РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
Оценка 4.8

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»

Оценка 4.8
docx
08.10.2024
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)
РП Русский язык и культура речи.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Русский язык и культура речи»

для студентов специальности 08.02.01. «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик:

Танаева М. Л. преподаватель высшей квалификационной категории  «Самарского колледжа строительства и предпринимательства(филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования  «Московский государственный строительный университет».

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ      стр.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­                                    4

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                             6

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ          9

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСНОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ       12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1.Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программ подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС 3+ по специальностям СПО:08.02.05 «Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов», 08.02.02 «Строительство инженерных сооружений», 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»,35.02.12 «Садово – парковое и ландшафтное строительство»,08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования воздуха и вентиляции», 21.02.05 «Земельно - имущественные отношения», 21.02.06 «Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности».

Программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки), профессиональной подготовке по рабочим профессиям в области строительства автомобильных дорог.

1.2.Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины.

1.3.Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент долженуметь:

- создавать тексты в устной и письменной форме;

- различать элементы нормированной и ненормированной речи;

- владеть фонетическими средствами речевой выразительности;

- владеть нормами словоупотребления;

- находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

- определять функционально – стилевую принадлежность слова;

- пользоваться нормами словообразования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

- употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

- выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте;

-пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально – делового, учебно – научного стилей;

- редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

- пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

 

 

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

- анализировать речь с точки зрения и нормативности, уместности и целесообразности;

- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно – научного и официально

– делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);

- особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы языка;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложения;

- правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

- функциональные стили литературного языка, иметь представления о социально – стилистическом расслоении современного русского языка.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы общеобразовательной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки студента – 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента – 32часа;

Самостоятельной работы студента – 16 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Структура и содержание рабочей дисциплины.

2.1.Объём рабочей дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

 

Практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

В том числе:

 

Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа.

Подготовка рефератов по теме: «Выдающиеся учёные – русисты» (М.В. Ломоносов, В.И. Даль, Я.К. Грот, Ф.И. Буслаев, А.А. Потебня, А.А. Шахматов, А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов и др.)

2

Наблюдения над собственными произношениями, учёт и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении.

2

Происхождение, строение и значение фразеологизмов

2

Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и учебно – научном текстах.

4

Использование заданных форм слова в предложении и тексте; использование грамматических синонимов.

2

Учёт и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.

2

Стилистический разбор художественного, учебно – научного и официально – делового стилей.

2

Итоговый контроль в форме дифференцированного зачёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование раздела и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объём часов

Уровень усвоения

Раздел 1.

Общее понятие о языке, речи и её культуре.

6

 

Тема 1.1.

Содержание учебного материала

2

1

1.Основные единицы языка.

2.Понятие о литературном языке и языковой норме.

3.Типы норм.

4.Словари русского языка.

 

 

Тема1.2. Культура речи и речевой этикет

Содержание учебного материала.

4

1

1.Понятие культуры речи.

2.Аспекты речи.

3.Качества хорошей речи.

4.Невербальные средства общения.

2

 

Практическая работа:

«Анализ речевых структур с точки зрения использования нормированных и ненормированных средств языка (на примере литературных текстов и письменных речевых высказываний студентов)»

2

2

Самостоятельная работа:

Изучение красноречия. Виды красноречия. Риторика Древней Греции и Древнего Рима. Подготовка докладов. Язык и общество. Влияние на культуру и историю народа. Подготовка рефератов.

2

3

Раздел 2.

Фонетика

6

 

Тема2.1. Фонетика. Понятие фонемы. Звуки и фонемы.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие фонетики.

2.Основные фонетические единицы языка.

3.Отличие фонемы от звука речи.

 

 

Тема2.2.Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Ударение.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие орфоэпии.

2.Отличие орфоэпических норм от акцентологических.

3.Произношение безударных гласных и согласных.

4.Особенности русского ударения.

5.Основные тенденции в развитии русского ударения.

6.Логическое ударение.

2

 

Практическая работа:

«Упражнения по определению ударения в слове».

2

3

Самостоятельная работа:

Наблюдение над собственным произношением, учёт и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении.

2

3

Тема2.3. Фонетические средства языковой выразительности.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Использование фонетических средств языка в речи.

2.Ритм и интонация.

 

 

Раздел 3.

Лексика и фразеология.

8

 

Тема3.1.Лексика. Лексические единицы русского языка.

Содержание учебного материала.

2

1

1.Понятие лексикологии и лексики.

2.Лексическое значение слова.

3.Лексические нормы.

4.Лексические ошибки и их исправления.

5.Формирование русской лексики.

6.Процессы архаизации и обновления русской лексики.

 

 

Тема3.2.Изобразительно–выразительные возможности лексики.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Выразительность речи. Условия, от которых она зависит.

2.Изобразительно-выразительные средства.

3.Употребление терминологической и профессиональной лексики.

2

 

Практическая работа:

«Лексические ошибки и их исправления»

2

3

Тема3.3.Фразеология. Фразеологизмы.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие фразеологии и фразеологизмов. Их роль.

2. Основные типы фразеологических единиц русского языка.

3.Афоризмы, пословицы, поговорки, крылатые выражения.

4.Использование фразеологизмов в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление.

 

 

Самостоятельная работа:

Словотворчество В. Маяковского, А. Вознесенского и других поэтов и прозаиков.

2

3

Раздел 4.

Словообразование.

4

 

Тема4.1. Словообразование.

Содержание учебного материала.

2

1

1.Понятие о типах образования слов.

2.Морфологический способ словообразования.

3.Немарфологические способы словообразования.

 

 

Тема4.2.Морфемика

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие морфемики и морфемы.

2.Состав слова.

3.Изменения в морфологическом составе слов.

4.Морфемный и словообразовательный анализы.

5.Морфологическое чередование звуков.

 

 

Самостоятельная работа:

1.Стилистический анализ словообразовательных средств в художественном, публицистическом и учебно-научном текстах.

2.Происхождение, строение и значение фразеологизмов.

2

3

Раздел 5.

Морфология

2

 

Тема5.1. Грамматика и морфология.

Содержание учебного материала.

2

1

1.Предмет морфологии.

2.Грамматические значения, грамматические категории и грамматические формы.

 

 

Раздел 6.

Синтаксис

4

 

Тема6.1. Основные синтаксические единицы.

Содержание учебного материала.

2

1

1.Словосочетание. Типы словосочетаний. Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении.

2.Понятие о предложении. Типы предложений. Строение предложений.

3.Отличие предложения от словосочетания.

4.Главные и второстепенные члены предложения.

5.Порядок слов в  предложении.

 

 

Тема6.2. Простое, осложнённое, сложное предложение.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Предложения с однородными членами.

2.Предложения с обособленными членами.

3.Понятие о сложном предложении.

4.Сложноподченённое предложение.

5.Сложноподчинённое предложение.

 

 

Раздел 7.

Нормы русского правописания.

4

 

Тема7.1. Принципы русской орфографии.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие орфограммы. Типы и виды орфограмм.

2.Фонетический принцип.

3.Традиционный принцип.

4.Морфологический принцип.

 

 

 

Тема 7.2. Русская пунктуация.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Пунктуация. Знаки препинания.

2.Основные принципы пунктуации.

3.Значение знаков препинания.

4.Пунктуация и интонация. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

5.Русская орфография и пунктуация в аспекте речевой выразительности.

 

 

Самостоятельная работа:

Учёт и группировка правописных ошибок в собственных письменных работах, выявление их причин, планирование и реализация мер по преодолению ошибок.

2

3

Практическая работа.

Работа с текстом.

2

 

Раздел 8.

Текст. Стили речи.

4

 

Тема8.1.Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала.

2

2

1.Понятие функционального стиля.

2.Функциональные стили литературного языка: разговорного, научного, официально- делового, публицистического, художественного.

3.Сфера их использования, их языковые признаки. Особенности построения текста разных стилей. Особенности построения публичного выступления.

4.Жанры деловой, учебно-научной, публицистической речи.

5.Основы ораторского искусства.

2

 

 

Всего

48

 

 

Для характеристики уровня освоение учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятель по образцу, инструкции или под руководством);

3. –продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

3. Условия реализации программы дисциплины.

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета по дисциплине: «Русский язык и культура речи».

Оборудование учебного кабинета:

1.  Наглядные пособия (плакаты, схемы и таблицы по русскому языку).

2. Комплект учебно-методической документации.

3. Технические средства оборудования: мультимедиапроектор, персональный компьютер, экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Основные источники:

1.      Машина О.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие.– М.; 2011 (ЭБС ZNANIUM.COM)

2.      Петрова Н.Е. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии : Учебное пособие- М. 2010 (ЭБС ZNANIUM.COM)

3.      Самойлова Е.А. Русский язык и культура речи: Учебное пособие – М. 2014 (ЭБС ZNANIUM.COM)

4.      Самсонов Н.Б. Русский язык и культура речи Учебное пособие -  М. 2010

Дополнительные источники:

1. Антонова Е. С., Вонтелева Т. М. Русский язык и культура речи. - М., 2005.

2. Введенская Л. А. Культура речи. – Ростов на Дону, 2002.

3. Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10 – 11 класса общеобразовательных учреждений.- М., 2001.

4. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи. – М., 2006.

5. Солганик Г. Л., Дроняева Г. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М., 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплин.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоения знания).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.

Уметь:

-        Создавать тексты в устной и письменной форме;

-        Различать элементы нормированной и ненормированной речи;

-        Владеть фонетическими средствами речевой выразительности;

-        Владеть нормами словоупотребления;

-        Находить и исправлять в тексте лексические ошибки;

-        Определять функционально – стилевую принадлежность слова;

-        Пользоваться нормами слова образования применительно к общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике;

-        Употреблять грамматические формы слов в соответствии с литературной нормой и стилистическими особенностями создаваемого текста;

-        Выявлять грамматические ошибки в чужом и своём тексте;

-        Пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально – делового, учебно – научного стилей;

-        Редактировать собственные тексты и тексты других авторов;

-        Пользоваться правилами правописания, вариативными и факультативными знаками препинания;

-        Различать тексты по их принадлежности к стилям;

-        Анализировать речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;

-        Продуцировать разные типы речи, создавать текстыучебно – научного и официально делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.

Знать:

-        Признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой, соблюдение этики общения, учёт коммуникативного компонента);

-        Особенности русского ударения и произношения, орфоэпические нормы;

-        Лексические и фразеологические единицы языка;

-        Способы словообразования;

-        Самостоятельные и служебные части речи;

-        Синтаксический строй предложения;

-        Правила правописания, понимать смыслоразличительную роль орфографии и знаков препинания;

-        Функциональные стили литературного языка, иметь представление о социально – стилистическом расслоении современного русского языка.

 

Самостоятельная работа в виде письменных, текстовых заданий.

 

Экспертная оценка выполнения практических работ.

 

Зачет.

 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 08

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Русский язык и культура речи» для студентов специальности 08

Разработчик: Танаева М. Л. преподаватель высшей квалификационной категории «Самарского колледжа строительства и предпринимательства(филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный строительный университет»

Разработчик: Танаева М. Л. преподаватель высшей квалификационной категории «Самарского колледжа строительства и предпринимательства(филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный строительный университет»

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1.ПАСПОРТ

СОДЕРЖАНИЕ стр. 1.ПАСПОРТ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

В результате освоения дисциплины студент должен знать : - признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой,…

В результате освоения дисциплины студент должен знать : - признаки литературного языка, функции языка, типы речевой нормы, основные компоненты культуры речи (владение языковой, литературной нормой,…

Структура и содержание рабочей дисциплины

Структура и содержание рабочей дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Тематический план и содержание учебной дисциплины

Лексические единицы русского языка

Лексические единицы русского языка

Тема6.1. Основные синтаксические единицы

Тема6.1. Основные синтаксические единицы

Для характеристики уровня освоение учебного материала используются следующие обозначения: 1

Для характеристики уровня освоение учебного материала используются следующие обозначения: 1

Контроль и оценка результатов освоения дисциплин

Контроль и оценка результатов освоения дисциплин

Лексические и фразеологические единицы языка; -

Лексические и фразеологические единицы языка; -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2024