государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Константиновский техникум агроветтехнологий и управления (КСХТ)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
Земельно-имущественные отношения (базовой подготовки)
2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) «Земельно-имущественные отношения», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.06.2010 г. № 693, примерной программой учебной дисциплины, рекомендованной экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (ФГАУ ФИРО), заключение № 338 от «24» ноября 2011г.
Разработчик: Фурманенко О.Н., преподаватель экономических дисциплин
стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИП-
ЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦПЛИНЫ 6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО Земельно – имущественные отношения (базовой подготовки).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании при повышении квалификации и переподготовке кадров: экономистов, бухгалтеров, финансистов, предпринимателей.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и является общепрофессиональной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
- определять организационно-правовые формы организаций;
- планировать деятельность организации;
- определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
- заполнять первичные документы по экономической деятельности организации;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- рассчитывать цену продукции;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
знать:
- сущность организации как основного звена экономики отраслей;
- основные принципы построения экономической системы организации;
- управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования;
- организацию производственного и технологического процессов;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии;
- механизмы ценообразования;
- формы оплаты труда;
- основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета;
- аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 154 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 106 часа;
самостоятельной работы обучающегося 48 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
154 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
106 |
в том числе: |
|
практические занятия |
26 |
курсовой проект |
20 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
48 |
в том числе: |
|
- работа с учебной литературой, составление конспекта - работа с отчетностью организации, выполнение расчетов - выполнение практических заданий - работа с нормативно-правовыми документами, подготовка доклада - задания по планированию - составление реферата - составление тестов - работа над курсовым проектом |
5 4 6 6
3 2 2 20 |
Итоговая аттестация в форме экзамена
|
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (если предусмотрена)
|
Объем часов |
Уровень освоения |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
||
Раздел 1. Предприятие в рыночной экономической системе
|
|
23 |
|
||
Тема 1.1. Организация – юридическое лицо |
Содержание учебного материала |
4 |
|||
1 |
Понятие юридического лица. Цели деятельности юридического лица. Понятие коммерческих и некоммерческих организаций. Порядок государственной регистрации юридических лиц и прекращения деятельности. Учредительные документы и их содержание. |
2 |
3 |
||
2 |
Принципы деятельности коммерческих и некоммерческих организаций. Понятие уставного капитала. Взаимосвязь юридических лиц с бюджетной системой, населением и другими юридическими лицами. |
3 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: составление тестов по теме. |
2 |
|
|||
Тема 1.2. Организационно – правовые формы организаций (ОПФ)
|
Содержание учебного материала |
10 |
|||
1 |
Сущность и отличительные особенности организационно-правовых форм коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий. |
6 |
3 |
||
2 |
Сущность и отличительные особенности организационно-правовых форм некоммерческих организаций: фондов, союзов, ассоциаций, учреждений, общественных и религиозных организаций, потребительских кооперативов и других. |
3 |
|||
Практические занятия: задания на определение организационно-правовых форм организаций. |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с законодательными документами по проведению сравнительного анализа ОПФ коммерческих организаций с ОПФ некоммерческих. Составление конспекта. |
4 |
||||
Тема 1.3. Предприятие, как основное звено экономики
|
Содержание учебного материала |
9 |
|||
1
|
Понятие предприятия. Его значение для общества. Формы и виды предпринимательства. Отличительные черты предпринимательства. Классификация предприятий в зависимости от цели деятельности, по сфере деятельности, по типу производства, по характеру воздействия на предметы труда, от размеров, по количеству видов производимой продукции. Интеграция предприятий.
|
6 |
3 |
||
2
|
Понятие производственной структуры предприятия, производственного и технологического процессов. Основное и вспомогательное производство. Типы производства Производственный цикл и его структура. Длительность производственного цикла. Формы организации промышленного производства: специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование. |
1 |
|||
3
|
Понятие организационной структуры предприятия. Виды структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, адаптивные. |
1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником по изучению основных форм интеграции предприятий: синдикат, трест, концерн, холдинг, финансово-промышленная группа. Составление конспекта. |
3 |
|
|||
Раздел 2. Ресурсы предприятия и эффективность их использования
|
|
54 |
|||
Тема 2.1. Земельные ресурсы предприятия |
Содержание учебного материала |
8 |
|||
1 |
Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве. Состав, структура и состояние земельных ресурсов. |
6 |
2 |
||
2 |
Экономическая эффективность использования земли в сельском хозяйстве и пути ее повышения. |
3 |
|||
Практические занятия: - расчет структуры земельного фонда сельскохозяйственного предприятия - расчет экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий |
4 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебной литературой, составление конспекта |
2 |
||||
Тема 2.2. Основной капитал предприятия |
Содержание учебного материала |
10 |
|||
1 |
Понятие основных фондов и основных средств. Состав основных фондов предприятия. Классификация. Стоимостная оценка основных фондов. Понятие и виды износа. Понятие амортизации, способы ее начисления. Направления использования амортизационных отчислений. Значение основных фондов для предприятий. |
8 |
2 |
||
2 |
Показатели эффективного использования основного капитала: фондоотдача, фондоемкость, коэффициент загрузки оборудования, коэффициент сменности, показатели движения и состояния основных фондов (коэффициенты износа, обновления, выбытия, годности, прироста). Производственная мощность предприятия. Порядок ее определения и показатели использования. Финансовая отчетность – как информационная база для анализа. |
3 |
|||
Практические занятия: определить по отчетности предприятия состав, структуру основных средств, проанализировать динамику. Сделать выводы. Оформить в табличном виде; задание на расчет показателей интенсивности и эффективности использования основных фондов предприятия. |
4 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: задание на расчет показателей, характеризующих техническое состояние основных фондов предприятия.
|
2 |
||||
Тема 2.3. Оборотный капитал предприятия |
Содержание учебного материала |
12 |
|||
1 |
Понятие оборотных фондов и оборотных средств предприятия. Состав и структура оборотных средств. Кругооборот оборотных средств, стадии. |
10 |
2 |
||
2 |
Показатели эффективного использования оборотных средств (оборотных фондов): коэффициенты оборачиваемости, продолжительность одного оборота в днях, коэффициент отдачи, материалоотдача, материалоемкость. Нормирование оборотных средств – как метод управления оборотным капиталом. Способы экономии материальных ресурсов. |
3 |
|||
Практические занятия: задание на определение эффективности использования оборотных средств при рыночных отношениях. Выводы. Оформить в табличном виде. |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: задания на определение потребности в оборотном капитале. |
2 |
||||
Тема 2.4. Нематериальные активы предприятия, роль в производстве
|
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Понятие нематериальных активов (НМА). Состав. Стоимостная оценка. Амортизация. Способы начисления. Роль НМА в деятельности предприятий. |
4 |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с ГК РФ, часть 4, раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», подготовка доклада. |
2 |
|
|||
Тема 2.5. Трудовые ресурсы предприятия |
Содержание учебного материала |
14 |
|||
1
|
Понятие кадров. Классификация персонала предприятия. Показатели эффективного использования трудовых ресурсов: показатели качественного состояния персонала (коэффициенты текучести кадров, оборотов по приему и выбытию, постоянства кадров, замещения) и показатели производительности труда (выработка, трудоемкость), и рентабельность персонала. |
12 |
3 |
||
2 |
Нормирование труда – основа правильной организации труда и заработной платы. Виды норм и методы нормирования. Трудовой кодекс РФ – основа организации оплаты труда на предприятии. Системы оплаты труда: тарифная и бестарифная. Формы оплаты труда в рамках каждой системы. Фонд оплаты труда, состав, порядок определения. |
2 |
|||
Практические занятия: задание определение уровня производительности труда; задание на расчет фонда оплаты труда. |
4 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с учебником по изучению бестарифной системы оплаты труда. Составление конспекта. |
2 |
|
|||
Тема 2.6 Финансовые ресурсы предприятия
|
Содержание учебного материала |
4 |
|
||
1 |
Понятие финансовых ресурсов предприятия, состав, структура. Источники формирования, направления использования. |
2 |
2 |
||
2 |
Показатели эффективности использования финансовых ресурсов. Финансовая отчетность – как информационная база для анализа эффективности использования финансовых ресурсов предприятия. |
2 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: - рассчитать рентабельность собственного и заемного капитала. Материал оформить в табличном виде. Сделать выводы.
|
2 |
|
|||
Раздел 3. Результаты деятельности предприятия
|
|
37 |
|||
Тема 3.1. Основные технико-экономические показатели (ТЭП) деятельности предприятия
|
Содержание учебного материала |
16 |
|||
1 |
Показатели производственной программы: натуральные, трудовые, стоимостные. Издержки: постоянные, переменные, их взаимосвязь с объемом выпуска продукции. Номенклатура, ассортимент продукции. Показатели качества продукции. Сертификация продукции. Понятие финансового результата. Валовая, чистая прибыль. Показатели рентабельности деятельности. Методика расчета показателей. |
14 |
2 |
||
2
|
Понятие цены, ее элементы. Виды цен. Основные методы формирования цен: затратный (составление калькуляций); с ориентацией на конкуренцию (способы определения: следования за рыночными ценами, следования за ценами фирм-лидеров, состязательный метод (аукционный, тендерный), способ определения престижных цен); эконометрические методы установления цен (способы расчета: удельных показателей, агрегатный, балловый, регрессионного анализа). |
3 |
|||
Практические занятия: - задачи на определение валовой, товарной и реализованной продукции предприятия и степени выполнения плана; - задачи на определение рентабельности; - задачи на определение структуры себестоимости важнейших видов продукции растениеводства; - задачи на определение цены продукции предприятия основными методами. |
6 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: задача на определение цены |
2 |
||||
Тема 3.2. Планирование на предприятии
|
Содержание учебного материала |
15 |
|||
1 |
Рынок и план. Принципы планирования. Этапы планирования. Способы, техника и методы планирования. Методологические основы планирования. |
12 |
1 |
||
2 |
Стратегическое, оперативное планирование на предприятии. Цели, содержание, назначение. Виды составляемых планов. |
3 |
|||
3 |
Понятие, содержание, цели бизнес – плана, порядок составления. |
||||
Практические занятия: задание на составление разделов бизнес-плана. |
4 |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся: задание на составление бизнес-плана. |
3 |
||||
Тема 3.3. Аспекты развития организаций сферы земельно-имущественных отношений
|
Содержание учебного материала |
6 |
|||
1 |
Состав организаций сферы земельно-имущественных отношений. Их организационно – правовые формы. Финансирование деятельности. Развитие форм. |
4 |
3 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: посредством Интернет найти информацию о деятельности ФГУ «Земельная кадастровая палата». Составление реферата.
|
2 |
|
|||
Курсовое проектирование |
20 |
||||
Самостоятельная работа над курсовым проектом |
20 |
|
|||
Всего: |
154 |
|
|||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Экономика организации».
Оборудование учебного кабинета: комплект учебной мебели, классная доска, комплект учебно-методической документации, учебные стенды.
Технические средства обучения: компьютеры, экран, проектор, индивидуальные калькуляторы.
Программное обеспечение: программный продукт «Тестинг» - для контроля знаний.
Основные источники:
Нормативно – правовые акты
1. Гражданский кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Трудовой кодекс РФ
4. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ
5. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ
6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ
7. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ
8. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ
Учебники и учебные пособия
1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия – М.: Инфра М, 2010.
2. Грибов В.Д., Грузинов В.П., Кузьменко В.А.. Экономика организации (предприятия). –М.: КНОРУС, 2012.
Дополнительные источники:
1. Арсенова Е.В., Крюкова О.Г. Справочное пособие в схемах по «Экономике организаций (предприятий)». – М.: Финансы и статистика, 2008.
2. Лукина А.В. Маркетинг. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2006.
3. Коноплев С.П. Экономика организаций (предприятий). - М.: Проспект, 2010.
4. Остапенко В.В. Финансы предприятий. – М.: ОМЕГА-Л, 2007.
5. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2008.
6.Финансовая (бухгалтерская) отчетность предприятия, первичные документы.
7.Тальминова П.В., Чернецова Е.В. Практикум по экономике организации (предприятия). – М.: Финансы и статистика, 2010.
8. Чалдаева Л.А. Экономика предприятия. – М.: Фин.академия при Правительстве РФ, 2010.
9. Чечевицына Л.Н., Чечевицына Е.В. Экономика предприятия. – Ростов –на –Дону.: Феникс, 2010 .
Интернет – ресурсы:
1. www.rosreestr.ru
2. akdi.ru/ekonom
3. www.ekonomy.gov.ru
4. www.businesscom.biz/biblio/ebooks/economics/book.html
5. www.e-college.ru/xbooks/xbook010/book/index/index.html?part-005*page.htm
6. www.inventech.ru/lib/predpr/
7. http://exsolver.narod.ru/Books/Econenterpr/Safronov/index.html
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
определять организационно-правовые формы организаций |
практическая проверка проверка самостоятельной работы |
планировать деятельность организации |
практическая проверка проверка самостоятельной работы индивидуальное курсовое проектирование |
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации |
практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
заполнять первичные документы по экономической деятельности организации |
практическая проверка
|
рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации |
практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование
|
рассчитывать цену продукции |
практическая проверка проверка самостоятельной работы индивидуальное курсовое проектирование |
находить и использовать необходимую экономическую информацию |
практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
Знания: |
|
сущность организации как основного звена экономики отраслей |
опрос проверка самостоятельной работы индивидуальное курсовое проектирование |
основные принципы построения экономической системы организации |
опрос проверка самостоятельной работы индивидуальное курсовое проектирование |
управление основными и оборотными средствами и оценку эффективности их использования
|
опрос проверка самостоятельной работы практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
организацию производственного и технологического процессов |
опрос промежуточная аттестация: экзамен |
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования |
опрос практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
способы экономии ресурсов, энергосберегающие технологии |
опрос индивидуальное курсовое проектирование |
механизмы ценообразования
|
опрос проверка самостоятельной работы практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
формы оплаты труда
|
опрос проверка выполнения самостоятельной работы практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
основные технико-экономические показатели деятельности организации и методику их расчета
|
опрос проверка самостоятельной работы практическая проверка индивидуальное курсовое проектирование |
аспекты развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике |
опрос индивидуальное задание-реферат |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.