Администрация Мошковского района
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОШКОВСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Мошковского района
Рассмотрена и одобрена на педагогическом совете ДДТ протокол №___ от ________________ |
«Утверждаю» Директор МБОУ ДО «Мошковский ДДТ»
__________ _______________2021 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
туристско-краеведческой направленности
«Юный краевед»
(срок реализации программы: 1 год,
возраст детей 14 - 16 лет)
Автор-составитель программы:
Кургаева Ольга Викторовна,
педагог дополнительного образования
с. Новомошковское, 2021 г.
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный краевед» имеет туристско-краеведческую направленность.
Актуальность программы «Юный краевед» заключается в усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом людям. Программа призвана расширить знания о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история Мошковского района.
Данная программа помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом обучающиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Таким образом, программа призвана развивать личность путем активизации познавательных способностей обучающихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке и краеведению.
Программа составлена на основе материалов интернет-информации и методической литературы. Программа рассчитана для занятий с обучающимися 14-16 лет. По программе «Юный краевед» могут заниматься все учащиеся указанного возраста, не имеющие медицинских противопоказаний. Запись в кружок проводится по желанию ребенка, на основании заявления родителей (или лиц их заменяющих).
Программа рассчитана на один год обучения. Всего 144 часа. Продолжительность одного академического часа - 45 мин. Перерыв между учебными занятиями - 10 минут. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в учебном кабинете. Общее количество часов в неделю - 4 часа. Оптимальная наполняемость учебной группы – 15 человек.
Содержание учебного материала, формы обучения отобраны с учетом потребностей и возрастных особенностей учащихся, не создают учебных перегрузок, так же учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие обучаемых). Форма проведения занятий планируется как для всей группы – для освещения общих теоретических и других вопросов, передача фронтальных знаний, так и индивидуально – групповые по 2-3 человека для индивидуального усвоения полученных знаний и приобретения практических навыков. Это позволяет дифференцировать форму обучения, объединить такие противоположности, как массовость обучение и его индивидуализацию.
Занятия проходят в форме лекций, бесед, работы с историческими и источниками и документами, экскурсий. Диагностика результатов определяется в форме тестовых работ, викторины. Результатом участия в программе должно стать желание и умение использовать исследовательские навыки в дальнейшей образовательной деятельности.
Цель программы - создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
Личностные
1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
2. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные
1. Смысловое чтение (находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста).
2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
3. Умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
4. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
1. Формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
2. Развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.
3. Формирование и развитие у обучающихся интереса к истории родного края;
4. Овладение рациональными приемами и способами самостоятельного поиска краеведческой информации.
Учебный план
№ п/п |
Раздел, тема |
Количество часов |
Формы контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. |
2 |
1 |
1 |
|
Раздел 1 «Введение в исследовательскую и проектную деятельность» |
8 |
2 |
6 |
|
|
2 |
Как работать с историческим источником информации |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
3 |
Как работать с электронным источником информации |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
Раздел 2 «Моя родословная» |
14 |
4 |
10 |
|
|
4 |
Наука генеология. Имя мое. Фамилия – флаг семьи. |
4 |
1 |
3 |
Творческая работа |
5 |
Семейные традиции. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
6 |
Семейные гербы. |
2 |
1 |
1 |
Творческая работа |
7 |
История моей семьи – история моего народа. |
4 |
1 |
3 |
Творческая работа |
8 |
Моя семья. |
2 |
|
2 |
Выставка |
Раздел 3 «Мошковский район» |
48 |
17 |
31 |
|
|
9 |
Символика Новосибирской области и Мошковского района. |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
10 |
Животный и растительный мир Мошковского района. |
4 |
1 |
3 |
Творческая работа |
11 |
Поэты и писатели Мошковского района. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
12 |
А.Н. Назаров. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
13 |
Г. М. Листопад. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
14 |
В. А. Черемисин. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
15 |
Почетные жители Мошковского района. |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
16 |
Н.Е. Аксененко. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
17 |
Г.А. Родина. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
18 |
Познавательная игра «Мошковский район в лицах». |
2 |
|
2 |
Зачет |
19 |
Музеи Мошковского района. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
20 |
Мошковский краеведческий музей. |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
21 |
Районный музей истории образования. |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
22 |
Памятники на территории района. |
4 |
2 |
2 |
Творческая работа |
23 |
Памятник А.С. Пушкину. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
24 |
Памятник «Женщина и дитя войны». |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
25 |
Мемориал Великой Отечественной войны. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
26 |
Наш район на карте Новосибирской области. |
2 |
|
2 |
Тестирование |
Раздел 4 «Мошковский район в годы Великой Отечественной войны» |
20 |
10 |
10 |
|
|
27 |
Мошковский район в годы войны. |
4 |
2 |
2 |
Устный опрос |
28 |
Ветераны Великой Отечественной войны. |
2 |
1 |
1 |
Самоконтроль |
29 |
Годы войны: тыл. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
30 |
Труженики тыла. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
31 |
А.А. Алабугина. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
32 |
Земляки – Герои Советского Союза. |
2 |
1 |
1 |
Самоконтроль |
33 |
Л.П. Данилов. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
34 |
И.А. Цибизов. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
35 |
А.В. Кобелев. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
Раздел 5 «Моя малая Родина» |
36 |
10 |
26 |
|
|
36 |
Село: прошлое, настоящее, перспективы развития. |
4 |
1 |
3 |
Самоконтроль |
37 |
Родная школа, ее история и традиции. |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
38 |
Ветераны педагогического труда. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
39 |
Выпускники, которыми гордится школа. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
40 |
Быт, обычаи, традиции населения нашего села. |
4 |
1 |
3 |
Творческая работа |
41 |
Интересные люди нашей малой Родины. |
4 |
1 |
3 |
Самоконтроль |
42 |
Наши земляки – участники боевых действий. |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
43 |
Участники Великой Отечественной войны. Детство, опаленное войной (о тружениках тыла). |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
44 |
Великая Отечественная война в истории моей семьи. |
4 |
1 |
3 |
Устный опрос |
45 |
Я помню, я горжусь… |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
46 |
Тестовая работа «Родной край – часть большой страны» |
2 |
|
2 |
Зачет |
Раздел 6 «Подготовка и защита проектов» |
16 |
5 |
11 |
|
|
47 |
Подготовка материала для проекта. |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
48 |
Оформление проекта. |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение |
49 |
Подготовка к защите. Навыки монологической речи. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
50 |
Публичная защита проекта. |
4 |
1 |
3 |
Презентация |
51 |
Итоговое занятие. |
2 |
1 |
1 |
Устный опрос |
ИТОГО за период обучения: |
144 |
49 |
95 |
|
Планируемые результаты
Личностные
1. У учащегося сформируется уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям.
2. У учащегося сформируется коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе разных видов деятельности.
Метапредметные
1. Учащийся научится находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст, устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста.
2. Учащийся овладеет культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
3. Учащийся научится самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
4. Учащийся самостоятельно планирует пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
5. У учащегося сформируется компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные
1. У учащегося сформируется умение применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире.
2. У учащегося развивается умение искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способности определять и аргументировать свое отношение к ней.
3. У учащегося сформируется интерес к истории родного края;
4. Учащийся овладеет рациональными приемами и способами самостоятельного поиска краеведческой информации.
Календарный учебный график
Годы обучения |
Дата начала обучения |
Дата окончания обучения |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
2021–2022
|
01.09 |
31.05 |
36 |
72 |
144 |
2 раза по 2 часа в неделю |
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Юный краевед» в образовательном учреждении созданы все необходимые условия для занятий: кабинет со свободным пространством, где могут получать теоретические знания 15 обучающихся. Учебный кабинет оборудован всем необходимым:
- оборудование учебного кабинета: классная доска, столы и стулья для учащихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов;
- технические средства обучения: ноутбук;
- комплект наглядных материалов (схемы, фотоматериалы).
Кадровое обеспечение
Кургаева Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания, педагог дополнительного образования (1 квалификационная категория).
Формы аттестации
В результате освоения программы происходит развитие личностных качеств, общекультурных и специальных знаний, умений и навыков, расширение опыта творческой деятельности. Контроль или проверка результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения: контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
В отслеживание успешности овладения учащимися содержания программы используются следующие методы отслеживания результативности:
• устный опрос;
• педагогическое наблюдение;
• зачет;
• творческая работа;
• презентация;
• самоконтроль;
• тестирование.
Проведение мониторинга: текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль является одним из основных видов проверки знаний, умений и навыков обучающихся. Ведущая задача текущего контроля - регулярное управление учебной деятельностью детей и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Другими важными задачами текущего контроля является стимуляция регулярной, напряженной деятельности; определение уровня овладения умениями самостоятельной работы, создание условий для их формирования. Результаты выполнения программы каждым ребенком отслеживаются и оцениваются с помощью промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточный контроль проводится по итогам первого полугодия и позволяет проследить динамику развития практического навыка.
Оценочные материалы в приложении.
Методические материалы, используемые в работе по программе «Юный краевед»
Методы обучения:
1. Словесные: рассказ, беседа, работа с источниками, лекция.
2. Наглядные: просмотр фотографий, видеофильмов, схем.
3. Практические: экскурсии, частично-поисковая, исследовательская работа.
Педагогические технологии: практические занятия, групповые и индивидуальные занятия, беседы, экскурсии, занятия-исследования.
Алгоритм учебного занятия:
I. Организационный этап. Для создания психологического настроя используется видеоряд, музыкальное сопровождение, стихотворение, рассказ, интервью. Сообщается тема занятия, формулируется цель и задачи.
II. Основной этап. Занятие начинается с теоретической части, которую дает преподаватель. Затем практическая часть, с предварительной инструкцией. На занятиях применяются разнообразные методы и формы познавательной деятельности.
III. Итоговый этап (рефлексивный). Обучающимся предлагается высказать свое отношение к полученным знаниям, умениям. Ответить на вопросы: достигли цели занятия, выполнены задачи.
Рабочая программа воспитания
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательно-воспитательного пространства, которое позволит обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, подготовку учащегося к жизненному определению, самостоятельному выбору. Закон Российской Федерации «Об образовании» закрепил приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания и ориентирует на обеспечение самоопределения личности, создании условий для ее самореализации. Воспитание есть педагогическое управление процессом развития личности. В этой работе приоритет отдается приемам опосредованного педагогического воздействия.
Цель программы – создание условий для разностороннего развития личности на основе усвоения общечеловеческих ценностей, моральных, этических и других социальных норм; воспитание успешного человека, живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.
Задачи программы:
· помощь в развитии познавательных, творческих и других способностей обучающихся;
· создание благоприятных условий для развития личности обучающихся
· формирование системы ценностных установок обучающихся как основы их воспитанности;
· воспитание у учащихся адекватного отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
· воспитание гражданско-патриотического и духовно-нравственного сознания на основе сохранения культурно-исторического наследия, отечественных традиций через привлечение учащихся к изучению истории родного края;
· вовлечение учащихся в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности.
Направления в организации воспитательного процесса:
1. Гражданско-патриотическое – приобщение детей к культурному наследию, экологическое воспитание.
2. Духовно-нравственное – нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание.
Виды и формы деятельности:
Познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. В данной программе реализуется в форме лекции, творческих проектов, исследования.
Ценностно-ориентационная деятельность представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей. Для возможности стимулировать выработку обучающимися отношений, взглядов на жизнь используются: беседы по духовно-нравственной проблематике, дискуссии.
Досуговая деятельность означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. Для этого предусмотрены игры, тренинги.
Планируемые результаты программы воспитания
В процессе реализации программы воспитания у обучающихся формируется:
• ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации;
• понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
• понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
• первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности.
В процессе реализации программы воспитания обучающиеся научатся:
• самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в коллективе;
• моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий;
• сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
• организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников.
Календарный план воспитательной работы
№ п\п |
Направление воспитательной работы |
Название мероприятия, события, форма его проведения |
Цель |
Сроки проведения |
Ответственный исполнитель |
1 |
Гражданско-патриотическое |
Мемориал Великой Отечественной войны, экскурсия |
воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину; прививать уважение к памяти павших бойцов, расширить представления детей о воинах-защитниках; воспитывать патриотические чувства. |
11.01.2022 |
Педагог ДО |
2 |
Наши земляки – участники боевых действий, встреча с интересными людьми |
способствовать формированию у учащихся желания защищать свою страну; способствовать воспитанию чувства глубокого уважения и почтения к людям, защищавшим нашу Родину в горячих точках; создание условий для установления связей между поколениями и передачи опыта от старших младшим. |
24.03.2022 |
Педагог ДО |
|
3 |
Духовно-нравственное |
История моей семьи – история моего народа, творческая работа |
изучить историю своей семьи; составить родословную семьи; познакомиться с историческими корнями своего рода. |
16.11.2021 |
Педагог ДО |
4 |
Мошковский краеведческий музей, экскурсия |
создать условия для понимания функции музеев; познакомить с жизнью наших предков; приобщить к культуре народов населяющих территорию нашего района. |
10.12.2021 |
Педагог ДО |
Список литературы
1. Аксельрод В.И. Алгоритм подготовки юных исследователей-краеведов (из опыта работы Санкт-Петербургского историко-краеведческого научного общества учащихся) // Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - № 4. – 2002. – с. 27-32.
2. Ашурнов В.Н. Историческое краеведение / В.Н. Ашурнов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин – М.: Просвещение, 2014. – 192 c.
3. История земли Мошковской. – Новосибирск: ООО «Альфа-Порте», 2014. – 500 с.
4. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н.В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. – 2005. - № 1-2 – с. 46-54.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.