«Утверждено» Директор школы Кодацкий К.Н.
|
«Согласовано» зам. директора по УВР Попсуйко О.В. «____» ____________ 2020 г.
|
Рассмотрено на МО учителей предметов естественнонаучного цикла Руководитель МО Голубченко Л.А. «____» _______________ 2020 г |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Зайцевская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района
Воронежской области
Рабочая программа учебного предмета
«Химия»
АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7.1)
9 класс
Срок реализации – 1 год
Разработана учителем
высшей квалификационной категории
Невдашевой Е.А.
2020 год
1. Пояснительная записка
Адаптированная образовательная программа индивидуального обучения по химии для учащегося 9 класса разработана в соответствии специальных Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
- Учебного плана МКОУ Зайцевской СОШ
- Примерной программы по учебным предметам. Химия 8-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
Для реализации рабочей программы используется УМК: созданных коллективом авторов под руководством О.С.Гариеляна: «Химия» 9 класс; автор О.С. Габриелян, Москва, « Дрофа», 2017г.
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
•нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
•соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
•личностная ориентация содержания образования;
•деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
•усиление воспитывающего потенциала;
•формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
Рабочая программа направлена на реализацию основных целей:
•обеспечение условий для реализации прав обучающихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
•организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии; сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
•создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
•формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
•приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
•подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебные недели в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и согласно учебному плану МКОУ Зайцевской СОШ на изучение химии в 9 классе отводится 2 учебных часа в неделю, всего 68 часов в год; резервное время используется для обобщения и систематизации знаний.
На каждом уроке химии осуществляется практическая направленность:
5 адаптированных практических работ.
2. Планируемые предметные результаты
В результате изучения учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования
Выпускник научится:
· характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
· описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;
· раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;
· раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории;
· различать химические и физические явления;
· называть химические элементы;
· определять состав веществ по их формулам;
· определять валентность атома элемента в соединениях;
· определять тип химических реакций;
· называть признаки и условия протекания химических реакций;
· выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;
· составлять формулы бинарных соединений;
· составлять уравнения химических реакций;
· соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;
· пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;
· вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;
· вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;
вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции.
3. Содержание учебного предмета, курса
Тема1. Введение.
Общая характеристика химических элементов и химических реакций
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева
Характеристика элемента по его положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и окисления-восстановления.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность.
Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Химическая организация живой и неживой природы. Химический состав ядра, мантии и земной коры. Химические элементы в клетках живых организмов. Макро- и микроэлементы.
Обобщение сведений о химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: «число и состав реагирующих и образующихся веществ», «тепловой эффект», «направление», «изменение степеней окисления элементов, образующих реагирующие вещества», «фаза», «использование катализатора». Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Катализаторы и катализ. Ингибиторы. Антиоксиданты.
Демонстрации. Различные формы таблицы Д. И.Менделеева. Модели атомов элементов 1-го периода. Модель строения земного шара (поперечный разрез). Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ.
Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ. Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).
Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
2. Моделирование построения Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева
Диагностическая контрольная работа №1
Тема 2. Металлы
Положение металлов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей, а также в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Металлы в природе. Общие способы их получения.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты, фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа и его соединений для природы и народного хозяйства.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами. Получение гидроксида алюминия и исследование его свойств. Взаимодействие железа с соляной кислотой. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изучение их свойств.
Адаптированные практические работы:
1. Осуществление цепочки химических превращений.
2. Получение и свойства соединений металлов.
3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.
Контрольная работа №2 по теме: «Металлы»
Тема 3. Неметаллы
Общая характеристика неметаллов: положение в Периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность (ЭО) как мера «неметалличности», ряд ЭО.
Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» и «неметалл».
Водород. Положение водорода в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Вода. Строение молекулы. Водородная химическая связь. Физические свойства воды. Аномалии свойств воды. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Химические свойства воды. Круговорот воды в природе. Водоочистка. Аэрация воды. Бытовые фильтры. Минеральные воды. Дистиллированная вода, ее получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества и основные соединения галогенов, их свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Производство серной кислоты.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V) и ортофосфорная кислота, фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности.
Демонстрации. Получение и распознавание водорода. Качественная реакция на галогенид-ионы.. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Лабораторные опыты. Ознакомление с составом минеральной воды.
30. Свойства разбавленной серной кислоты. Изучение свойств аммиака. Распознавание солей аммония. Горение фосфора на воздухе и в кислороде. Распознавание фосфатов. Горение угля в кислороде. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.
Адаптированные практические работы:
4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».
5. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №3 по теме: «Неметаллы»
Тема 4. Обобщение знаний по химии за курс основной школы.
Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И.Менделеева. Физический смысл порядкового номера элемента, номеров периода и группы.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение Периодического закона.
Виды химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; наличие границы раздела фаз; тепловой эффект; изменение степеней окисления атомов; использование катализатора; направление протекания).
Скорость химических реакций и факторы, влияющие на нее. Обратимость химических реакций и способы смещения химического равновесия.
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла.
Оксиды и гидроксиды (основания, кислоты, амфотерные гидроксиды), соли.
Их состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса
Метапредметными результатами изучения курса «Химии» является формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
· самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
· выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
· составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
· работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
· в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
· анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
· строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
· преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета являются следующие умения:
· осознание роли веществ:
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в их круговороте.
· рассмотрение химических процессов:
- приводить примеры химических процессов в природе;
- находить черты, свидетельствующие об общих признаках химических процессов и их различиях.
· использование химических знаний в быту:
– объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
· объяснять мир с точки зрения химии:
– перечислять отличительные свойства химических веществ;
– различать основные химические процессы;
- определять основные классы неорганических веществ;
- понимать смысл химических терминов.
· овладение основами методов познания, характерных для естественных наук:
- характеризовать методы химической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании природы;
- проводить химические опыты и эксперименты и объяснять их результаты.
· умение оценивать поведение человека с точки зрения химической безопасности по отношению к человеку и природе:
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества.
4. Тематическое планирование
№ п/п |
Название раздела. Основное содержание по темам |
Количество часов |
Тема 1. Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
9 |
|
1 |
Характеристика химического элемента на основании его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. |
1 |
2 |
Генетические ряды металлов и неметаллов |
1 |
3 |
Переходные элементы |
1 |
4 |
Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева |
1 |
5 |
Контрольная работа №1 «Повторение основных вопросов курса химии 8 класса. Введение в курс химии 9 класс» |
1 |
6 |
Скорость химических реакций. |
1 |
7 |
Факторы, влияющие на скорость химической реакции |
1 |
8 |
Обратимые необратимые реакции |
1 |
9 |
Химическое равновесие и способы его смещения |
1 |
Тема 2. Металлы |
19 |
|
10 |
Положение металлов в Периодической системе Д. И. Менделеева особенности строения их атомов. Физические свойства металлов. |
1 |
11 |
Сплавы |
1 |
12 |
Химические свойства металлов |
1 |
13 |
Металлы в природе. Общие способы их получения. |
1 |
14 |
Общее понятие о коррозии металлов |
1 |
15 |
Общая характеристика элементов I A группы. Щелочные металлы. |
1 |
16 |
Соединения щелочных металлов. |
1 |
17 |
Общая характеристика элементов IIA группы. |
1 |
18 |
Соединения металлов IIA группы. |
1 |
19 |
Алюминий, его физические и химические свойства |
1 |
20 |
Соединения алюминия. |
1 |
21 |
Железо, его физические и химические свойства. |
1 |
22 |
Соединения Fe2+, Fe3+. |
1 |
23 |
Практическая работа №1 «Осуществление цепочки химических превращений металлов» |
1 |
24 |
Решение задач на определение выхода продукта |
1 |
25 |
Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов |
1 |
26 |
Практическая работа № 3 Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов |
1 |
27 |
Обобщение систематизация и коррекция знаний, умений, навыков уч-ся по теме «Химия металлов». |
1 |
28 |
Контрольная работа 2 по теме «Металлы»
|
1 |
Тема 3. Неметаллы |
23 |
|
29 |
Общая характеристика неметаллов. |
1 |
30 |
Водород. |
1 |
31 |
Общая характеристика галогенов. |
1 |
32 |
Соединение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений. |
1 |
33 |
Кислород. |
1 |
34 |
Сера, её физические и химические свойства. |
1 |
35 |
Оксиды серы. Серная кислота. Соли серной кислоты |
1 |
36 |
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» |
1 |
37 |
Азот и его свойства. |
1 |
38 |
Аммиак |
1 |
39 |
Соли аммония. |
1 |
40 |
Азотная кислота и её соли. Оксиды азота. |
1 |
41 |
Фосфор и его соединения. |
1 |
42 |
Соединения фосфора |
1 |
43 |
Углерод, его физические и химические свойства. |
1 |
44 |
Оксиды углерода. Физические и хим. свойства в сравнении. Топливо. |
1 |
45 |
Угольная кислота и её соли. |
1 |
46 |
Соли угольной кислоты |
1 |
47 |
Кремний и его соединения. |
1 |
48 |
Силикатная промышленность |
1 |
49 |
Практическая работа №5. «Получение, собирание и распознавание газов» |
1 |
50 |
Обобщение, систематизация и коррекция знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Химия неметаллов». |
1 |
51 |
Контрольная работа №3 по теме « Неметаллы» |
1 |
Тема 5. Органические соединения |
11 |
|
52 |
Предмет органической химии. Многообразие органических соединений. |
1 |
53-54 |
Предельные углеводороды |
2 |
55 |
Непредельные углеводороды: этилен. |
1 |
56 - 57 |
Кислородсодержащие соединения. |
2 |
58 |
Понятие об аминокислотах и белках. |
1 |
59 |
Углеводы. |
1 |
60 |
Полимеры |
1 |
61 |
Обобщение знаний по курсу органической химии. |
1 |
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
6 |
|
62 - 63 |
Периодический закон и система химических элементов Д. И. Менделеева(повторение) |
2 |
64 |
Строение веществ |
1 |
65 |
Классификация веществ |
1 |
66-67 |
Химические реакции |
2 |
68 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
|
Итого |
68 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.