Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Орджоникидзевская средняя общеобразовательная школа»
|
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ДЕТЯМ О ВОЙНЕ»
5-6 классы
2018 - 2020 учебный год
(Срок реализации программы)
Дурновцева Светлана Анатольевна
(Ф. И. О. преподавателя, составившего рабочую программу)
с. Орджоникидзевское, республика Хакасия
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
В программе внеурочной деятельности МБОУ "Орджоникидзевская СОШ" в концепции гражданско - патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Программа внеурочной деятельности «Детям о войне» для 5 – 6 класса относится к духовно-нравственному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Новизна программы
Отличительные особенности программы «Детям о войне», ее новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.
Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин.
Актуальность программы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.
Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.
Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну.
Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Думаю, что данная программа поможет привить детям чувство патриотизма, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться к природе своей Родины и ценить памятники культуры.
Данная программа направлена на достижение следующих целей:
˗ возрождение национального самосознания;
˗ развитие личности воспитанника;
˗ сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей;
˗ идей преемственности поколений и исторической памяти.
Задачи:
Образовательные задачи:
˗ ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;
˗ овладение начальными навыками исследовательской работы; овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
˗ развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю;
˗ воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;
˗ воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;
˗ воспитание личности ребёнка знающего, уважающего историю и традиции своего народа;
Развивающие задачи:
˗ развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей для самовыражения личности ребенка;
˗ развитие нравственного, эстетического, физического потенциала личности ребенка;
˗ стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению;
˗ создавать условия для формирования классного коллектива и развития личности в нём.
Общая характеристика
Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.
Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.
Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления способствует воспитанию чувства патриотизма. Данный вид деятельности позволяет детям познакомиться и усвоить нормы бережного отношения к истории, культуре, природе родного края. Без любви к своей малой Родине не может быть любви к своей стране.
Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной деятельности духовно-нравственного направления учащихся основной ступени общего образования. Реализация программы происходит в течение одного учебного года.
Описание места программы в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по курсу «Детям о войне» рассчитана на 68 часов, 34 часа в год – 1 год обучения, 34 час – 2 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в течение учебного года.
Основной формой работы с учащимися является индивидуальные или групповые занятия. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее, на пришкольном участке, в парке. Духовно-нравственная деятельность включает проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
При проведении занятий по внеурочной деятельности появляется возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Детям о войне» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.
Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
˗ осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре;
˗ осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
˗ уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
˗ уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
˗ способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
˗ способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
˗ умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
˗ освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры т.д.).
˗ способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
˗ приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе);
˗ совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.
Предметные результаты:
˗ усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
˗ владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования;
˗ знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
˗ На протяжении учебного года учащиеся собирают материал о родственниках, участвовавших в ВОВ, о тружениках тыла, партизанах.
Данная программа основывается на следующих принципах:
Природосообразности –деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
Возрастосообразности – учет возрастных особенностей учащихся основной школы, поскольку на каждом возрастном этапе перед человеком встает ряд специфических задач, от решения которых зависит его личностное развитие;
Культуросообразности - учет общечеловеческих ценностей, ценностей и норм национальной культуры;
Коллективности – получение опыта жизни в обществе, опыта взаимодействия с окружающими;
Доступности и наглядности;
Целенаправленности и последовательности (от простого к сложному);
Диалогичности – взаимного понимания, признания и принятия;
Патриотической направленности – обеспечение идентификации себя с Россией, ее культурой;
Поддержки самоопределения воспитанника – формирование осмысленного и ответственного отношения к себе как гражданину Российской Федерации.
Содержание программы внеурочной деятельности
Название раздела. Основные темы |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Когда-то была война… Вводное занятие |
1 |
Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…» |
Дети на войне. Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага. Мои ровесники на фронте. Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях. |
6 |
Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Партизанское и подпольное движение. «Рельсовая война». Дети в партизанском движении. Обсуждение темы.
|
Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу. |
2 |
Дети, работающие за взрослых на заводах и в сельской местности. Ответственность. Обязанность. Тяжелая жизнь в тылу. |
Страшное слово – концлагерь. |
1 |
Освенцим. Дахау. Взрослые и дети в концлагерях. Воспоминания бывших узников концлагерей. Освобождение и память. |
Проект – исследование: «Дети войны» в нашем селе |
4 |
Работа с проектной группой «Дети войны» Сбор информации о детях, рожденных до войны или в период войны. Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант. |
Наш район во время войны. Труженики тыла |
2 |
Работа с проектной группой «труженики тыла» Сбор информации о тружениках тыла. Жизнь района в годы ВОВ Показ презентации. Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант. |
Главные битвы войны. |
5 |
Битва за Москву Сталинградская битва Битва на Курской дуге «Десять Сталинских ударов» Битва за Берлин Рассказ учителя о главных битвах войны. Просмотры презентаций и отрывки из фильмов. Работа с документами. Создание рисунков о главных битвах войны. Написать сочинение «Как я брал Берлин». |
Ленинградская блокада |
1 |
Страшные голодные годы. Воспоминания «блокадников», «Дневник Тани Савичевой», «Дорога жизни». Использование фотоматериалов, по возможности отрывки из фильмов. Обсуждаем. |
Проект «Моя семья во время войны» |
3 |
Сбор информации о жизни семьи во время войны. Мой прадедушка – ветеран войны. Обсуждение. Систематизирование информации. Перевод в электронный вариант. |
Герой войны в нашей школе. |
1 |
Рассказ о Марии Цукановой. Битва за Сейсин
|
Бессмертный полк. Они всегда рядом с нами. |
2 |
Сбор информации об участниках войны. Музейные уроки
|
Награды Великой Отечественной. |
1 |
Ордена и медали ВОВ. Характеристика. Информация о появлении. Составление альбома с иллюстрациями. Выставка работ.
|
Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны. |
1 |
Мини-сочинение «Мое отношение к войне», «Спасибо Герою!». Проявление творческих способностей обучающихся. Рефлексия пройденного материала.
|
Культура во время войны. Военные песни. |
2 |
Слушаем информацию по науке, искусству, литературе, кинематографу в годы ВОВ. Работа с документами. Учитель рассказывает о культуре в годы войны не только в СССР, но и в Германии. Любимые песни военных лет. Их история. Обсуждаем, сравниваем. Подводим итог. |
Выставка проектов и рисунков на военные темы |
1 |
|
Содержание программы
2 год обучения
Название раздела. Основные темы |
Кол-во часов |
Содержание занятий |
Раздел I. Введение в исследовательскую и проектную деятельность. (6 часов).
|
6 |
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MS Word и MS PowerPoint. Исследовательская работа. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Проектная работа. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов. |
Раздел II. Мои земляки – солдаты России |
10 |
Сбор материалов об участниках боевых действий. Беседы о боевых действиях. Акция «Письмо солдату». Оформление проекта. |
Раздел III. Мои земляки – защитники Отечества в годы ВОВ |
17 |
Коренное население. Быт и культура. История боевых подвигов земляков. Сбор материалов о тружениках тыла. Изложение собранного материала. Великая Отечественная война и наш край, город (герои – земляки, помощь фронту, трудовые будни, подростки – участники войны). |
При прохождении программы возможны риски: актированные дни (низкий температурный режим-ноябрь, январь, февраль), карантин (повышенный уровень заболеваемости - ноябрь, декабрь, январь), ЕМД (октябрь, февраль), Дни здоровья (один раз в четверть), поэтому возможны сокращения часов по темам, которые не будут вызывать затруднений у учащихся и могут быть изучены за меньшее количество занятий, чем это предусмотрено программой, могут быть использованы занятия - повторения и резервные занятия.
Календарно-тематическое планирование 1-й год обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Дата проведения |
|
план |
факт |
|||
1 |
Когда-то была война… Вводное занятие |
1 |
|
|
2 - 3 |
Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага. |
2 |
|
|
4 - 5 |
Пионеры герои. Мои ровесники на фронте. |
2 |
|
|
6-7 |
Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях |
2 |
|
|
8-9 |
Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу. |
2 |
|
|
10 |
Страшное слово – концлагерь. |
1 |
|
|
11-13 |
Проект – исследование: «Дети войны» в нашем селе |
3 |
|
|
14 |
Защита проекта «Дети войны в нашем селе» |
1 |
|
|
15-16 |
Наш район во время войны. Труженики тыла |
2 |
|
|
17-21 |
Главные битвы войны. |
5 |
|
|
22 |
Ленинградская блокада |
1 |
|
|
23 |
Проект «Моя семья во время войны» |
1 |
|
|
24-25 |
Работа над проектом «Моя семья во время войны» |
2 |
|
|
26 |
Герой войны в нашей школе. |
1 |
|
|
27 |
Бессмертный полк. Они всегда рядом с нами. |
1 |
|
|
28 |
Защита проекта. |
1 |
|
|
29-30 |
Награды Великой Отечественной. |
2 |
|
|
31 |
Скажи «Спасибо» герою!» - конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны. |
1 |
|
|
32-33 |
Культура во время войны. Военные песни. |
2 |
|
|
34 |
Выставка проектов и рисунков на военные темы |
1 |
|
|
Календарно – тематическое планирование 2-й год обучения
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
дата проведения |
|
план |
факт |
|||
Введение в исследовательскую и проектную деятельность (6 часов) |
||||
1 |
Цели и задачи работы курса на предстоящий год |
1 |
|
|
2 |
Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор MSWord и MSPowerPoint |
1 |
|
|
3 |
Исследовательская работа |
1 |
|
|
4 |
Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. |
1 |
|
|
5 |
Знания, умения и навыки, необходимые в исследова-тельской работе |
1 |
|
|
6 |
Обсуждение выбранной темы для исследования и создания проектов. |
1 |
|
|
Проект «Мои земляки – солдаты России» (10 часов) |
||||
7 |
Обсуждение темы проекта. Разделение обязанностей. |
1 |
|
|
8 |
Сбор материалов для проекта. |
1 |
|
|
9 |
Экскурсия. Сбор материалов для реализации проекта. |
1 |
|
|
10 |
Участники - земляки боевых действий в горячих точках. |
1 |
|
|
11 |
Анализ книг и справочной литературы. |
1 |
|
|
12 |
Интервьюирование родственников и участников боевых действий. |
1 |
|
|
13 |
Этап работы над проектом. |
1 |
|
|
14 |
Индивидуальная работа над проектом. |
1 |
|
|
15 |
Групповая работа над проектом. |
1 |
|
|
16 |
Презентация проекта. |
1 |
|
|
Проект «Мои земляки – защитники Отечества в годы ВОВ» (17 часов) |
||||
17 |
Посещение мемориала памяти ВОВ. |
1 |
|
|
18 |
Обсуждение темы проекта. |
1 |
|
|
19 |
Вступительная беседа о Великой Отечественной Войне. |
1 |
|
|
20 |
Начальный этап работы над проектом. Разделение обязанностей. |
1 |
|
|
21 |
Сбор материалов для реализации проекта. |
1 |
|
|
22 |
Интервьюирование родственников участников ВОВ. |
1 |
|
|
23 |
Беседа с тружениками тыла. |
1 |
|
|
24 |
Этап обработки собранного материала |
1 |
|
|
25 |
Этап обработки собранного материала |
1 |
|
|
26 |
Мои земляки – фронтовики, оставшиеся на полях сражений |
1 |
|
|
27 |
Мои земляки – фронтовики, вернувшиеся с войны. |
1 |
|
|
28 |
Легенды о войне |
1 |
|
|
29 |
Великая Отечественная война в биографии моей семьи |
1 |
|
|
30 |
Индивидуальная работа над проектом. |
1 |
|
|
31 |
Групповая работа над проектом. |
1 |
|
|
32 |
Заключительный этап работы над проектом. |
1 |
|
|
33 |
Презентация проекта. |
1 |
|
|
34 |
Итоговое занятие. Обсуждение проектов в рамках внеурочной деятельности «Мои земляки в истории России» |
1 |
|
|
Предполагаемый результат
Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной Войне;
Закрепление навыка составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ;
Усвоение алгоритма создания проекта: постановка цели, поиск различных средств достижения цели, анализ полученных результатов;
Закрепление навыков продуктивной деятельности при изготовлении открыток, составлении и оформлении «Книги памяти»;
Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла; бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (ордена, медали, грамоты и др.).
Участие в социальных, патриотических проектах, посвященных 70-ю Великой Победы, создание презентаций о Городах – Героях, Пионерах-Героях. Участие в акции «Бессмертный батальон».
Продукт проектной деятельности
«Книга Памяти» с рассказами детей о прадедушках и прабабушках в годы Великой Отечественной Войны. В книге также приведены краткие исторические справки о ВОВ и событиях, в которых участвовали авторы воспоминаний. В ней также есть разделы: «Участники ВОВ», «Труженики тыла», «Они шли дорогой жизни…» посвященная жертвам блокадного Ленинграда, «Дети войны», «Взрослые не по годам» о малолетних героях войны.
Список литературы
1. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
3. Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва, 2010.
4. Токаренко Е., Ермолина Н. «С чего начинается Родина…», азбука юного гражданина, 2001.
5. Андреев М.С. «Живая память. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. Города-герои», Москва, 2010
Литература для учащихся
1. Алексеев, М. Н. Мой Сталинград : Мой Сталинград ; Наследники ; Дивизионка ; Биография моего блокнота / М. Н. Алексеев. – М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 1995. – 478 с.
2. Алексеев, С. П. Исторические повести о русских победах / С. П. Алексеев. – М. : Современник : Просвет, 1995. - 320 с.
3.
Алексеев,
С. П. Рассказы о великой московской битве / С. П. Алексеев ; ил. В.
В. Юдина. - М. : Дрофа, 2003. - 120 с. : ил. - (Честь и отвага).
Алексиевич, С. У войны не женское лицо : [для ст. шк. возр.] / С.
Алексиевич. - М. : Пальмира, 2004. – 317 с. : ил.
4. Ананьев, А. А. Танки идут ромбом ; Версты любви : романы / А. А. Ананьев; худож. В. Голубев. – М. : Голос, 1995. – 557 с.
5. Анненков, Ю. Л. Флаг миноносца / Ю. Л. Анненков. – М. : Диамант, 1995. – 509 с. - (К 50-летию Великой Победы).
6. Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / В. П. Астафьев. – М. : Вече, 1994. – 507 с. – (Военный роман).
7. Бакланов, Г. Я. Навеки - девятнадцатилетние : повесть : [для ст. шк. возр.] / Г. Я. Бакланов ; вступ. ст. В. Кондратьева ; ил. Ю. Федина. - М. : Дет. лит., 2003. – 206 с. : ил. – (Школьная б-ка).
8.
Бакланов,
Г. Я. Я не был убит на войне : роман, повести, расска-
зы / Г. Я. Бакланов. - М. : Моск. рабочий, 1995. - 491 с.
9. Баруздин, С. А. Повторение пройденного : роман / С. А. Баруздин ; худож. Ю. Пучинский. – Минск : Юнацтва, 1990. – 169 с. – (Школьная б-ка).
10. Бернард, Я. И. Дети батальона : рассказы, стихи / Я. И. Бернард ; худож. Е. Корватская. – М. : Дет. лит., 1991. – 63 с.
11. Беспризывники : повести-воспоминания / худож. Е. Тлеулиев. – Алма-Ата : Жальн, 1991. – 381 с. – Содерж. : Запорожец А. В двенадцать мальчишеских лет; Иванов В. Мое военное детство; Олейников А. В неволе; Абилов Н. Где ты, Леня?
12. Богомолов, В. О. Иван ; Зося : повести / рис. О. Верейского, А. Веркау. – М. : Дет. лит., 2001. – 191 с. : ил. – (Школьная б-ка).
13. Быков, В. Волчья стая : повести / В. Быков ; пер. с белорус. – М. : Дружба народов, 1995. – 318 с.
14. Васильев, А. С. Умереть, чтобы жить : невыдуманные истории / А. С. Васильев. – М. : Граница, 1994. – 429 с. – (Стражи побережья. Граница).
15. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2-х т. Т. 1,2 - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 512 с. - (Б-ка отечественной классической художественной литературы).
16. Воробьёв, К. Д. Убиты под Москвой : повести и рассказы / К. Д. Воробьёв; худож. А. Тамбовкин. – М. : Дет. лит., 2003. – 286 с. : ил. – (Школьная б-ка).
17. Воронкова, Л. Ф. Девочка из города ; Гуси-лебеди : повести [для мл. возр.] / Л. Ф. Воронкова ; худож. В. Гальдяев. – М. : Дет. лит., 1991. – 223 с.
18. Герман, Ю. Дорогой мой человек : роман / Ю. Герман. – М. : РИПОЛ, 1993. – 431 с.
19. Кассиль, Л. А. Дорогие мои мальчишки : повесть / Л. А. Кассиль. – Дет. лит., 1990. - 141с.
20. Катаев, В. П. Сын полка : повесть / В. П. Катаев ; худож. И. Гринштейн. – М. : Дет. лит, 2001. – 235 с. : ил. – (Школьная б-ка).
21. Кондратьев, В. Л. Сашка ; Отпуск по ранению : повести / В. Кондратьев ; худож. Б. Страхов. – М. : Дет. лит, 2001. – 287 с. : ил. - (Школьная б-ка).
22. Лиханов, А. А. Русские мальчики : роман в повестях / А. А. Лиханов ; худож. С. Остров. – М. : Дом, 1995. – 446 с. : ил.
23.
Митяев,
А. В. Шестой - неполный : рассказы / А. В. Митяев ; ил. В. Юдина. - М. :
Дрофа, 2002. - 144 с. : ил. - (Честь и отвага).
В книгу вошли рассказы известного детского писателя о героизме русских солдат в
годы Великой Отечественной войны.
24.
Некрасов,
В. В окопах Сталинграда / В. Некрасов. Где ты был,
Адам? / Г. Белль ; пер. с нем. В. Португалова. - М. : Мол. гвардия, 1991.
- 415 с. - (Библиотека юношества).
25. Пайтык, А. Мальчишки военных лет ; Наши гости : повести / А. Пайтык ; пер. с турк. Т. Лихоталь ; худож. А. Грашин. - М. : Дет. лит., 1991. – 240 с.
26. Платов, Л. Д. Когти тигра : повести / Л. Д. Платов. - М. : Апостл, 1995. – 431 с. - (Совершенно секретно). - Содерж. : Бухта Потаенная ; Когти тигра ; Предела нет.
27. Платонов, А. П. Песчаная учительница : рассказы / А. П. Платонов ; худож. В. Ю. Михайлов. - М. : Современник, 1990. - 60 с. - (Отрочество. Серия книг для подростков).
28. Погодин, Р. П. Где леший живет? : рассказы / Р. П. Погодин ; худож. С. Острова. – Л. : Дет. лит. Ленингр. отд-ние, 1990. – 208 с. : ил.
29. Погодин, Р. П. Я догоню вас на небесах : повесть, рассказы / Р. П. Погодин ; худож. Л. Коломейцев. - Л. : Сов. писатель, 1990. – 413 с.
30. Приставкин, А. И. Ночевала тучка золотая [повесть] / А. И. Приставкин. – М. : АСТ : Олимп, 2002. – 269 с. : ил. - (Школьная хрестоматия).
31. Свиридов, Г. И. Последний раунд ; Вовка – сын командира ; Охотники за алмазами / Г. И. Свиридов. - М. : Печатное дело, 1995. - 525с. : ил. - (Библиотека приключений).
32.
Семяновский,
Ф. М. Повесть о фронтовом детстве [для мл. возр.] / Ф. М. Семяновский ;
рис. В. Юдина. - М. : Новая школа, 1995. – 142 с. : ил.
Твардовский, А. Т. Василий Тёркин : книга про бойца / А. Т. Твардовский .
- М. : Вагриус, 2004. – 191 с.
33. Тихомиров, О. Н. В ту пору суровую в Киеве… [для мл возр.] / О. Н. Тихомиров – Новосибирск : Кн. изд-во, 1990. – 146 с. – (Красный галстук).
34. Туричин, И. А. Сердце солдата : повесть. Рассказы [для мл возр.] / И. А. Туричин ; рис. В. Хвостова. – Л. : Дет. лит., 1990. – 204 с. \Час мужества, 1941-1945 : избранные произведения о Великой Отечественной войне / сост. И. Н. Баженова, Л. Н. Лысова. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 702 с. – (Круг чтения : Школьная программа).
35. Чернявский, М. Огненная баллада [для мл. возр.] / М. Чернявский ; пер. с белорус И. Мазнина ; худож. В. Голатенко. – М. : Дет. лит., 1990. – 30 с.
36.
Шолохов,
М. А. Рассказы / М. А. Шолохов. - М. : Дрофа : Вече, 2002. - 320 с. -
(Б-ка отечественной классической художественной литературы).
В книгу включены рассказы М. А. Шолохова, в том числе «Наука ненависти»,
«Судьба человека», «Нахалёнок» и др.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.