РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ТЬЮТОРА
3 класс
на 2019-2020 учебный год
Тьютор:
Магарамова Теране Энверовна
2019 г.
Пояснительная записка.
Основа рабочей программы: Программа воспитания и социализации
Рабочая программа тьютора 3 класса составлена на основе:
· Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
· ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
· АООП 1- 4 классов (для 3 - 4 классов)
· Устава КГКОУ ШИ 9 р.п. Переяславка
· Годового плана КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год
· Годового календарного графика КГКОУ ШИ 9 на 2019/2020 учебный год
· Положения о рабочей программе воспитателя в КГКОУ ШИ 9
ЦЕЛЬ: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, для развития и социализации во время учебного процесса и свободное время
Задачи:
v Помочь детям овладеть умениями и навыками гигиены; расширить навыки самообслуживания;
v Сплочение детского коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи посредством воспитательных занятий, бесед, коллективных дел, экскурсий;
v Воспитание аккуратности;
v Формирование предпосылок трудовой деятельности;
v Воспитание уважения к труду и людям труда;
v Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда;
v Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового;
v Поддержание и укрепление школьных традиций, способствующих созданию общешкольного коллектива, воспитанию гражданской позиции и патриотических чувств, развитию толерантных отношений среди коллектива обучающихся;
v Создание в классе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию личностного потенциала каждого ребенка;
v Совершенствовать систему взаимодействия с родителями, более активно их привлекать к участию в воспитательном процессе.
Характеристика контингента воспитанников:
· Данный класс сформирован в 2016 году. В данном классе 13 обучающихся: 5 девочки, 8 мальчиков (из них Руслан на надомном обучение, Алексей на индивидуальном обучение).
· Социальный паспорт класса/группы:
|
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
|
|
|
Кол-во |
ФИО ребенка |
|
|
1 |
Дети - сироты |
- |
- |
|
2 |
Семьи без матери |
2 |
|
|
3 |
Семьи без отца |
|
|
|
4 |
Группа риска: |
3 |
|
|
А) на учете в ПДН |
- |
- |
|
|
Б) на внутришкольном контроле В) необходимо поставить на внутришкольный контроль |
-
1
|
|
|
|
5 |
Неблагополучные семьи: А) родители пьют Б) родители не оказывают должного внимания В) родители не справляются с воспитанием ребенка Г) лишены родительских прав |
2 6
2 3 |
|
|
6 |
Ребенок - инвалид |
4 |
|
|
7 |
Малообеспеченные семьи |
7 |
|
|
8 |
Многодетные семьи |
7 |
|
Психолого-педагогическая характеристика группы.
Группа сформирована в 2016 году. Сплоченность в группе средняя, имеются воспитанники с элементами отклоняющегося поведения: С Алексей, Диана, Татьяна, Антон, Илья, Данил, Вероника - с данными воспитанниками проводится индивидуальная и коррекционная работа.
Основное достоинство группы - дети подвижны, неплохо физически развиты – в будущем многие ребята могут успешно принимать участие в различных спортивных соревнованиях.
Обучающиеся на 100% задействованы во внеурочной и кружковой деятельности по интересам и увлечениям.
Воспитательная работа в группе основана на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка; признание за ребенком не только статуса ученика, но и всех прав человека - гражданина; опора на положительные качества ребенка.
В воспитании, как особом направлении педагогической деятельности, важным является, прежде всего, сам ребенок которому всегда необходимы любовь и забота взрослого, его помощь и поддержка не эпизодически в «часы воспитания», а постоянно, ежеминутно. Программа составлена с учетом целей и задач, рекомендаций, поставленных педагогами.
В школе - интернате главным фактором является создание гуманной среды, выполняющей, прежде всего, коррекционно-развивающую функцию, способствующую становлению социального опыта становления личности ребенка.
Проблемы группы.
Обучающимся данной группы/класса необходимо приобретение опыта межличностных отношений и соблюдение норм поведения в школе.
В группе/классе ведется индивидуальная работа с обучающимися: Алексеем, (по коррекции поведения, налаживанию дисциплины), с Романом (по ликвидации пробелов в изучении программного материала за 1 класс, коррекции поведения), Данилом (по налаживанию дисциплины; выработки внимательности, старательности), с Алиной (по выравниванию межличностные отношения в коллективе), Дианой (по социализации, выравниванию межличностные отношения в коллективе), с Антоном (по выравниванию межличностные отношения в коллективе), С Татьяной (по коррекции поведения, по привитию навыков самообслуживания), с Ильей (по ликвидации пробелов в изучении программного материала за 1 класс, привитию санитарно-гигиенических навыков и норм самообслуживания), с Арсением (по самоконтролю, коррекции поведения), с Вероникой (по самоконтролю, по выравниванию межличностные отношения в коллективе), с Русланом (по выравниванию межличностных отношений, адаптации в коллективе), с Викой (привитие санитарно – гигиенических норм, налаживание межличностных отношений, адаптация в коллективе) - с обучающимися проводится работа с привлечением психолога и родителей, даются разовые поручения, ребята вовлекаются в творческую и спортивную деятельность группы.
Некоторые родители не интересуются жизнью своих детей в школе-интернате. Необходимо наладить тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Максимально привлечь их к участию в жизнедеятельности ребенка.
В 2018 - 2019 учебном году в условиях ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приоритетными направлениями в воспитательной работе являются:
· Общекультурное направление: (гражданско-правовое, патриотическое воспитание, экологическое воспитание);
· Духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
· Спортивно-оздоровительное: (физкультурно-оздоровительное воспитание, безопасность жизнедеятельности);
· Социальное направление: (самоуправление, трудовое воспитание, профилактика правонарушений);
· Рекреационная и досуговая деятельность.
Основные формы работы:
· Беседы (объяснительно- иллюстративные, рассуждения, аналитические, информационные, индивидуальные, групповые).
· Ситуации (игровые, моделированные, моделирующие).
· Инструктаж.
· Тестирование.
· Упражнения (практические, теоретические).
· Прогулки.
· Классные часы.
· Экскурсии.
· Кружки, секции.
· Соревнования.
· Праздники.
· Общественно полезные практики.
· Смотры-конкурсы, викторины.
· Фестивали, ярмарки.
· Игры и т. д.
Ожидаемые результаты:
-Иметь элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека (одежда, обувь, мебель, посуда и др.);
-Знать и понимать, что многие предметы созданы трудом человека;
-Знать и называть окружающие предметы, которыми пользуются в быту, во время отдыха, игр, труда;
-Владеть навыками личной гигиены, обслуживающего труда: уметь чистить зубы, причёсываться, умываться, пользоваться туалетом, проводить элементарный уход за одеждой и обувью, содержать спальню, свое рабочее место, шкаф в аккуратном состоянии, владеть элементарными навыками уборки, иметь представления об окружающем мире;
-Знать, что поступки взрослых и детей могут быть положительные и негативными;
-Уметь элементарно управлять своими чувствами (сдерживать гнев, огорчение, не плакать);
-Уметь оказывать помощь другому человеку;
-Уметь договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками;
- Знать и понимать, что для овладения профессией необходимо учиться;
-Знать и понимать что учеба - это труд;
-Уметь с пользой проводить свое время;
- Соблюдать правила поведения в различных местах, ответственно относится к делам коллектива;
-Ухаживать за комнатными растениями;
-Применять на практике элементарные правила безопасности жизнедеятельности (ПДД, ППБ и т.д.).
Перспективное планирование 2018-2019 учебный год.
|
Дата |
Самообслуживание |
Духовно-нравственное |
Общекультурное |
Социальные навыки |
Спортивно-оздоровительное |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
СЕНТЯБРЬ |
|||||
|
01.09. |
|
День Знаний (линейка). |
|
|
|
|
04-08.09. |
Беседа «Поведение во время еды». |
Книготерапия. Читаем рассказы об осени.
|
Распределение поручений в группе/классе. |
Ролевая игра «Я- третьеклассник». |
Беседа по ТБ во время прогулок. |
|
11-15.09. |
Правила ухода за своей одеждой. Практическое занятие. |
Заучивание четверостиший об осени. |
Выход на природу. Сбор природного материала для уроков труда. |
ОБЖ в опасных ситуациях. |
Занятие в игровой форме «Расскажи, как ты провел летние каникулы». |
|
18-22.09. |
Беседа «Гигиена девочек». |
Воспитательный час «Мои отношения со сверстниками».
|
Подготовка к празднику осени (изготовление костюмов, разучивание творческого номера). |
ПДД. Правила поведения пешехода на дороге. |
Праздник осени.
|
|
25-29.09. |
Беседа «Гигиена мальчиков». |
Круглый стол «Зачем человеку свободное время?» |
Беседа. «Помоги ближнему своему».
|
Решение ситуативных задач «Твоя жизнь и Правила дорожного движения». |
Аппликация «Я и моя семья» |
|
ОКТЯБРЬ |
|||||
|
02.-06.10. |
Гигиена школьника. Практическое занятие. |
Подготовка творческого номера ко Дню учителя. |
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Учителя. |
Торжественная линейка «С днем учителя»
|
Выход на природу «Осень в лесу». |
|
09-13.10. |
Чистые руки – залог здоровья. Беседа- практикум. |
Занятие «Почему я слышу?» |
Запомни правила поведения в общественных местах. |
Экскурсия по парку. «Признаки осени» |
Игра с мячом «Выжигало»
|
|
16-20.10. |
Утренний и вечерний туалет. Практическое занятие. |
Презентация «Кем я хочу быть?» (профориентация) |
Занятие «Взаимопонимание в группе». |
Экскурсия «Народный календарь. Октябрь-листопад». |
Игра «Вежливо – невежливо»
|
|
23-27.10. |
Ароматы тела. Беседа – практикум. |
Урок-презентация «Сохраним природу живой». |
Занятие. «Мальчишки-девчонки» (по проблемам этики и этикета). |
Беседа с врачом «Зачем мы спим?» |
Мини-тренинг о воспитанных и невоспитанных детях.
|
|
НОЯБРЬ |
|||||
|
06-10.11. |
Ролевая игра «Культура поведения». |
Урок- презентация «Что такое алкоголь?» Рисование «Мы против алкоголя». |
Игра-драматизация. «Веселые друзья» Рисование. |
Беседа «Мозг – мой главнокомандующий. Влияние никотина на работу головного мозга». |
Игра «Карлики и Великаны». |
|
13-17.11. |
Беседа «Здоровье, что это такое?» |
Дидактическая игра «Нации и народы». |
Тренинг «Общение со взрослыми и сверстниками». |
Беседа «Будь осторожен дома». |
Занятие «Роль спорта в моей жизни». |
|
20-24.11.
|
Занятие «Педикулез - что это такое» (пользование индивидуальной расческой). |
Зимние рассказы о животных. |
Устный журнал «Откуда берутся болезни?» |
Беседа «Не забудь извиниться». |
Практическое занятие «Мы едим в автобусе». |
|
27.11-01.12 |
Практическое занятие «Как сохранить продукты?» |
Беседа по содержанию Мультфильма «Митя и Микробус» |
Экскурсия по парку. «Признаки зимы». |
Поговорим о праздниках. |
Спортивный час «Дружи со спортом». |
|
ДЕКАБРЬ |
|||||
|
04-08.12.
|
Порядок в моем шкафу. |
Учим стихи о зиме. |
Мастерская Деда Мороза. (Сотворим красоту!) |
Готовимся к новогоднему утреннику |
Час игры «Народные спортивные игры». |
|
11-15.12. |
Практическое занятие «Как нужно ухаживать за собой». |
Классный час «День Конституции». |
Мастерская Деда Мороза. (Сотворим красоту!) |
Репетиция новогоднего утренника. |
Экскурсия «Зимние тропинки». |
|
18.-22.12.
|
Занятие «Полезная и вредная пища». |
Беседа – рассуждение «Проступок и преступление». |
Репетиция новогоднего утренника. |
ПДД. Движение по дороге в зимнее время |
Зимние забавы. |
|
25.-29.12. |
Моя улыбка «Кто такой стоматолог?» |
Беседа с элементами практического «Справедливость-это…?» |
Новогодний утренник. |
Беседа. Правила поведения на улице (на горке) в зимнее время. |
Экскурсия «Новый год в поселке». |
|
ЯНВАРЬ |
|||||
|
10-12.01. |
------- |
------ |
Экскурсия «Праздничный поселок». |
Мастерская по ремонту книги. |
Экскурсия «Новый год в поселке». |
|
15-19.01. |
Генеральная уборка группы. |
Урок- практикум. Помоги птицам зимой.
|
Решение проблемных ситуаций «Всегда ли уместен юмор»? |
ПДД. Целевая прогулка «Дорожные знаки».
|
Прогулка на площадь (катание с горки). |
|
22-26.01. |
Практическое занятие. Уход за волосами. |
Классный час «Мама, папа, я – дружная семья». |
Ролевая игра «Как обратиться с просьбой?» |
Вспомни правила поведения в общественных местах. |
Лепим снежную бабу. |
|
ФЕВРАЛЬ |
|||||
|
29.01-02.02. |
Режим дня. Мои привычки и желания. |
Чтение стихотворений о природе.
|
Общение с одноклассниками в форме игры. |
ПДД. Целевая прогулка «Общественный транспорт». |
Игра «Хорошо –плохо». |
|
05-09.02. |
Ремонт одежды. Накладываем заплату. |
Подготовка к строевой песне. |
Занятие- экскурсия. «Природа - наш дом». |
Занятие «Чего не хватает растениям?» |
Подготовка к смотру песни и строя. |
|
12-16.02. |
Умеешь ли ты отдыхать? Одежда для отдыха. |
Подготовка к смотру песни и строя. |
Праздник «Валентинов день». |
Экологическая пятиминутка «Растения в твоей жизни». |
Изготовление открыток к 23 февраля.
|
|
19-23.02.
|
Мелкий ремонт одежды. |
Концертная программа. 23 февраля «День защитника Отечества». |
Смотр песни и строя. |
Беседа-практикум «Вместе тесно, а врозь скучно». |
----- |
|
26.02-02.03. |
Правила мытья и чистки посуды. |
Художественное творчество в книгах. |
Праздничные гуляния. «Здравствуй масленица» |
Занятие – практикум «Поссорились». |
Изготовление закладки из плотной бумаги. |
|
МАРТ |
|||||
|
05-09.03.
|
Уход за своим телом.
|
Открытка маме (бабушке). 8 Марта «Женский День». |
Изба-читальня. «Книжкино царство – мудрое государство». |
----- |
Прогулка-наблюдение «Приметы ранней весны». |
|
12-16.03. |
Час золушки. Генеральная уборка класса. |
Рисуем любимую мамочку. |
Занятие- игра «Благодарность и внимание». |
Практикум по коррекции эмоционально - волевой сферы. |
Спортивный час «Дружи со спортом». |
|
19-23.03.
|
Изготовление открыток ко дню рождения школы. |
Чтение рассказов о весне. Обсуждение прочитанного. |
Беседа «Рабочие инструменты человека». |
Занятие «Все на белом свете солнышкины дети» |
Целевая прогулка «Проходите – путь открыт» (укрепление правил поведения на улице). |
|
АПРЕЛЬ |
|||||
|
02.-06.04. |
Трудовой десант. |
Праздник «День смеха». |
Экскурсия по парку. «Признаки весны» |
ПДД. Организация движения. |
Игра «Бабка Ежка» |
|
09.-13.04. |
Уборка закрепленной территории. |
Государственный праздник «День космонавтики». |
Устный журнал «имена улиц поселка». |
Вспомни правила поведения в общественных местах |
«Веселые старты». |
|
16.-20.04. |
Работа на пришкольном дворе. |
Занятие по этике «На планете Маленького принца». |
Повторение правил поведения при возникновении пожара.
|
Беседа – рассуждение «Когда- нибудь я буду взрослым». |
Эстафета «Быстрее, выше, сильнее»! |
|
23.-27.04.
|
Уход за обувью. Сезонная обувь. |
Экскурсия к вечному огню. |
Наблюдение «Птицы в мае». |
Прогулка в поселок с наблюдательной целью, как вести себя на улице. |
Игра «Закончи предложение». |
|
МАЙ |
|||||
|
30.04-04.05. |
Уборка закрепленной территории.
|
----- |
Урок мужества «О тех, кто выстоял и победил в войне». |
Чтение. Рассказы о войне. Беседа о мужестве |
Беседа «Спортивные секции – их роль и назначение». |
|
07.-11.05. |
Чтение стихотворений о Родине, о войне. |
Беседа о мужестве. Урок – презентация «72 годовщина Великой Победы». |
----- |
Презентация «Знакомство с профессией». |
Кросс, посвященный Великой Победе.
|
|
14.-18.05. |
Дидактическая игра «Мой режим дня в летнее время». |
Итоговое занятие «Мой вклад в жизнь семьи и школы». |
Прогулка. «На лесной полянке». |
Практическое занятие: «Ремонт книги» |
Веселые старты! |
|
21.-25.05 |
Профилактические беседы по охране жизни и здоровья во время летнего отдыха. |
Беседа «Наш класс. Достижения и неудачи». |
Практическое занятие «Лето. Водоем. Правила безопасности на воде». |
Беседа – рассуждение «Как я оцениваю свои достижения?» |
Подвижные игры на свежем воздухе. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.