РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык и культура речи»
для студентов специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)
Самара
Разработчик:
Танаева М. Л. преподаватель высшей квалификационной категории «Самарского колледжа строительства и предпринимательства(филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный строительный университет».
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 12
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1.Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС 3+ по специальностям СПО:08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 08.02.02 «Строительство инженерных сооружений», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,35.02.12 «Садово – парковое и ландшафтное строительство»,08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 21.02.05 «Земельно - имущественные отношения», 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности».
Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области строительства автомобильных дорог.
1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент долженуметь:
- создавать тексты в устной и письменной форме;
- различать элементы нормированной и ненормированной речи;
- владеть фонетическими средствами речевой выразительности;
- владеть нормами словоупотребления;
- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;
- определять функционально – стилевую принадлежность слова;
- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;
- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;
- выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте;
-пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально – делового, учебно – научного стилей;
- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;
- пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;
- различать тексты по их принадлежности к стилям;
- анализировать речь с точки зрения и нормативности, уместности и целесообразности;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно – научного и официально
– делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);
- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;
- лексические и фразеологические единицы языка;
- способы словообразования;
- самостоятельные и служебные части речи;
- синтаксический строй предложения;
- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;
- функциональные стили литературного языка, иметь представления о социально – стилистическом расслоении современного русского языка.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки студента – 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 32часа;
Самостоятельной работы студента – 16 часов.
2.Структура и содержание рабочей дисциплины.
2.1.Объём рабочей дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы |
Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
32 |
В том числе: |
|
Практические работы |
8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
16 |
В том числе: |
|
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Подготовка рефератов по теме: «Выдающиеся учёные – русисты» (М.В. Ломоносов, В.И. Даль, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.) |
2 |
Наблюдения над собственными произношениями, учёт и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении. |
2 |
Происхождение, строение и значение фразеологизмов |
2 |
Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и учебно – научном текстах. |
4 |
Использование заданных форм слова в предложении и тексте; использование грамматических синонимов. |
2 |
Учёт и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. |
2 |
Стилистический разбор художественного, учебно – научного и официально – делового стилей. |
2 |
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.
|
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование раздела и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся. |
Объём часов |
Уровень усвоения |
Раздел 1. |
Общее понятие о языке, речи и её культуре. |
6 |
|
Тема 1.1. |
Содержание учебного материала |
2 |
1 |
1.Основные единицы языка. 2.Понятие о литературном языке и языковой норме. 3.Типы норм. 4.Словари русского языка. |
|
|
|
Тема1.2. Культура речи и речевой этикет |
Содержание учебного материала. |
4 |
1 |
1.Понятие культуры речи. 2.Аспекты речи. 3.Качества хорошей речи. 4.Невербальные средства общения. |
2 |
|
|
Практическая работа: «Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний студентов)» |
2 |
2 |
|
Самостоятельная работа: Изучение красноречия. Виды красноречия. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Подготовка докладов. Язык и общество. Влияние на культуру и историю народа. Подготовка рефератов. |
2 |
3 |
|
Раздел 2. |
Фонетика |
6 |
|
Тема2.1. Фонетика. Понятие фонемы. Звуки и фонемы. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие фонетики. 2.Основные фонетические единицы языка. 3.Отличие фонемы от звука речи. |
|
|
|
Тема2.2.Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Ударение. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие орфоэпии. 2.Отличие орфоэпических норм от акцентологических. 3.Произношение безударных гласных и согласных. 4.Особенности русского ударения. 5.Основные тенденции в развитии русского ударения. 6.Логическое ударение. |
2 |
|
|
Практическая работа: «Упражнения по определению ударения в слове». |
2 |
3 |
|
Самостоятельная работа: Наблюдение над собственным произношением, учёт и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении. |
2 |
3 |
|
Тема2.3. Фонетические средства языковой выразительности. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Использование фонетических средств языка в речи. 2.Ритм и интонация. |
|
|
|
Раздел 3. |
Лексика и фразеология. |
8 |
|
Тема3.1.Лексика. Лексические единицы русского языка. |
Содержание учебного материала. |
2 |
1 |
1.Понятие лексикологии и лексики. 2.Лексическое значение слова. 3.Лексические нормы. 4.Лексические ошибки и их исправления. 5.Формирование русской лексики. 6.Процессы архаизации и обновления русской лексики. |
|
|
|
Тема3.2.Изобразительно–выразительные возможности лексики. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Выразительность речи. Условия, от которых она зависит. 2.Изобразительно-выразительные средства. 3.Употребление терминологической и профессиональной лексики. |
2 |
|
|
Практическая работа: «Лексические ошибки и их исправления» |
2 |
3 |
|
Тема3.3.Фразеология. Фразеологизмы. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие фразеологии и фразеологизмов. Их роль. 2. Основные типы фразеологических единиц русского языка. 3.Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения. 4.Использование фразеологизмов в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. |
|
|
|
Самостоятельная работа: Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков. |
2 |
3 |
|
Раздел 4. |
Словообразование. |
4 |
|
Тема4.1. Словообразование. |
Содержание учебного материала. |
2 |
1 |
1.Понятие о типах образования слов. 2.Морфологический способ словообразования. 3.Немарфологические способы словообразования. |
|
|
|
Тема4.2.Морфемика |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие морфемики и морфемы. 2.Состав слова. 3.Изменения в морфологическом составе слов. 4.Морфемный и словообразовательный анализы. 5.Морфологическое чередование звуков. |
|
|
|
Самостоятельная работа: 1.Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и учебно-научном текстах. 2.Происхождение, строение и значение фразеологизмов. |
2 |
3 |
|
Раздел 5. |
Морфология |
2 |
|
Тема5.1. Грамматика и морфология. |
Содержание учебного материала. |
2 |
1 |
1.Предмет морфологии. 2.Грамматические значения, грамматические категории и грамматические формы. |
|
|
|
Раздел 6. |
Синтаксис |
4 |
|
Тема6.1. Основные синтаксические единицы. |
Содержание учебного материала. |
2 |
1 |
1.Словосочетание. Типы словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении. 2.Понятие о предложении. Типы предложений. Строение предложений. 3.Отличие предложения от словосочетания. 4.Главные и второстепенные члены предложения. 5.Порядок слов в предложении. |
|
|
|
Тема6.2. Простое, осложнённое, сложное предложение. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Предложения с однородными членами. 2.Предложения с обособленными членами. 3.Понятие о сложном предложении. 4.Сложноподченённое предложение. 5.Сложноподчинённое предложение. |
|
|
|
Раздел 7. |
Нормы русского правописания. |
4 |
|
Тема7.1. Принципы русской орфографии. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие орфограммы. Типы и виды орфограмм. 2.Фонетический принцип. 3.Традиционный принцип. 4.Морфологический принцип.
|
|
|
|
Тема 7.2. Русская пунктуация. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Пунктуация. Знаки препинания. 2.Основные принципы пунктуации. 3.Значение знаков препинания. 4.Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование. 5.Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности. |
|
|
|
Самостоятельная работа: Учёт и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок. |
2 |
3 |
|
Практическая работа. Работа с текстом. |
2 |
|
|
Раздел 8. |
Текст. Стили речи. |
4 |
|
Тема8.1.Функциональные стили литературного языка. |
Содержание учебного материала. |
2 |
2 |
1.Понятие функционального стиля. 2.Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально- делового, публицистического, художественного. 3.Сфера их использования, их языковые признаки. Особенности построения текста разных стилей. Особенности построения публичного выступления. 4.Жанры деловой, учебно-научной, публицистической речи. 5.Основы ораторского искусства. |
2 |
|
|
|
Всего |
48 |
|
Для характеристики уровня освоение учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятель по образцу, инструкции или под руководством);
3. –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. Условия реализации программы дисциплины.
3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по дисциплине: «Русский язык и культура речи».
Оборудование учебного кабинета:
1. Наглядные пособия (плакаты, схемы и таблицы по русскому языку).
2. Комплект учебно-методической документации.
3. Технические средства оборудования: мультимедиапроектор, персональный компьютер, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Основные источники:
1. Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.– М.; 2011 (ЭБС ZNANIUM.COM)
2. Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии : Учебное пособие- М. 2010 (ЭБС ZNANIUM.COM)
3. Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие – М. 2014 (ЭБС ZNANIUM.COM)
4. Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи Учебное пособие - М. 2010
Дополнительные источники:
1. Антонова Е. С., Вонтелева Т. М. Русский язык и культура речи. - М., 2005.
2. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов на Дону, 2002.
3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 класса общеобразовательных учреждений.- М., 2001.
4. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи. – М., 2006.
5. Солганик Г. Л., Дроняева Г. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.
4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоения знания). |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения. |
Уметь: - Создавать тексты в устной и письменной форме; - Различать элементы нормированной и ненормированной речи; - Владеть фонетическими средствами речевой выразительности; - Владеть нормами словоупотребления; - Находить и исправлять в тексте лексические ошибки; - Определять функционально – стилевую принадлежность слова; - Пользоваться нормами слова образования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике; - Употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста; - Выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте; - Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально – делового, учебно – научного стилей; - Редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - Пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания; - Различать тексты по их принадлежности к стилям; - Анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности; - Продуцировать разные типы речи, создавать текстыучебно – научного и официально делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов. Знать: - Признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента); - Особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы; - Лексические и фразеологические единицы языка; - Способы словообразования; - Самостоятельные и служебные части речи; - Синтаксический строй предложения; - Правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания; - Функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально – стилистическом расслоении современного русского языка.
|
Самостоятельная работа в виде письменных, текстовых заданий.
Экспертная оценка выполнения практических работ.
Зачет. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.