Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ясиновская средняя общеобразовательная школа
имени 30-й гвардейской Иркутско-Пинской дивизии
Рассмотрена и принята педагогическим советом (протокол № 1от 28.08.2020) |
Утверждена приказом по школе от 31.08.2020 №149-ОД Директор школы ______________Максимова О.Н.
|
Программа
внеурочной деятельности в рамках ФГОС
«Экологический калейдоскоп»
Направление: спортивно-оздоровительное
Возраст обучающихся 15-16 лет Срок реализации - 1 год.
Разработчик: Хор-Оглы Светлана Федоровна
|
х.Новая Надежда
2020
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Экологический калейдоскоп» разработана на основе:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (с последующими изменениями);
- авторской программы по экологии для 8 – 11 классов авторов Е.А. Криксунова,
В.В. Пасечника (Экология. 8-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2011).
Данная программа составлена на 33 часа (из расчёта 1 час в неделю).
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
· -знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
· -формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
· -сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
· -формирование личностных представлений о целостности природы,
· -формирование толерантности и миролюбия;
· освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,
· -формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-иследовательской, творческой и других видах деятельности;
· -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей,
· -формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
Обучающийся получит возможность для формирования:
· -Устойчивой познавательной мотивации учения;
· -Внимательности, настойчивости, целеустремленности;
· -Осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
· -Навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты изучения курса «Основы экологической культуры» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающий научится:
· Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
· Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
· Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Обучающийся получит возможность научиться:
· В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
· Преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
· Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
· Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
· Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
· Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
· Вычитывать все уровни текстовой информации.
· Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Обучающийся получит возможность обучиться:
· Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
· Записывать, фиксировать, информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
Коммуникативные УУД:
· Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Обучающийся получит возможность научиться:
· Учитывать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственных;
· Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
· Обучающий получит возможность научиться:
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Человек в биосфере.
История отношений человека и природы. Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития.
2. Влияние живой природы на здоровье человека.
Значение степной зоны в природе и жизни человека. Ядовитые представители флоры и фауны Ростовской области. Влияние ландшафта на здоровье человека.
3. Химическое загрязнение среды и здоровье человека.
Правовые и экономические аспекты природопользования. Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов.
Экологический мониторинг.
Современное состояние природной среды. Охрана природы – глобальная проблема человечества. Проектное задание «Страна, в которой мне хотелось бы жить».
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений.
Экологические катастрофы. Акция «Береги свою степь». Оформление знаков экологической безопасности их установка в нашем селе.
4. Система «человек–общество–природа».
Изменение естественных условий в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы человечества. Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность.
Влияние на здоровье людей достижений цивилизации (транспорт, производство).
Образ жизни – фактор здоровья. Здоровье духовное и нравственное.
Нитраты, пестициды и заболевания человека. Экологические проблемы.
Организация и проведение акция в начальной школе «Написание учениками школы писем зимующим птицам, занесённым в Красную книгу Ростовской области».
Конкурс «Красота спасёт мир» (наряды из экоматериала).
5. Ресурсосбережение.
Природные ресурсы. Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны Ростовской области. Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни.
Проектное задание «Час экологии и энергосбережения».
6. Взаимоотношения человека с окружающей средой.
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях.
Практикум по применению экологических знаний в разных сферах деятельности.
7. Мониторинг школьной среды. Практикумы.
Источники загрязнения воздуха в селе. Мониторинг загрязнения воздуха школы выхлопными газами. Мониторинг степени запылённости воздуха в школе. Мониторинг степени озеленения кабинетов школы. Мониторинг количества мусора. Оформление презентации по итогам мониторинга. Выступление с итогами мониторинга на школьной линейке.
8. Экологические проблемы и пути их решения.
Основные принципы устойчивого развития
человечества и природы. Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. Проблемы загрязнения природной среды и пути их решения. Итоговое занятие: «Моя профессия – Игра – Агитация - Друг природы».
Форма организации: групповая, индивидуальная, практическая работа, эксперимент, творческая работа, самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ |
|
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
|
Человек в биосфере. |
2 |
1 |
02.09. 2020 |
История отношений человека и природы. |
1 |
2 |
09.09 |
Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития. |
1 |
|
|
Влияние живой природы на здоровье человека.
|
2 |
3 |
16.09 |
Значение степной зоны в природе и жизни человека. |
1 |
4 |
23.09 |
Влияние ландшафта на здоровье человека. |
1 |
|
|
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. |
11 |
5 |
30.09 |
Правовые и экономические аспекты природопользования. |
1 |
6 |
07.10 |
Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания. |
1 |
7 |
14.10 |
Физическое, химическое и биологическое загрязнение окружающей среды. |
1 |
8 |
21.10 |
Опасность отходов для окружающей среды. Основные принципы утилизации отходов. |
1 |
9 |
11.11 |
Экологический мониторинг. |
1 |
10 |
18.11 |
Современное состояние природной среды. |
1 |
11 |
25.11 |
Охрана природы – глобальная проблема человечества. |
1 |
12 |
02.12 |
Проектное задание «Страна, в которой мне хотелось бы жить». |
1 |
13 |
09.12 |
Загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Эффективные меры защиты окружающей среды от загрязнений. |
1 |
14 |
16.12 |
Экологические катастрофы. |
1 |
15 |
23.12 |
Акция «Береги свою степь». |
1 |
|
|
Система «человек–общество–природа». |
9 |
16 |
13.01 2021 |
Изменение естественных условий в окружающей среде. |
1 |
17 |
20.01 |
Глобальные экологические проблемы человечества. |
1 |
18 |
27.01 |
Проблема голода и переедание. Разумные потребности потребления продуктов и товаров. |
1 |
19 |
03.02 |
Продуктовая корзина. Продовольственная безопасность. |
1 |
20 |
10.02 |
Влияние на здоровье людей достижений цивилизации (транспорт, производство). |
1 |
21 |
17.02 |
Образ жизни – фактор здоровья. Здоровье духовное и нравственное. |
1 |
22 |
24.02 |
Нитраты, пестициды и заболевания человека. |
1 |
23 |
03.03 |
Млекопитающие. Экологические проблемы. |
1 |
24 |
10.03 |
Конкурс «Красота спасёт мир» (предметы быта из экоматериала). |
1 |
|
|
Ресурсосбережение. |
5 |
25 |
17.03 |
Природные ресурсы Ростовской области. |
1 |
26 |
31.03 |
Особо охраняемые природные территории и рекреационные зоны Ростовской области. |
1 |
27 |
04.04 |
Экологические риски при добыче и использовании природных ресурсов. |
1 |
28 |
14.04 |
Культура использования энергии и ресурсосбережение в повседневной жизни. |
1 |
29 |
21.04 |
Проектное задание «Час экологии и энергосбережения». |
1 |
|
|
Взаимоотношения человека с окружающей средой. |
2 |
30 |
28.04 |
Практикум по применению экологических знаний в жизненных ситуациях. |
1 |
31 |
05.05 |
Практикум по применению экологических знаний в разных сферах деятельности. |
1 |
|
|
Экологические проблемы и пути их решения. |
1 |
32 |
12.05 |
Основные принципы устойчивого развития человечества и природы. Проблема глобального влияния человечества на планету. Изменение климата. |
1 |
33 |
19.05 |
Итоговое занятие: «Моя профессия – Игра – Агитация - Друг природы». |
1 |
|
|
Всего |
33 |
Рассмотрена на ШМО учителей
(протокол № 1 от 28. 08. 2020)
Руководитель ШМО учителей
__________________________
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
____________ Гордиенко С.В.
Дата: 28. 08. 2020
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.