Содержание:
1.Паспорт рабочей программы учебной практики 3
2. Тематическийплан и содержание учебной практики 4
3. Условия реализации рабочей программы учебной практики 7
4. Контроль и оценка результатов освоения программы
учебной практики 9
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Программа учебной
практики является частью основной программы профессионального обучениядля
подготовки обучающихся из числа осужденных
к лишению свободы, в соответствии с профессиональным стандартом, утвержденным
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
09.03.2022 №113нпо профессии 16675 «Повар».
Программа практики направлена на освоение профессиональногостандарта.
В результате прохождения учебной практики обучающийся должен уметь:
- подготавливать кухню для организации питания и рабочих мест к работе в соответствии с инструкциями и регламентами организации питания;
- обеспечивать чистоту и порядок на рабочих местах;
- проверять исправность оборудования, инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов;
- использовать посудомоечную машину;
- чистить, мыть и убирать оборудование, инвентарь после их использования;
- упаковывать и складировать пищевые продукты, используемые в приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий или оставшиеся после их приготовления;
- подготавливать сырьё и продукты для дальнейшего приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- подготавливать полуфабрикаты для приготовления блюд и кулинарных изделий;
- приготавливать блюда, напитки и кулинарные изделия;
- выполнять вспомогательные операций при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий;
- отпускать готовые блюда, напитки и кулинарные изделия с раздачи, прилавка;
- проверить органолептическим способом качество сырья, продуктов, полуфабрикатов, ингредиентов для дальнейшего приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- использовать рецептуры, технологические карты приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- выбирать инвентарь и оборудование и безопасно пользоваться им;
- производить обработку овощей, фруктов и грибов;
- нарезать и формовать овощи и грибы;
- подготавливать плоды для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- подготавливать пряности и приправы для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- подготавливать зерновые и молочные продукты, муку, яйца, жиры и сахар для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- подготавливать полуфабрикаты из мяса, домашней птицы, рыбные полуфабрикаты
-готовить блюда и гарниры из овощей;
- готовить каши и гарниры из круп;
-готовить блюда из яиц;
-готовить блюда и гарниры из макаронных изделий;
-готовить блюда из бобовых;
- готовить блюда из рыбы;
- готовить блюда из мяса и мясных продуктов;
- готовить блюда из домашней птицы;
- готовить мучные блюда;
- готовить горячие напитки;
- готовить сладкие блюда;
- проверять органолептическим способом качество блюд, напитков и кулинарных изделий перед упаковкой, отпуском с раздачи, прилавка;
- порционировать, сервировать и отпускать блюда, напитки и кулинарные изделия с раздачи, прилавка и на вынос.
В результате освоения дисциплины обучающийся должензнать:
- назначение, правила использования оборудования, инвентаря, инструментов, весоизмерительных приборов, посуды, используемых в приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, правила ухода за ними;
- требования к качеству, срокам и условиям хранения, признаки и органолептические методы определения доброкачественности пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий;
- требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания;
- технологии подготовки сырья, продуктов, полуфабрикатов для дальнейшего использования при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий;
- технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий;
- требования к качеству, безопасности пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, условия их хранения;
- правила пользования рецептурами, технологическими картами на приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий;
- методы минимизации отходов при очистке, обработке и измельчении сырья, используемого при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, с учетом соблюдения требований к качеству;
- пищевую ценность различных видов продуктов и сырья, используемых при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий;
-требования охраны труда, санитарии и гигиены, пожарной безопасности в организациях питания.
Место проведения практики: мастерская училища, столовая осужденныхФКУ ИК-15.
1.2. Цели и задачи учебной практики:
Целью практики как заключительного этапа учебно-воспитательного процесса является завершение учебной практики, подготовка будущего специалиста по профессии 16675 «Повар» к самостоятельной работе.
Основными задачами являются:
-закрепление и совершенствование профессиональных знаний и умений по профессии 16675 «Повар».
-накопление опыта самостоятельного выполнения работ определенной сложности;
-приобретение устойчивых навыков по приготовлению пищи;
-изучение производственной технологии обработки пищевых продуктов и технической документации;
-совершенствование навыков самоконтроля.
2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
учебной практики
Категория слушателей: осужденные к лишению свободы Код:16675 «Повар»
Цель: формирование у обучающихся основ профессионального мастерства
Срок обучения: 198 часов 3 месяца
Форма обучения: очная
Режим занятий: 6 часов в день
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
В том числе |
Форма контроля |
|
лекции |
Практич. занятия |
||||
1. |
Обучение в учебных мастерских |
198 |
|
|
|
1 |
Инструктаж
по безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности. Ознакомление
с цехами и технологическим оборудованием столовой |
6 |
1 |
4 |
|
2 |
Изучение технологического оборудования. |
6 |
1 |
6 |
|
3 |
Обработка, нарезка, формовка, овощей, фруктов, грибов |
12 |
|
12 |
|
4 |
Подготовка плодов, пряностей для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий. |
6 |
|
6 |
|
5 |
Подготовка зерновых и молочных продуктов, муки, яиц, жиров и сахара для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий. |
6 |
|
6 |
|
6 |
Подготовка полуфабрикатов из мяса, домашней птицы, рыбных полуфабрикатов. |
18 |
|
18 |
|
7 |
Приготовление блюд и гарниров из овощей. |
18 |
|
18 |
|
8 |
Приготовление каши и гарниров из круп. |
24 |
|
24 |
|
9. |
Приготовление блюд и гарниров из макаронных изделий, яиц. |
24 |
|
24 |
|
10. |
Приготовление блюд из бобовых. |
6 |
|
6 |
|
11. |
Приготовление блюд из рыбы. |
18 |
|
18 |
|
12. |
Приготовление блюд из мяса и мясных продуктов, птицы. |
24 |
|
24 |
|
13. |
Приготовление мучных изделий. |
12 |
|
12 |
|
14. |
Приготовление горячих напитков и сладки блюд. |
6 |
|
6 |
|
15. |
Проверочные работы |
6 |
|
6 |
|
|
Итого: |
198 |
2 |
196 |
|
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙПРАКТИКИ
Виды работ:
2.2.1. Инструктаж по безопасности труда, электробезопасности и пожарной безопасности. Изучение технологического оборудования, правил правильной организации труда и рабочих мест
Общие сведения о предприятии, экскурсия в столовую ФКУ ИК-15.Ознакомление с квалификационными требованиями повара 3 разрядов, программой и порядком проведения производственного обучения.
Инструктаж по охране труда и пожарной безопасноститруда на рабочих местах,меры предупреждения. Правила пользования средствами пожаротушения. Правила поведения при пожаре. Основные правила электробезопасности. Причины и виды травм, меры предупреждения травматизма.
2.2.2.Изучение технологического оборудования
Ознакомление с правилами безопасности труда при эксплуатации оборудования, установленного в цехах.
Изучение технологического оборудования (механического, теплового, холодильного и др.), правил эксплуатации.
Изучение весоизмерительного оборудования, правила работы с ним.
Ознакомление с инвентарем, инструментом и посудой, правила пользования и ухода за ними.
2.2.3. Приобретение навыков обработки, нарезки, формовки овощей, фруктов, грибов.
Подбор инструментов и инвентаря, оборудования для первичной обработки (переработка, сортировка, мытье и очистка ручным и машинный способ, сушка, удаление кожуры, семян) клубнеплодов, корнеплодов, луковых, капустных, зелени, грибов, фруктов.
Овладение навыками обработки,нарезанияи формования традиционных видов овощей, грибов и фруктов различными способами с обеспечением качества продуктов и требований к безопасности пищевых продуктов.Подготовка овощей к фаршированию.
Соблюдать условия и временной режим хранения нарезанных овощей, грибов и фруктов в свежем, охлажденном и мороженном виде.
2.2.4. Приобретение навыковподготовки плодов, пряностей для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий.
Подбор инструментов и инвентаря, оборудования для первичной обработки (переработка, сортировка, мытье и очистка ручным и машинный способ, сушка,)традиционных плодовых,пряностей.
Овладение навыками обработки, нарезания и формования традиционных видов плодов, пряностей различными способами с обеспечением качества продуктов и требований к безопасности пищевых продуктов.
Соблюдение условий и режима хранения нарезанных плодов, пряностей в свежем, охлажденном и мороженном виде.
2.2.5. Подготовка зерновых и молочных продуктов, муки, яиц, жиров и сахара для приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий.
Подбор инструментов и инвентаря, оборудования для первичной обработки.
Овладение навыками обработки: переработка, отделение, отсеивание, промывание, поджариваниекруп, просеивание муки и сахара, кипячение и процеживание молока, разведение сухого молока, промывание яиц в соответствии с санитарными требованиями, разморозка меланжа, очистка и разморозкажиров и т.д.
Учиться определять качество сырья органолептическим методоми соблюдать требования безопасности пищевых продуктов, измерения вес.
2.2.6. Подготовка полуфабрикатов из мяса, домашней птицы, рыбных полуфабрикатов.
Подбор инструментов и инвентаря, оборудования для первичной обработки. Ознакомление с обработкой мяса, птицы (размораживание, зачистка, удаление клейма, обмывание, обсушивание, разделка), виды поступающего сырья, органолептическая оценка качества мяса, птицы.
Овладение навыками приготовления котлетной и рубленой массы и полуфабрикатов из нее.
Овладение навыками обработки рыбы с костным скелетом: оттаивание, очистка, разделка, приготовления полуфабрикатов, котлетной массы.
Соблюдать условия и временной режим хранения охлажденных и замороженных полуфабрикатов. Виды поступающего сырья, органолептическая оценка сырья и полуфабрикатов.
2.2.7.Приготовление блюд и гарниров из овощей
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовленияблюд из овощей.
Приобретение
навыков приготовления блюд и гарниров из отварных, жаренных, припущенных,
тушеных ,запеченных овощей, согласно рецептуре
и технологической карте.
Овладеть навыком нарезки, порционирования, формовки, панирования, обжаривания, фарширования овощей,подачи и отпуска.
Определение органолептическим методом качества приготовления блюда из овощей.
2.2.8.Приготовление каш и гарниров из круп.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления блюд из круп.
Овладения навыкамиварки каш разной консистенции (рассыпчатые, вязкие, жидкие).Уметь готовить запеканки. Знать соотношение крупы и жидкости.
Уметь соблюдатьрецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Определение органолептическим способом качества приготовления блюда из круп.
2.2.9.Приготовление блюд и гарнира из макаронных изделий и яиц.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления блюд из макарон и яиц.
Овладения навыками варки (откидным, припущенным способом), жарки, запеканиямакаронных изделий и яиц.
Знать соотношение макаронных изделий и жидкости. Уметь сочетать макароны и яйца с другими ингредиентами для создания гармоничных блюд.
Уметь соблюдать рецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Определение органолептическим способом правильность приготовления блюда из макарон и яиц.
2.2.10. Приготовление блюд из бобовых.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления блюд из бобовых.
Овладения навыкамиподготовки (замачивания) для отваривания бобовых, запекания с другими овощами, протирание для пюре.
Знать соотношение бобовых и жидкости.
Уметь соблюдать рецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Определение органолептическим способом правильность приготовления блюда из бобовых.
2.2.11. Приготовлениеблюд из рыбы.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления блюд из рыбы.
Овладения навыками приготовления блюд из вареной, припущенной рыбы. Органолептическая оценка блюд, оформление и отпуск.
Овладения навыками приготовления блюд из жареной и запеченной рыбы. Органолептическая оценка блюд, оформление и отпуск.
Овладения навыками приготовления блюд из рыбной котлетной массы.
Уметь соблюдать рецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Ознакомления с условиями и сроками хранения готовы блюд.
Определение органолептическим способом правильность приготовления блюда из рыбы.
2.2.12.Приготовление блюд из мяса и мясных продуктов, птицы.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления блюд из мяса.
Овладения навыками приготовления блюд изотварного, тушеного, жареного, запечённого мяса: крупным куском, порционными кусками, мелкокусковым.
Приготовление котлетной, натурально рубленной массы. Овладения навыками приготовления блюд из полуфабрикатов котлетной массы.
Уметь соблюдать рецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Отработка приемов порционирование, формования, панирования, жарки, тушения, запекания. Подача и отпуск блюд.
Ознакомления с условиями и сроками хранения готовы блюд.
Определение органолептическим способом правильность приготовления блюда из мяса, птицы.
2.2.13. Приготовление мучных изделий.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления мучных изделий.
Овладение навыками приготовления теста для блинов, оладий, блинчиков и их жарка. Приобретение навыков приготовления фаршей, начинок.
Уметь соблюдать рецептуру и технологический процесс. Овладеть навыком порционирования,подачи и отпуска.
Органолептическая оценка блюд, оформление и отпуск.
Ознакомления с условиями и сроками хранения готовы блюд.
2.2.14. Приготовление горячих напитков и сладких блюд.
Подготовка и выбор инвентаря, посуды, оборудования для приготовления горячих напитков и сладких блюд.
Приобретение навыков завариваниягорячих напитков (чая, кофе, компот), сладких блюд (запеченное яблоко, желе) подготовка свежих, мороженных, консервированных, сушенных фруктов, ягод.
Органолептическая оценка блюд, оформление и отпуск.
Ознакомления с условиями и сроками хранения готовы блюд.
2.2.15. Проверочные работы.
Промежуточная аттестация.
Итого: 198 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы учебной практик предполагает наличие мастерской, кабинета по поварскому делу (цеха в столовой);
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- места по количеству обучающихся: парты, стулья.
- доска;
мультимедийное оборудование (экран, проектор, компьютер, принтер, колонки);
лицензионное программное обеспечение профессионального назначения;
- компьютер в комплекте;
универсальный УМК;
обучающие диски, муляжи, образцы продукции.
Оборудование столовой и технологическое оснащение рабочих мест:
-электрические плитки;
- электрический жарочный шкаф;
- пекарский шкаф;
- электронные весы;
- холодильник;
- весы циферблатные;
- весы электрические;
- электрический миксер.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
1. Российская Федерация. Законы. О качестве и безопасности пищевых продуктов [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 дек.1999 г.: одобр. Советом Федерации 23 дек. 1999 г.: по состоянию на 26 дек. 2009 г.]. - http://docs.kodeks.ru/document/901751351
2. Российская Федерация. Постановления. Правила оказания услуг общественного питания [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ: [Утв. 15 авг. 1997 г. № 1036: в ред. от 10 мая 2007 № 276].- http://ozpp.ru/laws2/postan/post7.html
3. ГОСТ Р 50647-94 Общественное питание. Термины и определения.- Введ. 1994 – 07 – 01. - М.: Изд-во стандартов, 1994.- III, 11 с.
4. ГОСТ Р 50763-2007 Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению. Общие технические условия – Введ. 2009 – 01 – 01.- М.: Стандартинформ, 2008.- III, 10 с.
5. ГОСТ Р 53104-2008 Услуги общественного питания. Метод органолептической оценки качества продукции общественного питания. – Введ. 2010 – 01 – 01. – М.: Стандартинформ, 2009. – III, 11 с.
6. Рыжакова А.В. Товароведение и экспертиза кондитерских товаров: учебник для студентов высших заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
7. Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина.- М.: Академия, 2017. – 256 с.
8. Матюхина З.П. Товароведение пищевых продуктов: учебник для нач. проф. образования / З.П.Матюхина. - М.: Академия, 2016. – 336 с., [16] с. цв. ил.
9. Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания / Сост. Л.Е.Голунова. – 8-е изд. – СПБ: ПРОФИКС, 2016. – 688 с.
Дополнительные источники
1. Артёмова Е.Н. Основы технологии продукции общественного питания: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / Е.Н.Артёмова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2018.- 336с.
2. Козлова С.Н. Кулинарная характеристика блюд: учеб. пособие для нач. проф. образования / С.Н.Козлова, Е.Ю.Фединишина. - М.: Академия, 2017. – 192 с.
3. Сопачева Т.А. Оборудование предприятий общественного питания. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для нач. проф. образования / Т.А.Сопачева, М.В.Володина. – М.: Академия, 2019 . – 112 с.
4. Усов В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: учебник для нач. проф. образования; учеб. пособие для сред. проф. образования / В.В.Усов. – 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2019.- 432 с..
5. Сборник технических нормативов. Сборник рецептур на продукцию кондитерского производства./ Составитель Могильный М.П.-М.: ДеЛи плюс, 2018.-560с.
Интернет-источники
1. http://www.pekari.ru/
2. http://www.gastronom.ru/
3. http://hlebopechka.ru/
4. http://www.chocolatier.ru/
3.3.Общие требования к организации образовательного процесса.
Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и/или преподавателями профессионального цикла. Характер проведения учебной практики – рассредоточено. Учебная практика проводится, чередуясь с теоретическими занятиями. Реализация программы учебной практики предполагает в последующем обязательную производственную практику (концентрированную), которая может осуществляться на предприятиях социальных партнеров и в других организациях (различных правовых форм собственности). Направление деятельности организаций должно соответствовать профилю подготовки обучающихся.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ.
Контроль и оценка результатов освоения учебной практики осуществляется мастером производственного обучения, преподавателем профессионального цикла в процессе проведения учебных занятий, самостоятельного выполнения обучающимися заданий, выполнения практических проверочных работ.
результаты |
Основные показатели оценки качества |
Уметь: готовить блюда, напитки и кулинарные изделия по технологическим картам под руководством повара. |
Текущий контроль.Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики, заполнение дневника учащимся; |
Соблюдать правила сочетаемости основных продуктов и сырья при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий. |
Текущий контроль. Наблюдение во время практических занятий, устный опрос; |
Выбирать производственный инвентарь и технологическое оборудование и безопасно пользоваться им при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики. |
Соблюдать санитарно-гигиенические требования и требования охраны труда. |
Текущий контроль. Устный опрос. |
Аккуратно обращаться с сырьем в процессе приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий и экономно расходовать его. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики, заполнение дневника учащимся. |
Знать:нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность организации питания. |
Текущий контроль. Устный опрос. |
Технологии приготовления блюд, напитков и кулинарных изделий. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики, заполнение дневника учащимся; |
Требования к качеству, безопасности пищевых продуктов, используемых в приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, условия их хранения. |
Текущий контроль. Устный опрос. |
Правила пользования сборниками рецептур на приготовление блюд, напитков и кулинарных изделий. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики. |
Методы минимизации отходов при очистке, обработке и измельчении сырья, используемого при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, с учетом соблюдения требований к качеству. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики. Устный опрос. |
Пищевая ценность различных видов продуктов и сырья, используемого при приготовлении блюд, напитков и кулинарных изделий, с учетом соблюдения требований к качеству. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики. Устный опрос |
Требования охраны труда, производственной санитарии и пожарной безопасности в организациях питания. |
Текущий контроль. Наблюдение и оценка на практических занятиях во время учебной практики. Устный опрос |
Проверочные работы |
Промежуточная аттестация |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.