РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Основы патологии
Оценка 4.7

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Основы патологии

Оценка 4.7
DOCX
02.12.2023
РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.03 Основы патологии
РПпатологии очники.DOCX

 

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

Утверждаю

Директор  техникума

___________Д.К.Скрыльников

«28» августа  2023г.

 

 

«____»  августа  2015г.

 

 
 

 

 

 

 


                                                                                              22

 

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП.03 Основы патологии

 

для  специальности

 

33.02.01 Фармация

(базовая подготовка)

 

форма обучения

ОЧНАЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Белореченск, 2023 г.

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 33.02.01 Фармация, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 13.07.2021 № 449

Автор программы:  Евсюкова Н.Ю. – преподаватель  ЧУПОО ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 Рецензенты:

Овчинникова Е.А.– председатель ЦК фармацевтических дисциплин

_____________________________________________________

_____________________________________________________

ОДОБРЕНО:

 

          цикловой комиссией фармацевтических дисциплин                                

          протокол №  1 от  « 28»  августа  2023 г.

 

Председатель цикловой комиссии  ________________

 

 

Рассмотрено и рекомендовано к использованию в учебном процессе педагогическим советом  протокол № 1  от  «28» августа 2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.                ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.                СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

3.                условия реализации программы учебной дисциплины

 

15

4.                Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

16

 

 


1.                         паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 03 Основы патологии

  1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 Фармация, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от13.07.2021 № 449

 

 

 

      1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина  ОП. 03Основы патологии является частью цикла общепрофессиональных дисциплин (ОП) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 33.02.01 Фармация (базовой подготовки).

1.3.       Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

У1 Оказывать первую медицинскую помощь;

У2Определять симптомы болезни

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 

З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;

 

З2 роль реактивности в патологии;

 

З3 типовые патологические процессы;

 

З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма;

З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

З6 клинические проявления патологический изменених  в различных органах и системах организма;

З7  стадии лихорадки.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции(ОК):

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

После изучения дисциплины студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

    ПК 1.6. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 1.7. Оказывать первую медицинскую помощь

 

1.4. Количество часов на освоение примерной программы дисциплины:

 

                  максимальной учебной нагрузки – 124 часов, в том числе:

 

         обязательной аудиторной учебной нагрузки – 116 часов;

 

 

 

 

 

 

 

2.    СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

 

Объем  часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

 

124

Обязательная аудиторная ученая нагрузка (всего)

 

116

в том числе:

 

 

Лекции

 

54

Практические занятия

 

56

Аудиторная самостоятельная работа

 

6

Консультации

 

2

Итоговая аттестация в форме экзамена

 

6


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Основы патологии

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Формируемые умения и знания

Объем часов

Уровень освоения

1

2

 

3

4

Тема 1.  Содержание и задачи предмета. Болезнь и здоровье

Содержание учебного материала

Дисциплина основы патологии, ее цели и задачи в подготовке фармацевтов. Понятие о здоровье, иммунитете,болезни.Понятие о симптоме,синдроме,диагнозе.

Стадии,исходы болезни. Методы исследования больных: (субъективные,объективные,инструментальные,лабараторные)

З1,З3

4

 

 

 

 

 

 

1

Тема2.Повреждения.Виды и механизмы образования

Содержание учебного материала                                                                                               Виды ,механизмы образования дистрофий

Некроз,атрофия.Виды и механизмы образования   Нарушение обмена веществ в организме и его тканях              

 

З3,З4,З6

8

1

В том числе практические занятия                                                           

 1.Виды, механизмы образования дистрофий

2.Виды и механизмы образования  некроза ,атрофии             

 

 

З3,З4, У2

4

2

Тема3.Компенсаторно-приспособительные реакции

Содержание учебного материала                                                Процессы компенсации:регенерация,гипертрофия,гиперплазия.                               Процессы приспособления:атрофия,метаплазия,организация. 

Общие реакции организма на повреждения,экстремальные состояния: стресс ,шок, коллапс, кома.                                                                                                                  Реактивность и резистентность организма.                                                                                                                   

 

З3,З4,З6

2

2

Тема4.Нарушение кровообращения лимфообращения

Содержание учебного материала                                                                             Нарушение центрального,                                                                           периферического кровообращения. Нарушение лимфообращения.                                                                                                               Нарушение микроциркуляции . Понятие о гипоксии                                                                                    Кровотечения.                                                                                                                                           Нарушение лимфообращения .   

 

З3,З4,З6

6

1

 

В том числе практическое занятие                                                                      Нарушение                                                                                                                      крово- и лимфообращения.

 

З3,З4, У2

2

2

 

В том числе аудиторная самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Гипоксия. Виды                                                                                                                                                                                        

 

З3,З4, У2

2

3

Тема 5.  Воспаление.

Содержание учебного материала

Понятие о воспалении    Компоненты воспаления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Местные и общие проявления воспаления.                                                                 развития.Виды,признаки,стадии,исходы.

Медиаторы воспаления.  Терминология.  Формы воспаления   

З2, З5,З6

6

 

 

 

1

В том числе практическое занятие                                                                         Воспаление.Формы воспаления.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

З3,З4 ,У2

2

2

Тема6.Иммунопатологические процессы. Опухоли

Иммунопатологические процессы. Общая характеристика                                                   Аллергические реакции.                                                                                                       Характеристика отдельных видов аллергических реакций. Строение опухолей.  Рост ,метастазирование.                                                                                                             Воздействие опухолей на организм.                                                                                         Доброкачественные и злокачественные опухоли                                                                                         Теории возникновения опухолей.                                                                                                                                                                                                  Классификация опухолей                                                                                                                                                                              

З2, З5,З6

6

1

 

В том числе практические занятия                                                                           

1. Иммунопатологические процессы                                          2.Опухоли                                                                                                                                                                                                                                                                     

 З3,З4, У2

4

2

Тема 7.  Патология терморегуляции

Содержание учебного материала

Понятие о лихорадке, причины, механизм развития. Типы температурных кривых.

Периоды лихорадки. Изменения в организме при лихорадке.

Гипертермия.Отличие от лихорадки.Первая помощь.

 

З3,З4,З7,

6

1

В том числе практическое занятие

Патология терморегуляции

У1, У2

2

2

 

В том числе аудиторная самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Болезнь.Типовые патологические процессы                                                                                                                                                                                       

 

З3,З4, У2

2

3

 

Тема 8.Травмы

Содержание учебного материала

Понятие о травме, травматизме. Виды.Первая помощь при ушибах,растяжения,вывихах,переломах,ожогах,отморожениях. Иммобилизация,транспортировка при различных видах травм.

 

З4, З5

6

1

 

В том числе практические занятия

1Травмы. Принципы первой помощи.                                                                                     2.Травмы .Транспортная иммобилизация,

 

 

У1,У2

4

2

 

 

Тема9.Раны.  Кровотечение                                                                 

Содержание учебного материала

Понятие о ране. Классификация ран. Виды, признаки ран. Осложнения. Принципы первичной хирургической обработки Понятие о кровотечении. Классификация кровотечений. Признаки кровотечений.Способы остановки:временные,окончательные.

З4,З5

8

1

 

В том числе практические занятия

1.Раны. Первая помощь                                                                                                                              2.Кровотечения. Способы временной остановки кровотечений                                                                        3.Кровотечения. Техника наложения кровоостанавливающего жгута                            

У1,У2

6

2

 

                                                                Тема 10. Десмургия

Содержание учебного материала

 Десмургия.Определение,зачение Виды перевязочного материала. Правила бинтования. Типы повязок.

 

З4,З6

6

 

 

 

1

В том числе практические занятия

1.Десмургия.Виды перевязочного материала.Типы повязок

2. Десмургия. Наложение бинтовых повязок

У1

4

2

 

 

Тема 11. Заболевания

Сердечно-сосудистой системы

Содержание учебного материала

Основные симптомы заболеваний сердечно-сосудистой системы Острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс.Первая помощь.

Гипертоническая болезнь.Причины,способствующие факторы,стадии,симптомы.,осложнения,профилактика. Первая помощь при гипертоническом кризе.Атеросклероз.Причины,стадии развития,формы,профилактика.

Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.Первая помощь при приступе стенокардии.

З3,З4, З6

6

1

В том числе практическое занятие

Заболевания сердечно-сосудистой системы. Уход за больными

У1,У2

2

2

 

 

 

Тема 12.Заболевания органов дыхания.

 

Содержание учебного материала

Основныесимптомы  заболеваний органов дыхания.Причины,осложнения,профилактика.                                         Пневмония.Бронхит,острый и хронический.

Бронхиальная астма.Симптомы, диагностика, лечение, осложнения, профилактика .Первая помощь при приступе бронхиальной астмы.

 

З3,З4, З6

 

8

1

 

В том числе практическое занятие

Заболевания органов дыхания. Уход за больными с заболеваниями органов дыхания.

 

У1, У2

2

2

 

Аудиторная самостоятельная работа                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной  системы                                                                                                                                                                                  

 

З3,З4, У2

2

3

                                                                                                                  

 

 

Тема 13.Заболевания желудочно-кишечного тракта

 

Содержание учебного материала

Основные симптомы .Причины,профилактика. Гастрит острый и хронический. Язвенная болезнь желудка и двенадцати перстной кишки, осложнения.

Холецистит. Желчно-каменная болезнь.Панкреатит. Первая помощь при печеночной колике.

 

 

З3, З4,З6

 

4

 

1

В том числе практическое занятие

Заболевания желудочно-кишечного тракта. Уход за больными

 

У1, У2

2

2

 

Тема 14.Заболевания

Мочевыделительной системы

Содержание учебного материала

Основные симптомы. Гломерулонефрит острый и хронический. Пиелонефрит острый и хронический.

Мочекаменная болезнь.Первая помощь при почечной колике. Цистит. Острая задержка мочи.

 

З3, З4,З6

4

1

В том числе практическое занятие

Заболевания мочевыделительной системы Уход за больными

У1, У2

2

2

 

 

 

    Тема15.Заболевания

Эндокринной системы

 

 

 

 

Содержание учебного материала

Заболевания щитовидной железы. Виды,клинические проявления

Сахарный диабет. Осложнения. Диетотерапия.Острые состояния,первая помощь.

 

 

 

 

 

З3,З4, З6

 

 

 

 

4

 

 

 

 

1

В том числе практическое занятие

Заболевания щитовидной железы. Сахарный диабет. Осложнения.

У1,У2

2

2

 

 

Тема 16.Отравления

Содержание учебного материала

Понятие об отравлении. Причины, симптомы, общие принципы первой помощи.

Первая помощь при пищевых отравлениях,  отравлении угарным газом, лекарственными препаратами. Понятия о гемосорбции, гемодиализе.

 

З3,З4,З6

4

1

 

В том числе практическое занятие

Отравления. Первая помощь.

 

У1, У2

2

2

                                                           

Тема 17.Инфекционные заболевания.

Общая характеристика инфекционных заболеваний.

 ОРЗ. Грипп

 Дизентерия. Сальмонеллез. Гепатит. 

З3,З4,З6

4

1

В том числе практическое занятие

Инфекционные заболевания

 

У1, У2

2

2

 

Тема18.ВИЧ – инфекция

 Содержание учебного материала                                                                     ВИЧ – инфекция

Распространенность. Этиология. Пути передачи. Группы риска. Клиническое течение.

Лечение. Профилактика

З3,З4,З6

2

1

 

Тема 19.Нервно-психические заболевания

Содержание учебного материала

Общие понятия о нервных и психических расстройствах. Эпилепсия. Первая помощь при эпилептическом припадке. Истерия. Первая помощь при истерическом припадке.

Алкогольный психоз. Наркомания и токсикомания. Роль фармацевта в профилактике.

З3, З6

2

1

Тема 20. Уход за тяжелобольными. Методы простейшей физиотерапии

Содержание учебного материала по теме

Понятие об общем и специальном уходе. Личная гигиена больного.Профилактика пролежней. Определение,цели,

применение компрессов, пузыря со льдом, грелки, горчичников

 

З4, З6,

6

1

 

В том числе практические занятия

1.Уход за тяжелобольными. Профилактика пролежней                           2. Методы простейшей физиотерапии

 

 

У1, У2

4

2

Тема 21.Применение лекарственных средств.

Содержание учебного материала

Пути введения лекарственных веществ

Алгоритмы выполнения подкожной и  внутримышечной   инъекций.

 

З5,З6

4

1

 

В том числе практическое занятие

Применение лекарственных средств. Инъекции

 

У1 ,У2

2

2

 

 

 

 

Тема 26.Реанимация

Содержание учебного материала

Понятие о реанимации. Этапы умирания. Признаки клинической, биологической смерти.

 Этапы сердечно-легочной реанимации.Современный алгоритм  базовой сердечно-легочной реанимации. 3Отработка техники реанимационных мероприятий

З3,З4, ,З6

10

1

В том числе практические занятия                                                                                      1.Терминальные состояния                                                                                                 2.Первая помощь при состоянии клинической смерти   3.Техника закрытого массажа сердца и искусственного дыхания                                                                                                    4.Алгоритм сердечно-легочной реанимации

 

У1 ,У2

8

2

 

Всего

 

116

 

 

 

 

 

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1-ознакомительный(узнавание ранее изученных объектов,свойств);

2-репродуктивный(выполнение деятельности по образцу,подобию,под руководством);

3-продуктивный(планирование и самостоятельное выполнения деятельности ,решение проблем)

 

 

 

 

 

 

 

 


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1.            Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

 

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета основ патологии.

 

Оборудование учебног окабинета:

 

-        Шкафы материальные;

 

-        Классная доска;

 

-        стол и стул для преподавателя;

 

-        столы и стулья для студентов;

 

-        стеллаж для муляжей;

 

-        столик процедурный;

-        кушетка;

-        таблицы.

 

Технические средства обучения:

 

-        мультимедийнаяустановка;

-        компьютер;

-        презентации.

 

3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет – ресурсов, дополнительной литературы

 

Основные источники:

1. Митрофаненко В.П., Алабин И.В.Основы патологии:  «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020

2.Пауков В.С., Литвицкий П.Ф.   Патологическая анатомия и патологическая физиология: «ГЭОТАР- МЕДИА»,2020

             3. М.Н.Мисюк «Основы медицинских знанаий» «ЮРАЙТ», 2019.

4. Оконенко Т.И., Чуваков Г.И. Сестринское дело в хирургии Учебник и практикумдля СПО, г. Великий Новгород 2018 

 

 Основные электронные издания

1. Долгих, В. Т.  Основы патологии и иммунологии. Тесты: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Т. Долгих, О. В. Корпачева. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 307 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-12144-5. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/476086

2. Красников, В. Е.  Основы патологии: общая нозология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Е. Красников, Е. А. Чагина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 193 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-11689-2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://www.urait.ru/bcode/474400

3. Мустафина, И. Г. Основы патологии: учебник для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 436 с. — ISBN 978-5-8114-8071-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/171430

4. Мустафина, И. Г. Основы патологии. Практикум: учебное пособие для спо / И. Г. Мустафина. — 2-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 376 с. — ISBN 978-5-8114-7051-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/154389

Дополнительные источники

            1.Кадыков, В. А.  Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Кадыков, Е. М. Мохов, А. М. Морозов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 241 с. — (Профессиональное образование). ISBN 978-5-534-14747-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518999 (дата обращения: 28.08.2023).

 

                                                                                   

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

У1 оказывать медицинскую помощь

У2 определять симптомы заболеваний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Усвоенные знания:

 

З1 учение о болезни, этиологии, патогенезе;

 

З2 роль реактивности в патологии;

 

З3 типовые патологические процессы;

 

З4 закономерности и формы нарушения функций органов и систем организма;

З5 клинические проявления воспалительных реакций, формы воспаления;

З6 клинические проявления патологических изменений  в различных органах и системах организма;

З7 стадии лихорадки

 

Текущий контроль:

-   письменный опрос

-   собеседование

-   тестирование

-   решение ситуационных задач

-   оценка точности и полноты выполнения индивидуальных домашних заданий, заданий в рабочей тетради и заданий по практике

-   наблюдение за процессом выполнения заданий по практике

 

Итоговый контроль – экзамен, который рекомендуется проводить по окончании изучения учебной дисциплины. Экзамен включает в себя контроль усвоения теоретического материала (в виде тестирования) и контроль усвоения практических умений.

 

Критерии оценки итогового экзамена:

уровень усвоения студентами материала, предусмотренного учебной программой дисциплины;

уровень умений, позволяющих студенту ориентироваться в топографии и функциях органов и систем;

обоснованность, четкость, полнота изложения ответов;

уровень информационно-коммуникативной культуры.

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

СОДЕРЖАНИЕ стр

СОДЕРЖАНИЕ стр

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Нарушение лимфообращения.

Нарушение лимфообращения.

Гипертермия.Отличие от лихорадки

Гипертермия.Отличие от лихорадки

Сердечно-сосудистой системы Содержание учебного материала

Сердечно-сосудистой системы Содержание учебного материала

Мочевыделительной системы

Мочевыделительной системы

Тема18. ВИЧ – инфекция Содержание учебного материала

Тема18. ВИЧ – инфекция Содержание учебного материала

В том числе практические занятия 1

В том числе практические занятия 1

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Мустафина, И. Г. Основы патологии

Мустафина, И. Г. Основы патологии

Освоенные умения: У1 оказывать медицинскую помощь

Освоенные умения: У1 оказывать медицинскую помощь
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023