Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию
Оценка 5

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Оценка 5
Домашняя работа +2
docx
история +1
7 кл—10 кл
18.02.2018
Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию
В моей работе предложен опыт активизации деятельности учащихся, который может представлять интерес для учителей, готовых к осуществлению творческого подхода в обучении, выйти за рамки программного материала, создать условия, при которых ученики получат мотивацию активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
эссе1.docx
ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию Бешлиян Анна Александровна, учитель истории и обществознания муниципального бюджетного общеобразовательного                                              учреждения Чалтырской средней  общеобразовательной                                                 школы №3 Мясниковского района  Ростовской  области 1. Краткая аннотация. В   моей   работе   предложен   опыт   активизации   деятельности   учащихся, который может представлять интерес для учителей, готовых к осуществлению творческого   подхода   в   обучении,   выйти   за   рамки   программного   материала, создать условия, при которых ученики получат  мотивацию активно, творчески работать   и   на   уроке,   и   дома,   воспитать   человека   –   деятеля,   способного   на основе знаний решать жизненные проблемы. 2. Введение. Современный   образовательный   процесс   предполагает   развитие   у обучающихся   творческих   способностей.   Как   решать   эту   задачу,   когда   объем необходимых человеку знаний все возрастает, а школьники не умеют работать с книгой,   учебником,   историческим   источником,   картой;   не   умеют   построить монологическую   речь,   использовать   предметные   термины   при   рассказе;   не умеют   сравнивать,   устанавливать   причинно­следственные   связи,   вычленять главное, обобщать материал, выражать свое мнение, формулировать гипотезы и аргументированно их отстаивать? Федеральный   государственный   общеобразовательный   стандарт   нового поколения,   прежде   всего,   нацелен   на   коренную   смену   целей   образования: вместо усвоения всех необходимых знаний, он предлагает научить школьника их самостоятельно добывать и использовать.  Все это заставляет искать новые средства активизации познавательной деятельности и творческой активности учащихся.  Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию   можно  определить,  как  постоянно  текущий  процесс  побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации ­ формирование активности учащихся, повышение качества учебно ­ воспитательного процесса. 1 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» Считаю   важным   в   своей   работе   не   только   вооружить   школьников историческими знаниями, но и, создать условия, при которых ученики желают активно,   творчески   работать   и   на   уроке,   и   дома;   формировать   творчески мыслящую   личность,   способной   к   саморазвитию   и   самовыражению;   воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы. Творческий   потенциал   наших   учеников   огромен.   Умелое   руководство   со стороны педагога может раскрыть талант в детях и вместе с ними идти по пути познания, творчества, успеха. 3.Принципы активизации познавательной деятельности учащихся. В   педагогической   практике   используются   различные   пути   активизации познавательной   деятельности,   и   основные   среди   них   ­   разнообразие   форм, методов,   средств   обучения,   выбор   таких   их   сочетаний,   которые   в   возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся. А.   Вербицкий   интерпретирует   сущность   понятия   «активность   обучения» следующим   образом:   активное   обучение   знаменует   собой   переход   от преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм   и   методов   организации   дидактического   процесса   к   развивающим, проблемным,   исследовательским,   поисковым,   обеспечивающим   рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении. М.   Новик   выделяет   следующие   отличительные   особенности   активного обучения: •   принудительная   активизация   мышления,   когда   обучаемый   вынужден   быть активным независимо от его желания; •   достаточно   длительное   время   вовлечения   обучаемых   в   учебный   процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия); •   самостоятельная   творческая   выработка   решений,   повышенная   степень мотивации и эмоциональности обучаемых. Наибольший   активизирующий   эффект   на   занятиях   дают   ситуации,   в которых учащиеся сами должны отстаивать свое мнение; принимать участие в дискуссиях и обсуждениях; ставить вопросы своим товарищам и преподавателям; рецензировать ответы товарищей; самостоятельно выбирать посильное задание; находить   несколько   вариантов   возможного   решения   познавательной   задачи (проблемы); создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий.  Активизация   учебно­познавательной   деятельности   представляет   собой системный   процесс,   который   строится   на   ряде   принципов:   принцип проблемности,   принцип   практической   направленности,   принцип   исследования изучаемых   проблем   и   явлений,   принцип   индивидуализации,   принцип самообучения и взаимообучения, принцип мотивации успеха, на основе которых я и построила свою работу. 2 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» 3.1. Принцип проблемности. Прежде   всего   в   качестве   основополагающего   принципа   следует рассматривать   принцип   проблемности,   когда   путем   последовательно усложняющихся задач или вопросов необходимо создать в мышлении учащегося такую проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний,   и   он   вынужден   сам   активно   формировать   новые   знания  с   помощью учителя   и   с  участием  других   ребят,   основываясь   на   своем  или   чужом   опыте, логике.   Таким   образом,   учащийся   получает   новые   знания   не   в   готовых формулировках   преподавателя,   а   в   результате   собственной   активной познавательной деятельности. Наиболее результативной  считаю технологию проблемно­диалогического обучения.   «Проблемно­диалогическое   обучение   –   это   тип   обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку   обеспечивает   высокое   качество   знаний,   эффективное   развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности» [5].  Учебная проблема существует в двух основных формах: 1) как тема урока; 2) как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание. Чаще всего на своих уроках я использую вторую форму учебной проблемы, так   как   тема   урока   не   является   неожиданностью   для   учащихся,   она сформулирована в названии параграфа учебника.  Сообщение   темы   с   мотивирующим   приемом   наиболее   простой   метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока,   но   вызывает   к   ней   интерес   класса   применением   одного   из   двух мотивирующих приёмов. Первый приём «яркое пятно» заключается в сообщении классу   интригующего   материала,   захватывающего   внимание   учеников,   но   при этом   связанного   с   темой   урока.   В   качестве   «яркого   пятна»   могут   быть использованы   сказки   и   легенды,   фрагменты   из   художественной   литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных   явлений   с   помощью   эксперимента   или   наглядности,   отрывки   из фильмов   и   мультфильмов.     Второй   приём   «актуальность»   состоит   в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся. «Сфинкс, неразгаданный до гроба». Так назвал императора Александра I Петр   Андреевич   Вяземский,   один   из   наиболее   проницательных   мемуаристов прошлого века, сообщаю я учащимся 8 класса при изучении темы «Внутренняя политика Александра I».  Почему царь Александр получил такую характеристику от   Вяземского?   Школьники   заинтригованы,   они   выдвигают   гипотезы,   и   мы начинаем поиск ответа на данный вопрос в процессе изучения темы. Второй прием – «актуальность». Сообщаю учащимся, что Александр I умер во время пребывания на курорте, в г. Таганроге, всего в 70 км. от нашего села. 3 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» Чтобы заинтриговать еще сильнее рассказываю легенду о «сибирском старце», возможной подтасовке  сведений о смерти царя, и его уходе «в отшельники». Обычно   никто   не   остается   равнодушным,   ребятам  хочется  разобраться   в   чем причина такого поведения Александра I. 3.2. Принцип практической направленности. Суть   данного   принципа   заключается   в   том,   чтобы   организация   учебно­ познавательной   деятельности   учащихся   по   своему   характеру   максимально приближалась к реальной деятельности. Это и должно обеспечить в сочетании с принципом проблемного обучения переход от теоретического осмысления новых знаний к их практическому осмыслению. После изучения  темы «Исторические источники» мы отправились с 5­ти классниками  на «раскопки». На пустыре за школой ребятами были раскопаны различные предметы. Каждый должен был изучить свою находку, определить тип исторического источника, выдвинуть гипотезу и ответить на вопросы: что это за предмет? как он выглядел в первозданном виде? в какой исторический период был   создан   и   использовался?   Результаты   работы   «археологи»   должны зафиксировать в сопроводительной записке и представить на следующем уроке. 3.3. Принцип исследования. Очень   важно,   чтобы   учебно­познавательная   деятельность   учащихся носила   творческий,   поисковый   характер   и   по   возможности   включала   в   себя элементы анализа и обобщения. Процесс изучения того или иного явления или проблемы должны по всем признакам носить исследовательский характер. Для   развития   этих   компетенций   использую   сравнительные   таблицы (сравниваем   исторические   периоды,   развитие   разных   стран,   исторических деятелей,   формы   правления   и   др.),   заполнение   которых   требует   повторения предыдущего материала, исследования новых объектов и обязательных выводов о   характере   сравниваемых   исторических   объектов   исследования,   их противоречивости и общих тенденциях или различиях в развитии. В   средней   школе   учащиеся   уже   готовы   заняться   серьезным исследованием. «История моей семьи в годы…» ­ одна из самых популярных тем исследований, которое выбирают старшеклассники. Место своей семьи, своего рода в истории личностно значима для каждого школьника. Работа ученицы 10 класса   «История   моей   семьи   в   годы   Великой   Отечественной   войны»   заняла второе   место   в   региональном   конкурсе   исследовательских   работ   и   была представлена читателям в публичной библиотеке ростова­на­Дону. 3.4. Принцип индивидуализации. Для   любого   учебного   процесса   важным   является   принцип индивидуализации   ­   это   организация   учебно­познавательной   деятельности   с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 4 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» На   основе   диагностики   осуществляю   дифференцированный   подход   в процессе   обучения   и   личностно­ориентированный   подход.   Применяю   в   своей практике коллективную, групповую и индивидуальную формы обучения. Домашние задания – являются неотъемлемой частью учебного процесса на каждой ступени обучения. В рамках реализации ФГОС этот вид деятельности школьника предусматривает достижение не только предметных результатов, но и   личностных.   При   продумывании   домашнего   задания   учитель   ставит определенную   цель   и   задачи   перед   детьми.   Домашнее   задание   не   должно вызывать   у   ребят   отрицательных   эмоций.   Цель   домашнего   задания   – закрепление знаний, полученных на уроке и формирование интереса к учебному предмету. Оно должно быть доступным для каждого.   Домашнее задание дается мной дифференцировано, исходя из категории сложности:  • первый уровень­базовое задание минимального уровня сложности, его правильное выполнение оценивается в три балла;  Это могут быть задания по заполнению пропусков в тексте, заполнение таблиц и схем, составление плана параграфа и др. • второй   уровень­базовое   задание   среднего   уровня   сложности,   его правильное и полное выполнения оценивается в четыре балла;  Это могут быть задания по нахождению исторических ошибок в тексте, составление   схем   и   развернутых   планов,   а   также   кроссвордов,   подготовка выступления и др. • третий   уровень­творческое   задание   повышенной   сложности, требующее   привлечение   дополнительного   материала,   его   правильное выполнение оценивается в пять баллов. Это   могут   быть   задания   по   изготовлению   макетов   с   их   описанием, написание эссе, подготовка выступления с защитой презентации, выдвижение и развитие гипотез. Однако   я   не   стремлюсь   к   авторитарному   распределению   заданий, ориентируясь   на   успеваемость   учащихся.   Все   ребята   могут   попробовать   свои силы, и выполнить любое из предложенных на выбор заданий. Каждое задание при постановке комментируется мной, объявляются уровень сложности и баллы, которые   можно   получить   за   то   или   иное   задание,   определяются   возможные варианты   для   привнесения   творческой   составляющей   при   подготовке   к представлению выполненного задания в классе.  3.5. Принципы самообучения и взаимообучения. Не менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования,  т.е.  реализация  принципа  самообучения. Данный   принцип позволяет индивидуализировать учебно­познавательную деятельность каждого учащегося   на   основе   их   личного   активного   стремления   к   пополнению   и 5 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» совершенствованию   собственных   знаний   и   умений,   изучая   самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации учителя.  Самопроверки   и   взаимопроверки   самостоятельных   и   тестовых   работ, оценка и комментарий ответа товарища используются мной регулярно. 3.6. Принцип мотивации успеха. Главным в начале активной познавательной  деятельности должно быть желание учащегося решить проблему, познать что­либо, доказать, оспорить. Мотивация   –   побуждение   к   действию,   динамический   процесс физиологического   и   психологического   плана,   управляющий   поведением человека. Мотивация­непостоянная величина, она изменяется в зависимости от ситуации, настроения, предмета изучения, но нет ни одного ребенка, которого нельзя было бы заинтересовать. «В   учебном   процессе   существует   недооценка   учета   личностных   качеств ученика,   его   мотивации   учебной   деятельности,   обеспечивающей   повышение качества его знаний» (7). Изменить отношение к преподаваемому мной предмету, помочь учащимся 7­х   классов   преодолеть   робость   при   публичных   выступлениях,   мне   удалось   в ходе   реализации   авторской   программы   внеурочной   деятельности   «Театр   – историческая реконструкция» для учащихся 7­8 классов.  Идеи, положенные в основу программы: ­   идея   использования   потенциала   театральной   педагогики,   позволяющей развивать   личность   ребенка,   оптимизировать   процесс   развития   речи,   голоса, чувства   ритма,   пластики   движений,   способность   к   деятельности   в   группе   и самовыражению; ­   идея   воссоздания   материальной   и   духовной   культуры   той   или   иной исторической   эпохи  и   региона   и  ее   познание   посредством   сценической   игры, через   постановку   спектаклей   с   использованием   археологических, изобразительных и письменных источников. Данная   программа   разработана   с   целью   реализации   историко­ культурологического и антропологического подхода при изучении исторического прошлого, более детального рассмотрения изучаемого исторического периода, осмысления   событий   и   персоналий,   формирования   личностно   эмоционально окрашенного   восприятия   прошлого,   бережного   отношения   к   культурному наследию. Отличительной   особенностью   данной   программы   является   синтез исторического знания с теорией и практикой театрального искусства.   Из 73 учащихся 7­х классов в работу театральной студии включилось 42 семиклассника.   Два   раза   в   неделю   мы   занимаемся   в   студии   подготовкой театральных   представлений   с   использованием   сценариев   постановок   с историческими   сюжетами.   Разбираем   особенности   исторической   эпохи   и   ее 6 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» героев, продумываем костюмы и декорации, учитываем манеру поведения и речи того времени. Успешные   выступления   моих   учеников   способствовали   изменению   их отношения ко мне, как к учителю, и к истории, как предмету, в целом. Они более творчески стали подходить к выполнению заданий третьего уровня, требующих самостоятельного обдумывания и неординарного подхода.  В одном из домашних заданий по новой истории по теме: «Протекторат Кромвеля»   учащимся   предлагалось   выступить   с   речью   перед   лордом­ протектором   от   имени   представителей   общественных   течений   ­   диггеров   или левеллеров с критикой проводимой в стране протектором политики и в защиту своих убеждений, а также можно было подготовить ответное слово Кромвеля в защиту   установившейся   под   его   властью   диктатуры.   Мной   была   дана рекомендация объединиться в группы для совместной подготовки выступления.  Результат  подготовки учащихся  7 «в» класса, посещающих  театральную студию,   превзошел   мои   ожидания.   Группа   ребят   в   роли   диггеров   не   только самостоятельно   написали   текст   выступления,   изложив   в   нем   взгляды представителей данного течения, распределили роли, написали плакаты, но и провели   выступление   в   виде   театрального   представления,   в   ходе   которого учащиеся­зрители   были   включены   в   действие   в   качестве   народной   толпы, которая   скандировала   лозунги   диггеров   вслед   за   ними.   Вторая   группа представляла   лорда­протектора   и   его   советников.   Они   были   не   столь эмоциональны,   но   привели   правильные   аргументы   в  защиту   протектората.  По завершении темы, отвечая в контрольной работе на вопрос, посвященный данным общественным   движениям,   все   ученики   справились   с   заданием.   Это   был   наш общий успех. В 10 классе урок обществознания по теме «Избирательное право» урок, посвященный процедуре выборов, был проведен на избирательном участке (так как он расположен в здании нашего ОУ) с использованием всей необходимой атрибутики   и   оборудования.   В   качестве   общественных   наблюдателей   и отдельных   избирателей,   были   приглашены   учителя­волонтеры,   пытающиеся обойти   закон   различными   способами.   Но   старшеклассники   не   позволили нарушить установленную законом процедуру выборов, выявили и зафиксировали все нарушения, дали анализ проведенной работе. Мои ученики были неоднократными победителями районного школьного и муниципального этапов конкурса по избирательному праву, входили в первую 10­ ку по итогам регионального этапа.  Подобные   нетрадиционные   формы   проведения   учебных   занятий подталкивают   школьников   проявить   себя,   применить   на   практике   полученные знания,   создают   ситуацию   успеха   для   каждого.   «Проявив   максимум педагогического   мастерства,   учитель   обязан   не   только   помочь   учащимся   в 7 ЧОУ ДПО «Центр Знаний» КПК «Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию» выборе правильного направления в их работе, но и щедро поощрить даже самые незначительные   проявления   самостоятельности,   изобретательности, сообразительности, вселив большую уверенность в их собственные силы» [6]. 4. Заключение. Опора   на   вышеперечисленные   принципы   активизации   учащихся, использование различных форм и методов в моей работе, позволило добиться определенных   результатов.   Мои   ученики   показывают,   как   правило,   хорошие прочные   знания,   у   них   сформирован   интерес   к   предмету.   Подтверждением результативности   моей   работы   являются   стабильно   высокие   показатели качества успеваемости обучающихся, результаты ЕГЭ по обществознанию от 50 до   68   баллов.   Количество   участников   дистанционных   олимпиад   по   истории   и обществознанию ежегодно увеличивается. 5. Список использованных источников и литературы. 1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно­воспитательного процесса. 2. Бондаревский   В.Б.   Воспитание   интереса   к   знаниям   и   потребности   к самообразованию. 3. БровкинаМ.А.   и   Нахаева   И.В.   Формирование   информационно­ коммуникативной компетенции у учащихся в ходе изучения истории. 4. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. 5. Мельникова   Е.Н.   понятие, технология, предметная специфика. // Сб.      программ/Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. –М: Баласс, 2008.   Проблемно­диалогическое   обучение: 6. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М., Педагогика, 1982. 7. Щукина Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979. 7 8

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию

Опыт работы: Активизация познавательной и творческой активности учащихся в урочной и внеурочной учебной деятельности по истории и обществознанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018