. Работа в парах, группах, чтение диалогов, монологов. |
2 |
|
Работа над дикцией и пластикой. |
|
21 |
ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА Этюд как основное средство воспитания актера. Этюд – «средство вспомнить жизнь» (К.С. Станиславский). |
2 |
Этюд, диалог, монолог. |
|
|
22
|
Шутливые словесные загадки. Найди ошибку и назови слово правильно.
|
2 |
|
|
|
23 |
Подготовка ко Дню 8 Марта. Выбор сценок и распределение ролей. Подбор музыкального сопровождения. |
2
|
|
Работа над движениями на сцене. |
|
24 |
Генеральная репетиция. Подготовка костюмов и декораций. |
2 |
|
|
|
25 |
Обсуждение праздничного выступления. |
2 |
|
Учить высказывать свое мнение, аргументируя. |
|
26 |
Этюд как основное средство воспитания актера. Беспредметный этюд на контрасты (2 человека, сцена разделена перегородкой). «Разговор по телефону с невидимым оппонентом». |
2 |
|
|
|
27
|
Сценический этюд: «Диалог – звукоподражание и «разговор» животных. (Курица – петух, свинья-корова, лев-баран, собака – кошка, две обезьяны, большая собака – маленькая собака) |
2 |
Д/и «Угадай животное». |
Показ «разговора» животных. |
|
28 |
ЭТИКА И ЭТИКЕТ «Этика», «этикет», «этикетка», научиться их различать. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». |
2 |
Познакомить с понятиями «этика», «этикет». |
Ирга: « Я начну, а вы кончайте...» |
|
29
|
Понятие такта. Золотое правило нравственности «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». |
2 |
|
|
|
30 |
КУЛЬТУРА И ТЕХНИКА РЕЧИ. Что такое культура и техника речи. Выразительное чтение поэзии и прозы.
|
2 |
|
|
|
31 |
Учусь говорить красиво. Что значит красиво говорить? «Сквернословие… это всегда плохо или иногда хорошо?». |
2 |
Познакомить с понятиями «сквернословие». |
Учить высказывать свое мнение, аргументировать |
|
32 |
Культура и техника речи. В мире пословиц, поговорок, скороговорок.
|
2 |
|
Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. |
|
33 |
Выразительное чтение поэзии и прозы. |
2 |
|
Работа над дикцией. |
|
34 |
Посиделки за круглым столом: «Наши успехи и недостатки». Итоги работы за год. Показ заранее подготовленных самостоятельно сценок из школьной жизни. |
3 |
|
|
Литература для учителя:
1. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми.. – С-П., 2001.
2. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
3. Буров А.Г. Режиссура и педагогика. М. 1987. (Б-чка "В помощь худож. самодеятельности". N 23).
4. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
5. Гапелин Е.Р. Школьный театр. СПб. 1999
Литература для обучающихся:
6. Габбе Т.А. Быль - небыль. Русские народные сказки, легенды, притчи.- Новосибирское книжное издательство, 1992
7. Детская энциклопедия, т.12 «Искусство».- М.: «Просвещение», 1968.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.