|
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» разработана в соответствии со следующей нормативной базой:
§ Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
§ Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
§ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312;
§ Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год, утверждённый приказом Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067;
§ Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
§ Приказ №360 от 30.08.2017 года «Об изменении и корректировке рабочих учебных программ».
.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни; государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;
· воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества;
· развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении здорового образа жизни;
· овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Достижение этих целей обеспечивается таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10, 11 классов предусматривает обучение ОБЖ в объёме 1 час в неделю; в 10 классе – 36 часов и в 11 классе – 34 часа.
СОХРАНЕНИЕ
ЗДОРОВЬЯ И
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Факторы, разрушающие здоровье.
Репродуктивное здоровье. Правила личной гигиены. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем[1].
Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах, поражениях электрическим током, переломах, кровотечениях; навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств) (абзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические), техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности) и социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
ОСНОВЫ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА И
ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил. Рода войск.
Обязательная подготовка к военной службе. Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Первоначальная постановка на воинский учет, медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Общие обязанности и права военнослужащих.
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Альтернативная гражданская служба.
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
Вооруженные Силы Российской Федерации- защитники нашего Отечества. История создания ВС РФ. Структура ВС. Виды. Функции и основные задачи ВС. Роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Реформа ВС. Иные войска: состав и предназначение с учетом концепции государственной политики РФ по военному строительству. Боевые традиции Вооруженных Сил России. Символы воинской чести. Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника Отечества Дни воинской славы РФ. Дружба и войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений. Боевое Знамя воинской части – символ воинской чести, доблести и славы. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Ритуалы ВС РФ.
(Раздел «Основы военной службы» включен в содержание рабочей учебной программы по ОБЖ на основании приказа МО и ВШ РК №107 от 18.05.05)
Содержание учебного предмета, 10 класс.
1.Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности – 10 часов
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией.
Репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека. Репродуктивная система – совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения).
Правила личной гигиены. Личная гигиена -я выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. Основные составляющие личной гигиены: уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем[2].
Симптомы теплового и солнечного удара. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах.
Симптомы поражения электрическим током. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током.
Симптомы, классификация перелом, кровотечений. Первая медицинская помощь переломах, кровотечениях. Последствия перелом и кровотечений.
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации.
Навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.
Правила и безопасность дорожного движения (в части касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).
Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
2.Государственная система обеспечения безопасности населения -18 часов
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические) характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности). Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: оповещение, защита, эвакуация.
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: аварийно-спасательные работы.
Факторы и нравственные ориентиры, способствующие формированию неприятия террористических взглядов и действий. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: обучение населения.
Сравнительная оценка опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций на территории России. Последствия различных природных явлений. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера (РСЧС).
Сравнительная оценка опасных техногенных ситуаций на территории России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера (РСЧС).
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной.
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы.
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения.
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Политический, религиозный, криминальный, межнациональный виды терроризма. Террористическая деятельность и ее содержание. Индивидуальные качества человека, способствующие вовлечению его в террористическую деятельность. Экстремистская деятельность как двигатель для возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе. Категории людей наиболее подверженные воздействию экстремистской идеологии. Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в российской Федерации. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности.
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника.
Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Факторы и нравственные ориентиры, способствующие формированию неприятия террористических взглядов и действий. Культура безопасности жизнедеятельности как часть общей культуры.
3.Основы военной службы (практические занятия) -8 часов
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках. Размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда. Организация караульной службы, обязанности часового. Строевая подготовка. Огневая подготовка. Тактическая подготовка. Физическая подготовка
Содержание учебного предмета, 11 класс.
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан.
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы.
Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска. Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение.
Основные рода, входящие в состав Сухопутных войск. Боевые возможности мотострелковых и танковых войск. Основные виды стрелкового оружия сухопутных войск.
Основные рода авиации, входящие в состав ВВС. Рода противовоздушных войск. Основные самолеты, состоящие на вооружении дальней авиации.
Основное предназначение ВМФ. Рода сил, флоты и флотилии ВМФ. Вооружение и военная техника ВМФ.
Основное предназначение и состав РВСН. Современное вооружение РВСН.Основное предназначение ВДВ. Боевые возможности и боевые подразделения, входящие в состав ВДВ.
Основное предназначение Космических войск. Силы и средства Ракетно-Космической обороны.
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Спасательные воинские формирования. Основные задачи и предназначение.
Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.). Первоначальная постановка на воинский учет. Отбор и подготовка граждан по военно-учетным специальностям. Требования к гражданину, решившему пройти подготовку по военно-учетной специальности.
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Медицинское освидетельствование. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет.Призыв на военную службу. Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.). Общие обязанности и права военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Основные условия прохождения военной службы по призыву и контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по призыву и контракту. Сроки военной службы по призыву и контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Ритуал подъема и спуска
Государственного флага Российской Федерации. Особенности ритуалов.
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2.Основы военной службы -11 часов
Основные задачи и предназначение Вооруженных сил РФ в мирное и военное время. Участие Вооруженных сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента. Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота. Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовою основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права. Распределение служебного времени и повседневный порядок. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих. Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте.Несение караульной службы. Виды караулов. Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.Боевое знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания. История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации.
Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Три разновидности военной формы: парадная, полевая, повседневная. Воинские звания в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Тематическое планирование, 10 класс.
№ урока |
Название темы и раздела |
Содержание урока |
|
1.Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности – 10 часов |
|
||
1 |
Здоровый образ жизни и его составляющие |
Здоровый образ жизни как основа личного здоровья и безопасной жизнедеятельности. Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индивидуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. |
|
2 |
Сохранение и укрепление здоровья |
Факторы, влияющие на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни - индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья. Общие понятия о режиме жизнедеятельности и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высокий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств. |
|
3 |
Нравственность и здоровье. |
Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки (употребление алкоголя и наркотиков, курение) и их социальные последствия. Алкоголь, влияние алкоголя на здоровье и поведение человека, социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Курение и его влияние на состояние здоровья. Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную и сердечно-сосудистую системы. Пассивное курение и его влияние на здоровье. Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании, чистота и культура в быту. ВИЧ-инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ-инфекцией |
|
4 |
Репродуктивное здоровье |
Репродуктивное здоровье. Репродуктивное здоровье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия при отсутствии заболеваний репродуктивной системы на всех этапах жизни человека. Репродуктивная система – совокупность органов и систем организма, обеспечивающих функцию воспроизводства (деторождения). |
|
5 |
Правила личной гигиены и здоровье |
Правила личной гигиены. Личная гигиена -я выполнение гигиенических правил, требований и норм, направленных на сохранение здоровья, работоспособности, активного долголетия, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний. Основные составляющие личной гигиены: уход за кожей, уход за зубами, уход за волосами, гигиена одежды и обуви. Беременность и гигиена беременности. Уход за младенцем[3]. |
|
6 |
Тепловой и солнечный удар. |
Симптомы теплового и солнечного удара. Профилактика теплового и солнечного удара. Первая медицинская помощь при тепловых и солнечных ударах. |
|
7 |
Поражение электрическим током. |
Симптомы поражения электрическим током. Первая медицинская помощь при поражениях электрическим током. |
|
8 |
Переломы. Кровотечения. |
Симптомы, классификация перелом, кровотечений. Первая медицинская помощь переломах, кровотечениях. Последствия перелом и кровотечений. |
|
9 |
Искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. |
Понятие клинической смерти и реанимации. Возможные причины клинической смерти и ее признаки. Правила проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких. Правила сердечной реанимации. Навыки проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. |
|
10 |
Безопасность дорожного движения |
Правила и безопасность дорожного движения (в части касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств). Причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. |
|
2.Государственная система обеспечения безопасности населения -18 часов |
|
||
11 |
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации. |
Основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации.
|
|
12 |
Чрезвычайные ситуации природного характера |
Чрезвычайные ситуации природного (метеорологические, геологические, гидрологические, биологические) характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины). Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами). Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии). Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. |
|
13 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера |
Чрезвычайные ситуации техногенного (аварии на транспорте и объектах экономики, радиационное и химическое загрязнение местности). Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Потенциально опасные объекты. Аварии на радиационно - опасных, химически опасных, взрывопожароопасных объектах и на гидротехнических сооружениях, их причины и возможные последствия. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. |
|
14 |
Чрезвычайные ситуации социального характера.
|
Чрезвычайные ситуации социального (терроризм, вооруженные конфликты) характера. Военные угрозы национальной безопасности России. Внешние и внутренние угрозы национальной безопасности России. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России. Наркотизм и национальная безопасность России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций социального характера. Правила личной безопасности в чрезвычайных ситуациях социального характера. |
|
15 |
Прогноз и мониторинг по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
|
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг. |
|
16 |
Оповещение, защита, эвакуация.
|
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: оповещение, защита, эвакуация. |
|
17 |
Аварийно-спасательные работы.
|
Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: аварийно-спасательные работы. |
|
18 |
Обучение населения по защите от чрезвычайных ситуаций
|
Факторы и нравственные ориентиры, способствующие формированию неприятия террористических взглядов и действий. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: обучение населения. |
|
19 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера.
|
Сравнительная оценка опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций на территории России. Последствия различных природных явлений. Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного характера (РСЧС). |
|
20 |
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
|
Сравнительная оценка опасных техногенных ситуаций на территории России. Защита населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, рекомендации населения по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера (РСЧС). |
|
21 |
Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны |
Гражданская оборона, ее предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация управления гражданской обороной. Структура управления и органы управления гражданской обороной |
|
22 |
Основные виды оружия и их поражающие факторы |
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химическое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназначению и воздействию на организм. Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные средства поражения, их поражающие факторы. |
|
23 |
Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени |
Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях |
|
24 |
Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени |
Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях. Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения |
|
25 |
Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. |
Виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом. Основные принципы противодействия терроризму. Контртеррористическая операция. Применение Вооруженных сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. Политический, религиозный, криминальный, межнациональный виды терроризма. Террористическая деятельность и ее содержание. Индивидуальные качества человека, способствующие вовлечению его в террористическую деятельность. Экстремистская деятельность как двигатель для возбуждения социальной, расовой, национальной и религиозной розни в обществе. Категории людей наиболее подверженные воздействию экстремистской идеологии. Правовая основа общегосударственной системы противодействия терроризму в российской Федерации. Основные принципы противодействия экстремистской деятельности. Правила безопасного поведения человека при угрозе террористического акта и захвате в качестве заложника. |
|
26 |
Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. |
Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий. |
|
27 |
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения.
|
Государственные службы по охране здоровья и обеспечения безопасности населения. Факторы и нравственные ориентиры, способствующие формированию неприятия террористических взглядов и действий. Культура безопасности жизнедеятельности как часть общей культуры. |
|
28 |
Повторение и обобщение по курсу |
Повторение и обобщение по курсу |
|
|
3.Основы военной службы (практические занятия) -8 часов |
|
|
29 |
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках |
Основы подготовки граждан к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках |
|
30 |
Размещение и быт военнослужащих |
Размещение и быт военнослужащих |
|
31 |
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда |
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда |
|
32 |
Организация караульной службы, обязанности часового |
Организация караульной службы, обязанности часового |
|
33 |
Строевая подготовка |
Строевая подготовка |
|
34 |
Огневая подготовка |
Огневая подготовка |
|
35 |
Тактическая подготовка |
Тактическая подготовка |
|
36 |
Физическая подготовка |
Физическая подготовка |
|
Тематическое планирование, 11 класс.
№ урока |
Название темы и раздела |
Содержание урока |
|
1.Основы обороны государства и воинская обязанность – 22 часа |
|
||
1 |
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. |
Защита Отечества – долг и обязанность граждан России. Основы законодательства Российской Федерации об обороне государства и воинской обязанности граждан. |
|
2 |
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации |
Вооруженные Силы Российской Федерации – основа обороны государства. История создания Вооруженных Сил. Организация вооруженных сил Московского государства в XIV–XV вв. Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX века. Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение. Вооруженные Силы Российской Федерации, основные предпосылки проведения военной реформы |
|
3 |
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации |
Виды Вооруженных Сил. Рода войск. Организационная структура Вооруженных Сил. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации, рода Вооруженных Сил Российской Федерации, рода войск. Ракетные войска Сухопутные войска. Военно-Воздушные Силы, история создания, предназначение, рода авиации. Войска ПВО. Включение ПВО в состав ВВС. Военно-Морской Флот, история создания, предназначение. |
|
4 |
Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника Сухопутных войск |
Основные рода, входящие в состав Сухопутных войск. Боевые возможности мотострелковых и танковых войск. Основные виды стрелкового оружия сухопутных войск. |
|
5 |
Военно-воздушные силы, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС |
Основные рода авиации, входящие в состав ВВС. Рода противовоздушных войск. Основные самолеты, состоящие на вооружении дальней авиации. |
|
6 |
Военно-морской флот, его состав и предназначение. Вооружение и военная техника |
Основное предназначение ВМФ. Рода сил, флоты и флотилии ВМФ. Вооружение и военная техника ВМФ. |
|
7 |
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника |
Основное предназначение и состав РВСН. Современное вооружение РВСН. |
|
8 |
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение |
Основное предназначение ВДВ. Боевые возможности и боевые подразделения, входящие в состав ВДВ. |
|
9 |
Космические войска, их состав и предназначение |
Основное предназначение Космических войск. Силы и средства Ракетно-Космической обороны |
|
10 |
Войска и воинские формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации |
Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации. Спасательные воинские формирования. Основные задачи и предназначение |
|
11 |
Обязательная подготовка граждан к военной службе |
Обязательная подготовка к военной службе. Основное содержание обязательной подготовки гражданина к военной службе |
|
12 |
Требования к индивидуальным качествам призывников. |
Требования к уровню образования призывников, их здоровью и физической подготовленности. Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.) |
|
13 |
Подготовка граждан по военно-учетным специальностям |
Первоначальная постановка на воинский учет. Отбор и подготовка граждан по военно-учетным специальностям. Требования к гражданину, решившему пройти подготовку по военно-учетной специальности |
|
14 |
Добровольная подготовка граждан к военной службе |
Основные направления добровольной подготовки граждан к военной службе. Занятие военно-прикладными видами спорта. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в общеобразовательных учреждениях среднего (полного) общего образования. Обучение по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах в образовательных учреждениях высшего профессионального образования |
|
15 |
Организация медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет |
Медицинское освидетельствование. Организация медицинского освидетельствования и медицинского обследования при первоначальной постановке на воинский учет |
|
16 |
Призыв на военную службу. |
Призыв на военную службу. Основные требования к индивидуально-психологическим профессиональным качествам молодежи призывного возраста для комплектования различных воинских должностей (командные, операторские связи и наблюдения, водительские качества и др.) |
|
17 |
Основные обязанности и права военнослужащих |
Общие обязанности и права военнослужащих. Должностные и специальные обязанности военнослужащих. |
|
18 |
Особенности военной службы по призыву и контракту |
Порядок и особенности прохождения военной службы по призыву и контракту. Основные условия прохождения военной службы по призыву и контракту. Требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по призыву и контракту. Сроки военной службы по призыву и контракту. Права и льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. |
|
19 |
Альтернативная гражданская служба |
Альтернативная гражданская служба. Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе». Альтернативная гражданская служба как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Сроки альтернативной гражданской службы для разных категорий граждан. Время, которое не засчитывается в срок альтернативной гражданской службы. Подача заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой |
|
20 |
Государственная и военная символика, традиции и ритуалы Вооруженных Сил. |
Государственная и военная символика Российской Федерации, традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Ритуал приведения к военной присяге. Ритуал вручения Боевого Знамени воинской части. Порядок вручение личному составу вооружения и военной техники. Порядок проводов военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Ритуал подъема и спуска Государственного флага Российской Федерации. Особенности ритуалов. |
|
21 |
Военно-профессиональная ориентация |
Военно-профессиональная ориентация, основные направления подготовки специалистов для службы в Вооруженных Силах Российской Федерации. |
|
22 |
Повторение по теме: «Основы обороны государства и воинская обязанность» |
Повторение по теме: «Основы обороны государства и воинская обязанность» |
|
2.Основы военной службы -11 часов |
|
||
23 |
Основные задачи современных Вооруженных сил России |
Основные задачи и предназначение Вооруженных сил РФ в мирное и военное время. |
|
24 |
Международная деятельность Вооруженных Сил Российской Федерации |
Участие Вооруженных сил РФ в миротворческих операциях как средство обеспечения национальной безопасности России. Нормативно-правовые основы участия России в миротворческих операциях. Подготовка и обучение военнослужащих миротворческого контингента |
|
25 |
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества |
Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего–защитника Отечества, источник духовных сил воина. Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма. |
|
26 |
Дружба, войсковое товарищество – основа боевой готовности частей и подразделений |
Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений. Войсковое товарищество – боевая традиция Российской армии и флота |
|
27 |
Правовые основы военной службы |
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы. Конституция Российской Федерации и вопросы военной службы. Законы Российской Федерации, определяющие правовою основу военной службы. Статус военнослужащего, права и свободы военнослужащего. Льготы, предоставляемые военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. Военные аспекты международного военного права. |
|
28 |
Распределение времени и повседневный порядок |
Распределение служебного времени и повседневный порядок. Распределение времени в воинской части, распорядок дня. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка. Учебные занятия, завтрак, обед и ужин. Увольнение из расположения части. Посещение военнослужащих.
|
|
29 |
Суточный наряд. Общие положения. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте |
Назначение и состав суточного наряда воинской части. Подготовка суточного наряда. Обязанности дежурного по роте. Обязанности дневального по роте.
|
|
30 |
Организация караульной службы. Общие положения. Часовой и его неприкосновенность. Обязанности часового |
Несение караульной службы. Виды караулов. Организация караульной службы, общие положения. Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового.
|
|
31 |
Боевое знамя воинской части – символ воинской чести, достоинства и славы |
Боевое знамя воинской части – особо почетный знак, отличающий особенности боевого подразделения, истории и заслуг воинской части. Ритуал вручения боевого знамени воинской части, порядок его хранения и содержания |
|
32 |
Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. Военная форма одежды. Воинские звания |
История государственных наград за военные отличия в России. Основные государственные награды СССР и России, звания Герой Советского Союза, Герой Российской Федерации. Военная форма одежды и знаки различия военнослужащих. Три разновидности военной формы: парадная, полевая, повседневная. Воинские звания в Вооруженных Силах Российской Федерации. |
|
33 |
Повторение по теме: «Основы военной службы» |
Повторение по теме: «Основы военной службы» |
|
3.Заключение |
|
||
34 |
Повторение и обобщение по курсу |
Повторение и обобщение по курсу |
|
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
· основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
· потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
· основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
· основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
· состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
· порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыва на военную службу;
· основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
· основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
· требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовки призывника;
· предназначение, структуру и задачи РСЧС;
· предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;
· правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств); (основание приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).
уметь
· владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
· владеть навыками в области гражданской обороны;
· пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
· оценивать уровень своей подготовки и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
· соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
· адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
· прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей) (основание приказ Минобрнауки России от 19 октября 2009 года N 427).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· ведения здорового образа жизни;
· оказания первой медицинской помощи;
· развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
· обращения в случае необходимости в службы экстренной помощи.
Учебно-методическое обеспечение процесса обучения:
1) Для учащихся:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. Базовый и профильный уровни. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 10 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2013г.
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. Базовый и профильный уровни. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2013 г.
2). Для учителя:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. Базовый и профильный уровни. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 10 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2012.
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Академический школьный учебник. Базовый и профильный уровни. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 11 класс : Учебник для общеобразовательных учреждений. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 4-е изд. – М.; Просвещение, 2012.
3. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – стандарты второго поколения)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Пистолет Токарева
- Пистолет Макарова
- Снайперская винтовка Драгунова
- Автомат Калашникова
- Пулемет Калашникова модернизированный
- Ручной противотанковый гранатомет
- Автоматический гранатомет
- Ручные осколочные гранаты
- Военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации
- Военная присяга
- Боевое знамя воинской части
- Воинские ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Государственные награды Российской Федерации
- Признаки и поражающие факторы пожара
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Правила безопасного поведения при угрозе взрыва
- Причины пожаров в жилых и общественных зданиях
- Первичные средства пожаротушения
- ГО и защита от ЧС. Эвакуация
- ГО и защита от ЧС
- ЧС природного характера
- Методические рекомендации по ОБЖ
- Терроризм
- Военно-патриотическое воспитание
- Пожарная безопасность
- Медицина. Оказание ПМП
- Наглядное пособие. Оружие России
- Наглядное пособие. Символы воинской чести
Критерии и нормы оценок
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
[3] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.