Департамент
образования и науки Костромской области
ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»
Судиславский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ АД.02
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
адаптированной
основной образовательной программы профессионального обучения
по профессии 19727 «Штукатур», 13450 «Маляр»
2022г.
Программа общепрофессионального цикла учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года №1089 и рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования технического профиля в профессиональных образовательных учреждениях в соответствии с примерными учебными программами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования по профессиям 19727 Штукатур, 13450 Маляр
Организация-разработчик: Судиславский филиал ОГБПОУ «Костромской автодорожный колледж»
Разработчики:
Белова Ирина Николаевна, преподаватель
Рассмотрено на заседании методической комиссии
Протокол №_____ от ________________ 20 г.
Председатель МК ___________________
Содержание
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины …………………………………… стр. 4
2. Структура и содержание ………………………………………………………………… .стр. 6
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы……….....стр. 10
4. Рекомендуемая литература…………………………………………………………….…..стр. 11
5. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплин………………………… стр. 12
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы профессиональной подготовки.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре образовательной программы:
адаптационный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
· получение обучающимися таких доступных сведений и представлений о компьютере, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
· повышение уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
· развитие речи обучающихся, обогащение её новыми терминами, развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, воображения).
Основные задачи учебной дисциплины:
· усвоение обучающимися правил работы и поведения при общении с компьютером;
· приобретение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья навыков использования простейших тренажёров в работе на клавиатуре;
· использование на занятиях упражнений с игровыми программами с целью развития моторики пальцев;
· воспитание целенаправленности, работоспособности трудолюбия у слушателей, навыков контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Отбор материала в программе осуществлен с целью создания условий для познания и понимания слушателями с ограниченными возможностями здоровья информационных процессов и компьютерных ресурсов.
Адаптивные информационные и коммуникационные технологии изучаются в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) с учетом профиля получаемого профессионального образования с учетом рекомендаций.
Данная программа является адаптированной образовательной программой для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
• Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям;
• Использовать компьютерную технику, устройства ввода информации, программное обеспечение;
• Организовывать рабочее место для работы на ПК
• Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами;
• Вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе,
• Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
• Использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности;
• Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства;
• Использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск).
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
• Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации;
• Приемы поиска информации
• Основные требования при работе на компьютере;
• Основные приемы работы в программах Word, Paint, Power Point;
• Приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер)
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 36 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
36 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
36 |
в том числе: |
|
практические занятия |
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
|
Итоговая аттестация в форме зачета |
Тема 2. Информация и информационные процессы (2ч.)
Понятие, свойства и основные операции с информацией. Информационные объекты различных видов. Кодирование информации. Системы счисления.
Тема 3. Основные устройства ЭВМ (3 ч.)
Решает ряд задач, связанных с расширением знаний о компьютере: что такое компьютер, для чего он нужен, основные устройства компьютера (процессор, клавиатура, мышь, монитор) и как их использовать в работе, правила работы за компьютером.
Тема 4. Программное обеспечение ПК (4ч.)
Программное обеспечение: история развития, термины, определения, состав, структура. Смена версий программного обеспечения: назначение, периодичность.
Системные, служебные и прикладные программы: основные понятия, определение, типы, характеристики, категории.
Вирусные программы: пути и механизмы распространения, действия, формы проявлений. Профилактические меры.
Антивирусные программы: разновидности, принципы действия, способы настройки, порядок работы в них.
Тема 5. Основы обработки графических изображений (4 ч.)
Графический редактор Paint. Окно программы Paint. Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента. Палитра цветов.
Атрибуты изображения.
Основы работы с программой Paint.
Техника создания изображений. Общие сведения. Кисть и карандаш. Ластики. Как рисовать геометрические фигуры. Распылитель. Заливка.
Изменение размеров изображения. Редактирование деталей изображения. Ввод текста. Работа с фрагментами изображения. Печать изображения.
Тема 6. Текстовые файлы и текстовые документы (8 ч.)
Текстовые файлы. Текстовый редактор Word. Окно процессора Word. Обзор функций горизонтального меню. Панели инструментов. Настройка экрана Word. Ввод текста в программе Word.
Основные элементы текстового документа. Символы, слова, строки, предложения. Абзац. Структура страницы. Структура документа. Таблицы и рисунки. Поля. Понятие о шаблонах и стилях оформления.
Основные операции с текстом. Перемещение по набранному тексту. Выделение фрагментов текста. Удаление, перемещение и копирование фрагментов документа. Поиск и замена фрагментов текста. Отмена команд.
Форматирование символов и абзацев: общие сведения. Форматирование символов. Форматирование абзацев.
Оформление страницы документа. Разметка страницы. Вставка номера страниц. Верхний и нижний колонтитулы. Вставка сносок. Разрыв страницы.
Формирование оглавления.
Работа с таблицами.
Работа с рисунками.
Грамматика в процессоре Word. Проверка правописания. Печать документов.
Тема 7. Подготовка презентаций (8 ч.)
Общие сведения о MS PowerPoint. Принципиальная схема работы с MS PowerPoint. Общие положения. Авторазметка.
Создание и редактирование презентации. Окно MS PowerPoint. Презентация в режиме слайдов. Презентация в режиме сортировщика слайдов.
Общие операции со слайдами. Демонстрация слайд - фильма.
Тема 8. Основы компьютерных телекоммуникаций (5 ч.)
Общие сведения. Internet. Как работает Internet. Основные службы Internet. WWW -всемирная паутина.
Достоинства и опасности Internet.
Адресация ресурсов Internet. Окно Internet Explorer. Настройка Internet Explorer.
Навигация в Internet. Адреса. Ссылки. Вспомогательные операции.
Работа с файлами.
Поиск в Internet. Страницы поиска.
Электронная почта. Общие сведения. Принципы работы с почтовой программой. Окно почтовой программы. Создание сообщения. Доставка почты. Чтение почты.
При реализации содержания учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет: 36 часов.
Тематический план
Вид учебной работы |
Количество часов |
Аудиторные занятия, содержание обучения |
|
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере |
1 |
Информация и информационные процессы |
2 |
Основные устройства ЭВМ |
3 |
Программное обеспечение ПК |
4 |
Основы обработки графических изображений |
4 |
Текстовые файлы и текстовые документы |
8 |
Подготовка презентаций |
8 |
Основы компьютерных телекоммуникаций |
5 |
Промежуточная аттестация в форме зачета. |
1 |
Всего |
36 |
2.4 Характеристика основных видов учебной деятельности
Содержание обучения |
Характеристика основных видов деятельности слушателей (на уровне учебных действий) |
Введение. Правила техники безопасности при работе на компьютере |
Владение базовыми навыками и умениями по соблюдению требований техники безопасности, санитарно-гигиенических требований. |
Информация и информационные процессы |
Оценка информации с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.). Представление о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Умение отличать представление информации в различных системах счисления. |
Основные устройства ЭВМ |
Умение анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств. Умение анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. |
Программное обеспечение ПК |
Выделение и определение назначения элементов окна программы. Представление об операционной системе компьютера. Оценка и организация информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью. |
Основы обработки графических изображений |
Знание типов компьютерной графики, их различия между собой. Умение работать с основными инструментами компьютерной графики. |
Текстовые файлы и текстовые документы |
Владение базовыми навыками и умениями по работе с основной программой по обработке текстовых документов. Умение выполнять основные операции по редактированию и форматированию документов. |
Подготовка презентаций |
Использование основных приёмов работы с презентациями |
Основы компьютерных телекоммуникаций |
Представление о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Понимание основ работы в Интернете. Определение ключевых слов, фраз для поиска информации. Умение использовать почтовые сервисы для передачи информации. |
3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины
Освоение программы учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии» предполагает наличие учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН № 178-02), и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Адаптивные информационные и коммуникационные технологии», входят:
· Рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, проектор и экран);
· Компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows)
· учебно-практическое оборудование;
· библиотечный фонд.
4. Рекомендованная литература
Основная
1. Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник.– М.: 2014
2. Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика для студентов учреждений среднего профессионального образования, М: «Академия» 2016
3. Астафьева Н.Е., Гаврилова С.А., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально- экономического профилей / под ред. М.С. Цветковой. – М.: 2014
Дополнительная
1. Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
2. Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Интернет-ресурсы:
1. www.fcior.edu.ru/ (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
2. www.school-collection.edu.ru/ (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
3. www.intuit.ru/studies/courses/ (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
4. www.digital-edu.ru/ (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
5. www.window.edu.ru/ (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
5. Контроль и
оценка результатов освоения
учебной дисциплины
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Обучающийся должен уметь: |
|
Работать с программными средствами универсального назначения, соответствующими современным требованиям |
Проведение тематического тестирования, устный опрос, практическая работа, зачет |
Использовать компьютерную технику, устройства ввода информации, программное обеспечение |
Устный опрос, проведение тематического тестирования, практическая работа, зачет |
Организовывать рабочее место для работы на ПК |
Устный опрос, зачет |
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с учебными задачами; |
Практическая работа, устный опрос, зачет |
Вводить, редактировать, форматировать и сохранять информацию в текстовом и графическом редакторе |
Практические занятия, зачет |
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий |
Практические занятия, зачет |
Использовать специальные информационные и коммуникационные технологии в индивидуальной и коллективной учебной и будущей профессиональной деятельности |
Практические занятия, зачет |
Использовать приобретенные знания и умения в учебной и будущей профессиональной деятельности для эффективной организации индивидуального информационного пространства; |
Практическая работа, устный опрос, зачет |
Использовать Интернет-ресурсы (обзор и тематический поиск). |
Поиск информации, устный опрос, зачет |
Обучающийся должен знать: |
|
Основы современных информационных технологий переработки и преобразования текстовой, табличной, графической и другой информации; |
Тестирование, зачет |
Приемы поиска информации |
Устный опрос, зачет |
Основные требования при работе на компьютере |
Устный опрос, зачет |
Основные приемы работы в программах Word, Paint, Power Point |
Тестирование, зачет |
Приемы работы с периферийными устройствами компьютера (принтер, сканер) |
Устный опрос, зачет |
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Инструкция тестирования: Внимательно прочитайте каждое утверждение или вопрос, вы-берите на ваш взгляд правильный ответ. Пользоваться мобильными телефонами, и други-ми электронными носителями – нельзя.
1. В состав системного блока входят:
Материнская плата
Флешка
Процессор
Видеокарта
Стример
Оперативная память
2. Для чего нужна оперативная память?
Для записи на нее больших объемов информации
Для временного хранения информации при загрузке и работе компьютера
Для долговременного хранения файлов
Для переноса информации с компьютера на компьютер
3. У каких лазерных дисков ёмкость 650-700 Мбайт?
DVD-R
CD-R
CD-ROM
CD-RW
DVD-RW
4. Устройство для резервного копирования данных c винчестера на магнитную ленту – это:
Сканер
Стример
CD-ROM
Blu-ray Disc
5. Какие диски подключаются к компьютеру через USB-порт?
Внутренние винчестеры
Внешние винчестеры
DVD-RW
6. Виды персональных компьютеров (несколько вариантов):
Портативный
Компактный
Карманный
Настольный
Плоский
7. Какие компьютерные сети бывают?
Локальные
Районные
Глобальные
Региональные
Областные
Городские
8. В какой топологии сети используется коммутатор (хаб, свич)?
Кольцо
Звезда
Ячеистая
Шина
9. Операционная система — это:
прикладная программа;
система программирования;
системная программа;
текстовый редактор.
10. Драйвер — это:
устройство компьютера;
прикладная программа;
программа для работы с устройствами компьютера;
язык программирования.
Критерии оценки.
Тестирование оценивается в традиционной пятибалльной системе
2 балла – от 1 до 3 правильных ответов
3 балла – от 4 до 6 правильных ответов;
4 балла – от 7 до 8 правильных ответов;
5 баллов – от 9 до 10 правильных ответов.
Критерии оценок в процентном отношении:
«5»: 80 – 100 % от общего числа баллов
«4»: 70 – 75 %
«3»: 50 – 65 %
«2»: менее 50 %
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.