Приложение к образовательной программе начального общего образования, утвержденной приказом от 31.08.2020 г. № 211 с изменениями от 31.08.2021 г. приказ № 353 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Пионерский»
Рассмотрено на заседании кафедры начального общего образования Протокол № 1 от 30.08.2021 г. Руководитель кафедры ________________ /Старцева С.М./
|
Согласовано Заместитель директора по УВР___________ /Тельнова И.С./ 30.08.2021 г. |
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»
Базовый уровень, начальное общее образование, 2 класс, 136 часов
Составитель: Шабалина Людмила Вячеславовна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории
|
Пионерский, 2021 год
I. Содержание учебного предмета
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений,
литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
Раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных.
Перенос слов по слогам без стечения согласных.
Знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный — безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой, парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок.Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
- сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
- сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
- перенос слов;
- прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
- проверяемые безударные гласные в корне слова;
- парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
- непроизносимые согласные;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова;
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
- разделительные ъ и ь;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
- соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка);
- безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
- безударные падежные окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с именами существительными;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
- мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
- безударные личные окончания глаголов;
- раздельное написание предлогов с другими словами;
- знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
- знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
- запятая при обращении в предложениях;
- запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
II. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.
1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:
1.1. Гражданско-патриотического воспитания:
1) становление ценностного отношения к своей Родине - России;
2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;
3) сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
4) уважение к своему и другим народам;
5) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
1.2. Духовно-нравственного воспитания:
1) признание индивидуальности каждого человека;
2) проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
3) неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
1.3. Эстетического воспитания:
1) уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
2) стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
1.4. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
1) соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
2) бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
1.5. Трудового воспитания:
1) осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
1.6. Экологического воспитания:
1) бережное отношение к природе;
2) неприятие действий, приносящих ей вред.
1.7. Ценности научного познания:
1) первоначальные представления о научной картине мира;
2) познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
2. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
2.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
1) базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
2) базовые исследовательские действия:
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;
3) работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
2) совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
2.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
1) самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;
2) самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
3. Предметные результаты по учебному предмету «Русский язык».
В результате изучения курса русского языка обучающиеся 2 класса:
- научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
- сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
- получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у обучающихся будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Обучающийся научится:
- различать звуки и буквы;
- характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Обучающийся получит возможность научиться:
- пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
- находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Обучающийся научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его
- выполнения;
- использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Обучающийся научится:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения;
- определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
- различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Обучающийся научится:
- распознавать грамматические признаки слов;
- с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Обучающийся получит возможность научиться:
- проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения морфологического разбора;
- находить в тексте такие части речи, как личные местоимения, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание, слово;
- устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
- классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
- определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
- находить главные члены предложения
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Обучающийся научится:
- применять правила правописания (в объеме содержания курса);
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать текст объемом 35-40 слов;
- писать под диктовку тексты объемом 35-40 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
- подбирать примеры с определенной орфограммой;
- при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
- при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Обучающийся научится:
- оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
- соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
- выражать собственное мнение и аргументировать его;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- составлять план текста;
- сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- подробно или выборочно пересказывать текст;
- пересказывать текст от другого лица;
- составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
- анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
- корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
- анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для
изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
- соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3. Тематическое планирование
№ п\п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Модуль программы воспитания «Школьный урок» |
ЭОР/ ЦОР |
Форма текущего контроля
|
Кол-во контрольных работ |
Кол-во пр/ р и л/р, р/р |
Кол-во часов проектная / исследовательская деят-ть |
Форма промежуточной аттестации |
1. |
Наша речь |
3 ч |
Праздник «День Знаний» День солидарности в борьбе с терроризмом
|
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
|
|
|
|
2. |
Текст |
4 ч |
«Безопасная дорога» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
|
1ч |
|
|
3. |
Предложение |
11 ч |
О профилактике ЗОЖ Акция «Покормите птиц зимой» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
2ч |
|
|
|
4. |
Слова, слова, слова… |
16 ч |
День учителя Веселые каникулы «Азбука безопасности» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
|
1ч |
|
|
5. |
Звуки и буквы |
46 ч |
Веселые каникулы «Азбука безопасности» День матери |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
5ч |
1ч |
3ч |
|
6. |
Части речи |
46 ч |
Веселые каникулы «Азбука безопасности» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
3ч |
2ч |
1ч |
|
7. |
Повторение |
10 ч |
«Азбука безопасности» |
https://uchi.ru/teachers/lk/main http://1-4-old.prosv.ru/ https://resh.edu.ru/ https://edu.skysmart.ru/ |
Устный опрос, тест, словарный диктант, предупредительный диктант, списывание, работа с текстом. |
1ч |
|
|
Комплексная контрольная работа |
|
Итого: |
136 ч |
|
|
|
11 ч |
5 ч |
4 ч |
|
4. Календарно-тематическое планирование
№ урока с начала уч. года |
№ урока по теме |
Тема урока |
Дата-план |
Дата-факт |
Примечание |
НАША РЕЧЬ (3 ч) Виды речи (2 ч) |
|||||
1 |
1 |
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Праздник «День Знаний» |
01.09 |
|
|
2 |
2 |
Что можно узнать о человеке по его речи? |
02.09 |
|
|
Диалог и монолог (1 ч) |
|||||
3 |
1 |
Диалог и монолог. День солидарности в борьбе с терроризмом. |
03.09 |
|
|
ТЕКСТ (4 ч) Текст (2 ч) |
|||||
4 |
1 |
Текст. Признаки текста. «Безопасная дорога» |
06.09 |
|
|
5 |
2 |
Тема и главная мысль текста. Заглавие. |
08.09 |
|
|
Части текста (2 ч) |
|||||
6 |
1 |
Части текста. |
09.09 |
|
|
7 |
2 |
Обобщение знаний о тексте. Развитие речи. Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. |
10.09 |
|
|
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (11 ч) Предложение (3 ч) |
|||||
8 |
1 |
Что такое предложение? |
13.09 |
|
|
9 |
2 |
Как из слов составить предложение? |
15.09 |
|
|
10 |
3 |
Входной контроль. |
16.09 |
|
|
Члены предложений (8 ч) |
|||||
11 |
1 |
Работа над ошибками. Что такое главные члены предложения? |
17.09 |
|
|
12 |
2 |
Что такое второстепенные члены предложения? (без деления на виды) |
20.09 |
|
|
13 |
3 |
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. О профилактике ЗОЖ |
22.09 |
|
|
14 |
4 |
Что такое распространённые и нераспространённые предложения? |
23.09 |
|
|
15 |
5 |
Как установить связь слов в предложении? Акция «Покормите птиц зимой». |
24.09 |
|
|
16 |
6 |
Коллективное составление рассказа по репродукции И.С.Остроухова «Золотая осень» |
27.09 |
|
|
17 |
7 |
Контрольный диктант № 2 по теме: «Предложение» |
29.09 |
|
|
18 |
8 |
Работа над ошибками |
30.09 |
|
|
СЛОВА, СЛОВА, СЛОВА. (16 ч) Слово и его значение (3 ч) |
|||||
19 |
1 |
Что такое лексическое значение слова? |
01.10 |
|
|
20 |
2 |
Что такое однозначные и многозначные слова? День учителя |
04.10 |
|
|
21 |
3 |
Что такое прямое и переносное значение слов? |
06.10 |
|
|
Синонимы и антонимы (4 ч) |
|||||
22 |
1 |
Что такое синонимы? |
07.10 |
|
|
23 |
2 |
Что такое антонимы? |
11.10 |
|
|
24 |
3 |
Изложение на основе зрительного восприятия текста по вопросам № 1. |
13.10 |
|
|
25 |
4 |
Обобщение знаний о значении слова. |
14.10 |
|
|
Однокоренные слова (4 ч) |
|||||
26 |
1 |
Что такое родственные слова? |
15.10 |
|
|
27 |
2 |
Что такое однокоренные слова? |
18.10 |
|
|
28 |
3 |
Что такое корень слова? |
20.10 |
|
|
29 |
4 |
Обобщение |
21.10 |
|
|
Слог. Ударение. Перенос слова. (5 ч) |
|||||
30 |
1 |
Какие бывают слоги? |
22.10 |
|
|
31 |
2 |
Как определить ударный слог? |
25.10 |
|
|
32 |
3 |
Как переносить слова с одной строки на другую? «Азбука безопасности» |
27.10 |
|
|
33 |
4 |
Составление рассказа по серии сюжетных рисунков. Веселые каникулы |
28.10 |
|
|
34 |
5 |
Проверочная работа |
29.10 |
|
|
ЗВУКИ И БУКВЫ (46 ч) Звуки и буквы (1 ч) |
|||||
35 |
1 |
Как различить звуки и буквы? |
08.11 |
|
|
Русская азбука или алфавит (3 ч) |
|||||
36 |
1 |
Как мы используем алфавит? |
10.11 |
|
|
37 |
2 |
Какие слова пишутся с заглавной буквы? |
11.11 |
|
|
38 |
3 |
Проверочная работа. |
12.11 |
|
|
Гласные звуки (1 ч) |
|||||
39 |
1 |
Как определить гласные звуки? |
15.11 |
|
|
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне (11 ч) |
|||||
40 |
1 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне |
17.11 |
|
|
41 |
2 |
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Закрепление. |
18.11 |
|
|
42 |
3 |
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне |
19.11 |
|
|
43 |
4 |
Коллективное составление рассказа по репродукции картины З.Е.Серебряковой «За обедом». День матери. |
22.11 |
|
|
44 |
5 |
Контрольный диктант № 3. «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне» |
24.11 |
|
|
45 |
6 |
Работа над ошибками |
25.11 |
|
|
46 |
7 |
Восстановление деформированного текста или Коллективное составление рассказа по репродукции картины С.А. Титунова «Зима пришла. Детство») |
26.11 |
|
|
47 |
8 |
Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением |
29.11 |
|
|
48 |
9 |
Упражнение в правописании проверяемых и непроверяемых ударением гласных в корне слов |
01.12 |
|
|
49 |
10 |
Диктант № 4.«Слова с безударными гласными, непроверяемыми ударением» |
02.12 |
|
|
50 |
11 |
Работа над ошибками |
03.12 |
|
|
Согласные звуки (1 ч) |
|||||
51 |
1 |
Как определить согласные звуки? |
06.12 |
|
|
Согласный звук й и буква й ( 1 ч) |
|||||
52 |
1 |
Согласный звук [ Й ] и буква И краткое |
08.12 |
|
|
Слова с удвоенными согласными (2 ч) |
|||||
53 |
1 |
Слова с удвоенными согласными. Проект «И в шутку и всерьёз» |
09.12 |
|
|
54 |
2 |
Коллективное составление рассказа по репродукции картины и опорным словам |
10.12 |
|
|
Твердые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения (1 ч) |
|||||
55 |
1 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения |
13.12 |
|
|
Мягкий знак (3 ч) |
|||||
56 |
1 |
Как обозначить мягкость согласного звука на письме? |
15.12 |
|
|
57 |
2 |
Обозначение мягкости согласного мягким знаком. Проект "Пишем письмо". |
16.12 |
|
|
58 |
3 |
Диктант |
17.12 |
|
|
Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (7ч) |
|||||
59 |
1 |
Изложение по коллективно составленному плану № 2. Веселые каникулы. |
20.12 |
|
|
60 |
2 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ |
22.12 |
|
|
61 |
3 |
Буквосочетания ЩН,НЧ. |
23.12 |
|
|
62 |
4 |
Промежуточный контроль. |
24.12 |
|
|
63 |
5 |
Буквосочетания ЖИ - ШИ ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ |
27.12 |
|
|
64 |
6 |
Проверочный диктант № 5 «Правописание буквосочетаний с шипящими звуками» |
10.01 |
|
|
65 |
7 |
Работа над ошибками. Проект «Рифма» |
12.01 |
|
|
Звонкие и глухие согласные звуки (1 ч) |
|||||
66 |
1 |
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? «Азбука безопасности» |
13.01 |
|
|
Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным (9ч) |
|||||
67 |
1 |
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова. |
14.01 |
|
|
68 |
2 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
17.01 |
|
|
69 |
3 |
Распознавание проверяемых и проверочных слов. |
19.01 |
|
|
70 |
4 |
Проверка парных согласных в корне слова. |
20.01 |
|
|
71 |
5 |
Упражнения в написании слов с парными согласными в корне слова. |
21.01 |
|
|
72 |
6 |
Проверочная работа. |
24.01 |
|
|
73 |
7 |
Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. |
26.01 |
|
|
74 |
8 |
Упражнения в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова. |
27.01 |
|
|
75 |
9 |
Запись слов и форм одного и того же слова. |
28.01 |
|
|
Обобщение знаний об изученных правилах письма (2 ч) |
|||||
76 |
1 |
Проверочный диктант № 6 «Слова с парными глухими и звонкими согласными» |
31.01 |
|
|
77 |
2 |
Работа над ошибками. Составление поздравительной открытки. |
02.02 |
|
|
Разделительный мягкий знак (3 ч) |
|||||
78 |
1 |
Правописание слов с разделительным мягким знаком. |
03.02 |
|
|
79 |
2 |
Контрольное списывание |
04.02 |
|
|
80 |
3 |
Составление устного рассказа по серии рисунков. |
07.02 |
|
|
ЧАСТИ РЕЧИ (56 ч) Части речи (1 ч) |
|||||
81 |
1 |
Что такое части речи? |
09.02 |
|
|
Имя существительное (15 ч) |
|||||
82 |
1 |
Что такое имя существительное? |
10.02 |
|
|
83 |
2 |
Роль имен существительных в нашей речи |
11.02 |
|
|
84 |
3 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
14.02 |
|
|
85 |
4 |
Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных. |
16.02 |
|
|
86 |
5 |
Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту. |
17.02 |
|
|
87 |
6 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных ( фамилии, имена, отчества людей) |
18.02 |
|
|
88 |
7 |
Заглавная буква в написании кличек животных. |
21.02 |
|
|
89 |
8 |
Заглавная буква в географических названиях |
24.02 |
|
|
90 |
9 |
Обучающее изложение № 3 |
25.02 |
|
|
91 |
10 |
Единственное и множественное число имён существительных |
28.02 |
|
|
92 |
11 |
Обобщение знаний об имени существительном. |
02.03 |
|
|
93 |
12 |
Диктант № 7«Имя существительное» |
03.03 |
|
|
94 |
13 |
Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном |
04.03 |
|
|
95 |
14 |
Обучающее изложение № 4 |
07.03 |
|
|
96 |
15 |
Восстановление деформированных предложений и текста |
09.03 |
|
|
Глагол (10 ч) |
|||||
97 |
1 |
Что такое глагол?(Общее представление) |
10.03 |
|
|
98 |
2 |
Упражнения в распознавании глаголов. |
11.03 |
|
|
99 |
3 |
Упражнения в распознавании глаголов. Составление рассказа по репродукции картины художника. |
14.03 |
|
|
100 |
4 |
Единственное и множественное число глаголов |
16.03 |
|
|
101 |
5 |
Правописание частицы НЕ с глаголами. «Азбука безопасности» |
17.03 |
|
|
102 |
6 |
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол» |
18.03 |
|
|
103 |
7 |
Обобщение знаний о глаголе. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений |
21.03 |
|
|
104 |
8 |
Что такое текст –повествование? Веселые каникулы. |
23.03 |
|
|
105 |
9 |
Диктант № 8 по теме «Глагол» |
24.03 |
|
|
106 |
10 |
Работа над ошибками. Составление текста-повествования на предложенную тему. |
25.03 |
|
|
Имя прилагательное(10 ч) |
|||||
107 |
1 |
Что такое имя прилагательное? |
04.04 |
|
|
108 |
2 |
Связь имени прилагательного с именем существительным |
06.04 |
|
|
109 |
3 |
Прилагательные близкие и противоположные по значению |
07.04 |
|
|
110 |
4 |
Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов |
08.04 |
|
|
111 |
5 |
Единственное и множественное число имён прилагательных |
11.04 |
|
|
112 |
6 |
Проверочная работа. |
13.04 |
|
|
113 |
7 |
Обобщение знаний об имени прилагательном |
14.04 |
|
|
114 |
8 |
Что такое текст-описание? |
15.04 |
|
|
115 |
9 |
Наблюдение над употреблением имен прилагательных в тексте-описания. |
18.04 |
|
|
116 |
10 |
Составление текста-описания на основе личных наблюдений. |
20.04 |
|
|
Местоимение (3 ч) |
|||||
117 |
1 |
Что такое местоимение? |
21.04 |
|
|
118 |
2 |
Что такое текст-рассуждение? |
22.04 |
|
|
119 |
3 |
Проверочная работа. |
25.04 |
|
|
Предлоги (7ч) |
|||||
120 |
1 |
Общее понятие о предлоге |
27.04 |
|
|
121 |
2 |
Раздельное написание предлогов со словами |
28.04 |
|
|
122 |
3 |
Правописание предлогов с именами существительными |
29.04 |
|
|
123 |
4 |
Контрольный диктант № 9 «Части речи» |
02.05 |
|
|
124 |
5 |
Работа над ошибками. Восстановление деформированного повествовательного текста. |
04.05 |
|
|
125 |
6 |
Проект «В словари за частями речи!» |
05.05 |
|
|
126 |
7 |
Проверочная работа. |
06.05 |
|
|
ПОВТОРЕНИЕ (10 ч) |
|||||
127 |
1 |
Обобщение знаний по курсу русского языка за 2 класс |
11.05 |
|
|
128 |
2 |
Повторение по теме «Текст» |
12.05 |
|
|
129 |
3 |
Повторение по теме «Предложение» |
13.05 |
|
|
130 |
4 |
Повторение по теме «Слово и его значение» |
1605 |
|
|
131 |
5 |
Повторение по теме «Части речи» |
18.05 |
|
|
132 |
6 |
Повторение по теме «Звуки и буквы» |
19.05 |
|
|
133 |
7 |
Повторение по теме «Правила правописания» «Азбука безопасности» |
20.05 |
|
|
134 |
8 |
Итоговый контроль. |
23.05 |
|
|
135 |
9 |
Работа над ошибками |
25.05 |
|
|
136 |
10 |
Повторение изученного материала |
26.05 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.