РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности
ФОРМИРОВАНИЕ
ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
5-9 классы
Пояснительная записка
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилосьв конце 60-х годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло вобиход исследователей. Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений?»1, - является PISA (Programme for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую, математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в
России актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от
7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <...> обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2.
Поскольку функциональная грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг. странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их функциональная грамотность.
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 5-9 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
• способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
• способности человека понимать, использовать, оценивать тексты,размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
• способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность);
• способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
Планируемые результаты. Метапредметные и предметные
|
Грамотность |
|||
Читательская |
Математическая |
Естественнонаучная |
Финансовая |
|
5 класс Уровень узнавания и понимания |
находит и извлекает информацию из различных текстов |
находит и извлекает математическую информацию в различном контексте |
находит и извлекает информацию о естественнонаучных явлениях в различном контексте |
находит и извлекает финансовую информацию в различном контексте |
6 класс Уровень понимания и применения |
применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем |
применяет математические знания для решения разного рода проблем |
объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний |
применяет финансовые знания для решения разного рода проблем |
7 класс Уровень анализа и синтеза |
анализирует и интегрирует информацию, полученную из текста |
формулирует математическую проблему на основе анализа ситуации |
распознает и исследует личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте |
анализирует информацию в финансовом контексте |
8 класс Уровень оценки в рамках предметного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках предметного содержания |
интерпретирует и оценивает математические данные в контексте лично значимой ситуации |
интерпретирует и оценивает личные, местные, национальные, глобальные естественнонаучные проблемы в различном контексте в рамках предметного содержания |
оценивает финансовые проблемы в различном контексте |
9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапред- метного содержания |
оценивает форму и содержание текста в рамках метапредмет- ного содержания |
интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации |
интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания |
оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения |
|
|
Грамотность |
||
Читательская |
Математическая |
Естественнонаучная |
Финансовая |
|
5-9 классы |
оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей |
оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны |
Программа рассчитана на 5 лет обучения (с 5 по 9 классы), реализуется через внеурочную деятельность и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из расчета одного часов в неделю.
Таким образом, общее количество часов: минимальное - 170 часов и максимальное - 340 часов.
Количество часов на один год обучения - 34 часов по 1 часа в неделю.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
В 5 классе обучающиеся учатся находить и извлекать информацию различного предметного содержания из текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так и электронных носителях. Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и производство, общество и др.).
В 6 классе формируется умение применять знания о математических, естественнонаучных, финансовых и общественных явлениях для решения поставленных перед учеником практических задач.
В 7 классе обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и глобальный аспекты. Школьники должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое.
В 8 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, дебаты, круглые столы, моделирование, игра, викторина, квест, квиз, проект.
5 класс |
||||
Модуль |
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Формы деятельности |
«Основы Финансовой грамотности» 8 часов |
1. |
Как появились деньги? Что могут деньги? |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Деньги в разных странах |
1 |
Круглый стол, игра. |
|
3. |
Деньги настоящие и ненастоящие |
1 |
Игра, экскурсия. |
|
4. |
Как разумно делать покупки? |
1 |
Игра, круглый стол. |
|
5. |
Кто такие мошенники? |
1 |
Круглый стол, игра, квест. |
|
6. |
Личные деньги |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
7. |
Сколько стоит «своё дело»? |
1 |
Проект, игра. |
|
8. |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы читательской грамотности» 9 часов |
9 |
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. |
1 |
Беседа, конкурс. |
10 |
Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная |
1 |
Работа в парах. Ролевая игра. |
|
11 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? |
1 |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
|
12 |
Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? |
1 |
Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. |
|
13 |
Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). |
1 |
Круглый стол. |
|
14 |
Что такое вопрос? Виды вопросов. |
1 |
Квест, конкурс. |
|
15 |
Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. |
1 |
Квест, игра «Что? Где? |
|
16 |
Работа со сплошным текстом. |
1 |
Ролевая игра. |
|
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы математической грамотности» |
18 |
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная |
1 |
Беседа, обсуждение, |
19 |
Сюжетные задачи, решаемые с конца. |
1 |
Обсуждение, практикум, |
|
209 |
Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. |
1 |
Обсуждение- , |
9 часов |
21 |
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто |
1 |
Беседа, обсуждение практикум. |
22 |
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. |
1 |
а, исследование, конструирование. |
|
23 |
Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц |
1 |
Обсуждение, моделирование. |
|
24 |
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, |
1 |
Практикум. |
|
25 |
Применение таблиц, диаграмм и графиков при решении задач. |
1 |
Практикум. |
|
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование |
|
«Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов |
27 |
Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. |
1 |
Беседа, демонстрация записей |
28 |
Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. |
1 |
Наблюдение физических явлений. |
|
29 |
Строение вещества. Движение и взаимодействие частиц. |
1 |
Презентация. |
|
309 |
Вода. Уникальность воды. |
1 |
Презентация. |
|
32 |
Углекислый газ в природе и его значение. |
1 |
Презентация. |
|
33 |
Земля и земная кора. Минералы. Земля, внутреннее строение |
1 |
Работа с коллекциями |
|
34 |
Атмосфера Земли. |
1 |
Работа с коллекциями |
|
6 класс |
||||
«Основы Финансовой грамотности» 8 часов |
1. |
Удивительные факты и истории о деньгах. |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Откуда берутся деньги? Виды доходов. |
1 |
Игра, круглый стол, дискуссии. |
|
3. |
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? |
1 |
Игра, круглый стол, дискуссии. |
|
4. |
Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, |
1 |
Круглый стол, игра, |
|
5. |
Социальные выплаты: пенсии, пособия. |
1 |
Беседы, диалоги, |
|
6. |
Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
7. |
Мир профессий и для чего нужно учиться? |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
8. |
Личные деньги |
1 |
Проект, игра. |
|
9 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
«Основы читательской грамотности» 9 часов |
10 |
Определение основной темы и идеи в эпическом произведении |
1 |
Беседа, конкурс. |
11 |
Древнерусская летопись как источник |
1 |
Круглый стол, ролевая игра. |
|
12 |
Сопоставление содержания художественных текстов. |
1 |
Работа в парах, игра в формате |
|
13 |
Сопоставление содержания художественных текстов. |
1 |
Работа в парах, игра в формате |
|
14 |
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
15 |
Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) |
1 |
Круглый стол, дискуссия. |
|
16 |
Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. |
1 |
Квест, игра «Что? Где? |
|
17 |
Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. |
1 |
Беседа, дискуссия в формате |
|
18 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы математической грамотности» 9 часов
|
19 |
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура, |
1 |
Игра, обсуждение, практикум. |
209 |
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. |
1 |
тельская работа, практикум. |
|
21 |
Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, |
1 |
ение, практикум, соревнование. |
|
22 |
Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на |
1 |
Игра, исследование. |
|
23 |
Логические задачи, решаемые с помощью |
1 |
Игра, индивидуальная работа в |
|
24 |
Графы и их применение в решении задач. |
1 |
Обсуждение, практикум. |
|
25 |
Геометрические задачи на построение и на изучение свойств |
1 |
да, исследование, |
|
26 |
Элементы логики, теории вероятности,комбинаторики: |
1 |
ение, практикум, проект, игра. |
|
27 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы естественнонаучной грамотности» 6 часов |
28 |
Строение вещества. Тело и вещество. Агрегатные состояния |
1 |
Наблюдения. |
29 |
Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. |
1 |
Моделирование. |
|
9 30 |
Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового расширения для измерения температуры. |
1 |
Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение |
|
32 |
Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. |
1 |
Проектная работа. |
|
33 |
Земля, Солнечная система и Вселенная. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. |
1 |
Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
34 |
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Беседа. |
1 |
Обсуждение. Исследование. Проектная работа. |
|
7 класс |
||||
«Основы Финансовой грамотности» 8 часов |
1. |
Что такое налоги и почему мы их должны платить? |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Виды налогов. Подоходный налог. |
1 |
Круглый стол, игра. |
|
3. |
Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. |
1 |
Круглый стол, игра. |
|
4. |
Что такое государственный бюджет? На что расходуются налоговые сборы? |
1 |
Игра, круглый стол, дискуссии. |
|
5. |
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. |
1 |
Круглый стол, игра, квест. |
|
6. |
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. |
1
|
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
7. |
Вклады: как сохранить и приумножить? |
1 |
Проект, игра. |
|
8. |
Проведение рубежной аттестации.- |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы читательской грамотности» 9 часов |
9 |
Определение основной темы и идеи в |
1 |
Беседа, конкурс. |
10 |
Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. |
1 |
Работа в парах. |
|
11 |
Общественная ситуация в текстах. |
1 |
Работа в парах. |
|
12 |
Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования? |
1 |
Беседа, круглый стол, ролевая игра. |
|
13 |
Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, резюме, толкование, определение). |
1 |
Квест, дискуссия, круглый стол. |
|
14 |
Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, предложенного для анализа. |
1 |
Деловая игра. |
|
15 |
Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
16 |
Работа с не сплошным текстом: информационные листы и объявления, графики и диаграммы. |
1 |
Деловая игра. |
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы математической грамотности» 9 часов
|
18
|
Арифметические и алгебраические выражения: свойства операций и принятых соглашений. |
1 |
Обсуждение, практикум. |
19 9 |
Моделирование изменений окружающего мира с помощью линейной функции. |
1 |
Исследовательская работа, практикум. |
|
20 |
Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на совместную работу. |
1 |
Обсуждение, практикум. |
|
21 |
Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фигур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. |
1 |
уждение, практикум, исследование. |
|
22 |
Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. |
1 |
Игра, исследование. |
|
23 |
Элементы теории множеств как объединяющее основание |
1 |
исследование. |
|
24 |
Статистические явления, представленные в различной форме: текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы. |
1 |
ение, практикум, проект, игра. |
|
25 |
Решение геометрических задач исследовательского характера. |
1 |
Проект, исследовательская |
|
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов |
27 |
Структура и свойства вещества. Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых |
1
|
Демонстрация моделей. |
28 |
телах.Механические явления. Силы и движение . Механическое движение. Инерция Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. |
1 |
Демонстрация моделей. |
|
29 |
Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. |
1 |
Беседа. |
|
30 |
Земля, мировой океан. Атмосферные явления. Ветер. |
1 |
Проектная деятельность. |
|
|
32 |
Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. |
1 |
Беседа. |
33 |
Растения. Генная модификация растений. |
1 |
Беседа. |
|
34 |
Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. |
1
|
Оформление коллажа. |
|
8 класс |
||||
«Основы Финансовой грамотности» 8 часов |
1. |
Что такое налоги и почему мы их должны платить? |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в вашей семье? Пеня и налоговые льготы. |
1 |
Круглый стол, игра. |
|
3. |
Что такое государственный бюджет? |
1 |
Игра, круглый стол, дискуссии. |
|
4. |
На что расходуются налоговые сборы? |
1 |
Игра, круглый стол, дискуссии |
|
5. |
Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. |
1 |
Круглый стол, игра, |
|
6. |
История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё про кредит. |
1
|
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
7. |
Вклады: как сохранить и приумножить? |
1 |
Проект, игра. |
|
8. |
Проведение рубежной аттестации.- |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы читательской грамотности» 9 часов |
9 |
Определение основной темы и идеи в драматическом |
1 |
Беседа, конкурс. |
10 |
Учебный текст как источник информации. |
1 |
Беседа, конкурс. |
|
11 |
Сопоставление содержания текстов официально делового стиля. |
1 |
Работа в парах. |
|
12 |
Работа с текстом: как применять информацию из текста в |
1 |
Беседа, круглый стол. |
|
13 |
Типы текстов: текст-инструкция (указания к выполнению |
1 |
Квест, дискуссия. |
|
14 |
Поиск ошибок в предложенном тексте. |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
15 |
Типы задач на грамотность. Информационные задачи. |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
16 |
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры |
1 |
Деловая игра. |
|
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
«Основы математической грамотности» 9 часов
|
18 |
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, |
1 |
Практикум. |
19 |
Вычисление расстояний на местности в |
1 |
Беседа. Исследование. |
|
209 |
Квадратные уравнения, аналитические и неаналитические |
1 |
Исследовательская работа, |
|
21
|
Алгебраические связи между элементами фигур:теорема |
1 |
Проектная работа. |
|
22 |
Математическое описание зависимости между переменными в |
1 |
Обсуждение. Практикум. |
|
23 |
Интерпретация трёхмерных изображений, |
1 |
Моделирование. Выполнение |
|
24 |
Определение ошибки измерения, определение шансов |
1 |
Исследование. |
|
25 |
Решение типичных математических задач, |
1 |
Практикум. |
|
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов |
27 |
Структура и свойства вещества (электрические явления). Занимательное электричество. |
1 |
Беседа. Демонстрация моделей. |
28 |
Электромагнитные явления. Производство электроэнергии. |
1 |
Беседа. Демонстрация моделей. |
|
29 |
Строительство плотин |
1 |
Учебный эксперимент. |
|
30 |
Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве |
1 |
Проектная работа.
|
|
32 |
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные |
1 |
||
33 |
Биология человека (здоровье, гигиена, питание). Внутренняя среда организма. Кровь. Иммунитет. Наследственность. |
1 |
Виртуальное моделирование. Моделирование. |
|
34 |
Системы жизнедеятельности человека. |
1 |
||
9 класс |
||||
«Основы Финансовой грамотности» 8 часов |
1. |
Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях. |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
2. |
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. |
1 |
Круглый стол, игра. |
|
3. |
Бизнес и его формы. Риски предпринимательства. |
1 |
Викторина, круглый стол, |
|
4. |
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план. Государство и малый бизнес. |
1 |
Круглый стол, игра, квест. |
|
5. |
Бизнес-план. Государство и малый бизнес. |
1 |
Круглый стол, игра, квест. |
|
6. |
Бизнес подростков и идеи. Молодые |
1 |
Беседы, диалоги, дискуссии. |
|
7. |
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски |
1 |
Проект, игра. |
|
8. |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
«Основы читательской грамотности» 9 часов |
9 |
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне текстовые знания. |
1 |
Беседа, конкурс. |
10 |
Электронный тексткак источник информации. |
1 |
Беседа, конкурс. |
|
11 |
Сопоставление содержания текстов научного стиля. |
1 |
Работа в парах, дискуссия. |
|
12 |
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте информации? |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
13 |
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обоснование). |
1 |
Деловая игра, круглый стол. |
|
14 |
Составление плана на основе исходного текста. |
1 |
Работа в группах. |
|
15 |
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. |
1 |
Квест, круглый стол. |
|
16 |
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). |
1 |
Деловая игра. |
|
17 |
Проведение рубежной аттестации. |
1 |
Тестирование. |
|
«Основы математической грамотности» 9 часов
|
18
|
Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные вопросы. |
1 |
Беседа. Обсуждение. Практикум. |
19 |
Представление данных в виде диаграмм. |
1 |
Обсуждение. Исследование. |
|
209 |
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. |
1 |
Моделирование. Конструирование алгоритма. |
|
21 |
Задачи с лишними данными. |
1 |
Обсуждение. Исследование. |
|
22 |
Решение типичных задач через систему линейных уравнений. |
1 |
Исследование. Выбор способа |
|
23 |
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. |
1 |
Обсуждение. Практикум. |
|
24 |
Решение стереометрических задач. |
1 |
Обсуждение. Практикум. |
|
25 |
Вероятностные, статистические явления и зависимости. |
1 |
Исследование. |
|
|
26 |
Проведение рубежной аттестации. |
|
Тестирование. |
«Основы естественнонаучной грамотности» 7 часов |
27 |
Структура и свойства вещества. На сцену выходит уран. |
1 |
Демонстрация моделей. |
28 |
Химические изменения состояния вещества Изменения |
|
Беседа. Демонстрация моделей. |
|
29 |
Физические явления и химические превращения. Отличие |
1 |
Презентация. Учебный |
|
30 |
Наследственность биологических объектов Размножение |
1
|
Беседа. Демонстрация моделей.
|
|
32 |
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. |
|||
33 |
Закономерности изменчивости: |
1 |
||
34 |
Экологическая система Потоки вещества и энергии в |
1 |
Демонстрация моделей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.