Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология и стандартизация по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Оценка 5

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология и стандартизация по специальности 23.02.04 Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

Оценка 5
doc
25.11.2021
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология и стандартизация по специальности  23.02.04 Техническая эксплуатация  подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
23.02.04_ОП.05_2020.doc

 

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Каменский техникум строительства и автосервиса»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОП. 05 МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020

 

СОГЛАСОВАНО                                                  

Председатель ЦК группы   «Техника и технологии наземного транспорта»                          

_________________

 Протокол №__ от «___» ____ 2020 г

                               

                                  

УТВЕРЖДАЮ

Замдиректора по УР

__________

«___»___________2020г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.05 Метрология и стандартизация разработана на основании требований:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности  23.02.04 Техническая эксплуатация  подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 23 января 2018 г. № 45)

Положения о разработке рабочей программы учебной дисциплины в ГБПОУ РО  «Каменский техникум строительства и автосервиса» (приказ ГБПОУ РО «КТСиА» от 29.08.2018 г.  № 235)

 

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области  «Каменский техникум строительства и автосервиса» (ГБПОУ РО «КТСиА»)

 

Разработчик:  _________, преподаватель ГБПОУ РО «КТСиА»

                                                   

 

Рецензенты:

___________, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ РО «КТСиА»

___________, директор ООО «АколитТранс»

 

                                 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

1 Общая характеристика рабочей программы учебной дисциплины

 

4

2 Структура и содержание учебной ДИСЦИПЛИНЫ

   

5

3 Условия реализации учебной дисциплины

 

11

4 Контроль и оценка результатов освоения

    учебной дисциплины

 

12

 

1 Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 05. МЕТРОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ

 

1.1 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в профессиональный цикл (общепрофессиональная дисциплина).

 

1.2 Цель и планируемые результаты освоения дисциплины

 

Код компетенции

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 09

ПК 1.1-ПК 1.3

ПК 2.1 - ПК 2.4

ПК 3.1-ПК 3.4

- оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов;

- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;

- использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности;

- применять стандарты качества для оценки выполнения работ;

- применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия

Российской Федерации;

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- проводить испытания и контроль продукции;

- применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава;

- определять износ соединений;

- основные понятия и определения метрологии и стандартизации;

- основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.   

- средства метрологии и  стандартизации;

- нормирование точности формы и расположения поверхностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Количество часов

Объем образовательной программы

58

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

54

в том числе:

 

Теоретическое обучение

38

Практические занятия

16

Самостоятельная работа

4

Промежуточная  аттестация в форме дифференцированного зачета за счет часов практического обучения


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП. 05 Метрология и стандартизация

 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала:

1

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Содержание дисциплины и ее значение в подготовке техника. Связь с другими общепрофессиональными дисциплинами, профессиональными модулями. Исторический очерк развития метрологии и стандартизации.

1

Тема  1  Основные понятия и определения метрологии

Содержание учебного материала:

2

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Структура, и задачи метрологической службы. Роль метрологии в обеспечении взаимозаменяемости, в формировании качества продукции.

Виды и методы измерений, средства измерений и их метрологические характеристики. Погрешности измерения. Оценка результатов измерений. Метрологическое обеспечение производства.

2

Самостоятельная работа:

1

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка презентации по теме «Средства измерения».

1

Тема 2 Средства метрологии

Содержание учебного материала:

8

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

    Виды и методы измерений. Основные характеристики измерительных инструментов и приборов: интервал и цена деления шкалы, диапазон показаний, диапазон измерений, методы измерений.       Погрешности измерений: виды, источники. Способы повышения точности измерений.

      Концевые меры длины.

      Калибры, их основные типы.

      Штангенинструменты: штангенциркули, штангенлубиномеры, штангенрейсмусы.

      Микрометрические измерительные средства: микрометр, глубиномер, нутромер.

      Стрелочные счетные головки и их применение.

      Рычажные и индикаторные скобы.

      Основные факторы, определяющие выбор средств для измерения линейных размеров.

      Контроль неплоскостности  и непрямолинейности: уровни, типы, принцип действия.

       Контроль нецилиндричности и  некруглости. Устройство и принцип действия  кругломера.

      Контроль шероховатости поверхностей.

 

Практические занятия:

4

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

№ 1.

Метрологическая поверка средств измерений

1

№ 2.

Измерение и контроль продукции с помощью штангенинструмента

1

№ 3.

Измерение и контроль продукции с помощью микрометра

1

№ 4.

Измерение и контроль продукции с помощью индикаторных инструментов

1

Самостоятельная работа: 

1

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Подготовка презентации на тему «Применение средств метрологии в моей специальности».

1

Тема 3  Основные понятия и определения стандартизации

Содержание учебного материала:

2

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Задачи стандартизации. Основные понятия и определения в области стандартизации. Система стандартизации. Нормативные документы по стандартизации.

 

2

Тема 4  Основные положения государственной системы стандартизации

Содержание учебного материала:

7

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

 

Цели, принципы создания, структура, содержание и обозначение стандартов.  Основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.  Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Единая система технологической документации (ЕСТД). Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ). Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Системы обозначения изделий и конструкторских документов ГОСТ 2.201-80 СОИКД; технологический классификатор деталей машиностроения и приборостроения ТДК; классификатор технологических операций машиностроения и приборостроения КОТ и др.

7

Практические занятия:

2

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

№ 5.

Использование основных положений стандартизации в профессиональной деятельности.

2

Тема 5  Организация работ по стандартизации

Содержание учебного материала:

3

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Органы и службы стандартизации. Государственный контроль и надзор. Порядок разработки, внедрения и обновления нормативных документов. Информационное обеспечение в области стандартизации. Нормоконтроль технической документации. Требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

3

Практические занятия:

1

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

№ 6.

Применение требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.

1

Контрольная работа по темам 1 - 5

1

Тема 6 Средства стандартизации. Система допусков и посадок для гладких элементов деталей.

Содержание учебного материала:

2

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

 

Нормативные документы по обеспечению взаимозаменяемости и нормированию точности. Основные термины. Графическое изображение размеров и отклонений. Основные понятия о посадках (сопряжениях, соединениях). Понятие о посадках в системе отверстия и в системе вала.

Общие понятия о системах допусков и посадок. Единая система допусков и посадок (ЕСДП). Рекомендации по выбору допусков и посадок. Указание точности размеров. Приемочные границы при определении действительного размера. Допуски и посадки для гладких цилиндрических и конических деталей и соединений.

2

 

Практические занятия:

2

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

 

№7.

Определение износа соединения вал – втулка.

2

 

Самостоятельная работа: 

1

 

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Изучение темы «Приемочные границы при определении действительного размера».

1

 

Тема 7  Нормирование точности формы и расположения поверхностей. Шероховатость поверхности.

Содержание учебного материала:

4

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

 

Поверхности (профили) прилегающие и реальные. Отклонения и допуски формы и расположения поверхностей: терминология, виды, условные знаки.

   Влияние точности формы и шероховатости поверхностей на эксплуатационные свойства элементов деталей.

Параметры шероховатости, их определения, порядок численных значений, основные указания по применению отдельных параметров и их комплексов. Условные обозначения шероховатости поверхности. Понятие о волнистости поверхностей.

Связь точности формы и шероховатости поверхностей с технологическими факторами и точностью размеров.

Основные понятия. Виды размерных цепей. Задачи по обеспечению точности размерных цепей: проверочные и проектировочные. Методы расчета размерных цепей при обеспечении полной («минимум-максимум») и неполной взаимозаменяемости.

4

 

Самостоятельная работа: 

1

 

Проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы. Изучение темы «Волнистость поверхности».

1

 

Тема 8  Требования стандартов к документации

Содержание учебного материала:

2

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Единая система конструкторской документации и ее требования к проектированию, выполнению и оформлению проектно-конструкторской документации. Комплекс утвержденных стандартов.

Единая система технологической документации и ее требования к формам документации общего назначения и правилам оформления технологических процессов. Комплекс утвержденных стандартов.

2

Практические занятия:

2

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

№8.

Оформление проектно-конструкторской документации в соответствии с требованиями стандартов.

1

№ 9.

Оформление технологической документации в соответствии с требованиями стандартов.

1

Тема 9  Управление и обеспечение качества продукции

Содержание учебного материала:

3

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Система показателей качества продукции. Единая система государственного управления качеством продукции. Международная система стандартов по обеспечению качества (серия стандартов ИСО 9000).

Применение нормативных актов в процессе управления качеством продукции. Юридическая природа стандарта.

Международное сотрудничество в области стандартизации, метрологии и качества продукции. Система обеспечения качества продукции. Стандарты качества

3

Практические занятия:

1

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

№ 10.

Применение стандартов качества для оценки выполнения работ при ТО и ремонте автомобильного транспорта

1

Тема 10  Сертификация продукции

Содержание учебного материала:

4

ОК.01 – ОК.09

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

Нормирование точности производственного оборудования.

Оценка и методы оценки уровня качества продукции. Карта технического уровня и качества продукции. Конкурентоспособность продукции.

Контроль и методы контроля качества продукции. Организация технического контроля в производстве продукции.

Основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации. Испытание продукции. Сертификация продукции. Аттестация производства. Система сертификации. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Обязательная и добровольная сертификация

4

Практические занятия:

1

ПК 2.4,

ПК 3.3 - ПК 3.4

 

№ 11.

Применение основных правил и документов системы подтверждения соответствия Российской Федерации

1

Дифференцированный зачет

2

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

 

Реализация рабочей программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете и лаборатории по метрологии, стандартизации и сертификации.

 

Оборудование учебного кабинета:

- ученические столы;

- стулья;

- классная доска;

- письменный стол преподавателя;

- муляжи и макеты;

- наглядные пособия (комплект плакатов).

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и интерактивная доска.

 

Оборудование лаборатории метрологии, стандартизации и сертификации:

производственные столы; демонстрационный стол; стулья; макеты (резьбовые соединения, зубчатые передачи, соединение вал – втулка), измерительные инструменты (концевые меры длины, штангенинструменты, микрометры, калибры, индикаторные инструменты, автоматические средства измерения).

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

 

           Основная литература:

Печатные издания:

Зайцев С. А., Толстов А. Н., Грибанов Д.  Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении. – М.: ОИЦ «Академия», 2018.

Зайцев С. А., Куранов А. Д., Толстов А. Н. Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении. М.: ОИЦ «Академия», 2013.

Козловский Н. С., Ключников В. М. Сборник примеров и задач по курсу «Основы стандартизации, допуски, посадки и технические измерения». М.: Машиностроение, 2007.

Марков А. И., Ганевскнй Г. М. Конструкция, расчет и эксплуатация измерительных инструментов и приборов. Машиностроение, 2008.

Таныгин В. А. Основы стандартизации и управление качеством.М.: Издательство стандартов, 2009.

Якушев А. И., Воронцов Л. Н., Федотов Н. М. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические изменения. М.: Машиностроение, 2010.

           Электронные издания:

1. http://www.interface.ru

2. http://www.iso9000.ok.ru

3. http://www.cals.ru

 

            Дополнительная литература:

 

ГОСТ 25346—89. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Общие положения, ряды доступов и ос­новных отклонений.

ГОСТ 25347-82. Основные нормы взаимозаменяемости. Единая система допусков и посадок. Поля доступов и рекомендуемые посадки.

ГОСТ 2.307-68. ЕСКД. Нанесение размеров и предельных отклонений.

ГОСТ 6636-69. Основные нормы взаимозаменяемости. Нормальные линейные размеры.

ГОСТ 24642-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски форм и расположения поверхностей. Основные термины и определения.

ГОСТ 24643-81. Основные нормы взаимозаменяемости. Допуски и расположения. Числовые значения.

ГОСТ 2.308-79. Указание на чертежах допусков формы и расположение поверхностей.

ГОСТ 25142-82 Шероховатость поверхности. Термины и определения.

ГОСТ 2789-73. Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

ГОСТ 16263-70 ГСИ. Метрология. Термины и определения.

РД 50-690-89. Надежность в технике. Методы оценки.

ГОСТ 4. 93-83. Система показателей качества продукции. Станки металлообрабатывающие. Номенклатура показателей.

ГОСТ 8. 82. Станки металлорежущие. Общие требования к испытаниям на точность.

ГОСТ 25443-82Е. Станки металлорежущие. Образцы - изделия для проверки точности обработки. Общие технические требования.

ГОСТ 15647-79. Управление качеством продукции. Основные поня­тия. Термины и определения, а также другие стандарты систем ОНВ, ЕСДН, ЕСКД, ЕСТД, ЕСТПП, ГСС, ГСИ, СПКП, ЕСГУКЛ и ком­плекс общесоюзных классификаций КЕСКД, ТКД, ТКСЕ. КТО, КТД, КТП, ОКП, ОК ПРДС, ТР.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения

УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем через текущий контроль в форме практических занятий, подготовки рефератов, презентаций, а также промежуточную аттестацию в форме дифференцированного зачета.

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Критерии оценки

Методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

 

 

оформлять проектно-конструкторскую документацию, технологическую и другую техническую документацию в соответствии с требованиями стандартов

Владеет навыками оформления проектно-конструкторской документации, технологической и другой технической документации в соответствии с требованиями стандартов

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практических занятий №3 - № 4.

применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

Владеет навыками применения требований нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №2.

использовать основные положения стандартизации в профессиональной деятельности

Владеет навыками использования основных положений стандартизации в профессиональной деятельности

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №1.

применять стандарты качества для оценки выполнения работ

Владеет навыками применения стандартов качества для оценки выполнения работ

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №5.

Подготовка реферата на тему «Показатели качества».

применять основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации

Владеет навыками применения основных правил и документов системы подтверждения соответствия Российской Федерации

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №6. Подготовка реферата на тему «Основные правила и документы системы подтверждения соответствия Российской Федерации».

- выполнять метрологическую поверку средств измерений

Владеет навыками выполнения метрологической поверки средств измерений

Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторной работы №1.

проводить испытания и контроль продукции

Владеет навыками проведения испытания и контроля продукции

Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторных работ №2- №4.

применять системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава

Владеет навыками применения системы обеспечения качества работ при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №5.

 

- определять износ соединений

Владеет навыками определения износа соединений

Наблюдение и оценивание в ходе проведения лабораторной работы №5.

Знания:

 

 

основные понятия и определения метрологии и стандартизации

Знает основные понятия и определения метрологии и стандартизации

Контрольная работа по темам 1 – 5. Подготовка презентации по теме «Средства измерения».

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практического занятия №1.

Дифференцированный зачет

основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов.   

Знает основные положения государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов

Наблюдение и оценивание в ходе проведения практических занятий №3 - № 5.

Подготовка реферата на тему «Системы стандартизации». 

Дифференцированный зачет

средства метрологии и  стандартизации

Знает средства метрологии и  стандартизации

Дифференцированный зачет

нормирование точности формы и расположения поверхностей

Знает нормирование точности формы и расположения поверхностей

Дифференцированный зачет

 


Скачано с www.znanio.ru

Министерство общего и профессионального образования

Министерство общего и профессионального образования

СОГЛАСОВАНО

СОГЛАСОВАНО

СОДЕРЖАНИЕ 1

СОДЕРЖАНИЕ 1

Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Общая характеристика РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Содержание учебного материала: 8

Содержание учебного материала: 8

Содержание учебного материала: 8

Содержание учебного материала: 8

Шероховатость поверхности.

Шероховатость поверхности.

Практические занятия: 1

Практические занятия: 1

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

УЧЕБНОЙ дисциплины 3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Дополнительная литература:

Дополнительная литература:

Контроль и оценка результатов освоения

Контроль и оценка результатов освоения

Владеет навыками выполнения метрологической поверки средств измерений

Владеет навыками выполнения метрологической поверки средств измерений
Скачать файл