Приложение
к содержательному разделу
основной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом МБОУ СОШ № 19 от «30» августа 2016 № 124
Рабочая программа учебного курса
«Имею право» на 2019 – 2020 учебный год, 6 класс
|
Составитель: Ю.С. Щедловская, учитель истории и обществознания |
2019 г.
«Я подросток. Я имею право»
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Имею право» реализуется в рамках работы с одаренными детьми. Она является частью системы правового просвещения и формирования основ законопослушного поведения обучающихся и ориентирована на формирование гражданской идентичности, на формирование у обучающихся законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца.
Актуальность данной программы в том, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток должен быть осведомлен об основных правовых нормах. В связи с этим все большое значение приобретает уровень правовой культуры. Культуре нужно учиться с детства. Воспитание правосознания начинается с усвоения нравственных ценностей, норм в семье, школе, в духовном общении, в том числе и играх со сверстниками, товарищами и друзьями.
В настоящее время резко возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и интернациональное становление. Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные
ситуации. Кроме того, правовые знания нужны подросткам и родителям не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.
Одним из направлений государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан является развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных организациях общего образования различного вида и типа посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
Цель программы: Формирование правовой культуры, посредством ознакомления учащихся с их основными правами на основе нормативно-правовых документов международного, федерального, регионального, муниципального и гимназического уровней. Профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, с Конституцией РФ, другими важными законами нашего государства, с законами, принятыми в обществе.
2. Помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профориентации.
3. Формировать у учащихся умения, навыки и привычки правомерного поведения.
4. Помочь учащимся осознать себя как личность в системе общественных отношений.
5. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
Она рассчитана на 35 часов (1 ч. в неделю) для учеников 6 класса. Данный курс предполагает самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации (текстами, фото, иллюстрациями, интернет – ресурсами, документами, публицистикой, учебным текстом и др.).
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.
Формы организации занятий
Занятия проводятся группой. Работая в группах воспитанники учатся размышлять, задавать вопросы, делать собственные выводы, критически воспринимать разнообразную информацию, самостоятельно искать решение проблемы, получают навык устного выступления, умение оценить свою работу и работу одноклассников.
Основные формы и методы проведения занятий: беседа, сообщение, диалог, игра, практикум, викторина.
Формой контроля знаний и умений учащихся является использование творческих заданий (составление кроссвордов, ребусов, книжек – малышек о правах ребенка), участие в итоговом практикуме «Знатоки права».
В период изучения курса “Имею право” учащиеся знакомятся с основными документами, в которых отражены их права, приобретают навыки общения друг с другом, заботы друг о друге и о родителях с точки зрения уважения прав окружающих людей.
Каждое занятие способствует формированию у детей миролюбия, чувства свободы, которое является не вседозволенностью, а обязанностью по отношению к себе, к людям.
Все занятия по данному курсу моделируются на основе жизненных ситуаций. Это позволяет ставить школьников перед выбором действия, поступка. Они учатся находить верные решения, приходят к выводу о том, что надо знать и уметь, чтобы не нарушать права друг друга.
Планируемые результаты освоения учебного курса «Имею право»
Ожидаемые результаты:
· Знать содержание наиболее законодательных актов (или фрагментов из них), общие правила применения права, содержание прав и свобод человека, порядок приобретения и утраты гражданства РФ; правила, соблюдение которых способствует охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
· Иметь представление о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности; о месте гражданина России в осуществляющей системе экономических и политических отношений, регулируемых правом, об условиях и порядке участия в качестве субъектов правоотношений в экономической и политической жизни страны; о видах юридической ответственности граждан;
· Усвоить совокупность конкретных правил поведения в школе, на улице, в учреждениях культуры, на зрелищных мероприятиях, в местах отдыха, основанных на уважении к правам и свободам других граждан;
· Различать правомерное и неправомерное поведение, основание и порядок назначения наказаний; полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса.
· Уметь провести беседу с обучающимися младших классов по правам ребенка
Содержание внеурочного курса «Имею право»
I. Вводное занятие
II. «Мои свобода, права, ответственность»
Понятия «мое», «твое», «наше» и их значения.
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка. Защита прав ребенка.
Ответственность несовершеннолетних. Дисциплинированность. Игра «Права детей».
III. «Право».
Эпохи человеческого развития. Государство как особый институт общества, причины его возникновения. Признаки государства.
Возникновение права. Понятие и сущность права. Роль права в современном обществе.
Личные права и свободы человека. Конституция РФ. Органы государственной власти. Государственные символы России.
IV. «Человек. Личность. Гражданин»
Гражданско-правовое образование обучающихся. Активная гражданская позиция. Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. Права и обязанности граждан. Достоинство и честь человека.
V. «Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ»
Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. Права детей – забота государства. Ролевая игра «Мы – будущие избиратели».
VI. «Уголовный кодекс РФ»
Основы уголовного кодекса РФ. Правонарушения и преступления. Причины правонарушений. Формирование ответственности за поступки. Насилие и закон. Закон и правопорядок. Правопорядок и полиция. Защити свои права.
Тематическое планирование
№ п/п |
Наименование раздела, темы урока |
Количество часов |
1. |
Вводное занятие. |
1 |
«Мои свобода, права, ответственность» (6 ч.) |
||
2. |
Конвенция о правах ребенка. |
1 |
3. |
Конвенция о правах ребенка. |
1 |
4. |
Права ребенка. |
1 |
5. |
Защита прав ребенка. |
1 |
6. |
Ответственность несовершеннолетних. |
1 |
7. |
Игра «Права ребенка». |
1 |
«Право». (10 ч.) |
||
8. |
Государство как особый институт общества, причины его возникновения. |
1 |
9. |
Признаки государства. |
1 |
10. |
Понятие и сущность права. |
1 |
11. |
Роль права в современном обществе. |
1 |
12. |
Личные права и свободы человека. |
1 |
13. |
Конституция РФ. |
|
14. |
Практикум «Конституция РФ». |
1 |
15. |
Органы государственной власти. |
1 |
16. |
Органы государственной власти. |
1 |
17. |
Государственные символы России. |
1 |
«Человек. Личность. Гражданин». (5 ч.) |
||
18. |
Гражданско-правовое образование обучающихся. |
1 |
19. |
Активная гражданская позиция. |
1 |
20. |
Развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности. |
1 |
21. |
Права и обязанности граждан. |
|
22. |
Викторина «Достоинство и честь человека». |
1 |
«Семейный, трудовой, гражданский кодексы РФ». (13 ч.) |
||
23. |
Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. |
1 |
24. |
Основы трудового, семейного, гражданского кодексов РФ. |
1 |
25. |
Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. |
1 |
26. |
Нравственно-правовая культура, гражданская ответственность, культура прав и обязанностей взрослого и детей в семье. |
1 |
27. |
Ролевая игра «Мы – будущие избиратели». |
1 |
28. |
Основы уголовного кодекса РФ. |
1 |
29. |
Основы уголовного кодекса РФ. |
1 |
30. |
Правонарушения и преступления. |
1 |
31. |
Причины правонарушений. |
1 |
32. |
Формирование ответственности за поступки. |
1 |
33. |
Насилие и закон. Закон и правопорядок. |
1 |
34. |
Правопорядок и полиция. |
1 |
35. |
Итоговое занятие-практикум «Знатоки права» |
1 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.