государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ростовской области
«Семичанская школа-интернат» Дубовского района
УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ РО СШИ ___________ / Н.Н. Чопурян
приказ № ___от_______2021 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Технологии.
составлена по программе курса «Школа России»
под редакцией Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева.
для 1 класса
Составитель:
Бородина Лилия Викторовна
Количество часов: 33
2021 - 2022 учебный год.
Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа по предмету «Технология» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом
-проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования ГБОУ РО Семичанской школы – интерната по предмету «Технология»;
-примерной программы начального общего образования по технологии;
-программ УМК «Школа Росси» под редакцией Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева 2021г.
-рабочей программы воспитания ГБОУ РО Семичанской школы – интерната;
-положения о рабочей программе;
- учебного плана и годового календарного графика ГБОУ РО Семичанской школы – интерната.
Для реализации Адаптированноой рабочей программы в 1 классе используется учебно-методический комплект «Школа России» который включает в себя учебник Е.А.Лутцева, Т.П.Зуева 2021г.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (далее АОП НОО) – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
АОП НОО обучающихся с задержкой психического развития является основой объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени начального общего образования, определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Направлена на формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности: духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Предлагаемая программа отражает вариант конкретизации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по предметной области (предмету) «Технология» и обеспечивает обозначенную в нём содержательную составляющую по данному учебному предмету
В соответствии с требованиями времени и инновационными установками отечественного образования, обозначенными во ФГОС НОО, данная программа обеспечивает реализацию обнов- лённой концептуальной идеи учебного предмета «Технология» Её особенность состоит в формировании у обучающихся социально ценных качеств, креативности и общей культуры личности Новые социально-экономические условия требуют включения каждого учебного предмета в данный процесс, а уроки технологии обладают большими специфическими резервами для решения данной задачи, особенно на уровне начального образования В частности, курс технологии обладает возможностями в укреплении фундамента для развития умственной деятельности обучающихся начальных классов
Важнейшая особенность уроков технологии в начальной школе — предметно-практическая деятельность как необходимая составляющая целостного процесса интеллектуального, а также духовного и нравственного развития обучающихся младшего школьного возраста
Продуктивная предметная деятельность на уроках технологии является основой формирования познавательных способностей школьников, стремления активно знакомиться с историей материальной культуры и семейных традиций своего и других народов и уважительного отношения к ним
Занятия продуктивной деятельностью закладывают основу для формирования у обучающихся социально-значимых практических умений и опыта преобразовательной творческой деятельности как предпосылки для успешной социализации личности младшего школьника
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»
Основной целью предмета является успешная социализация обучающихся, формирование у них функциональной грамотности на базе освоения культурологических и конструкторско- технологических знаний (о рукотворном мире и общих правилах его создания в рамках исторически меняющихся технологий) и соответствующих им практических умений, представ- ленных в содержании учебного предмета
Для реализации основной цели и концептуальной идеи данного предмета необходимо решение системы приоритетных задач: образовательных, развивающих и воспитательных
Образовательные задачи курса:
—формирование общих представлений о культуре и организации трудовой деятельности как важной части общей культуры человека;
—становление элементарных базовых знаний и представлений о предметном (рукотворном) мире как результате деятельности человека, его взаимодействии с миром природы, правилах и технологиях создания, исторически развивающихся и современных производствах и профессиях;
—формирование основ чертёжно-графической грамотности, умения работать с простейшей технологической документацией (рисунок, чертёж, эскиз, схема);
—формирование элементарных знаний и представлений о различных материалах, технологиях их обработки и соответствующих умений
Развивающие задачи:
—развитие сенсомоторных процессов, психомоторной координации, глазомера через формирование практических умений;
—расширение культурного кругозора, развитие способности творческого использования полученных знаний и умений в практической деятельности;
—развитие познавательных психических процессов и приёмов умственной деятельности посредством включения мысли- тельных операций в ходе выполнения практических заданий;
—развитие гибкости и вариативности мышления, способностей к изобретательской деятельности
Воспитательные задачи:
—воспитание уважительного отношения к людям труда, к культурным традициям, понимания ценности предшествующих культур, отражённых в материальном мире;
—развитие социально ценных личностных качеств: организованности, аккуратности, добросовестного и ответственного отношения к работе, взаимопомощи, волевой саморегуляции, активности и инициативности; —воспитание интереса и творческого отношения к продуктивной созидательной деятельности, мотивации успеха и достижений, стремления к творческой самореализации;
—становление экологического сознания, внимательного и вдумчивого отношения к окружающей природе, осознание взаимосвязи рукотворного мира с миром природы;
—воспитание положительного отношения к коллективному труду, применение правил культуры общения, проявление уважения к взглядам и мнению других людей
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Согласно требованиям ФГОС общее число часов на изучение курса «Технология» в 1классе 33 (по 1 часу в неделю.
По усмотрению образовательной организации это число может быть увеличено за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений; например, большое значение имеют итоговые выставки достижений учащихся, которые требуют времени для подготовки и проведения (с участием самих школьников). То же следует сказать и об организации проектно-исследовательской работы обучающихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
В результате изучения предмета «Технология» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
—первоначальные представления о созидательном и нравствен- ном значении труда в жизни человека и общества; уважительное отношение к труду и творчеству мастеров;
—осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы; ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
—понимание культурно-исторической ценности традиций, отражённых в предметном мире; чувство сопричастности к культуре своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
—проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной среды; эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой и отечественной художественной культуры;
—проявление положительного отношения и интереса к различным видам творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой самореализации; мотивация к творческому труду, работе на результат; способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
—проявление устойчивых волевых качества и способность к саморегуляции: организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение справляться с доступными проблемами;
—готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учётом этики общения; проявление толерантности и добро- желательности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
—ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии (в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих устных и письменных высказываниях;
—осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков;
—сравнивать группы объектов/изделий, выделять в них общее и различия;
—делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике;
—использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности;
—комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей;
—понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности
Работа с информацией:
—осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой за- дачей;
—анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме; выполнять действия моделирования, работать с моделями;
—использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач;
—следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках
Коммуникативные УУД:
—вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения; формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать; выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге;
—создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий декоративно-прикладного искусства народов России;
—строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания;
—объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия
Регулятивные УУД:
—рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
—выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
—планировать работу, соотносить свои действия с поставлен- ной целью;
—устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
—выполнять действия контроля и оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
—проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы
Предметные результаты
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится:
—правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать рабочее место, поддерживать порядок на нём в процессе труда;
—применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной работы с клеем;
—действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
—определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека и др ), использовать их в практической работе;
—определять наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные, текстильные мате- риалы и пр ) и способы их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и пр ); выполнять доступные технологические приёмы ручной обработки материалов при изготовлении изделий;
—ориентироваться в наименованиях основных технологических операций: разметка, сборка; выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки; заготовку деталей способами обрывания, вырезания; сборку с помощью клея, ниток, проволоки;
—понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец», «заготовка», «материал», «инструмент», «приспособление», «конструирование», «аппликация»;
—выполнять задания с опорой на готовый план;
—обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда;
—рассматривать и анализировать простые по конструкции об- разцы (по вопросам учителя); анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять взаимное расположение, виды соединения; способы изготовления;
—распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага, тонкий картон, текстильные, клей и др ), их свойства (цвет, фактура, форма, гибкость и др );
—называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления (шаблон, стека, булавки и др ), безопасно хранить и работать ими;
—различать материалы и инструменты по их назначению;
—называть и выполнять последовательность изготовления не- сложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
—качественно выполнять операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров); точно резать ножницами по линиям разметки; придавать форму деталям и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием, лепкой и пр ; собирать изделия с помо- щью клея, пластических масс и др ; эстетично и аккуратно выполнять отделку раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
—использовать для сушки плоских изделий пресс;
—с помощью учителя выполнять практическую работу и само- контроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;
—различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
—понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема), конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу, рисунку;
—осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных работах под руководством учителя;
—выполнять несложные коллективные работы проектного характера.
Содержание учебного предмета.
Содержание программы начинается с характеристики основных структурных единиц курса «Технология», которые соответствуют ФГОС НОО и являются общими для каждого года обучения Вместе с тем их содержательное наполнение развивается и обогащается концентрически от класса к классу При этом учитывается, что собственная логика данного учебного курса не является столь же жёсткой, как в ряде других учебных курсов, в которых порядок изучения тем и их развития требует строгой и единой последовательности На уроках технологии этот порядок и конкретное наполнение разделов в определённых пределах могут быть более свободными
Основные модули курса «Технология»:
1 Технологии, профессии и производства
2 Технологии ручной обработки материалов:
технологии работы с бумагой и картоном;
технологии работы с пластичными материалами;
технологии работы с природным материалом;
технологии работы с текстильными материалами;
технологии работы с другими доступными материалами
3 Конструирование и моделирование:
работа с «Конструктором»;
конструирование и моделирование из бумаги, картона, пластичных материалов, природных и текстильных материалов; робототехника
Информационно-коммуникативные технологии.
Другая специфическая черта программы состоит в том, что в общем содержании курса выделенные основные структурные единицы являются обязательными содержательными раздела- ми авторских курсов Они реализуются на базе освоения обучающимися технологий работы как с обязательными, так и с дополнительными материалами в рамках интегративного подхода и комплексного наполнения учебных тем и творческих практик. Современный вариативный подход в образовании предполагает и предлагает несколько учебно-методических комплектов по курсу «Технология», в которых по-разному строится традиционная линия предметного содержания: в разной последовательности и в разном объёме предъявляются для освоения те или иные технологии, на разных видах материалов, изделий. Однако эти различия не являются существенными, так как приводят к единому результату к окончанию начальной ступени образования.
Ниже по классам представлено примерное содержание основных модулей курса.
1 КЛАСС (33 ч)
1. Технологии, профессии и производства (6 ч)1
Природа как источник сырьевых ресурсов и творчества мастеров Красота и разнообразие природных форм, их передача в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия. Бережное от- ношение к природе. Общее понятие об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии Подготовка к работе. Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов; поддержание порядка во время работы; уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изу- чаемыми материалами и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремёсла, обычаи.
2. Технологии ручной обработки материалов (15 ч).
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шаблону, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему Чтение условных графических изображений (называние операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной разметки Рациональная разметка и вырезание не- скольких одинаковых деталей из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др. Приёмы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др ).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий Инструменты и приспособления (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др ), их правильное, рациональное и безопасное использование
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др ). Приёмы изготовления изделий доступной по сложности формы из них: разметка на глаз, отделение части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространённые виды бумаги. Их общие свойства Простейшие способы обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание и др. Резание бумаги ножницами Правила безопасной работы, передачи и хранения ножниц Картон
Виды природных материалов (плоские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки) Приёмы работы с при- родными материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина)
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах Швейные инструменты и приспособления (иглы, булавки и др ) Отмеривание и заправка нитки в иголку, строчка прямого стежка
Использование дополнительных отделочных материалов
1. Конструирование и моделирование (10 ч)
Простые и объёмные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др ) и способы их создания Общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции Способы соединения деталей в изделиях из разных мате- риалов Образец, анализ конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку Конструирование по модели (на плоскости) Взаимосвязь выполняемого действия и результата Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необходимого результата;
выбор способа работы в зависимости от требуемого результата/ замысла
3. Информационно-коммуникативные технологии* (2 ч)
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях
Информация Виды информации
Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень)
Познавательные УУД:
—ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах изученного);
—воспринимать и использовать предложенную инструкцию (устную, графическую);
—анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять основные и второстепенные составляющие конструкции;
—сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия в их устройстве
Работа с информацией:
—воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или в учебнике), использовать её в работе;
—понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию (схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней
Коммуникативные УУД:
—участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение, отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения: уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
—строить несложные высказывания, сообщения в устной форме (по содержанию изученных тем)
Регулятивные УУД:
—принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную задачу;
—действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном построении простого плана действий;
—понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
—организовывать свою деятельность: производить подготовку к уроку рабочего места, поддерживать на нём порядок в течение урока, производить необходимую уборку по окончании работы;
—выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным критериям
Совместная деятельность:
—проявлять положительное отношение к включению в совместную работу, к простым видам сотрудничества;
—принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы, в процессе изготовления изделий осуществлять элементарное сотрудничество.
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
1. Технологии, профессии и производ- ства (6 ч) |
Природа как источ- ник сырьевых ресурсов и творче- ства мастеров Красота и разно- образие природных форм, их передача в изделиях из различных материа- лов Наблюдения природы и фантазия мастера — условия создания изделия Бережное отношение к природе Общее понятие об изучае- мых материалах, их происхождении, разнообразии Подготовка к работе Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы Рациональ- |
Изучать правила безопасности при работе инструментами и приспособлениями Изучать возможности использования изучаемых инструментов и приспособлений людьми разных профессий Подготавливать рабочее место в зависимости от вида работы Рационально размещать на рабочем месте материалы и инстру- менты; поддерживать порядок во время работы; убирать рабочее место по окончании работы под руководством учителя Изучать важность подготовки, организации, уборки рабочего места, поддержания порядка людьми разных профессий Формировать общее понятие об изучаемых материалах, их проис- хождение, разнообразие и основные свойства, понимать отличие материалов от инструментов и приспособлений Рассматривать возможности использования, применения изучае- мых материалов при изготовлении изделий, предметов быта и др людьми разных профессий Понимать особенности технологии изготовления изделий, выде- лять детали изделия, основу, определять способ изготовления под руководством учителя Определять основные этапы изготовления изделия при помощи учителя и на основе графической инструкции в учебнике (рисован- ному/слайдовому плану, инструкционной карте): анализ устрой- ства изделия, разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия, отделка |
Тематическое планирование.
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
ное размещение на |
Знакомиться с профессиями, связанными с изучаемыми материа- |
рабочем месте мате- |
лами и производствами |
|
риалов и инструмен- |
Приводить примеры традиций и праздников народов России, |
|
тов; поддержание |
ремёсел, обычаев и производств, связанных с изучаемыми матери- |
|
порядка во время |
алами и производствами |
|
работы; уборка по |
|
|
окончании работы |
|
|
Рациональное |
|
|
и безопасное исполь- |
|
|
зование и хранение |
|
|
инструментов |
|
|
Профессии родных |
|
|
и знакомых Про- |
|
|
фессии, связанные |
|
|
с изучаемыми |
|
|
материалами и |
|
|
производствами |
|
|
Профессии сферы |
|
|
обслуживания |
|
|
Традиции и праздни- |
|
|
ки народов России, |
|
|
ремёсла, обычаи |
|
|
2. Технологии |
Бережное, эконом- |
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: |
ручной обра- |
ное и рациональное |
подготавливать рабочее место для работы с бумагой и картоном, |
ботки матери- |
использование обра- |
правильно и рационально размещать инструменты и материалы |
алов (15 ч): |
батываемых матери- |
в соответствии с индивидуальными особенностями обучающихся, |
— технологии работы с бумагой и картоном; |
алов Использование конструктивных особенностей мате- риалов при изготов- лении изделий Основные технологи- ческие операции ручной обработки материалов: размет- ка деталей, выделе- ние деталей, формо- образование деталей, сборка изделия, отделка изделия или его деталей Общее представление Способы разметки деталей: на глаз и от руки, по шабло- ну, по линейке (как направляюще- му инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, графи- ческую инструкцию, простейшую схему Чтение условных графических изобра- жений (называние |
в процессе выполнения изделия контролировать и при необходи- мости восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место Соблюдать технику безопасной работы инструментами и приспо- соблениями Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножни- цы, шаблон и др ), использовать их в практической работе Под руководством учителя наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги (состав, цвет, прочность); определять виды бумаги по цвету, толщине, прочности Осваивать отдельные приёмы работы с бумагой (сгибание и складывание, сминание, обрывание, склеивание, резание бумаги ножницами и др ), прави- ла безопасной работы, правила разметки деталей (экономия материала, аккуратность) Читать простые графические схемы изготовления изделия и выпол- нять изделие по заданной схеме под руководством учителя Под руководством учителя анализировать конструкцию изделия, обсуждать варианты изготовления изделия, выполнять основные технологические операции ручной обработки материалов: размет- ку деталей, выделение деталей, формообразование деталей, сборку изделия и отделку изделия или его деталей по заданному образцу Планировать свою деятельность с опорой на предложенный план в учебнике, рабочей тетради Выполнять рациональную разметку (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке) сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки, по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров) с опорой на рисунки, |
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
операций, способов и приёмов работы, последовательности изготовления изде- лий) Правила эко- номной и аккурат- ной разметки Рациональная разметка и выреза- ние нескольких одинаковых деталей из бумаги Способы соединения деталей в изделии: с помо- щью пластилина, клея, скручивание, сшивание и др Приёмы и правила аккуратной работы с клеем Отделка изделия или его деталей (окрашива- ние, вышивка, аппликация и др ) Подбор соответству- ющих инструментов |
графическую инструкцию, простейшую схему; выполнять выделе- ние деталей способами обрывания, вырезания; выполнять сборку изделия с помощью клея и другими способами; выполнять отдел- ку изделия или его деталей (окрашивание, аппликация и др ) Анализировать декоративно-художественные возможности разных способов обработки бумаги, например, вырезание деталей из бумаги и обрывание пальцами) В ходе беседы с учителем понимать смысл понятий «конструиро- вание», «изделие», «деталь изделия», «образец» Рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы; анализировать простейшую конструкцию изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения Иметь общее представление о конструкции изделия; детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструк- ции
Изготавливать изделия с использованием осваиваемых технологий Под руководством учителя собирать плоскостную модель, объяс- нять способ сборки изделия |
— технологии работы с пла- стичными материалами; |
С помощью учителя организовывать рабочее место для работы с пластическими массами, правильно и рационально размещать инструменты и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями, в процессе выполнения изделия проверять и восстанавливать порядок на рабочем месте; убирать рабочее место |
|
и способов обработ- ки материалов в зависимости от их свойств и видов изделий Инструмен- ты и приспособле- ния (ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др ), их правильное, рацио- нальное и безопас- ное использование Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и др ) Приёмы изготовле- ния изделий доступ- ной по сложности формы из них: раз- метка на глаз, отде- ление части (стекой, отрыванием), придание формы Наиболее распро- странённые виды бумаги Их общие свойства Простей- шие способы обра- ботки бумаги различных видов: |
Применять правила безопасной и аккуратной работы со стекой Определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда, использовать их в практиче- ской работе Наблюдать и называть свойства пластилина (или других исполь- зуемых пластических масс): цвет, пластичность Использовать стеки при работе с пластичными материалами, а также при отделке изделия или его деталей Рассматривать и анализировать образцы, варианты выполнения изделий, природные формы — прообразы изготавливаемых изделий Анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного Изготавливать изделия с опорой на рисунки, схемы и подписи к ним; Выполнять лепку, используя различные способы лепки: конструк- тивный (лепка из отдельных частей), скульптурный (лепка из целого куска) и комбинированный Использовать при лепке приёмы работы с пластичными материала- ми (сплющивание, скручивание, разрезание, прищипывание и др ) Отбирать пластилин (пластическую массу) по цвету, придавать деталям нужную форму Использовать приёмы выделения деталей стекой и другими приспособлениями Использовать пластические массы для соединения деталей Выполнять формообразование деталей скатыванием, сплющивани- ем, вытягиванием, раскатыванием и др Оценивать результат своей деятельности (качество изделия) Изготавливать изделия по образцу, инструкции, собственному замыслу Изготавливать конструкцию по слайдовому плану и/или задан- ным условиям |
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
сгибание и склады- |
При изготовлении изделий применять общие правила создания |
вание, сминание, |
предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, |
|
обрывание, склеива- |
удобство (функциональность), прочность, эстетическая вырази- |
|
ние и др Резание |
тельность |
|
бумаги ножницами |
Создавать простые фронтальные и объёмные композиции из |
|
Правила безопасной |
пластичных материалов с использованием освоенных технологий |
|
работы, передачи |
и правил |
|
и хранения ножниц |
Осваивать умение работать в группе — изготавливать детали |
|
Картон |
композиции и объединять их в единую композицию |
|
Виды природных материалов (пло ские — листья и объёмные — орехи, шишки, семена, ветки) Приёмы работы с природны ми материалами: подбор материалов в соответствии с замыслом, составле- ние композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание с помо- щью прокладки,
|
|
|
— технологии работы с природным материалом; |
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: подготавливать рабочее место для работы с природным материа- лом, правильно и рационально размещать инструменты и матери- алы в соответствии с индивидуальными особенностями обучаю- щихся, в процессе выполнения изделия контролировать и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте; уби- рать рабочее место Применять правила безопасной и аккуратной работы ножницами, клеем Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др ) Объяснять свой выбор природного материала для выполнения изделий Осознавать необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству |
|
соединение с помо- |
Отбирать природный материал в соответствии с выполняемым |
щью пластилина |
изделием |
|
или другой пласти- |
Называть известные деревья и кустарники, которым принадлежит |
|
ческой массы) |
собранный природный материал |
|
Общее представле- |
Сравнивать и классифицировать собранные природные материалы |
|
ние о тканях (тек- |
по их форме Рассуждать о соответствии форм природного матери- |
|
стиле), их строении |
ала и известных геометрических форм |
|
и свойствах Швей- |
Сравнивать природные материалы по цвету, форме, прочности |
|
ные инструменты |
Понимать особенности работы с природными материалами |
|
и приспособления |
Использовать для подготовки материалов к работе технологии |
|
(иглы, булавки |
сушки растений |
|
и др ) Отмеривание |
Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним |
|
и заправка нитки |
Обсуждать средства художественной выразительности |
|
в иголку, строчка |
Выполнять практические работы с природными материалами |
|
прямого стежка |
(засушенные листья и др ); изготавливать простые композиции |
|
Использование |
Изготавливать изделие с опорой на рисунки и подписи к ним |
|
дополнительных |
Сравнивать композиции по расположению их центра |
|
отделочных материа- |
Узнавать центровую композицию по её признакам (расположение |
|
лов |
композиции на основе) |
|
|
Анализировать образцы изделий, понимать поставленную цель, |
|
|
отделять известное от неизвестного |
|
|
Осваивать приёмы сборки изделий из природных материалов |
|
|
(точечное наклеивание листьев на основу, соединение с помощью |
|
|
пластилина, соединение с помощью клея и ватной прослойки) |
|
|
Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические |
|
|
приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их |
|
|
свойств |
|
|
Применять на практике различные приёмы работы с природными |
|
|
материалами: склеивание, соединение и др |
|
|
Выполнять изделия с использованием различных природных |
|
|
материалов |
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
|
|
Использовать природный материал для отделки изделия |
Применять правила и технологии использования природных форм |
||
в декоративно-прикладных изделиях |
||
Анализировать и оценивать результат своей деятельности (каче- |
||
ство изделия) |
||
— технологии |
Под руководством учителя организовывать свою деятельность: |
|
работы с тек- |
подготавливать рабочее место для работы с текстильными матери- |
|
стильными |
алами, правильно и рационально размещать инструменты |
|
материалами |
и материалы в соответствии с индивидуальными особенностями |
|
|
обучающихся, в процессе выполнения изделия контролировать |
|
|
и при необходимости восстанавливать порядок на рабочем месте |
|
|
Убирать рабочее место |
|
|
Под руководством учителя применять правила безопасной |
|
|
и аккуратной работы ножницами, иглой и др |
|
|
Определять названия и назначение основных инструментов |
|
|
и приспособлений для ручного труда (игла, ножницы, напёрсток, |
|
|
булавка, пяльцы), использовать в практической работе иглу, |
|
|
булавки, ножницы |
|
|
Знать строение иглы, различать виды швейных приспособлений, |
|
|
виды игл, их назначение, различия в конструкциях, применять |
|
|
правила хранения игл и булавок |
|
|
Знать виды ниток (швейные, мулине), их назначение |
|
|
Исследовать строение (переплетение нитей) и общие свойства |
|
|
нескольких видов тканей (сминаемость, прочность), сравнивать |
|
|
виды тканей между собой и с бумагой |
|
|
Определять лицевую и изнаночную стороны ткани |
|
|
Выбирать виды ниток в зависимости от выполняемых работ и назначения Отбирать инструменты и приспособления для работы с текстиль- ными материалами Соблюдать правила безопасной работы иглой и булавками Выполнять подготовку нитки и иглы к работе: завязывание узелка, использование приёмов отмеривания нитки для шитья, вдевание нитки в иглу Знать понятия «игла — швейный инструмент», «швейные приспо- собления», «строчка», «стежок», понимать назначение иглы Использовать приём осыпания края ткани, выполнять прямую строчку стежков и варианты строчки прямого стежка (перевивы «змейка», «волна», «цепочка») Понимать назначение изученных строчек (отделка, соединение деталей) Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приёмы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств Использовать различные виды строчек, стежков в декоративных работах для (отделки) оформления изделий Выполнять разметку линии строчки мережкой Выполнять выделение деталей изделия ножницами Расходовать экономно ткань и нитки при выполнении изделия Понимать значение и назначение вышивок Выполнять строчку прямого стежка Изготавливать изделия на основе вышивки строчкой прямого стежка Наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и их назначению Обсуждать варианты выполнения работы, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; открывать новое знание и практическое умение через тренировочные упражнения (отмери- вание нитки для шитья, вдевание нитки в иглу) |
Тематические модули |
Основное содержание |
Основные виды деятельности обучающихся |
3. Конструи- |
Простые и объёмные |
Иметь общее представление о конструкции изделия, детали |
рование |
конструкции из |
и части изделия, их взаимном расположении в общей конструк- |
и моделиро- |
разных материалов |
ции; анализировать конструкции образцов изделий, выделять |
вание (10 ч): |
(пластические |
основные и дополнительные детали конструкции, называть их |
— конструиро- |
массы, бумага, |
форму и способ соединения; анализировать конструкцию изделия |
вание и |
текстиль и др ) |
по рисунку, фотографии, схеме |
моделирова- |
и способы их созда- |
Изготавливать простые и объёмные конструкции из разных |
ние из бумаги, |
ния Общее пред- |
материалов (пластические массы, бумага, текстиль и др ), по |
картона, |
ставление о кон- |
модели (на плоскости), рисунку |
пластичных |
струкции изделия; |
Использовать в работе осваиваемые способы соединения деталей |
материалов, |
детали и части |
в изделиях из разных материалов |
природных и |
изделия, их взаим- |
Определять порядок действий в зависимости от желаемого/ |
текстильных |
ное расположение |
необходимого результата; выбирать способ работы с опорой на |
материалов |
в общей конструк- |
учебник или рабочую тетрадь в зависимости от требуемого резуль- |
|
ции Способы соеди- |
тата/замысла |
|
нения деталей в изде- |
|
|
лиях из разных |
|
|
материалов Образец, |
|
|
анализ конструкции |
|
|
образцов изделий, |
|
|
изготовление изде- |
|
|
лий по образцу, ри- |
|
|
сунку Конструиро- |
|
|
вание по модели (на |
|
|
плоскости) Взаимо- |
|
|
связь выполняемого |
|
|
действия и результа- та Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости от желаемого/необхо- димого результата; выбор способа работы в зависимо- сти от требуемого результата/замысла |
|
4. Информа- ционно- коммуника- тивные технологии* (2 ч) |
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях Информация Виды информации |
Анализировать готовые материалы, представленные учителем на информационных носителях Выполнять простейшие преобразования информации (например, перевод текстовой информации в рисуночную и/или табличную форму) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.