Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса "Загадки русского языка"
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса "Загадки русского языка"

Оценка 4.8
doc
15.08.2024
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса "Загадки русского языка"
Загадки русского языка, 8 кл.doc

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса составлена на основе:

1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);

2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

3. Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леплейская СОШ»;

4. Учебного плана МБОУ «Леплейская СОШ».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель и задачи программы

Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
1) углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
2) пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
3) развитие творчества и обогащение словарного запаса;
4) совершенствование общего языкового развития учащихся;
5) совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
6) воспитание культуры обращения с книгой;
воспитания любви и уважения к родному языку;
7) развитие смекалки и сообразительности;
8) приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
9) развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

-          эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-          эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

-          чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

-          любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-          интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

-          интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-          интерес к изучению языка;

-          осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

-          повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;

-          развитие интеллектуального потенциала школьников;

-          повышение уровня речевой грамотности обучающихся;

-          развитие личности восьмиклассников.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

-          самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-          составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-          работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-          в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;

-           осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

-          пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности;

-          Познавательные УУД:

-          перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-          пользоваться словарями, справочниками;

-          осуществлять анализ и синтез;

-          устанавливать причинно-следственные связи;

-          строить рассуждения;

-          участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;

-           заинтересованность в развитии своих творческих способностей.

Коммуникативные УУД:

-          адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

-          высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-          слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-          договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Содержание программы

Модуль 1. (6ч)

Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра - конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».

Модуль 2.От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении. (3ч)

Из чего состоит предложение.

Как правильно обратиться к окружающим?

Конструируем предложения: простые и сложные.

Модуль 3. Интересный мир звуков и букв. (3ч)

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Звуковые повторы в речи.

Ох уж эта интонация!

Модуль 4. Лексическое богатство русского языка. (2ч)

Словарный состав русского языка.

Особенность употребления слова в художественном тексте.

Модуль 5. Загадки русского словообразования. (5ч)

Исторические изменения в структуре слова.

Морфемный состав слова.

Морфемные способы словообразования.

Неморфемные способы словообразования.

Выразительные средства словообразования.

Модуль 6. Секреты морфологии. (3ч)

Самостоятельные и служебные части речи.

В художественной галерее: самостоятельные части речи.

В мире служебных частей речи.

Модуль 7. Орфографические особенности текста. (11ч)

Ох уж эта орфография!

Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).

Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи).

Правила и исключения из правил (Разные виды приставок).

Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи).

Дружба не и ни с разными частями речи.

Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?

В мире словарей.

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

Итоговое занятие. Аукцион знаний. (2ч)



Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Дата (по плану)

Дата (фактически)

Тема занятия

Кол-во часов

Виды работ

УУД

1

 

 

Модуль 1. Что мы знаем о русском языке. (6 ч) Высказывания великих людей о русском языке.

1

Творческое задание, викторина.

Личностные результаты: эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные УУД: - пользоваться словарями, справочниками.

 Коммуникативные УУД :- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить рассуждения.

2

 

 

Работа с различными толковыми словарями,  с историей появления новых слов в русском языке.

1

Наблюдения, сравнение.

 

3

 

 

Лексикография. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте

1

Викторина

4

 

 

Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов.

1

Работа с теоретическим материалом.

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

5

 

 

«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях  Осеевой В.

1

Работа с текстами

6

 

 

Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета.

1

Работа с фразеологическим словарем

7

 

 

Модуль 2.

От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении.

Из чего состоит предложение.

1

Работа с текстами, творческое задание

Личностные результаты: чувство прекрасного - стремление к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать.

8

 

 

Как правильно обратиться к окружающим?

1

Анализ предложенных текстов, творческая работа

9

 

 

Конструируем предложения: простые и сложные.

1

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

10

 

 

Модуль 3. Интересный мир звуков и букв.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

Работа с теоретическим материалом.

 

11

 

 

Звуковые повторы в речи.

1

Работа с теоретическим материалом.

 

12

 

 

Ох уж эта интонация!

1

Работа с текстами, творческое задание

13

 

 

Модуль 4. Лексическое богатство русского языка.

Словарный состав русского языка.

1

Творческое задание

Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать.

Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию.

14

 

 

Особенность употребления слова в художественном тексте.

1

Работа с текстами, творческое задание

15

 

 

Модуль 5. Загадки русского словообразова-ния.

Исторические изменения в структуре слова.

1

Работа с теоретическим материалом.

 

Личностные результаты: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию.

16

 

 

Морфемный состав слова.

1

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

17

 

 

Морфемные способы словообразования.

1

Работа с текстами

18

 

 

Неморфемные способы словообразования.

1

Работа с текстами

19

 

 

Выразительные средства словообразования.

1

Работа с текстами

20

 

 

Модуль 6. Секреты морфологии.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Творческое задание

Личностные: – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: - умение адекватно оценивать свои знания.

Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.

21

 

 

В художественной галерее: самостоятельные части речи.

1

Работа с текстами

22

 

 

В мире служебных частей речи.

1

Работа с текстами

23

 

 

Модуль 7. Орфографичес-кие особенности текста.

Ох уж эта орфография!

1

Работа с текстами, викторина

Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать.

Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию.

24

 

 

Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).

 

Работа с теоретическим материалом.

 

25

 

 

Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи).

1

Работа с теоретическим материалом.

 

26

 

 

Правила и исключения из правил (Разные виды приставок).

1

Работа с теоретическим материалом.

 

27

 

 

Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи).

1

Работа с теоретическим материалом.

 

28

 

 

Дружба не и ни с разными частями речи.

1

Работа с теоретическим материалом.

 

29

 

 

Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?

1

Работа с теоретическим материалом.

 

30

 

 

В мире словарей.

 

Работа со словарями

31

 

 

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.

1

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

32

 

 

Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.

1

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

33

 

 

Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.

1

Анализ предложенных работ, исправление ошибок

34-35

 

 

Итоговое занятие. Аукцион знаний. 

2

Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний». 

 


Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса составлена на основе: 1

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса составлена на основе: 1

Цель и задачи программы Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в…

Цель и задачи программы Цель – обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в…

Планируемые результаты Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим…

Планируемые результаты Личностные результаты: - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим…

Интернета; - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др

Интернета; - пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др

Содержание программы Модуль 1

Содержание программы Модуль 1

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил

Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса "Загадки русского языка"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса "Загадки русского языка"

Календарно - тематическое планирование № п/п

Календарно - тематическое планирование № п/п

Работа с теоретическим материалом

Работа с теоретическим материалом

Из чего состоит предложение.1Работа с текстами, творческое задание

Из чего состоит предложение.1Работа с текстами, творческое задание

Словарный состав русского языка

Словарный состав русского языка

Работа с текстами 19

Работа с текстами 19

Познавательные УУД : - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах…

Познавательные УУД : - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах…

В мире словарей.

В мире словарей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2024