Рабочая программа. Внеурочная деятельность. 8 класс. "Практическое обществознание"

  • docx
  • 26.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8 класс.практическое обществознание.Рабоча программа.docx

 

 

 

 

Рабочая программа

 

                            по курсу «Практическое обществознание» 8 класс

на 2020/2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

Составитель рабочей программы:

учитель  истории  и обществознания,

Соколова А.Г.

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.

Актуальность  разработки и создания программы  обоснована ее  ориентированностью на  углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на начальную подготовку учеников к ОГЭ по обществознанию. Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА.  ОГЭ по обществознанию  относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к  ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.

Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:

-работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;

-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности;

-построение интеллект-карты;

-совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию;

-работа с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).

Основные задачи курса:

1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

2. Применение полученных знаний в практической подготовке;

3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;

4. Сравнение социальных объектов.

5. Развитие навыков построения интеллект-карты, которую в дальнейшем можно использовать для подготовки к ОГЭ по обществознанию.

6. Развитие навыков рефлексии своей деятельности через индивидуальную разработку чек-листа.

Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.

Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, интеллект-карты.

Формы и методы контроля образовательного результата.

-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;

-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;

-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;

-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;

-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию;

-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (чек-лист, интеллект-карта).

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.

Адаптация программы для учеников с ОВЗ

Программа адаптирована для учеников с ОВЗ

Содержание курса:

Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:

Введение (2 часа):

Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Первичное знакомство с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).

Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):

Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Жизненные ценности и ориентиры.  Общество как динамичная система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический тренинг, решение ситуативных задач по теме).

Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):

Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.

Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):

Экономика: понятие, роль в жизни общества. Экономические системы. Потребности и ресурсы.  Экономический рынок. «Семейный бюджет» -практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии. Решение практических задач.

Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)

Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии.

Раздел 5.  Право в жизни подростка (5 часов)

Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита. Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.

Раздел 6. Интеллект-карта как выходной продукт курса (6 часов)

Повторительно-обобщающий урок по курсу. Разработка индивидуальной интеллект-карты. Корректирование интеллект-карт. Публичное представление своей мыслительной карты.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Основные вопросы

Дата

Количество часов

Теория

Практика

Введение – 2 часа

1

Основные требования к выпускникам и содержательные характеристики экзаменационной работы. Знакомство с программой mind.maps.app.

Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию.

Технические характеристики работы с программой. Основные моменты построения чек-листа.

02.09

1

2

Входной контроль

Совместная разработка чек-листа и построения интеллект-карты. Индивидуальная работа с ИК.

09.09

1

Раздел 1. Личность и общество  – 6 часов

1

Биологическое и социальное в человеке.

Общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности.

Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения.

Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения.

16.09

1

2

Человек и его ближайшее окружение.

23.09

1

3

Жизненные ценности и ориентиры.

30.09

1

4

Общество как динамичная система.

07.10

1

5

Как стать личностью.  Практический тренинг.

14.10

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Межличностные отношения».

21.10

1

Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов

1

Понятие «Духовная культура».

Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания.

Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования.

право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

28.10

1

2

Личность и мораль. Образование.

11.11

1

3

Долг и совесть.

18.11

1

4

Практический тренинг по содержательной линии

25.11

1

5

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по данному разделу.

2.12

1

Раздел 3. Экономическая сфера  – 6 часов

1

Экономика: понятие, роль в жизни общества

Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов.

Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация.

Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства.

9.12

1

2

Экономические системы

16.12

1

3

Экономический рынок

19.12

1

4

Практический тренинг «Семейный бюджет»

Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства.

13.01

1

5

Практический тренинг по содержательной линии

21.01

1

6

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

27.01

1

Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа

1

Девиантное поведение: предпосылки и причины.

Изучение понятий.

 

 

 

 

Уголовный Кодекс.

03.02

1

2

Регулирование отклоняющегося поведения Уголовным Кодексом РФ

10.02

1

3

Практический тренинг по содержательной линии

17.02

1

4

Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации

24.02

1

Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов

1

Правоотношения

Право, норма права, правоотношения, государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина.

Права подростка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность.

03.03

1

  2

Обязанности граждан

10.03

1

3

Права подростка и их защита

17.03

1

4

Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты

1

5

Решение ситуативных задач по содержательной части курса

1

Интеллект-карта как выходной продукт курса – 6 часов

1

Повторительно-обобщающий урок

Повторение, итоговый тест

1

2

Разработка индивидуальной интеллект-карты

Работа в программе, построение

2

3

Корректирование интеллект-карт

Внесение поправок

1

4

Публичное представление своей мыслительной карты

Представление и защита выходного продукта

2

                                                                                                        Итого:

17

17

Библиографический список:

                                        Школьные  учебные пособия:

1.     Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика.  9 кл.- М.Просвещение, 2013.

2.     Конституция Российской Федерации.

3.     Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.

4.     Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.

5.     Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.

6.     Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.

7.     Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.

8.     Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.

Психолого-педагогическая литература:

1.     Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубро­вина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.

2.     Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.

3.     Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции.М.: Де-По, 2012. 340с.

4.     Леонтъев А.Н. Психологические вопросы созна­тельности учения.–М., 1987.340с.

5.     Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.

Интернет-ресурсы

1.     Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме  основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант  контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИURL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)

2.     Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)

3.     Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)

4.     Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)

5.     Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//УчебникиURL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)

Техническое оснащение:

     1.mind.maps.app


 

Скачано с www.znanio.ru