Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
2020
СОГЛАСОВАНО Председатель ЦК группы «Техника и технологии наземного транспорта» _________________ Протокол №__ от «___» ____ 2020 г
|
УТВЕРЖДАЮ Замдиректора по УР __________ «___»___________2020г.
|
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология и стандартизация разработана на основании требований:
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 45)
Положения о разработке рабочей программы учебной дисциплины в ГБПОУ РО «Каменский техникум строительства и автосервиса» (приказ ГБПОУ РО «КТСиА» от 29.08.2018 г. № 235)
Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса» (ГБПОУ РО «КТСиА»)
Разработчик: _________, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»
Рецензенты:
___________, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»
___________, директор ООО «АколитТранс»
СОДЕРЖАНИЕ
|
|
1 Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины
|
4 |
2 Структура и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ
|
5 |
3 Условия реализации учебной дисциплины
|
11 |
4 Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
|
12 |
1 Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ
1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина).
1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины
Код компетенции |
Умения |
Знания |
ОК 01 – ОК 09 ПК 1.1-ПК 1.3 ПК 2.1 - ПК 2.4 ПК 3.1-ПК 3.4 |
- оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов; - применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов; - использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности; - применять стандарты качества для оценки выполнения работ; - применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации; - выполнять метрологическую поверку средств измерений; - проводить испытания и контроль продукции; - применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава; - определять износ соединений; |
- основные понятия и определения метрологии и стандартизации; - основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. - средства метрологии и стандартизации; - нормирование точности формы и расположения поверхностей |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Объем образовательной программы |
58 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем |
54 |
в том числе: |
|
Теоретическое обучение |
38 |
Практические занятия |
16 |
Самостоятельная работа |
4 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета за счет часов практического обучения |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05 Метрология и стандартизация
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
Введение |
Содержание учебного материала: |
1 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Содержание дисциплины и ее значение в подготовке техника. Связь с другими общепрофессиональными дисциплинами, профессиональными модулями. Исторический очерк развития метрологии и стандартизации. |
1 |
|||||
Тема 1 Основные понятия и определения метрологии |
Содержание учебного материала: |
2 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Структура, и задачи метрологической службы. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции. Виды и методы измерений, средства измерений и их метрологические характеристики. Погрешности измерения. Оценка результатов измерений. Метрологическое обеспечение производства. |
2 |
|||||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка презентации по теме «Средства измерения». |
1 |
|||||
Тема 2 Средства метрологии |
Содержание учебного материала: |
8 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Виды и методы измерений. Основные характеристики измерительных инструментов и приборов: интервал и цена деления шкалы, диапазон показаний, диапазон измерений, методы измерений. Погрешности измерений: виды, источники. Способы повышения точности измерений. Концевые меры длины. Калибры, их основные типы. Штангенинструменты: штангенциркули, штангенлубиномеры, штангенрейсмусы. Микрометрические измерительные средства: микрометр, глубиномер, нутромер. Стрелочные счетные головки и их применение. Рычажные и индикаторные скобы. Основные факторы, определяющие выбор средств для измерения линейных размеров. Контроль неплоскостности и непрямолинейности: уровни, типы, принцип действия. Контроль нецилиндричности и некруглости. Устройство и принцип действия кругломера. Контроль шероховатости поверхностей. |
|
|||||
Практические занятия: |
4 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
№ 1. |
Метрологическая поверка средств измерений |
1 |
||||
№ 2. |
Измерение и контроль продукции с помощью штангенинструмента |
1 |
||||
№ 3. |
Измерение и контроль продукции с помощью микрометра |
1 |
||||
№ 4. |
Измерение и контроль продукции с помощью индикаторных инструментов |
1 |
||||
Самостоятельная работа: |
1 |
|||||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка презентации на тему «Применение средств метрологии в моей специальности». |
1 |
|||||
Тема 3 Основные понятия и определения стандартизации |
Содержание учебного материала: |
2 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Задачи стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации. Система стандартизации. Нормативные документы по стандартизации.
|
2 |
|||||
Тема 4 Основные положения государственной системы стандартизации |
Содержание учебного материала: |
7 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4
|
|||
Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов. Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Единая система технологической документации (ЕСТД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Системы обозначения изделий и конструкторских документов ГОСТ 2.201-80 СОИКД; технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения ТДК; классификатор технологических операций машиностроения и приборостроения КОТ и др. |
7 |
|||||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
№ 5. |
Использование основных положений стандартизации в профессиональной деятельности. |
2 |
||||
Тема 5 Организация работ по стандартизации |
Содержание учебного материала: |
3 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Органы и службы стандартизации. Государственный контроль и надзор. Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов. Информационное обеспечение в области стандартизации. Нормоконтроль технической документации. Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. |
3 |
|||||
Практические занятия: |
1 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
№ 6. |
Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов. |
1 |
||||
Контрольная работа по темам 1 - 5 |
1 |
|||||
Тема 6 Средства стандартизации. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей. |
Содержание учебного материала: |
2 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|
||
Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины. Графическое изображение размеров и отклонений. Основные понятия о посадках (сопряжениях, соединениях). Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала. Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров. Приемочные границы при определении действительного размера. Допуски и посадки для гладких цилиндрических и конических деталей и соединений. |
2 |
|
||||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|
|||
№7. |
Определение износа соединения вал – втулка. |
2 |
|
|||
Самостоятельная работа: |
1 |
|
||||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Изучение темы «Приемочные границы при определении действительного размера». |
1 |
|
||||
Тема 7 Нормирование точности формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности. |
Содержание учебного материала: |
4 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|
||
Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки. Влияние точности формы и шероховатости поверхностей на эксплуатационные свойства элементов деталей. Параметры шероховатости, их определения, порядок численных значений, основные указания по применению отдельных параметров и их комплексов. Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости поверхностей. Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров. Основные понятия. Виды размерных цепей. Задачи по обеспечению точности размерных цепей: проверочные и проектировочные. Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной («минимум-максимум») и неполной взаимозаменяемости. |
4 |
|
||||
Самостоятельная работа: |
1 |
|
||||
Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Изучение темы «Волнистость поверхности». |
1 |
|
||||
Тема 8 Требования стандартов к документации |
Содержание учебного материала: |
2 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Единая система конструкторской документации и ее требования к проектированию, выполнению и оформлению проектно-конструкторской документации. Комплекс утвержденных стандартов. Единая система технологической документации и ее требования к формам документации общего назначения и правилам оформления технологических процессов. Комплекс утвержденных стандартов. |
2 |
|||||
Практические занятия: |
2 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
№8. |
Оформление проектно-конструкторской документации в соответствии с требованиями стандартов. |
1 |
||||
№ 9. |
Оформление технологической документации в соответствии с требованиями стандартов. |
1 |
||||
Тема 9 Управление и обеспечение качества продукции |
Содержание учебного материала: |
3 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Система показателей качества продукции. Единая система государственного управления качеством продукции. Международная система стандартов по обеспечению качества (серия стандартов ИСО 9000). Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции. Юридическая природа стандарта. Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции. Система обеспечения качества продукции. Стандарты качества |
3 |
|||||
Практические занятия: |
1 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
№ 10. |
Применение стандартов качества для оценки выполнения работ при ТО и ремонте автомобильного транспорта |
1 |
||||
Тема 10 Сертификация продукции |
Содержание учебного материала: |
4 |
ОК.01 – ОК.09 ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
|||
Нормирование точности производственного оборудования. Оценка и методы оценки уровня качества продукции. Карта технического уровня и качества продукции. Конкурентоспособность продукции. Контроль и методы контроля качества продукции. Организация технического контроля в производстве продукции. Основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации. Испытание продукции. Сертификация продукции. Аттестация производства. Система сертификации. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации. Обязательная и добровольная сертификация |
4 |
|||||
Практические занятия: |
1 |
ПК 2.4, ПК 3.3 - ПК 3.4 |
||||
|
№ 11. |
Применение основных правил и документов системы подтверждения соответствия Российской Федерации |
1 |
|||
Дифференцированный зачет |
2 |
|
||||
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете и лаборатории по метрологии, стандартизации и сертификации.
Оборудование учебного кабинета:
- ученические столы;
- стулья;
- классная доска;
- письменный стол преподавателя;
- муляжи и макеты;
- наглядные пособия (комплект плакатов).
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная доска.
Оборудование лаборатории метрологии, стандартизации и сертификации:
производственные столы; демонстрационный стол; стулья; макеты (резьбовые соединения, зубчатые передачи, соединение вал – втулка), измерительные инструменты (концевые меры длины, штангенинструменты, микрометры, калибры, индикаторные инструменты, автоматические средства измерения).
Основная литература:
Печатные издания:
Зайцев С. А., Толстов А. Н., Грибанов Д. Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. – М.: ОИЦ «Академия», 2018.
Зайцев С. А., Куранов А. Д., Толстов А. Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. — М.: ОИЦ «Академия», 2013.
Козловский Н. С., Ключников В. М. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». — М.: Машиностроение, 2007.
Марков А. И., Ганевскнй Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация измерительных инструментов и приборов. — Машиностроение, 2008.
Таныгин В. А. Основы стандартизации и управление качеством. — М.: Издательство стандартов, 2009.
Якушев А. И., Воронцов Л. Н., Федотов Н. М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические изменения. — М.: Машиностроение, 2010.
Электронные издания:
1. http://www.interface.ru
2. http://www.iso9000.ok.ru
3. http://www.cals.ru
Дополнительная литература:
ГОСТ 25346—89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды доступов и основных отклонений.
ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля доступов и рекомендуемые посадки.
ГОСТ 2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений.
ГОСТ 6636-69. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры.
ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположения поверхностей. Основные термины и определения.
ГОСТ 24643-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски и расположения. Числовые значения.
ГОСТ 2.308-79. Указание на чертежах допусков формы и расположение поверхностей.
ГОСТ 25142-82 Шероховатость поверхности. Термины и определения.
ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.
ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения.
РД 50-690-89. Надежность в технике. Методы оценки.
ГОСТ 4. 93-83. Система показателей качества продукции. Станки металлообрабатывающие. Номенклатура показателей.
ГОСТ 8. 82. Станки металлорежущие. Общие требования к испытаниям на точность.
ГОСТ 25443-82Е. Станки металлорежущие. Образцы - изделия для проверки точности обработки. Общие технические требования.
ГОСТ 15647-79. Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения, а также другие стандарты систем ОНВ, ЕСДН, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСС, ГСИ, СПКП, ЕСГУКЛ и комплекс общесоюзных классификаций КЕСКД, ТКД, ТКСЕ. КТО, КТД, КТП, ОКП, ОК ПРДС, ТР.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Критерии оценки |
Методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: |
|
|
оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов |
Владеет навыками оформления проектно-конструкторской документации, технологической и другой технической документации в соответствии с требованиями стандартов |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практических занятий №3 - № 4. |
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов |
Владеет навыками применения требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №2. |
использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности |
Владеет навыками использования основных положений стандартизации в профессиональной деятельности |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №1. |
применять стандарты качества для оценки выполнения работ |
Владеет навыками применения стандартов качества для оценки выполнения работ |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №5. Подготовка реферата на тему «Показатели качества». |
применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации |
Владеет навыками применения основных правил и документов системы подтверждения соответствия Российской Федерации |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №6. Подготовка реферата на тему «Основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации». |
- выполнять метрологическую поверку средств измерений |
Владеет навыками выполнения метрологической поверки средств измерений |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторной работы №1. |
проводить испытания и контроль продукции |
Владеет навыками проведения испытания и контроля продукции |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторных работ №2- №4. |
применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава |
Владеет навыками применения системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №5.
|
- определять износ соединений |
Владеет навыками определения износа соединений |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторной работы №5. |
Знания: |
|
|
основные понятия и определения метрологии и стандартизации |
Знает основные понятия и определения метрологии и стандартизации |
Контрольная работа по темам 1 – 5. Подготовка презентации по теме «Средства измерения». Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №1. Дифференцированный зачет |
основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов. |
Знает основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов |
Наблюдение и оценивание в ходе проведения практических занятий №3 - № 5. Подготовка реферата на тему «Системы стандартизации». Дифференцированный зачет |
средства метрологии и стандартизации |
Знает средства метрологии и стандартизации |
Дифференцированный зачет |
нормирование точности формы и расположения поверхностей |
Знает нормирование точности формы и расположения поверхностей |
Дифференцированный зачет |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.