Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «ОБЖ» разработана в соответствии со следующей нормативной базой:
§ Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
§ Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004г. № 1089;
§ Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования России от 09. 03. 2004 №1312;
§ Федеральный перечень учебников, утверждённых, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, на 2015-2016 учебный год, утверждённый приказом Минобрнауки России от 19.12.2012г. № 1067;
§ Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы СанПиН «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждёнными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010г. № 189;
§ Приказ №360 от 30.08.2017 года «Об изменении и корректировке рабочих учебных программ».
Рабочая программа учебного курса по ОБЖ для основного общего уровня обучения составлена на основе примерной программы основного общего образования по ОБЖ с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и в соответствии с базисным учебным планом школы с использованием примерной программы курса ОБЖ. Авторы: А.А. Кузнецов, М.В. Рыжаков, А. М. Кондаков.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
· овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Достижение этих целей обеспечивается таких учебных задач, как:
- формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
- формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
- выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Согласно действующему Базисному учебному плану, учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение ОБЖ в объёме 1 час в неделю на 36 учебных недель.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
В повседневной жизни
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения.
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания1.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Оказание первой медицинской помощи
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях.
Основы безопасного поведения
в чрезвычайных ситуациях
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Содержание учебного предмета
1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни – 23 часа
Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность.
Факторы, укрепляющие здоровье. Эмоциональность. Психологическая уравновешенность. Уверенность. Самосовершенствование. Стрессовый фактор. Стресс. Стадия мобилизации, стадия сопротивления и стадия истощения. Общие принципы борьбы со стрессом. Особенности развития человека в подростковом возрасте. Личная гигиена для сохранения и укрепления здоровья. Система здорового образа жизни.
Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека.
Вредные привычки и их профилактика. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов).
Опасные ситуации на транспорте. Примеры опасных ситуаций в России, регионе.
Поведение пассажиров в общественном транспорте. Правила поведения при входе в общественный транспорт. Правила поведения внутри транспорта. Правила этикета при выходе из общественного транспорта.
Пожар. Возможные причины пожара. Понятие- лесной пожар. Условия его возникновения. Классификация лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня и высоте пламени (слабые, средние, сильные). Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. Использование средств пожаротушения. Огнетушители, виды, использование. Проверка огнетушителей.
Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Опасные ситуации и правила поведения на воде.
Оказание помощи утопающему. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно – марлевой повязки. Приготовление ватно-марлевой повязки. Использование индивидуальных средств защиты: респиратора, противогаза. Практическая работа по надеванию респиратора и противогаза.
Потеря ориентировки - одна из самых распространенных причин чрезвычайных происшествий. Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку - остановиться. Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия. Сигналы бедствия, подаваемые флагом, зеркалом, костром. Безопасное поведение человека в природных условиях: добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Конструкция жилища зависит от конкретных условий: времени года, характера местности, окружающей растительности, состояния погоды и от наличия подручных материалов (проволока, верёвка, брезент) и инструмента. Укрытие жилища от холода, дождя, солнечных лучей.
Возникновение неблагоприятной экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности человека. Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами.
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания1.
ПДК вредных веществ – допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в почве, воде или воздухе, не влияющее - пагубно прямо или косвенно - на живые организмы. Величины в соответствующих единицах измерения определяют путем токсикологических исследований.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Виды: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля.
Элементарные способы самозащиты. Средства самозащиты и их использование.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Понятие – терроризм. Современный терроризм. Террористические организации. Политический, криминальный, националистический, технологический, ядерный терроризм. Телефонные террористы.
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта.
Формирование антитеррористического поведения. Личные духовные и физические качества подростка, способствующие снижению риска вовлечения в террористическую деятельность.
Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
2.Оказание первой медицинской помощи – 6 часов.
Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Первая медицинская помощь при отравлениях.
Термические, электрические, химические и радиационные ожоги. Классификация ожогов в зависимости от глубины повреждения тканей. Первая медицинская помощь при ожогах.
Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры. Причины отморожения. Классификация отморожений. Первая медицинская помощь при отморожениях.
Ушиб. Перелом, виды переломов. Иммобилизация поврежденной части тела. Применение шин. Первая помощь при травме плечевого сустава. Первая помощь при травме голеностопного сустава.
Первая медицинская помощь при ушибах. Транспортировка пострадавшего с помощью носилочных лямок. Изготовление носилочных лямок. Транспортировка пострадавшего на руках: замком из трех рук; замком из четырех рук. Транспортировка пострадавшего на спине. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших.
Виды кровотечений и способы остановки. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая помощь при незначительных ранах. Первая помощь при сильном кровотечении. Метод пальцевого прижатия артерий. Правильное наложение жгута при артериальном кровотечении. Перевязочный материал, применяемый для повязок. Марлевые (плоские) бинты и их характеристика. Трубчатые (сетчатые) бинты и их характеристика. Эластичный бинт и его характеристика. Индивидуальный перевязочный пакет и его характеристика. Основные правила наложения повязок.
3.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях - 6 часов.
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Понятие опасного природного явления, их примеры. Динамика возникновения опасных природных явлений на территории России. Влияние опасных природных явлений на жизнедеятельность людей.
Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; метеорологические и агрометеорологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей (эпидемии); инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (эпизоотии); поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии).
Показатель, определяющий разрушающее действие ураганов и бурь. Шкала Бофорта. Признаки действия силы ветра. Образование циклонов в атмосфере - основная причина возникновения бурь и ураганов. Понятие - ураган. Классификация ураганов в зависимости от скорости ветра. Понятие - буря. Бури пылевые, беспылевые, снежные, шквальные. Классификация бурь: по окраске частиц, вовлеченных в движение; по составу частиц; в зависимости от скорости ветра. Оповещение населения об угрозе ураганов и бурь. Правила безопасного поведения при угрозе ураганов и бурь: при заблаговременном оповещении; с получением информации о непосредственном их приближении. Правила безопасного поведения во время ураганов и бурь: при вынужденном пребывании на улице; если вы находитесь в доме. Относительно безопасные места в доме и естественные безопасные укрытия на улице. Правила безопасного поведения после урагана и бури.
Понятие- наводнение. Классификация наводнений в зависимости от масштаба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье; паводок, заторные, зажорные наводнения; нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов. Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении). Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Понятие о землетрясении. Сейсмически активные районы на территории России. Причины землетрясений. Последствия землетрясений. Основные причины несчастных случаев при землетрясении. Признаки приближающегося землетрясения. Правила безопасного поведения при оповещении о землетрясении. Правила безопасного поведения после землетрясения.
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения.
4.Заключение – 1 час
Повторение и обобщение по курсу.
№ урока |
Название темы и раздела |
Содержание урока |
|
1.Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни – 23 часа |
|
||
1 |
Здоровый образ жизни. |
Здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – индивидуальная система поведения человека, способствующая укреплению и сохранению здоровья. Человеческий фактор и его влияние на безопасность жизнедеятельности. Общие понятия о культуре безопасности жизнедеятельности. Уровень культуры безопасности жизнедеятельности как критерий определения уровня здоровья и безопасности. Здоровье как основная ценность человека. Здоровье человека и основные показатели, характеризующие его уровень. Определение здоровья. Здоровье человека как индивидуальная и общественная ценность. |
|
2 |
Факторы, укрепляющие здоровье. |
Факторы, укрепляющие здоровье. Эмоциональность. Психологическая уравновешенность. Уверенность. Самосовершенствование. Стрессовый фактор. Стресс. Стадия мобилизации, стадия сопротивления и стадия истощения. Общие принципы борьбы со стрессом. Особенности развития человека в подростковом возрасте. Личная гигиена для сохранения и укрепления здоровья. Система здорового образа жизни. Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы, почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека. Влияние последствий от загрязнения окружающей природной среды на здоровье человека. |
|
3 |
Вредные привычки и их профилактика |
Вредные привычки и их профилактика. Общие понятия о вредных привычках. Биологический механизм формирования наркомании. Последствия вредных привычек. Нормативно-правовая база по профилактике наркомании. |
|
4 |
Опасные ситуации на дороге |
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия. Основные причины ДТП. Основные направления деятельности государства в области безопасности на дорогах. Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). |
|
5 |
Опасные ситуации на транспорте. |
Опасные ситуации на транспорте. Примеры опасных ситуаций в России, регионе. |
|
6 |
Поведение пассажиров в общественном транспорте |
Поведение пассажиров в общественном транспорте. Правила поведения при входе в общественный транспорт. Правила поведения внутри транспорта. Правила этикета при выходе из общественного транспорта. |
|
7 |
Пожар. Причины пожара. |
Пожар. Возможные причины пожара. Понятие- лесной пожар. Условия его возникновения. Классификация лесных пожаров: по характеру их распространения (низовой, верховой, подземный); по скорости распространения огня и высоте пламени (слабые, средние, сильные). |
|
8 |
Меры пожарной безопасности |
Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Значение профилактики пожаров. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Защита населения Российской Федерации от пожаров. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Основные права граждан в области пожарной безопасности. Обязанности граждан в области пожарной безопасности. Ответственность граждан за нарушение требований пожарной безопасности. |
|
9 |
Использование средств пожаротушения. |
Использование средств пожаротушения. Огнетушители, виды, использование. Проверка огнетушителей. |
|
10 |
Опасные ситуации и правила поведения на воде. |
Значение воды в жизнедеятельности человека, безопасность на воде. Рекомендации специалистов МЧС России по правилам безопасного поведения на воде. Опасные ситуации и правила поведения на воде. |
|
11 |
Оказание помощи утопающему. |
Оказание помощи утопающему. Правила безопасного купания в различных водоемах. Водные походы и обеспечение безопасности на воде. |
|
12 |
Меры предосторожности при пользовании бытовыми приборами |
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др. |
|
13 |
Использование индивидуальных средств защиты. |
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно – марлевой повязки. Приготовление ватно-марлевой повязки. |
|
14 |
Использование респиратора, противогаза. |
Использование индивидуальных средств защиты: респиратора, противогаза. Практическая работа по надеванию респиратора и противогаза. |
|
15 |
Ориентирование на местности |
Потеря ориентировки - одна из самых распространенных причин чрезвычайных происшествий. Самое первое и главное, что должны сделать люди, потерявшие ориентировку - остановиться. Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия. Сигналы бедствия, подаваемые флагом, зеркалом, костром |
|
16 |
Безопасное поведение человека в природных условиях |
Безопасное поведение человека в природных условиях: добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия. Конструкция жилища зависит от конкретных условий: времени года, характера местности, окружающей растительности, состояния погоды и от наличия подручных материалов (проволока, верёвка, брезент) и инструмента. Укрытие жилища от холода, дождя, солнечных лучей. |
|
17 |
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. |
Возникновение неблагоприятной экологической обстановки в результате хозяйственной деятельности человека. Признаками неблагоприятной экологической обстановке являются загрязнение почвы, водных ресурсов и атмосферы вредными веществами, разрушение озонового слоя Земли, резкое изменение климата и другие ситуации, которые не только ухудшают условия жизни людей, но и угрожают самой их жизни, их здоровью. Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. |
|
18 |
Предельно допустимые концентрации вредных веществ |
Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания1. ПДК вредных веществ – допустимое значение загрязняющего химического соединения, содержащегося в почве, воде или воздухе, не влияющее - пагубно прямо или косвенно - на живые организмы. Величины в соответствующих единицах измерения определяют путем токсикологических исследований. |
|
19 |
Ситуации криминогенного характера. |
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Виды: мошенничество, хулиганство, грабеж, кража, разбой, вымогательство, рэкет (шантаж), вандализм, похищение человека, изнасилование, покушение на убийство, убийство, работорговля. |
|
20 |
Элементарные способы самозащиты. |
Элементарные способы самозащиты. Средства самозащиты и их использование. |
|
21 |
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. |
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах). |
|
22 |
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. |
Понятие – терроризм. Современный терроризм. Террористические организации. Политический, криминальный, националистический, технологический, ядерный терроризм. Телефонные террористы. Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. |
|
23 |
Формирование антитеррористического поведения. |
Формирование антитеррористического поведения. Личные духовные и физические качества подростка, способствующие снижению риска вовлечения в террористическую деятельность. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника. |
|
24 |
Повторение по теме: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» |
Повторение по теме: «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» |
|
2.Оказание первой медицинской помощи – 6 часов |
|
||
25 |
Оказание первой помощи при отравлениях |
Первая помощь и ее предназначение. Общие правила оказания первой помощи. Средства, используемые при оказании первой помощи. Первая медицинская помощь при отравлениях |
|
26 |
Оказание первой помощи при ожогах |
Термические,
электрические, химические и радиационные ожоги. Классификация ожогов в
зависимости от глубины повреждения тканей. |
|
27 |
Оказание первой помощи при отморожениях |
Повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры. Причины отморожения. Классификация отморожений. Первая медицинская помощь при отморожениях |
|
28 |
Ушибы и переломы. |
Ушиб. Перелом, виды переломов. Иммобилизация поврежденной части тела. Применение шин. Первая помощь при травме плечевого сустава. Первая помощь при травме голеностопного сустава. Первая медицинская помощь при ушибах. Транспортировка пострадавшего с помощью носилочных лямок. Изготовление носилочных лямок. Транспортировка пострадавшего на руках: замком из трех рук; замком из четырех рук. Транспортировка пострадавшего на спине. Подручные средства, применяемые для транспортировки пострадавших. |
|
29 |
Оказание первой помощи при кровотечении |
Виды кровотечений и способы остановки. Первая медицинская помощь при кровотечениях. Первая помощь при незначительных ранах. Первая помощь при сильном кровотечении. Метод пальцевого прижатия артерий. Правильное наложение жгута при артериальном кровотечении. Перевязочный материал, применяемый для повязок. Марлевые (плоские) бинты и их характеристика. Трубчатые (сетчатые) бинты и их характеристика. Эластичный бинт и его характеристика. Индивидуальный перевязочный пакет и его характеристика. Основные правила наложения повязок. |
|
30 |
Повторение по теме: «Оказание первой медицинской помощи» |
Повторение по теме: «Оказание первой медицинской помощи» |
|
3.Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях - 6 часов |
|
||
31 |
Чрезвычайные ситуации природного характера. |
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения. Понятие опасного природного явления, их примеры. Динамика возникновения опасных природных явлений на территории России. Влияние опасных природных явлений на жизнедеятельность людей. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера: геофизические опасные явления; геологические опасные явления; метеорологические и агрометеорологические опасные явления; морские гидрологические опасные явления; гидрологические опасные явления; природные пожары; инфекционная заболеваемость людей (эпидемии); инфекционная заболеваемость сельскохозяйственных животных (эпизоотии); поражение сельскохозяйственных растений болезнями и вредителями (эпифитотии). |
|
32 |
Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия |
Показатель, определяющий разрушающее действие ураганов и бурь. Шкала Бофорта. Признаки действия силы ветра. Образование циклонов в атмосфере - основная причина возникновения бурь и ураганов. Понятие - ураган. Классификация ураганов в зависимости от скорости ветра. Понятие - буря. Бури пылевые, беспылевые, снежные, шквальные. Классификация бурь: по окраске частиц, вовлеченных в движение; по составу частиц; в зависимости от скорости ветра. Оповещение населения об угрозе ураганов и бурь. Правила безопасного поведения при угрозе ураганов и бурь: при заблаговременном оповещении; с получением информации о непосредственном их приближении. Правила безопасного поведения во время ураганов и бурь: при вынужденном пребывании на улице; если вы находитесь в доме. Относительно безопасные места в доме и естественные безопасные укрытия на улице. Правила безопасного поведения после урагана и бури. |
|
33 |
Наводнения. Виды наводнений и их причины. |
Понятие- наводнение. Классификация наводнений в зависимости от масштаба: низкие (малые), высокие, выдающиеся, катастрофические. Классификация наводнений в зависимости от причин возникновения: половодье; паводок, заторные, зажорные наводнения; нагонные наводнения; наводнения, вызванные прорывом плотин; наводнения, вызванные подводными землетрясениями, извержениями подводных или островных вулканов. Правила безопасного поведения при угрозе наводнения (при заблаговременном оповещении о наводнении). Правила безопасного поведения при внезапном наводнении: до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации. |
|
34 |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера. |
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения. Чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики, возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Понятие о землетрясении. Сейсмически активные районы на территории России. Причины землетрясений. Последствия землетрясений. Основные причины несчастных случаев при землетрясении. Признаки приближающегося землетрясения. Правила безопасного поведения при оповещении о землетрясении. Правила безопасного поведения после землетрясения. |
|
35 |
Средства коллективной защиты. Эвакуация населения.
|
Действия населения по сигналу «Внимание всем!» и сопровождающей речевой информации. Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения. Особенности организации эвакуации. Размещение эвакуированного населения. |
|
35 |
Повторение по теме: «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях» |
Повторение по теме: «Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях» |
|
36 |
Повторение и обобщение по курсу. |
Повторение и обобщение по курсу. |
|
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен
знать/понимать
· основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
· правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
· способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь
· действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
· соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
· оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
· пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
· вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
· действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
· соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
· пользования бытовыми приборами и инструментами;
· проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
· обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Учебно-методическое обеспечение процесса обучения:
1) Для учащихся:
1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 7 класс. Рос. акад. наук, Рос. акад. образ. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 7-е изд. перераб – М.; Просвещение, 2011.
2. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 8 класс. Рос. акад. наук, Рос. акад. образ. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 6-е изд. перераб – М.; Просвещение, 2012.
2). Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы – М.: Просвещение, 2011 г.
2.Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 7 класс. Рос. акад. наук, Рос. акад. образ. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 7-е изд. перераб – М.; Просвещение, 2011.
3. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для общеобразовательных учреждений. Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова. 8 класс. Рос. акад. наук, Рос. акад. образ. / А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. – 6-е изд. перераб – М.; Просвещение, 2012.
4. . Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – стандарты второго поколения)
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
- Пистолет Токарева
- Пистолет Макарова
- Снайперская винтовка Драгунова
- Автомат Калашникова
- Пулемет Калашникова модернизированный
- Ручной противотанковый гранатомет
- Автоматический гранатомет
- Ручные осколочные гранаты
- Военная форма одежды Вооруженных Сил Российской Федерации
- Военная присяга
- Боевое знамя воинской части
- Воинские ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации
- Государственные награды Российской Федерации
- Признаки и поражающие факторы пожара
- Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
- Правила безопасного поведения при угрозе взрыва
- Причины пожаров в жилых и общественных зданиях
- Первичные средства пожаротушения
- ГО и защита от ЧС. Эвакуация
- ГО и защита от ЧС
- Пожарная безопасность
- Медицина. Оказание ПМП
- Наглядное пособие. Оружие России
- Наглядное пособие. Символы воинской чести
Критерии и нормы оценок.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.