1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом программы «Изобразительное искусство и художественный труд» авторского коллектива под руководством Б.М.Неменского.
и в соответствии со следующими нормативными документами.
№ |
Нормативный документ
|
|
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ст.2, п.9; |
|
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015; |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373; |
|
Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»; |
|
Положение о текущем контроле успеваемости и промежуточной аттестации учащихся; |
|
ООП НОО МКОУ СОШ №11 |
|
Положение о разработке рабочей программы (курса) МКОУ СОШ №11 |
|
Учебный план МКОУ СОШ №11 на 2020-2021 учебный год. |
Учебно-методическое обеспечение предмета
№ |
Авторы |
Название |
Год издания |
Издательство |
1 |
Л. А. Неменская. |
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
|
2016 |
М: Просвещение |
2 |
Л. А. Неменская. |
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
|
2016 |
М: Просвещение |
3 |
Е. И. Коротеева. |
Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс |
2016 |
М: Просвещение |
Цель третьего года обучения – введение учащихся в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий. Формирование духовно-нравственного развития обучающихся, т.е. формирование у них качеств, которые отвечают представлениям истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Задачи:
Развитие художественно-образного мышления, наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;
Фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности;
Воспитание культуры восприятия произведений ИЗО;
Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях;
Овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;
Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.
Особенности преподавания:
Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. без приобщения к культуре своего народа (даже культуре своей «малой родины») нет пути к общечеловеческой культуре.
Обучение в 3 классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда — с далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников — Мастеров Изображения, Украшения, Постройки — в создании среды жизни человека.
В конце учебного года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны строиться на вопросах: «Что было бы, если бы Братья-Мастера не участвовали в создании окружающего вас мира — дома, на улице и т. д.?» Понимание огромной роли искусств в повседневной жизни большей частью не осознается, поэтому должно стать открытием для детей и их родителей.
Уроки состоят из теоретической и практической части. Теоретическая часть включает беседы по теории изобразительного искусства, композиции, живописи, декоративно прикладного искусства.
Планируемые образовательные результаты освоения предмета.
Личностные |
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; - формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению; - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. - формирование умения радоваться успехам одноклассников; - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. - формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
|
Метапредметные |
Регулятивные УУД: - Проговаривать последовательность действий на уроке. - Учиться работать по предложенному учителем плану. - Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
|
Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). - Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. - Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.). - Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
|
|
Коммуникативные УУД: - Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника; - оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа). - Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им. - Учиться согласованно работать в группе: - Учиться планировать работу в группе; - Учиться распределять работу между участниками проекта; - Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы; - Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). - Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
|
|
Предметные |
Ученик научится: - обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; - компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты; - характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; - рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру; - приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
|
Ученик получит возможность научиться: - Конструировать и лепить. - Рисовать с натуры и представлению - Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию. - Работать с акварелью и гуашью; - Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги. - Выполнять эскизы. - Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
|
Содержание учебного предмета.
Раздел / тема |
Содержание |
Искусство в твоем доме (8 ч)
|
Твои игрушки придумал художник. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
|
Памятники архитектуры — наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).
|
Художник и зрелище (11 ч)
|
Художник в цирке. Художник в театре. Маски. Театр кукол. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
|
Художник и музей (8 ч)
|
Музеи в жизни города. Изобразительное искусство. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
|
Тематическое планирование
№ |
Тема раздела |
Примерное количество часов |
Вид контроля |
|
|||
|
Искусство в твоем доме (8 ч)
|
|
|
1. |
Твои игрушки
|
1 |
|
2. |
Твои игрушки
|
1 |
|
3. |
Посуда у тебя дома
|
1 |
|
4. |
Обои и шторы у себя дома
|
1 |
|
5. |
Мамин платок
|
1 |
|
6. |
Твои книжки
|
1 |
|
7. |
Открытки
|
1 |
|
8. |
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
|
1 |
|
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
|
|
|
9. |
Памятники архитектуры
|
1 |
|
10. |
Парки, скверы, бульвары
|
1 |
|
11. |
Ажурные ограды
|
1 |
|
12. |
Волшебные фонари
|
1 |
|
13. |
Витрины
|
1 |
|
14. |
Удивительный транспорт
|
1 |
|
15. |
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)
|
1 |
|
|
Художник и зрелище (11 ч)
|
|
|
16. |
Художник в цирке
|
1 |
|
17. |
Художник в театре
|
1 |
|
18. |
Театр кукол
|
1 |
|
19. |
Театр кукол
|
1 |
|
20. |
Маски
|
1 |
|
21. |
Маски
|
1 |
|
22. |
Афиша и плакат
|
1 |
|
23. |
Афиша и плакат
|
1 |
|
24. |
Праздник в городе
|
1 |
|
25. |
Праздник в городе
|
1 |
|
26. |
Школьный карнавал (обобщение темы)
|
1 |
|
|
Художник и музей (8 ч)
|
|
|
27. |
Музей в жизни города
|
1 |
|
28. |
Картина — особый мир.
|
1 |
|
29. |
Картина — особый мир. Картина-пейзаж
|
1 |
|
30. |
Картина-портрет
|
1 |
|
31. |
Картина-натюрморт
|
1 |
|
33. |
Картины исторические и бытовые
|
1 |
|
34. |
Скульптура в музее и на улице
|
1 |
|
35. |
Художественная выставка (обобщение темы)
|
1 |
|
|
Всего за год: |
34 часа |
|
Описание материально-технической базы
Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б. М. Неменского.
УЧЕБНИКИ
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс;
Е. И. Коротеева. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс; Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Каждый народ — художник. 4 класс.
ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 2 класс;
Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 3 класс;
Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 4 класс.
Детские книги с иллюстрациями.
Репродукции картин (в электронном виде).
ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1—4 классы.
Дополнительная литература
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М: Просвещение, 1984.
2. Алехин, А. Д. Когда начинается художник. - М: Просвещение, 1984.
3. Алексахин, Н. Матрешка. - М.: Просвещение, 1988.
4. Аранова, С. В. Обучение изобразительному искусству. - СПб., 2004.
5. Басина, Н. С кисточкой и музыкой в ладошке. — М.: Линка-Пресс, 1997.
6. Дорожкин, Ю. Г. Городецкая роспись. - М.: Мозайский, 1999.
7. Дорожкин, Ю. Г. Жостовская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
8. Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. - М.: Мозайский, 1999.
9. Жегалова, С. Росписи Хохломы. - М.: Детская литература, 1991.
10. Ильченко, М. Методическое пособие по городецкой росписи. - М.: ИД «Грааль», 2002.
11. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. - М.: Высшая школа, 1992.
12. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988.
13. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.
14. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2003.
15. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок. - М.: Просвещение, 1995.
16. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - М.: Агар, 1998.
17. Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в школе. - Ижевск, 1992.
18. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2003.
19. Школа изобразительного искусства / под ред. А. Н. Пономарева - М.: Агар, 1998.
Интернет-ресурсы.
1. Сайт МОУ лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp/ru/course/category.php?id=15
2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
3. Справочно-информационный Интернет-портал. – Режим доступа : http://www.gramota.ru
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/urok
5. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
Технические средства обучения.
1. Магнитофон.
2.Компьютер.
3. Мультимедийный проектор.
4. Интерактивная доска.
Расчет количества уроков
к календарно-тематическому плану
I четверть |
8 |
|
II четверть |
8 |
|
III четверть |
10 |
|
IV четверть |
8 |
|
Всего |
34 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве _1__ урока в неделю, всего ___34 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило __34_ урока.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Дата |
Тема урока |
Кол-во часов |
Вид контроля |
|
||||
|
|
Искусство в твоем доме (8 ч)
|
|
|
1 |
|
Твои игрушки
|
1 |
|
2 |
|
Твои игрушки
|
1 |
|
3 |
|
Посуда у тебя дома
|
1 |
|
4 |
|
Обои и шторы у себя дома
|
1 |
|
5 |
|
Мамин платок
|
1 |
|
6 |
|
Твои книжки
|
1 |
|
7 |
|
Открытки
|
1 |
|
8 |
|
Труд художника для твоего дома (обобщение темы)
|
1 |
|
|
|
Искусство на улицах твоего города (7 ч)
|
|
|
9 |
|
Памятники архитектуры
|
1 |
|
10 |
|
Парки, скверы, бульвары
|
1 |
|
11 |
|
Ажурные ограды
|
1 |
|
12 |
|
Волшебные фонари
|
1 |
|
13 |
|
Витрины
|
1 |
|
14 |
|
Удивительный транспорт
|
1 |
|
15 |
|
Труд художника на улицах твоего (села) (обобщение темы)
|
1 |
|
|
|
Художник и зрелище (11 ч)
|
|
|
16 |
|
Художник в цирке
|
1 |
|
17 |
|
Художник в театре
|
1 |
|
18 |
|
Театр кукол
|
1 |
|
19 |
|
Театр кукол
|
1 |
|
20 |
|
Маски
|
1 |
|
21 |
|
Маски
|
1 |
|
22 |
|
Афиша и плакат
|
1 |
|
23 |
|
Афиша и плакат
|
1 |
|
24 |
|
Праздник в городе
|
1 |
|
25 |
|
Праздник в городе
|
1 |
|
26 |
|
Школьный карнавал (обобщение темы)
|
1 |
|
|
|
Художник и музей (8 ч)
|
|
|
27 |
|
Музей в жизни города
|
1 |
|
28 |
|
Картина — особый мир.
|
1 |
|
29 |
|
Картина — особый мир. Картина-пейзаж
|
1 |
|
30 |
|
Картина-портрет
|
1 |
|
31 |
|
Картина-натюрморт
|
1 |
|
32 |
|
Картины исторические и бытовые
|
1 |
|
33 |
|
Скульптура в музее и на улице
|
1 |
|
34 |
|
Художественная выставка (обобщение темы)
|
1 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.