Рабочая программа творческого объединения «Проектная деятельность по физике» для учащихся 9 классов составлена на основе положений и требований к результатам освоения на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика»
Курс предназначен для учащихся 9-х классов. Рабочая программа рассчитана на 62 учебных часа (2 часа в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено на 62 часа. В случае карантина, низкой температуры воздуха, других чрезвычайных ситуациях техногенного характера часы учебной программы будут реализованы дистанционно.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- широкая мотивационная основа исследовательской деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новому содержанию и новым способам познания;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности / неуспешности исследовательской деятельности;
- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- оценивать свои действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной формах;
- ориентироваться па разные способы решения познавательных исследовательских задач;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;
- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;
- использованию исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- допускать существование различных точек зрения;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
В сфере развития планируемых воспитательных результатов курса:
Первый уровень результатов |
Второй уровень результатов |
Третий уровень результатов |
Формирование побуждения к исследованию, критическому восприятию информации на всех уровнях социальных отношений. свобода от стереотипов, помогающая понять людей – себя и других. Способность смотреть и видеть, наблюдать. Умение определить меру и границы собственной ответственности. Результат выражается в понимании детьми сути исследовательской деятельности, умении поэтапно решать исследовательские задачи. |
Способность творчески мыслить, поиск решения в условиях неопределённости, способность к выявлению проблем Формирование культурных норм планирования и осуществления исследовательской деятельности, в повседневной практике. Рефлексия по отношению к деятельности и к себе, как субъекту этой деятельности. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода исследования, самостоятельном выборе тем исследования, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
Уверенность в своих возможностях. Формирование самосознания, проявляющегося в поступках. Формирование контрольно-оценочной самостоятельности. Получение школьниками самостоятельного социального опыта. Самоутверждение как открытой для общения личности, способной к межкультурному взаимодействию и сотрудничеству. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов исследования, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты. |
Все обучающиеся в течение посещения занятий выбирают тему исследования и выполняют исследовательскую работу, которая представляется на итоговой конференции. При этом возможно выполнение творческого отчёта как индивидуально, так и в группе из 2 человек.
Формирование УУД выступает как цель образовательного процесса, а их сформированность определяет его эффективность.
СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I. Введение в проектную деятельность (6 часа)
Понятия «исследование», «проектирование». Естественные науки и области исследования в них. Использование человеком исследовательских способностей. Научные исследования и наша жизнь. Результаты научных исследований. Научное открытие.
Понятия «проект», «исследовательская работа». Виды проектов. Формы проектов.
II. Методы исследования. Знакомство с лабораторным оборудованием (10 часов)
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Методы исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование, анкетирование, интервьюирование, опрос. Анализ и синтез. Оборудование для исследований.
Практикумы: 1. Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности. 2. Наблюдение за свободным падением
III. Основы исследовательской деятельности (32 часов)
Тема исследования. Актуальность и новизна исследования. Суждение, провокационная идея и Гипотеза. Цели и задачи исследовательской работы. Алгоритмы исследовательской работы. Виды информации и способы её получения. Способы обработки информации. Интернет-ресурсы. Требования к оформлению проекта. Формы представления исследовательской работы. Требования к презентациям
Практикумы: 1. Учимся задавать вопросы. 2. Учимся определять главное и второстепенное. 2. Планирование самостоятельного исследования. 3. Способы обработки информации. 4. Составление плана-графика реализации проекта. 5. Формы презентации проекта.
IV. Практикум (14 часов)
Выбор темы исследования, работы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). Выбор цели, определение задач, актуальности, объекта и предмета исследования. Подбор литературы по теме исследования. Интернет ресурсы. Подбор методик эксперимента. Проведение эксперимента. Выполнение индивидуальных и групповых исследовательских работ и проектов. Оформление работы, паспорта проекта. Составление презентации. Оформление доклада. Коррекция проекта (соотнесение замысла проекта с полученным продуктом). Защита работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Тема |
Кол-во часов
|
|
|
I. Введение в проектную деятельность |
6 |
|
1 |
Научные исследования и наша жизнь |
2 |
|
2 |
Знакомство с понятием «проект» |
2 |
|
3 |
Виды проектов |
2 |
|
|
II. Методы исследования. |
10 |
|
4 |
Наблюдение и эксперимент как методы изучения законов природы. |
2 |
|
5 |
Практикум по теме «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности» |
2 |
|
6 |
Практикум по теме «Наблюдение за свободным падением» |
2 |
|
7 |
Анкетирование, интервьюирование, опрос. |
2 |
|
8 |
Исследовательская деятельность по физике. |
2 |
|
|
III . Основы исследовательской деятельности |
32 |
|
9 |
Как выбрать тему собственного исследования? |
2 |
|
10 |
Гипотезы и способы их конструирования |
2 |
|
11 |
Практикум «Учимся задавать вопросы» |
2 |
|
12 |
Искусство определять цели и задачи |
2 |
|
13 |
Алгоритмы исследовательской работы |
2 |
|
14 |
Коллективная игра-исследование |
2 |
|
15 |
Практикум по планированию самостоятельных исследований |
2 |
|
16 |
Виды информации и способы её получения |
2 |
|
17 |
Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» |
2 |
|
18 |
Интернет-ресурсы. |
2 |
|
19 |
Практикум «Способы обработки информации» |
2 |
|
20 |
Значение графика работ для выполнения плана проекта |
2 |
|
21 |
Практикум по теме «Составление плана-графика реализации проекта» |
2 |
|
22 |
Требования к оформлению проекта |
2 |
|
23 |
Формы представления исследовательской работы |
2 |
|
24 |
Требования к презентациям. Практикум по теме «Формы презентации проекта» |
2 |
|
|
IV. Практикум |
16 |
|
25 |
Выбор темы исследования, работы. |
2 |
|
26 |
Выбор цели, определение задач, актуальности, объекта и предмета исследования. |
2 |
|
27 |
Подбор литературы по теме исследования. Интернет ресурсы. |
2 |
|
28 |
Подбор методик эксперимента. |
2 |
|
29 |
Проведение эксперимента |
2 |
|
31 |
Оформление работы, паспорта проекта |
2 |
|
32 |
Защита работы. |
2 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.