1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Технология» разработана на основе программы начального общего образования (УМК «Школа России»), авторской программы Е. А. Лутцевой, Т. П. Зуевой «Технология» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и в соответствии со следующими нормативными документами.
№ |
Нормативный документ
|
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9; |
|
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; |
|
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; |
|
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; |
|
ООП НОО МКОУ СОШ №11 |
|
Положение о разработке рабочей программы (курса) МКОУ СОШ №11 |
|
Учебный план МКОУ СОШ №11 на 2020-2021 учебный год. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева |
«Технология» 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОС
|
2016 г |
Просвещение |
2 |
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева |
Технология. 3
кл. учебник |
2016 г |
Просвещение |
3 |
3. Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева |
Технология. 3 кл. Рабочая тетрадь
|
2016 г |
Просвещение |
Цели:
– развитие социально значимых личностных качеств (потребность познавать и исследовать неизвестное, активность, инициативность, самостоятельность, самоуважение и самооценка), приобретения первоначального опыта практической преобразовательной и творческой деятельности в процессе формирования элементарных конструкторско-технологических знаний и умений и проектной деятельности, расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта, представлений о профессиональной деятельности человека.
Задачи:
- стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
- формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
- формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения; творческого мышления;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
- формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
- ознакомление с миром профессий, их социальным значением, историей возникновения и развития;
- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
Особенности преподавания:
В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно - творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно - культурного содержания и современных достижениях науки и техники; во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности через активное изучение простейших законов создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.
Уникальная предметно - практическая среда, окружающая ребенка, и его предметно - манипулятивная деятельность на уроках технологии позволяют успешно реализовывать не только технологическое, но и духовное, нравственное, эстетическое, и интеллектуальное развитие учащегося. Она является основой формирования познавательных способностей младших школьников, стремления активно изучать историю духовно – материальной культуры, семейных традиций своего и других народов и уважительно к ним относиться, а также способствует формирования у младших школьников всех элементов учебной деятельности (планирование, ориентировка в здании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.).
Продуктивная деятельность учащихся на уроках технологии создаёт уникальную основу для самореализации личности. Благодаря включению в элементарную проектную деятельность учащиеся могут применить свои умения, заслужить одобрение и получить признание (например, за проявленную в работе добросовестность, упорство в достижении цели или за авторство оригинальной творческой идеи, воплощённой в материальный продукт). Именно так закладываются основы трудолюбия и способности к самовыражению, формируются социально ценные практические умения, опыт преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации.
Возможность создания и реализации моделей социального поведении при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.
Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с 1 класса. Репродуктивно осваиваются только технологические приёмы и способы. Главная задача курса — научить учащихся добывать знания и применять их в своей повседневной жизни, а также пользоваться различного рода источниками информации. Для этого необходимо развивать рефлексивные способности, умение самостоятельно двигаться от незнания к знанию. Этот путь идёт через осознание того, что известно и неизвестно, умение формулировать проблему, намечать пути её решения, выбирать один из них, проверять его, оценивать полученный результат, а в случае необходимости повторять попытку до получения качественного результата.
Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учитель ставит каждого ребёнка в позицию субъекта своего учения, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится гак, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной информацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретённой информации.
Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих. Начиная со 2 класса обучения дети постепенно включаются в доступную элементарную проектную деятельность, которая направлена на развитие творческих качеств личности, коммуникабельности, чувства ответственности, умения искать и пользоваться информацией. Эта деятельность предполагает приобщение учащихся к активному познавательному и практическому поиску: от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (ясное целостное представление о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, художественных материалов, инструментов, определение рациональных приёмов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. Тематику проектов предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдельных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета, курса (фгос)
Личностные |
У обучающегося будут сформированы: – ориентация на принятие образа «хорошего ученика»; – ориентация на анализ соответствия результатов своей деятельности требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успешность своей деятельности на основе предложенных критериев; – положительное отношение к преобразовательной творческой деятельности; – осознание своей ответственности за общее дело; – ориентация на оценку результатов коллективной деятельности; – уважение к чужому труду и результатам труда; – уважение к культурным традициям своего народа; – представление о себе как гражданине России; – понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание чувств окружающих людей; – готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения.
|
Метапредметные |
Регулятивные УУД: - совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения; - совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему; - совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное; - коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты; - выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
|
Познавательные УУД: - с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет; – использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах, связях; – строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; - преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
|
|
Коммуникативные УУД: - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; - уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); - уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
|
|
Предметные |
Ученик научится: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание - узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию изученные и распространённые в крае ремёсла; - соблюдать правила безопасного пользования домашними электроприборами (светильниками, звонками, теле- и радиоаппаратурой). - узнавать о характерных особенностях изученных видов декоративно-прикладного искусства, о профессиях мастеров прикладного искусства (в рамках изученного). 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты – узнавать и называть освоенные и новые материалы, их свойства, происхождение, применение в жизни; – подбирать материалы по их свойствам в соответствии с поставленной задачей; – называть новые технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшиеся в этом году; – экономно расходовать используемые материалы; – применять приемы рациональной работы с инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы), колющими (игла); – изготавливать плоскостные и объемные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; – выстраивать последовательность реализации собственного замысла. - названия и свойства наиболее распространённых искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани); - последовательность чтения и выполнения разметки развёрток с помощью контрольно-измерительных инструментов; - правила безопасной работы канцелярским ножом. 3.Конструирование и моделирование – выделять детали изделия, называть их форму, взаимное расположение, виды и способы соединения деталей; – изменять способы соединения деталей конструкции; – изменять вид конструкции с целью придания ей новых свойств; – анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, эскизу; – размечать развертку заданной конструкции по рисунку, чертежу; – изготавливать заданную конструкцию по рисунку, чертежу. - простейшие способы достижения прочности конструкций. 4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) - включать и выключать компьютер; - пользоваться клавиатурой, компьютерной мышью (в рамках необходимого для выполнения предъявляемого задания); - выполнять простейшие операции с готовыми файлами и папками (открывать, читать); - работать с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD): активировать диск, читать информацию, выполнять предложенные задания.
|
Ученик получит возможность научиться: 1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание – понимать особенности проектной деятельности; – осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, организовывать защиту проекта. 2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты - читать простейший чертёж (эскиз) развёрток; - выполнять разметку развёрток с помощью чертёжных инструментов; - подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий; - выполнять рицовку; - оформлять изделия и соединять детали косой строчкой и её вариантами; - находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из сети Интернет); - решать доступные технологические задачи. 3.Конструирование и моделирование – соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических тел с изображением развертки; – создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи и воплощать его в материале с помощью учителя. 4.Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) – использовать по назначению основные устройства компьютера; – понимать информацию в различных формах; – переводить информацию из одного вида (текст и графика) в другой; – создавать простейшие информационные объекты; – пользоваться возможностями сети Интернет по поиску информации; – писать и отправлять электронное письмо; – соблюдать режим и правила работы на компьютере.
|
Содержание учебного предмета, курса
Раздел / тема |
Содержание |
1. Информационная мастерская (3часа).
|
Вспомним и обсудим! Изготовление изделия из природного материала. Знакомимся с компьютером. Практическое знакомство с возможностями компьютера. Компьютер – твой помощник. Работа с учебной информацией.
|
2. Мастерская скульптора (6часов).
|
Как работает скульптор? Скульптура разных времён и народов. Изготовление скульптурных изделий из пластичных материалов. Статуэтки. Изготовление изделий в технике намазывания пластилина на пластиковую заготовку. Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём? Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов. Конструирование из фольги. Изготовление изделий из фольги с использованием изученных приёмов обработки фольги.
|
3. Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (9 часов)
|
Вышивка и вышивание. Вышивка «Болгарский крест». Строчка петельного стежка. Изделие с разметкой деталей кроя по лекалам и применением (сшивание или отделка) строчки петельного стежка. Пришивание пуговиц. Изготовление изделия с использованием пуговиц с дырочками. История швейной машины. Секреты швейной мастерской. Изготовление изделия из тонкого трикотажа с использованием способа стяжки деталей. Футляры. Изготовление футляра из плотного не сыпучего материала с застёжкой из бусины или пуговицы с дырочкой. Наши проекты. Подвеска. Изготовление изделий из пирамид, построенных с помощью линейки и циркуля.
|
4. Мастерская инженеров – конструкторов, строителей, декораторов (12 часов).
|
Строительство и украшение дома. Изготовление макетов зданий с элементами декора из гофрокартона. Объём и объёмные формы. Развёртка. Изготовление изделия кубической формы на основе развёртки. Подарочные упаковки. Изготовление коробок – упаковок призматических форм из картона. Декорирование (украшение) готовых форм. Декорирование коробок – упаковок оклеиванием тканью. Конструирование из сложных развёрток. Изготовление транспортных средств из картона и цветной бумаги по чертежам и деталей объёмных и плоских форм. Модели и конструкции. Наши проекты. Парад военной техники. Изготовление макетов и моделей техники из наборов типа «Конструктор». Наша родная армия. Изготовление поздравительной открытки. Художник – декоратор. Филигрань и квиллинг. Изготовление изделия с использованием художественной техники «квиллинг». Изонить. Изготовление изделий в художественной технике «изонить». Художественные техники из креповой бумаги. Изготовление изделий в разных художественных техниках с использованием креповой бумаги.
|
5. Мастерская кукольника (5 часов).
|
Может ли игрушка быть полезной? Изготовление декоративных зажимов на основе прищепок, разных по материалам и конструкциям. Театральные куклы – марионетки. Изготовление марионетки из любого подходящего материала. Игрушки из носка. Изготовление изделий из предметов и материалов одежды (из старых вещей). Игрушка - неваляшка. Изготовление игрушки – неваляшки и з любых доступных материалов с использованием готовых форм.
|
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Примерное количество часов |
|
Проекты |
|||
|
Информационная мастерская (3 часа)
|
|
|
1 |
Вспомним и обсудим!
|
1 |
|
2 |
Знакомимся с компьютером.
|
1 |
|
3 |
Компьютер – твой помощник.
|
1 |
|
|
Мастерская скульптора (6 часов)
|
|
|
4 |
Как работает скульптор.
|
1 |
|
5 |
Скульптуры разных времен и народов.
|
1 |
|
6 |
Статуэтки.
|
1 |
|
7 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?
|
1 |
|
8 |
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
1 |
|
9 |
Конструируем из фольги.
|
|
|
|
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (9 часов)
|
|
|
10 |
Вышивка и вышивание.
|
1 |
|
11 |
Строчка петельного стежка. |
1 |
|
12 |
Пришивание пуговицы. |
1 |
|
13 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево».
|
1 |
+ |
14 |
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
1 |
|
15 |
История швейной машины.
|
1 |
|
16 |
Секреты швейной машины. |
1 |
|
17 |
Футляры.
|
1 |
|
18 |
Наши проекты. Подвеска. |
1 |
+ |
|
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (12 часов)
|
|
|
19 |
Строительство и украшение дома. |
1 |
|
20 |
Объем и объемные формы. Развертка.
|
1 |
|
21 |
Подарочные упаковки.
|
1 |
|
22 |
Декорирование (украшение) готовых форм.
|
1 |
|
23 |
Конструирование из сложных разверток. |
1 |
|
24 |
Модели и конструкции. |
1 |
|
25 |
Наши проекты. Парад военной техники.
|
1 |
+ |
26 |
Наша родная армия. |
1 |
|
27 |
Художник-декоратор.
|
1 |
|
28 |
Филигрань и квиллинг. Знакомство с понятием "декоративно-прикладное искусство", понятиями "филигрань", "квиллинг"
|
1 |
|
29 |
Изонить.
|
1 |
|
30 |
Художественные техники из креповой бумаги. |
1 |
|
|
Мастерская кукольника (4час.)
|
|
|
31 |
Что такое игрушка?
|
1 |
|
32 |
Театральные куклы. Марионетки.
|
1 |
|
33 |
Игрушка из носка.
|
1 |
|
34 |
Кукла-неваляшка. |
1 |
|
|
Всего за год: |
34 ч |
3 |
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение.
Книгопечатная продукция |
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Е.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОСЕ.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 2 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОСЕ.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 3 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОСЕ.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 4 класс. Методическое пособие с поурочными разработками. ФГОСЕ.А. Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1-4 класс. Рабочие программы. ФГОС
|
УЧЕБНИКИ 1. Е.А.
Лутцева, Т. П. Зуева Технология. 1 кл.
|
РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ
|
Технические средства обучения и оборудование кабинета |
Интерактивная доска |
Компьютер |
Принтер |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование |
Клей |
Ножницы |
Пластилин |
Заготовки природного материала |
Технические средства обучения.
|
1. Магнитофон. 2.Компьютер. 3. Мультимедийный проектор. 4. Интерактивная доска.
|
.
Расчет количества уроков
к календарно-тематическому плану
I четверть |
8 |
|
II четверть |
8 |
|
III четверть |
10 |
|
IV четверть |
8 |
|
Всего |
34ч |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недель при количестве __1_ урока в неделю, всего _34__ урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило __34_ урока.
Принятые обозначения
П |
Проекты |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Проекты |
|
|
Информационная мастерская (3 часа)
|
|
|
1 |
|
Вспомним и обсудим!
|
1 |
|
2 |
|
Знакомимся с компьютером.
|
1 |
|
3 |
|
Компьютер – твой помощник.
|
1 |
|
|
|
Мастерская скульптора (6 часов)
|
|
|
4 |
|
Как работает скульптор.
|
1 |
|
5 |
|
Скульптуры разных времен и народов.
|
1 |
|
6 |
|
Статуэтки.
|
1 |
|
7 |
|
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем?
|
1 |
|
8 |
|
Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объем? |
1 |
|
9 |
|
Конструируем из фольги.
|
|
|
|
|
Мастерская рукодельницы (швеи, вышивальщицы) (9 часов)
|
|
|
10 |
|
Вышивка и вышивание.
|
1 |
|
11 |
|
Строчка петельного стежка. |
1 |
|
12 |
|
Пришивание пуговицы. |
1 |
|
13 |
|
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево».
|
1 |
+ |
14 |
|
Наши проекты. Подарок малышам «Волшебное дерево». |
1 |
+ |
15 |
|
История швейной машины.
|
1 |
|
16 |
|
Секреты швейной машины. |
1 |
|
17 |
|
Футляры.
|
1 |
|
18 |
|
Наши проекты. Подвеска. |
1 |
|
|
|
Мастерская инженеров - конструкторов, строителей, декораторов (12 часов)
|
|
|
19 |
|
Строительство и украшение дома. |
1 |
|
20 |
|
Объем и объемные формы. Развертка.
|
1 |
|
21 |
|
Подарочные упаковки.
|
1 |
|
22 |
|
Декорирование (украшение) готовых форм.
|
1 |
|
23 |
|
Конструирование из сложных разверток. |
1 |
|
24 |
|
Модели и конструкции. |
1 |
|
25 |
|
Наши проекты. Парад военной техники.
|
1 |
+ |
26 |
|
Наша родная армия. |
1 |
|
27 |
|
Художник-декоратор.
|
1 |
|
28 |
|
Филигрань и квиллинг. Знакомство с понятием "декоративно-прикладное искусство", понятиями "филигрань", "квиллинг"
|
1 |
|
29 |
|
Изонить.
|
1 |
|
30 |
|
Художественные техники из креповой бумаги. |
1 |
|
|
|
Мастерская кукольника (5 часов)
|
|
|
31 |
|
Что такое игрушка?
|
1 |
|
32 |
|
Театральные куклы. Марионетки.
|
1 |
|
33 |
|
Игрушка из носка.
|
1 |
|
34 |
|
Кукла-неваляшка. |
1 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.