Рабочая программа учебного предмета "География" 8 класс ФГОС

Рабочая программа учебного предмета "География" 8 класс ФГОС

Медиа
docx
29.11.2019
Рабочая программа по географии 8 кл ФГОС 2018-19 ФГОС.docx

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

 

РАССМОТРЕНО

на заседании школьного методического объединения учителей_________________________________________

Протокол №____

от «___»________201     г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МКОУ Сергеевской СОШ                     _________/__________/

              

«___»________201       г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Сергеевской  СОШ

___________/Слизкая Л.С./

 

Приказ № ____

от «___»________201   г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «География»

на 2019- 2020 учебный год

8 класс

 

 

 

           

 

 

                                                               Составитель:   

 

                                                                                                  Михеенко Галина Сергеевна,

                                                                                                  учитель географии ВКК

 

 

                                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

с. Сергеевка

2019 год

I. Пояснительная записка

 

Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы  основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сергеевской средней общеобразовательной школы с учетом Примерной программы по географии для основной школы, составленной на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,  и Примерной программы по учебным предметам,( стандарты второго поколения).  География 5-9 классы, автор С.В.Курчина, издательство Дрофа, 2014 г. и авторской программы И.И.Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, Л. Е. Савельева. Курс «География России. Природа. Население. Хозяйство».

 

Рабочая программа ориентирована на учебник авторов: Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я.– География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс   М., Дрофа, 2018 г. ФГОС

 

Согласно учебному плану на изучение географии отводится в 8 классе 68 часов.

Срок реализации программы один учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами обучения географии России является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1ч)

Что изучает география России.Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.

Раздел  I. Россия на карте мира.  Географическое положение и административное устройство России.(10 ч)

Тема 1: Границы России

Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.

Тема 2: Россия на карте часовых поясов

Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Тема 3: Географическое положение России

Какие типы географического положения существуют.

Тема 4: Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России

Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Тема 5: Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.

В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Тема 6: Как формировалась государственная территория России.

Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.

Тема 7: Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIXв. Что исследовали в XXв. Какие методы использовались для географического изучения России.

Тема 8: Особенности административно-территориального устройства России.

Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Тема 9: Воронежская область на карте России. Физико-географическое и экономико-географическое положение  Воронежской области.

Положение Воронежской области на политико-административной карте России. Соседние области. Особенности ФГП Вороежской области. Изменение ЭГП области во времени.

Практические работы:

Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.

Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.

Анализ административно-территориального деления России.

Раздел II. Природа России( 31ч)

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые(5ч)

Тема 1: Геологическая история геологическое строение территории России.

В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Тема 2: Рельеф России.

Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.

Тема 3: Особенности рельефа Воронежской области. Полезные ископаемы нашего края.

Тема 4: Как и почему изменяется рельеф России.

Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Тема 5: Стихийные природные явления в литосфере.

Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.

Тема 6: Человек и литосфера.

Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Практические работы.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Климат и климатические ресурсы (7 ч)

Тема 1: Факторы, определяющие климат России.

Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Тема 2: Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.

Тема 3: Сезонность климата.

Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Тема 4: Типы климатов России.

Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.

Тема 5:Климатические особенности  Воронежской области.

Тема 6: Климат и человек.

Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Практические работы.

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Внутренние воды и водные ресурсы (5ч)

Тема 1: Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Тема 2: Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Тема 3: Внутренние воды Воронежской области.

Особенности внутренних вод нашего края. Реки, озера. Волга – главная река Тверской области.

Тема 4: Водные ресурсы и человек.

Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.

Практические работы:

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.

Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Почва и почвенные ресурсы (4 Ч)

Тема 1: Образование почв и их разнообразие.

Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Тема 2: Закономерности распространения почв.

Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Тема 3: Почвенные ресурсы России.

Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв. Почвы Воронежской области.

Практические работы:

Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. (3 ч)

Тема 1:  Растительный и животный мир  России.

Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.

Тема 2: Растительный и животный мир  Воронежской области.

Разнообразие растительного и животного мира нашей области.

Тема 3: Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Практические работы:

Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Природное районирование (8 ч)

Тема 1: Разнообразие природных комплексов.

Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Тема 2: Природно-хозяйственные зоны России.

Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Тема 3: Арктические пустыни, тундра и лесотундра.

Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Тема 4: Леса.

Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Тема 5: Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области.

Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.

Тема 6: Высотная поясность.

Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Тема 7: Особо охраняемые природные территории.

Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить её устойчивое развитие.

Раздел III. Население России (9 ч)

Тема 1: Численность населения России.

Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Тема 2: Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.

Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Тема 3: Народы, языки и религии.

Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Тема 4: Городское и сельское население.

Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Тема 5: Размещение населения России.

Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.

Тема 6: Миграции населения в России.

Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.

Тема 7: Люди и труд.

Что такое трудовые ресурсы и экономически активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Тема 8: Население Воронежской области.

Численность населения Воронежской области. Национальный, половозрастной и религиозный состав населения. Механическое движение населения области. Крупные города нашего края.

Практические работы:

Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

Раздел IV. Хозяйство России (16 ч)

Тема 1: Что такое хозяйство страны?

Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России.

Тема 2: Как география изучает хозяйство.

Что такое условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Практические работы:

Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

Тема 1: Состав первичного сектора экономики.

Природные ресурсы. Что относят к первичному сектору экономики. Что такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Тема 2: Природно-ресурсный капитал России.

Что такое природно-ресурсный капитал, и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Тема 3: Сельское хозяйство.

Чем сельское хозяйство отличается от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что такое агропромышленный комплекс.

Тема 4: Растениеводство.

Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Тема 5: Животноводство.

Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Тема 6: Лесное хозяйство.

Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Тема 7: Охота и рыбное хозяйство.

Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.

Практические работы:

Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Определение главных районов животноводства в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Тематическое планирование

 

урока п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

1

Введение. Что изучает география России

1

 

Раздел I. Россия на карте мира.  Географическое положение и административное устройство России.

10 ч

2

Границы России.

1

3

Россия на карте часовых поясов.

1

4

Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов.

1

5

Географическое положение России

1

6

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

1

7

Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады

1

8

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное  и эколого-географическое положение России.

1

9

Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории.

1

10

Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области.

1

11

Контрольная работа по теме «Географическое положение России»

1

 

Раздел II. Природа России

31 ч

 

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

12

Геологическая история и геологическое строение территории России.

1

13

Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

1

14

Как и почему изменяется рельеф России.

1

15

Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера.

1

16

Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

1

 

Климат и климатические ресурсы

17

Факторы, определяющие особенности климата России.

1

18

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

1

19

Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

1

20

Сезонность климата. Типы климатов России.

1

21

Климат Воронежской области.

1

22

Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)

1

 

Внутренние воды и водные ресурсы

5 ч

23

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

24

Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

1

25

Внутренние воды Воронежской области.

1

26

Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

1

27

Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

1

28

Итоговая  контрольная  работа за 1п/г

1

 

Почва и почвенные ресурсы

4 ч

29

Образование почв и их разнообразие.

 

30

Закономерности  распространения почв. Почвы Воронежской области.

1

31

Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

1

32

Контрольная работа по теме « Водные и почвенные ресурсы»

1

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3 ч

33

Растительный  и  животный мир России.

 

34

Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы.

1

35

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного  мира. Проверочный тест.

1

 

Природное районирование

8 ч

36

Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

1

37

Природно-хозяйственные зоны России.

1

38

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

39

Леса.

1

40

Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области.

1

41

Высотная поясность.

1

42

Особо охраняемые природные территории.

1

43

Контрольная работа по теме «Природное районирование»

1

 

Раздел III.    Население России

9 ч

44

Численность населения России.

1

45-46

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.                                               Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

2

47

Народы, языки и религии.

1

48

Городское и сельское население.

1

49

Размещение населения России.

1

50

Миграции населения   в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

1

51

Люди и труд. Население Воронежской области.

1

52

Контрольная работа по теме «Население России»

1

 

Раздел IV. Хозяйство России

16 ч

53

Что такое хозяйство страны?

1

54

Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

1

 

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

 

55

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы

1

56-57

Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

2

58

Сельское хозяйство.

1

59

Растениеводство.

1

60

Животноводство.

1

61

Лесное хозяйство.

1

62

Охота и рыбное хозяйство.

1

63

Проверочный тест по теме «Хозяйство России»

1

64

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

65

Итоговая контрольная работа за год

1

66

Анализ контрольной работы

1

67-68

Обобщение и систематизация знаний

2

 

Итого

68 ч

 

 

Лист корректировки рабочей программы

 

 

№ занятия  по тематическому планированию

До корректировки

 

Способ корректировки

После корректировки

Тема занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

Дата занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Тематическое планирование по географии 8 класс

 

урока п/п

Раздел. Тема урока

Кол-во часов, отводимых на изучение темы

Дата

1

Введение. Что изучает география России

1

 

 

Раздел I. Россия на карте мира.  Географическое положение и административное устройство России.

10 ч

 

2

Границы России.

1

 

3

Россия на карте часовых поясов.

1

 

4

Практическая работа № 1. Определение поясного времени для различных населенных пунктов.

1

 

5

Географическое положение России

1

 

6

Физико-географическое, экономико-географическое и транспортно-географическое положение России.

 

 

7

Практическая работа № 2. Характеристика географического положения России, США и Канады

1

 

8

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное  и эколого-географическое положение России.

1

 

9

Как формировалась государственная территория России. Этапы и методы географического изучения территории.

1

 

10

Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа № 3.Анализ административно-территориального деления России. Воронежская область на карте России. ФГП и ЭГП Воронежской области.

1

 

11

Контрольная работа по теме «Географическое положение России»

1

 

 

Раздел II. Природа России

31 ч

 

 

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

 

12

Геологическая история и геологическое строение территории России.

1

 

13

Рельеф России. Практическая работа № 4.Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

1

 

14

Как и почему изменяется рельеф России.

1

 

15

Стихийные природные явления в литосфере. Человек и литосфера.

1

 

16

Проверочный тест по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»

1

 

 

Климат и климатические ресурсы

 

17

Факторы, определяющие особенности климата России.

1

 

18

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.

1

 

19

Практическая работа № 5.Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.

1

 

20

Сезонность климата. Типы климатов России.

1

 

21

Климат Воронежской области.

1

 

22

Климат и человек. Практическая работа № 6.Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения (по выбору уч-ся)

1

 

 

Внутренние воды и водные ресурсы

5 ч

 

23

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

1

 

24

Практическая работа № 7.Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.

1

 

25

Внутренние воды Воронежской области.

1

 

26

Озера и болота. Подземные воды. Ледники.Многолетняя мерзлота. Практическая работа №8.Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.

1

 

27

Водные ресурсы и человек. Практическая работа № 9. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования

1

 

28

Итоговая  контрольная  работа за 1п/г

1

 

 

Почва и почвенные ресурсы

4 ч

 

29

Образование почв и их разнообразие.

 

 

30

Закономерности  распространения почв. Почвы Воронежской области.

1

 

31

Почвенные ресурсы России. Практическая работа № 10. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

1

 

32

Контрольная работа по теме « Водные и почвенные ресурсы»

1

 

 

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

3 ч

 

33

Растительный  и  животный мир России.

 

 

34

Растительный и животный мир Воронежской области. Охрана природы.

1

 

35

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного  мира. Проверочный тест.

1

 

 

Природное районирование

8 ч

 

36

Разнообразие природных комплексов. Моря как крупные природные комплексы. ПТК природные и антропогенные.

1

 

37

Природно-хозяйственные зоны России.

1

 

38

Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

1

 

39

Леса.

1

 

40

Лесостепи, степи и полупустыни. Природные зоны Воронежской области.

1

 

41

Высотная поясность.

1

 

42

Особо охраняемые природные территории.

1

 

43

Контрольная работа по теме «Природное районирование»

1

 

 

Раздел III.    Население России

9 ч

 

44

Численность населения России.

1

 

45-46

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.                                               Практическая работа № 11.Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.

2

 

47

Народы, языки и религии.

1

 

48

Городское и сельское население.

1

 

49

Размещение населения России.

1

 

50

Миграции населения   в России. Практич.работа 12.Характеристика особенностей миграционного движения населения России.

1

 

51

Люди и труд. Население Воронежской области.

1

 

52

Контрольная работа по теме «Население России»

1

 

 

Раздел IV. Хозяйство России

16 ч

 

53

Что такое хозяйство страны?

1

 

54

Как география изучает хозяйство. Практическая работа № 13. Определение по картам типов территориальной структуры хозяйства России.

1

 

 

Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу

 

 

55

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы

1

 

56-57

Природно-ресурсный капитал России. Практич.работа 14. Выявление и сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

2

 

58

Сельское хозяйство.

1

 

59

Растениеводство.

1

 

60

Животноводство.

1

 

61

Лесное хозяйство.

1

 

62

Охота и рыбное хозяйство.

1

 

63

Проверочный тест по теме «Хозяйство России»

1

 

64

Повторение. Подготовка к итоговой контрольной работе.

1

 

65

Итоговая контрольная работа за год

1

 

66

Анализ контрольной работы

1

 

67-68

Обобщение и систематизация знаний

2

 

 

Итого

68 ч

 

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)