РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Истоки»
1.Пояснительная записка
Данная рабочая программа внеурочной деятельности ориентирована на обучающихся 2 класса и составлена в соответствии:
- со Статьей 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ,
- с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009г. №373 (с изменениями и дополнениями);
- с локальным актом «Положение о рабочей программе» примерных программ, на основе авторской программы внеурочной деятельности «Истоки», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
* развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
* осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
* создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
* обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Актуальность.
В центре курса – традиции как важный механизм передачи их новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании.
Важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем мире.
Программа направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в нашем обществе на основе православной культуры, но вместе с тем программа возрождает ценности, присущие большинству традиционных культур. Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов системы учебников в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
2. Цель и задачи программы
Общие цели и задачи данного курса соответствуют специфике внеурочной деятельности:
1. Присоединение обучающихся и их семьи через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям.
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации обучающихся к самосовершенствованию и самоутверждению.
Программа способствует решению ряда важнейших задач:
· развитию духовно-нравственных основ образования;
· интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
· формированию гражданской ответственности и осознанию учащимися, его родителями и педагогами духовного смысла служения Отечеству;
· приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного социума.
3.Отличительные особенности программы
Социокультурный системный подход в образовании позволяет:
· развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы;
· осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней школе;
· создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи;
· обеспечить преподавателя социокультурным инструментарием и эффективно управлять внутренними ресурсами человека.
Курс «Истоки» является одним из базисных курсов на основе системного подхода.
Курс предназначен для преподавания в 1-4-м классах начальной школы.
Преемственность создает необходимые условия для внутренней целостности и завершенности курса «Истоки» в рамках начальной школы.
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. Все усилия направлены в основном на осмысление ребенком своих социальных связей, духовной значимости проявлений внешней и внутренней активности, что отражает социально-правовую содержательную линию. Во втором классе учебный курс «Истоки» начинает вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации. В его рамках происходит интегрирование получаемых в школе и семье знаний о среде, в которой живет и развивается ребенок, а также приобретается первый опыт целостного социокультурного ее восприятия. Целостное восприятие мира, нерасчлененное на отдельные автономные отрасли знания, основывается на единении восприятия, мышления, чувствования и духовного переживания, что в наибольшей степени соответствует возрастным особенностям младшего возраста, опирается на них.
Этапы реализации программы:
В соответствии с целями основной образовательной программы в условиях реализации ФГОС НОО результаты духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся могут быть представлены через:
— овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и категорий;
— приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие управленческих способностей;
— наполнение духовным смыслом уклада жизни и социокультурного пространства, окружающего обучающегося;
— развитие мотивации к общению, самовыражению, самоопределению;
— создание условий для успешной адаптации обучающегося в образовательном учреждении, социальной среде на основе единой системы ценностей, образовательных технологий и активных форм обучения.
4. Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Возраст детей: 6-8 лет.
Режим занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 35 минут.
Формы работы можно разделить на теоретические (беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (рассказ, стихи, былины, сказки, наглядный материал)) и практические (работа в тетрадях, рисунки на заданную тему, посещение библиотеки). Занятия проходят по группам, парами, в «круге».
Методическое обеспечение: разработки занятий, художественные произведения, иллюстрации, учебники, рабочие тетради.
Техническое оснащение занятий: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Программа представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.
Воспитание с социокультурных позиций раскрывается как восхождение ребенка к культуре современного ему общества, имеющей глубинные духовно-нравственные традиции, вхождение с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности строить свою жизнь на основаниях, достойных Человека.
5. Уровень результатов работы по программе
У обучающегося будут сформированы понятия:
- о культуре, истории, природе родного края,
- о владении навыками самостоятельного труда и сформированными нравственными качествами (любовь к Малой Родине, чувство гордости за родной край, бережное отношение к природе, умение видеть и понимать красоту родной природы);
- о Родине как месте, где человек родился, природе родины; родном языке; традициях, нравах, обычаях Малой Родины;
- о «Родине», «Отчизне», «Отечестве».
Ценностными ориентирами содержания во 2-м классе являются:
-Раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, к истокам духовных ценностей и образа жизни.
-Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем.
-Развитие восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка, формирование у него ощущения своего начального родства с окружающим социокультурным и духовным пространством.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об истории своей семьи и Отечества; о культуре чукотского народа (традиции); о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, народным традициям, старшему поколению, родному языку, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты
освоения внеурочной деятельности
Изучение курса «Истоки» (2 класс) способствует развитию у обучающихся следующих видов УУД:
Личностные УУД
· формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, гордость за них;
· осознание «Я» как гражданина России;
· формирование умения соотносить свои поступки с принятыми этическими нормами и правилами поведения;
· развитие нравственно-этических качеств (доброжелательность, внимательность к людям, готовность к сотрудничеству, сопереживание).
Регулятивные УУД
· определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата (тренинга); составление плана и последовательности действий;
· умение контролировать процесс и результаты своей деятельности во время работы над тренингом;
· умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
· формирование готовности к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (разногласий при работе в паре);
· умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
Познавательные УУД
Общеучебные:
· развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
· структурирование знаний;
· развитие умения самостоятельного поиска и выделения необходимой информации;
· рефлексия способов и условий действия (осмысление значимости проделанной работы, возможность использовать полученные знания в жизни; оценивание степени сложности задания для себя, объяснение причин затруднения).
Логические:
· формирование умения анализировать нравственные категории с целью выделения существенных признаков;
· умение устанавливать логические причинно-следственные связи событий и действий;
· умение строить доказательство;
· структурирование знаний прошлого, настоящего и будущего в социокультурном развитии.
Коммуникативные УУД
· формирование умения планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (в паре, тройке, четвёрке);
· развитие умения достаточно полно и точно выражать свои мысли через работу в ресурном круге;
· развитие способности присоединяться к партнёру по общению, умение видеть, слышать, чувствовать каждого;
· формирование умения разрешать конфликты в ходе обсуждения в паре, четвёрке;
· приобретение умений управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, лидера группы; давать оценку и корректировать действия лидера.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей
Может быть представлена через индивидуально-образовательный маршрут участника проекта, конкурсы, викторины, соревнования, игры проекта, защиту исследовательских работ.
6. Учебно-тематический план кружка «Истоки»
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся |
1 |
Родной очаг
|
9 |
Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают, рассматривают рисунки и условные обозначения. Беседуют по иллюстрациям раннее и относительно системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки; развивая восприятие, мышление, чувствование и духовный опыт ребенка, формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим, ибо отчужденность его ведет к отчужденности от своих истоков, непониманию их. Посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, подвести к первым размышлениям об истоках духовности и нравственности в человеке. Работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира, проявлять открытость и доверие к миру. Формирование чувства ответственности за свою малую Родину. |
2 |
Родные просторы
|
9
|
|
3 |
Труд земной
|
8
|
|
4 |
Труд души
|
8
|
|
|
Итого |
34 |
|
7. Содержание учебного предмета
№ |
Название темы занятий |
Кол-во часов |
1 |
Родной очаг |
9 |
2 |
Родные просторы |
9 |
3 |
Труд земной |
8 |
4 |
Труд души |
8 |
Итого: |
|
34 |
Родной очаг (9 часов)
ИМЯ. Как выбирается имя и что оно значит? Именины. Почему нужно дорожить своим именем?
СЕМЬЯ. Мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Почему нужно дорожить доброй молвой о семье?
РОД-люди, происходящий от одного предка. Род - твоя связь с прошлым и будущим. Поколения и родственники. Память о роде. Родовые занятия. Честь рода.
ДОМ - территория семьи, мир вещей. Домашний порядок. Ритмы домашней жизни. Праздники и будни. Семейные реликвии и святыни.
ДЕРЕВНЯ. Земледелие. О чем рассказывают названия деревень. Деревенский дом и деревенская улица. Сход Взаимовыручка. За что уважают человека в деревне?
ГОРОД. В чем его отличие от деревни. Как город рассказывает о себе. Улицы. Плошали. Памятники. Храмы. Почему нужно беречь созданное трудом и талантом предков? Милосердие.
Родные просторы (9 часов)
НИВА и ПОЛЕ. Труд земледельца. Золотая нива. Нива - творение рук человека. Нива священна. Нива дает жизнь человеку. Поле битвы. Почему в поле проверяются сила и дух человека? Поле и воля.
ЛЕС. Как лес служит человеку? Дары природы. В чем красота леса? Тайны леса. Сказочные герои леса. Вековые деревья напоминают дерево жизни.
РЕКА. О чем говорят названия рек? Как река служит человеку? В чем красота реки и ее берегов? Течение реки и ход времени. Вода живая, мертвая и святая.
МОРЕ-ОКЕАН. Как море служит человеку? В чем красота моря? Море - конец света? Тайны моря. Море учит мужеству. Поморы. Мореходы.
ПУТЬ-ДОРОГА. Путь к счастью, путь к спасению, путь к правде. Дорога жизни. Путники. Паломники. Гостеприимство.
Труд земной (8 часов)
СЕВ и ЖАТВА. Народные приметы земледельцев Народная мудрость. Умей все делать вовремя. Земледелие учит трудолюбию. Ежегодное возрождение жизни.
БРАТЬЯ МЕНЬШИЕ. Какие животные издавна живут с человеком? Забота о животных. Как разделили эти заботы мужчины, женщины и дети? Какие праздники связаны с животными?
ТКАЧИХИ-РУКОДЕЛЬНИЦЫ. Прясть и ткать. Лен и полотно. Беседы и посиделки. Как ткачихи терпение воспитывают?
МАСТЕРА-ПЛОТНИКИ. Что строили из дерева? Как рубили дом? Почему предпочитали деревянные изделия? Артель. Плотницкое дело учит добросовестности. Умей строить мир в душе.
КУЗНЕЦЫ-УМЕЛЬЦЫ. Кузница. Горн. Молот. Наковальня. Кузнечное дело учит силе и ловкости. Как кузнец вещи преображает?
ЯРМАРКА. Купец. Покупатель. Товар. Как ярмарка честной торговле учит? Ярмарка - народный праздник и живая газета. Торговля соединяет страны и людей.
Труд души (8 часов)
СЛОВО. Слова умные, добрые, меткие, задушевные. Злословие. Цена слова. Слово-молитва. Слово Библии.
СКАЗКА. Как сказка учит, развлекает и зло побеждает? Сказочник. В сказке живет житейская мудрость.
ПЕСНЯ. Песня рождается, когда обычных слов мало. Песни праздничные и походные, застольные и торжественные. Частушка. Гимн. Песня задушевная.
ПРАЗДНИК. Смысл праздника. Почему праздник называют труд души? Главные праздники года.
КНИГА. Библия - Книга книг. Книга рукописная, книга печатная. Книжная мудрость. В чем состоит великая сила книги?
ИКОНА - образ иного, преображенного мира. Как чтят икону? Лампада. Красный угол. Как иконапомогает в жизни и чему учит человека?
ХРАМ. Почему храм не похож на обычное здание? Храм в жизни человека. Храм хранит труд многих людей.
БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД
Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение бремени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.
8. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Материально-техническое обеспечение
Преподавание данной дисциплины предусматривает наличие кабинета , оснащенного
аудиовизуальными средствами, наличие школьных программ и учебно-методических
комплектов по вариативным программам.
DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор:
- аудирование (слушание) и просмотр изучаемых произведений на DVD-дисках;
компьютер:
- демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях по изучаемым темам.
Информационно – методическое обеспечение
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
· Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
· Предлагаемая программа является результатом совместной работы автора социокультурного системного подхода в образовании И. А. Кузьмина, профессора Российской Академии естественных наук, и профессора Вологодского государственного педагогического Университета А. В. Камкина, доктора исторических наук.
· Истоковедение, том 8. Научно – методическое издание. Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
· Учебное пособие «Истоки», 2 класс, А.В. Камкин, издание четвертое, Издательский дом Истоки, Москва, 2007 год
· Рабочие тетради (2 части)
интернет-ресурсы:
· Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
· http:www.Nachalka.com.
· http:www.viku.rdf.ru.
· http:www.rusedu.ru.
· http://school-collection.edu.ru/
· www.center.fio.ru
· http://www.maro.newmail.ru
· http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html
· http://www.int-edu.ni
9. Ожидаемые результаты
Мир духовных ценностей нельзя навязать ребенку, ценности вырабатываются собственными усилиями. Только тогда, когда нравственные знания становятся прочувствованным опытом, происходит приращение духовной основы личности. А для этого необходимо перевести ребенка в активную позицию, включить его в значимую деятельность, организовать эффективное взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, родителями. Применение традиционных методик обучения и воспитания не может решить поставленные предметом задачи. Методика преподавания курса «ИСТОКИ» разработана на основе элементов социокультурного системного подхода, что дает возможность строить образовательный процесс технологично.
Реализация социокультурной технологии дает возможность эффективно организовывать деятельность учащихся по освоению понятий и категорий курса, обеспечивает целостное развитие восприятия, мышления, чувствования, духовности и других высших психических функций индивидуума. Данная технология – ответ на вопрос: «Как перевести учительское наставление во внутреннюю мотивацию, чтобы ребенок захотел поступить так, как советует педагог?»
Ученик должен:
1. Знать, чтить и сохранять духовно-нравственные и культурные традиции своего народа. Знать и беречь святыни родного края, своего Отечества.
2. Расширить свой кругозор знаниями по истории России, родного края.
Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности
«Истоки» 2а класс
№ п/п |
Дата |
Тема учебного занятия |
Всего часов |
Содержание деятельности |
Воспитательная работа |
||
На теоретические занятия |
На практические занятия |
Итого |
|
||||
|
|
Родной очаг – 9 часов. |
|
|
|
|
|
1 |
|
Введение в предмет. Имя.
|
1 |
1 |
|
1 |
Формировать ощущение своего начального родства окружающему социокультурному и духовному пространству, уверенность в том, что окружающий мир не является чужим. Ориентация на взаимопонимание. Умение приходить к согласию. Освоение единого понятийного аппарата аналогового общения. |
2 |
|
Семья
|
1 |
1 |
|
1 |
|
3 |
|
Семья
|
1 |
|
1 |
1 |
|
4 |
|
Род
|
1 |
1 |
|
1 |
|
5 |
|
Дом
|
1 |
1 |
|
1 |
|
6 |
|
Дом
|
1 |
|
1 |
1 |
|
7 |
|
Деревня
|
1 |
|
1 |
1 |
|
8 |
|
Город
|
1 |
|
1 |
|
|
9 |
|
Обобщающий урок «Родной очаг» |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
Родные просторы – 9ч. |
|
|
|
|
|
10 |
|
Нива и поле |
1 |
1 |
|
1 |
Посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем, приобщать ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявлять его (мира) истоки. |
11 |
|
Нива и поле |
1 |
|
1 |
1 |
|
12 |
|
Лес
|
1 |
1 |
|
1 |
Вывести детей к пониманию |
13 |
|
Река
|
1 |
1 |
|
1 |
|
14 |
|
Река
|
1 |
|
1 |
1 |
|
15 |
|
Море-океан |
1 |
1 |
|
1 |
|
16 |
|
Путь-дорога
|
1 |
1 |
|
1 |
Формирование чувства ответственности за свою малую Родину. Дать социокультурную |
17 |
|
Дорога жизни
|
1 |
|
1 |
1 |
|
18 |
|
Обобщающий урок «Родные просторы» |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
Труд земной – 8ч. |
|
|
|
|
|
19 |
|
Сев и жатва
|
1 |
1 |
|
1 |
Осмысление различных видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей (трудолюбие, добросовестность и т.д.) Ориентация на взаимопонимание. Умение приходить к согласию. Освоение единого понятийного аппарата аналогового общения. |
20 |
|
Братья меньшие
|
1 |
|
1 |
1 |
|
21 |
|
Ткачихи-рукодельницы
|
1 |
1 |
|
1 |
|
22 |
|
Ткачихи-рукодельницы
|
1 |
|
1 |
1 |
|
23 |
|
Мастера-плотники |
1 |
1 |
|
1 |
|
24 |
|
Кузнецы-умельцы |
1 |
1 |
|
1 |
|
25 |
|
Ярмарка
|
1 |
|
1 |
1 |
|
26 |
|
Обобщающий урок «Труд земной» |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
Труд души – 8 ч. |
|
|
|
|
|
27 |
|
Слово
|
1 |
1 |
|
1 |
Воспитание любви и чувства гордости к своему краю, уважительного отношения к местным культурным ценностям; бережного отношение к природе, умения видеть и понимать красоту родной природы. Ориентация на взаимопонимание. Умение приходить к согласию. Освоение единого понятийного аппарата аналогового общения. |
28 |
|
Сказка
|
1 |
|
1 |
1 |
|
29 |
|
Песня
|
1 |
|
1 |
1 |
|
30 |
|
Праздник
|
1 |
|
1 |
1 |
|
31 |
|
Книга
|
1 |
|
1 |
1 |
|
32 |
|
Икона
|
1 |
1 |
|
1 |
|
33 |
|
Храм
|
1 |
1 |
|
1 |
|
34 |
|
Обобщающий урок «Труд души» |
1 |
|
1 |
1 |
|
|
|
|
|
16 |
18 |
34 |
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.