Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед""
Оценка 4.7

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед""

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
другое
5 кл—9 кл
28.01.2025
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Юный краевед""
Рп Юный Краевед.docx

Администрация Мошковского района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Мошковского района

 

 

Рассмотрена и одобрена на

педагогическом совете ДДТ

протокол №___ от ________________

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДО

«Мошковский ДДТ»

 

 __________

 _______________2021 г.

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

туристско-краеведческой направленности

«Юный краевед»   

(срок реализации программы: 1 год,

возраст детей 14 - 16 лет)  

        

 

 

 

 

                                                                            Автор-составитель программы:

Кургаева Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

с. Новомошковское, 2021 г.

 

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность.

Актуальность программы «Юный краевед» заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Программа призвана расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Мошковского района.

Данная программа помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся  сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Таким образом, программа призвана развивать личность путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.

Программа составлена на основе материалов интернет-информации и методической литературы. Программа рассчитана  для занятий с обучающимися 14-16 лет.  По программе «Юный краевед» могут заниматься все учащиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний. Запись в кружок проводится по желанию ребенка, на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих).

Программа рассчитана на один год обучения. Всего 144 часа. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в учебном кабинете. Общее количество часов в неделю - 4 часа. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.

Содержание учебного материала, формы обучения отобраны с учетом потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых). Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.

Занятия проходят в форме лекций, бесед, работы с историческими и источниками и документами, экскурсий. Диагностика результатов определяется в форме тестовых работ, викторины. Результатом участия в программе должно стать желание и умение использовать исследовательские навыки в дальнейшей образовательной деятельности.

Цель программы - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

Личностные

1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.

2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности.

Метапредметные

1.                 Смысловое чтение (находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста).

2.                 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

3.                 Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

4.                 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5.                 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные

1. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.

2. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

 

3. Формирование и развитие у обучающихся интереса к истории родного края;

4. Овладение рациональными приемами и способами самостоятельного поиска краеведческой информации.

Учебный план

 

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Формы

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

 

Раздел 1 «Введение в исследовательскую и проектную деятельность»

8

2

6

 

2

Как работать с историческим источником информации

4

1

3

Устный опрос

3

Как работать с электронным источником информации

4

1

3

Наблюдение

Раздел 2 «Моя родословная»

14

4

10

 

4

Наука генеология. Имя мое. Фамилия – флаг семьи.

4

1

3

Творческая работа

5

Семейные традиции.

2

1

1

Устный опрос

6

Семейные гербы.

2

1

1

Творческая работа

7

История моей семьи – история моего народа. 

4

1

3

Творческая работа

8

Моя семья.

2

 

2

Выставка

Раздел 3 «Мошковский район»

48

17

31

 

9

Символика Новосибирской области и Мошковского района.

4

1

3

Устный опрос

10

Животный и растительный мир Мошковского района.

4

1

3

Творческая работа

11

Поэты и писатели Мошковского района.

2

1

1

Устный опрос

12

А.Н. Назаров.

2

1

1

Устный опрос

13

Г. М. Листопад.

2

1

1

Устный опрос

14

В. А. Черемисин.

2

1

1

Устный опрос

15

Почетные жители Мошковского района.

4

1

3

Устный опрос

16

Н.Е. Аксененко.

2

1

1

Устный опрос

17

Г.А. Родина.

2

1

1

Устный опрос

18

Познавательная игра «Мошковский район в лицах».

2

 

2

Зачет

19

Музеи Мошковского района.

2

1

1

Устный опрос

20

Мошковский краеведческий музей.

4

1

3

Наблюдение

21

Районный музей истории образования.

4

1

3

Устный опрос

22

Памятники на территории района.

4

2

2

Творческая работа

23

Памятник А.С. Пушкину.

2

1

1

Устный опрос

24

Памятник «Женщина и дитя войны».

2

1

1

Устный опрос

25

Мемориал Великой Отечественной войны.

2

1

1

Устный опрос

26

Наш район на карте Новосибирской области.

2

 

2

Тестирование

Раздел 4 «Мошковский район в годы Великой Отечественной  войны»

20

10

10

 

27

Мошковский район в годы войны.

4

2

2

Устный опрос

28

Ветераны Великой Отечественной войны.

2

1

1

Самоконтроль

29

Годы войны: тыл.

2

1

1

Устный опрос

30

Труженики тыла.

2

1

1

Устный опрос

31

А.А. Алабугина.

2

1

1

Устный опрос

32

Земляки – Герои  Советского Союза.

2

1

1

Самоконтроль

33

Л.П. Данилов.

2

1

1

Устный опрос

34

И.А. Цибизов.

2

1

1

Устный опрос

35

А.В. Кобелев.

2

1

1

Устный опрос

Раздел 5 «Моя малая Родина»

36

10

26

 

36

Село: прошлое, настоящее, перспективы развития.

4

1

3

Самоконтроль

37

Родная школа, ее история и традиции.

4

1

3

Наблюдение

38

Ветераны  педагогического  труда.

2

1

1

Устный опрос

39

Выпускники, которыми        гордится   школа.

2

1

1

Устный опрос

40

Быт, обычаи, традиции

населения  нашего села.

4

1

3

Творческая работа

41

Интересные люди  нашей малой Родины.

4

1

3

Самоконтроль

42

Наши  земляки – участники  боевых действий.

4

1

3

Устный опрос

43

Участники Великой Отечественной войны. Детство, опаленное  войной (о тружениках  тыла).

4

1

3

Устный опрос

44

Великая Отечественная война в истории моей семьи.

4

1

3

Устный опрос

45

Я помню, я горжусь…

2

1

1

Устный опрос

46

Тестовая работа «Родной край – часть большой страны»

2

 

2

Зачет

Раздел 6  «Подготовка и защита проектов»

16

5

11

 

47

Подготовка материала для проекта.

4

1

3

Наблюдение

48

Оформление проекта.

4

1

3

Наблюдение

49

Подготовка к защите. Навыки монологической речи.

2

1

1

Устный опрос

50

Публичная защита проекта.

4

1

3

Презентация

51

Итоговое занятие.

2

1

1

Устный опрос

ИТОГО за период обучения:

144

49

95

 

 

Планируемые результаты

Личностные

1. У учащегося сформируется уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.

2. У учащегося сформируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности.

Метапредметные

1.                 Учащийся научится находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.

2.                 Учащийся овладеет культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

3.                 Учащийся научится самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

4.                 Учащийся самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

5.                 У учащегося сформируется компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные

1. У учащегося сформируется умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.

2. У учащегося развивается умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать свое отношение к ней.

3. У учащегося сформируется интерес к истории родного края;

4. Учащийся овладеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска краеведческой информации.

 

Календарный учебный график

 

Годы обучения

Дата начала обучения

Дата

окончания

обучения

Всего учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

20212022

 

01.09

31.05

36

72

144

2 раза по

2 часа

в неделю

 

Материально-техническое обеспечение

 

 Для реализации программы «Юный краевед» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: кабинет со свободным пространством, где могут получать теоретические знания 15 обучающихся. Учебный кабинет оборудован всем необходимым:

- оборудование учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;

- технические средства обучения: ноутбук;

- комплект наглядных материалов (схемы, фотоматериалы).

 

Кадровое обеспечение

 

         Кургаева Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования (1 квалификационная категория).

 

Формы аттестации

 

 В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

В отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы используются следующие методы отслеживания результативности:

                    устный опрос;

                    педагогическое наблюдение;

                    зачет;

                    творческая работа;

                    презентация;

                    самоконтроль;

                    тестирование.

Проведение мониторинга: текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью детей и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточной и итоговой аттестации.

Промежуточный контроль проводится по итогам первого полугодия  и позволяет проследить динамику развития практического навыка.

Оценочные материалы в приложении.

 

Методические материалы, используемые в работе по программе «Юный краевед»

Методы обучения:

1. Словесные: рассказ, беседа, работа с источниками, лекция.

2. Наглядные: просмотр фотографий, видеофильмов, схем.

3. Практические: экскурсии, частично-поисковая, исследовательская работа.

Педагогические технологии: практические занятия,  групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.

Алгоритм учебного занятия:

I.                   Организационный этап. Для создания психологического настроя используется видеоряд, музыкальное сопровождение, стихотворение, рассказ, интервью. Сообщается тема занятия, формулируется цель и задачи.

II.                Основной этап. Занятие начинается с теоретической части, которую дает преподаватель. Затем практическая часть, с предварительной инструкцией. На занятиях применяются разнообразные методы и формы познавательной деятельности.

III.             Итоговый этап (рефлексивный). Обучающимся предлагается высказать свое отношение к полученным знаниям, умениям. Ответить на вопросы: достигли цели занятия, выполнены задачи.

 

Рабочая программа воспитания

 

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.

Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

Задачи программы:

·       помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;

·       создание благоприятных условий для развития личности обучающихся

·       формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;

·       воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;

·       воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;

·       вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.

Направления  в организации воспитательного процесса:

 

1.     Гражданско-патриотическое – приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание.

2.     Духовно-нравственное – нравственно-эстетическое  воспитание, семейное воспитание.

Виды и формы деятельности:

Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. В данной программе реализуется в форме лекции, творческих проектов, исследования.

         Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей. Для возможности стимулировать выработку обучающимися отношений, взглядов на жизнь используются: беседы по духовно-нравственной проблематике, дискуссии.

         Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Для этого предусмотрены игры, тренинги.

 

Планируемые результаты программы воспитания

 

В процессе реализации программы воспитания у обучающихся формируется:

• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации;

• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;

• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;

• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности.

В процессе реализации программы воспитания обучающиеся научатся:

• самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в коллективе;

• моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий;

•  сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

•  применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;

• организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников.


Календарный план воспитательной работы

п\п

Направление воспитательной работы

Название мероприятия, события, форма его проведения

Цель

Сроки проведения

Ответственный исполнитель

1

Гражданско-патриотическое

Мемориал Великой Отечественной войны, экскурсия

воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать патриотические чувства.

11.01.2022

Педагог ДО

2

Наши  земляки – участники  боевых действий, встреча с интересными людьми

способствовать формированию у учащихся  желания защищать свою страну; способствовать воспитанию чувства глубокого

уважения и почтения к людям, защищавшим нашу Родину в горячих точках; создание условий для установления связей между поколениями и передачи опыта от старших младшим.

24.03.2022

Педагог ДО

3

Духовно-нравственное

История моей семьи – история моего народа, творческая работа

изучить историю своей семьи; составить родословную семьи; познакомиться с историческими корнями своего рода.

16.11.2021

Педагог ДО

4

Мошковский краеведческий музей, экскурсия

создать условия для  понимания функции музеев; познакомить с жизнью наших предков; приобщить к культуре народов населяющих территорию нашего района.

10.12.2021

Педагог ДО


Список литературы

 

1.     Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей-краеведов (из опыта работы Санкт-Петербургского историко-краеведческого научного общества учащихся) // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - № 4. – 2002. – с. 27-32.

2.     Ашурнов  В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин – М.: Просвещение, 2014. – 192 c.

3.     История земли Мошковской. – Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2014. – 500 с.

4.     Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н.В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. – 2005. - № 1-2 – с. 46-54.

 

 

 


 

Администрация Мошковского района

Администрация Мошковского района

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность

Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность

Занятия проходят в форме лекций, бесед, работы с историческими и источниками и документами, экскурсий

Занятия проходят в форме лекций, бесед, работы с историческими и источниками и документами, экскурсий

Формирование и развитие у обучающихся интереса к истории родного края; 4

Формирование и развитие у обучающихся интереса к истории родного края; 4

Мошковский краеведческий музей

Мошковский краеведческий музей

Участники Великой Отечественной войны

Участники Великой Отечественной войны

Предметные 1. У учащегося сформируется умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире

Предметные 1. У учащегося сформируется умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире

В отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы используются следующие методы отслеживания результативности: • устный опрос; • педагогическое наблюдение; • зачет; • творческая работа; • презентация;…

В отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы используются следующие методы отслеживания результативности: • устный опрос; • педагогическое наблюдение; • зачет; • творческая работа; • презентация;…

I. Итоговый этап (рефлексивный)

I. Итоговый этап (рефлексивный)

Виды и формы деятельности: Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр

Виды и формы деятельности: Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр

Календарный план воспитательной работы № п\п

Календарный план воспитательной работы № п\п

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2025