Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Самоцветская средняя общеобразовательная школа»
ПРИЛОЖЕНИЕ
к основной образовательной программе
основного общего образования
Рабочая программа учебного предмета
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Стандарт: ФГОС
Класс: 2-4
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности являются:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность
жизнедеятельности человека;
овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:
1) В познавательной сфере:
знания об опасных и чрезвычайных ситуациях;
о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.
2) В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из
различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике —принимать
обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.
2) В коммуникативной сфере:
умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.
2 класс
№ |
Название |
Содержание раздела |
Термины и понятия, которые |
п/п |
раздела |
|
обучающиеся должны уяснить |
|
|
|
(запомнить) в процессе изучения |
|
|
|
разделов |
1 |
Один дома |
1. |
Электричество |
Электричество, розетка, электроприбор, |
||||||
|
|
|
|
электропровод, неисправность |
|
|||||
|
|
2. |
Бытовая химия |
Бытовая химия, растворители, чистящие |
||||||
|
|
|
|
средства, стиральный порошок, средства |
||||||
|
|
|
|
для мытья окон, ацетон, средство для |
||||||
|
|
|
|
борьбы с тараканами |
|
|
|
|||
|
|
3. |
Выход из квартиры |
Краны, газа, воды, выключатели света |
|
|||||
|
|
4. |
Лифт |
Лифт, |
кабина |
лифта, |
внезапная |
|||
|
|
|
|
остановка лифта |
|
|
|
|
||
|
|
5. |
Эвакуация из здания |
Поведение |
во |
время |
чрезвычайной |
|||
|
|
|
(практика) |
ситуации. Эвакуация |
|
|
|
|||
2 |
Городской |
1. |
Поведение на остановке |
Остановка |
общественного |
транспорта, |
||||
|
транспорт |
|
|
знак остановки, дорожная разметка |
|
|||||
|
|
2. |
Посадка и выход из |
Посадка в транспорт, проездной билет, |
||||||
|
|
|
городского |
кондуктор, |
контролер, |
|
выход |
из |
||
|
|
|
общественного |
транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
Правила поведения в |
Поручень, посадка в общественный |
||||||
|
|
|
автобусе, трамвае, |
транспорт, забытые вещи |
|
|
|
|||
|
|
|
троллейбусе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Как правильно перейти |
Переход проезжей части |
|
|
|
|||
|
|
|
дорогу после остановки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
городского транспорта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Место ребенка при |
Детское |
|
удерживающее |
|
устройство, |
||
|
|
|
посадке в автомобиль |
ремень безопасности, безопасность в |
||||||
|
|
|
|
салоне автомобиля |
|
|
|
|||
|
|
6. |
Эвакуация из |
Поведение |
во |
время |
чрезвычайной |
|||
|
|
|
транспортного средства |
ситуации. Эвакуация |
|
|
|
|||
|
|
|
(практика) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Экскурсия по |
Переход проезжей части. Посадка и |
||||||
|
|
|
микрорайону школы |
высадка из транспортного средства. |
|
|||||
|
|
|
(практика) |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Природа |
1. |
Животные |
Дикие животные (медведь, лось, волк, |
||||||
|
|
|
|
лиса, заяц), встреча со змеей, дикими |
||||||
|
|
|
|
животными и их детенышами (правила |
||||||
|
|
|
|
поведения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Если заблудился в лесу |
Пути выхода из леса |
|
|
|
|||
|
|
3. |
Ориентирование на |
Ориентирование на местности, компас |
|
|||||
|
|
|
местности (практика) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Ориентирование по |
Ориентирование на местности, компас |
|
|||||
|
|
|
компасу (практика) |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Водоѐмы |
1. |
Опасные места для |
Сильное течение, омут, водоворот, |
||||||
|
|
|
купания |
грязный водоем, опасные предметы под |
||||||
|
|
|
|
Водой (бревна, железные прутья, |
||||||
|
|
|
|
арматура) |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Оборудование места для |
Табличка |
|
«Купание |
|
разрешено», |
||
|
|
|
купания |
спасательный пост, буйки, кабинки для |
||||||
|
|
|
|
переодевания |
|
|
|
|
||
|
|
3. |
Опасные игры на воде |
Захват ноги (руки) под водой, испуг во |
||||||
|
|
|
|
врем игр, топление «в шутку», игры «на |
||||||
|
|
|
|
спор» |
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Коварные предметы |
Нарукавники, матрасы, автокамеры, |
||||||
|
|
|
(надувные круги, |
круги, клапан подачи воздуха |
|
|||||
|
|
|
матрасы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
На водоеме зимой |
Тонкий лед, проваливание под лед |
|
|||||
|
|
6. |
Оказание помощи |
Поведение |
во время оказания помощи |
|
|
|
терпящим бедствие на |
терпящим бедствие на воде |
|
||
|
|
|
воде (практика) |
|
|
|
|
5 |
Распорядок дня |
1. |
Зарядка |
Подъем, зарядка, предметы для зарядки, |
|||
|
|
|
|
время выполнения зарядки |
|
||
|
|
2. |
Питание |
Рациональный |
режим |
питания, |
|
|
|
|
|
правильное питание, баловство во время |
|||
|
|
|
|
еды, переедание, полезные продукты |
|||
|
|
3. |
Отдых |
Отдых после школы |
|
|
|
|
|
4. |
Сон |
Правила здорового сна, режим сна, |
|||
|
|
|
|
одежда для сна |
|
|
|
6 |
Первая помощь |
1. |
Ушиб |
Падение, ушиб, опухоль, синяк, первая |
|||
|
|
|
|
помощь при ушибе |
|
|
|
|
|
2. |
Обморожение |
Обморожение, причины обморожения, |
|||
|
|
|
|
прикосновение |
к |
металлическим |
|
|
|
|
|
предметам на морозе, правила поведения |
|||
|
|
|
|
при обморожении |
|
|
|
|
|
3. |
Простуда |
Простуда,жар,кашель,насморк, |
|||
|
|
|
|
градусник, лечение простуды |
|
||
|
|
4. |
Первая помощь |
Правила и порядок оказания первой |
|||
|
|
|
пострадавшим при |
помощи при ушибах |
|
|
|
|
|
|
ушибах (практика) |
|
|
|
|
|
|
5. |
Первая помощь |
Правила и порядок оказания первой |
|||
|
|
|
пострадавшим при |
помощи при обморожении |
|
||
|
|
|
обморожении (практика) |
|
|
|
|
7 |
Воспитание |
1. |
Праздник 23 февраля |
Государственные |
праздники, |
семейные |
|
|
|
2. |
Праздник 8 марта |
праздники, праздничный стол, подарки |
|||
|
|
3. |
9 Мая – День Победы |
|
|
|
|
3 класс
№ |
Название |
|
|
Содержание раздела |
Термины и понятия, которые |
||||
раздела |
|
|
|
|
обучающиеся должны уяснить |
||||
|
|
|
|
|
|
(запомнить) в процессе изучения |
|||
|
|
|
|
|
|
|
разделов |
|
|
1 |
Опасные |
|
1. |
Пожар и задымление |
Пожар,дым,отравлениедымом, |
||||
|
ситуации |
|
|
|
|
электроприборы, первичные |
средства |
||
|
дома |
|
|
|
|
пожаротушения |
|
|
|
|
|
|
2. |
«А у нас в квартире газ! А |
Газ, газовая плита, утечка газа, кран |
||||
|
|
|
у вас?» |
|
подачи газа, отравление газом |
|
|||
|
|
|
3. |
Что делать, если случайно |
Замок, запасные ключи |
|
|
||
|
|
|
захлопнулась дверь? |
|
|
|
|
||
2 |
Опасные |
|
1. |
Массовые мероприятия |
Массовые мероприятия, толпа, паника, |
||||
|
ситуации |
в |
|
|
|
давка |
|
|
|
|
городе |
|
2. |
Забытые вещи |
Чужие вещи, забытый багаж |
|
|
||
|
|
|
3. |
Хулиганы |
|
Хулиганы, |
драка, |
оскорбление, |
|
|
|
|
|
|
|
безлюдные места, страх |
|
|
|
|
|
|
4. |
Незнакомые люди |
Незнакомый |
человек, |
|
уговоры, |
|
|
|
|
|
|
|
приглашения |
|
|
|
3 |
Опасные |
|
1. |
Осторожно, молния! |
Молния, шаровая и линейная молния, |
||||
|
природные |
|
|
|
|
гроза, удар молнией |
|
|
|
|
явления |
|
2. |
Берегите лес от пожара! |
Природный пожар, верховой и низовой |
||||
|
|
|
|
|
|
пожар, степной пожар, засуха, костѐр |
|||
|
|
|
3. |
Гололѐд |
|
Гололѐд, занос, тормозной путь |
|
||
|
|
|
4. |
Сосульки |
|
Сосульки, угроза падения сосулек |
|||
4 |
Вредные |
|
Вредные |
воздействия |
Телевизор, компьютер, телефон, плеер, |
||||
|
воздействия |
|
привычных вещей |
излучение, утомление |
|
|
|
бытовой |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
техники |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Первая |
1.Инфекционные |
|
|
Инфекционные заболевания, |
инфекция |
||||
|
помощь |
заболевания |
|
|
дыхательных |
путей, |
|
кишечные |
||
|
|
|
|
|
инфекции, |
кровяные |
|
инфекции, |
||
|
|
|
|
|
инфекции наружных покровов, личная |
|||||
|
|
|
|
|
гигиена, предписания врача |
|
|
|
||
|
|
2. Внезапная боль |
|
Боль, боль в боку, груди, ухе, зубная боль |
||||||
|
|
3. Обморок |
|
|
Обморок, головокружение, затуманенное |
|||||
|
|
|
|
|
сознание, звон в ушах, доступ свежего |
|||||
|
|
|
|
|
воздуха |
|
|
|
|
|
6 |
Патриотическ |
1. Спасатели и пожарные |
|
Спасатель, |
пожарный, |
|
смелость, |
|||
|
ое воспитание |
|
|
|
мужество, служба спасения |
|
|
|
||
|
|
2.Сотрудники |
|
|
Борьба с преступностью, общественный |
|||||
|
|
правоохранительных органов |
порядок, |
безопасность |
|
дорожного |
||||
|
|
|
|
|
движения, «горячие следы» |
|
|
|
||
|
|
3. Защитники Отечества |
|
Защитники |
Отечества, |
|
захватчик, |
|||
|
|
|
|
|
патриотизм, военнослужащий, памятник |
|||||
4 класс |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Название |
Содержание раздела |
|
Термины и понятия, которые |
|
|||||
раздела |
|
|
|
обучающиеся должны уяснить |
|
|||||
|
|
|
|
|
(запомнить) в процессе изучения |
|
||||
|
|
|
|
|
|
разделов |
|
|
|
|
1 |
Чрезвычайные |
1.Штормовое |
|
|
Штормовое предупреждение |
|
|
|||
|
ситуации |
предупреждение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Сигнал «Внимание, всем!» |
Оповещение, источник информации, |
|||||||
|
|
|
|
|
указание, сообщение |
|
|
|
|
|
|
|
3.Землетрясение |
|
|
Землетрясение,зарница,необычное |
|||||
|
|
|
|
|
поведение животных, завал |
|
|
|
||
|
|
4.Наводнение |
|
|
Наводнение, поток воды, загрязнение |
|||||
|
|
|
|
|
воды, самоэвакуация |
|
|
|
|
|
|
|
5.Ураган, буря, смерч, шторм |
Ураган, буря, смерч, шквал, шторм, |
|||||||
|
|
|
|
|
вихрь |
|
|
|
|
|
|
|
6.Метель |
|
|
Метель, вьюга, пурга, снежная буря, |
|||||
|
|
|
|
|
обморожение, снежные заносы |
|
|
|||
2 |
Безопасность |
1.Безопасность |
на водном |
Борт, палуба, каюта, кораблекрушение, |
||||||
|
на транспорте |
транспорте |
(морской, |
шлюпка, |
спасательный |
плот, |
||||
|
|
речной) |
|
|
спасательный круг |
|
|
|
|
|
|
|
2.Безопасность |
|
на |
Железнодорожный транспорт, вокзал, |
|||||
|
|
железнодорожном |
|
платформа, электричка |
|
|
|
|
||
|
|
транспорте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.Правила |
безопасного |
Метро, турникет, эскалатор, платформа |
||||||
|
|
поведения в метро |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Пиротехничес |
Пиротехнические изделия |
и |
Салют, хлопушки, бенгальские свечи, |
||||||
|
кие средства |
правильное обращение |
с |
петарды, огневые фонтаны, конфетти |
|
|||||
|
|
ними |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Вредные |
1.Табакокурение |
|
|
Курение табака, никотин, непотушенная |
|||||
|
привычки |
|
|
|
сигарета, пассивное курение, продукты |
|||||
|
|
|
|
|
курения |
|
|
|
|
|
|
|
2.Алкоголь и алкоголизм |
|
Алкоголь, алкоголизм |
|
|
|
|
||
5 |
Первая |
1.Вывих |
|
|
Вывих, сустав, травмпункт |
|
|
|
||
|
помощь |
2.Инородное тело |
|
Инородное |
тело |
в |
глазу, |
ухе, |
||
|
|
|
|
|
дыхательных путях, пищеводе |
|
|
|||
|
|
3.Повязки |
|
|
Повязка, |
перевязка, |
стерильность, |
перевязочный мат
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.