Рабочая программа
по курсу «Практическое обществознание» 8 класс
на 2020/2021 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель истории и обществознания,
Соколова А.Г.
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 8 класса составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по обществознанию. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Актуальность разработки и создания программы обоснована ее ориентированностью на углубленное изучение курса обществознания основной средней школы, а также на начальную подготовку учеников к ОГЭ по обществознанию. Так как, в условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ГИА. ОГЭ по обществознанию относится к числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Занятия по подготовке к ОГЭ по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Включает в себя теоретическую и практическую часть: 17 часов теории и 17 часов практики.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
-работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
-критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
-анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
-решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности;
-построение интеллект-карты;
-совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию;
-работа с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).
Основные задачи курса:
1. Повторение тем, вызывающих наибольшие трудности; углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
2. Применение полученных знаний в практической подготовке;
3. Самостоятельный поиск информации, умение анализировать ее, интерпретировать, классифицировать и применять на практике;
4. Сравнение социальных объектов.
5. Развитие навыков построения интеллект-карты, которую в дальнейшем можно использовать для подготовки к ОГЭ по обществознанию.
6. Развитие навыков рефлексии своей деятельности через индивидуальную разработку чек-листа.
Формы организации занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы и методы обучения: лекции, практические занятия, дискуссии, эвристические беседы, работа с документами, самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, создание мини-сочинений, построение условно-графической наглядности, в частности, интеллект-карты.
Средства: схемы, таблицы, диаграммы, алгоритмы, опорные конспекты, решение ситуативных задач, тесты, интеллект-карты.
Формы и методы контроля образовательного результата.
-особенность занятий заключается в том, что он дает учащимся навыки практического овладения обществознания;
-он знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
-достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
-в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
-происходит сочетание установочных лекций с активными и творческими методами обучения;
-достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 классе по обществознанию;
-проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (чек-лист, интеллект-карта).
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания элективного курса по обществознанию, являются
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в обществе.
Адаптация программы для учеников с ОВЗ
Программа адаптирована для учеников с ОВЗ
Содержание курса:
Курс состоит из введения и 6 разделов, включающих в себя теорию и практику:
Введение (2 часа):
Знакомство учеников с основными структурными и содержательными характеристиками экзаменационной работы по обществознанию в форме ОГЭ. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Совместная разработка индивидуального чек-листа для подготовки к ОГЭ по обществознанию. Первичное знакомство с программой mind.maps.app (для построения интеллект-карты).
Раздел 1. «Личность и общество» (6 часов):
Биологическое и социальное в человеке. Человек и его ближайшее окружение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как динамичная система. Как стать личностью. Межличностные отношения (практический тренинг, решение ситуативных задач по теме).
Раздел 2. «Духовная сфера» (5 часов):
Понятие «Духовная культура». Личность и мораль, образование. Долг и совесть. Практический тренинг. Решение ситуативных задач по разделу.
Раздел 3. «Экономическая сфера» (6 часов):
Экономика: понятие, роль в жизни общества. Экономические системы. Потребности и ресурсы. Экономический рынок. «Семейный бюджет» -практический тренинг. Практический тренинг по содержательной линии. Решение практических задач.
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс (4 часа)
Девиантное поведение: предпосылки и причины. Регулирование отклоняющегося поведения уголовным кодексом. Практический тренинг по содержательной линии.
Раздел 5. Право в жизни подростка (5 часов)
Правоотношения. Обязанности граждан. Права подростка и их защита. Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты. Решение ситуативных задач по содержательной части курса.
Раздел 6. Интеллект-карта как выходной продукт курса (6 часов)
Повторительно-обобщающий урок по курсу. Разработка индивидуальной интеллект-карты. Корректирование интеллект-карт. Публичное представление своей мыслительной карты.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Основные вопросы |
Дата |
Количество часов |
|||
Теория |
Практика |
||||||
Введение – 2 часа |
|||||||
1 |
Основные требования к выпускникам и содержательные характеристики экзаменационной работы. Знакомство с программой mind.maps.app. |
Основные структурные и содержательные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА. Требования к уровню подготовки выпускников основной школы, определенные в государственном образовательном стандарте по обществознанию. Технические характеристики работы с программой. Основные моменты построения чек-листа. |
02.09 |
1 |
|||
2 |
Входной контроль |
Совместная разработка чек-листа и построения интеллект-карты. Индивидуальная работа с ИК. |
09.09 |
1 |
|||
Раздел 1. Личность и общество – 6 часов |
|||||||
1 |
Биологическое и социальное в человеке. |
Общественные отношения, виды общественных отношений, общество и природа, взаимосвязь общества и природы; основные сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная. Биологическое и социальное в человеке, личность, подросток, особенности подросткового возраста, качества личности; деятельность человека (игра, учение, труд), потребности, способности. Межличностные отношения, общение, группа, малая группа, групповая динамика, формы межличностных отношений, структура общения, виды и функции общения. Межличностные конфликты, виды конфликтов, фазы конфликтов, последствия конфликтов и способы решения. |
16.09 |
1 |
|||
2 |
Человек и его ближайшее окружение. |
23.09 |
1 |
||||
3 |
Жизненные ценности и ориентиры. |
30.09 |
1 |
||||
4 |
Общество как динамичная система. |
07.10 |
1 |
||||
5 |
Как стать личностью. Практический тренинг. |
14.10 |
1 |
||||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации на тему: «Межличностные отношения». |
21.10 |
1 |
||||
Раздел 2. Духовная сфера – 5 часов |
|||||||
1 |
Понятие «Духовная культура». |
Духовная культура, особенности, формы духовной культуры, наука, научные знания. Образование и его значимость, информационное общество, характерные черты ИО, основные тенденции в развитии образования, функции образования, пути получения образования. право на свободу совести, мораль, нравственность, гуманизм, патриотизм, гражданственность. |
28.10 |
1 |
|||
2 |
Личность и мораль. Образование. |
11.11 |
1 |
||||
3 |
Долг и совесть. |
18.11 |
1 |
||||
4 |
Практический тренинг по содержательной линии |
25.11 |
1 |
||||
5 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации по данному разделу. |
2.12 |
1 |
||||
Раздел 3. Экономическая сфера – 6 часов |
|||||||
1 |
Экономика: понятие, роль в жизни общества |
Экономика, роль экономики, производство, обмен, потребление, распределение, товары и услуги, ресурсы и потребность, ограниченность ресурсов. Экономические системы, типы ЭС, собственность, формы собственности, производство, производительность труда, разделение труди и специализация. Обмен, торговля, рынок, рыночный механизм, спрос, предложение, конкуренция, предпринимательство, формы предпринимательства. |
9.12 |
1 |
|||
2 |
Экономические системы |
16.12 |
1 |
||||
3 |
Экономический рынок |
19.12 |
1 |
||||
4 |
Практический тренинг «Семейный бюджет» |
Деньги, заработная плата, стимулирование труда, неравенство доходов, социальная поддержка, налоги, экономические функции государства. |
13.01 |
1 |
|||
5 |
Практический тренинг по содержательной линии |
21.01 |
1 |
||||
6 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации |
27.01 |
1 |
||||
Раздел 4. Отклоняющееся поведение и Уголовный Кодекс – 4 часа |
|||||||
1 |
Девиантное поведение: предпосылки и причины. |
Изучение понятий.
Уголовный Кодекс. |
03.02 |
1 |
|||
2 |
Регулирование отклоняющегося поведения Уголовным Кодексом РФ |
10.02 |
1 |
||||
3 |
Практический тренинг по содержательной линии |
17.02 |
1 |
||||
4 |
Решение ситуативных задач, восприятие текста и нахождение в нем необходимой информации |
24.02 |
1 |
||||
Раздел 5. Право в жизни подростка – 5 часов |
|||||||
1 |
Правоотношения |
Право, норма права, правоотношения, государственной власти, правоохранительные органы, обязанности гражданина. Права подростка и их защита, гражданские правоотношения, семейные правоотношения, трудовые правоотношения, административные правоотношения, уголовная ответственность. |
03.03 |
1 |
|||
2 |
Обязанности граждан |
10.03 |
1 |
||||
3 |
Права подростка и их защита |
17.03 |
1 |
||||
4 |
Практический тренинг по содержательной линии в виде построения интеллект-карты |
1 |
|||||
5 |
Решение ситуативных задач по содержательной части курса |
1 |
|||||
Интеллект-карта как выходной продукт курса – 6 часов |
|||||||
1 |
Повторительно-обобщающий урок |
Повторение, итоговый тест |
1 |
||||
2 |
Разработка индивидуальной интеллект-карты |
Работа в программе, построение |
2 |
||||
3 |
Корректирование интеллект-карт |
Внесение поправок |
1 |
||||
4 |
Публичное представление своей мыслительной карты |
Представление и защита выходного продукта |
2 |
||||
Итого: |
17 |
17 |
|||||
Библиографический список:
Школьные учебные пособия:
1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Человек. Право. Экономика. 9 кл.- М.Просвещение, 2013.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королева Г.В: обществознание. 9 класс. Учебник. ФГОС. М.:Академкнига /учебник.,2018.-208с.
4. Котова О. А., Лискова Т. Е. Обществознание: рабочая тетрадь. 9 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций.–М.: Просвещение, 2015. –76с.
5. Обществознание. 9 класс.: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электронном носителе/[Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев, Е.И.Жильцова и др.]; под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.].–М.: Просвещение.,2017. -207с.
6. Обществознание.9 класс. Учебник. 4 издание (ФГОС). Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Дрофа, 2019.–271с.
7. Обществознание: учебное пособие / под ред. Б.Н. Малькова и Р.В. Шагиевой.–М.:НОРМА-ИНФРА-М , 2016.–496с.
8. Черникин, П.А. Обществознание в вопросах и ответах: Учебное пособие / П.А. Черникин.–М.: Проспект, 2016.–322с.
Психолого-педагогическая литература:
1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Сост. И. В.Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин.–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–368с.
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1991.–280с.
3. Делия, В.Современные технологии и методики в системе инновационной педагогики: материалы международной конференции. –М.: Де-По, 2012. –340с.
4. Леонтъев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения.–М., 1987.–340с.
5. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.–450с.
Интернет-ресурсы
1. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2020 года по обществознанию.–Текст: электронный //ФИПИ–URL: [Электронный ресурс] URL:https://4ege.ru/up/v/demo-oge-2020/1obsh.pdf (режим доступа: свободный)
2. Почему я использую условно – графическую наглядность?–Текст: электронный//Педагогическое сообщество–URL: http://slovo.mosmetod.ru/ 2017/06/15/ (режим доступа: свободный)
3. Рособнадзор–Текст: электронный // ОГЭ И ЕГЭ 2019: отчёт Рособрнадзора–URL: https://zen.yandex.ru/media/egeobshchestvoznanie/ege-2019-otchet-rosob rnadzora-5d118a82b34feb00af5e0b1b (режим доступа: свободный)
4. Центр «Профессионал».–Текст: электронный//«Профессионал»–URL: https://infourok.ru/referat-primenenie-uslovnograficheskoy-naglyadnosti-na-urokah-obschestvoznaniya-3763928.html (режим доступа: свободный)
5. Структура, принципы построения и основные компоненты учебников обществознания–Текст: электронный//Учебники–URL:https://infourok.ru/ struktura-principi-postroeniya-i-osnovnie-komponenti-ucheb-----nikov-obschestvo znaniya-2074171.html (режим доступа: свободный)
Техническое оснащение:
1.mind.maps.app
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.