Рабочая программа учителя-логопеда для учащегося2 класса с ИН
Оценка 4.8

Рабочая программа учителя-логопеда для учащегося2 класса с ИН

Оценка 4.8
Документация
docx
дефектология
28.11.2022
Рабочая программа учителя-логопеда для учащегося2 класса  с ИН
Рабочая программа учителя-логопеда
РП ИН.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №103»

 

 

  СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе

 МБОУ «СОШ № 103»

 __________ И. Н. Ищук

«___»___________2020 г.

                                                 УТВЕРЖДАЮ

                                  Директор МБОУ «СОШ №103»

                                           ____________________В.В.Ищук

                                              «___»__________2020 г.

 

 

 

 

Рабочая программа

учителя-логопеда

 

 

 для учащегося 2 класса с системным нарушением речи 3-4 уровня

(ОВЗ, лёгкая умственная отсталость, НОДА)

 

 

 

Учебный год: 2020-2021

Общее кол-во часов 70,                                                                                                            Учитель-логопед

кол-во часов в неделю 2                                                                                                           Соломина Анна Владимировна  

 

 

Воронеж – 2020

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.      Пояснительная записка .………………………………………………………...................................................................................................3   

2.      Цели логопедических занятий с детьми с лёгкой умственной отсталостью………………………………………………………………………………………………………………………………………5                                                                                           

3.      Календарно-тематический план…………………………………………………….........................................................................................................................................6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения АООП обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Коррекционная работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательного процесса, направленного на освоение ими АООП, преодоление и/или ослабление имеющихся у них недостатков в психическом и физическом развитии. 

Задачи коррекционной работы:

― выявление особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

― осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педа­го­ги­че­с­кой помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом особенностей пси­хо­физического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

― организация ин­ди­ви­ду­аль­ных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических осо­бе­нностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся, разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости);

 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

― оказание родителям (законным представителям) обучающихся с умственной от­с­та­ло­стью (интеллектуальными нарушениями) консультативной и методической помощи по психолого-педагогическим, со­ци­аль­ным, правовым, медицинским и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обу­че­ни­ем.

Принципы коррекционной работы:

Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет от­но­ше­ние работников организации, которые призваны оказывать каждому обу­ча­ю­щемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор­ре­к­ци­он­ной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и воз­мо­ж­но­с­тей психофизического развития.

Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обе­с­пе­чи­ва­ю­щий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в де­ятельности по комплексному решению задач коррекционной работы.

Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важ­ного уча­с­т­ни­ка коррекционной работы, оказывающего существенное вли­яние на процесс раз­ви­тия ребенка и успешность его интеграции в общество.

Специфика нарушений речи у умственно отсталых детей.

Умственная отсталость – состояние стойкого снижения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга. Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяются особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является «слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах». В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно о тсталый ребенок долго не различает звуки речи, не разграничивает слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимает речь окружающих. Развитие моторики, в том числе и речевой, у умственно отсталых детей протекает замедленно, недифференцированно. Точность речевых движений обеспечивается двояким контролем. Оказывается неточным как слуховой, так и кинестетический контроль. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности. При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы. Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости. Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов.

Цель логопедических занятий с детьми с лёгкой степенью умственной отсталости, системном недоразвитии речи состоит в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), связной речи; формировании навыков вербальной коммуникации.

Основными направлениями логопедической работы является:

диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

диагностика и коррекция лексической стороны речи;

диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и

словообразования);

коррекция диалогической и формирование монологической форм речи; развитие коммуникативной функции речи;

коррекция нарушений чтения и письма;

расширение представлений об окружающей действительности;

развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания).

В процессе коррекционно-логопедического воздействия ведется работа по обогащению словарного запаса, уточнению значения слов, по развитию семантики слова, формированию лексической системности и семантических полей. Особого внимания требуют предикативный словарь, глаголы и прилагательные.

Календарно-тематическое планирование

(ОНР 4 уровня, нарушение чтения и письма смешанного типа)

 

1

2

3

4

Номер п/п

Тема занятий

Содержание занятий

Количество часов

   1

Знакомство. Установление контакта с ребёнком

Установление доверительных отношений, создание атмосферы, благоприятной для проведения занятий.

1

2

Обследование устной речи

 

1

3

Обследование письменной речи

 

1

4

«Вежливые» слова

Работа над коммуникативной функцией речи. Обучение разным формам приветствия и обращения к сверстникам и взрослым. Упражнение в диалоговой речи, формирование умения вежливо обращаться к людям в разных ситуациях.

Артикуляционная и пальцевая гимнастика.

1

5

Неречевые звуки

Определение звука. Ознакомление с неречевыми звуками. Развитие слухового и пространственного гнозиса: игры «Угадай, где звенит колокольчик», «Какая игрушка звучала».

1

6

Звуки речи

Отличие речевых звуков от неречевых. Упражнение в дифференциации речевых и неречевых звуков.  Знакомство со строением артикуляционного аппарата и его работой. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха: игра «Поймай звук речи».

3

7

Гласные и согласные звуки

Уточнение представлений о механизме образования гласных и согласных звуков. Слогообразующая роль глас­ных. Артикуляция гласных звуков . Лексическая работа по те­ме «Игрушки» . Отгадывание загадок по этой же теме.

5

8

Вопросительная форма предложения

Работа над коммуникативной функцией речи. Упражнение в диалоговой речи, формирование умения грамматически правильно, в вежливой форме задавать вопросы в различных жизненных ситуациях.

3

9

Ударение и его смыслоразличительная роль

Четкое произнесение и чте­ние слоговых рядов (прямые и обратные слоги) с изменением ударного слога в разном тем­пе. Воспроизведение слоговых рядов . Преобразование слоговых рядов (прямых в обратные и наоборот , меняя место уда­рения) .

5

10

Гласные первого ряда

Уточнение артикуляции гласных звуков. Беззвучная артикуляция гласных первого ряда. Игра «Танец гласных букв». Развитие зрительного гнозиса: игра «Собери букву из частей». Развитие навыков звуко-буквенного анализа: игра «Покажи на пальцах, сколько звуков я произнесла».

5

11

Звуки и буквы

Формирование представлений об отличиях Звука от буквы, понятия об алфавите, о связи звука с буквой. Игра «Покажи соответствующую букву». Использование стихов : - Е.Измайлов «Как появились буквы» ; - А.Шабаев «Азбука веселых человечков» .

5

12

Слоговой состав слов

    Гласные звуки и буквы . Слогообразующая роль глас­ных. Слоговой состав слова. Ударный слог . Отстукивание , отхлопывание слогового рисунка слова. На­пример : ххх, хх, х  или X х, х X, х X х и т.д. Графические диктанты. На­пример, цифрами написать ко­личество слогов в слове или черточками указать количе­ство слогов и гласных в них (1,3,2, ... или А  И , О ) . Оброзование слов различной структуры (наращивание сло­гов), чтение, анализ, объяс­нение значений полученных слов . Лексическая работа. Введение их в предложения. Например: МАК - МАКИ - МАКО­ВЫЙ м т.д. «Мак» - это один цветок, «маки» - это много цветов и т.д. Лексическая работа по теме «Цветы»

8

13

Поздравление

Работа над коммуникативной функцией речи. Формирование умения сформулировать и произнести поздравление. Подписывание поздравительной открытки. Лексические темы «Праздники»

3

14

Промежуточное обследование устной речи

 

1

15

Промежуточное обследование письменной речи

 

1

16

Слова, обозначающие предмет

Игра-эстафета «Назови предмет». Игра с мячом «Живое-неживое». Четкое произношение и чтение слов типа МАК, ДЫМ и др. Ритмический рисунок слоговых рядов. Выделение последнего глухого согласного в слоге АЛ, в слове МАК. Звуковой анализ обратного слога и слов типа МАК, ДОМ. Развитие фонематического слуха: воспроизведение слоговых рядов (обратные слоги) Выделение ударного гласного из середины слов МАК, ДУБ и др. Выделение ударного гласного из конца слова (САД-САДЫ, ЛКС-ЛЕСА и др.). Игра «Исключите четвертое лишнее слово» (САД, МАК, ЛУК, БАК) . Игра «Соберите слово из звуков» (звуки даются с интервалами во времени или разъединены слогами команды) .

5

17

Связная речь. Диалог, монолог.

Работа над коммуникативной функцией речи. Формирование умения рассказать о себе (монологическая речь) и задать вопросы о собеседнике (диалоговая речь).

2

18

Синонимы и антонимы

Уточнение значения слов, понятие слов-синонимов и слов-антонимов. Развитие логического мышления, умения классифицировать предметы. Лексические темы «Транспорт», «Одежда».

5

19

Слова, обозначающие количество предметов

Понятие числительного. Числовая последовательность. Согласование существительных с числительным. Игры «1-2-5», «У меня один, а у тебя много», счёт до 10 и обратный счёт по возможности слов различной структуры. Развитие пальцевого праксиса: игры «Теневой театр», палочки Кюизенера.

5

20

Слова, обозначающие действие предметов

Расширение словаря за счет наиболее употребительных глаголов с использованием заданий или игр: «Кто как передвигается», «Кто как голос подает», «Кто как ест», «Кто какие звуки издает», «Кто что делает» и т. Д.

Работа по усвоению слов обобщающего характера. Лексические темы «Животные», «Домашние животные», «Дикие животные». Развитие фонематического слуха: игры «Поймай звук», «Лишний слог», «Повтори звук», «Повтори слог».

7

21

Обследование устной речи

 

1

22

Обследование письменной речи

 

1

Всего:

70

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №103»

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка

СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка

Пояснительная записка. Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения

Пояснительная записка. Целью программы коррекционной работы является обеспечение успешности освоения

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников

Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов кор­рек­ци­онной работы: цели и задач, направлений осуществления и со­держания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни)

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни)

Календарно-тематическое планирование (ОНР 4 уровня, нарушение чтения и письма смешанного типа) 1 2 3 4

Календарно-тематическое планирование (ОНР 4 уровня, нарушение чтения и письма смешанного типа) 1 2 3 4

Ударение и его смыслоразличительная рольЧеткое произнесение и чте­ние слоговых рядов (прямые и обратные слоги) с изменением ударного слога в разном тем­пе

Ударение и его смыслоразличительная рольЧеткое произнесение и чте­ние слоговых рядов (прямые и обратные слоги) с изменением ударного слога в разном тем­пе

Слова, обозначающие предмет

Слова, обозначающие предмет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2022