Рабочая программа учебного курса Родной «русский» язык в 7 классе
Оценка 4.8

Рабочая программа учебного курса Родной «русский» язык в 7 классе

Оценка 4.8
doc
21.11.2022
Рабочая программа  учебного курса Родной «русский» язык  в 7 классе
род рус язык 7 класс.doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса Родной «русский» язык

 в 7 классе

Составитель: учитель русского языка и литературы

                 Позднякова М.В.          

                                               

2019-2020 учебный год

Рабочая программа разработана в соответствии с:

·     законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·   Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год);

·   письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766;

·   приказом Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014г. N1644 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. N1897 "Об утверждении ФГОС основного общего образования";

·   приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

·   примерной основной образовательной программой основного общего образования;

  • основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Арх-Голицынсчкая ООШ»

·   учебным планом МБОУ «Арх-Голицынская ООШ»

·   федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных школах в 2019-2020 учебном году с изменениями и дополнениями;

        Данная программа рассчитана на 34 часа, 34 рабочие недели  в соответствии с годовым учебным планом на 2019-2020 уч. год, годовым календарным учебным графиком.

Личностные:

·                     воспитание ценностного отношения к родному языку и литературе на родном языке как хранителю культуры, включение в культурно - языковое поле своего народа;

·                     приобщение к литературному наследию своего народа;

·                     формирование причастности к свершениям и традициям своего народа;

·                     осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

Метапредметные:

·                     обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

·                     получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.

Предметные:

·                     Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём:

·                     осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире;

·                     осознание роли русского родного языка в жизни человека;

·                     осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества;

·                     осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка;

·                     понимание и истолкование значения слов с национально-культурным компонентом, правильное употребление их в речи;

·                     понимание особенностей употребления слов с суффиксами субъективной оценки в произведениях устного народного творчества и произведениях художественной литературы разных исторических эпох; понимание слов с живой внутренней формой;

·                     осознание национального своеобразия общеязыковых и художественных метафор, народных и поэтических слов-символов, обладающих традиционной метафорической образностью; распознавание, характеристика.

·                     понимание и истолкование значения фразеологических оборотов с национально-культурным компонентом; комментирование истории происхождения таких фразеологических оборотов, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;

·                     понимание и истолкование значения пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; знание источников крылатых слов и выражений; правильное употребление пословиц, поговорок, крылатых слов и выражений в современных ситуациях речевого общения;

·                     характеристика лексики с точки зрения происхождения: лексика исконно русская и заимствованная;

·                     понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур;

·                     характеристика заимствованных слов по языку-источнику (из славянских и неславянских языков), времени вхождения (самые древние и более поздние);

·                     распознавание старославянизмов, понимание роли старославянского языка в развитии русского литературного языка; стилистическая характеристика старославянизмов (стилистически нейтральные, книжные, устаревшие);

·                     понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; распознавание слов, заимствованных русским языком из языков народов России и мира; общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; понимание причин изменений в словарном составе языка;

·                     перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; определение значения устаревших слов с национально-культурным компонентом;

·                     определение значения современных неологизмов, характеристика неологизмов по сфере употребления и стилистической окраске;

·                     определение различий между литературным языком и диалектами; осознание диалектов как части народной культуры; понимание национально-культурного своеобразия диалектизмов;

·                     осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее представление об активных процессах в современном русском языке;

·                     соблюдение норм русского речевого этикета; понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов;

·                     использование словарей, в том числе мультимедийных, учитывая сведения о назначении конкретного вида словаря, особенностях строения его словарной статьи: толковых словарей, словарей устаревших слов, словарей иностранных слов, фразеологических словарей, этимологических фразеологических словарей, словарей пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебных этимологических словарей; словарей синонимов, антонимов; словарей эпитетов, метафор и сравнений.

·                     Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и письменных высказываний:

·                     стремление к речевому самосовершенствованию, овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка:

·                     осознание важности соблюдения норм современного русского литературного языка для культурного человека;

·                     анализ и оценивание с точки зрения норм современного русского литературного языка чужой и собственной речи; корректировка речи с учетом её соответствия основными нормами литературного языка;

·                     соблюдение на письме и в устной речи норм современного русского литературного языка и правил речевого этикета;

·                     обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

·                     стремление к речевому самосовершенствованию;

·                     формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность;

·                     осознанное расширение своей речевой практики, развитие культуры использования русского языка, способности оценивать свои языковые умения, планировать и осуществлять их совершенствование и развитие;

·                     соблюдение основных орфоэпических и акцентологических норм современного русского литературного языка:

·                     различение произносительных различий в русском языке, обусловленных темпом речи и стилями речи;

·                     различение вариантов орфоэпической и акцентологической нормы; употребление слов с учётом произносительных вариантов орфоэпической нормы;

·                     употребление слов с учётом стилистических вариантов орфоэпической нормы;

·                     понимание активных процессов в области произношения и ударения;

·                     соблюдение основных лексических норм современного русского литературного языка:

·                     нормы употребления синонимов, антонимов, омонимов, паронимов;

·                     употребление слова в соответствии с его лексическим значением и требованием лексической сочетаемости;

·                     употребление терминов в научном стиле речи, в публицистике, художественной литературе, разговорной речи; опознавание частотных примеров тавтологии и плеоназма;

·                     различение стилистических вариантов лексической нормы;

·                     употребление имён существительных, прилагательных, глаголов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

·                     употребление синонимов, антонимов, омонимов с учётом стилистических вариантов лексической нормы;

·                     различение типичных речевых ошибок;

·                     редактирование текста с целью исправления речевых ошибок; выявление и исправление речевых ошибок в устной речи;

·                     соблюдение основных грамматических норм современного русского литературного языка:

·                     различение вариантов грамматической нормы:

·                     соблюдение основных норм русского речевого этикета;

·                     ситуациях делового общения;

·                     понимание активных процессов в русском речевом этикете;

·                     соблюдение основных орфографических норм современного русского литературного языка (в рамках изученного в основном курсе);

·                     соблюдение основных пунктуационных норм современного русского литературного языки (в рамках изученного в основном курсе);

·                     использование толковых, в том числе мультимедийных, словарей для определения лексического значения слова, особенностей употребления;

·                     использование орфоэпических, в том числе мультимедийных, орфографических словарей для определения нормативного произношения слова; вариантов произношения;

·                     использование словарей синонимов, антонимов, омонимов, паронимов для уточнения значения слов, подбора к ним синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, а также в процессе редактирования текста;

·                     использование грамматических словарей и справочников для уточнения нормы формообразования, словоизменения и построения словосочетания и предложения; опознавания вариантов грамматической нормы; в процессе редактирования текста;

·                     использование орфографических словарей и справочников по пунктуации для определения нормативного написания слов и постановки знаков препинания в письменной речи.

·                     Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):

·                     владение различными видами слушания (детальным, выборочным, ознакомительным, критическим, интерактивным) монологической речи,

·                     учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

·                     владение различными видами чтения учебно-научных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи;

·                     умение дифференцировать и интегрировать информацию прочитанного и прослушанного текста;

·                     умение соотносить части прочитанного и прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения, логические связи между абзацами и частями текста и определять средства их выражения; определять начало и конец темы; выявлять логический план текста;

·                     проведение анализа прослушанного или прочитанного текста;

·                     владение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; владение правилами информационной безопасности при общении в социальных сетях;

·                     уместное использование коммуникативных стратегий и тактик устного общения;

·                     участие в беседе, споре, владение правилами корректного речевого поведения в споре;

·                     умение строить устные учебно-научные сообщения различных видов, рецензию на проектную работу одноклассника, доклад; принимать участие в учебно-научной дискуссии;

·                     владение умениями учебно-делового общения: убеждения собеседника; побуждения собеседника к действию; информирования об объекте; объяснения сущности объекта; оценки;

·                     создание устных и письменных текстов описательного типа

·                     создание устных и письменных текстов аргументативного типа; оценка причин неэффективной аргументации в учебно-научном общении;

·                     создание текста как результата проектной (исследовательской) деятельности;

·                     чтение, комплексный анализ и создание текстов публицистических жанров;

·                     чтение, комплексный анализ и интерпретация текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов;

·                     редактирование собственных текстов с целью совершенствования их содержания и формы; сопоставление чернового и отредактированного текстов.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»

7 КЛАСС (34 ЧАСа)

Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества. Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков. Устаревшие слова как живые свидетели истории. Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий. Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы. Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов. Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте (губернатор, диакон, ваучер, агитационный пункт, большевик, колхоз и т.п.).

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

Раздел 2. Культура речи (10 ч.)

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий.

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Литературный и разговорный варианты грамматической норм (махаешь – машешь; обусловливать, сосредоточивать, уполномочивать, оспаривать, удостаивать, облагораживать).

Речевой этикет

Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи‚ сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация. Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре. Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов. Замещающие и сопровождающие жесты.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 ч)

Язык и речь. Виды речевой деятельности  

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа. Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча.

Резерв учебного времени – 4ч.

 

Тематическое планирование уроков  в 7-м  классе

 (1 час в неделю/34 часа в год)

п /п

Тема

Кол-во

часов

В том числе

 

Контрольные работы

 

Тест

Творческая работа

1.    

 Язык и культура

10

 

               1

2.    

Культура речи

10

          1

 

3.    

 Речь. Речевая деятельность. Текст 

10

 

 

               1

4

Резервные уроки

4

 

 

 

 

ИТОГО

34

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Родной язык (русский) для 7-го класса (34 часа)

 

Тема урока

Кол-во часов

Дата (план)

Дата (факт)

1 четверть

Раздел 1. Язык и культура (10 часов)

1

Русский язык как развивающееся явление. Связь исторического развития языка с историей общества.

1

 

 

2

Факторы, влияющие на развитие языка: социально-политические события и изменения в обществе, развитие науки и техники, влияние других языков.

1

 

 

3

Устаревшие слова как живые свидетели истории.

1

 

 

4

Историзмы как слова, обозначающие предметы и явления предшествующих эпох

1

 

 

5

Историзмы как слова, вышедшие из употребления по причине ухода из общественной жизни обозначенных ими предметов и явлений, в том числе национально-бытовых реалий

1

 

 

6

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы

1

 

 

7

Творческая работа

1

 

 

8

Анализ творческой работы

1

 

 

2 четверть

9

Группы лексических единиц по степени устарелости. Перераспределение пластов лексики между активным и пассивным запасом слов.

1

 

 

10

Актуализация устаревшей лексики в новом речевой контексте

 

 

 

11

Лексические заимствования последних десятилетий. Употребление иноязычных слов как проблема культуры речи.

1

 

 

Раздел 2. Культура речи (10 часов).

12

Основные орфоэпические нормы

Нормы ударения в полных причастиях‚ кратких формах страдательных причастий прошедшего времени‚ деепричастиях‚ наречиях. Нормы постановки ударения в словоформах с непроизводными предлогами (на дом‚ на гору)

1

 

 

13

Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Паронимы и точность речи. Смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевая окраска и употребление паронимов в речи. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением паронимов в речи

1

 

 

14

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные ошибки грамматические ошибки в речи. Глаголы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени (в том числе способы выражения формы 1 лица настоящего и будущего времени глаголов очутиться, победить, убедить, учредить, утвердить)‚ формы глаголов совершенного и несовершенного вида‚ формы глаголов в повелительном наклонении. Нормы употребления в речи однокоренных слов типа висящий – висячий, горящий – горячий. Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.

1

 

 

15

Литературный и разговорный варианты грамматической норм

1

 

 

16

Тест

1

 

 

17

Анализ тестовой работы.

1

 

 

3 четверть

18

Речевой этикет

 Русская этикетная речевая манера общения: умеренная громкость речи‚ средний темп речи.

1

 

 

19

Русская этикетная речевая манера общения: сдержанная артикуляция‚ эмоциональность речи‚ ровная интонация.

1

 

 

20

Запрет на употребление грубых слов, выражений, фраз. Исключение категоричности в разговоре.

1

 

 

21

Невербальный (несловесный) этикет общения. Этикет использования изобразительных жестов

1

 

 

22

Замещающие и сопровождающие жесты.

1

 

 

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (10 часов)

23

Язык и речь. Виды речевой деятельности

Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др.

1

 

 

24

Текст как единица языка и речи

Текст, основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы

1

 

 

25

Основные типы текстовых структур: индуктивные, дедуктивные, рамочные (дедуктивно-индуктивные), стержневые (индуктивно-дедуктивные) структуры. Информативная функция заголовков.

1

 

 

26

Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение.

1

 

 

27

Творческая работа

1

 

 

28

Анализ творческой работы

1

 

 

4 четверть

29

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Беседа

1

 

 

30

Спор, виды споров. Правила поведения в споре, как управлять собой и собеседником. Корректные и некорректные приёмы ведения спора.

1

 

 

31

Публицистический стиль. Путевые записки. Текст рекламного объявления, его языковые и структурные особенности.

1

 

 

32

Язык художественной литературы. Фактуальная и подтекстная информация в текстах художественного стиля речи. Сильные позиции в художественных текстах. Притча

1

 

 

33

Тест

1

 

 

34

Анализ тестовой работы. Итоговый урок.

1

 

 

 

Лист изменений в тематическом планировании

записи

Дата

Изменения, внесённые

в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УВР

 

 


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса

Предметные: · Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: · осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном…

Предметные: · Понимание взаимосвязи языка, культуры и истории народа, говорящего на нём: · осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном…

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и…

Овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; приобретение опыта использования языковых норм в речевой практике при создании устных и…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): · владение…

Совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и слушания, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): · владение…

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ

Группы лексических единиц по степени устарелости

Группы лексических единиц по степени устарелости

Публицистический стиль. Путевые записки

Публицистический стиль. Путевые записки

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы 1 7

Архаизмы как слова, имеющие в современном русском языке синонимы 1 7

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий

Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы причастий‚ деепричастий‚ наречий

Творческая работа 1 28

Творческая работа 1 28

Рабочая программа учебного курса Родной «русский» язык в 7 классе

Рабочая программа  учебного курса Родной «русский» язык  в 7 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022