ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РАЗДОЛЬНЕНСКАЯ ШКОЛА
СТАРОБЕШЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА»
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАСТЕР – КЛАСС
для учителей математики
на тему:
«Использование
дидактических игр
на уроках математики»
Учитель математики
Редькина О.С.
Актуальность:
В настоящее время наука педагогика внесла большой вклад в развитие и разработку проблемы игры в школе, по-новому подошла к решению многих вопросов: придала исключительное значение содержанию игры, признала настоятельной необходимостью использование игровых технологий при изучении всех предметов в школе, что дает возможность учителям использовать новые методы преподавания и нетрадиционные формы уроков, повышающие интерес учащихся к учебе и эффективность учебных занятий. Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра - единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес учеников к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.
Цель:
Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся Коллективная форма работы - одно из основных преимуществ игры. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие весь класс. До минимума сводится роль и участие учителя в игре. Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.
Классификация игр:
1. по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и т.д.
2. по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие.
3. по области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4. по игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные. настольные, технические.
Этапы организации игры:
1. подготовительный (от 1 до нескольких дней)
2. основной этап (непосредственное проведение игры)
3. заключительный этап (итог)
Большую роль в игре выполняет система стимулирования. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры.
Методическое оснащение игры:
1. структурная схема (цель, задачи)
2. сценарий
3. предметная сфера
4. комплект ролей
5. правила игры
6. методологическое обеспечение – те материалы, которые позволяют реализовывать поставленные цели
7. система критериев оценивания
Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
Применение игровой и информационной технологий позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, уменьшает объем фронтальных форм организации деятельности школьников, а также доминирования речи учителя
Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе способствует реализации основной цели обучения - саморазвитию и самовоспитанию учащихся.
Предлагаю Вашему вниманию урок – игру в 8 классе.
Для этого всех участников мастер – класса разделим на две команды.
Тема урока: Решение полных квадратных уравнений
Цель урока:
Закрепить умения и навыки по решению квадратных уравнений различными способами
Задачи:
обучающие:
-закрепить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы;
-совершенствовать умения и навыки решения квадратных уравнений различными способами;
- выработать умения выбрать нужный рациональный способ решения;
развивающие:
-развивать внимание, логическое и математическое мышление, работоспособность, умение анализировать, математические и коммуникативные компетенции, интерес к математике;
-расширить общий кругозор учащихся;
воспитательные:
- развивать познавательную активность и логическое мышление учащихся, развития интереса к предмету;
- воспитывать чувства сотрудничества, взаимопомощи, ответственности перед товарищами;
- побуждать учеников к взаимоконтролю, вызывать потребность в обосновании своих высказываний
Формы учебной деятельности учащихся: индивидуально - групповая.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная
Необходимое оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, карточки с раздаточным материалом.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока |
|
1 |
Организационный момент |
|
2 |
Сообщение темы и цели урока |
- |
3 |
Работа по теме урока |
|
3.1 |
I этап «1 уровень сложности» |
|
3.2 |
2 этап «2 уровень сложности» |
|
3.3 |
3 этап «3 уровень сложности» |
|
4 |
Подведение итогов |
|
5 |
Рефлексия |
|
6 |
Выдача домашнего задания |
|
1. Организационный момент
выбирают жюри, участники мастер – класса объединяются в две команды
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Работа по теме урока.
Наша эстафета состоит из 3 этапов. На каждом этапе вы получаете одинаковое количество заданий. Задания будут усложняться. Решив уравнения одной сложности, получаете задания другой сложности, т.е. переходите на следующий этап. Победит та команда, которая первой пройдет все этапы.
Итак, начнем.
3.1 I этап«1 уровень сложности»
Задания 1 уровня сложности. Решаете вместе, чтобы было быстрее. Ответы записать в таблицу и сдать на проверку жюри. За каждое правильное решение команда получает по 1 балл.
Уровень 1 |
|
1 команда |
2 команда |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 2 этап«2 уровень сложности»
Задания 2 уровня сложности с ответами. За каждое правильное решение команда получает - 2 балла (жюри проверяет решение). На этом этапе ответы даны, нужно решить данные уравнения и получить правильный ответ.
2 уровень |
|
Примеры |
|
(х+8) (х-9) =-52 |
-4; 5 |
(х+1) (х+2) = (2х-1) (2х-10)
|
; 8 |
|
1; - 2 |
|
|
|
|
|
Нет корней |
3.3 3 этап «1 уровень сложности»
Задания 3 уровня сложности на 3 этапе учащиеся решают не командой, а работают индивидуально (в тетрадях). Тот, кто первым справится с заданием, тот выносит ответы на доску. Класс оценивает этого ученика, после того, как большинство учащихся справится с заданием.
|
|
|
|
|
|
|
(х-1) (х-2) = (3х+1) (х-2) |
4. Итог урока.
Жюри подводит итог, объявляет результаты. Команда, которая набрала большее количество баллов, получают отметку "5", другая команда получает отметку "4".
5. Рефлексия
Участникам предлагается ответить на вопросы:
Урок
ü привлек меня тем:
ü показался интересным:
ü заставил задуматься:
6. Выдача домашнего задания.
учитель раздает карточки с заданиями.
Раздаточный материал
|
1 уровень |
|
№ |
ПРИМЕР |
ОТВЕТ |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
|
1 уровень |
|
№ |
ПРИМЕР |
ОТВЕТ |
1 |
|
|
2 |
|
|
3 |
|
|
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
|
7 |
|
|
8 |
|
|
9 |
|
|
10 |
|
|
11 |
|
|
12 |
|
|
13 |
|
|
14 |
|
|
№ |
ПРИМЕР |
ОТВЕТ |
1 |
(х+8) (х-9) =-52 |
-4 и5 |
2 |
(х+1) (х+2) = (2х-1) (2х-10)
|
и 8 |
3 |
|
1 и - 2 |
4 |
|
|
5 |
|
|
6 |
|
Нет корней |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
(х-1) (х-2) = (3х+1) (х-2) |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.