Рабочая программа тьюторской службы по работе с обучающимися на 2020-2021 учебный год
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни в обычной школе. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день. При включении детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения общего типа перед коллективом ОУ возникают следующие задачи:
• создание общего образовательного пространства, максимально комфортного для всех учащихся;
•помощь каждому ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетенций, психологической культуры педагогов, учащихся, родителей.
Педагогическая деятельность тьютора в условиях реализации инклюзивной практики заключается в индивидуальной работе с ребенком с ОВЗ в ходе образовательного процесса и процесса социализации; способствует самоопределению и самореализации школьника в его дальнейшей профессиональной и общественной жизни, формированию у него эмоционально- ценностного отношения к действительности.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь, оберегаю) – новая специальность в российском образовании.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода направлена на преодоление трудностей в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика, на поиск внешних и внутренних ресурсов для преодоления этих трудностей. Тьютор сопровождает процесс построения и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП) в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООО и ФГОС НОО ОВЗ; удерживает фокус своего внимания на осмысленности обучения, предоставляет учащимся возможности опробования, конструирования и реконструирования учебных форм, где стало бы возможно проявить образовательные цели и мотивы через их реальные действия. Необходимо учитывать следующие документы при планировании работы:
· Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
· СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
· СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26;
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015, 31.12.2015);
· Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598.
Успешность инклюзии во многом зависит от сотрудничества команды различных специалистов. Помимо координатора по инклюзии, в школе создается Консилиум образовательного учреждения. Это возможность различных специалистов активно взаимодействовать друг с другом. На консилиуме для тьютора формируются цели и задачи в работе с ребенком, с опорой на выявленные в ходе диагностики его дефициты и ресурсы. Далее именно тьютор информирует консилиум о ходе работы с ребенком, отслеживает динамику его развития.
· выпускник способен адаптироваться в других учебных заведениях, в разнообразных детских коллективах, в иных системах оценивания;
· ученик активен и инициативен,
· использует способы и модели проектного мышления и поведения для культурного оформления и реализации своей инициативы;
· ученик умеет планировать и анализировать свою деятельность с учетом сложившейся ситуации;
· учащийся сохраняет желание учиться.
Задача тьютора – построение образовательного пространства как пространства проявления познавательных инициатив и интересов учащегося.
Задача тьютора в рамках реализации принципа открытого образования – расширение образовательного пространства учащегося, предоставление учащемуся как можно большего разнообразия вариантов движения для самоопределения.
Основой открытого образования становится индивидуальная образовательная программа (ИОП), которая не привязана ни к конкретному учебному заведению, ни к стандарту, а привязана к конкретному учащемуся, конкретному человеку.
Основным в работе тьютора является разработка индивидуальной программы развития обучающегося, работа с его ресурсной картой, сопровождение его индивидуального образовательного пути. Для создания ресурсной карты тьютор использует все имеющиеся возможности окружающей социальной и культурной среды, руководствуясь основными принципами полноты тьюторского действия: антропологическим, социальным и культурным.
Цель сопровождения состоит в том, чтобы ребенок добился как можно большего при тех способностях и возможностях, которыми он обладает, несмотря на имеющиеся проблемы и дефициты.
Необходимо особо отметить работу тьютора с родителями (для этого разработаны дополнительные программы). Активность родителей и понимание ими сути и цели занятий является необходимым условием эффективности образовательного процесса и процесса социализации. Основными направлениями работы с родителями могут стать:
– установление контакта с родителями ученика, объяснение задач, составление плана совместной работы;
– оказание родителям эмоциональной поддержки;
– содействие родителям в получении информации об особенностях развития ребенка и прогноза его развития;
– формирование у родителей адекватного отношения к своему ребенку, умения принять ответственность в процессе анализа проблем ребенка, реализации стратегии помощи;
– формирование интереса к получению теоретических и практических умений в процессе обучения и социализации ребенка;
– проведение совместного анализа промежуточных результатов, разработка дальнейших этапов работы.
Работа с родителями предусматривает участие психолога, педагога-дефектолога, врача, социального работника и других специалистов.
Существуют общие этапы индивидуального сопровождения:
· сбор информации о ребенке;
· анализ полученной информации и собственные наблюдения;
· совместная с другими специалистами выработка рекомендаций и составление индивидуального образовательного плана работы с ребенком;
· решение поставленных задач;
· анализ ситуации развития ребенка, корректировка стратегии.
Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребенка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений (настоящего и прошлого) с интересами и устремлениями (образом будущего).
На каждом этапе тьютор информирует родителей и всех участников образовательного процесса об успехах и неудачах в обучения и социализации ребенка, проводит мониторинг усвоения содержания обучения, анализ результатов сопровождения. При необходимости тьютор организует консультации ребенка у ведущих специалистов: логопедов, дефектологов, психологов. Завершающим этапом, если это возможно при определенном статусе ребенка с ОВЗ, должен стать постепенный выход сопровождающего из посреднической роли тьютора, предоставление ребенку максимальной самостоятельности в учебе с последующей отсроченной оценкой. Выход тьютора из системы или уменьшение его влияния является критерием его эффективности.
Основным методом тьюторского сопровождения является специально организованная работа тьютора с осознанием ребенком процессов учебной деятельности и жизнедеятельности, включающей в себя и отношения с другими детьми класса и со взрослыми. Основным инструментом являются вопросы школьника или собственные вопросы тьютора, касающиеся этих сфер жизнедеятельности ребенка.
Тьютор использует открытые и закрытые вопросы, умение предельно сузить или, наоборот, расширить тему, технику активного слушания.
Технологии и методики, которые тьютор использует в своей профессиональной деятельности, – это также технологии открытого образования: «кейс-стади» (метод обучения, основанный на разборе практических ситуаций), «портфолио» (метод презентации образовательных результатов), «дебаты» (метод организации публичной дискуссии, в которой нужно предельно доказательно аргументировать свою точку зрения и опровергнуть противоположную) и др.
Основными формами тьюторского сопровождения исторически являются индивидуальные и групповые тьюторские консультации.
Тьюторское сопровождение всегда носит индивидуальный, адресный характер.
Вот некоторые формы тьюторского сопровождения, применяемые сегодня в практике тьюторской деятельности:
1) индивидуальная тьюторская беседа;
2) групповая тьюторская консультация;
3) тьюториал (учебный тьюторский семинар);
4) образовательное событие.
Важно также отмечать все изменения, происходящие в ходе учебной и внеучебной деятельности, сравнивая их с начальными характеристиками, полученными в ходе диагностики при поступлении в учебное заведение.
Параметры могут быть следующими:
– физическое развитие;
– развитие психомоторики;
– когнитивное развитие;
– социально-эмоциональное развитие;
– коммуникативные возможности;
– отношение к учебе;
– школьные навыки.
Кроме того, по каждому выявленному дефициту или проблеме могут быть составлены отдельные наблюдения, описывающие разницу между возможностями учащегося и требованиями стандартного учебного плана, а также способы возможной компенсации или преодоления этой разницы, например:
– описание проблемы;
– возможности ребенка;
– компенсационные возможности;
– ограничения;
– ресурсы;
– возможные пути преодоления;
– действия, которые смогли помочь преодолеть трудности.
Таким же образом могут описываться трудности не только учебной, но и социальной сферы деятельности ребенка с ОВЗ.
|
|
Содержание деятельности |
|
Профилактическая деятельность |
Обеспечение педагогов и родителей (законных представителей) обучающегося медицинскими, психологическими и педагогическими знаниями для повышения профессиональной и родительской компетентностей в вопросах формирования личности, обучения и воспитания; создание условий для полноценного физического и социально- психологического развития ребёнка на каждом возрастном этапе; своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении личности и интеллекта. |
|
Диагностическая деятельность |
Медицинское, психолого-педагогическое и социально- педагогическое изучение ребёнка, выявление индивидуальных особенностей. Диагностика социальной ситуации развития и воспитания ребенка, выявление группы риска. |
|
Развивающая и коррекционная деятельность |
Разработка и реализация системы коррекционно-развивающего сопровождения обучающегося; отслеживание промежуточных итогов и внесение корректив в реализуемые психолого-педагогические программы; взаимодействие с педагогами, администрацией образовательного учреждения по вопросам проектирования, реализации и анализа |
|
|
конкретных педагогических мероприятий и социально- педагогической ситуации в образовательном учреждении в целом. |
|
Консультативная деятельность |
Оперативное оказание информационной, социально- психологической, психолого-педагогической и медицинской помощи взрослым и детям по вопросам развития, обучения и воспитания. |
|
Социально- диспетчерская деятельность |
Предоставление достоверных данных о различных службах, оказывающих необходимые профессиональные услуги в городе, области для обеспечения обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов, школьной администрации медицинской и социально-психологической помощью, выходящей за рамки профессиональной компетенции специалистов медико-социально- психологического сопровождения: (при этом переадресация учащегося не снимает задачи сопровождения проблемного ребёнка школьными специалистами медико-социально-психологического сопровождения). |
|
Диагностическое направление |
Содержание работы |
Способы сбора информации |
|
Медицинское |
Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение документации: история развития ребёнка, физическое состояние обучающегося, изменения в физическом развитии (рост, вес и т.д.) и т.д. |
Организация профилактических осмотров. Наблюдение во время занятий, на переменах, во время игр и т.д. (медицинский работник, педагог, психолог). Обследование ребёнка врачом. Беседа с родителями. |
|
Психологическое |
Обследование актуального уровня интеллектуального развития, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушения в учении и развитии: Внимание – устойчивость, переключаемость с одного вида |
Психологическое обследование. Наблюдение за ребёнком на занятиях и во внеурочное время. Беседы с ребёнком, с родителями. |
|
|
деятельности на другой, объём, работоспособность. Мышление – визуальное (линейное, структурное), понятийное (интуитивное, логическое), абстрактное, речевое, образное. Память– зрительная, слуховая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания, индивидуальные особенности, моторика, речь. |
Изучение работ. |
|
Социально- педагогическое |
Сбор и анализ информации. Семья ребёнка: состав семьи, условия воспитания. |
Анкетирование и беседа с родителями ребёнка. Беседы с учителями. |
|
|
Умение учиться: организованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. |
Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности. |
|
|
Трудности в овладении новым материалом. |
Изучение работ обучающегося. |
|
|
Мотивы учебной деятельности: прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию. |
Анкетирование. |
|
|
Эмоционально-волевая сфера: преобладание настроения ребёнка, наличие аффективных вспышек, способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма. |
|
|
|
Соблюдение правил поведения в обществе, в школе, дома. |
|
|
|
Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. |
|
|
|
Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. |
|
|
|
Уровень притязаний и самооценка. |
|
Методики и диагностики, используемые в образовательном процессе.
|
Диагностика |
Методики |
Сроки |
Вид диагностики |
Ответственные |
|
Целевое назначение: психолого – педагогическое изучение обучающегося. |
||||
|
Индивидуальная психолого - педагогическая диагностика для определения уровня предъявления программы. |
Практические материалы для проведения психолого- педагогического обследования. |
сентябрь |
при поступлении в школу |
Педагог – психолог,учитель- логопед, учитель. |
|
Психолого- педагогическое обследование уровня и содержания адаптации первоклассника. |
Анкета «Адаптация учащегося к школьным требованиям». |
январь |
Текущая диагностика |
Педагог – психолог, учитель-логопед, учитель. |
|
Составление психолого- педагогического профиля на обучающегося с обследованием психических функций. |
Методика Т.Д.Зинкевич- Евстигнеевой. |
февраль |
Текущая диагностика |
Педагог – психолог, учитель-логопед, учитель. |
|
Целевое назначение: получение информации об индивидуальных особенностях развития обучающихся с целью обеспечения преемственности при переходе в старшую школу, оценки эффективности созданных условий образовательного процесса в начальной школе. |
||||
|
Диагностика готовности к переходу в следующий класс. |
Анкета для определения уровня школьной мотивации учащегося. |
Март- апрель |
Итоговая диагностика в конце учебного года. |
Педагог – психолог |
|
Целевое назначение: получение информации о сформированности детского коллектива |
||||
|
Изучение взаимоотношений между учащимися в классе. |
Социометрия |
В течение года |
1-4 классы |
Классный руководитель |
|
Целевое назначение: получение информации об удовлетворённости детей, родителей и педагогов |
||||
|
Диагностика удовлетворённости детей, родителей и педагогов |
Методика А.А. Андреева по изучению удовлетворённости детей Методики Е.Н.Степанова изучению удовлетворённости родителей, педагогов |
май |
1-4-е классы |
Классный руководитель |
Индивидуальный образовательный маршрут учащегося
Индивидуальные образовательные маршруты – это технология будущего, которая способствует самореализации обучающихся и направлена на формирование и развитие в учреждении широко образованной, социально адаптивной, творческой личности.
Индивидуальные образовательные маршруты незаменимы в организации проектной, исследовательской и творческой деятельности, когда следует предоставлять детям возможность выбора. Проектирование ИОМ в системе образования – это жизненная необходимость, позволяющая детям в полной мере реализовать свои потребности, удовлетворить интересы.
В документах, посвященных модернизации российского образования, ясно выражена мысль о необходимости смены ориентиров образования с получения знаний и реализации абстрактных воспитательных задач - к формированию универсальных способностей личности, основанных на новых социальных потребностях и ценностях.
Достижение этой цели прямо связано с индивидуализацией образовательного процесса, что вполне осуществимо при обучении и воспитании школьников по индивидуальным образовательным маршрутам.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В.Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.))[1] ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психологопедагогическую поддержку ребѐнка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, еѐ готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования.
Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:
· Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность,
· осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
· Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
· Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации воспитательной и учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Тьюторское осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося.
Тьюторский алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных и воспитательных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной и воспитательной деятельности, возможностям и потребностям каждого учащегося.
Необходимыми тьюторскими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:
· сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.
· методическое сопровождение тьютора, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
· возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
· образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
· аутентичной системы оценивания результатов обучения.
При выстраивании ИОМ для каждого ребенка с проблемами в развитии необходимо учитывать следующие принципы:
1) систематическая диагностика;
2) индивидуальный подбор педагогических технологий;
3) контроль и корректировка;
4) систематические наблюдения;
5) пошаговая фиксация.
Развитие школьника может осуществляться по нескольким образовательным маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда вытекает основная задача тьютора - предложить учащемуся спектр возможностей и помочь ему сделать выбор.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.