Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 8 класс. "Практическое обществознание"
Оценка 4.8

Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 8 класс. "Практическое обществознание"

Оценка 4.8
docx
26.03.2021
Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 8 класс. "Практическое обществознание"
8 класс.практическое обществознание.Рабоча программа.docx

 

 

 

 

Рабочая программа

 

                            по курсу «Практическое обществознание» 8 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Актуальность  разработки и создания программы  обоснована ее  ориентированностью на  углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на начальную подготовку учеников к ОГЭ по обществознанию. Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ОГЭ по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

-работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности;

-построение интеллект-карты;

-совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию;

-работа с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).

Основные задачи курса:

1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

2. Применение полученных знаний в практической подготовке;

3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;

4. Сравнение социальных объектов.

5. Развитие навыков построения интеллект-карты, которую в дальнейшем можно использовать для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

6. Развитие навыков рефлексии своей деятельности через индивидуальную разработку чек-листа.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, интеллект-карты.

Формы и методы контроля образовательного результата.

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (чек-лист, интеллект-карта).

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Содержание курса:

Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:

Введение (2 часа):

Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Первичное знакомство с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).

Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):

Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Жизненные ценности и ориентиры.  Общество как динамичная система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический тренинг, решение ситуативных задач по теме).

Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):

Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.

Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):

Экономика: понятие, роль в жизни общества. Экономические системы. Потребности и ресурсы.  Экономический рынок. «Семейный бюджет» -практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии. Решение практических задач.

Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)

Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии.

Раздел 5.  Право в жизни подростка (5 часов)

Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита. Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.

Раздел 6. Интеллект-карта как выходной продукт курса (6 часов)

Повторительно-обобщающий урок по курсу. Разработка индивидуальной интеллект-карты. Корректирование интеллект-карт. Публичное представление своей мыслительной карты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Основные вопросы

Дата

Количество часов

Теория

Практика

Введение – 2 часа

1

Основные требования к выпускникам и содержательные характеристики экзаменационной работы. Знакомство с программой mind.maps.app.

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Технические характеристики работы с программой. Основные моменты построения чек-листа.

02.09

1

2

Входной контроль

Совместная разработка чек-листа и построения интеллект-карты. Индивидуальная работа с ИК.

09.09

1

Раздел 1. Личность и общество  – 6 часов

1

Биологическое и социальное в человеке.

Общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

16.09

1

2

Человек и его ближайшее окружение.

23.09

1

3

Жизненные ценности и ориентиры.

30.09

1

4

Общество как динамичная система.

07.10

1

5

Как стать личностью.  Практический тренинг.

14.10

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Межличностные отношения».

21.10

1

Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов

1

Понятие «Духовная культура».

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования.

право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

28.10

1

2

Личность и мораль. Образование.

11.11

1

3

Долг и совесть.

18.11

1

4

Практический тренинг по содержательной линии

25.11

1

5

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по данному разделу.

2.12

1

Раздел 3. Экономическая сфера  – 6 часов

1

Экономика: понятие, роль в жизни общества

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

9.12

1

2

Экономические системы

16.12

1

3

Экономический рынок

19.12

1

4

Практический тренинг «Семейный бюджет»

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

13.01

1

5

Практический тренинг по содержательной линии

21.01

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

27.01

1

Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа

1

Девиантное поведение: предпосылки и причины.

Изучение понятий.

 

 

 

 

Уголовный Кодекс.

03.02

1

2

Регулирование отклоняющегося поведения Уголовным Кодексом РФ

10.02

1

3

Практический тренинг по содержательной линии

17.02

1

4

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

24.02

1

Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов

1

Правоотношения

Право, норма права, правоотношения, государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

Права подростка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

03.03

1

  2

Обязанности граждан

10.03

1

3

Права подростка и их защита

17.03

1

4

Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты

1

5

Решение ситуативных задач по содержательной части курса

1

Интеллект-карта как выходной продукт курса – 6 часов

1

Повторительно-обобщающий урок

Повторение, итоговый тест

1

2

Разработка индивидуальной интеллект-карты

Работа в программе, построение

2

3

Корректирование интеллект-карт

Внесение поправок

1

4

Публичное представление своей мыслительной карты

Представление и защита выходного продукта

2

                                                                                                        Итого:

17

17

Библиографический список:

                                        Школьные  учебные пособия:

1.     Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика.  9 кл.- М.Просвещение, 2013.

2.     Конституция Российской Федерации.

3.     Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.

4.     Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.

5.     Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.

6.     Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.

7.     Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.

8.     Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.

Психолого-педагогическая литература:

1.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.     Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.     Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.     Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.     Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме  основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИURL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)

2.     Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)

3.     Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)

4.     Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)

5.     Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//УчебникиURL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)

Техническое оснащение:

     1.mind.maps.app


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа по курсу «Практическое обществознание» 8 класс на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа по курсу «Практическое обществознание» 8 класс на 2020/2021 учебный год

Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –

Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации –

Сравнение социальных объектов. 5

Сравнение социальных объектов. 5

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие; • заинтересованность…

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие; • заинтересованность…

Адаптация программы для учеников с

Адаптация программы для учеников с

Экономика: понятие, роль в жизни общества

Экономика: понятие, роль в жизни общества

Входной контрольСовместная разработка чек-листа и построения интеллект-карты

Входной контрольСовместная разработка чек-листа и построения интеллект-карты

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания

Практический тренинг по содержательной линии 21

Практический тренинг по содержательной линии 21

Разработка индивидуальной интеллект-карты

Разработка индивидуальной интеллект-карты

Возрастная и педагогическая психология:

Возрастная и педагогическая психология:

Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания –Текст: электронный//

Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания –Текст: электронный//
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2021