Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе
Оценка 4.7

Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
дефектология
4 кл
06.02.2020
Рабочая программа учителя-логопеда с ребенко ОВЗ в общеобразовательной школе
Материал разработан для работы с детьми ОНР в общеобразовательной школе, коррекционной школе и дошкольном учреждении.
4 ОВЗ.docx

2. Коррекционный компонент

Раздел учителя-логопеда

 

Пояснительная записка

        Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы коррекции нарушений устной и письменной речи для обучающихся младших классов

Рабочая программа определяет порядок и содержание коррекционной работы в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы.

      Цель настоящей программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – создание системы помощи детям с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) в освоении основной общеобразовательной программы начального общего образования, коррекция недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Актуальность программы

     Перед современным школьным образованием государство поставило стратегическую задачу, которая заключается в обновлении содержания образования, методов обучения и достижений нового качества образования. Принятые Стандарты ориентированы на становление личностных характеристик выпускника, к числу которых относится и владение основами умения учиться, способность к организации собственной самостоятельной деятельности. Всё это становится невозможным без высокого уровня речевой культуры обучающихся.

    Ученик, не владеющий речевыми навыками, испытывает трудности в приёме и обработке информации, в общении с учителями и с детьми, в формулировании собственных мыслей и т.д. Следствием низкого речевого развития является школьная неуспеваемость, дисгармоничное психологическое развитие личности, социальная дизадаптация, ограниченность в возможностях жизненного (профессионального) выбора.

      Данные ежегодных диагностических обследований говорят об увеличении количества детей с патологией устной и письменной речи. У обучающихся всё чаще наблюдаются проблемы в развитии фонематических, лексико-грамматических навыков, неполноценно сформированы значимые для обучения в школе коммуникативная и обобщающая функции речи. У многих наблюдается бедный словарный запас, грамматичная речь, затруднён процесс актуализации словаря, существуют проблемы в формировании аналитико-синтетической деятельности. Это приводит к значительным трудностям понимания вербальных конструкций, учебных заданий, овладения терминами, грамматическими понятиями, а также к проблемам выбора языковых средств в процессе порождения речи.

      Речевые нарушения практически всегда сочетаются с низким уровнем развития психических функций. Всё это обуславливает дисгармоничное развитие обучающихся, психологический и личностный дискомфорт. Данный контингент детей, даже занимаясь дополнительно с учителями, в силу объективных причин, не способен в рамках общеобразовательной школы усвоить многие понятия, умения, навыки. Это, в свою очередь, приводит к ещё большим трудностям в обучении детей в средней школе, к проблемам социальной адаптации, к нарушениям поведения.

 

Характеристика обучающихся с ОНР (3 уровень речевого развития)

     Обучающиеся с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития характеризуются остаточными явлениями несовершенств лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем.

     У обучающихся данной группы обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Дети склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. В грамматическом оформлении речи у детей данной группы часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При составлении рассказов используются, в основном, простые малоинформативные предложения.

      Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Дети данной группы характеризуются целым рядом особенностей организации высших психических функций. Это недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, недостаточное развитие способности к переключению. У ребят снижена наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Навыки самоконтроля в области языковых явлений развиты слабо, уровень словесно-логического мышления ниже уровня сверстников без нарушений речи.

Особенности программы

1. Адресат: данная коррекционно-развивающая программа разработана для обучающихся вторых классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи (3 уровень речевого недоразвития).

Работа по данной программе осуществляется в условиях логопедического кабинета общеобразовательной школы.

2. Ключевой целью коррекционно-развивающего процесса является формирование полноценной речемыслительной деятельности обучающихся с речевой патологией, создание условий для системного развития и социализации каждого обучающегося через развитие речевых функций; обеспечение основы школьной успешности на первой ступени обучения путём коррекционно-развивающих и воспитательных мероприятий, позволяющих обеспечить повышение мотивации к обучению, удовлетворить образовательные потребности обучающихся с ОНР.

3. Программа составлена в соответствии с государственными стандартами обучения русскому языку в начальной школе, учитывает структуру речевого дефекта и опирается на следующие принципы:

·         принципы государственной политики Российской Федерации в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

·         принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

·         природосообразности;

·         единства диагностики, коррекции и развития;

·         принцип онтогенетического подхода;

·         системности;

·         комплексности;

·         принцип преемственности, предполагающий ориентировку на программу основного общего образования;

·         обходного пути;

·         дидактические (наглядности, последовательности, доступности);

·         принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях коррекционно-развивающего процесса, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности.

4. Задачи по развитию психических функций и психокоррекции

·         Создание условий для активизации психической деятельности и снижения утомляемости;

·         Стабилизация и активизация энергетического потенциала организма, формирование процесса произвольной саморегуляции;

·         Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой).

 

Задачами коррекционно-развивающего процесса являются:

·         развитие анализаторов (зрительного, слухового, речедвигательного, двигательного), участвующих в становлении, развитии, автоматизации навыков звукопроизношения, чтения и письма, а также сочетанной работы данных анализаторов;

·         совершенствование неречевых психических функций;

·         развитие навыков фонематического анализа и синтеза;

·         развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста, предложения, слога, на звукобуквенном уровне;

·         развитие фонематического слуха;

·         развитие навыков пространственной ориентации;

·         развитие лексико-грамматического строя речи;

·         развитие связной речи;

·         обогащение словаря;

·         развитие просодических компонентов речи.

5. В программе нашли отражение идеи ряда теоретиков и практиков коррекционной педагогики М.Е. Хватцева, Е.Ф. Рау, Р.И, Лалаевой, Л.Г. Парамоновой, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнева, Л.В. Лопатиной, Л.В. Венедиктовой, Н.Н. Яковлевой по проблемам коррекции нарушений устной и письменной речи. В программе также использованы теоретические идеи Л.С Выготского о комплексном взаимодействии анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного) в формировании речевых умений и навыков.

    При составлении программы использованы:

·         системы обследования детей с нарушениями речи, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.В. Венедиктовой, Л.В. Лопатиной, Т.А. Фотековой;

·         системы работы по коррекции звукопроизношения, предложенные Е.Ф. Рау, Л.В. Лопатиной;

·         системы работы по коррекции дисграфии (нарушения письменной речи) на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровне, предложенные И.Н. Садовниковой, Г.Г. Мисаренко, Л. Н. Ефименковой;

·         система работы по коррекции дислексии (нарушения чтения), предложенная А.Н. Корневым.

    В целом все содержание работы нацелено на полноценное включение учащихся в школьную среду, формирование у них навыков продуктивного взаимодействия с окружающими (родителями, учениками, учителями и т.д.), на адаптацию к жизни в обществе и быстроизменяющемся мире.

     Особенности организации коррекционно-развивающего процесса

Используемая форма обучения: групповая. Продолжительность группового занятия – 40 минут (основание: «Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000г. №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»).

 Используемые методы обучения:

·         словесные методы; рассказ, объяснение, беседа;

·         наглядные методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, ИКТ;

·         практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы. Используемые средства обучения:

·         демонстрационные таблицы;

·         раздаточный материал (карточки, тесты, веера с буквами и др.);

·         дидактические игры (игры «Фокусник», «Волшебный пенёк», «Электровикторина» «Волшебное стёклышко» и т.д.);

·         мультимедийные дидактические средства.

     Содержание программы

  Срок реализации коррекционно-развивающей программы – 1 год. Общее количество часов за год (3 часа в неделю) составит 98 учебных часов.

   Коррекционно-логопедическая работа по преодолению общегонедоразвития речи3 уровня, обусловленным замедленным развитием психических процессов строится в четыре этапа:

I ЭТАП       работа по развитию механизмов звуко-зрительного и слухо-произносительного анализа звуков речи, формированию моторного компонента речи и серийной организации речи, созданию артикуляционно-акустического образа гласных и согласных звуков и формированию фонематического слуха.

II ЭТАП     работа по формированию и интериоризации умственных операций сложных форм фонематического анализа слова.

III ЭТАП    формирование и инреиоризация навыков сравнительной дифференциации слов процессе работы над лексическим и грамматическим оформлением речи.

IV ЭТАП   формирование и интериоризация навыков анализа предложения.

Содержание работы    I этапа

·         Совершенствование моторного компонента психического развития и серийной организации движений. Коррекционная работа включает графические упражнения на тренировку регуляции направления, амплитуды и переключения движений руки. Все упражнения выполняются на строке в соответствии с определённым ритмом. Ритм задаётся:

·         Речевым сопровождением

·         Копированием образца

·         Подготовительная работа по формированию фонематического восприятия: уточняется артикуляция гласных звуков, формируется понятие звукового ряда на примере гласных звуков. Работа строится по специально отработанным алгоритмам, ранее ребёнок усвоил определённый способ действия и вооружён средством контроля. Контроль проводится с помощью карточек, фишек, схем слов, интонационного произнесения выделяемых звуков.

·         Коррекция звукопроизношения.

·         На первом этапе проводится комплексное исследование устной и письменной речи обучающихся вторых классов, включающее в себя:

- исследование состояния звукопроизношения;

- исследование состояния общей мелкой и артикуляторной моторики;

- исследование состояния пространственно-временных представлений;

- исследование состояния функции фонематического анализа и синтеза;

- исследование состояния фонематического слуха;

- исследование состояния лексико-грамматического строя речи;

- исследование состояния письменной речи (списывание, диктант).

 

Содержание работы    II этапа

Формирование и интериоризация умственных операций наиболее сложных форм фонематического анализа слова.

            Алгоритм работы:

Определение количества звуков в слове;

·         Определение последовательности звуков в слове;

·         Определение места каждого звука в слове.

·         На протяжении всей работы этого этапа постепенно вырабатывается алгоритм способа действия и средств контроля фонематического анализа слова:

·         Произнеси слово, голосом выделяя каждый звук;

·         Пока произносишь, подкладывай фишку под каждый звук;

·         Ещё раз произнеси слово, определяя место каждого звука в слове и подбирая к ним «артикуляционно-акустический портрет» - карточки, фишки;

·         Проверь, всем ли фишкам достались портреты;

·         Произнеси слово по «артикуляционным портретам» и проверь, правильно ли оно звучит;

·         Исправь ошибки.

·         После того, как логопед убедился, что у ребёнка автоматизировался навык контроля, карточки-фишки с «артикуляционными портретами» звуков убираются, а затем убираются и сами фишки: дети начинают проводить анализ в умственном плане.

    И включает в себя следующие направления:

 1. Уточнение грамматического понятия «предложение» (изучение существенных признаков данной языковой единицы: выраженность законченной мысли, интонационная завершенность). Изучение основных правил оформления предложения.

 2. Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза с опорой на артикуляции. Используемый речевой материал даётся с усложнением: сначала односложные, затем двусложные, затем трёхсложные слова. Уточняются понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные и согласные звуки и буквы», «гласные 1 и 2 ряда», «твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные».

3. Уточнение понятий «существительное», «прилагательное», «глагол» сначала без введения вышеназванных понятий, затем используя их. Дифференциация частей речи.

 4. Обогащение активного и пассивного словаря по разным лексическим темам.

5. Совершенствование грамматического строя речи. Задания, направленные на развитие функции словообразования и словоизменения, включаются в структуру каждого элемента коррекционно-развивающего этапа.

 6. Развитие связной речи.

 7. Дифференциация букв, смешиваемых на письме по акустическому и/или оптическому сходству. Содержание этого направления и количество часов коррекции определяется результатами обследования. В случае отсутствия необходимости проведения работы по дифференциации букв целесообразно продолжить совершенствовать навык звукобуквенного анализа и синтеза за счёт усложнения речевого материала и актуализации разнообразных грамматических тем, таких как «правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу», «правописание чн-чк», «разделительный «ь». 

 

Содержание работы    III этапа

Формирование и интериоризация навыков сравнительной дифференциации слов.

Сравнительная дифференциация возможна только при сформированных навыках фонематического анализа. Работа строится на основе смыслоразличительной функции слова.

            Алгоритм работы:

·         Выделить из текста, стихов слова-паронимы;

·         Выделить смешиваемые согласные из пары слов.Вначале отрабатываются пары слов, в которых одно из словне имеет лексического значения: санки-шанки, дятел-гятел и т.д., что позволяет увидеть асематичность слов и изменения, происходящие в слове за счёт замены одного звука на другой;

·         Выделить смешиваемые звуки из пары слов,в которых оба слова имеют своё значение: стог-стон, колко-корка;

·         Найти в тексте слова с ошибками, выделить смешиваемые звуки и исправить их.

·         Расширение активного словаря и расширение семантического поля слов.

Алгоритм работы по развитию грамматического оформления фразы:

1.      Расширение функций словообразования (вначале отрабатываются и закрепляются наиболее продуктивные словообразовательные модели, затем – менее продуктивные, а далее – непродуктивные);

2.      Развитие функций словоизменения (вначале формируются наиболее простые по семантике формы, затем – более сложные).

Методы, используемые при формировании способа действия в плане анализа структуры фразы:

·         Метод составления нескольких фраз путём перестановки ряда слов или картинок, на которых изображены отдельно предметы, действия, объекты. После составления фразы из картинок ребёнок должен выбрать соответствующие окончания для каждого слова внутри неё.

·         Метод разбора фраз по частям путём самостоятельной постановки вопросов к каждой картинке и соответствующей записи составленного таким образом предложения.

Средства контроля: внешние опоры – карточки, схемы с вопросами, словами, вопросы логопеда или учащегося по картинке.

Используемые технологии:

·         технологии проблемного обучения: частично-поисковый метод, исследовательский метод;

·         обучение в сотрудничестве;

·         технологии развивающего обучения;

·         здоровьесберегающие технологии;

·         игровые технологии. Результаты изучения учебного предмета

 

 

Содержание работы    IV этапа

Формирование и интериоризация навыков анализа предложения.

Алгоритм фонематического анализа предложения:

·         Прослушать предложение;

·         Построить линейную схему предложения;

·         Определить количество слов в предложении;

·         Определить последовательность слов в предложении;

·         Определить количество и последовательность звуков в первом слове (построив графическую схему слова);

·         Определить место каждого звука в этом слове;

·         Изобразить схему звукового анализа рабочего слова;

·         Соотнести каждый звук с соответствующей ей буквой;

·         Проверить соответствие количества и последовательности букв в словах;

·         Прочитать предложение по схеме и соотнести с первоначальным вариантом;

·         Проверить соответствие графических схем написанному;

·         Далее – по каждому следующему слову в той же последовательности.

 

Ожидаемые результаты

Предлагаемая система работы по коррекции и интериоризации фонематических, речевых, лексико-грамматических процессов, а также формированию и коррекции психических функций и на базе деятельности развивающих функций программирования, самоконтроля и контроля устной и письменной речи посредством отработки различных алгоритмов постепенного овладения способами действия языкового анализа, а также средствами контроля этих действий.

Такая форма работы создаёт предпосылки для успешного преодоления множества ошибок фонематического, графического и орфографического характера.

При помощи специфических алгоритмов обучающийся вооружается способом действия по структурно-грамматическому анализу речевых единиц. Сформированные функции контроля и программирования в учебной и произвольной психической деятельности дают возможность обучающемуся успешно справляться с регуляторными трудностями.

Важным условием в коррекционно-педагогической реабилитации обучающегося является проведение специального комплекса медикаментозной терапии, направленного на устранение первичного дефекта. Без врачебной помощи успех любых педагогических мероприятий малодостоверен.

При выполнении всех условий можно прогнозировать активизацию высших психических функций, развитие речевой памяти, внимания к языковым явления, устранение фонематических трудностей, улучшение навыков чтения и письма, укрепление соматического и неврологического статуса.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от степени тяжести дислексии и основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций речи в процессе лечения.

 

 Реализация программы обеспечивает достижение обучающимися вторых классов следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

 Личностные результаты:

·         овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения, просьбу, пожелания;

·         умение поддержать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;

·         позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации;

·         развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

·         овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

·         принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности;

·         знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса;

·         готовность к участию в различных видах социального взаимодействия;

·         развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·         наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

·         формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

 

Предметные результаты:

·         сформированность позитивного отношения к правильной устной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека;

·         овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета;

·         формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний;

·         осознание грамотной устной речи как одного из проявлений собственного уровня культуры;

·         овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

·         сформированность общих представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

·         формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

 

 Требования к уровню подготовки учащихся

 К концу прохождения коррекционно-развивающей программы, обучающиеся научатся:

·         узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;

·         отличать нормированное произнесение звука от ненормированного;

·         осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;

·         осознавать и адекватно использовать интонационные средства выразительной чёткой речи;

·         уметь правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов; · уметь правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;

·         уметь осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

·         различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки и буквы, дифференцировать понятия «буква»-«слог»-«слово»;

·         различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, твердости и мягкости, обозначать мягкость согласных на письме;

·         понимать влияние ударения на смысл слова;

·         уметь правильно употреблять грамматические формы слов, входящих в активный словарь обучаюшегося;

·         уметь пользоваться основными продуктивными словообразовательными моделями;

       · владеть основными обобщающими понятиями по разным лексическим темам;

·         понимать, подбирать и называть слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия;

·         грамматически верно строить предложения доступных для данного возраста синтаксических конструкций;

·         уметь построить связное высказывание, отобрав для этого адекватные языковые средства и правильно определив логическую последовательность смысловой концепции;

·         пользоваться при записи тремя правилами оформления предложения;

·         списывать и писать под диктовку текст с изученными орфограммами; Обучающиеся получат возможность научиться:

·         производить звуковой и звуко-буквенный разбор слов;

·         орфографически грамотно списывать и писать под диктовку тексты, включающие орфограммы за 3 класс;

·         проверять написанное;

·         находить в словах изученные орфограммы;

·         распознавать части речи и их некоторые грамматические признаки (род, число).

 

Критерии оценивания

 Программа предполагает безоценочную систему проведения занятий.

 

 

Тематическое планирование индивидуального логопедического занятия

 с обучающимся  ОНР (3 уровень речевого развития)

 

 

Тема и содержание коррекционной работы

Грамматические и лексические темы

Развитие неречевых процессов

 Часы

Дата проведения

по плану

по факту

1 ЭТАП – диагностический ( 10 часов)

1

Состояние звукопроизношения и речевой моторики.

1

 

 

2

Воспроизведения слоговой структуры слов.

1

 

 

3

Состояние фонематического восприятия,

1

 

 

4

Исследование экспрессивной речи, состояния связной речи.

1

 

 

5

Графо-моторных функций, исследование процесса письма. Логопедическое заключение.

1

 

 

6

Слуховой диктант

1

 

 

7

Диктант

1

 

 

8

Контрольное списывание

1

 

 

9

Обследование внимания

1

 

 

10

Проверка чтения.

1

 

 

2 ЭТАП – подготовительный (53 часа)

11

Уточняются созданные в процессе обучения предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления).

1

 

 

12

Развитие мыслительных процессов – анализ.

1

 

 

13

Развитиемыслительных процессов –  синтез.

1

 

 

14

Развитие мыслительных процессов – сравнение.

1

 

 

15

Развитие мыслительных процессов – сопоставление.

1

 

 

16

Развитие свойств внимания.

1

 

 

17

Развитие свойств  памяти.

1

 

 

18

Развитие мелкой моторики (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений).

1

 

 

19

Снятие логоневроза.

1

 

 

20

Снятие   тревожности.

1

 

 

21

Снятие склонности к негативным реакциям.

1

 

 

22

Зрительный диктант

1

 

 

23

Форма и предмет.

Развитие внимание. Умение концентрировать произвольное внимание.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Упражнение «Разноцветные точки»

1

 

 

24

Выделение буквы ё в словах.

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1

 

 

25

Составь рассказ по картинке. Назови слова с буквой я,б.

 

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

1

 

 

26

Нарисуй узор по образцу.

 

Отработка понятий «правый» и «левый».

1

 

 

27-28

Работа над слоговым составом слова.

Работа с перфокартами.

Отработка понятий «правый», «левый».

2

 

 

29-30

Составь рассказ по рисунку.

Изучение основных правил оформления предложения.

Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.

2

 

 

31

Знаки препинания.

Объясни написанные знаки препинания.

 

1

 

 

32

Обведи по линии и штрихам, не отрывая руки от каждой фигуры.

Изучение основных правил оформления предложения.

 

1

 

 

33-34

Интонация.

Произнесение предложения с разной интонацией.

Чтение текста.

2

 

 

35

Соотнесение.

Слово и картинка.

Работа с карандашами.

1

 

 

36-37

Слова-действия.

Составление предложений по картинке.

 

2

 

 

38

Выполнение штриховки в разных направлениях.

 

Игра в цвета.

1

 

 

39

Составление рассказа по картинке.

Озаглавить текст. Перечислить всех кто изображен на картинке.

 

1

 

 

40

Вписать нужные буквы.

Работа с карточками

Уточняются понятия «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные и согласные звуки и буквы»,

1

 

 

41

Назови предметы.

Используемый речевой материал даётся с усложнением: сначала односложные, затем двусложные, затем трёхсложные слова.

 

1

 

 

42-43

Подбери вопрос к словам (кто, что).

Дифференциация частей речи

 

2

 

 

44

Профессии.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 Игра «Водители».

1

 

 

45

Выделение предлогов голосом.

Развитие речи.

 

1

 

 

46-47

Обогащение активного  словаря по разным лексическим темам.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 

2

 

 

48-49

Обогащение пассивного словаря по разным лексическим темам.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 

2

 

 

50-51

Совершенствование грамматического строя речи.

Задания, направленные на развитие функции словообразования и словоизменения.

 

2

 

 

52-53

Развитие связной речи.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 

2

 

 

54-55

Развитие монологической речи.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 

2

 

 

56-57

Развитие обиходной речи.

Развитие связной речи на основе лексического материала.

 

2

 

 

58-59

Вопрос «как», «какой».

 

 

2

 

 

60

Составление рассказа по картинке.

Вопросы: «на чем», «цвет», «за», «перед», «около», «сколько».

 

1

 

 

61

Количество, цвет, форма.

Развитие внимания и логического мышления.

 

1

 

 

62

Слоговой диктант

Развитие фонематического слуха.

 

1

 

 

63

Оценка результативности коррекционной работы за второй этап

Самооценка.

 

1

 

 

3 ЭТАП – коррекционный (26 часов)

64

Выделение гласных 1 ряда из слов

Буквы А,О,У, Э.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

1

 

 

65

Выделение гласных 2 ряда из слов

Буквы Я,Е,Ё,Ю

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

1

 

 

66

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда

Гласные звуки и буквы

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

 Составление узоров из геометрических фигур,

1

 

 

67

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.  И-ы  в слогах, словах, предложениях.

Гласные звуки и буквы. «Семья». «Дом». Игра «Лото»

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Упражнение «Лабиринты»

1

 

 

68

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. А – Я в слогах, словах, предложениях.

Гласные звуки и буквы

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

1

 

 

69

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. У-Ю в слогах, словах, предложениях.

Гласные звуки и буквы.

Упражнения на тренировку переключения внимания

1

 

 

70

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. О - Ё в слогах, словах, предложениях

Звуки и буквы

Развитие памяти. Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов

1

 

 

71

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Э - Е в слогах, словах, предложениях.

Гласные звуки и буквы.

 

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

1

 

 

72

Слуховой диктант

 

Упражнение на развитие слухового внимания.

1

 

 

73

Контрольное чтение

Развитие навыков чтения.

 

1

 

 

74

Понятие слога. Деление слов на слоги.

Слоговой состав слова.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов. Упражнение «Мысленные образы и эмоциональная окраска».

1

 

 

75

Слоговой анализ и синтез слова. Порядок слогов в слове

Слоговой состав слова

Упражнения на осознанное восприятие. Упражнение «Осознание словесного материала».

1

 

 

76

Согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных.

Согласные звуки. Игра «Красное – синее», «Найди картинке её домик»

Упражнение на осознанное восприятие. Упражнение «Оживление».

1

 

 

77

Дифференциация твёрдых и мягких согласных. 

Согласные звуки и буквы. Игры «Полслова за вами», «Цепочка», «Потерянный слог», «Найди ошибку».

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала. Упражнение «Нелогичные, парные ассоциации слов».

1

 

 

78

Разделительный мягкий знак.

Буква «Ь»

Строительство.

Развитие мышления.  Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

1

 

 

79

Звукобуквенный анализ и синтез слов. Количество букв меньше количества звуков.

Е, Ё, Ю, Я

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование способности оперировать смыслом».

1

 

 

80

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство.

Звонкие и глухие согласные

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. «Формирование искусственных понятий» (по Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову).

1

 

 

81

Дифференциация звуков, имеющих артикуляторно-акустическое сходство.

Звонкие и глухие согласные

Формирование приемов учебной деятельности.

Формирование умения принять учебную задачу.

1

 

 

82

Мягкие варианты В-Ф в слогах, слова, предложениях.

Парные звонкие и глухие согласные

Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

1

 

 

83

Дифференциация Б-П в слогах, словах, предложениях.

Парные звонкие и глухие согласнее.

Формирование действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

1

 

 

84

Мягкие варианты Б-П в слогах, словах, предложениях.

Парные звонкие и глухие согласные.

Формирование приёмов самоконтроля.

1

 

 

85

Дифференциация Г- К в слогах, словах, предложениях

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие произвольной стороны речи.

1

 

 

86

Мягкие варианты Г-К в слогах, словах, предложениях.

Парные звонкие и глухие согласные.

Развитие произвольной стороны речи.

1

 

 

87

Контрольное списывание.

Развитие орфографической зоркости.

 

1

 

 

88

Диктант.

 

 

1

 

 

89

Оценка результативности коррекционной работы.

Самооценка.

 

1

 

 

IV ЭТАП – оценочный  (7часов)

90

Повторение изученного материала.

 

 

1

 

 

91

Контрольное списывание.

Развитие внимания, орфографической зоркости.

 

1

 

 

92

Слуховой диктант.

Развитие слухового внимания.

 

1

 

 

93

Чтение текста.

Развитие навыков чтения.

 

1

 

 

94

Диктант.

 

 

1

 

 

95

Оценка результативности коррекционной работы.

 

 

1

 

 

96

Оценка динамики речевых и психических процессов.

 

 

1

 

 

 

итого

 

 

96

 

 

 

Раздел учителя-дефектолога

 

 

Пояснительная записка.

     Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новомуоценить работу дефектолога в общеобразовательной школе. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя — субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Контингент учащихся школы за последние годы претерпел значительные изменения.

Интеллектуальные нарушения и нарушения речи у большинства поступающих в учреждение носят характер, общего недоразвития речи разной степени сложности для которого характерно:

 - нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

 - аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

 - нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- дислексия;

 - дисграфия.

Поэтому воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект. Как и любая программа, «Рабочая учебная программа занятий для учащихся 4-го класса с ОВЗ общеобразовательной школы», имеет под собой методологические и теоретические основания.

     В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

 - гуманизма — вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

 - реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

 - деятельностного подхода- опоры коррекционно — развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

 - индивидуально — дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

 - системного подхода — взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

    Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Основные задачи программы:

1. Создать условия для формирования правильной речи и закрепление на материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.

 2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.

3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.

4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

   Дефектолог оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Проводит занятие с обучающимися по накоплению новых слов, сложной слоговой структуры. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку. Осуществляет взаимоотношения с учителями, воспитателями по вопросам освоения детьми образовательных программ. Поддерживает связь со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, учителями-логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник, и специалистами психолого-медико-педагогических комиссий.

      Общее количество часов – 136. Работа по полонению речи новыми и сложными словами строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

      В структуру занятия может входит:

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

 - формирование фонематических процессов;

 - работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

- работа над предложением;

- обогащение и активизация словарного запаса.

       Программа позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.  

      Одна из основных задач Программы — научить детей связной, грамматически правильной речи, дать навыки речевого общения, закрепить знания о фонетической системе русского языка. Программой предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации.

      Оптимальные условия для коррекционно-развивающей работы создаются за счет модификации общеразвивающих программ и всего комплекса занятий, особенностей психофизического развития обучающихся.      Общеобразовательные задачи реализуются с синхронным выравниванием речевого и психического развития детей, т.е. один из основных принципов Программы — природосообразность. Программа учитывает общность детей с общим недоразвитием речи и их сверстников и, основывается на онтогенетическом принципе.

     В основе Программы лежат принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его конкретности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет обучающемуся опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие. Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

     Работа с родителями и учителями.

Проводится просветительская работа среди родителей (законных представителей) и учителей.

 В течение учебного года проводятся групповые и индивидуальные консультации для родителей.

Темы групповых консультаций для родителей.

1. «Речевая готовность ребенка к овладению грамотой».

 2. «Результаты обследования учащихся. Причины нарушения речи.»

 3. «Охрана органов речи».

4. «Результаты проведенной работы. Использование сенсорных игр для развития речи».

 Индивидуальные консультации для родителей и учителей проводятся по необходимости.

Темы групповых консультаций для учителей начальных классов:

1. «Дисграфия. Ее суть».

 2. «Развитие фонематического восприятия у младших школьников».

 

 

Поурочное планирование коррекционной работы с учащимся

4-го класса

 

Темы занятия

Цели коррекционной работы

Развитие неречевых процессов

Кол.

часов

Дата проведения

по плану

по факту

1

Слово, как часть предложения.

Уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». Игра «Водители»

1

 

 

2

Слова, обозначающие предметы.

Формирование мышления.

Отработка понятий «правый» и «левый».Упражнение «Разноцветные точки»

1

 

 

3

Слова, обозначающие действия.

Развитие логического мышления

 

1

 

 

4

Слоговой анализ слова.

 

 

1

 

 

5

Морфенный анализ слова.

Развитие мышления

 

1

 

 

6

Слова-признаки

 

 

1

 

 

7

Согласование существительных и прилагательных.

 

 

1

 

 

8

Согласование существительных и прилагательных в числе.

 

 

1

 

 

9

Согласование существительных и прилагательных в роде и числе.

 

 

1

 

 

10-11

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений («на», «над», «под», «за» и т.д.).

Упражнение «Копирование точек»

2

 

 

12-13

Дифференциация слов-предметов и слов-действий

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

Игра «Что это?»

2

 

 

14-15

Слова, обозначающие признак предмета.

Узнавание предметов с закрытымиглазами

 

2

 

 

16-17

Слова, обозначающие признак предмета

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление фигуры из разрозненных деталей»

2

 

 

18-19

Слова, обозначающие признак предмета.

Узнавание предмета по пунктирным линиям

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

20-21

Закрепление изученного материала

Формирование приёмов самоконтроля

 

2

 

 

22

 Предложение.

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Использование игр с постройками из кубиков»

1

 

 

23-24

Предложение.

Узнавание предмета по прерывистым линиям

Упражнения на осознанное восприятие.

2

 

 

25-26

Предложение

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнение «Составление узоров из геометрических фигур»

2

 

 

27-28

Предложение

Узнавание предмета по части нарисованных деталей

Игра «Лабиринты».

2

 

 

29-30

Предложение

Узнаваниенарисованногопредмета среди множества линий

Игра «Пуговица»

2

 

 

31-32

Простые предложение

Формирование представления о типах предложении

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

33-34

Составление предложения

Формирование умения составлять предложения

Упражнения на осознанное восприятие.

2

 

 

35-36

Согласование глагола с именем существительным в роде и падеже

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

37-38

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе.

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

39-40

Управление. Винительный падеж.

 

Развитие внимания

2

 

 

41-42

Управление. Родительный падеж

 

Развитие внимания

2

 

 

43-44

Управление. Дательный падеж

 

Развитие внимания

2

 

 

45-46

Управление.Творительный падеж

 

Развитие внимания

2

 

 

47-48

Распространение предложений

 

Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания

2

 

 

49-50

Изучение предлогов «на» «за»

Предлог «на», «за»

 

2

 

 

51-52

Изучение предлогов «в» «с»

Предлог «в», «с»

 

2

 

 

53-54

Изучение предлогов «под» «над»

Предлог «под», «над»

 

2

 

 

55-56

Изучение предлога «перед»

Предлог «перед»

 

2

 

 

57-58

Изучение предлога «из-за»

Предлог «из-за»

 

2

 

 

59-60

Речь. Звуки и буквы. Алфавит

Формировать полное представление о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слого–звукового состава слова.

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и слов, близких по звуковому составу)

2

 

 

61-62

Речь. Звуки и буквы. Алфавит

Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

Упражнения, направленные на увеличение объема внимания.

2

 

 

63-64

Гласные и согласные.

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

65-66

Гласные 1–го ряда.

 

Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания

 

2

 

 

67-68

 Гласные 2–ряда

 

Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания

2

 

 

69-70

Гласные 2–ряда

 

Усиление концентрации слухового внимания

2

 

 

71-72

Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

 

Упражнение «Красно-черные пары»

2

 

 

73-74

Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда.

 

Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания.

2

 

 

75-76

Слоговой состав слова. Мысль

 

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

2

 

 

77-78

Слоговой состав слова. Эмоция.

 

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

2

 

 

79-80

Слоговой состав слова. Эмоциональная окраска.

Развитие мышления.

Упражнения для развития способности к воссозданию мысленных образов.

2

 

 

81-82

Ударение.

Развитие мышления.

Упражнения на осознанное восприятие.

2

 

 

83-84

 Ударение. Поиск ударного слога.

Формировать умение пользоваться в обиходно речи выделением ударного слога

 

 

2

 

 

85-86

Согласные: твердые, мягкие.

Обозначение мягкости гласными 2–го ряда

 

2

 

 

87-88

Согласные: твердые, мягкие

Обозначение мягкости гласными 2–го ряда.

Упражнение «Осознание визуального материала»

2

 

 

89-90

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.

Дифференциация слов

 

2

 

 

91-92

Обозначение мягкости буквой мягкий знак.

Формировать умение дифференцировать мягкий и тверды знаки

 

2

 

 

93-94

Закрепление изученного материала.

Формирование приёмов самоконтроля

 

2

 

 

95

Звуки буква п.

 

Упражнение «Осознание словесного материала»

1

 

 

96-97

Звук и буква б.

 

Упражнение «Оживление»

2

 

 

98-99

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных б–п.

 

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

2

 

 

100-101

Дифференциация согласных б–п.

 

Упражнение «Двойная стимуляция памяти»

2

 

 

102-103

Звук и буква д.

 

Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами материала.

2

 

 

104-105

Дифференциация согласных б–д.

 

Упражнения для использования визуального кода. Упражнение «Особый путь зубрежки»

2

 

 

106-107

Звук и буква т.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Дополни до…»

2

 

 

108-109

Дифференциация согласных д–т.

Развитие мышления. Коррекционные упражнения, направленные на развитие образного мышления.

Игра «Догадайся, кто нарисован»

2

 

 

110-111

Дифференциация согласных д–т.

Формирование умения принять учебную задачу

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование искусственных понятий» (пол. С. Выготскому — Л.С. Сахарову)

2

 

 

112-113

Дифференциация согласных т–п.

Формирование умения принять учебную задачу

 

2

 

 

114-115

Звук и буква р.

Формирование умения принять учебную задачу

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

2

 

 

116-117

Звук и буква л.

Формирование умения принять учебную задачу

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

2

 

 

118-119

Дифференциация согласных р–л.

Формирование умения принять учебную задачу

 Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления.

2

 

 

120-121

Звук и буква с.

Формирование приемов самоконтроля.

Формирование приемов самоконтроля. Упражнение «Фабрика игрушек

2

 

 

122-123

Звук и буква з.

Формирование приемов учебной деятельности

Упражнение «Сделай так же»

2

 

 

124-125

Дифференциация согласных с–з.

Формирование приемов учебной деятельности.

Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении длинного ряда однотипных задач»

2

 

 

126-127

Звук и буква ш.

Формирование приемов учебной деятельности.

Упражнения, направленные на развитие абстрактно-логического мышления. Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом»

2

 

 

128-129

Звук и буква ж.

Формирование приемов учебной деятельности

Упражнение «Формирование умения отделять форму понятия от его содержания»

2

 

 

130-131

Дифференциация согласных ш–ж.

 Формирование умения планировать свои действия

 

2

 

 

132-133

Звуко–буквенный анализ слов

Формирование умения ориентироваться на систему признаков (условий)

 

2

 

 

134-135

Звуко–буквенный анализ слов

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Упражнение «Офицер-солдат»

2

 

 

136

Звуко–буквенный анализ слов.

Формирование умения действовать по правилу и разных видов контрольно-оценочных действий: планирующего, промежуточного и итогового видов самоконтроля.

Упражнение «Поиск клада»

1

 

 

 

итого

 

 

136

 

 

 

 

 

 


 

Коррекционный компонент Раздел учителя-логопеда

Коррекционный компонент Раздел учителя-логопеда

Данный контингент детей, даже занимаясь дополнительно с учителями, в силу объективных причин, не способен в рамках общеобразовательной школы усвоить многие понятия, умения, навыки

Данный контингент детей, даже занимаясь дополнительно с учителями, в силу объективных причин, не способен в рамках общеобразовательной школы усвоить многие понятия, умения, навыки

Особенности программы 1. Адресат: данная коррекционно-развивающая программа разработана для обучающихся вторых классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи (3 уровень речевого недоразвития)

Особенности программы 1. Адресат: данная коррекционно-развивающая программа разработана для обучающихся вторых классов общеобразовательной школы, имеющих общее недоразвитие речи (3 уровень речевого недоразвития)

Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой)

Формирование функций самоконтроля во всех видах деятельности (учебной, игровой)

ИКТ; · практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы

ИКТ; · практические методы: устные и письменные упражнения, графические работы

Содержание работы II этапа

Содержание работы II этапа

Содержание работы III этапа

Содержание работы III этапа

Содержание работы IV этапа

Содержание работы IV этапа

Личностные результаты: · овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения, просьбу, пожелания; · умение поддержать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;…

Личностные результаты: · овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить намерения, просьбу, пожелания; · умение поддержать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации;…

Обучающиеся получат возможность научиться: · производить звуковой и звуко-буквенный разбор слов; · орфографически грамотно списывать и писать под диктовку тексты, включающие орфограммы за 3 класс;…

Обучающиеся получат возможность научиться: · производить звуковой и звуко-буквенный разбор слов; · орфографически грамотно списывать и писать под диктовку тексты, включающие орфограммы за 3 класс;…

Тема и содержание коррекционной работы

Тема и содержание коррекционной работы

Работа над слоговым составом слова

Работа над слоговым составом слова

Развитие речи.1 46-47Обогащение активного словаря по разным лексическим темам

Развитие речи.1 46-47Обогащение активного словаря по разным лексическим темам

Дифференциация гласных 1 и 2 рядаГласные звуки и буквыУзнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

Дифференциация гласных 1 и 2 рядаГласные звуки и буквыУзнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка

Мысленные образы и эмоциональная окраска»

Мысленные образы и эмоциональная окраска»

Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову)

Л.С.Выготскому – Л.С.Сахарову)

Контрольное списывание.

Контрольное списывание.

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель программы — коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве

Развитие восприятия и ориентировки в пространстве

Слова, обозначающие признак предмета

Слова, обозначающие признак предмета

Развитие внимания2 43-44Управление

Развитие внимания2 43-44Управление

Гласные 2–рядаУпражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания2 69-70Гласные 2–рядаУсиление концентрации слухового внимания2 71-72Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда

Гласные 2–рядаУпражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания2 69-70Гласные 2–рядаУсиление концентрации слухового внимания2 71-72Дифференциация гласных 1–го и 2–го ряда

Согласные: твердые, мягкиеОбозначение мягкости гласными 2–го ряда

Согласные: твердые, мягкиеОбозначение мягкости гласными 2–го ряда

Игра «Догадайся, кто нарисован»2 110-111Дифференциация согласных д–т

Игра «Догадайся, кто нарисован»2 110-111Дифференциация согласных д–т

Дифференциация согласных с–з.Формирование приемов учебной деятельности

Дифференциация согласных с–з.Формирование приемов учебной деятельности

Звуко–буквенный анализ слов.

Звуко–буквенный анализ слов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.02.2020