Рабочая программа Валеология 2 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа Валеология 2 класс

Оценка 4.7
docx
11.04.2020
Рабочая программа Валеология 2 класс
Рабочая программа Валеология 2 класс
валеология 2 кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа

 по предмету «Валеология»

 (авторы П.П. Миненко, В.Н. Швецова)

 2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Пояснительная записка

1.1.

Примерные и авторские программы, на основе которых создана рабочая программа

Рабочая программа разработана на основании авторской программы Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров П. П. Миненко, В. Н. Швецовой к курсу «Валеология и образование» для общеобразовательных учреждений, Хабаровск, ХК ИППК ПК, 1997 г.

В авторскую программы внесено: формы организации образовательного процесса, календарно-тематическое планирование, добавлены задачи. Переставлена и разбита на части тема «Удивительное в тебе самом» для переключения внимания и лучшего запоминания темы у детей в процессе работы.

1.2.

Цели и задачи курса

Цель: создать условия, при которых ребенок способен включиться в процесс творчества, помочь проявиться психофизическим возможностям, сформировать позитивное мышление, привить радость созидания.

Задачи:

- воспитать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому;

- организованно помочь в деятельности по сохранению и укреплению здоровья, повышению жизнестойкости;

- научить соблюдать правила здорового образа жизни;

- обучить методам закаливания организма, правилам гигиены;

- развивать память;

- помочь в формировании правильной половой ориентации;

- обучить этикету, физическому самосовершенствованию.

1.3.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Валеология» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 142 часа. Из них в 1 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), во 2,3 и 4 классах по 36 ч. (1 ч. в неделю, 36 учебных недель в каждом классе).

1.4.

Структура курса

Раздел «Мое здоровье – моя крепость» - 34 ч. (1 класс)

Раздел «Удивительное в нас самих» - 36 ч. (2 класс)

Раздел «Я -родился» - 36 ч. (3 класс)

Раздел «Я- человек разумный» - 36 ч. ( 4 класс)

1.5.

Краткое описание деятельностной технологии как основного метода обучения

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

Задача курса: познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира.

Цель курса «Валеология» состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

1.6.

Количество учебных часов в соответствии с рабочей программой (практическая, контрольная части)

 

1 класс                                                                       Всего часов

 «Мое здоровье – моя крепость»                                    34 ч.

1.Валеология – наука о здоровье                                       1 ч.

2.Строение моего тела                                                        6 ч.

3.Удивительное в тебе самом                                             6 ч.

4.Гигиена тела и души                                                        4 ч.

5. Гигиена питания                                                              2 ч.

6.Гигиена школьника                                                          4 ч.

7.Стресс – это хорошо или плохо                                      2 ч.

8.Всякие ли грибы и растения полезны?                           3 ч.

9.Вредные вещества и вредные привычки                        3 ч.

10.Мои умения                                                                     3 ч.

2 класс

«Удивительное в нас самих»                                         36 ч.

1.Удивительное – в тебе самом                                        5 ч.

2.Не бойтесь быть добрым и честным                             3 ч.

3.Воспитай себя сам                                                          2 ч.

4.Болезни тела от грязных рук и ног                               5 ч.

5.Приятно получать подарки                                            2 ч.

6.Искусство одеваться                                                       2 ч.

7.Незнакомец – друг или враг?                                         2 ч.

8.Физические недостатки – ограничение                        2 ч.

в познании мира 

9.Я болен. Не набрать ли мне «03»?                                4 ч.

10.Правила хорошего тона                                                2 ч.

11.Делу – время, потехе – час                                           2 ч.

12.Выбор друзей – дело ответственное                           2 ч.

13.Мои знания и умения                                                   3 ч.

3 класс

«Я -родился»                                                                    36 ч.

1.Удивительное в тебе самом                                          3 ч.

2.Как мы устроены                                                           6 ч.

3.Размножение – основа жизни на  Земле                      5 ч.

4.Заботливые родители – здоровые дети                       1 ч.

5.Тайна рождения нового человека                                3 ч.

6.Питание беременной женщины, будущей мамы        1ч.

7.Уход за новорожденным                                               2 ч.

8.Наследственность                                                          4 ч.

9.Как мы развиваемся                                                      4 ч.

10.Какими мы будем                                                        1 ч.

11.Радости и слабости нашей семьи                               2 ч.

12.Мои знания и умения.                                                 4 ч.

4 класс

«Я- человек разумный»                                                36 ч.

1.Смысл жизни человека разумного                               2 ч.

2.Здоровый образ жизни в мировой культуре                3 ч.

3.Вырасти здоровым                                                         4 ч.

4.Профилактика заболеваний важнейших

систем организма человека доступными методами      7 ч.

5.Человек – частица Вселенной                                       8 ч.

6.От общения – к здоровью                                              6 ч.

7.Удивительное в тебе самом                                           3 ч.

8.Мои знания и умения                                                     3 ч.

1.7.

Планируемые результаты:

Личностные:

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике .

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные:

1-я линия развития – как быть здоровым:

понимать, что такое здоровый образ жизни и зачем он нужен;

иметь понятия о микробах и о болезнях которые они вызывают, знать как от них защититься ;

иметь представление о строении собственного тела;

знать правила закаливания своего организма.

2-я линия развития  – смысл жизни человека разумного:

иметь понятие о смысле жизни человека разумного;

познакомиться с психологическими проблемами разнополых учеников, путями их преодоления;

профилактика заболеваний важнейших систем организма человека доступными методами;

понимать то, что человек является частицей Вселенной;

оценивать правильность поведения в быту и в общественных местах.

1.8.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира ? частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

1.9.

Формы контроля

Текущий контроль: сообщение, творческая работа, устный опрос, краткие письменные ответы на вопросы по содержанию темы, наблюдение, опыт, презентация, проект.

Тематический контроль: самостоятельная работа, тест.

Итоговое тестирование (в конце учебного года).

Календарно-тематическое планирование

2  класс

 

№ п/п

Дата

по плану

Дата по факту

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной

деятельности

Формирование УДД

Предметные

результаты

Метапредметные результаты

Личностные

результаты

«Удивительное в нас самих» (34 часа)

Удивительное в тебе самом (5 часа)

 

1

5.09

 

Проверим развитие слуховой  памяти

УОНМ

Проверяем развитие  слуховой памяти

Знать, что мы воспринимаем мир органамислуха, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

2

12.09

 

Проверим развитие зрительной  памяти

УОНМ

Проверяем развитие  зрительной памяти

Знать, что мы воспринимаем мир органами зрения, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

3

19.09

 

Проверим развитие вкусовой   и обонятельной  памяти

УОНМ

Проверяем развитие  вкусовой   и обонятельной  памяти

Знать, что мы воспринимаем мир органами вкуса и обоняния, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

4

26.09

 

Проверим развитие тактильной  памяти

УОНМ

Проверяем развитие  тактильной  памяти

Знать, что мы воспринимаем мир органами, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения.

5

3.10

 

Учимся запоминать лица, имена.

 

УОНМ

Учимся запоминать лица, имена.

Регулярная тренировка дает поразительные результаты.

Уметь объяснять, как мозг различает сигналы, идущие от разных органов чувств; составлять правила сохранения органов чувств

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Не бойся быть добрым и честным  (3 часов)

 

6

10.10

 

Понятие о добре, милосердии, сострадании.

УОНМ

Расширяем представление о понятиях «добро, милосердие, сострадание».

Чем отличаются эти понятия и что в них общего? Можно ли быть добрым со всеми детьми и взрослыми?

Объясняем пословицу «Доброта – хуже воровства»

 

 

 

 

 

 

Знать, что добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным; добро проявляется только в действии.

Уметь совершать добрые поступки, выражать сострадание людям, вежливо общаться с окружающими.

Можно ли быть милосердным с жестокими людьми, которые уже понесли наказание? Можно ли близко подходить к ним , если поблизости нет никого, кто мог бы защитить тебя?

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

 

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

7

17.10

 

Зло, представление о нем.

УОНМ

Расширяем представление о понятии «зло»

Выяснить, бывает ли зло большим или маленьким.

Уметь различать разновидности зла.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве.

8

24.10

 

Зависть, ложь

УОНМ

Расширяем представление о понятии «зависть, ложь». Как понять «ложь во спасение», «жадность к работе»?

Выяснить, чему может завидовать ребенок, подросток, взрослый человек, каким образом или действием может разрешиться зависть.

Знать, что ложь и зависть   помогают развиться в душе другим порокам, таким как предательство, коварство и др.

Уметь сдерживать себя, чтобы не завидовать.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

Воспитай себя сам. (2 часа)

 

9

31.10

 

Отрицательные качества. Как себе помочь?

 

Какими приемами и методами можно изменить их?

Что является причиной недостойного поведения?

Как можно себе помочь?

Уметь оценивать качества человека с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Определить общие для всех людей правила поведения.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

10

14.11

 

Положительные черты, как их развить в себе.

УОНМ

Выясняем, какие черты характера относятся к положительным.

Убеждаемся в необходимости формировать в себе положительные черты характера, узнаем, как их можно развить.

Знать, что каждый человек может сам воспитать положительные черты характера.

Уметь принимать правильные решения в разных ситуациях, бороться за улучшение своего характера.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

Болезни тела от грязных рук и ног  (5 часов)

11

21.11

 

Представление о микробах и вирусах.

УОНМ

Знакомимся с микробами и вирусами. Узнаем, какими способами можно с ними бороться.

Знать, что болезнь нас поражает, когда микробов вокруг слишком много или когда организм ослаблен; что знание причин болезни помогает побеждать или их избегать.

Уметь рассказывать, как можно бороться с микробами и вирусами; объяснять, как болезнь нарушает порядок  в организме; объяснять, для чего люди делают прививки

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

12

28.11

 

Болезни, передавае -

мые через воздух.

УОНМ

Что ты знаешь об иммунитете?

Осторожно! Воздух переполнен микробами. Как с ними бороться?

Знакомимся с болезнями, передаваемые через воздух, со способами борьбы с ними.

 

 

 

Знать меры предохранения от болезней, передаваемых через воздух.

Уметь определять  признаки болезней, предупреждать заболевание, сохранять свое здоровье всеми доступными способами; вызывать скорую помощь.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

13

5.12

 

Болезни, передавае -

мые через воду.

УОНМ

Знакомимся:  какие вирусы и микробы живут в воде рек, озер и т.д.; с понятием инфекционные заболевания, с возможными способами заражения ими.

Знать, как можно сделать воду из водопроводного крана безвредной.

Уметь соблюдать личную гигиену, оказывать первую помощь при отравлении

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими.

14

12.12

 

Уход за руками и ногами.

УОНМ

Знакомимся с профилактикой и лечением болезней ног и рук; с понятием здорового образа жизни

Знать, что мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит. Уметь ухаживать за своим телом, объяснять, как сохранять и укреплять здоровье, соблюдать правила гигиены; называть специальности врачей, которые помогают сохранить здоровье.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

15

19.12

 

Уход за телом.

УОНМ

Знакомимся с правилами личной гигиены

Уметь: вести здоровый образ жизни, ухаживать за своим телом, объяснять, как сохранять и укреплять здоровье, соблюдать правила гигиены.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

Приятно получать подарки (2 часа)

16

26.12

 

Этикет преподнесения подарка.

УОНМ

Знакомство с этикетом преподнесения подарка.

Знать, что можно подарить другу, подружке, родным или просто знакомым.

Уметь оформлять подарок, преподносить подарки людям разных возрастов.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятию.

17

 

 

Ролевая игра «День рождения»

Ролевая игра

Проверяем  умение преподнесения подарка.

Знать, что можно подарить другу, подружке, родным или просто знакомым.

Уметь оформлять подарок, преподносить подарки людям разных возрастов.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

 

Искусство одеваться (2 часа)

18

16.01

 

Роль одежды в жизни человека.

УОНМ

Знакомимся с ролью одежды в жизни человека, с профессией модельер.

Знать, как одеваются люди в разных странах, республиках, краях, городах, селах,; причины большого разнообразия стилей  и моделей одежды.

Уметь отличать добротную, красивую, модную одежду

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

19

23.01

 

Понятие о сезонной одежде и обуви.

УПЗиУ

Знакомимся с понятием сезонной одежды и обуви.

Знать особенности национальной одежды.

Уметь:

- ухаживать за одеждой и обувью,

-выбирать свой стиль одежды,

-красиво одеваться и носить одежду

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; анализировать свои действия и управлять ими.

Незнакомец – друг или враг? (2часа)

20

30.01

 

Кого мы называем незнакомцем?

УОНМ

Знакомимся: кого можно назвать  незнакомцем,  с правилами безопасного поведения детей при общении с незнакомыми людьми

Знать: можно ли довериться незнакомым людям: дедушке, дяде, тете, девочке, мальчику. Можно ли доверить им деньги, ключи от квартиры, гаража, машины, дачи? Уметь выполнять  правила безопасного поведения детей  при встрече с незнакомыми людьми. Подготовить памятки по правилам безопасного поведения.

 

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя; понимать роль  знаний в жизни человека.

21

6.02

 

Как себя вести, если к тебе постучали в дверь?

Ролевая игра

Закрепить правила безопасного поведения.

Уметь показать свои действия, когда в двери твоей квартиры ломится незнакомый человек.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

 

 

Испытывать желание использовать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителем.

Физические недостатки – ограничения в познании мира  (2 часа)

22

13.02

 

Классификация физических недостатков

УОНМ

Знакомимся с классификацией физических недостатков людей.

Знать, что люди – инвалиды могут заниматься спортом, получить хорошее образование, быть полезными другим людям.

 

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; испытывать желание открывать новое знание, готовность преодолевать учебные затруднения.

23

20.02

 

Твоя помощь людям с физическими недостатками.

УОНМ

Знакомимся с классификацией физических недостатков людей, с трудностями, с которыми  встречаются инвалиды  при познании окружающего мира.

Знать, что люди – инвалиды могут заниматься спортом, получить хорошее образование, быть полезными другим людям.

Уметь оказывать помощь, при общении помнить, что они стесняются своих недостатков.

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна  для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Я болен. Не набрать ли мне «03»    (2 часа)

24

27.02

 

Понятие о болезни.

УОНМ

Знакомимся с понятием болезни, как определить, когда ты заболел, с приемами самопомощи.

Знать, как вызвать скорую помощь.

Уметь оказать первую медицинскую помощь при переломе, кровотечении и др. себе и другому человеку.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

25

5.03

 

Оказание первой помощи.

УОНМ

Знакомимся с приемами самопомощи и первой медицинской помощи.

Знать, что ты должен делать, когда болит голова, горло, ухо, живот, судорогой «свело» ногу.

Уметь оказать первую медицинскую помощь.

Знать, что от поведения конкретного человека зависит здоровье других людей.

 

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

26

12.03

 

Оказание первой помощи.

УОНМ

 Знакомство с доступными точками для снятия головной боли, боли и судорог в руках, ногах.

Знать, что нужно делать при сильных общих судорогах, когда ребенка «колотит» об пол? Как оказать первую помощь при переломе, кровотечении, попадании инородных тел в дыхательные пути? А если остановилось сердце? Как это определить и как помочь? Куда позвонить и что сказать?

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

27

19.03

 

Оказание первой помощи.

УОНМ

Знакомимся с приемами аутотренинга, массажа, точечным массажем.

 Твои действия при пищевом отравлении. Как вызвать скорую помощь.

Знать, приемы аутотренинга, массажа, точечного массажа  .

Уметь  пользоваться приемами аутотренинга, массажа, точечным массажем.

Практическое занятие по аутотренингу, массажу головы, лица, рук, ног, туловища.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

                                                                          Правила хорошего тона (2часа)

28

26..03

 

Понятие о хорошем и плохом тоне.

УОНМ

Знакомимся с понятием о хорошем и плохом тоне

Уметь приветствовать друзей и взрослых, соблюдать правила поведения за столом.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

29

9.04

 

Правила поведения в общественных местах.

Ролевая игра

Знакомимся с правилами поведения в общественных местах.

Знать правила поведения в гостях, общественных местах.

Уметь  знакомиться с мальчиком, девочкой или старшими по возрасту, соблюдать правила поведения.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Делу – время, потехе – час.  (2 часа)

30

16.04

 

Твое отношение к учебе.

УОНМ

Знакомимся с целесообразностью распределения очередности для изучения легких и трудных предметов; что чтение дополнительной литературы полезно для познания, развития мозга, укрепления памяти.

Знать, что школьник должен ставить перед собой цели, как добиться успехов в учебе. Уметь составлять режим дня, выбирать системы для запоминания информации.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

31

23.04

 

Твое хобби, увлечения.

УОНМ

Знакомимся с хобби и увлечениями одноклассников.

Уметь рассказывать о своем хобби, делиться  своим увлечением, умениями и знаниями с одноклассниками.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

                                                                                               Выбор друзей – дело ответственное (2часа)

32

30.04

 

Понятие о дружбе. Дружба на всю жизнь.

УОНМ

Знакомство с понятием дружба, выяснить могут ли дружить дети разного возраста

Знать, что выбор друзей - ответственное дело; бывает дружба на всю жизнь, пословицы и поговорки о дружбе.

Узнать, что больше всего цениться в дружбе.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

33

7.05

 

Отношение твоих родителей к твоим друзьям.

УОНМ

Выяснить, кого можно назвать другом, все ли тайны можно доверять?

Знать, что подражать друзьям с вредными привычками -  здоровью вредить.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе.

Мои знания и умения.  (3 час)

34

14.05

 

Проверяем свою память

УОНМ

Проверяем развитие  зрительной, слуховой, тактильной памяти

Знать, что мы воспринимаем мир органами чувств, их сигналы дополняют друг друга; что мозг обрабатывает эти сигналы и составляет единое впечатление
о том, что нас окружает.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

35

21.05

 

Твои действия по отношению к незнакомым людям

УОНМ

Проверяем твои действия по отношению к незнакомым людям

Закрепить правила безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных ситуаций.

Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой

учителя.

36

28.05

 

Продемонстрируй правила хорошего тона.

УОНМ

Продемонстрируй правила хорошего тона. Чем ты заполняешь свободное время?

Уметь оценивать свои знания и умения.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.

 

 

 

 

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Валеология» в частности.

В начальной школе закладываются основы для последующего изучения систематических курсов физики, химии, биологии. Курс «Валеология» содержит элементарные, доступные для восприятия учащихся младшего школьного возраста сведения о человеке, его биологической природе и социальной сущности; обществе; поведении в обществе; развитии и размножении человека. Главной задачей курса «Валеология» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений человека и культуры человеческого общества.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – ядовитые и лекарственные грибы и растения;

2) влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).

Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий жизни человека и т.д.

Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Валеология» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.

Курс «Валеология» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении валеологии состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

^ Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать семена и плоды лекарственных и ядовитых грибов и растений, кости, многообразные артефакты мира культуры и т.д.

В ходе изучения курса «Валеология» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы человека и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.

В начальной школе у учащихся начинают формироваться познавательные интересы, познавательная мотивация. В этом возрасте у большинства школьников выражен интерес к изучению природы, собственного организма, человеческих взаимоотношений, поэтому изучение курса «Валеология», насыщенного сведениями об организме человека, его внутреннем мире, различных сторонах общественной жизни, должно стимулировать формирование устойчивого познавательного интереса, его дальнейшее развитие. Этому в значительной мере способствует деятельностный, практико-ориентированный характер содержания курса «Валеология», а также использование в ходе его изучения разнообразных средств обучения. К ним относится прежде всего набор энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Валеология», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, рулетки и т.д. Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.

 

 

 



 

 

 

                                                                 ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ДЛЯ РАБОТЫ:

  1. Алиев Х. М. Ключ к себе: Этюды о саморегуляции. – М.: МГУ, 1990.
  2. Алексеев А. В. Аутотренинг для всех. – М.: ФиС, 1984.
  3. Алексеев С. В., Петленко В. П. Мудрость здоровья. Культура и образ жизни человека. Сб.: Медицина. Культура. Философия /Под ред. Юрьева В. К./ - СПб, 1994.
  4. Ананьев В. А. Психогигиенические и психопрофилактические основы здорового образа жизни. Сб.: «Здоровый образ жизни: Сб. науч. тр.» Ленинградский ин-т усов. врачей. – Л., 1988.
  5. Березин И. П., Дергачев Ю. В. Школа здоровья. – М.: Моск. рабочий, 1989.
  6. Бирюков А. А. Массаж – спутник здоровья. – М.: Просвещение, 1992.
  7. Бирах И. И. Здоровье своими руками. – Минск, 1985.
  8. Бойко В. В. Счастье. Семья. Дети. – М.: Знание, 1988.
  9. Брехман И. И. Валеология. – СПб.: Наука, 1993.
  10. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., - М.: ФиС, 1990.
  11. Вопросы охраны здоровья школьников /под ред. М. П. Кравцова, Р. А. Якимович/. – Минск.: Изд-во Минск. пед. ун-та им. М. Горького, 1983.
  12. Габриян С. А. Школа памяти (суперактивизация памяти через возрождение эмоций). – М., 1992. – 64 с.
  13. Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. – СПб., 1994.
  14. П. П. Миненко, В. Н. Швецова, Валеология и образование: концептуальные подходы к валеологическому образованию и просвещению, Хабаровск, изд-во ХК ИППК ПК, 1997.
  15. И. Соковня, Неболейка. Москва, Просвещение, 2005.
  16. Т. Ю. Яновская, Как устроен человек? Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.
  17. Зайцев Г. К. Твои первые уроки здоровья. – 2004 .
  18. Зайцев Г. К., Зайцев А. Г. Твое здоровье: укрепление организма. – СПб., 2003.
  19. Лаптев А. К. Тайны пирамиды здоровья. – СПб., 2005.
  20. Латохина Л. И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2005.
  21. Мир детства: Младший школьник. – М., 2003 г.
  22. Николаева А. П., Колесова Д. В. Уроки профилактики наркомании в школе. – М., 2000.
  23. Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов природы, или 135 уроков здоровья. – М., 2004.
  24. Тихомирова Л. Ф. Уроки здоровья для детей 6 – 9 лет. – Ярославль, 2005.
  25. Добсон Д. Непослушный ребенок. – М.: «Пенаты», 1992.
  26. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. – М.: «Соль», 1993.
  27. Чаклин А. В. География здоровья. – М.: Знание, 1986.
  28. Энциклопедия здоровья. Т.12. – М.: ИПО «Аврора», 1992.
  29. Энциклопедия для детей 7-9 лет. – Волгоград: ДОМ, «Струг», 1992.
  30. Юдин Г. Главное чудо света. – М.: Монолог, 1994.

 

  1. Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по предмету «Валеология» (авторы

Рабочая программа по предмету «Валеология» (авторы

Пояснительная записка 1

Пояснительная записка 1

Цель курса «Валеология» состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения

Цель курса «Валеология» состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения

Делу – время, потехе – час 2 ч

Делу – время, потехе – час 2 ч

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Дата по плану Дата по факту

Дата по плану Дата по факту

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения

Учимся запоминать лица, имена

Учимся запоминать лица, имена

УОНМ Расширяем представление о понятии «зло»

УОНМ Расширяем представление о понятии «зло»

Уметь оценивать качества человека с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Уметь оценивать качества человека с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

Болезни, передавае - мые через воздух

Болезни, передавае - мые через воздух

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить…

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить…

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой…

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой…

Кого мы называем незнакомцем?

Кого мы называем незнакомцем?

Физические недостатки – ограничения в познании мира (2 часа) 2213

Физические недостатки – ограничения в познании мира (2 часа) 2213

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез; выбирать основания для сравнения, сериации, классификации объектов

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе

Определять под руководством педагога самые простые правила поведения при сотрудничестве; понимать причины успеха и неудач в собственной учебе

УОНМ Знакомство с понятием дружба, выяснить могут ли дружить дети разного возраста

УОНМ Знакомство с понятием дружба, выяснить могут ли дружить дети разного возраста

Твои действия по отношению к незнакомым людям

Твои действия по отношению к незнакомым людям

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы

Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать семена и плоды лекарственных и ядовитых грибов и растений, кости, многообразные артефакты мира культуры и т

Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать семена и плоды лекарственных и ядовитых грибов и растений, кости, многообразные артефакты мира культуры и т

Алиев Х. М. Ключ к себе:

Алиев Х. М. Ключ к себе:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2020