Рабочая программа
внеурочной деятельности
"Как быть здоровым в наши дни"
Составлена МО учителей естественно - научного цикла
Согласно формулировке ВОЗ, «здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».
Здоровье человека отражает одну из наиболее чувствительных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом на физическое, духовное и социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.
Здоровье – это комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.
Выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
В государственной программе охраны здоровья людей большое место занимает охрана здоровья детей и подростков – будущего нашей страны. Это закономерно, т.к. фундамент здоровья взрослого человека закладывается именно в детском и подростковом возрасте. Неблагоприятные сдвиги в состоянии здоровья детского населения наносят стране большой социальный и экономический ущерб, нередко являясь причиной профессиональных ограничений к ряду массовых профессий большой народно-хозяйственной важности.
В последнее время состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков вызывает обоснованную тревогу. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, около 90 % детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Сохраняется высокий удельный вес острой заболеваемости, отмечается тенденция к росту заболеваемости по таким нозологическим формам, как ожирение, миопия, плоскостопие, нервно-психические расстройства и аллергические заболевания.
По данным института возрастной физиологии РАО, за последние 10 лет, число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств.
Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами. Увеличилось число убийств и самоубийств, совершенных школьниками.
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями жизни и, прежде всего условиями жизни в школе. Именно на годы обучения приходится период интенсивного развития организма ребенка.
Безусловно, ухудшение состояния здоровья школьников нельзя связывать только с негативным влиянием так называемых «школьных факторов». Но ученик в условиях школы находится довольно продолжительное время суток, поэтому школа должна стать здоровьесберегающей.
Сократ справедливо указывал, что здоровье – не все, но все без здоровья – ничто. Вместе с тем, становится очевидным, что усилиями только медиков, ориентированными лишь на лечение, не удастся справиться с обвалом патологий, которые обрушились на нынешнее поколение. Необходимы другие, принципиально новые подходы, но при сохранении всего лучшего, что накоплено в стране в области предупреждения и лечения заболеваний. По-видимому, это новое должно проистекать из необходимости приобщить самого человека к заботе о собственном здоровье, сделать его заинтересованным и активно борющимся за него.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить обучающегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки как основу учебной деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская деятельность обучающегося может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях, позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса - обучающихся, родителей, учителей.
Исследовательская деятельности сегодня очень актуальна. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в дальнейшем обучении школьников.
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы
Цель программы: создание условий для успешного освоения обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности.
Задачи программы:
формирование у учащихся культуры здорового образа жизни
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у обучающихся умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию принципов: непрерывности дополнительного образования; развития индивидуальности каждого ребенка; системность организации образовательной деятельности; поддержка одаренности детей.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернете, СМИ. Формы учебных занятий: уроки-тренинги, групповые исследования, игры-исследования, творческие проекты.
Планируемые результаты освоения учебного курса
«Как быть здоровым в наши дни»
Личностные:
Регулятивные:
Познавательные:
Коммуникативные:
Предметные результаты:
· выделять существенные признаки предметов;
· обобщать, делать несложные выводы;
· классифицировать явления, предметы;
· определять последовательность событий;
· давать определения тем или иным понятиям;
· выявлять закономерности и проводить аналогии;
· фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
В результате работы по программе курса обучающиеся узнают:
· основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
· понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
· основные источники информации;
· правила оформления списка использованной литературы;
· правила классификации и сравнения,
· способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
· источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета)
· правила сохранения информации, приемы запоминания.
Обучающиеся научатся:
· выделять объект исследования;
· разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
· выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
· анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, выделять главное, формулировать выводы, выявлять закономерности,
· работать в группе;
· работать с источниками информации, представлять информацию в различных видах, преобразовывать из одного вида в другой,
· пользоваться словарями, энциклопедиями и другими учебными пособиями;
· планировать и организовывать исследовательскую деятельность, представлять результаты своей деятельности в различных видах;
· работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами
Содержание программы
Содержание |
Виды внеурочной деятельности |
Формы организации внеурочной деятельности |
Введение (2 ч.) |
||
Что такое " метод проектов? " Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Из истории метода проектов. |
Познавательная деятельность |
Круглый стол |
Теоретическая часть (16 ч.) |
||
" Анатомия" учебного проекта (8 ч.) |
||
Что такое проблема?. Упражнение в выявлении проблемы и изменении собственной точки зрения. Игра «Посмотри на мир чужими глазами». Понятия: проблема, объект исследования. Основные требования к проекту. |
Познавательная деятельность, игровая деятельность |
Диспут, игра |
Структура учебного проекта Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
|
Познавательная деятельность, игровая деятельность |
Игра, опыт |
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся Вопрос. Виды вопросов. Ответ. Правила совместной работы в парах. Понятия: вопрос, ответ. |
Познавательная деятельность, проблемное общение |
Диспут |
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. Понятие о гипотезе. Её значение в исследовательской работе. Вопрос и ответ. Упражнения на обстоятельства и упражнения, предполагающие обратные действия. Игра «Найди причину" |
Познавательная деятельность, игровая деятельность |
Игра, круглый стол, тренинг |
Классификация проектов по продолжительности Информация. Источники информации. Библиотека. Работа с энциклопедиями и словарями. Беседа. Правила общения. |
Познавательная деятельность |
Работа с книгой, работа с электронным пособием |
Выбор темы исследования. Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования. |
Познавательная деятельность |
Поисковое исследование |
Цели и задачи исследования. Отличие цели от задач. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. |
Познавательная деятельность |
Поисковое исследование |
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности (8 ч.) |
||
Методы исследования. Мыслительные операции. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, выводы. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. |
Исследовательская деятельность |
Эксперимент, наблюдение, анкетирование. |
Сбор материала для исследования. Что такое исследовательский поиск. Исследовательская деятельность фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования |
Исследовательская деятельность, игровая деятельность |
Игра, круглый стол |
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Мыслительные операции, необходимые для учебно-исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, обобщение, суждения, умозаключения, выводы. Практическое занятие |
Познавательная деятельность, проблемное общение |
Поисковой исследование, диспут |
Обобщение полученных данных. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. |
Познавательная деятельность, проблемное общение |
Поисковой исследование, диспут |
Практическая часть (12 ч.) |
||
Планирование работы. Составление плана работы над проектами. Определение предмета и методов исследования в работе над проектом.
|
Проблемно- ценностное общение, социальное творчество |
Общественно- полезная практика |
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах.
|
Проблемно- ценностное общение, социальное творчество |
Общественно- полезная практика |
Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Каталог. Отбор литературы по теме исследования. Выбор необходимой литературы по теме проекта.
|
Познавательная деятельность |
Поисковые и научные исследования |
Работа с ноутбуками. Обобщение полученных данных. Оформление презентации. Работа на компьютере – структурирование материала, создание презентации. Выпуск брошюры. |
Познавательная деятельность |
Поисковые и научные исследования |
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся (4 ч.) |
||
Подготовка к защите. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово Эталон. Оценка. Самооценка. |
Проблемно- ценностное общение, социальное творчество |
Общественно- полезная практика |
Защита проектов. Анализ результатов и качества выполнения проекта. Оценка продвижения учащегося в рамках проекта и оценка продукта. Конференция. Выступления учащихся с презентацией лучших проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. |
Проблемно- ценностное общение, социальное творчество |
Общественно- полезная практика, круглый стол |
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
8 класс |
||
1 |
Введение |
2 часа |
2 |
Теоретическая часть " Анатомия" учебного проекта Этапы работы в рамках исследовательской деятельности |
16 часов:
8 часов 8 часов |
3 |
Практическая часть |
12 часов |
4 |
Мониторинг исследовательской деятельности обучающихся |
4 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Проекта " Как быть здоровым в наши дни"
Класс
№ урока |
Дата
|
Темы занятий |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности, используемые на занятии |
|
По плану |
По факту |
||||
Введение (2 ч.) |
|
||||
1
2 |
|
|
Что такое метод проектов? Из истории метода проектов |
1
1 |
Участие в беседе, формулирование вопросов, ответы на вопросы |
Теоретическая часть (16 ч.) |
|||||
2 "Анатомия учебного проекта" (8 ч.) |
|||||
3 |
|
|
Основные требования к проекту. |
1 |
Участие в беседе, формулирование вопросов. Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
|
4 |
|
|
Структура учебного проекта |
1 |
Умение составлять циклограмму проведения проекта любого типа. |
5 |
|
|
Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся |
1 |
Умения коллективного планирования. Умение проектировать процесс. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия. |
6
7
|
|
|
Классификация проектов по комплексности и характеру контактов. Классификация проектов по продолжительности
|
1
1 |
Работа в парах, участие в тренинге «Найди причину», участие в беседе Умения коллективного планирования. Умение проектировать процесс. Умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
|
8
9
10 |
|
|
Формы продуктов проектной деятельности Паспорт проектной работы. Оформление проектной папки. Виды презентаций проектов. Система оценки проектных работ.
|
1
1
1 |
Умение правильно выбрать форму продукта проектной деятельности
Оформление списка использованных электронных и бумажных источников.
|
Этапы работы в рамках исследовательской деятельности ( 8 ч.) |
|||||
11 |
|
|
Выбор темы исследования |
1 |
Изучение классификации тем. Осознание общих направлений исследований. Выработка правил выбора темы исследования. Выбора темы исследования |
12 |
|
|
Цели и задачи исследования |
1 |
Постановка цели и задач исследования. Умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний. |
13 14 |
|
|
Методы исследования. Мыслительные операции. |
2 |
Участие в наблюдении, анкетировании, эксперименте. Работа с таблицами, компьютером |
15 16 |
|
|
Сбор материала для исследования |
2 |
Учатся находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. |
17 |
|
|
Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы |
1 |
Анализируют свои действия, делают выводы. Работа в группах |
18 |
|
|
Обобщение полученных данных. |
1 |
Выполнение практических заданий по анализу, выделению главного, расположению материала в определенной последовательности. |
Практическая часть (12 ч.) |
|||||
19 20 |
|
|
Работа над проектами. Планирование работы |
2 |
Составление плана работы над проектом. Определение исследования в работе над проектом. Исследовательская работа в группах. |
21 22 23 |
|
|
Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. |
3 |
Составляют анкеты, опросы, проводят интервью в группах. |
24 25 26 |
|
|
Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Работа в библиотеке с каталогами. |
3 |
Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей. Умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле. |
27 28 29 30
|
|
|
Оформление презентации. |
4 |
Работа в компьютерном классе. Поиск информации в Интернете. Создание презентации |
Мониторинг исследовательской деятельности учащихся (4 часа) |
|||||
31 33 |
|
|
Подготовка к защите |
2 |
Навыки монологической речи. Умение уверенно держать себя во время выступления. Артистические умения. Умение использовать различные средства наглядности при выступлении. Умение отвечать на незапланированные вопросы. |
33 34 |
|
|
Защита проектов. |
2 |
Участие в конференции. Выступления обучающихся с презентацией своих проектов. Анализ проектно-исследовательской деятельности. |
Литература и интернет ресурсы
1. Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
Образец отзыва руководителя проекта.
ОТЗЫВ
на проект (вид и форма проекта) _______________________________________
___________________________________________________________________
Ф.И.О. учащегося ____________________________________________________
Класс _______ Детчинской средней общеобразовательной школы
На тему ____________________________________________________________
Текст отзыва __________________________________________
___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата _______ Руководитель (подпись) _________________
краткий отзыв руководителя, содержащий краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть также отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.