Рабочая программа внеурочной деятельности "Детям о войне"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Детям о войне"

Оценка 4.8
docx
22.05.2020
Рабочая программа внеурочной деятельности "Детям о войне"
rp_vd_detyam_o_voine.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

«ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»

 

5-6  классы

 

2018 - 2020 учебный год

(Срок реализации программы)

 

Дурновцева Светлана Анатольевна

(Ф. И. О. преподавателя, составившего рабочую программу)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Орджоникидзевское, республика Хакасия

Пояснительная записка

 

Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными  документами: 

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.

В программе внеурочной деятельности МБОУ "Орджоникидзевская СОШ" в концепции гражданско - патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

    На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

       Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

     Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Программа внеурочной деятельности «Детям о войне» для 5 – 6 класса относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

 

Новизна программы

    Отличительные особенности программы «Детям о войне», ее новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.

     Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин.

 

Актуальность программы

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.

     Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.

      Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

  Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

    Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

    Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.

 

Данная программа направлена на достижение следующих целей:

˗  возрождение национального самосознания;

˗  развитие личности воспитанника;

˗  сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;

˗  идей преемственности поколений и исторической памяти.

Задачи: 

Образовательные задачи:

˗  ознакомление с историей  малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах  земляков;

˗  овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.

 

Воспитательные задачи:

˗  развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;

˗  воспитание  учащихся  на примере  жизни  и  деятельности   земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

˗  воспитание  гордости  и  уважения  к  живущим  рядом  ветеранам  войны  и  труда;

˗  воспитание личности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;

 

Развивающие задачи:

˗  развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для самовыражения личности ребенка;

˗  развитие нравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;

˗  стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса  учащихся к краеведению;

˗  создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.

 

 

Общая характеристика

 

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.

     Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

     Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.

      Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

    Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.

     Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.

 

Описание места программы в плане внеурочной деятельности

 

Программа внеурочной деятельности по курсу «Детям о войне» рассчитана на 68 часов, 34 часа в год – 1 год обучения, 34 час – 2 год обучения.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в течение учебного года.

 

Основной формой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольном участке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

 

При проведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Детям о войне» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

 

Ожидаемые результаты.

Личностные результаты:

˗  осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;

˗  осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

˗  уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

˗  уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

˗   способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

 

Метапредметные результаты:

˗  способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

˗  умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

˗  освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).

˗  способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

˗  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);

˗  совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.

 

Предметные результаты:

˗  усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

˗  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;

˗  знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

˗  На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.

 

     Данная программа основывается на следующих принципах:

 

Природосообразности –деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

 Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие;

Культуросообразности - учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;

Коллективности – получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;

 Доступности и наглядности;

Целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);

Диалогичности – взаимного понимания, признания и принятия;

 Патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;

Поддержки самоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственного отношения к себе как гражданину Российской Федерации.

 

Содержание программы внеурочной деятельности

   

Название раздела. Основные темы

Кол-во часов

Содержание занятий

Когда-то была война… Вводное занятие

1

Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…»

Дети на войне.

Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага. Мои ровесники на фронте. Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях.

6

Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети  на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Партизанское и подпольное движение. «Рельсовая война». Дети в партизанском движении. Обсуждение темы.

 

Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу.

2

Дети, работающие за взрослых на заводах и в сельской местности. Ответственность. Обязанность. Тяжелая жизнь в тылу.

Страшное слово – концлагерь.

1

Освенцим. Дахау. Взрослые и дети в концлагерях. Воспоминания бывших узников концлагерей. Освобождение и память.

Проект – исследование: «Дети войны» в нашем селе

4

Работа с проектной группой «Дети войны»

Сбор информации о детях, рожденных до войны или в период войны. Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант.

Наш район во время войны. Труженики тыла

2

Работа с проектной группой «труженики тыла»

Сбор информации о тружениках тыла. Жизнь района в годы ВОВ

Показ презентации.

Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант.

Главные битвы войны.

5

Битва за Москву

Сталинградская битва

Битва на Курской дуге

«Десять Сталинских ударов»

Битва за Берлин

Рассказ учителя о главных битвах войны. Просмотры презентаций и отрывки из фильмов. Работа с документами. Создание рисунков о главных битвах войны. Написать сочинение «Как я брал Берлин».

Ленинградская блокада

1

Страшные голодные годы. Воспоминания «блокадников», «Дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни». Использование фотоматериалов, по возможности отрывки из фильмов. Обсуждаем.

Проект «Моя семья во время войны»

3

Сбор информации о жизни семьи во время войны. Мой прадедушка – ветеран войны. Обсуждение. Систематизирование информации. Перевод в электронный вариант.

Герой войны в нашей школе.

1

Рассказ о Марии Цукановой. Битва за Сейсин

 

Бессмертный полк. Они всегда рядом с нами.

2

Сбор информации об участниках войны. Музейные уроки

 

Награды Великой Отечественной.

1

Ордена и медали ВОВ. Характеристика. Информация о появлении. Составление альбома с иллюстрациями. Выставка работ.

 

Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны.

1

Мини-сочинение «Мое отношение к войне», «Спасибо Герою!». Проявление творческих способностей обучающихся. Рефлексия пройденного материала.

 

Культура во время войны. Военные песни.

2

Слушаем информацию по науке, искусству, литературе, кинематографу в годы ВОВ. Работа с документами. Учитель рассказывает о культуре в годы войны не только в СССР, но и в Германии. Любимые песни военных лет. Их история. Обсуждаем, сравниваем. Подводим итог.

Выставка проектов и рисунков на военные темы

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

2 год обучения

 

Название раздела. Основные темы

Кол-во часов

Содержание занятий

Раздел I

Введение в исследовательскую и проектную деятельность. (6 часов).

 

6

Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и  MS PowerPoint.

Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.

Раздел II.

Мои земляки – солдаты России

10

Сбор материалов об участниках боевых действий. Беседы о боевых действиях. Акция «Письмо солдату». Оформление проекта.

Раздел III.

Мои земляки – защитники Отечества в  годы ВОВ

17

Коренное население. Быт и культура. История боевых подвигов земляков. Сбор материалов о тружениках тыла. Изложение собранного материала. Великая Отечественная война и наш край, город (герои – земляки, помощь фронту, трудовые будни, подростки – участники войны).

 

 

        При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество занятий, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы занятия - повторения и резервные занятия.

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения

№ п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

Дата проведения

план

факт

1

Когда-то была война… Вводное занятие

1

 

 

2 - 3

Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага.

2

 

 

4 - 5

Пионеры герои. Мои ровесники на фронте.

2

 

 

6-7

Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях

2

 

 

8-9

Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу.

2

 

 

10

Страшное слово – концлагерь.

1

 

 

11-13

Проект – исследование: «Дети войны» в нашем селе

3

 

 

14

Защита проекта «Дети войны в нашем селе»

1

 

 

15-16

Наш район во время войны. Труженики тыла

2

 

 

17-21

Главные битвы войны.

5

 

 

22

Ленинградская блокада

1

 

 

23

Проект «Моя семья во время войны»

1

 

 

24-25

Работа над проектом «Моя семья во время войны»

2

 

 

26

Герой войны в нашей школе.

1

 

 

27

Бессмертный полк. Они всегда рядом с нами.

1

 

 

28

Защита проекта.

1

 

 

29-30

Награды Великой Отечественной.

2

 

 

31

Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны.

1

 

 

32-33

Культура во время войны. Военные песни.

2

 

 

34

Выставка проектов и рисунков на военные темы

1

 

 

 

 

Календарно – тематическое планирование 2-й год обучения

 

№ п/п

Тема учебного занятия

Всего часов

дата проведения

план

факт

Введение в исследовательскую и проектную деятельность (6 часов)

1

Цели и задачи работы курса на предстоящий год

1

 

 

2

Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MSWord и  MSPowerPoint

1

 

 

3

Исследовательская работа

1

 

 

4

Организация занятий, формы и методы исследовательской работы.

1

 

 

5

Знания, умения и навыки, необходимые в исследова-тельской работе

1

 

 

6

Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов.

1

 

 

Проект «Мои земляки – солдаты России» (10 часов)

7

Обсуждение темы проекта. Разделение обязанностей.

1

 

 

8

Сбор материалов для проекта.

1

 

 

9

Экскурсия. Сбор материалов для реализации проекта.

1

 

 

10

Участники - земляки боевых действий в горячих точках.

1

 

 

11

Анализ книг и справочной литературы.

1

 

 

12

Интервьюирование родственников и участников боевых действий.

1

 

 

13

Этап работы над проектом.

1

 

 

14

Индивидуальная работа над проектом.

1

 

 

15

Групповая работа над проектом.

1

 

 

16

 Презентация проекта.

1

 

 

Проект «Мои земляки – защитники Отечества в  годы ВОВ» (17 часов)

17

Посещение мемориала памяти ВОВ.

1

 

 

18

Обсуждение темы проекта.

1

 

 

19

Вступительная беседа о Великой Отечественной Войне.

1

 

 

20

Начальный этап работы над проектом. Разделение обязанностей.

1

 

 

21

Сбор материалов для реализации проекта.

1

 

 

22

Интервьюирование родственников участников ВОВ.

1

 

 

23

Беседа с тружениками тыла.

1

 

 

24

Этап обработки собранного материала

1

 

 

25

Этап обработки собранного материала

1

 

 

26

Мои земляки – фронтовики, оставшиеся на полях сражений

1

 

 

27

Мои земляки – фронтовики, вернувшиеся с войны.

1

 

 

28

Легенды о войне

1

 

 

29

Великая Отечественная война в биографии моей семьи

1

 

 

30

Индивидуальная работа над проектом.

1

 

 

31

Групповая работа над проектом.

1

 

 

32

Заключительный этап работы над проектом.

1

 

 

33

Презентация проекта.

1

 

 

34

Итоговое занятие. Обсуждение проектов в рамках внеурочной деятельности «Мои земляки в истории России»

1

 

 

 

Предполагаемый результат

Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной Войне;

Закрепление навыка составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ;

Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;

Закрепление навыков продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти»;

Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла;  бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (ордена, медали, грамоты и др.).

Участие в социальных, патриотических проектах, посвященных 70-ю Великой Победы, создание презентаций о Городах – Героях, Пионерах-Героях. Участие в акции «Бессмертный батальон».

Продукт проектной деятельности

«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной Войны. В книге также приведены краткие исторические справки о ВОВ и событиях, в которых участвовали авторы воспоминаний. В ней также есть разделы: «Участники ВОВ», «Труженики тыла», «Они шли дорогой жизни…» посвященная жертвам блокадного Ленинграда, «Дети войны», «Взрослые не по годам» о малолетних героях войны.

Список литературы

 

1.                      Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.

2.                      Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

3.                      Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.

4.                      Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.

5.                      Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010



Литература для учащихся

1.                      Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. –  478 с.

2.                      Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.

3.                      Алексеев, С. П. Рассказы  о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага). 
Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С. Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.

4.                      Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев;  худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.

5.                      Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. –  509 с. - (К 50-летию Великой Победы).

6.                      Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).

7.                      Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние :  повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ;  вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).

8.                      Бакланов, Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
зы / Г. Я. Бакланов. - М. : Моск. рабочий, 1995. - 491 с.

9.                      Баруздин,  С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск : Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).

10.                  Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. –  63 с.

11.                  Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата : Жальн, 1991. – 381 с. –  Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?

12.                  Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).

13.                  Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.

14.                  Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. –  429 с. – (Стражи побережья. Граница).

15.                  Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).

16.                  Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).

17.                  Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф. Воронкова ; худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. –  223 с. 

18.                  Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993. –  431 с.

19.                  Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.  

20.                  Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет. лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).

21.                  Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет. лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).

22.                  Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях /  А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. –  446 с. : ил.

23.                  Митяев, А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. : Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

24.                  Некрасов, В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был, 
Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол. гвардия, 1991. -  415 с. - (Библиотека юношества).

25.                  Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ; худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит.,   1991. –  240 с.

26.                  Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. : Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти  тигра ; Предела нет.

27.                  Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. -  (Отрочество. Серия книг для подростков).

28.                  Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож.  С. Острова. – Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.

29.                  Погодин,  Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов. писатель, 1990. –  413 с.

30.                  Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).

31.                  Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. -  М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).

32.                  Семяновский, Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ; рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил. 
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский . - М. : Вагриус, 2004. – 191 с.

33.                  Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).

34.                  Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).

35.                  Чернявский, М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.

36.                  Шолохов, М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. - (Б-ка отечественной классической  художественной литературы).
В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок» и др.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»

Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению

Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению

Задачи: Образовательные задачи: ˗ ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; ˗ овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками…

Задачи: Образовательные задачи: ˗ ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков; ˗ овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками…

Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается…

Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается…

Ожидаемые результаты. Личностные результаты: ˗ осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к…

Ожидаемые результаты. Личностные результаты: ˗ осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к…

Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное…

Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное…

Наш район во время войны. Труженики тыла 2

Наш район во время войны. Труженики тыла 2

Содержание программы 2 год обучения

Содержание программы 2 год обучения

Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения № п/п

Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения № п/п

Календарно – тематическое планирование 2-й год обучения № п/п

Календарно – тематическое планирование 2-й год обучения № п/п

Групповая работа над проектом. 1 32

Групповая работа над проектом. 1 32

Литература для учащихся 1.

Литература для учащихся 1.

Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести /

Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2020