МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБПОУ РО ПУ № 95
Рабочая программа учебной дисциплины
ОУД. 12. география
По программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии СПО: 43.01.09 повар, кондитер
с. Осиково
2019г.
Рассмотрено на заседании методического объединения общеобразовательного цикла протокол № 1 от 31.08.2019 г. Председатель методического объединения ______________ Е.Ю.Малеванная
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ Г.А. Седловская «____» _______________2019г. |
УТВЕРЖДЕНА Директором ГБПОУ РО ПУ №95 И.И. Колосовым Приказ №__ от «___» ______20__г. |
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» разработана на основе требований:
- федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413);
- рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259);
- примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «География», одобренной Научно-методическим советом Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО» и рекомендованной для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015).
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины
ОУД. 12. «География» предназначена для изучения географии при подготовке квалифицированных рабочих по профессии: 43.01.09 повар, кондитер.
Организация - разработчик: ГБПОУ РО ПУ № 95
Разработчики:
Малеванная Е.Ю., преподаватель
Седловская Г.А., зам. директора по УВР
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр. |
1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
10 |
3. условия реализации учебной дисциплины
|
16 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
|
17 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
география
Пояснительная записка
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «География» предназначена для изучения географии в ГБПОУ РО ПУ № 95 реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (далее - ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии: 43.01.09 повар, кондитер.
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения общеобразовательной учебной дисциплины «География», и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 1703.2015 № 06-259).
Содержание рабочей программы «География » направлено на достижение следующих целей:
-освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и
хозяйства на всех территориальных уровнях;
-овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социально-экономических,
геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и
ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
-использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации;
-нахождение и применение географической информации, включая
географические карты, статистические материалы, геоинформационные
системы и интернет- ресурсы, для правильной оценки важнейших
социально-экономических вопросов международной жизни;
-понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях стремительного развития международного туризма и отдыха,
деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого
общения.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся общих компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО: 43.01.09 повар, кондитер на базе основного общего образования с получением среднего общего образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС).
Содержание образовательной учебной дисциплины «География» направлено на усвоение обучающимися социально- ориентированного содержания о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания; воспитание бережного отношения к природе, экологического благосостояния России.
Изучение географии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается через содержание обучения, количество часов, выделяемых на изучение отдельных тем рабочей программы, глубину их освоения обучающимися, через объем и характер практических занятий, виды внеаудиторной самостоятельной работы ребят.
В содержании общеобразовательной учебной дисциплины для естественнонаучного профиля профессионально-значимый компонент не выделен, т.к. все его содержание является профильно-ориентированным и носит профессионально значимый характер.
В процессе изучения географии теоретические сведения дополняются практическими занятиями. Они открывают возможность формировать у обучающихся специальные предметные умения: работать с текстом учебника, картосхемами.
Для организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся профессии 43.01.09 повар, кондитер естественнонаучного профиля профессионального образования представлен примерный перечень рефератов (докладов), индивидуальных проектов.
В процессе изучения географии важно формировать информационную компетентность обучающихся. Поэтому при организации самостоятельной работы акцентируется внимание обучающихся на поиск информации в средствах масс-медиа, Интернете, в учебной и специальной литературе с соответствующим оформлением и представлением результатов.
Изучение общеобразовательной учебной дисциплины «География» завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета.
Профильная направленность общеобразовательной учебной дисциплины «География» по профессии: 43.01.09 повар, кондитер
заключается в самостоятельной работе обучающихся, различных видов работ:
а) подготовка и защита рефератов и докладов;
б) составление презентаций;
в) составление кроссвордов;
г) решение ситуационных задач различной социально-экономической и социально-географической направленности по разделам курса.
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО: 43.01.09 повар, кондитер.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: В структуре общеобразовательной программы программа учебной дисциплины география изучается в общеобразовательном цикле учебного плана базового основного общего образования по профессии СПО естественно - научного профиля «повар, кондитер» с получением среднего общего образования. Рабочая программа дисциплины география разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины география
- формирует у обучающихся целостное представление о современном мире, месте России в этом мире, формирует чувство патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережное отношения к окружающей среде;
- совершенствует знания о системности и многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, помогает углубить представления о географии мира; на основе типологического подхода дать представления о географии различных стран и их роли в современном мировом хозяйстве.
- способствует дальнейшему развитию социализации личности обучающегося, его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, регионов и крупнейших стран.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа по географии ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
-воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
- нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет -ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
- понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.
Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
· личностных:
- сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально - экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого - направленной деятельности;
- сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
- критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- креативность мышления, инициативность и находчивость;
метапредметных:
- владение навыками познавательной, учебно - исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
- умение устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
- представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
- понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;
предметных:
- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально – экономических и экологических процессов и проблем;
- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально – экономических и экологических процессах и явлениях;
- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально – экономических аспектах экологических проблем.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часов;
самостоятельных и практических работ обучающегося - 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
72 |
в том числе:
|
|
практические занятия |
20 |
контрольные работы |
3 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) (внеаудиторная самостоятельная работа) |
36 |
в том числе: |
|
подготовка рефератов……………… работа в сети интернет составление таблиц выполнение заданий по картам атласа выполнение домашнего задания |
30
|
Промежуточная аттестация: дифференцированный зачет. |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины география
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся |
Объем часов |
Уровень освоения |
1 |
2 |
3 |
4 |
Введение |
Содержание учебного материала |
1 |
|
1 География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
1
|
1 _____________ |
|
Раздел 1. Источники географической информации
|
Содержание учебного материала |
1 |
1 |
1.Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Географическая карта – особый источник информации о действительности обработки и представления пространственно-координированных географических данных.. |
1 |
|
|
2.Диагностическая контрольная работа. |
1 |
|
|
Самостоятельная работа обучающихся : выполнение заданий с использованием интернет- ресурса. |
1 |
|
|
Раздел 2. Политическое устройство мира |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. |
1 |
|
|
2. Группировка стран по площади территории и численности населения стран по уровню социально- экономического развития. Формы правления и типы государственного устройства и формы государственного режима. |
1 |
||
3. Практическая работа №1 «Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения». |
2 |
||
4. Практическая работа №2 « Составление карты (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов». |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По «Политической карте мира» в атласе показывать различные страны и регионы мира. 2.Составление схемы «Формы правления и формы устройства стран мира» Тема реферата: «Новейшие изменения политической карты мира» |
2 |
|
|
Раздел 3. География мировых природных ресурсов |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1. Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы. |
1 |
|
|
2.Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал |
1 |
||
3.Практическая работа№3: «Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения» |
2 |
||
4. Практическая работа№4: «Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов». |
|
|
|
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Подготовить конспект «Взаимодействие человеческого общества и природной среды». Темы рефератов: «Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира». «Типы природопользования в различных регионах и странах мира». |
3
|
|
|
Раздел 4. География населения мира |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
1.Численность и динамика населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика в разных регионах и странах мира. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, индекс человеческого развития. |
1
|
|
|
2. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнический и религиозный состав населения. |
1
|
||
3.Размещение населения, миграции населения, урбанизация. Урбанизация. Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных странах и регионах мира .Города - миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов. |
1 |
||
4. Практическая работа №5 «Сравнительная оценка культурных традиций различных народов». |
3 |
||
5.Практическая работа№6 «Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира». |
|||
6. Практическая работа №7«Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира». |
|
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Составить таблицу «Основные религии мира» Темы рефератов: «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». «Особенности современного воспроизводства мирового населения» «Языки народов мира». «Современные международные миграции населения». «Особенности урбанизации в развивающихся странах». «Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира. «Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки». «Мировые» города и их роль в современном развитии мира. |
4
|
|
|
Раздел 5. |
Мировое хозяйство |
17 |
|
Тема5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
1.Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. |
1 |
|
|
2.Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города. |
1 |
||
Тема5.2.География отраслей первичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельско-хозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. |
1 |
|
|
2.География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. |
1 |
||
3. Горнодобывающая промышленность. |
1 |
||
4.Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых. |
1 |
||
Тема 5.3.География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства |
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
1.Географические особенности мирового потребления минерального топлива. |
1 |
|
|
2. Развитие мировой электроэнергетики. |
1 |
||
3.Металлургмческий комплекс. География черной металлургии мира. |
1 |
||
4.Цветная металлургия мира. |
1 |
||
5.Географические особенности машиностроения мира. |
1 |
||
6.Географические особенности химической промышленности мира. |
1 |
||
7. Географические особенности лесной и легкой промышленности мира |
1 |
||
8. Практическая работа№8 «Определение особенностей размещения одной из отраслей промышленности мира». |
1 |
||
|
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить презентацию на тему «Электроэнергетика мира». Подготовка реферата на тему: «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа». Тема реферата: «Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства». «Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа». |
3 |
|
Тема 5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства. |
Содержание учебного материала |
3 |
2 |
1.Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. |
1 |
|
|
2.Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами. |
1 |
||
3.Практическая работа №9. «Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира». |
1 |
||
4.Контрольная работа№1 по разделам 1-5. |
1 |
||
Самостоятельная работа: Составить опорный конспект по теме: «Структура современного транспортного комплекса мира». Темы рефератов: «Крупнейшие автомобильные компании мира». «Международный туризм в различных странах и регионах мира». |
3 |
|
|
Раздел 6. Регионы мира. |
|
30 |
|
Тема 6.1. География населения и хозяйства Зарубежной Европы |
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
1.Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
1 |
2 |
|
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения региона Зарубежная Европы. |
1 |
|
|
3. Хозяйство региона: промышленность и сельское хозяйство. |
1 |
||
4. Транспорт, отдых и туризм региона Зарубежная Европа. |
1 |
||
5. Экономико- географическая характеристика государства Германия. |
1 |
||
6. Практическая работа №10 «Комплексной экономико- географической характеристики государства Великобритания». |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Темы рефератов. «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы». 2.Составить опорный конспект «Хозяйство Зарубежной Европы» 3.Подготовить презентацию «Туризм Европы» |
3 |
|
|
Тема 6.2. География населения и хозяйства Зарубежной Азии
|
Содержание учебного материала |
8 |
2 |
1.Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
1 |
|
|
2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и население региона Зарубежная Азия. |
1 |
||
3. Хозяйство и интеграционные группировки региона. |
1 |
||
4. Комплексная характеристика государств: Япония, Китай и Индия. Обзор. |
1 |
||
5. Практическая работа №11. Комплексная экономико- географическая характеристика государства Япония». |
3
|
||
6. Практическая работа №12. Комплексная экономико- географическая характеристика государства Китай». |
|||
7. Практическая работа №13. «Комплексная экономико- географическая характеристика государства Индия» |
|||
8. Обобщающее повторение по теме. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.По» «Политической карте» показывать различные страны Зарубежной Азии. 2.Составление таблицы по теме «История формирования политической карты региона Зарубежная Азия» Темы рефератов: «Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты». «Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии». «Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае». |
4 |
2 |
|
Тема 6.3. География населения и хозяйства Африки |
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
1 |
|
|
2. Характерные черты природно- ресурсного потенциала и населения. |
1 |
||
3. Характерные черты хозяйства африканского региона. Отрасли международной специализации. |
1 |
||
4. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: 1.Показывать на карте различные страны Африки; Темы рефератов: «Особенности политической карты Африки». «Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки». |
2 |
|
|
Тема 6.4. География населения и хозяйства Северной Америки.
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации |
1 |
|
|
2.США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства. |
1 |
||
3. Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике. |
1 |
||
4.Экономические районы США. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся 1.Показывать на карте крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельско - хозяйственные районы США. Составить опорный конспект по теме «История формирования политической карты Северной Америки». Составить кроссворд на тему: «Население США» Тема реферата: «Географический рисунок хозяйства США». |
3 |
|
|
Тема 6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки
|
Содержание учебного материала |
6 |
2 |
1.Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. |
1 |
|
|
2.Характерные черты природно- ресурсного потенциала, население. |
1 |
||
3. Хозяйство. Отрасли международной специализации региона Латинская Америка. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. |
1 |
||
4. Бразилия и Мексика -ведущие страны Латинской Америки: условия формирования и развития, особенности политической системы, природно- ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура. |
1 |
||
5. Практическая работа№14 «Комплексная экономико- географическая характеристика государства Мексика» |
1 |
||
6.Практическая работа№15 «Комплексная экономико- географическая характеристика государства Бразилия». |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить таблицу «Страны Латинской Америки». Составить опорный конспект по теме «Население Латинской Америки». По карте уметь показывать различные страны Латинской Америки. Составить схему «Внешние экономические связи Бразилии». Тема реферата: «Расово- этнический состав населения стран Латинской Америки». |
4 |
|
|
Тема 6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании. |
Содержание учебного материала |
2 |
2 |
1.Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно- ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии. |
1 |
|
|
2. Практическая работа №16: «Составление комплексной экономико- географической характеристики государства Австралийский Союз». |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Реферат на тему: «Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии». |
1 |
|
|
Раздел. 7. Россия в современном мире
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкологического положения России на рубеже 20-21 веков. Характеристика современного этапа социально- экономического развития. Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации. |
1 |
|
|
2. Практическая работа№17 «Оценка современного геополитического и геоэкологического положения России». |
3 |
||
3. Практическая работа№ 18.«Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России». |
|||
4. Практическая работа№19«Составление картосхем внешнеторговых связей России». |
|||
Самостоятельная работа обучающихся: Темы рефератов «Особенности современного экономико- географического положения России». «Внешняя торговля товарами России». |
2 |
|
|
Раздел 8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества.
|
Содержание учебного материала |
4 |
2 |
1.Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. |
1
|
|
|
2.Контрольная работа №2 по разделам №6-7. |
1 |
||
3.Практическая работа №20: «Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества». |
1 |
||
4. Дифференцированный зачет. |
1 |
||
Самостоятельная работа обучающихся: Тема реферата: «Глобальная проблема изменения климата». |
1 |
|
|
|
Всего: 108 часов; Аудиторная работа (учебная)-72ч Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся-36 ч. |
72 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины география требует наличия учебного кабинета географии.
Оборудование учебного кабинета:
-рабочие места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия: политическая карта мира, картографические таблицы, раздаточный материал.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
1.Баранчиков Е.В. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» учебник, М.: Издательский центр «Академия», 2014.-304с.
2.Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально- экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. Учреждений средн. Проф образования.- М, 2014г.
Дополнительные источники:
1. Атлас «Экономическая и социальная география мира».10 кл/под ред.В.П.Максаковского.-М.:Дрофа,2010
2.Петрусюк О.А. «География для профессий и специальностей социально-экономического профиля» методические рекомендации. Москва Издательский центр «Академия», 2014г.
Интернет- ресурсы
www.wikipedia.org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет- энциклопедии).
www.faostat3.fao.org (сайт Международной сельскохозяйственной и продовольственной организации при ООН (ФАО).
www. minerals. usgs. gov/ minerals/pubs/county (сайт Геологической службы США).
4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины география осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
исследований.
Содержание обучения |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Формы и методы контроля |
Введение. 1.Источники географической информации |
Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации. Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии. |
- оценка выполнения индивидуальных заданий
|
2.Политическое устройство мира |
Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира. Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально- экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально—экономического развития. |
- оценка за выполнение сообщений, докладов, рефератов, оценка выполнения индивидуальных заданий - оценка за выполнение практических работ
|
3.География мировых природных ресурсов |
Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека. Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира. Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов. Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана. |
- оценка за выполнение сообщений, докладов, рефератов, оценка выполнения индивидуальных заданий - оценка за выполнение практических работ
|
4. География населения мира |
Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения. Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения. Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения. Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения. Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения. Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы. |
- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов; - оценка выполненных практических работ. -опрос по индивидуальным заданиям - решение ситуационных задач социально-географической направленности. |
5.Мировое хозяйство |
Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно - технической революции. Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки . Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности. Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития. Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира. Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов. Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения. Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей. Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров. Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог. Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира. Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма. Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности. Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами. |
- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов, презентаций; - оценка выполненных практических работ; -решение ситуационных задач различной социально-экономической и социально-географической направленности.
опрос по индивидуальным заданиям. - Контрольная работа. |
6.Регионы мира География населения и хозяйства Зарубежной Европы
|
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы. Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании. |
- оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов; -решение ситуационных задач социально-экономической и социально-географической направленности;
-выполнение индивидуальных работ по географическим картам; |
География населения и хозяйства Зарубежной Азии
|
Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии. Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии. Умение называть страны Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии. |
-оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов; - оценка выполненных практических работ.
|
География населения и хозяйства Африки |
Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки. |
- оценка за выполнение индивидуальных заданий |
География населения и хозяйства Северной Америки |
Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки. Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. Умение объяснять особенности расово- этнического состава и размещения населения США. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США. |
- оценка за выполнение индивидуальных заданий
|
География населения и хозяйства Латинской Америки |
Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки. Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития. Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов. Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения. Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения. Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки. Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки. Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике. |
оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов; - оценка выполненных практических работ.
|
География населения и хозяйства Австралии и Океании |
Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании. Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы. |
- оценка за выполнение индивидуальных заданий, сообщений, докладов. |
7.Россия в современном мире |
Умение объяснять современные особенности экономико- географического положения России. Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России. Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России. |
оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов, рефератов; - оценка выполненных практических работ. |
8.Географические аспекты современных глобальных проблем человечества |
Выделение глобальных проблем человечества. Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.
|
оценка выполнения индивидуальных заданий, сообщений докладов. Контрольная работа Дифференцированный зачет за курс «География». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.