Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Мастерская добрых дел»
Социальное направление
Класс 1-4
Срок реализации – 1 год
ст. Александрийская, 2021 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности социального направления «Мастерская добрых дел» рассчитана на учащихся 1-4 классов.
Нормативно-правовую базу разработки программы для обучающихся составляют:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2,16,17,18,28,29,34,35,41,42,44,48,58,59,60, 66,75,79)
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 N 1241 О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373.
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 “О рабочих программах учебных предметов”.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
5. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности - Москва: «Просвещение», 2011.
Цели, задачи, принципы рабочей программы
Особенностью программы является развитие духовной нравственности обучающихся на основе организации взаимодействия внутреннего и внешнего социума. Включение детей в специально создаваемые ситуации нравственного выбора, направленные на заботу и оказание посильной помощи малышам детского сада, пожилым людям, природе; большое внимание уделяется воспитанию чувства уважения к старшему поколению.
Социальные инициативы позволяют формировать у детей такие ценности, как коллективизм, взаимную требовательность, взаимовыручку, милосердие, доброту, ответственность, доверие, активность, организованность. И в этом смысле – социально значимая деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга.
Помочь ребятам открыть себя: самореализоваться, самоутвердиться, стать успешными.
Основная цель организации социальной деятельности во внеурочное время заключается в том, чтобы создать в школе условия для поддержки детской инициативы.
В процессе реализации программы решаются следующие задачи:
Обучающие:
v развитие поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
v формирование обобщённых способов умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
v развитие способности к прогнозированию будущих изменений.
Воспитательные:
v воспитание чувства патриотизма и любви к Родине;
v приобщение к культурному наследию России, воспитание эстетических чувств;
v привитие навыков здорового образа жизни;
v воспитание ценностных ориентаций экологического характера, мотивов и потребностей, привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, воли, настойчивости в достижении экологических целей.
Развивающие:
v развитие нравственного самосознания и вовлечение в социально-полезную деятельность;
v развитие творческих и организаторских способностей, активности и самостоятельности детей в процессе взаимодействия;
v развитие и поддержание у детей интереса к окружающим людям, чувство понимания и эмпатии;
v формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков других людей;
v осознание практического значения знаний, получаемых в процессе занятий.
Межпредметное взаимодействие
В процессе занятий выделяют межпредметные связи
· С уроками русского языка: сочинение сказок, рассказов;
· С уроками биологии: наблюдения в природе, шефство над объектами природы; природоохранные акции, праздники;
· С уроками с географии (разработка туристско-экскурсионного маршрута)
· С уроками с информатики (поиск информации в Интернете, создание презентаций;
· С уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков, плакатов, оформление буклетов и аншлагов при защите проектов;
· С уроками технологии: изготовление сувениров, панно, открыток;
· С уроками физической культуры: привитие навыков здорового образа жизни, проведение спортивных и оздоровительных мероприятий и акций;
Стратегия взаимодействия с семьей
· Учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;
· Взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;
· Использование форм работы с семьей, повышающих активность родителей;
· Выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания.
Место программы « Мастерская добрых дел » в плане внеурочной деятельности
Программа разработана для внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов, реализуется в течение 1 года на внеаудиторных занятиях.
1.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАСТЕРСКАЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
Личностные результаты освоения курса:
Становление и самопознание личности происходит, главным образом, в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом:
-коллективное планирование, коллективная деятельность, чередование творческих поручений, коллективное подведение итогов дает большой простор для ценностно-значимых личностных проявлений, обогащения жизненного опыта (через принцип социализации), общения и взаимодействия детей друг с другом и с взрослыми;
-благодаря чередованию творческих поручений и различным направлениям деятельности, каждый ребенок имеет возможность для удовлетворения своих интересов, потребностей;
-формируется положительное отношение к школе и к учебной деятельности;
-развитие положительных личностных качеств (доброты, терпимости, ответственности и т.д.);
привлекается внимание к актуальным социальным проблемам малой родины, окружающих людей;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
-уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
-способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-школьники вовлекаются в реальную практическую деятельность
Метапредметные результаты освоения курса:
Регулятивные УУД: учатся ставить цели, планировать свою деятельность, контролировать и анализировать её успехи и неудачи на каждом этапе выполнения работы.
Коммуникативные УУД: учатся вести диалог, слушать собеседника, излагать и аргументировать свою точку зрения, сотрудничать с взрослыми, работать в команде, выступать перед аудиторией знакомых и незнакомых людей; развитие воображения, творческих способностей, повышение познавательного интереса.
ПознавательныеУУД: овладевают сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности, связях между ними, согласно содержанию своей работы; получают навыки работы с источниками информации.
Читательская компетентность: формируется способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
ИКТ-компетентность: уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-компетентности для решения возникающих вопросов, вовлекать учеников в поиск новых идей, материалов, актуальных фактов, самостоятельно работать над совершенствованием своих знаний в интересующей области.
Учебно-исследовательская компетентность: учатся творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и наличием основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановке проблемы, изучении теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Предметные результаты освоения курса:
Учащиеся будут:
▪ знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
▪ вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
▪ излагать свое мнение, обосновывать позицию;
▪ разрабатывать проекты решения конкретных проблем;
▪ элементарные представления об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой;
▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать;
▪ управлять страхом неудачи (замечание, неудачи при выполнении проекта);
▪ добросовестно выполнять поручения актива объединения, уметь поддерживать других; положительно оценивать трудолюбие одноклассников, стремиться принести личный вклад в общее дело; помогать другим и самому обращаться при необходимости за помощью;
▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека, вести ЗОЖ;
▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать и гордиться культурой и традициями своей Родины.
Получат возможность научиться
▪ самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои проблемы;
▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
▪ оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
▪ самостоятельно анализировать, исследовать и решать социальные проблемы;
▪ критически мыслить, анализировать и оценивать полученную информацию;
▪ приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природы, общества;
▪ самостоятельно выбрать и применять изученные методы и приемы, для достижения поставленной задачи;
▪ самостоятельно разрабатывать проекты;
▪ реализовать проект с собственной сюжетной линией, оформлением;
▪ анализировать и изучать готовые проекты;
▪ самостоятельно осуществлять поиск нужной информации по заданной тематике;
▪ составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
▪ организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
▪ взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МАСТЕРСКАЯ ДОБРЫХ ДЕЛ»
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Мероприятие |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
1 |
1 |
1 |
1 |
2. |
Операция «Кормушка» |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. |
Акция Всемирный день чистоты |
1 |
1 |
1 |
1 |
4. |
Всемирный день защиты животных |
1 |
1 |
1 |
1 |
5. |
Международный день толерантности |
1 |
1 |
1 |
1 |
6. |
Международный день инвалидов (тематические классные часы) |
1 |
1 |
1 |
1 |
7. |
Международный день добровольца в России |
1 |
1 |
1 |
1 |
8. |
Эстафета добрых дел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. |
Международный День семьи |
1 |
1 |
1 |
1 |
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ |
Мероприятие |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Дата проведения |
Ответственный |
1. |
День солидарности в борьбе с терроризмом |
1 |
1 |
1 |
1 |
03.09.21 |
Советник по ВР, старшие вожатые |
2. |
Операция «Кормушка» |
1 |
1 |
1 |
1 |
Осень-зима 2022 |
Старшие вожатые |
3. |
Акция Всемирный день чистоты |
1 |
1 |
1 |
1 |
18.09.21 |
Старшие вожатые |
4. |
Всемирный день защиты животных |
1 |
1 |
1 |
1 |
03.10.21 |
Классные руководители |
5. |
Международный день толерантности |
1 |
1 |
1 |
1 |
16.11.21 |
Старшие вожатые |
6. |
Международный день инвалидов (тематические классные часы) |
1 |
1 |
1 |
1 |
03.12.21 |
Классные руководители |
7. |
Международный день добровольца в России |
1 |
1 |
1 |
1 |
05.12.21 |
Старшие вожатые |
8. |
Эстафета добрых дел. |
1 |
1 |
1 |
1 |
Январь 2022 |
Старшие вожатые |
9. |
Международный День семьи |
1 |
1 |
1 |
1 |
15.05.22 |
Классные руководители |
|
ИТОГО |
9 |
9 |
9 |
9 |
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.