Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык»
5-9 классы
Программа:
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций/ [М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др.].- 13-е издание – М.:Просвещение, 2016
Учебник:
Русский язык. 5 - 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. Научный редактор - Н.М.Шанский. М.: Просвещение
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностные результаты:
1) Обучающийся:
-
демонстрирует
патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и
настоящему многонационального народа России, гуманистические,
демократические и традиционные ценности многонационального российского
общества, чувства ответственности и долга пред Родиной,
- осознаёт свою этническую принадлежность,
-
знает
историю языка, культуры своего народа, своего края, основы
культурного наследия народов России и человечества.
2) Обучающийся:
-
демонстрирует
ответственное отношение к учению, готовность и
способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию; готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также уважительное отношение к труду,
- имеет опыт участия в социально-значимом труде.
3) Обучающийся:
-
демонстрирует
целостное мировоззрение, соответствующее
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
4) Обучающийся:
- выражает осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира,
-
демонстрирует
готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов
диалога, готовность к конструированию процесса диалога.
5) Обучающийся:
- демонстрирует освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества,
-
участвует
в школьном самоуправлении и общественной жизни в
пределах возрастных компетенций с учетом этнокультурных, социальных и
экономических особенностей Нижегородской области и Сосновского района.
6) Обучающийся:
-
демонстрирует
компетентность в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, нравственное поведение, осознанное и
ответственное отношение к собственным поступкам.
7) Обучающийся:
-
демонстрирует
коммуникативную компетентность в общении и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности.
8) Обучающийся:
- осознаёт ценность здорового и безопасного образа жизни,
-
демонстрирует
усвоение правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
9) Обучающийся:
- имеет опыт экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях,
- демонстрирует знание основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
10) Обучающийся:
- сознаёт значение семьи в жизни человека и общества,
- принимает ценности семейной жизни,
- демонстрирует уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
11) Обучающийся:
- демонстрирует эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
- Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение.
- Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
- Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
- Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Предметные результаты
Выпускник научится:
1) Владеть различными видами устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации):
Создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; уметь различать монологическую, диалогическую и полилогическую речь, участвовать в диалоге и полилоге;
Читать на русском языке (изучающего, ознакомительного, просмотрового) и содержательной переработки прочитанного материала, в том числе уметь выделять главную мысль текста, ключевые понятия, оценивать средства аргументации и выразительности;
Владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
Понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка, осуществлять информационную переработку текста, передавать его смысл в устной и письменной форме, а также уметь характеризовать его с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения;
Уметь оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
Уметь выявлять основные особенности устной и письменной речи, разговорной и книжной речи;
Уметь создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.);
2) Понимать определяющую роль языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования:
осознанно использовать речевые средства для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;
соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
стремиться расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;
3) использовать коммуникативно-эстетических возможностей русского языка:
Распознавать и характеризовать основные виды выразительных средств фонетики, лексики и синтаксиса (звукопись; эпитет, метафора, развернутая и скрытая метафоры, гипербола, олицетворение, сравнение; сравнительный оборот; фразеологизм, синонимы, антонимы, омонимы) в речи;
уместно использовать фразеологические обороты в речи;
корректно и оправданно употреблять междометия для выражения эмоций, этикетных формул;
использовать в речи синонимичные имена прилагательных в роли эпитетов;
4) расширять и систематизировать научные знания о языке, его единицах и категориях; осознавать взаимосвязь его уровней и единиц; освоить базовые понятия лингвистики: идентифицировать самостоятельные (знаменательные) служебные части речи и их формы по значению и основным грамматическим признакам;
распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки, уметь различать слова категории состояния и наречия;
распознавать глаголы, причастия, деепричастия и их морфологические признаки;
распознавать предлоги, частицы и союзы разных разрядов, определять смысловые оттенки частиц;
распознавать междометия разных разрядов, определять грамматические особенности междометий;
5) формировать навыки проведения различных видов анализа слова, синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста:
Проводить фонетический, морфемный и словообразовательный (как взаимосвязанных этапов анализа структуры слова), лексический, морфологический анализ слова, анализ словообразовательных пар и словообразовательных цепочек слов;
Проводить синтаксический анализ предложения, определять синтаксическую роль самостоятельных частей речи в предложении;
Анализировать текст и распознавать основные признаки текста, уметь выделять тему, основную мысль, ключевые слова, микротемы, разбивать текст на абзацы, знать композиционные элементы текста;
Определять звуковой состав слова, правильно делить на слоги, характеризовать звуки слова;
Определять лексическое значение слова, значение многозначного слова, стилистическую окраску слова, сферу употребления, подбор синонимов, антонимов;
Делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
Уметь различать словообразовательные и формообразующие морфемы, способы словообразования;
Проводить морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи; характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки самостоятельных частей речи, определять их синтаксическую функцию;
опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
уметь выделять словосочетание в составе предложения, определять главное и зависимое слово в словосочетании, определять его вид;
определять вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
определять грамматическую основу предложения;
распознавать распространенные и нераспространенные предложения, предложения осложненной и неосложненной структуры, полные и неполные;
распознавать второстепенные члены предложения, однородные члены предложения, обособленные члены предложения; обращения; вводные и вставные конструкции;
опознавать сложные предложения, тип сложного предложения, сложных предложений с различными видами связи, выделение средств синтаксической связи между частями сложного предложения;
определять функционально-смысловые типы речи, принадлежность текста к одному из них и к функциональной разновидности языка, а также создавать тексты различного типа речи и соблюдать нормы их построения;
определять виды связи, смысловых, лексических и грамматических средств связи предложений в тексте, а также уместность и целесообразность их использования;
6) иметь активный и потенциальный словарный запас, расширять объем используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения;
уметь
использовать словари (в том числе - мультимедийные) при
решении задач построения устного и письменного речевого высказывания,
осуществлять эффективный и оперативный поиск на основе знаний о
назначении различных видов словарей, их строения и способах
конструирования информационных запросов;
уметь
пользоваться толковыми словарями для извлечения необходимой
информации, прежде всего - для определения лексического значения (прямого и
переносного) слова, принадлежности к его группе однозначных или многозначных
слов, определения прямого и переносного значения, особенностей употребления;
уметь
пользоваться орфоэпическими, орфографическими словарями для
определения нормативного написания и произношения слова;
уметь
использовать фразеологические словари для определения значения и
особенностей употребления фразеологизмов;
уметь
использовать морфемные, словообразовательные, этимологические
словари для морфемного и словообразовательного анализа слов;
уметь использовать словари для подбора к словам синонимов, антонимов;
7) знать основные нормы литературного языка (орфоэпические,
лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные,
стилистические), нормы речевого этикета; иметь опыт использования языковых норм
в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
стремиться к речевому самосовершенствованию, владеть основными
стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка: искать орфограммы и
применять правила написания слов с
орфограммами;
знать правила правописания служебных частей речи и уметь применять их на письме;
применять правильно перенос слов;
применять
правила постановки знаков препинания в конце предложения,
в простом и в сложном предложениях, при прямой речи, цитировании, диалоге;
соблюдать
основные орфоэпические правила современного русского
литературного языка, определять место ударения в слове в соответствии с
акцентологическими нормами;
выявлять
смысловое, стилистическое различия синонимов, употреблять
их в речи с учётом значения, смыслового различия, стилистической окраски;
изменять
в соответствии с нормами формы существительных,
прилагательных, местоимений, числительных, глаголов;
соблюдать
грамматические нормы, в том числе при согласовании и
управлении, при употреблении несклоняемых имен существительных и
аббревиатур, при употреблении предложений с деепричастным оборотом,
употреблении местоимений для связи предложений и частей текста,
конструировании предложений с союзами, соблюдение видовременной
соотнесённости глаголов-сказуемых в связном тексте.
Выпускник получит возможность научится:
· анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
· понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
· оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
· опознавать основные выразительные средства языка;
·
извлекать
необходимую информацию из лингвистических словарей и
справочников;
·
осознанно
использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
· планирования и регуляции своей деятельности;
· владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
· участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
· устанавливать смысловую и структурную связь однокоренных слов;
· характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
· использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова;
·
самостоятельно
определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
·
самостоятельно
планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Содержание учебного предмета «Русский язык»
монологические высказывания, устные диалогические высказывания.
2. Повторение пройденного в 1 - 4 классах (17 ч + 3 ч)
I. Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограммы. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Текст. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами. Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.
Учащиеся должны уметь распознавать ту или иную орфограмму в слове. Различать самостоятельные и служебные части речи. Знать основные грамматические признаки каждой части речи. Учащиеся должны уметь отличать предлоги от союзов; знать, как пишутся предлоги со словами. Уметь применять орфографические правила при написании текста
II Текст. Тема текста. Стили.
Ученики должны уметь распознавать стили речи, знать основные особенности стилей речи. Учащиеся должны уметь работать с текстом.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (23 ч +7ч)
Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Тире между подлежащим и сказуемым. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Письмо. Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая в сложном предложении перед союзами а, но, что, чтобы, потому что, когда. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.
Учащиеся должны осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении мысли, в овладении языком как средством общения; распознавать словосочетание в составе предложения; определять главное и зависимое слово; знать виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Уметь конструировать изученные виды словосочетаний. Определять основные признаки предложения; распознавать вид предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; анализировать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Употреблять названные предложения в тексте. Выделять грамматическую основу двусоставного предложения; разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; главные и второстепенные члены предложения. Опознавать однородные члены предложения; составлять схемы предложений с однородными членами. Знать основные функции обращений; опознавать, правильно интонировать, использовать в речи предложения с вводными конструкциями. Уметь правильно строить предложения с прямой речью.
4.Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (12 ч + 3 ч)
Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Описание предмета. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ѐ, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Фонетический разбор слова. Орфографические словари.
Учащиеся должны осознавать смыслоразличительную функцию звука в слове; распознавать гласные (ударные, безударные), согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие. Анализировать и характеризовать отдельные звуки речи, отражать особенности их произношения с помощью транскрипции. Выявлять и оценивать использование выразительных средств фонетики в художественной речи. Уметь членить слова на слоги; правильно переносить слова с одной строки на другую; определять место ударения в слове.
5. Лексика. Культура речи (6 ч + 2 ч)
Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.
Учащиеся должны осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций; определять лексическое и грамматическое значение слова. Извлекать из толкового словаря информацию о слове. Разграничивать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова; разграничивать омонимы и многозначные слова. Выявлять смысловое, стилистическое различие синонимов; употреблять в речи слова-синонимы с учетом их значения, смыслового различия, лексической сочетаемости, стилистической окраски. Извлекать необходимую информацию из словарей синонимов. Осознавать художественную выразительность тропов. Использовать в речи слова в переносном значении
6. Морфемика. Орфография. Культура речи (18 ч + 4 ч)
Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях - лож-- -лаг-, рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы - и после ц.
Учащиеся должны уметь опознавать морфемы, членить слово на морфемы. Различать словообразующие и формообразующие морфемы; характеризовать морфемный состав слова; проводить морфемный анализ слова; выделять производящую основу слова и словообразующую морфему. Уметь определять способ образования слова; проводить словообразовательный анализ слова; выявлять использование словообразовательных средств в художественной речи.
7. Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (17 ч + 4 ч)
I. Имя существительное как часть речи. Доказательства в рассуждении. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.
II. Имя прилагательное (10 ч + 4 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую. Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам. Сочинение-описание животного.
Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.
Язык. Речь. Общение (3ч+ 1 ч)
Русский язык – один из развитых языков мира. Язык, речь, общение. Устное и письменное общение. Ситуация общения. Определение схемы ситуации общения.
Учащиеся должны осознавать связь русского языка с культурой и историей России и мира.
Уметь различать диалогическую и монологическую речь. Создавать устные и письменные подготовленные и неподготовленные монологические высказывания, устные диалогические высказывания. Осознавать роль языка, речи, общения в жизни человека.
Повторение изученного в 5 классе (6ч + 2ч)
Фонетика. Орфоэпия. Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и корнях слов. Части речи. Орфограммы в окончаниях слов. Словосочетание. Простое и сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений. Прямая речь. Диалог.
Р.Р. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста.
Учащиеся должны уметь распознавать ту или иную орфограмму в слове. Различать самостоятельные и служебные части речи. Знать основные грамматические признаки каждой части речи. Уметь применять орфографические правила при написании текста. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять грамматическую основу в предложении. Должны уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения. Уметь выписывать предложения с прямой речью и составлять их схемы, составлять диалоги на заданную тему, подбирать предложения по схемам.
Текст (3ч +2ч)
Текст, его особенности. Средства связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Заглавие текста. Начальные и конечные предложения текста. Ключевые слова. Основные признаки текста. Текст и стили речи. Официально-деловой стиль.
Р.Р. Создание текста по заданному начальному или конечному предложению.
Ученики должны уметь распознавать стили речи, знать основные особенности каждого стиля речи. Учащиеся должны уметь работать с текстом, выделять ключевые слова в тексте, определять тему текста.
Лексика. Культура речи (10ч + 2ч)
Слово и его лексическое значение. Общеупотребительные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Исконно русские и заимствованные слова. Неологизмы. Устаревшие слова. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Словари русского языка.
Р.Р. Сбор и анализ материалов к сочинению. Сочинение-рассуждение. Написание сжатого изложения. Приемы сжатия текста. Составление словарной статьи по образцу.
Учащиеся должны осознавать роль слова в выражении мысли, чувства, эмоций; определять лексическое и грамматическое значение слова. Учащиеся должны распознавать лексические группы слов. Уметь работать с различными типами словарей, находить в них нужную информацию.
Фразеология. Культура речи (3ч + 1ч)
Фразеология как раздел науки о языке. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь.
Р.Р. Конструирование текста с использованием фразеологизмов.
Ученики должны знать понятие фразеологизма, уметь находить фразеологизмы в тексте. Различать стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы.
Словообразование. Орфография. Культура речи (28ч + 4ч)
Морфемика и словообразование (повторение пройденного в 5 классе). Основные способы образования слов в русском языке (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный). Сложение как способ словообразования. Переход одной части речи в другую как способ образования. Словообразовательная пара. Словообразовательная цепочка, словообразовательное гнездо. Этимология слов. Этимологические словари. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -кас- – -кос, -гар- – -гор-, -зар- – -зор-. Правописание букв ы и и после приставок на согласные. Гласные в приставках пре- и при-. Соединительные гласные о и е в сложных словах. Морфемный и словообразовательный разбор слова.
Р.Р. Описание помещения. Сообщение об истории слова (по выбору). Систематизация материалов к сочинению; сложный план. Составление рассказа по рисункам.
Учащиеся должны знать основные способы образования слов в русском языке, различать словообразовательную пару, цепочку и гнездо. Уметь различать корни с чередованием, применять правила руского языка при выделениии орфограммы. Уметь работать с этимологическим словарём. Выполнять морфемный и словообразовательный разбор слова. Характеризовать тексты, содержащие описания помещений, находить в художественном тексте элементы описания помещений.
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное (21ч + 3ч)
Имя существительное как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разносклоняемые имена существительные. Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя. Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных. Имена существительные общего рода. Не с существительными. Согласные ч и щ в суффиксе существительных -чик (-щик). Правописание гласных в суффиксах -ек и –ик. Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных. Морфологический разбор имени существительного.
Р.Р. Написание письма. Составление текста-описания по личным впечатлениям.
Ученики должны выделять основные грамматические признаки имени существительного, иметь представление о разносклоняемых существительных, существительных общего рода. Уметь определять слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Уметь выполнять морфологический разбор имени существительного. Научиться писать письмо, текст-описание по личным впечатлениям.
Имя прилагательное (22ч +3ч)
Имя прилагательное как часть речи (повторение сведений об имени прилагательном, полученных в 5 классе). Степени сравнения имен прилагательных. Образование степеней сравнения. Разряды прилагательных по значению. Качественные прилагательные. Относительные прилагательные. Притяжательные прилагательные, словообразование имён прилагательных.
Не с прилагательными. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных. Различение на письме суффиксов прилагательных -к- – -ск-. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Морфологический разбор имени прилагательного.
Р.Р. Описание природы: основная мысль, структура описания, языковые средства, используемые в описании. Выборочное изложение по произведению художественной литературы. Описание пейзажа по картине. Описание игрушки.
Ученики должны определять грамматические признаки имени прилагательного, образовывать степени сравнения и краткую форму, определять разряды имён прилагательных. Уметь выполнять морфологический разбор имени прилагательного, различать слитное и раздельное написание НЕ на письме, дефисное и слитное написание сложных имён прилагательных. Уметь написать сочинение-описание, знать основные признаки сочинения-описания. Работать с иллюстрацией, характеризуя предметы, изображённые на ней.
Имя числительное (16ч + 2ч)
Имя числительное как часть речи. Простые и составные числительные. Количественные и порядковые числительные. Разряды количественных числительных. Числительные, обозначающие целые числа. Дробные числительные. Собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Слитное и раздельное написание числительных. Склонение порядковых числительных. Правописание гласных в падежных окончаниях. Морфологический разбор имени числительного.
Р.Р. Юмористический рассказ по рисунку. Публичное выступление на нравственно-этическую тему, его структура, языковые особенности.
Учащиеся должны определять грамматические признаки имени числительного: разряд, склонение, падеж. Уметь правильно склонять имена числительные, выполнять морфологический разбор числительного. Составлять юмористический рассказ по рисунку. Уметь составлять предложения с числительными, правильно произносить имена числительные. Ученики должны усвоить правило написания слов с мягким знаком на конце и в середине числительных. Уметь писать выборочное изложение по произведению художественной литературы.
Местоимение (23ч + 3ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение себя. Вопросительные и относительные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Притяжательные местоимения. Указательные местоимения. Определительные местоимения. Склонение местоимений. Местоимения и другие части речи.
Раздельное написание предлогов и местоимений. Буква н в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Образование неопределенных местоимений. Дефис в неопределенных местоимениях. Не в неопределенных местоимениях. Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях. Морфологический разбор местоимения.
Р.Р. Составление рассказа по сюжетным рисункам от первого лица. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргументы, вывод). Сочинение-рассуждение.
Ученики должны уметь выполнять морфологический разбор местоимения, выделяя грамматические признаки данной части речи. Уметь определять разряд местоимения, правильно склонять данную часть речи. Отличать тип речи рассуждение от других типов речи. Уметь подчёркивать местоимение как член предложения. Уметь обозначать условия выбора НЕ или НИ и слитного или раздельного написания в отрицательных местоимениях.
Глагол (30ч + 6ч)
Глагол как часть речи (повторение пройденного в 5 классе). Разноспрягаемые глаголы. Глаголы переходные и непереходные. Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Условное наклонение. Повелительное наклонение. Употребление наклонений. Безличные глаголы. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами в условном наклонении. Буквы ь и и в глаголах повелительного наклонения. Правописание гласных в суффиксах глагола. Морфологический разбор глагола.
Р.Р. Рассказ по сюжетным рисункам с включением части готового текста. Рассказ о спортивном соревновании. Пересказ исходного текста от лица какого-либо из его героев. Рассказ по картинкам от 3-го и 1-го лица. Рассказ на основе услышанного; его особенности, языковые средства.
Учащиеся должны уметь отличать переходный глагол от непереходного, правильно определять наклонение глагола, выполнять морфологический разбор глагола. Уметь составлять рассказ на основе услышанного. Уметь составлять словосочетания с переходными и непереходными глаголами. Употреблять безличные глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени, составлять предложения с безличными глаголами, устно составлять текст от 3-го лица.
Повторение и систематизация изученного в 5 и 6 классах (8ч + 2ч)
Разделы науки о языке. Орфография. Пунктуация. Лексика и фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Р.Р. Сочинение-описание (рассуждение).
Учащиеся должны уметь применять полученные знания при написании текста. Повторить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Повторить содержание пунктуационных правил.
1. Русский язык как развивающееся явление. Язык и культура народа. Лингвистика как наука о языке и речи. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. (1ч)
Учащиеся должны осознавать связь русского языка с культурой и историей России и мира.
Осознавать роль языка, речи, общения в жизни человека. Научиться бережно относиться к русскому языку.
2. Повторение пройденного в 5-6 классах. (8+2ч)
Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности. Орфографические, пунктуационные условия написания слов. Морфемные признаки слова.
Морфологические признаки частей речи. Опознавательные признаки морфемики, орфографии, морфологии, синтаксиса, пунктуации.
Учащиеся должны уметь распознавать ту или иную орфограмму в слове. Различать самостоятельные и служебные части речи. Знать основные грамматические признаки каждой части речи. Уметь применять орфографические правила при написании текста. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять грамматическую основу в предложении. Должны уметь выполнять синтаксический и пунктуационный разбор предложения.
3. Морфология. Орфография. Культура речи.
Причастие. (25 ч + 3 ч)
Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Свойства прилагательных и глагола у причастия. Синтаксическая роль. Действительные и страдательные причастия. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях. Не с причастиями. Правописание суффиксов причастий. Н и НН в суффиксах причастий. Морфологический разбор причастия. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Описание внешности человека.
Ученики должны знать грамматические признаки причастия, уметь находить данную часть речи в тексте, выполнять морфологический разбор причастия. Знать постановку знаков препинания в причастном обороте, написание НЕ с причастиями. Отличать причастие от отглагольного прилагательного. Уметь строить текст-описание.
Деепричастие. (13ч + 2ч).
Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия.
Ученики должны знать грамматические признаки деепричастия, уметь находить данную часть речи в тексте, выполнять морфологический разбор деепричастия. Знать постановку знаков препинания в деепричастном обороте, написание НЕ с деепричастиями. Уметь выделять суффиксы деепричастия, различать деепричастия совершенного и несовершенного вида. Уметь строить текст – описание по картине.
Проектный модуль «Отличительные признаки причастия и деепричастия». Ученики должны отличать данные части речи друг от друга, составить памятку по данной теме.
Наречие (25ч + 4 ч).
Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на О и Е. Буквы О и Е после шипящих на конце наречий. Буквы О и А на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Описание действий как вид текста. Учебный доклад.
Учащиеся должны знать грамматические признаки наречия, выполнять синтаксический разбор наречия, находить в тексте данную часть речи. Уметь различать группы наречий, образовывать степени сравнения наречий. Знать написание НЕ с наречиями, правописание суффиксов наречий. Различать написание Н и НН в наречиях. Уметь составлять текст с использованием глагольных форм.
Категория состояния (3+2 ч).
Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор наречий. .
Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы.
Ученики должны знать грамматические признаки категории состояния, уметь отличать данную часть речи от наречия. Уметь выбирать важную информацию в тексте и составлять связный текст.
4. Служебные части речи. Культура речи.
Предлог (11ч +2ч) как служебная часть речи. Употребление предлогов. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов. Слитное и раздельное написания предлогов. Дефис в предлогах. Морфологический разбор предлогов. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного.
Ученики должны уметь находить предлоги в тексте, различать производные предлоги и непроизводные, простые и составные. Знать слитное, раздельное и дефисное написание предлогов. Уметь составлять рассказ на основе увиденного.
Союз (10ч + 2ч) как служебная часть речи. Сочинительные и подчинительные союзы. Простые и составные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.
Устное рассуждение на дискуссионную тему.
Ученики должны знать особенности союзов, уметь различать союзы простые и составные, сочинительные и подчинительные. Уметь рассуждать на различные темы, правильно строить свою речь.
Частица (12ч + 2ч) как служебная часть речи. Формообразующие и смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы НЕ и НИ. Различение частицы НЕ и приставки НЕ. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Рассказ по данному сюжету.
Ученики должны находить частицы в тексте, различать смысловые и формообразующие частицы. Различать написание частиц НЕ и НИ. Уметь грамотно строить текст, используя нормы русского языка.
Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)
Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.
Учащиеся должны уметь находить междометия в тексте, интонационно выделять данную часть речи, расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.
5. Повторение и систематизация изученного материала в 7 классе (3+2ч).
Сочинение-рассуждение или публичное выступление на морально-этическую тему.
Учащиеся должны уметь применять полученные знания при написании текста. Повторить содержание изученных орфографических правил и алгоритмы их использования. Повторить содержание пунктуационных правил.
1. Функции русского языка в современном мире (1час)
2. Повторение пройденного в 5- 7 классах (5+2ч). Орфография. Знаки препинания в сложном предложении. Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.
Учащиеся должны разграничивать знаки препинания по их функциям. Уметь распознавать ту или иную орфограмму в слове. Уметь выбирать Н или НН в разных частях речи.
3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (5ч)
Основные единицы синтаксиса. Текст как единица синтаксиса. Предложение как единица синтаксиса. Словосочетание как единица синтаксиса. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные). Синтаксический разбор словосочетания.
Учащиеся должны уметь правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении, использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
4. Простое предложение (2+1ч)
Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Учащиеся должны уметь выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения. Описывать архитектурный памятник.
5. Простые двусоставные предложения.
Главные члены предложения (7+3ч)
I. Подлежащее. Способы выражения подлежащего. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Учащиеся должны уметь интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Уметь пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого. Должны уметь писать публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6ч + 2ч)
Роль второстепенных членов предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению. Синтаксический разбор двусоставного предложения. Характеристика человека.
Учащиеся должны уметь использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы. Выполнять синтаксический разбор двусоставного предложения. Уметь находить второстепенные члены предложения. Писать сочинение по групповому портрету.
6. Простые односоставные предложения (9ч + 2ч).
Главный член односоставного предложения. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. Синтаксический разбор односоставного предложения. Рассказ на свободную тему.
Ученики должны уметь пользоваться односоставными и двусоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
7. Простое осложнённое предложение. Однородные члены предложения (12ч + 2ч).
Понятие об осложнённом предложении. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность в постановке знаков препинания. Синтаксический разбор предложения с однородными членами. Рассуждение на основе литературного произведения.
Ученики должны уметь находить однородные члены предложения. Распознавать однородные и неоднородные определения. Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами. Интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах. Обособленные члены предложения Обособленные члены предложения (18ч + 2ч).
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксический разбор предложения с обособленными членами. Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами. Рассуждение на дискуссионную тему. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Ученики должны уметь интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Выполнять синтаксический разбор предложений с обособленными членами.
8. Слова, грамматически не связанные с членами предложения
Обращение. Вводные и вставные конструкции (9 +2ч)
Назначение обращения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Употребление обращений.
Ученики должны расставлять знаки препинания в предложениях с обращениями.
Вводные конструкции. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий. Ученики должны уметь интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и предложениями, междометиями. Уметь пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста. Публичное выступление на общественно значимую тему.
Чужая речь (6+1 ч).
Понятие о чужой речи. Комментирующая часть. Прямая и косвенная речь. Диалог. Способы передачи чужой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Ученики должны уметь выделять в произношении слова автора. Уметь заменять прямую речь косвенной.
9. Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+1 ч).
Синтаксис и морфология. Синтаксис и пунктуация. Синтаксис и культура речи. Синтаксис и орфография.
Ученики должны уметь работать с текстом, объясняя орфограммы и пунктограммы.
1.Международное значение русского языка. (1час).
2. Повторение пройденного в 5 - 8 классах (11+2ч).
Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. Стили речи. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложение с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей. Синтаксис и пунктуация. Культура речи.
Учащиеся должны уметь выявлять две формы языка и их основные признаки. Определять взаимосвязь диалога и монолога. Уметь определять стиль речи. Выделять грамматическую основу предложения. Работать с предложениями с обособленными, уточняющими членами.
3. Сложное предложение. Культура речи (11ч + 2ч).
Понятие о сложном предложении. Сложные союзные и бессоюзные предложения. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения.
Сложносочиненные предложения (5ч + 2ч).
Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль. Авторское употребление знаков препинания. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм.
Обучающиеся должны уметь интонационно правильно произносить сложносочиненные предложения. Уметь составлять схему ССП, определять вид союза в предложении. Выполнять синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
Сложноподчиненные предложения (33+4ч).
Основные группы сложноподчинённых предложений
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания, между главным и придаточным предложениями. Виды придаточных предложений. Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Сообщение на лингвистическую тему.
Учащиеся должны использовать в речи сложноподчиненные предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы. Уметь разграничивать сложноподчинённые предложения с разными типами придаточных. Выполнять синтаксический разбор сложноподчинённого предложения.
Бессоюзные сложные предложения (11ч + 2ч).
Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор сложнобессоюзного предложения. Пунктуационный разбор сложнобессоюзного предложения. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Ученики должны уметь передавать с помощью интонации различные смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. Уметь пользоваться синонимическими союзными и бессоюзными сложными предложениями. Выполнять синтаксический и пунктуационный разбор сложнобессоюзных предложений.
Сложные предложения с разными видами связи (10+2 ч).
Употребление союзной и бессоюзной связи в сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи. Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений с разными видами связи. Публичная речь. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Ученики должны уметь правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи. Выполнять синтаксический разбор предложений с разными видами связи.
4. Повторение и систематизация пройденного в 9 классе (3ч + 1ч).
Фонетика и графика. Лексика и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис и пунктуация. Употребление знаков препинания. Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли связного высказывания, средствах связи частей текста, о повествовании, описании, рассуждении; о стилях речи.
Учебно-тематическое планирование
5 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Язык и общение |
3 |
Повторение изученного в начальных классах |
20 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи |
30 |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи |
15 |
Лексика. Культура речи |
8 |
Морфемика. Орфография. Культура речи |
22 |
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Глагол |
21 14 33 |
Повторение и систематизация изученного |
4 |
ИТОГО |
170 |
6 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Язык. Речь. Общение |
4 |
Повторение изученного в 5 классе |
8 |
Текст |
5 |
Лексика. Культура речи |
12 |
Фразеология. Культура речи |
4 |
Словообразование. Орфография. Культура речи |
32 |
Морфология. Орфография. Культура речи Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол |
24 25 18 26 36
|
Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах. Культура речи |
10 |
ИТОГО |
204 часа |
7 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Русский язык как развивающееся явление |
1 |
Повторение изученного в 5-6 классах |
10 |
Морфология и орфография. Культура речи. Причастие |
28 |
Деепричастие |
15 |
Наречие |
29 |
Категория состояния. |
5 |
Морфология. Служебные части речи |
1 |
Предлог |
12 |
Союз |
12 |
Частица |
14 |
Междометие |
4 |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах |
5 |
Всего уроков |
136 часов |
8 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Функции русского языка в современном мире |
1 |
Повторение пройденного в 5-7 классах |
7 |
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. Словосочетание |
5 |
Простое предложение |
3 |
Двусоставное предложение. Главные члены предложения |
10 |
Двусоставное предложение. Второстепенные члены предложения |
8 |
Односоставные предложения |
11 |
Простое осложнённое предложение |
1 |
Однородные члены предложения |
13 |
Обособленные члены предложения |
20 |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Вводные и вставные конструкции |
11 |
Чужая речь |
7 |
Повторение и систематизация изученного в 8 классе |
5 |
ИТОГО |
102 часа |
9 класс
Содержание |
Кол-во часов |
Международное значение русского языка |
1 |
Повторение пройденного в 5 - 8 классах |
13 |
Сложное предложение. Культура речи. |
13 |
Сложносочиненные предложения |
7 |
Сложноподчиненные предложения |
7 |
Основные группы сложноподчинённых предложений |
30 |
Бессоюзное сложное предложение |
13 |
Сложные предложения с различными видами связи |
12 |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах |
3 |
ИТОГО |
99 часов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.