Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №103»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ «СОШ № 103» __________ И. Н. Ищук «___»___________2020 г. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «СОШ №103» ____________________В.В.Ищук «___»__________2020 г. |
|
Рабочая программа
учителя-логопеда
для учащегося 2 класса с системным нарушением речи 3-4 уровня
(ОВЗ, лёгкая умственная отсталость, НОДА)
Учебный год: 2020-2021
Общее кол-во часов 70, Учитель-логопед
кол-во часов в неделю 2 Соломина Анна Владимировна
Воронеж – 2020
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка .………………………………………………………...................................................................................................3
2. Цели логопедических занятий с детьми с лёгкой умственной отсталостью………………………………………………………………………………………………………………………………………5
3. Календарно-тематический план…………………………………………………….........................................................................................................................................6
Пояснительная записка.
Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии.
Задачи коррекционной работы:
― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;
― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
― организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);
― реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, социальным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.
Принципы коррекционной работы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей.
Умственная отсталость – состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга. Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно о тсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы. Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.
Цель логопедических занятий с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости, системном недоразвитии речи состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.
Основными направлениями логопедической работы является:
диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);
диагностика и коррекция лексической стороны речи;
диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и
словообразования);
коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;
коррекция нарушений чтения и письма;
расширение представлений об окружающей действительности;
развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).
В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.
Календарно-тематическое планирование
(ОНР 4 уровня, нарушение чтения и письма смешанного типа)
1 |
2 |
3 |
4 |
Номер п/п |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество часов |
1 |
Знакомство. Установление контакта с ребёнком |
Установление доверительных отношений, создание атмосферы, благоприятной для проведения занятий. |
1 |
2 |
Обследование устной речи |
|
1 |
3 |
Обследование письменной речи |
|
1 |
4 |
«Вежливые» слова |
Работа над коммуникативной функцией речи. Обучение разным формам приветствия и обращения к сверстникам и взрослым. Упражнение в диалоговой речи, формирование умения вежливо обращаться к людям в разных ситуациях. Артикуляционная и пальцевая гимнастика. |
1 |
5 |
Неречевые звуки |
Определение звука. Ознакомление с неречевыми звуками. Развитие слухового и пространственного гнозиса: игры «Угадай, где звенит колокольчик», «Какая игрушка звучала». |
1 |
6 |
Звуки речи |
Отличие речевых звуков от неречевых. Упражнение в дифференциации речевых и неречевых звуков. Знакомство со строением артикуляционного аппарата и его работой. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук речи». |
3 |
7 |
Гласные и согласные звуки |
Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль гласных. Артикуляция гласных звуков . Лексическая работа по теме «Игрушки» . Отгадывание загадок по этой же теме. |
5 |
8 |
Вопросительная форма предложения |
Работа над коммуникативной функцией речи. Упражнение в диалоговой речи, формирование умения грамматически правильно, в вежливой форме задавать вопросы в различных жизненных ситуациях. |
3 |
9 |
Ударение и его смыслоразличительная роль |
Четкое произнесение и чтение слоговых рядов (прямые и обратные слоги) с изменением ударного слога в разном темпе. Воспроизведение слоговых рядов . Преобразование слоговых рядов (прямых в обратные и наоборот , меняя место ударения) . |
5 |
10 |
Гласные первого ряда |
Уточнение артикуляции гласных звуков. Беззвучная артикуляция гласных первого ряда. Игра «Танец гласных букв». Развитие зрительного гнозиса: игра «Собери букву из частей». Развитие навыков звуко-буквенного анализа: игра «Покажи на пальцах, сколько звуков я произнесла». |
5 |
11 |
Звуки и буквы |
Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите, о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву». Использование стихов : - Е.Измайлов «Как появились буквы» ; - А.Шабаев «Азбука веселых человечков» . |
5 |
12 |
Слоговой состав слов |
Гласные звуки и буквы . Слогообразующая роль гласных. Слоговой состав слова. Ударный слог . Отстукивание , отхлопывание слогового рисунка слова. Например : ххх, хх, х или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. Например, цифрами написать количество слогов в слове или черточками указать количество слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А И , О ) . Оброзование слов различной структуры (наращивание слогов), чтение, анализ, объяснение значений полученных слов . Лексическая работа. Введение их в предложения. Например: МАК - МАКИ - МАКОВЫЙ м т.д. «Мак» - это один цветок, «маки» - это много цветов и т.д. Лексическая работа по теме «Цветы» |
8 |
13 |
Поздравление |
Работа над коммуникативной функцией речи. Формирование умения сформулировать и произнести поздравление. Подписывание поздравительной открытки. Лексические темы «Праздники» |
3 |
14 |
Промежуточное обследование устной речи |
|
1 |
15 |
Промежуточное обследование письменной речи |
|
1 |
16 |
Слова, обозначающие предмет |
Игра-эстафета «Назови предмет». Игра с мячом «Живое-неживое». Четкое произношение и чтение слов типа МАК, ДЫМ и др. Ритмический рисунок слоговых рядов. Выделение последнего глухого согласного в слоге АЛ, в слове МАК. Звуковой анализ обратного слога и слов типа МАК, ДОМ. Развитие фонематического слуха: воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Выделение ударного гласного из середины слов МАК, ДУБ и др. Выделение ударного гласного из конца слова (САД-САДЫ, ЛКС-ЛЕСА и др.). Игра «Исключите четвертое лишнее слово» (САД, МАК, ЛУК, БАК) . Игра «Соберите слово из звуков» (звуки даются с интервалами во времени или разъединены слогами команды) . |
5 |
17 |
Связная речь. Диалог, монолог. |
Работа над коммуникативной функцией речи. Формирование умения рассказать о себе (монологическая речь) и задать вопросы о собеседнике (диалоговая речь). |
2 |
18 |
Синонимы и антонимы |
Уточнение значения слов, понятие слов-синонимов и слов-антонимов. Развитие логического мышления, умения классифицировать предметы. Лексические темы «Транспорт», «Одежда». |
5 |
19 |
Слова, обозначающие количество предметов |
Понятие числительного. Числовая последовательность. Согласование существительных с числительным. Игры «1-2-5», «У меня один, а у тебя много», счёт до 10 и обратный счёт по возможности слов различной структуры. Развитие пальцевого праксиса: игры «Теневой театр», палочки Кюизенера. |
5 |
20 |
Слова, обозначающие действие предметов |
Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает» и т. Д. Работа по усвоению слов обобщающего характера. Лексические темы «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные». Развитие фонематического слуха: игры «Поймай звук», «Лишний слог», «Повтори звук», «Повтори слог». |
7 |
21 |
Обследование устной речи |
|
1 |
22 |
Обследование письменной речи |
|
1 |
Всего: |
70 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.