Познавательная игра-конкурс «Грамотеи» для детей младшего школьного возраста в помощь педагогам-организаторам
Оценка 5

Познавательная игра-конкурс «Грамотеи» для детей младшего школьного возраста в помощь педагогам-организаторам

Оценка 5
docx
13.01.2024
Познавательная игра-конкурс «Грамотеи» для детей младшего школьного возраста в помощь педагогам-организаторам
Познавательная игра Грамотеи.docx

Познавательная игра-конкурс «Грамотеи»

для детей младшего школьного возраста

в помощь педагогам-организаторам

 

Ведущий. Здравствуйте! Начинаем познавательную игру-конкурс «Грамотей-ка». Мы будем, играя, состязаться в по­знаниях по русскому языку.

Русский язык — один из самых краси­вых и богатых языков в мире. Но он не­прост в изучении, имеет множество раз­делов и правил, орфограмм и упражне­ний. И грамотному человеку следует их знать и понимать. Как говорится, «без букв и грамматики не обходятся и мате­матики»!

На программу пришли ребята из школ... (называются школы). Сейчас вы не просто класс «А» и «Б», а команды! Одна команда называется ... Другая — ...

В игре участвуют все. Одновременно будут даваться два задания: одно выполня­ется на сцене (за столами) небольшой группой от 3 до 5 человек (состав группы, выполняющей задание на сцене, будет каждый раз новым); второе задание выпол­няется оставшимися в зрительном зале.

Оценивается выполнение задания оч­ками. За правильный ответ дается 1 очко. Команде, выполнившей задание быстрее, добавляется еще одно очко.

1. В русском языке орфоэпия тесно связана с ударением. «Орфоэпия» — зна­чит «правильное произношение, правиль­ная речь». А что такое «ударение»? Пра­вильно, ударение — это выделение слога в слове при произношении. Ударение все­гда падает на гласный звук.

Сейчас поиграем в игру «Ударение — волшебное превращение». Нередко одно слово может иметь два значения, если изменить ударение. Например: замок — замок, рожки — рожки... А какие примеры приведут команды? (парить — парить, плачу — плачу и т. д.).

Приглашаю на сцену по 3 человека от каждой команды для выполнения первого задания-упражнения: правильно расставить ударение в предложенных стихо­творных строчках.

Белки прыгают по веткам

Принесли орешки деткам!

Взбей яичные белки,

И печенье испеки.

Ставь козлы посреди двора,

Дрова пилить начнем с утра.

Козлы сердиты и рогаты,

Вы не сердите их, ребята!

В дом войти никто не мог:

На двери висел замок.

Я песок руками рою,

Королевский замок строю.

Плывут по озеру пироги –

На остров нет другой дороги.

Любишь кушать пироги –

Печь их мaме помоги.

Из стены гвоздики торчат,

Повешу я на них плакат.

Гвоздики, розы, маргаритки

Растут на клумбе у калитки.

Одновременно ребятами в зале выпол­няется следующее задание.

Вот загадка для мудренышей – как зовут у свиньи детенышей? (Поросята.) А у гуся? (Гусята.) Лошадь — жеребята. Лев - львята. Овца — ягнята. Курица - цыплята. Медведь — медвежата. Волк – волчата. Собака — щенята. А у стрекозы? - …

Существительные бывают мужского, женского и среднего рода. «Он», «она» или «оно» — угадайте-ка? Окно? – оно!

Печенье. Яблоко. Колесо. Мороженное. Небо. Жираф. Зал. Занавес. Калоша. Кофе. Манжета. Мышь. Овощ. Оладья. Помидор. Рельс. Сандалия. Туфля. Тюль.

         (Проверка выполнения задания на сце­не, подведение итогов.)

2. Как правильно говорить: «Я на себя надел пальто» или «Я на себя одел паль­то»? Мы одеваем — переодеваемся каж­дый день. Bepнo, кого-то «одеваем». На себя — «надеваем»! В следующем задании надо расставить по местам слова «одеть» и «надеть»! На сцену приглашаем по 2 человека от каждой команды.

Я в желтые штанишки

Сейчас__ден7 Мишку.

А я __дену майку

И теплую фуфайку.

И буду куклу __девать.

Давно пора идти гулять.

Она всегда копается,

Так долго __девается.

А что бы на нее __деть,

Ведь кукла — это не медведь.

__дену платье новое,

Вот это — васильковое.

И крикну маме я своей:

«Мамуль, __день меня скорей!»

Для всех остальных задание называет­ся так: «Слово спрятано в слове». Коман­ды отвечают по очереди. Внимание на наш экран!

Хлев (лев). Уточка (точка). Столб (стол). Щель (ель). Полк (пол). Зубр (зуб). Коса (оса). Мрак (рак). Удочка (дочка). Драма (рама).

(Подведение итогов второго задания.)

3. Словарь Уильяма Шекспира по под­счету исследователей составляет 12 тыс. слов. Словарь представителя племени «мумбо-юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина из книги Ильфа и Петро­ва «12 стульев» легко и свободно обходи­лась тридцатью.

Эллочка — это художественный символ косноязычия, она пользовалась крайне ограниченным запасом слов. Есть люди с запасом слов, как у Эллочки и как у Шекспира. У каждого человека свой словарный запас слов,  которые он использует в разговоре или письме.

Поэтесса Эмма Мешковская тоже ус­лышала одну историю и рассказала ее нам слово в слово.

«Такая, в общем, история...»

Жил-был этот, как его,

Ну и значит, и того.

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак —

Это, в общем, значит так.

И его любимый зять.

Звали зятя Так Сказать.

А жену звали Ну...

А соседа Звали Это...

А его родители —

Видишь ли и видите ли...

И еще какой-то Э-э-э-э

Жил на верхнем этаже...

И дружили они все...

Ну и значит, и вообще...

Весь словарный состав языка называ­ется «Лексика». Твой собственный запас слов — это твоя лексика. Самый большой 17-томный «Словарь современного рус­ского языка» насчитывает 120 тыс. слов. А всего слов в нашем современном рус­ском языке и того больше — 150 тыс. слов. Плюс иностранные слова — 30 тыс. Но­вые значения слов — 5 тыс. Затем научные термины, жаргон — 10 тыс. Устаревшие слова — 30 тыс. Имена собственные и прозвища — 25 тыс. Слова— однодневки, которые невозможно сосчитать. Диалект­ные слова — около 200 тыс.

А тысячу лет назад, по мнению ученых, было около 20 тыс. слов. Получается, что каждый год возникала почти тысяча раз­ных слов и значений.

Наше следующее задание для группы будет связано с собственным запасом слов тех, кто будет его выполнять за столами на сцене. Внимание, из слова «контрабас» можно составить 250 слов! Других слов. Вам дается на выполнение задания 7—10 минут, за которые надо составить как можно боль­ше других слов из слова «контрабас».

Одновременно мы приглашаем от каж­дой команды еще по 10 человек для учас­тия в эстафете, которая называется «словар­ная». Каждой команде предлагаем карточ­ки с написанными словарными словами, в которых пропущены буквы. Их надо вста­вить, при этом двигаясь до цели и обратно. Каждый игрок командной эстафеты встав­ляет пропущенную букву в одно слово. (Проведение «словарной» эстафеты.)

Предлагаемые словарные слова: ребя­та, деревня, посуда, девочка, лисица, пла­ток, собака, дневник, сорока, дежурный, учитель.

Слова, составленные из слова «контра­бас»: собака, кабан, карта, нота, работа, брат, батон, скот, батрак, барон, баран, астра, скарб, кобра, таран, тоска, канат, скоба, табак, табор, борт, бокс, бакс и т.д.

Еще одно задание для всех, кто нахо­дится в зале. Иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были?

—  Аппетит проходит во время еды.

—   Взявшие мяч от мяча погибнут!

—  Видит око, да дуб неймет.

—   Вот где собака забыта!

—   Все пороги ведут в Рим.

—  Город не тетка.

—   Готовь сени летом, а телегу зимой.

—   Всяк жулик свое болото хвалит.

—  Дружба дружбой, а кабачок врозь.

—   Есть еще горох в пороховницах.

—  Ждать у горя погоды.

—   Знает мошка, чье мясо съела.

—  Икра стоит свеч.

—  Чем бы дитя ни тешилось,

лишь бы не плавало.

—   Машу маслом не испортишь.

—  Лес рубят — кепки летят.

—  Блин блином вышибают.

—  Пуганая ворона куска боится.

—  Проще жареной репы.

—   Рысак рысака видит издалека.

—  Танцевать от речки.

—  Уменье — свет, а неуменье — тьма.

—   Шишка на лобном месте.

(Подведение итогов заданий «Контра­бас», эстафета, «Поговорки».)

4. Следующее задание называется «Сло­весная лесенка». Приглашаем от каждой команды по 5 человек. Перед началом игры предлагается или выбирается общая буква, с которой будут начинаться все сло­ва. За определенное время нужно написать «лесенку слов», начинающихся с этой бук­вы. Первое слово должно быть из двух букв, второе из трех и т.д. Кто построит самую высокую лесенку — победит!

 

 

 

 

я

Яд

Яма

Яшик

Ягода

Ястреб

Ящерица Яблонька и др.

Г

Га

Гам

Гомон

Галоша

Гуталин Граммофон Гармонист Грамотейка и др.

А

Ас

Ася

Арка

Арбуз

Азбука

Амфибия Амброзия и др.

 

 

- Для остальных игроков команд задание на карточках «Слово распалось». Буквы следует расставить по местам и прочесть полученное сово: рпи (пир), пра (пар), кушпа (пушка), длеп (плед), сылесоп (пылесос), тухпе (петух), лоп (пол), плеча (пчела), псе (jnec).

— Чтобы дать возможность ребятам, вы­полняющим задание «Словесная лесенка», построить ее как можно выше, мы все вмес­те поиграем. Игра называемся «Ха-ха-ха!».

Выбираем трех-четырек игроков. Пер­вый говорит: «Ха!» один раз. Второй го­ворит «ха-ха». Третий — «xa-xa-xa», т.е. три раза, четвертый — четыре раза. Пя­тые — пять раз говорит «ka». Кто засме­ялся или сбился — выбывает.

(Подведение итогов задания «Словес­ная лесенка» и «Слово рассылалось».)

5. Сейчас вы услышите стихотворение А.Шибаева «Кто играет», в котором я по­прошу вас всех хором произносить слово «играет», когда я подниму руку.

И солнце играет

(лучами на речке).

И кошка играет

(клубком на крылечке).

И Женя играет

(есть кукла у Жени).

И мама играет

(в театре на сцене).

И папа играет                 

(на медной трубе)     

И дедушка с внуком       

(играет в избе).         

И бабушка внуку             

Пеленки стирает,            

Бабушка в стирку, наверно,

Играет!                            

Вопросы: «Сколько значений у слова «иг­рает»? Как называются такие слова?» Слова, которые пишутся и произносятся одинако­во, но имеют разное значение — омонимы.

Примеры слов-омонимов: лук, коса, ключ, очки, челнок, шапки, горлышко, шишка, ножка, пятачок Приглашаем на сцену по 3 человека от каждой команды, котором надо вспом­нить и записать все значения слов: нож­ка, шишка, пятачок.

А ко всем остальным у меня есть во­просы, отвечайте без ошибки, быстро, просто и с улыбкой! Я называю сущест­вительное, а вы прилагательное к нему «холодный», «холодное» и т.д.

Чай — холодный. Молоко — холодное. Компот — холодный. Какао — холодное. Кофе — холодный. Лимонад — холодный. Ситро — холодное. Сливки — холодные. Вода — холодная. Пепси-кола — холодная.

Внимание! Выполняй еще задание! Один или много?

Один — апельсин, а много... Апельсинов?

Баклажан (баклажанов).

Мандарин (мандаринов).

Помидор (помидоров).

Яблоко (яблок).

Гольф (гольфов).

Носок (носков).

Сандалия (сандалий).

Петля (петель).

Простыня (простынь).

Рейтузы (рейтуз).

Рукава (рукавов).

Метро (множественного числа не имеет).

Не имеют множественного числа, не изменяются по падежам и другие слова: пальто, кино, кашне, кенгуру, шоссе, до­мино, фортепиано, пенсне, кофе и др.

6. Синонимы — слова, близкие по зна­чению. Например: метель (пурга, вьюга, холод, стужа). Сиза (очи). Губы (уста, рот). Разговор (болтовня). Стряпуха (повариха).

Оказывается, у слова «ерунда», которое произошло от латинского слова «герун­дий», множество синонимов: ахинея, га­лиматья, чепухе, лабуда, абракадабра.

Для выполнения задания «Подберите синонимы» приглашаются по 5 человек от каждой команмы. Подобрать синонимы к словам:

— красивый (очаровательный, прелестный, прекрасный, совершенный);

—  веселый (беззаботный, радостный, смешливый, озорной, оптимистичный);

—  хорошо (здорово, замечательно, классно);

— плохо (отрицательно, нехорошо, не­важно, дурно).

В зале с командами проводится игра «О-о-о!». Смысл ее в том, что надо отгадать 10 слов, в которых нет гласных, кроме «О». Угадываемые слова появляются на экране, команды отгадывают их поочередно:

1.  Беспорядочный шум? — о-о (гомон).

2.  Продукт, из которого изготавливают масло? — о-о-о-- (молоко).

3. Хищная птица? — о-о- (сокол).

4.  Столярный инструмент? — о-о-о (долото).

5.  Лиственное дерево? — о-о-ь (то­поль).

6. Драгоценный металл? — о-о-о- (золото).

7.  Съедобный герой русской народной сказки? — о-о-о- (колобок).

8.  Пушной зверек? —о-о-о- (колонок).

9.  Водоем? — о-о-о (болото).

10.  Крупный населенный пункт? — о-о- (город).

(Подведение итогов заданий «Синони­мы» и игры «О-о-о!».)

Заполнить возникшую паузу предлага­ется танцевальной разминкой под любую ритмичную музыку. Движения танца за­ключаются в том, что дети, разбившись на пары, пластически изображают буквы, которые составляют слово, например, «грамотей». Показ одной буквы от показа другой отделяется хлопком. На букве «и» просто подпрыгнем.

7. Антонимы — слова с противополож­ными значениями.

Например: хороший — плохой, мок­рый — сухой, друг — враг, злой — добрый, рано — поздно, черный — белый, лю­бовь — ненависть, глупый — умный, бе­жать — стоять, говорить — молчать и т.д.

На лугу большой овраг, лугу он не друг, а ... (враг).

Но в основном пары антонимов обра­зуют качественные прилагательные и ка­чественные наречия.

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «наоборот».

Скажу я слово «высоко»,

А ты ответишь... «низко».

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь... «близко».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь «пол».

Скажу я слово «потерял»,

И скажешь ты... «нашел».

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты... «храбрец».

Теперь «начало» я скажу,

Ну, отвечай... «Конец»!

Тем временем на сцене группой выпол­нялось задание «Перевертыши» (перевер­нутые пословицы), в которых путем под­бора антонимов надо восстановить изве­стные пословицы:

1. Счастье всегда бывает вместе (Беда никогда не приходит одна).

2. Ложь уши ласкает (Правда глаза колет).

3.   Мало счастья — много вопросов (Семь бед — один ответ).

4.  Громче стоишь — ближе опустишься (Тише едешь — дальше будешь).

5.  Это плохо, если плохо начинается (Все хорошо, что хорошо кончается).

6. Безделью — часы, часам — год (Делу — время, потехе — час).

7. Собак не страшиться — по городу гулять (Волков бояться — в|лес не ходить).

 

 

 

 

 

 

 


 

Познавательная игра-конкурс «

Познавательная игра-конкурс «

Приглашаю на сцену по 3 человека от каждой команды для выполнения первого задания-упражнения: правильно расставить ударение в предложенных стихо­творных строчках

Приглашаю на сцену по 3 человека от каждой команды для выполнения первого задания-упражнения: правильно расставить ударение в предложенных стихо­творных строчках

Печенье. Яблоко. Колесо. Мороженное

Печенье. Яблоко. Колесо. Мороженное

Эллочка Щукина из книги Ильфа и

Эллочка Щукина из книги Ильфа и

Устаревшие слова — 30 тыс. Имена собственные и прозвища — 25 тыс

Устаревшие слова — 30 тыс. Имена собственные и прозвища — 25 тыс

Готовь сени летом, а телегу зимой

Готовь сени летом, а телегу зимой

Яд Яма Яшик Ягода Ястреб

Яд Яма Яшик Ягода Ястреб

И Женя играет (есть кукла у

И Женя играет (есть кукла у

Яблоко (яблок). Гольф (гольфов)

Яблоко (яблок). Гольф (гольфов)

Продукт, из которого изготавливают масло? — о-о-о-- (молоко)

Продукт, из которого изготавливают масло? — о-о-о-- (молоко)

Скажу я слово «потерял», И скажешь ты

Скажу я слово «потерял», И скажешь ты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2024