РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя первая экология»
(1 год, 8-10 лет)
1. Пояснительная записка.
Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.
Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Поэтому в образование был введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) для использования различных форм и способов ведения образовательной деятельности.
ФГОС является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным Правительством Российской Федерации. Он разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.
Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны. Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий, предусмотренных Стандартом для индивидуального развития каждого обучающегося, обеспечит рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития детей.
В основе Стандарта лежит признание ценностно-нравственного и системообразующего значения образования современного российского общества, удовлетворение актуальных и перспективных потребностей личности и общества.
В основу Стандарта положен системно - деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.
Он предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям общества на основе толерантности, ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Системно - деятельностный подход создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Одним из направлений ФГОС для организации образовательного процесса в начальной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций, профориентацию. Приведённые в Базисном учебном плане направления внеурочной деятельности охватывают широкий спектр общеобразовательных программ, формирующих мировоззрение, содействующих социализации, позволяющих углублять знания в определённой профессиональной области.
Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в начальной школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.
Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с младшими школьниками, одной из приоритетной целей, которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.
Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.
Актуальность и педагогическая целесообразность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с экологической направленностью для младших школьников.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.
Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, компьютерных классов, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.
Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.
Цель программы: формирование у воспитанников на интеллектуальной и эмоционально-чувственной основе сознательного, нравственно-этического отношения к окружающей среде.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.
Развивающие:
1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
2. Развивать индивидуальные способности детей.
3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.
Воспитательные:
1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.
Отличительная особенность программы состоит в повышении эффективности экологической и краеведческой работы с младшими школьниками, что позволяет подготовить их к участию в эколого-краеведческой деятельности на последующих этапах образования.
Сроки реализации программы и возраст воспитанников
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Формы и режим занятий
Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия творческого объединения проводятся один раз в неделю по 1 академическому часу.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровьесберегающего характера.
2. Тематический план программы
№ п/п |
часы |
Темы
|
Разделы
|
Кол-во часов |
Характеристика деятельности учащихся
|
Дата |
1 |
2ч |
Тайны за горизонтом |
*Кто открыл Австралию? *Существует ли жизнь в Антарктиде? *Где родина фигового дерева? |
1 |
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, строить логическое рассуждение, оценивать правильность выполнения действий. |
|
2 |
4ч |
Жили-были динозавры... и не только они |
*Голубые лягушки. * Когда появились первые рептилии? *Какими были первые рыбы? *Как улитка строит свой панцирь? *Где живут «карманные динозавры?» |
2
|
Формирование умения правильно использовать монологическую речь для решения различных задач в сотрудничестве с учителем, формирование собственной позиции. |
|
3 |
4 ч |
Тайны камней |
*Разнообразие камней. *Айсберг. Что такое коралловый остров? *Где находится самая большая и самая глубокая пещера? *Сады камней. минералов.
|
2 |
Развитие умения строить сообщения в устной форме, развитие монологической речи, стремиться к сотрудничеству. |
|
4 |
8 ч |
Загадки растений |
*Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?) *Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др. *Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора. *Охрана лекарственных растений. *Почему оливу называют деревом мира? |
4 |
Воспитание позитивного отношения к школе, следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
|
5 |
2 ч |
Эти удивительные животные |
*«Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Выхухоль. *Красная книга Краснодарского края. *Разумные дельфины.
|
1
|
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
|
6 |
8ч |
Планета насекомых |
*Обладают ли кузнечики слухом? *Почему комар считается злейшим врагом человека? *Муравьи и их квартиранты. *Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
|
4
|
Развитие умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, учитывать характер сделанных ошибок. |
|
7 |
12 ч |
Загадки под водой и под землей |
*Что такое ракушка-прилипала? *Как передвигается осьминог? *Что такое насекомоядные растения? *Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая? *Может ли вода течь в гору? *Почему некоторые животные выглядят как растения? |
6 |
|
|
8 |
2 ч |
Животные-рекордсмены |
*Интересные сведения о животных и их особенностях
|
1
|
Развитие умения ориентироваться в разнообразных способах решения задач, проводить сравнение, учитывать разные мнения, стремиться к сотрудничеству, адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей. |
|
9 |
8 ч |
Тайны за горизонтом |
*Атлантида – сказка или реальность. *Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? *Что такое семь чудес света? |
4 |
|
|
10 |
10 ч |
Жили-были динозавры... и не только они |
*Что такое ледниковый период? * Как нашли ископаемого мамонта? * Что такое меловые отложения? *Голубые киты - миф или реальность? *Что такое сухопутный крокодил? |
5 |
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школьной действительности, устойчивое следование в поведении моральным нормам. |
|
11 |
8 ч |
Тайны камней |
*Дольмены – что это? *Откуда взялись статуи на острове Пасха? *Почему нефрит называют национальным камнем Китая? *Откуда взялись алмазы?
|
4
|
результаты олимпиад;
участие в научно-практических конференциях
|
|
|
|
Итого |
|
34 |
|
|
3.Содержание программы
1. Тайны за горизонтом (2 ч).
Аудиторное занятие: Кто открыл Австралию?
Внеаудиторное занятие: Существует ли жизнь в Антарктиде?
Где родина фигового дерева? Практические работы с картой.
2. Жили-были динозавры... и не только они (4 ч).
Аудиторное занятие: Голубые лягушки.
Аудиторное занятие: Когда появились первые рептилии?
Внеаудиторное занятие: Какими были первые рыбы?
Внеаудиторное занятие: Как улитка строит свой панцирь? Где живут «карманные динозавры?»
3. Тайны камней (4 ч).
Аудиторное занятие: Разнообразие камней. Айсберг.
Аудиторное занятие: Что такое коралловый остров?
Внеаудиторное занятие: Где находится самая большая и самая глубокая пещера?
Внеаудиторное занятие: Сады камней.
Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4. Загадки растений (8 ч).
Аудиторное занятие: Растения - путешественники? (Что такое эвкалипт?)
Аудиторное занятие: Кактусы. Эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, купальница европейская, ландыш, колокольчики и др.
Аудиторное занятие: Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка), их важнейшие свойства, правила сбора.
Аудиторное занятие: Охрана лекарственных растений.
Внеаудиторное занятие: Почему оливу называют деревом мира?
Внеаудиторное занятие: (3часа) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в природу для знакомства с местной флорой
5. Эти удивительные животные (2 ч).
Аудиторное занятие: «Речные лошади» (бегемоты, среда их обитания.) Внеаудиторное занятие: Выхухоль. Красная книга краснодарского края.. Разумные дельфины.
6. Планета насекомых (8 ч).
Аудиторное занятие: Обладают ли кузнечики слухом?
Аудиторное занятие: Почему комар считается злейшим врагом человека?
Аудиторное занятие: Муравьи и их квартиранты.
Аудиторное занятие: Какие из бабочек имеют хвостики и крылышки?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание насекомых в коллекции.
Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в краеведческий или зоологический музей для ознакомления с энтомологическими коллекциями.
7. Загадки под водой и под землей (12 ч).
Аудиторное занятие: Что такое ракушка-прилипала?
Аудиторное занятие: Как передвигается осьминог?
Аудиторное занятие: Что такое насекомоядные растения?
Аудиторное занятие: Что называют гейзерами? Почему вода в гейзерах горячая?
Аудиторное занятие: Может ли вода течь в гору?
Аудиторное занятие: Почему некоторые животные выглядят как растения?
Внеаудиторное занятие: (6 часов) Рекомендуемые внеурочные экскурсии: в морской аквариум, дельфинарий, зоологический музей для знакомства с морской фауной.
8. Животные-рекордсмены (2 ч).
Аудиторное занятие: Интересные сведения о животных и их особенностях.
Внеаудиторное занятие:
9 . Тайны за горизонтом (8 ч).
Аудиторное занятие: Атлантида – сказка или реальность.
Аудиторное занятие: Что такое водопад?
Аудиторное занятие: Как образовалось Чёрное и Каспийское моря?
Аудиторное занятие: Что такое семь чудес света?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы с картой.
10. Жили-были динозавры... и не только они (10 ч).
Аудиторное занятие: Что такое ледниковый период?
Аудиторное занятие: Как нашли ископаемого мамонта?
Аудиторное занятие: Что такое меловые отложения?
Аудиторное занятие: Голубые киты - миф или реальность?
Аудиторное занятие: Что такое сухопутный крокодил?
Внеаудиторное занятие: (5 часов) Практическая работа: рассматривание окаменелостей.
11. Тайны камней (8 ч).
Аудиторное занятие: Дольмены – что это?
Аудиторное занятие: Откуда взялись статуи на острове Пасха?
Аудиторное занятие: Почему нефрит называют национальным камнем Китая?
Аудиторное занятие: Откуда взялись алмазы?
Внеаудиторное занятие: (4 часа) Практические работы: рассматривание образцов (кремень, янтарь, каменная соль и т. д.).
4 Предполагаемые результаты реализации программы.
Результативность. Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.
Результаты изучения курса представлены следующим образом:
предметные;
метапредметные;
личностные.
Личностными результатами являются:
· интерес к познанию мира природы;
· потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
· осознание места и роли человека в биосфере как существа биосоциального;
· преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой
с точки зрения экологической допустимости;
· установка на безопасный здоровый образ жизни.
Метапредметными результатами являются:
· способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
· способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
· осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
· способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами являются:
· усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
· владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младших школьников), необходимым для дальнейшего образования в области естественно – научных дисциплин;
· умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.
Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта решения задач по различным направлениям. Результат выражается в позитивном отношении детей к базовым ценностям общества, в частности к природе.
Второй уровень результатов проявляется в активном использовании школьниками своих знаний, приобретении опыта самостоятельного поиска информации, систематизации и оформлении интересующей информации, ценностного отношения к природе и окружающему миру.
Третий уровень результатов предполагает получение школьниками самостоятельного опыта экологической деятельности. Он проявляется в участии детей в различных природоведческих конкурсах, викторинах, выполнение творческих работ и проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.
Учащиеся должны знать:
-наиболее типичных представителей животного мира России,
-какую пользу приносят представители животного мира;
-некоторые пословицы, поговорки, загадки о животных;
- планета Земля - наш большой дом;
- Солнце - источник жизни на Земле;
- неживое и живое в природе;
-основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
- самоценность любого организма;
- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
- значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
- многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
- основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
-организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
- человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
-условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
- различия съедобных и несъедобных грибов;
- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
-способы сохранения окружающей природы;
- что такое наблюдение и опыт;
- экология - наука об общем доме;
- экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
- узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
-ухаживать за домашними животными и птицами;
- выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
- применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
- ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
- составлять экологические модели, трофические цепи;
- доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
- заботиться о здоровом образе жизни;
- заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
- предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
-улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
- осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
- наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.
5 Формы контроля.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.
6.Методические рекомендации.
При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий. Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий. Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.
7.Описание материально-технического обеспечения программы.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения. |
Количество. |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция). |
||
1.
2.
3.
4.
5. |
Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет [Текст]/ Т. М. Бондаренко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. – 159с. Гаврина, С. Е. 100 кроссвордов о растениях и животных [Текст]/ С. Е. Гаврина. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 120с. Лободина, Н. В. Экологическое воспитание в начальной школе [Текст]/ Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 266с. Черемисина, Л. Д. Основы экологии – младшим школьникам [Текст]/ Л. Д. Черемисина. – Москва: АРКТИ, 2006. – 88с. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/ М. И. Нагибина - Ярославль: академия развития, 1997. – 134с
|
|
Печатные пособия. |
||
1. |
Картинки по тематике, определённой примерной программой кружка. |
|
2. 3.
|
Справочная литература Красная книга Кубани |
|
Технические средства обучения. |
||
1
2
3
4
|
Классная доска Мультимедийный проектор . Компьютер. Экран.
|
|
Экранно-звуковые пособия. |
||
1
2
|
Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения . Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения . |
|
Игры и игрушки. |
||
1 |
Настольные развивающие игры, викторины. |
|
Оборудование класса. |
||
1
2
3
4
|
Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Классная доска |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.