Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________ Протокол №____ от «___»________201 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Сергеевской СОШ _________/__________/
«___»________201 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Сергеевской СОШ ___________/Слизкая Л.С./
Приказ № ____ от «___»________201 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
на 2019- 2020 учебный год
8 класс
Составитель:
Михеенко Галина Сергеевна,
учитель географии ВКК
с. Сергеевка
2019 год
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, и Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения). География 5-9 классы, автор С.В.Курчина, издательство Дрофа, 2014 г. и авторской программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География России. Природа. Население. Хозяйство».
Рабочая программа ориентирована на учебник авторов: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.– География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс М., Дрофа, 2018 г. ФГОС
Согласно учебному плану на изучение географии отводится в 8 классе 68 часов.
Срок реализации программы один учебный год.
II. Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами обучения географии России является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
III. Содержание учебного предмета
ВВЕДЕНИЕ (1ч)
Что изучает география России.Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.
Раздел I. Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России.(10 ч)
Тема 1: Границы России
Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.
Тема 2: Россия на карте часовых поясов
Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.
Тема 3: Географическое положение России
Какие типы географического положения существуют.
Тема 4: Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России
Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.
Тема 5: Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.
Тема 6: Как формировалась государственная территория России.
Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.
Тема 7: Этапы и методы географического изучения территории.
Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIXв. Что исследовали в XXв. Какие методы использовались для географического изучения России.
Тема 8: Особенности административно-территориального устройства России.
Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.
Тема 9: Воронежская область на карте России. Физико-географическое и экономико-географическое положение Воронежской области.
Положение Воронежской области на политико-административной карте России. Соседние области. Особенности ФГП Вороежской области. Изменение ЭГП области во времени.
Практические работы:
Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.
Анализ административно-территориального деления России.
Раздел II. Природа России( 31ч)
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые(5ч)
Тема 1: Геологическая история геологическое строение территории России.
В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.
Тема 2: Рельеф России.
Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.
Тема 3: Особенности рельефа Воронежской области. Полезные ископаемы нашего края.
Тема 4: Как и почему изменяется рельеф России.
Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.
Тема 5: Стихийные природные явления в литосфере.
Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.
Тема 6: Человек и литосфера.
Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.
Практические работы.
Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Климат и климатические ресурсы (7 ч)
Тема 1: Факторы, определяющие климат России.
Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.
Тема 2: Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.
Тема 3: Сезонность климата.
Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.
Тема 4: Типы климатов России.
Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.
Тема 5:Климатические особенности Воронежской области.
Тема 6: Климат и человек.
Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.
Практические работы.
Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)
Тема 1: Разнообразие внутренних вод России. Реки.
Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.
Тема 2: Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Тема 3: Внутренние воды Воронежской области.
Особенности внутренних вод нашего края. Реки, озера. Волга – главная река Тверской области.
Тема 4: Водные ресурсы и человек.
Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.
Практические работы:
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Почва и почвенные ресурсы (4 Ч)
Тема 1: Образование почв и их разнообразие.
Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.
Тема 2: Закономерности распространения почв.
Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.
Тема 3: Почвенные ресурсы России.
Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Воронежской области.
Практические работы:
Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч)
Тема 1: Растительный и животный мир России.
Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Тема 2: Растительный и животный мир Воронежской области.
Разнообразие растительного и животного мира нашей области.
Тема 3: Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.
Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.
Практические работы:
Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Природное районирование (8 ч)
Тема 1: Разнообразие природных комплексов.
Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.
Тема 2: Природно-хозяйственные зоны России.
Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.
Тема 3: Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.
Тема 4: Леса.
Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.
Тема 5: Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области.
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.
Тема 6: Высотная поясность.
Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.
Тема 7: Особо охраняемые природные территории.
Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить её устойчивое развитие.
Раздел III. Население России (9 ч)
Тема 1: Численность населения России.
Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.
Тема 2: Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.
Тема 3: Народы, языки и религии.
Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.
Тема 4: Городское и сельское население.
Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.
Тема 5: Размещение населения России.
Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.
Тема 6: Миграции населения в России.
Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.
Тема 7: Люди и труд.
Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.
Тема 8: Население Воронежской области.
Численность населения Воронежской области. Национальный, половозрастной и религиозный состав населения. Механическое движение населения области. Крупные города нашего края.
Практические работы:
Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.
Характеристика особенностей миграционного движения населения России.
Раздел IV. Хозяйство России (16 ч)
Тема 1: Что такое хозяйство страны?
Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.
Тема 2: Как география изучает хозяйство.
Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.
Практические работы:
Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу
Тема 1: Состав первичного сектора экономики.
Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.
Тема 2: Природно-ресурсный капитал России.
Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.
Тема 3: Сельское хозяйство.
Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.
Тема 4: Растениеводство.
Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.
Тема 5: Животноводство.
Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.
Тема 6: Лесное хозяйство.
Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.
Тема 7: Охота и рыбное хозяйство.
Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.
Практические работы:
Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.
Определение главных районов животноводства в России.
IV. Тематическое планирование
№ урока п/п |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
1 |
Введение. Что изучает география России |
1 |
|
Раздел I. Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России. |
10 ч |
2 |
Границы России. |
1 |
3 |
Россия на карте часовых поясов. |
1 |
4 |
Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. |
1 |
5 |
Географическое положение России |
1 |
6 |
Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. |
1 |
7 |
Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады |
1 |
8 |
Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
1 |
9 |
Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории. |
1 |
10 |
Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области. |
1 |
11 |
Контрольная работа по теме «Географическое положение России» |
1 |
|
Раздел II. Природа России |
31 ч |
|
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
5ч |
12 |
Геологическая история и геологическое строение территории России. |
1 |
13 |
Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. |
1 |
14 |
Как и почему изменяется рельеф России. |
1 |
15 |
Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. |
1 |
16 |
Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» |
1 |
|
Климат и климатические ресурсы |
7ч |
17 |
Факторы, определяющие особенности климата России. |
1 |
18 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. |
1 |
19 |
Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. |
1 |
20 |
Сезонность климата. Типы климатов России. |
1 |
21 |
Климат Воронежской области. |
1 |
22 |
Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) |
1 |
|
Внутренние воды и водные ресурсы |
5 ч |
23 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки. |
1 |
24 |
Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. |
1 |
25 |
Внутренние воды Воронежской области. |
1 |
26 |
Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. |
1 |
27 |
Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования |
1 |
28 |
Итоговая контрольная работа за 1п/г |
1 |
|
Почва и почвенные ресурсы |
4 ч |
29 |
Образование почв и их разнообразие. |
|
30 |
Закономерности распространения почв. Почвы Воронежской области. |
1 |
31 |
Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. |
1 |
32 |
Контрольная работа по теме « Водные и почвенные ресурсы» |
1 |
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. |
3 ч |
33 |
Растительный и животный мир России. |
|
34 |
Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы. |
1 |
35 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Проверочный тест. |
1 |
|
Природное районирование |
8 ч |
36 |
Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. |
1 |
37 |
Природно-хозяйственные зоны России. |
1 |
38 |
Арктические пустыни, тундра, лесотундра. |
1 |
39 |
Леса. |
1 |
40 |
Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области. |
1 |
41 |
Высотная поясность. |
1 |
42 |
Особо охраняемые природные территории. |
1 |
43 |
Контрольная работа по теме «Природное районирование» |
1 |
|
Раздел III. Население России |
9 ч |
44 |
Численность населения России. |
1 |
45-46 |
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. |
2 |
47 |
Народы, языки и религии. |
1 |
48 |
Городское и сельское население. |
1 |
49 |
Размещение населения России. |
1 |
50 |
Миграции населения в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России. |
1 |
51 |
Люди и труд. Население Воронежской области. |
1 |
52 |
Контрольная работа по теме «Население России» |
1 |
|
Раздел IV. Хозяйство России |
16 ч |
53 |
Что такое хозяйство страны? |
1 |
54 |
Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России. |
1 |
|
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу |
|
55 |
Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы |
1 |
56-57 |
Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. |
2 |
58 |
Сельское хозяйство. |
1 |
59 |
Растениеводство. |
1 |
60 |
Животноводство. |
1 |
61 |
Лесное хозяйство. |
1 |
62 |
Охота и рыбное хозяйство. |
1 |
63 |
Проверочный тест по теме «Хозяйство России» |
1 |
64 |
Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
1 |
65 |
Итоговая контрольная работа за год |
1 |
66 |
Анализ контрольной работы |
1 |
67-68 |
Обобщение и систематизация знаний |
2 |
|
Итого |
68 ч |
Лист корректировки рабочей программы
№ занятия по тематическому планированию |
До корректировки |
Способ корректировки |
После корректировки |
|||
Тема занятия |
Количество часов |
Тема занятия |
Количество часов |
Дата занятия |
||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|||
Тематическое планирование по географии 8 класс
№ урока п/п |
Раздел. Тема урока |
Кол-во часов, отводимых на изучение темы |
Дата |
1 |
Введение. Что изучает география России |
1 |
|
|
Раздел I. Россия на карте мира. Географическое положение и административное устройство России. |
10 ч |
|
2 |
Границы России. |
1 |
|
3 |
Россия на карте часовых поясов. |
1 |
|
4 |
Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов. |
1 |
|
5 |
Географическое положение России |
1 |
|
6 |
Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. |
|
|
7 |
Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады |
1 |
|
8 |
Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. |
1 |
|
9 |
Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории. |
1 |
|
10 |
Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области. |
1 |
|
11 |
Контрольная работа по теме «Географическое положение России» |
1 |
|
|
Раздел II. Природа России |
31 ч |
|
|
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые |
5ч |
|
12 |
Геологическая история и геологическое строение территории России. |
1 |
|
13 |
Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. |
1 |
|
14 |
Как и почему изменяется рельеф России. |
1 |
|
15 |
Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера. |
1 |
|
16 |
Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» |
1 |
|
|
Климат и климатические ресурсы |
7ч |
|
17 |
Факторы, определяющие особенности климата России. |
1 |
|
18 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. |
1 |
|
19 |
Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны. |
1 |
|
20 |
Сезонность климата. Типы климатов России. |
1 |
|
21 |
Климат Воронежской области. |
1 |
|
22 |
Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся) |
1 |
|
|
Внутренние воды и водные ресурсы |
5 ч |
|
23 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки. |
1 |
|
24 |
Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования. |
1 |
|
25 |
Внутренние воды Воронежской области. |
1 |
|
26 |
Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата. |
1 |
|
27 |
Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования |
1 |
|
28 |
Итоговая контрольная работа за 1п/г |
1 |
|
|
Почва и почвенные ресурсы |
4 ч |
|
29 |
Образование почв и их разнообразие. |
|
|
30 |
Закономерности распространения почв. Почвы Воронежской области. |
1 |
|
31 |
Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности. |
1 |
|
32 |
Контрольная работа по теме « Водные и почвенные ресурсы» |
1 |
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. |
3 ч |
|
33 |
Растительный и животный мир России. |
|
|
34 |
Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы. |
1 |
|
35 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Проверочный тест. |
1 |
|
|
Природное районирование |
8 ч |
|
36 |
Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные. |
1 |
|
37 |
Природно-хозяйственные зоны России. |
1 |
|
38 |
Арктические пустыни, тундра, лесотундра. |
1 |
|
39 |
Леса. |
1 |
|
40 |
Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области. |
1 |
|
41 |
Высотная поясность. |
1 |
|
42 |
Особо охраняемые природные территории. |
1 |
|
43 |
Контрольная работа по теме «Природное районирование» |
1 |
|
|
Раздел III. Население России |
9 ч |
|
44 |
Численность населения России. |
1 |
|
45-46 |
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России. |
2 |
|
47 |
Народы, языки и религии. |
1 |
|
48 |
Городское и сельское население. |
1 |
|
49 |
Размещение населения России. |
1 |
|
50 |
Миграции населения в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России. |
1 |
|
51 |
Люди и труд. Население Воронежской области. |
1 |
|
52 |
Контрольная работа по теме «Население России» |
1 |
|
|
Раздел IV. Хозяйство России |
16 ч |
|
53 |
Что такое хозяйство страны? |
1 |
|
54 |
Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России. |
1 |
|
|
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу |
|
|
55 |
Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы |
1 |
|
56-57 |
Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России. |
2 |
|
58 |
Сельское хозяйство. |
1 |
|
59 |
Растениеводство. |
1 |
|
60 |
Животноводство. |
1 |
|
61 |
Лесное хозяйство. |
1 |
|
62 |
Охота и рыбное хозяйство. |
1 |
|
63 |
Проверочный тест по теме «Хозяйство России» |
1 |
|
64 |
Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе. |
1 |
|
65 |
Итоговая контрольная работа за год |
1 |
|
66 |
Анализ контрольной работы |
1 |
|
67-68 |
Обобщение и систематизация знаний |
2 |
|
|
Итого |
68 ч |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.