Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности для 8-го класса составлена на основе:
1. Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
3. Образовательной программы основного общего образования МБОУ «Леплейская СОШ»;
4. Учебного плана МБОУ «Леплейская СОШ».
Цель и задачи программы
Цель
– обогащение активного и потенциального словарного запаса; совершенствование
способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого
общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Задачи:
1) углубление знаний, умений, навыков по лексике русского языка;
2) пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
3) развитие творчества и обогащение словарного запаса;
4) совершенствование общего языкового развития учащихся;
5) совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
6) воспитание культуры обращения с книгой;
воспитания любви и уважения к родному языку;
7) развитие смекалки и сообразительности;
8) приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
9) развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
- эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
- повышение познавательного интереса к учебному предмету «Русский язык»;
- развитие интеллектуального потенциала школьников;
- повышение уровня речевой грамотности обучающихся;
-
развитие
личности восьмиклассников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
-
пользоваться
различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов,
антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную
информацию в различных видах деятельности;
- Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- участие школьников в классных и школьных олимпиадах и внеклассных мероприятиях по русскому языку, конкурсах, викторинах;
-
заинтересованность
в развитии своих творческих способностей.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Содержание программы
Модуль 1. (6ч)
Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.
Лексикография – наука о составлении словарей. Как
найти слово? Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке,
речи, грамоте.
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. Игра
- конкурс «Кто больше?».
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в
произведениях Осеевой В. «Васек Трубачев и его товарищи», «Динка».
Модуль 2.От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении. (3ч)
Из чего состоит предложение.
Как правильно обратиться к окружающим?
Конструируем предложения: простые и сложные.
Модуль 3. Интересный мир звуков и букв. (3ч)
Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.
Звуковые повторы в речи.
Ох уж эта интонация!
Модуль 4. Лексическое богатство русского языка. (2ч)
Словарный состав русского языка.
Особенность употребления слова в художественном тексте.
Модуль 5. Загадки русского словообразования. (5ч)
Исторические изменения в структуре слова.
Морфемный состав слова.
Морфемные способы словообразования.
Неморфемные способы словообразования.
Выразительные средства словообразования.
Модуль 6. Секреты морфологии. (3ч)
Самостоятельные и служебные части речи.
В художественной галерее: самостоятельные части речи.
В мире служебных частей речи.
Модуль 7. Орфографические особенности текста. (11ч)
Ох уж эта орфография!
Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова).
Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи).
Правила и исключения из правил (Разные виды приставок).
Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи).
Дружба не и ни с разными частями речи.
Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно?
В мире словарей.
Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил.
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады.
Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды.
Итоговое занятие. Аукцион знаний. (2ч)
Календарно - тематическое планирование
№ п/п |
Дата (по плану) |
Дата (фактически) |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Виды работ |
УУД |
1 |
|
|
Модуль 1. Что мы знаем о русском языке. (6 ч) Высказывания великих людей о русском языке. |
1 |
Творческое задание, викторина. |
Личностные результаты: эмоциональность - умение управлять своими эмоциями, чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, интерес к изучению языка. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать тему и цели занятия; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные УУД: - пользоваться словарями, справочниками. Коммуникативные УУД :- высказывать и обосновывать свою точку зрения; - строить рассуждения. |
2 |
|
|
Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке. |
1 |
Наблюдения, сравнение.
|
|
3 |
|
|
Лексикография. Конкурс – аукцион на лучшего знатока пословиц и поговорок о языке, речи, грамоте |
1 |
Викторина |
|
4 |
|
|
Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексических неологизмов. |
1 |
Работа с теоретическим материалом. Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
5 |
|
|
«Крылатые выражения» и «афоризмы». Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях Осеевой В. |
1 |
Работа с текстами |
|
6 |
|
|
Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы с именем собственным. Фразеологизмы со значением цвета. |
1 |
Работа с фразеологическим словарем |
|
7 |
|
|
Модуль 2. От простого к сложному: все, что мы знаем о словосочетании и предложении. Из чего состоит предложение. |
1 |
Работа с текстами, творческое задание |
Личностные результаты: чувство прекрасного - стремление к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД: - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - владеть монологической и диалогической формами речи;- высказывать и обосновывать свою точку зрения и быть готовым её корректировать. |
8 |
|
|
Как правильно обратиться к окружающим? |
1 |
Анализ предложенных текстов, творческая работа |
|
9 |
|
|
Конструируем предложения: простые и сложные. |
1 |
Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
10 |
|
|
Модуль 3. Интересный мир звуков и букв. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова. |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
11 |
|
|
Звуковые повторы в речи. |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
12 |
|
|
Ох уж эта интонация! |
1 |
Работа с текстами, творческое задание |
|
13 |
|
|
Модуль 4. Лексическое богатство русского языка. Словарный состав русского языка. |
1 |
Творческое задание |
Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
14 |
|
|
Особенность употребления слова в художественном тексте. |
1 |
Работа с текстами, творческое задание |
|
15 |
|
|
Модуль 5. Загадки русского словообразова-ния. Исторические изменения в структуре слова. |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
Личностные результаты: - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; Коммуникативные УУД: - строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
16 |
|
|
Морфемный состав слова. |
1 |
Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
17 |
|
|
Морфемные способы словообразования. |
1 |
Работа с текстами |
|
18 |
|
|
Неморфемные способы словообразования. |
1 |
Работа с текстами |
|
19 |
|
|
Выразительные средства словообразования. |
1 |
Работа с текстами |
|
20 |
|
|
Модуль 6. Секреты морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. |
1 |
Творческое задание |
Личностные: – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: - умение адекватно оценивать свои знания. Познавательные УУД: - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. |
21 |
|
|
В художественной галерее: самостоятельные части речи. |
1 |
Работа с текстами |
|
22 |
|
|
В мире служебных частей речи. |
1 |
Работа с текстами |
|
23 |
|
|
Модуль 7. Орфографичес-кие особенности текста. Ох уж эта орфография! |
1 |
Работа с текстами, викторина |
Личностные результаты: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные УУД: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы; - устанавливать причинноследственные связи в изучаемых орфограммах и пунктограммах; - проводить сравнение, аналогии, обобщать. Коммуникативные УУД: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач; -строить монологическое высказывание; - формулировать собственное мнение и позицию. |
24 |
|
|
Правила и исключения из правил (Гласные в корне слова). |
|
Работа с теоретическим материалом.
|
|
25 |
|
|
Правила и исключения из правил (Окончания разных частей речи). |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
26 |
|
|
Правила и исключения из правил (Разные виды приставок). |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
27 |
|
|
Правила и исключения из правил (Н и НН в суффиксах разных частей речи). |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
28 |
|
|
Дружба не и ни с разными частями речи. |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
29 |
|
|
Предлоги, союзы, частицы. Как писать: слитно или раздельно? |
1 |
Работа с теоретическим материалом.
|
|
30 |
|
|
В мире словарей. |
|
Работа со словарями |
|
31 |
|
|
Создание лингвистических сказок на основе орфографических правил. |
1 |
Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
32 |
|
|
Решение филологических задач. Логогрифы. Шарады. |
1 |
Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
33 |
|
|
Метаграммы. Анаграммы. Лингвистические загадки. Лингвистические кроссворды. |
1 |
Анализ предложенных работ, исправление ошибок |
|
34-35 |
|
|
Итоговое занятие. Аукцион знаний. |
2 |
Проведение мониторинга в форме «Аукциона знаний». |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.