Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.12. география. По программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО:43.01.09 повар, кондитер.

  • docx
  • 09.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Раб прогр география повара 3г10.docx

          МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

 ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ  РО ПУ № 95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Рабочая  программа учебной дисциплины

                          ОУД. 12.  география

По  программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО: 43.01.09 повар, кондитер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 с. Осиково

2019г.

Рассмотрено

на заседании   методического объединения общеобразовательного цикла

протокол №  1  от  31.08.2019 г.                                                                                                                

Председатель методического объединения ______________    Е.Ю.Малеванная

 

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

______________ Г.А. Седловская

«____» _______________2019г.

УТВЕРЖДЕНА

Директором  ГБПОУ  РО  ПУ №95

 И.И. Колосовым

Приказ №__  от  «___»  ______20__г.

 

 

       Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана на основе требований:

- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО)   (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);

- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования  (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки  России от 17.03.2015 № 06-259);

- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015).

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины  

 ОУД. 12.  «География» предназначена для изучения географии  при подготовке квалифицированных рабочих по профессии: 43.01.09 повар, кондитер.

 

Организация - разработчик:  ГБПОУ РО ПУ № 95

Разработчики:

Малеванная Е.Ю.,  преподаватель         

Седловская   Г.А., зам. директора по УВР

 

 

                                          СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.     ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

2.     СТРУКТУРА и  содержание УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ

 

10

3.     условия реализации  учебной дисциплины

 

16

4.     Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

17

 

 


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

география

       

                                         Пояснительная записка

 

  Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РО ПУ № 95 реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной  программы СПО (далее - ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих  по профессии:  43.01.09 повар, кондитер.

Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования,  предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования   (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО  Минобрнауки России от 1703.2015 № 06-259).

   Содержание рабочей программы «География » направлено на достижение следующих целей:

 -освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и

динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и

хозяйства на всех территориальных уровнях;

  -овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный

подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, 

геоэкологических процессов и явлений;

   -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих

 способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими

особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и

ведущих стран;

-воспитание уважения к другим народам  и культурам, бережного отношения  к окружающей природной среде;

-использование в практической деятельности и повседневной жизни

 разнообразных географических методов, знаний и умений, а также

 географической информации;

-нахождение и применение географической информации, включая

географические карты, статистические материалы, геоинформационные

 системы и интернет- ресурсы, для правильной оценки важнейших

социально-экономических вопросов международной жизни;

-понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в

условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,

  деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого

общения.

  В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО:  43.01.09 повар, кондитер  на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).

Содержание  образовательной учебной  дисциплины  «География» направлено на усвоение обучающимися социально- ориентированного содержания о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания;   воспитание  бережного отношения к природе,  экологического благосостояния России.

Изучение географии  в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля  профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем рабочей программы, глубину их освоения  обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы ребят.

В содержании общеобразовательной учебной дисциплины для естественнонаучного профиля профессионально-значимый компонент не выделен, т.к. все его содержание является профильно-ориентированным и носит профессионально значимый характер.

В процессе изучения географии  теоретические сведения дополняются практическими занятиями. Они открывают возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с текстом учебника, картосхемами.

Для организации внеаудиторной самостоятельной работы   обучающихся профессии 43.01.09 повар, кондитер  естественнонаучного  профиля профессионального образования представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных  проектов.

В процессе изучения географии  важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется  внимание обучающихся на поиск информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.

Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.

Профильная направленность общеобразовательной учебной дисциплины «География» по профессии: 43.01.09 повар, кондитер 

 заключается в самостоятельной работе обучающихся, различных видов работ:

а) подготовка и защита рефератов и докладов;

б) составление презентаций;

в) составление кроссвордов;

г) решение  ситуационных задач  различной социально-экономической и социально-географической направленности  по разделам курса.

 

1.1. Область применения примерной программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих  в соответствии с ФГОС по  профессии  СПО43.01.09 повар,  кондитер.

 

    Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и  разработке программы одноименной дисциплины.

 

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины география изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования   по профессии СПО  естественно - научного профиля  «повар, кондитер» с получением среднего общего образования.  Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями   ФГОС СПО.

     

                 Программа  дисциплины география

- формирует у  обучающихся  целостное представление о современном мире, месте России в этом мире,  формирует  чувство патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношения к окружающей среде;

- совершенствует знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства,  помогает углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.

  - способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, регионов и крупнейших стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 

      Программа по географии ориентирована на достижение следующих целей:

 - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично  изменяющемся  мире,  взаимосвязи  природы,  населения  и  хозяйства  на всех территориальных уровнях;

- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,   геоэкологических процессов и явлений;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;

-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к  окружающей природной среде;

- использование  в  практической  деятельности  и  повседневной  жизни  разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической  информации;

- нахождение  и  применение  географической  информации,  включая  географические  карты,  статистические  материалы,  геоинформационные  системы  и интернет -ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;

- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях  стремительного  развития  международного  туризма  и  отдыха,  деловых  и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

 

  Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

 

·        личностных:

    - сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;

    - сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;

   - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  - сформированность  экологического мышления,          понимания влияния социально - экономических  процессов  на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта  эколого - направленной деятельности;

  - сформированность   коммуникативной  компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  - умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,  понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

 - критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

 - креативность мышления, инициативность и находчивость;

 

   метапредметных:

 - владение навыками познавательной,  учебно -  исследовательской  и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,   применению различных методов познания;

 - умение ориентироваться в различных источниках географической информации,  критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

  - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

 - осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

 - умение устанавливать  причинно - следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

 - представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью  формирования  адекватного  понимания  особенностей  развития  современного мира;

 -  понимание места и роли географии в системе наук;  представление об обширных междисциплинарных связях географии;

 

  предметных:

- владение  представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

 - владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально –   экономических  и  экологических   процессов  и проблем;

 - сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

 - владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями,  их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

 - владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально –  экономических  и  экологических   процессах и явлениях;

 - владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

 -  владение умениями применять географические знания  для объяснения и оценки  разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности  окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

 - сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.

 

 

 

 

 

 

  1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки   обучающегося   - 108  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки   обучающегося  - 72 часов;

самостоятельных  и практических работ    обучающегося - 36 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

108

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

         72

в том числе:

    

 

     практические занятия

20

     контрольные работы      

3

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

(внеаудиторная самостоятельная работа)

          36

в том числе:

 

  подготовка  рефератов………………

   работа в  сети интернет

  составление таблиц

   выполнение заданий по картам атласа

 выполнение домашнего задания

30

 

 

 

 

Промежуточная аттестация:  дифференцированный зачет. 

 

 


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной  дисциплины     география

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

                                                                                                            2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

            1

 

1  География как наука.  Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

             1

            

                1

_____________

Раздел 1. Источники географической информации

 

Содержание учебного материала

1

                1

1.Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы.  Географическая карта – особый источник информации о действительности обработки и представления пространственно-координированных географических данных..

 

1

 

2.Диагностическая контрольная работа.

1

 

Самостоятельная работа обучающихся : выполнение заданий с использованием интернет- ресурса.

1

 

Раздел 2. Политическое устройство

 мира

Содержание учебного материала

4

               2

1.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования.

1

 

2. Группировка стран по площади территории и численности населения стран по уровню социально- экономического развития. Формы правления и типы государственного устройства и формы государственного режима.

1

3. Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту  стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения».

2

4. Практическая работа №2 « Составление карты (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов».

 

Самостоятельная работа обучающихся:

 1.По «Политической карте мира» в атласе показывать различные страны и регионы мира.

2.Составление  схемы «Формы правления  и формы устройства стран мира»

Тема реферата:  «Новейшие изменения политической карты мира»

 

2

 

Раздел  3. География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

4

                    2

1. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе.  Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

1

 

2.Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал

 

 

1

3.Практическая работа№3:

«Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения»

2

4. Практическая работа№4:  «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов».

 

 

 Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Подготовить конспект «Взаимодействие человеческого общества и природной среды».

Темы рефератов:

«Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира».

«Типы природопользования в различных регионах и странах мира».

              

              3

 

 

 

 

Раздел 4.  География населения мира

Содержание учебного материала

6

                  2

1.Численность и динамика населения мира, крупных ре­гионов и стран. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, индекс человеческого развития.

1

                    

 

2. Трудовые ресурсы и занятость населения.    Экономически активное  население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнический и религиозный состав населения.

1

 

3.Размещение населения, миграции населения, урбанизация. Урбанизация. Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов «Ложная» урбанизация, субурбанизация,  рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в  различных странах  и регионах  мира .Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов.

1

4. Практическая работа №5 «Сравнительная оценка культурных традиций различных народов».

3

5.Практическая работа№6 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах  и регионах мира».

6. Практическая работа №7«Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира».

 

Самостоятельная работа  обучающихся:

1.Составить таблицу «Основные религии мира»

Темы рефератов: «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». «Особенности современного воспроизводства мирового населения» «Языки народов мира».  «Современные международные миграции населения».  «Особенности урбанизации в развивающихся странах».  «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки». «Мировые» города  и их роль в современном развитии мира.

 

4

 

 

              

 

Раздел 5.

Мировое хозяйство

17

 

Тема5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

2

                  2

1.Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

1

 

2.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

1

Тема5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4

                 2

1.Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельско-хозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс.

1

 

2.География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

1

3. Горнодобывающая промышленность.

1

4.Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

1

Тема 5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

8

          2

1.Географические особенности мирового потребления минерального топлива.

1

 

2. Развитие мировой электроэнергетики.

1

3.Металлургмческий комплекс. География черной металлургии мира.

1

4.Цветная металлургия мира.

1

5.Географические особенности машиностроения мира.

1

6.Географические особенности химической промышленности мира.

1

7. Географические особенности лесной  и легкой промышленности мира

1

8. Практическая работа№8 «Определение особенностей размещения одной из  отраслей промышленности мира».

1

 

Самостоятельная работа  обучающихся:

Подготовить презентацию на тему «Электроэнергетика мира».

Подготовка реферата на тему: «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа».

Тема реферата:

«Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства».

«Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа».

3

 

Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

Содержание учебного материала

3

        2

1.Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта.

Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты.

1

 

2.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

1

3.Практическая работа №9. «Определение хозяйственной  специализации стран и регионов мира».

1

4.Контрольная работа№1 по разделам 1-5.

1

Самостоятельная работа: Составить  опорный конспект по теме: «Структура современного транспортного комплекса мира».

Темы рефератов:

 «Крупнейшие автомобильные компании мира».

 «Международный туризм в различных странах и регионах мира».

3

 

Раздел 6. Регионы мира.

 

30

 

Тема 6.1. География населения и хозяйства

Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

6

2

1.Место и роль Зарубежной   Европы в мире.  Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

 

1

2

2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения региона Зарубежная Европы.

 

1

 

3. Хозяйство региона: промышленность и сельское хозяйство.

             1

4. Транспорт, отдых и туризм региона Зарубежная Европа.

1

5. Экономико- географическая характеристика государства Германия.

1

6. Практическая работа №10 «Комплексной экономико- географической характеристики государства Великобритания».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

1.Темы рефератов. «Горячие точки»  на карте Зарубежной Европы».

2.Составить опорный конспект «Хозяйство Зарубежной Европы»

3.Подготовить презентацию «Туризм Европы»

3

 

  Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии

 

Содержание учебного материала

8

2

 1.Место и роль Зарубежной   Азии в мире.  Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

1

 

2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и население региона Зарубежная Азия.

1

 3. Хозяйство и интеграционные группировки региона.

1

4. Комплексная характеристика государств: Япония, Китай и Индия. Обзор.

1

5. Практическая работа №11. Комплексная экономико- географическая характеристика государства Япония».

3

 

6. Практическая работа №12. Комплексная экономико- географическая характеристика государства Китай».

7. Практическая работа №13. «Комплексная экономико- географическая характеристика государства  Индия»

8. Обобщающее повторение по теме.

             1

Самостоятельная работа обучающихся: 

1.По» «Политической карте»  показывать различные страны Зарубежной Азии.

2.Составление таблицы по теме «История формирования политической карты  региона Зарубежная Азия»

Темы рефератов:

«Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты».

 «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии».

«Экономические  реформы в Японии, Южной Корее и Китае».

             4

             2

Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

               4                

             2

1.Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

 

1

 

2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения.

1

3. Характерные черты хозяйства африканского региона. Отрасли международной специализации.

1

4. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки

1

Самостоятельная работа обучающихся: 

1.Показывать на карте различные страны Африки;

Темы рефератов:

 «Особенности политической карты Африки».

 «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки».

2

 

Тема 6.4.

География населения и хозяйства Северной

Америки.

 

 

Содержание учебного материала

              4

               2

1.Место и роль Северной Америки  в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации

               1

 

2.США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства. 

1

3. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике.

1

4.Экономические районы США.

1

Самостоятельная работа обучающихся

1.Показывать на карте крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельско - хозяйственные районы США.

Составить опорный конспект по теме «История формирования политической карты Северной Америки».

Составить кроссворд на тему: «Население США»

Тема реферата:  «Географический рисунок хозяйства США».

3

 

Тема 6.5.

География населения и хозяйства Латинской  Америки

 

Содержание учебного материала

6

           2

1.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты.

1

 

2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала, население.

1

3. Хозяйство. Отрасли международной специализации региона Латинская Америка. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

1

4. Бразилия  и Мексика -ведущие страны Латинской Америки:  условия  формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства  и их территориальная структура.

1

5. Практическая работа№14 «Комплексная экономико- географическая характеристика государства Мексика»

1

6.Практическая работа№15 «Комплексная экономико- географическая характеристика государства Бразилия».

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить таблицу «Страны Латинской Америки».

Составить опорный конспект по теме «Население Латинской Америки».

По карте уметь показывать различные страны Латинской  Америки. 

Составить схему «Внешние экономические связи Бразилии».

Тема реферата: «Расово- этнический состав населения стран Латинской Америки».

4

 

Тема 6.6.  География населения и хозяйства Австралии и Океании.

Содержание учебного материала

2

          2

1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности  природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства  Австралии и Новой Зеландии.

1

 

2. Практическая работа №16: «Составление комплексной экономико- географической характеристики государства Австралийский Союз».

1

Самостоятельная работа обучающихся: 

Реферат на тему: «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии».

1

 

Раздел. 7. Россия в современном мире

 

Содержание учебного материала

4

               2

1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкологического положения России на рубеже 20-21 веков.  Характеристика современного этапа социально- экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

1

 

2. Практическая работа№17 «Оценка современного геополитического и геоэкологического  положения России».

3

3. Практическая работа№ 18.«Определение отраслевой  и территориальной структуры внешней торговли товарами России».

4. Практическая работа№19«Составление картосхем внешнеторговых связей России».

Самостоятельная работа обучающихся:

Темы рефератов

«Особенности современного экономико- географического положения России».  

«Внешняя торговля товарами России».

2

 

Раздел 8.  Географические аспекты   современных глобальных   проблем человечества.

 

Содержание учебного материала

             4

                2

1.Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная  и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

                

1

 

 

2.Контрольная работа №2  по разделам №6-7.

1

3.Практическая работа №20: «Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества».

1

4. Дифференцированный  зачет.

1

Самостоятельная работа обучающихся:

Тема  реферата:

«Глобальная проблема изменения климата».

1

 

 

Всего: 108 часов;

Аудиторная работа (учебная)-72ч

Внеаудиторная   самостоятельная работа обучающихся-36 ч.

           72

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы  учебной дисциплины  география требует наличия учебного кабинета географии.

 

 Оборудование учебного кабинета:

-рабочие места по количеству обучающихся;

-рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-методической документации;

-наглядные пособия: политическая карта мира, картографические таблицы, раздаточный материал.

 

 

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

       1.Баранчиков Е.В. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с.

      2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. Учреждений средн. Проф образования.- М, 2014г.

   Дополнительные источники:

        1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010

       2.Петрусюк О.А. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» методические рекомендации. Москва Издательский центр  «Академия», 2014г.

              

                         Интернет- ресурсы

www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет- энциклопедии).

www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН  (ФАО).

www. minerals. usgs. gov/ minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).

 

 

 

 

 

4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины  география осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

исследований.

Содержание

 обучения

Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий)

Формы и методы контроля

Введение.

1.Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии.

Название традиционных и новых источников географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии.

 

- оценка выполнения индивидуальных заданий

 

2.Политическое устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира.

Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира.

Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально- экономического развития.

Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально—экономического развития.

 

- оценка  за  выполнение сообщений, докладов, рефератов, оценка выполнения индивидуальных заданий

- оценка за выполнение  практических работ

 

3.География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений   экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования.

Определение обеспеченности различными  видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

- оценка  за  выполнение сообщений, докладов, рефератов, оценка выполнения индивидуальных заданий

- оценка за выполнение  практических работ

 

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны.

Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом

населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов;

- оценка выполненных  практических работ.

-опрос по индивидуальным заданиям

- решение  ситуационных задач  социально-географической направленности.

5.Мировое хозяйство

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование».

Выделение характерных черт современной научно -  технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки .

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития.

 Выделение характерных черт «зеленой революции».

Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов  минерального сырья.

Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира.

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических  и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей.

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли  товарами.

- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов, презентаций;

- оценка выполненных  практических работ;

-решение  ситуационных задач  различной социально-экономической и социально-географической направленности.

 

 

опрос по индивидуальным заданиям.

- Контрольная работа.

6.Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

 

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности  населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов;

-решение  ситуационных задач социально-экономической и социально-географической направленности;

 

-выполнение индивидуальных работ по географическим картам;

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

 

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по  площади территории,      численности населения  и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии.

Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

-оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов;

- оценка выполненных  практических работ.

 

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны  Африки.

Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения.

Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки.

- оценка  за выполнение индивидуальных заданий

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной  Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные  центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово- этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США.

- оценка  за выполнение индивидуальных заданий

 

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление  стран Латинской Америки по  площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с  наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие  промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов;

- оценка выполненных  практических работ.

 

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

- оценка  за выполнение индивидуальных заданий, сообщений, докладов.

7.Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико- географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России.

оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов, рефератов;

- оценка выполненных  практических работ.

8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

 

оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений  докладов.

Контрольная работа

Дифференцированный зачет за курс «География».