В 1547 году Иван Васильевич стал самодержавным государем, период боярского правления закончился. В 1549 году царь повелел собрать в Москве Земский собор - собрание представителей всех русских земель. Он выступил с обвинениями бояр в злоупотреблениях в период его малолетства, обещал охранять население от произвола бояр и местных властей.
для публикации и-7 реформы Избранной рады - копия.docx
Тема урока: « Реформы Избранной рады».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: изучить содержание реформ Избранной рады и определить их значение для завершения централизации страны и укрепления ее
международного авторитета.
Ход урока.
І этап. Мотивация к учебной деятельности –
ІІ этап. Проверка и актуализация знаний– 10 минут. Вопр. 13 стр. 47
1.Когда родился Иван Грозный (1530) и когда умер его отец Василий ІІІ (1533)?
2. Как решался в это время вопрос о престолонаследовании?
3. Какие реформы провела мать Ивана ІV Елена Глинская и в чем их значение?
4.Каким было детство Ивана І V и как происходящие в это время события повлияли на характер и
поведение будущего царя?
5.В каком возрасте он заявил о намерении венчаться на царство, и какое это имело значение?
6. Когда и где состоялось венчание, какое это имело значение? /стр.44/
«Правление Ивана Грозного». (Линия времени прикреплена). Проговариваются даты – (Рождение
Ивана1530, Смерть его отца Василия IІI1533, детство царя1533 – 1547, венчание на царство1547 гг).
ІІІ этап. Изучение нового материала
Учитель говорит о том, что это важный период правления Ивана ІV, хотя по хронологии он
занимает небольшой промежуток времени (по разным источникам 1549 1551 годы или 1549 1556
годы).
Цель применения ленты времени: показать, что за короткий промежуток времени были
осуществлены важные для самого Ивана ІV и всей страны реформы. Этого настоятельно требовала
сложившаяся ситуация.
Затем учитель просит учащихся вспомнить, какие события подтолкнули молодого царя к
реформам.
Учащиеся говорят о долгой борьбе между боярскими родами, взяточничестве, беззакониях,
ухудшении положения широких слоев населения, о пожаре в Москве летом 1549 года. Затем о
последовавшим за этим восстанием, а затем о восстаниях в других городах.
Учитель предлагает сделать обобщение учащимся : В 1547 году Иван Васильевич стал
самодержавным государем, период боярского правления закончился. Стало ясно, что страна
нуждается в преобразованиях, направленных на ликвидацию последствий боярского правления и
укрепляющих центральную власть.
Далее учитель рассказывает о приближенных к Ивану людях: дворянине Алексее Адашеве,
священнике Сильвестре, митрополите Макарии, полководце Андрее Курбском. Они и вошли в
Избранную раду. Царь и рада понимали, что реформы будут успешны лишь при поддержке широких
слоев населения.
П.6 В 1549 году царь повелел собрать в Москве Земский собор – собрание представителей всех
русских земель. Он выступил с обвинением бояр в злоупотреблениях в период его малолетства,
обещал охранять население от произвола бояр и местных властей. Это, с одной стороны, стало для
реформаторов обоснованием крупных перемен в стране, а с другой стороны, царь заручился
поддержкой простых людей.
– 1550 год. Учитель говорит о принятии Судебника, который увеличивал размер пожилого при
переходе крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день, вводил наказания за взятки,
ограничивал права наместников и наделял Боярскую думу правом высшего законодательного органа
при царе.
Задание классу (самостоятельная работа с учебником, стр.197): Какую роль в жизни страны
играли приказы?
Учащиеся отвечают, что каждый приказ ведал определенными государственными делами, т.е. они
были органами центрального управления страной.
– 1551 год – Стоглавый собор. В нем участвовал Иван ІV, руководил митрополит Макарий.
Учитель подчеркивает взаимодействие церкви и государя и отмечает, что собор привел к
единообразию церковные обряды, разработал правила поведения для духовенства.
П.7 – 1550 год – начало военной реформы. Она была завершена к 1556 году. Задание классу (стр. 46): Назовите цель реформы и ее результаты.
Учащиеся говорят об ограничении местничества на время военных действий, о создании избранной
тысячи – ядра поместного ополчения, подчиненного царю, о создании стрелецких полков, их
вооружении.
Учитель просит учащихся запомнить, что в 1552 году был составлен список Государева двора
из 4 тысяч человек, из числа которого назначались высшие военные и государственные чины. В 1556
году было принято «Уложение о службе», определявшее точные нормы обязательной службы в
царском войске.
Задание классу (стр. 46): В чем значение принятия «Уложения о службе»?
Учащиеся отмечают, что оно во многом уравняло права вотчинников и помещиков – дворян (при
наличии времени можно спросить, кого называли вотчинниками, а кого дворянами). Теперь все
землевладельцы были обязаны нести государеву военную службу, а те, кто не являлся на военные
смотры или на службу, подвергались телесным наказаниям и у них отбирали поместья и вотчины.
Ответ можно проверить, обратившись к линии времени и «кликнув» на описание.
Кроме того по ходу изучения событий просматриваются изображение стрельцов и конного воина.
(стр.46) Учащимся формулируется вопрос: Как были вооружены и обмундированы стрельцы и
конные воины? Учащиеся быстро отвечают на вопрос (наглядность говорит за себя).
Далее идет работа с документом.– Английский посол Д.Флетчер о стрельцах. При желании его
можно скачать из интернета.
Вопрос: Чем занималось стрелецкое войско?
Активно отвечают, что 2000 стрельцов было при царе: Из них 250 постоянно сторожат дворец и
царскую опочивальню (по ночам), еще 250 караулят во дворе и около казначейства. 5000 стрельцов в
Москве, прочие размещены в укрепленных городах, где остаются до тех пор, пока их не отправят в
поход. (Можно сослаться на фильм «Иван Васильевич меняет профессию»).
П.8 – 1556 год – реформа местного управления.
Вопрос к классу: Что такое местничество и кормления?
Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и
должностей предков.
Кормления – система содержания должностных лиц за счет местного населения.
Учитель обращает внимание на то, что эта реформа проводилась позднее, когда укоренилась
система приказов. Она упразднила систему кормлений и наместнического управления.
Строим схему органов местного управления. (самостоятельная работа)
Уезды – губные старосты;
Городской посад, черносошное крестьянство – земские старосты;
Города – городовые приказчики.
Установлена единица налогообложения соха, и размер взымаемых с неё повинностей тягло.
IV этап. – Рефлексия – 4 минуты.
Еще раз обращаемся к линии времени и к записям в тетрадях.
Что нового вы узнали на уроке?
Какую цель ставили перед собой?
Как вы достигали поставленную цель?
С какими затруднениями вы встретились на уроке?
Как вы выходили из затруднений?
Учитель просит перечислить реформы Избранной рады и сделать вывод об их значении.
Дети в выводе говорят о том, что реформы укрепили центральную и местную власть, упрочили
связь церкви и царя. Усилили армию.
Учитель дополняет, они, действительно были направлены на централизацию страны. Реформаторы пытались достичь согласия между интересами государства и интересами населения,
но это не всегда удавалось.
V этап. – Домашнее задание – Параграф 6, пункты 5,6,7,8. Вопросы на стр. 4748. Знать даты
проведения реформ, понятия: земский собор, приказы, централизованное государство.
АНГЛИЙСКИЙ ПОСОЛ Д. ФЛЕТЧЕР О СТРЕЛЬЦАХ. 1589 г.
Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами.
Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000
(называемые стремянными стрельцами) при самой его особе… Прочие размещены в укрепленных городах,
где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по
семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Стрельцы, составляющие пехоту, не
носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала не
такой, как у солдатского ружья, но гладкий и прямой (несколько похожий на ствол охотничьего ружья);
отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжел, хотя стреляют из него очень небольшою
пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из
русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере
распространения владений… Постоянных телохранителей его (царя.– Ред.) составляют 2000 стрельцов,
стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажженными фитилями и другими нужными снарядами. Они
не входят во дворец и сторожат во дворе, где живет царь… Стрельцы… сторожат дворец царский или
опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь; другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и
около казначейства…
АНГЛИЙСКИЙ ПОСОЛ Д. ФЛЕТЧЕР О СТРЕЛЬЦАХ. 1589 г.
Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами.
Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000
(называемые стремянными стрельцами) при самой его особе… Прочие размещены в укрепленных городах,
где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по
семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Стрельцы, составляющие пехоту, не
носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала не
такой, как у солдатского ружья, но гладкий и прямой (несколько похожий на ствол охотничьего ружья);
отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжел, хотя стреляют из него очень небольшою
пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из
русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере
распространения владений… Постоянных телохранителей его (царя.– Ред.) составляют 2000 стрельцов,
стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажженными фитилями и другими нужными снарядами. Они
не входят во дворец и сторожат во дворе, где живет царь… Стрельцы… сторожат дворец царский или
опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь; другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и
около казначейства…
АНГЛИЙСКИЙ ПОСОЛ Д. ФЛЕТЧЕР О СТРЕЛЬЦАХ. 1589 г.
Пехоты, получающей постоянное жалованье, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы ни имел пребывание царь, и 2000
(называемые стремянными стрельцами) при самой его особе… Прочие размещены в укрепленных городах,
где остаются до тех пор, пока не понадобится отправить их в поход. Каждый из них получает жалованья по
семи рублей в год, сверх двенадцати мер ржи и столько же овса… Стрельцы, составляющие пехоту, не
носят никакого оружия, кроме самопала в руке, бердыша на спине и меча с боку. Ствол их самопала не
такой, как у солдатского ружья, но гладкий и прямой (несколько похожий на ствол охотничьего ружья);
отделка ложа очень груба и неискусна, и самопал весьма тяжел, хотя стреляют из него очень небольшою
пулею… В Сибири… построено несколько крепостей и поставлены гарнизоны около шести тысяч солдат, из
русских и поляков, которые царь усиливает, отправляя туда новые партии для населения, по мере
распространения владений… Постоянных телохранителей его (царя.– Ред.) составляют 2000 стрельцов,
стоящие день и ночь с заряженными ружьями, зажженными фитилями и другими нужными снарядами. Они
не входят во дворец и сторожат во дворе, где живет царь… Стрельцы… сторожат дворец царский или
опочивальню по двести пятидесяти человек в ночь; другие двести пятьдесят человек караулят на дворе и
около казначейства…
Реформы Избранной рады
Реформы Избранной рады
Реформы Избранной рады
Реформы Избранной рады
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.