РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Религиоведение»

  • doc
  • 01.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала религиоведение.doc

Министерство ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования

 СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АРТЁМОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ

КОЛЛЕДЖ ИМ. Н.А. ДЕМИДОВА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

«Религиоведение»

 

 

для специальности СПО

040401 «Социальная работа»

Форма обучения – очная

Срок обучения – 2г. 10 м.

Уровень освоения – углубленный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

стр.

1.      ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3

2.      СТРУКТУРА и Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

3.      условия реализации программы учебной дисциплины

 

8

4.      Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Религиоведение»

 

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Религиоведение» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности  СПО 040401 «Социальная работа» (углубленной подготовки).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при профессиональной подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Религиоведение» входит в общепрофессиональные дисциплины профессионального цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение;

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- существенные и общие черты основных мировых религий;

- структуру и типы религиозных верований;

- особенности религиозного взгляда на мир и человека;

- основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений;

- разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти;

- основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира.

 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часов;

самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы         

 

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

 

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

 

Практические занятия

6

 

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

 

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование

разделов и тем

Содержание  учебного материала, лабораторно-практических работ, самостоятельная работа обучающегося

Объем часов

Уровень усвоения

ТЕМА 1. Религия как историко- культурный феномен

Содержание учебного материала 

Понятия: вера и религия. Возникновение религиозной веры в истории человечества. Структура, формы и типы религии. Единые черты религиозных учений. Религиозная символики. Науки о религии. Функции религии.

2

1

ТЕМА 2. Зарождение религии

Содержание учебного материала 

Примитивные формы верований: тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, погребальный культ. Ранние формы религиозных верований: культ священных вождей, аграрный культ, шаманизм

2

2

Практические занятия:

Религиозный опыт древних (семинар)

2

 

Самостоятельная работа:

 Подготовка докладов, презентаций, на примерах,  рассказывающих об одной из дорелигиозных форм верований: тотемизме, магии, шаманизме; культе предков.

2

ТЕМА 3 Политеистические религии древности

Содержание учебного материала 

Религия Древнего Египта: космогония, боги, представление о человеке, значение египетской культуры для современности. Религия Древней Греции: олимпийский пантеон богов, особенности религии греков

4

1

Практические занятия:

 Религии древних цивилизаций (семинар)

2

 

Самостоятельная работа:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам: религия Древнего Рима; религия древних славян; религия Древнего Египта; религия друидов; религия древних кельтов;  славянское язычество;   религия южноамериканских индейцев.

4

ТЕМА 4. Буддизм

Содержание учебного материала 

Зарождение буддизма, основоположник, учение Будды, буддистская община, значение и особенности буддизма.

2

2

Практические занятия:

Великие религии Востока (семинар)

2

 

Самостоятельная работа: Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по следующим темам: Индуизм; Зороастризм; Особенности буддизма в России; Синтоизм (национальная религия Японии); Национальные религии Китая: - конфуцианство, - даосизм.

   4

ТЕМА 5. Иудаизм

Содержание учебного материала 

Понятие  иудаизма, письменные источники, исторические этапы становления, обряды и запреты, особенности и значение

2

1

ТЕМА 6. Христианство – становление и развитие

Содержание учебного материала 

Происхождение христианства. Источники. Исторические условия становления. Иудейское христианство. Личность Иисуса. Становление церковной организации. Распространение христианства.

2

1

ТЕМА 7. Христианство – основные идеи и направления.

Содержание учебного материала 

Христианская догматика. Раскол христианской церкви на западное и восточное направления. Причины раскола. Разница в догматах и таинствах. Протестантское движение

4

1

Самостоятельная работа:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам: Протестантизм; Православные святые; Русское юродство; Православные таинства:

- таинство крещения и евхаристии (причащения).

- таинство покаяния (исповеди).

- таинство рукоположения.

- таинство елеосвящения (соборования).

- таинство венчания.

4

 

ТЕМА 8. Ислам

Содержание учебного материала 

История  становления ислама: доисламская эпоха, посланник Аллаха Мухаммед, его жизнь и учение, начало мусульманской эры. Священные книги. Основные принципы ислама.

4

1

ТЕМА 9. Новые религиозные учения

Содержание учебного материала 

Нетрадиционные религии Нового времени: причины появления и распространения, общая характеристика, классификация сект, типичные и уникальные черты, техники воздействия на людей.

2

1

Самостоятельная работа:

Студенты по выбору преподавателя и собственному желанию готовят сообщения по темам: Роль женщины в исламе; Традиции ислама; Секты.

2

 

 

Дифференцированный зачет

2

3

Итого:

48

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач .


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).

Технические средства обучения:

Система мультимедиа

 

Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

1.            В.В. Дмитриев, Л.Д. Дымченко. Основы религиоведения. СПб., 2011.

2.            История религии. Учебное пособие. СПб., 2009.

3.            Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение. Ростов-на-Дону, «Феникс», Харьков, «Торсинг» 2009.

4.            Кислюк К.В. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.

5.            Лобазова О.Ф. Религиоведение. Ростов-на-Дону «Феникс» 2010.

6.            Муза Н.И. История религий. Ростов-на- Дону «Феникс» 2011.

7.            Религии мира 10-11 классы. М. «Дрофа» 2009.

 

Дополнительные источники:

1.                  Аксенова Т. Ваша защита – православная молитва. ООО «Центральный книжный двор» «Издательство АСТ» 2011.

2.                  Андреева Н.И. Мировая художественная культура. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011.

3.                  Анке Шифер. Религии мира. История святыни. Контэнт, 2010 г. – 176 стр.

4.                  Атеистические чтения. Выпуск 13.

5.                  Атеистические чтения. Сборник 1988г. С.А. Арутюнов, Н.Л. Жуковский  Святые” реликвии: миф и действительность. М. 2009.

6.                  Бдайе Ж.Ф. Империя Муна. Минск, 2011.

7.                  Бурова  Ловушка для наивных душ. Журнал «СПИД, секс, здоровье» 2009 №3. стр.24-25. Виктор фон  Хаген  Ацтеки, Майя, Инки. М. «Вече» 2009.

8.                  Всеобщая история религий мира. Эксмо. 2009 г. – 736 стр.

9.                  Голосовкер Я.Э. Сказания о титанах. М. 2012.

10.              Гикертон Ч.У. Тайные общества всех веков и всех стран. М. 2011.

11.              С.А. Горохов, Т.Т. Христов. Религии народов мира. КноРус, 2010 г. – 432 стр.

12.              Грекова Т.И, Болезнь и смерть – зло или благо? Л. 2012.

13.              Джон Янг Христианство. М. 2005. Дубровская О. Древние религии мира. М.2013.

14.              Дуглас Хардиг. Религии мира. Открытый мир. Ганга, 2012 г.- 176 стр.

15.              Еремеев Д.Е. Ислам – образ жизни и          стиль мышления. М. 2009.

16.              Журнал «Наука и религия» 2009 №3.

17.              Журнал «Наука и религия» 2009 №12.

18.              Журнал «Наука и жизнь» 2009, №7.

19.              Журнал «Наука и религия» 2009 №11.

20.              Журнал «Наука и религия» 2009, №12.

21.              Игнатьев И.П. Как стать Буддой. Л. 2009

22.              Кочетов А. Ламаизм. М. 1973 Крымский К. История мусульманства. М.      2011.

23.              Лучшие рефераты по религиоведению. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011.

24.              Лучшие рефераты по культурологии. Ростов-на-Дону «Феникс», 2011. 

25.              Мень А. Тайна жизни и смерти. М.2012.

26.              Митрохин Л.Н. Религии “Нового века”. М. 2012.

27.              Мифы Древнего Египта. СПб., 2009.

28.              Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. М., 2009.

29.              Мифы Древней Греции. СПб., 2012.

30.              Мифы и предания. (Словарь). М., 2013.

31.              Новейший словарь религиоведения. Феникс, 2010 г.- 448 стр.

32.              О вере и нравственности по учению православной церкви. М.2011.

33.              О происхождении богов. М., 2010.

34.              Официальный сайт Московского патриархата Русской православной церкви –

 

Интернет – ресурсы

http://www.patriarchia.ru/

ru.wikipedia.org  Википедия Свободная энциклопедия.

www.gumer.info Миронов А.,  Бабинов Ю. Основы религиоведения.

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/mir/index.php - электронная библиотека Гумер – раздел Религиоведение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

 

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- разбираться в содержании религиозных традиций, понимать их мировоззренческое и социально-нравственное значение; стратегический план,

- владеть ключевыми понятиями конфессиональной и религиоведческой терминологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать

 

- существенные и общие черты основных мировых религий

- структуру и типы религиозных верований

- особенности религиозного взгляда на мир и человека

- основные характеристики и особенности наиболее распространенных религиозных учений

- разнообразие религиозных подходов к осмыслению жизни и смерти

- основные нравственные нормы, закрепленные в религиях мира

 

 

Оценка результатов самостоятельной работы

Оценка выполнения и защиты практической  работы

Оценка умения выступать перед аудиторией

Оценка умения отстаивать свою точку зрения в корректной форме, приводить аргументы

 

 

Оценка устного и письменного опроса на выявление знаний

 

Входной контроль в форме:

- тестирования по основополагающим понятиям дисциплины.

 

Текущий контроль в форме:

- устного и письменного опроса;

- самостоятельной  работы;

- тестирования  по темам;

- написания докладов;

- создания презентаций по выбранной тематике.

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru