Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»
Рассмотрено на заседании МО учителей математики, информатики и физики Протокол № 7 от «29» 05. 2021 г. |
Принято на педагогическом совете Протокол № 9 от «31» 05. 2021 г.
|
Утверждено приказом №383 от «01» 06. 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Олимпиадная физика»
Классы: 7-11
Год реализации: 2021-2022 учебный год
Количество часов: 7 класс – 2 часа в неделю, всего 70
8 класс – 2 часа в неделю, всего 70
9 класс – 2 часа в неделю, всего 70
10 класс – 2 часа в неделю, всего 70
11 класс – 2 часа в неделю, всего 70
Авторы-составители: Воронюк Елена Васильевна, Анчугова Елена Гавриловна
Программа разработана на основе программы проекта сетевой олимпиадной школы «Физтех-регионам» (одобрена МФТИ от 01.09.2019г.), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СШ «Земля родная»
Новый Уренгой
2021
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» для 7-11 классов составлена в соответствии с Программой обучения дополнительного образования детей в сетевой олимпиадной школе «Физтех-регионам», учитывающей рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии по физике. Данная программа направлена на подготовку учащихся к муниципальным и региональным этапам Всероссийской олимпиады школьников, Олимпиады имени Дж. Максвелла и олимпиаде «Физтех».
Базовая программа физики для 7-11 классов рассчитана на 68-105 часов в учебном году, что недостаточно для осмысленного подхода к решению физических, экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач. В дополнение к ней, программа курса внеурочной деятельности углубляет и систематизирует знания учащихся по курсу физики 7-11 классов школьной программы, а также нацелена на формирование достаточного уровня знаний, связанных с расширенным изучением физики. Программа может быть использована в качестве компонента системы предпрофильной подготовки, содействующей самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения и способа образования. В соответствии с «Концепцией развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе и комплекса мер по ее реализации» актуальность курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» очевидна. Курс формирует навыки решения физических задач, такие как: описание процессов с опорой на физические законы и формулы, составление математических моделей задач, составление уравнений и решение полученных систем. Повторение и углубление теоретических знаний подкрепляется заданиями, формирующими умения и навыки, такие как анализ ситуации, сравнение, обобщение, умение организовать свою работу, выделять главное, самостоятельно подбирать методы и алгоритмы решения задач и реализовывать их. Стандарты нового поколения ставят перед школой в качестве одной из основных задач воспитание личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, и в конечном итоге, конкурентоспособность современного выпускника. Данная задача может быть достигнута через систему внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности призвана, прежде всего, раскрыть и развить индивидуальные особенности и склонности ребенка, содействовать самореализации и самосовершенствованию личности, предложив индивидуальную образовательную траекторию, нацелив учащегося на взаимодействие и сотрудничество с педагогами образовательного учреждения, специалистами в выбранной сфере, родителями.
Программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» направлена на развитие индивидуальных творческих, интеллектуальных способностей учащихся. На уроках физики учащиеся рассматривают основные вопросы в рамках предложенной образовательной программы, в то время как в группе дополнительной внеурочной деятельности учащиеся смогут не только удовлетворить свои познавательные потребности, получить навыки исследовательской деятельности, развить способность самостоятельного поиска информации, обработки информации, осмысления полученных результатов в процессе сравнения и обобщения, научиться работать с разнообразными текстами, но и достичь личностных результатов посредством участия в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах по физике.
Целью проекта «Физтех-регионам» является поиск, сопровождение и поддержка талантливых школьников из регионов России и развитие олимпиадного движения. Поддержка осуществляется посредством одноименного портала: https://os.mipt.ru/#/. На портале проекта представлены:
1. Сокращенные программы обучения по классам (7 - 10) со списком тем и оптимальными сроками их прохождения для подготовки к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по физике.
2. Видеоконтент, записанный для каждой темы программы, включающий:
o видеолекции с изложением основных положений теории;
o видеосеминары с примерами решения базовых задач;
o видеосеминары с примерами решения олимпиадных задач;
o видеозадания для подготовки к экспериментальному туру Всероссийской олимпиады школьников по физике с описанием используемого оборудования;
o видео, содержащее решение одной или нескольких задач экспериментального тура.
3. Методические материалы в формате pdf файлов, дополняющие видеозаписи занятий:
o краткое методическое пособие, содержащее в себе основные теоретические положения и примеры;
o условия задач, которые разбираются на видеосеминарах;
o подборка задач к каждой теме для самостоятельного решения или решения под руководством преподавателя;
o условия экспериментальных заданий, демонстрируемых на соответствующем видео.
4. Дополнительные видеоматериалы:
o Курс экспериментальной физики.
o Культура построения графиков.
o Математика в физике.
Педагогическая целесообразность программы «Олимпиадная физика» заключается в следующем:
1. реализуется право ребенка на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в процессе образования и самообразования;
2. развиваются регулятивные (организационные), познавательные, творческие, коммуникативные способности, благодаря которым ученик приобретает способность создавать новые образовательные продукты, (социальные проекты, научно-исследовательские статьи, работы и др.)
3. создается индивидуальная образовательная траектория учащегося, благодаря которой он становится успешным в выбранной им области, т.к. в совместной деятельности учащегося и учителя важное место отводится воспитанию таких качеств личности ребенка, как ответственность, целеустремленность, доведение начатого дела до конца.
Программа рассчитана на учащихся 7-11 классов. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13-18 лет. Программа включает по 70 часов за каждый учебный год, 2 часа в неделю, итого 350 часов. Программа реализуется в течение учебного года и предусматривает подготовку учащихся к олимпиадам и конкурсам по физике. Курс предназначен для учащихся, интересующихся физикой и желающих повысить свой физический уровень, обеспечить результативное участие учащихся в предметных олимпиадах, физических турнирах, физических конкурсах и др.
Цель программы:
· создать условия для развития интереса учащихся к физике,
· развивать сообразительность, критичность мышления, системность и глубину знаний, физическую интуицию, логическое мышление, память.
· способствовать формированию навыков к исследовательской работе.
Задачи программы:
· сформировать представление о методах и способах решения олимпиадных задач;
· развить творческие способности учащихся;
· научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.
При проведении занятий и подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам можно выделить следующие этапы работы:
1) теоретический (знакомство учащихся с различными типами олимпиадных и конкурсных заданий, с правилами анализа и обобщения информации различных типов источников, с правилами работы с иллюстративными материалами);
2) практический (включает непосредственное участие в конкурсах различного уровня по физике);
3) рефлексивный (самоанализ учащимися проделанной работы, анализ результатов деятельности группы в целом).
Программа предусматривает следующие формы и режимы занятий: лекция, индивидуальные консультации, практические занятия, работа в группах по взаимопомощи.
Регионам, с которыми заключено Соглашение о сотрудничестве (партнерстве), дополнительно предоставляются следующие возможности:
Календарно-тематическое планирование и содержание учебного материала.
7 класс:
№ |
Темы |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Измерения. ( 4 часа) |
|||
1 |
Размерность физических величин |
Физические величины, размерность физических величин, единицы измерения, СИ, перевод из одних величин в другие |
2 |
2 |
Простые измерения |
Прямые и косвенные измерения, шкалы, цена деления, показания приборов, понятие погрешности, серии измерений, метод рядов |
2 |
2. Механическое движение ( 18 часов) |
|||
3 |
Равномерное движение |
Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. |
2 |
4 |
Средняя скорость |
Средняя скорость. Расчет средней скорости в различных условиях. |
4 |
5 |
Относительность движения |
Общее понятие об относительности движения. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно. |
2 |
6 |
Большое домашнее задание 1 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
7 |
Графики движения |
Графики зависимостей величин, описывающих движение. |
2 |
8 |
Культура построения графиков |
Работа с графиками, в т.ч. культура построения графиков. Чтение и анализ графиков. Перевод из одних координат в другие. |
2 |
9 |
Кинематические связи |
Кинематические связи. Твердое тело. Прямые натянутые нити. Натянутые нити в системах с блоками. Скольжение без отрыва и движение без проскальзывания. |
4 |
3. Масса . Плотность. ( 6 часов) |
|||
10 |
Объем, масса, плотность |
Масса. Плотность. Единицы измерения массы. Объём. Поверхностная и линейная плотности. Измерения массы, плотности и объема тел. |
2 |
11 |
Смеси и сплавы |
Смеси и сплавы. Сложение масс и объемов. Процентное соотношение. Насыпная плотность. Графики. |
2 |
12 |
Большое домашнее задание 2 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
4. Основы статики (14 часов) |
|||
13 |
Силы и расстановка сил |
Инерция. Взаимодействие тел. Силы в природе (тяжести, упругости, трения). Сложение параллельных сил. Равнодействующая. |
1 |
14 |
Условие равновесия |
Простые механизмы, блок, рычаг. |
3 |
15 |
Cистемы блоков |
Блоки. Подвижный и неподвижный блок. Система блоков. |
2 |
16 |
Закон Гука |
Закон Гука. Сила упругости. Жесткость тела Графики. |
1 |
17 |
Трение |
Сила сухого трения. Виды сил трения |
1 |
18 |
Правило моментов |
Момент силы. Правило моментов (для сил, лежащих в одной плоскости, и направленных вдоль параллельных прямых). |
4 |
19 |
Большое домашнее задание 3 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
5. Гидростатика (10 часов) |
|||
20 |
Давление, силы давления |
Сила давления. Закон Паскаля. Давление в жидкости. |
2 |
21 |
Сообщающиеся сосуды |
Общающиеся сосуды. Несжимаемость жидкость. Гидравлический пресс. |
1 |
22 |
Метод сил, действующих на дно |
Метод расстановки сил на дно. Плавание тел. |
3 |
23 |
Сила Архимеда |
Сила Архимеда. Сила Архимеда для тела неправильной формы. Сила Архимеда в частных случаях. Гидростатическое взвешивание. Воздухоплавание. |
2 |
24 |
Большое домашнее задание 4 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
6. Работа, энергия ( 10 часов) |
|||
25 |
Механическая работа, мощность, КПД |
Механическая работа. Мощность. Энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Золотое правило механики. КПД. |
2 |
26 |
Закон сохранения энергии |
Энергия, её виды. Закон сохранения полной механической энергии |
2 |
27 |
Большое домашнее задание 5 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
28 |
Метод виртуальных перемещений |
Метод виртуальных перемещений. Эффективная жёсткость системы. |
4 |
7. Решение псевдоэкспериментальных и экспериментальных задач (8 часов) |
|||
29 |
Механическое движение |
Псевдоэкспериментальные задачи на базе простых экспериментов по готовым таблицам снятых данных по обозначенным темам ( можно воспользоваться задачами региональной олимпиады Максвелла 2020-2021 учебного года ) |
2 |
30 |
Гидростатика и давление |
2 |
|
31 |
Работа и энергия |
2 |
|
32 |
Экспериментальные задачи. |
Подборка экспериментальных задач с общего раздела «Эксперимент» сайта https://os.mipt.ru/ |
2 |
8 класс:
№ |
Темы |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Тепловые явления. ( 12 часов) |
|||
1 |
Уравнение теплового баланса |
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Уравнение теплового баланса при охлаждении и нагревании. |
2 |
2 |
Фазовые переходы |
Агрегатные состояния вещества. Плавление. Удельная теплота плавления. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования. |
4 |
3 |
Теплопроводность и тепловые потери |
Мощность и КПД нагревателя. Мощность тепловых потерь. Уравнение теплового баланса с учетом фазовых переходов, подведенного тепла и потерь. |
4 |
4 |
Большое домашнее задание 1 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
2. Повторение материала 7 класса. ( 18 часов) |
|||
5 |
Относительность движения. Графики движения |
Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Графики зависимостей величин, описывающих движение. Работа с графиками. Общее понятие об относительности движения. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно. |
4 |
6 |
Статика без вращения. Правило моментов |
Простые механизмы, блок, рычаг. Момент силы. Правило моментов (для сил, лежащих в одной плоскости, и направленных вдоль параллельных прямых). Золотое правило механики. КПД. Системы блоков. Метод виртуальных перемещений. |
4 |
7 |
Гидростатика |
Основы гидростатики. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Гидравлический пресс. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Плавание тел. Метод расстановки сил на дно. Воздухоплавание. |
4 |
8 |
Разбор решений муниципального этапа олимпиады |
Подборка задач муниципального и регионального этапов олимпиады Максвелла за предыдущие годы за 7-8 класс. |
4 |
9 |
Большое домашнее задание 2 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
3. Постоянный ток. ( 24 часа) |
|||
10 |
Расчет параметров простых электрических цепей |
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет простых цепей постоянного тока. |
4 |
11 |
Расчет симметричных цепей |
Симметрия. Потенциал. Разность потенциалов. Типы симметрии. Правила оформления решения симметричных цепей. |
2 |
12 |
Эквивалентные схемы, цепи с перемычками |
Перемычки. Последовательность действий при расчете схем с перемычками. |
2 |
13 |
Бесконечные цепи |
Расчет сопротивлений бесконечных (полубесконечных) цепей. |
2 |
14 |
Большое домашнее задание 3 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
15 |
Электроизмерительные приборы |
Электроизмерительные приборы. Амперметр, вольтметр, омметр, мультиметр. Стандартные схемы подключения измерительных приборов. |
1 |
16 |
Общие методы расчета разветвленных цепей |
Расчет разветвлённых цепей. Метод объединения эквипотенциальных узлов. Метод разделения узлов. Мостиковые схемы. Преобразование «звезда — треугольник». Метод эквивалентного источника. Правила Кирхгофа для разветвленных цепей. Метод узловых потенциалов. |
6 |
17 |
Работа и мощность тока |
Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Ваттметр. |
1 |
18 |
Нелинейные элементы |
Вольтамперная характеристика (ВАХ). Идеальный и реальный резисторы. Статическое сопротивление. Полупроводниковый диод. Источник тока. |
2 |
19 |
Большое домашнее задание 4 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
4. Геометрическая оптика ( 12 часов) |
|||
20 |
Прямолинейное распространение света |
Границы применимости геометрической оптики. Основные понятия ГО. Виды источников света. Угловой размер объекта. |
2 |
21 |
Тени |
Тень и полутень. Затмения. Камера обскура. Яркость и четкость изображения. Радианная мера угла. Длина дуги окружности. Тригонометрические функции. Свойства окружности и касательных. |
1 |
22 |
Отражение света, зеркала |
Основные понятия и определения. Примеры стационарного и максимального оптических путей. Построение изображения в плоском зеркале. Область видимости изображений. Построение изображений в двух плоских зеркалах, расположенных под прямым углом друг к другу. Построение изображений в системе из двух плоских зеркал в общем случае. Количество изображений. |
2 |
23 |
Преломление света |
Преломление света. Основные понятия и определения. Закон Снеллиуса. Показатели преломления некоторых сред. Следствия из закона Снеллиуса. Дисперсия (зависимость показателя преломления от длины волны) |
2 |
24 |
Построения в линзах |
Линзы.
Виды линз. Двояковыпуклая линза. |
3 |
25 |
Большое домашнее задание 5 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
5. Решение псевдоэкспериментальных и экспериментальных задач (4 часа) |
|||
26 |
Псевдоэкспериментальные задачи |
Псевдоэкспериментальные задачи на базе простых экспериментов по готовым таблицам снятых данных по обозначенным темам (можно воспользоваться задачами региональной олимпиады Максвелла 2020-2021 учебного года ) |
2 |
27 |
Экспериментальные задачи. |
Подборка экспериментальных задач с общего раздела «Эксперимент» сайта https://os.mipt.ru/ |
2 |
9 класс:
№ |
Темы |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Кинематика ( 22 часа) |
|||
1 |
Прямолинейное равноускоренное движение |
Кинематика материальной точки. Системы отсчёта. Равномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равнопеременное движение. Свободное падение. |
3 |
2 |
Графики движения |
Графики движения (пути, перемещения, координат от времени); графики скорости, ускорения и их проекций в зависимости от времени и координат. |
3 |
3 |
Относительность движения |
Относительность движения. Закон сложения скоростей. Абсолютная, относительная и переносная скорость. |
2 |
4 |
Движение по окружности |
Движение по окружности. Нормальное и тангенциальное ускорение. Угловое перемещение и угловая скорость. |
2 |
5 |
Большое домашнее задание 1 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
6 |
Полеты, координатный метод |
Криволинейное равноускоренное движение. Полеты тел в поле однородной гравитации. Радиус кривизны траектории. Координатный метод решения задач. |
3 |
7 |
Полеты, векторный метод |
Геометрические методы решения задач кинематики. Треугольники перемещений и скоростей. Использование свойств медиан, площадей. Экстремальные параметры полета. |
3 |
8 |
Кинематические связи |
Кинематические связи (нерастяжимость нитей, скольжение без отрыва, движение без проскальзывания). Плоское движение твердого тела. |
2 |
9 |
Большое домашнее задание 2 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
2. Динамика (16 часов) |
|||
10 |
Законы Ньютона |
Динамика материальной точки. Силы. Векторное сложение сил. Законы Ньютона. |
2 |
11 |
Силы гравитации, спутники |
Гравитация. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Перегрузки и невесомость. Центр тяжести. |
2 |
12 |
Сила упругости, пружины |
Силы упругости пружины. Деформация. закон Гука. Жесткость пружины. Сила натяжения. Измерение сил. Упругость жидкостей и газов. |
2 |
13 |
Большое домашнее задание 3 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
14 |
Силы трения и сопротивления среды |
Силы сухого трения. Закон Кулона-Амонтона. Эффект застоя. Конус трения. Виды сил трения. Силы сопротивления при движении в жидкости и газе. |
2 |
15 |
Неинерциальные системы отсчета |
Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции при ускоренном поступательном движении системы отсчета. Силы инерции, действующие на тело, покоящееся во вращающейся системе отсчета. Силы Кориолиса. Эффективная гравитация. |
2 |
16 |
Динамика систем с кинематическими связями |
Кинематические связи. Твердое тело. Прямые натянутые нити. Натянутые нити в системах с блоками. Скольжение без отрыва и движение без проскальзывания. Применение законов Ньютона к движению систем с учетом кинематических связей. |
4 |
3. Статика.(6 часов) |
|||
17 |
Условие равновесия, правило моментов |
Статика. Условие покоя центра масс. . Условие, исключающее вращение тела. Статика в случае непараллельных сил. Устойчивое и неустойчивое равновесие. |
3 |
18 |
Центр тяжести |
Центр масс. Экспериментальное определение центра тяжести несимметричного тела. |
1 |
19 |
Большое домашнее задание 4 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
4. Законы сохранения (18 часов) |
|||
20 |
Импульс |
Импульс. |
2 |
21 |
Закон сохранения импульса |
Закон сохранения импульса. Центр масс. Теорема о движении центра масс. Реактивное движение. |
2 |
22 |
Механическая работа |
Работа. Мощность. |
1 |
23 |
Энергия, закон сохранения энергии |
Энергия (гравитационная, деформированной пружины). Закон сохранения энергии. Упругие и неупругие взаимодействия. Диссипация энергии. |
3 |
24 |
Большое домашнее задание 5 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
25 |
Столкновения |
Абсолютно упругие и неупругие соударения. Центральные и нецентральные удары. Переход в СЦМ в задачах на соударения. Общий алгоритм решения задач. Псевдоудары. Задачи с массивным телом. |
4 |
26 |
Совместное применение законов Ньютона и законов сохранения |
Классификация механических систем. Переменная сила реакции опоры при взаимодействии со стеной. Движение тел на нити по окружности. Случаи со стержнем. Мертвая петля. Колебания груза на пружине с трением о поверхность. Вычисление силы по графику зависимости потенциальной энергии от координаты. |
4 |
5. Решение олимпиадных задач по курсу физики 7-9 класс ( 8 часов) |
|||
27 |
Тепловые явления |
Повторение
основных понятий , формул, законов по теме «Тепловые явления» и подборка
олимпиадных задач из методической базы сайтов |
4 |
28 |
Постоянный ток. Электрические явления. |
Повторение
основных понятий , формул, законов по теме «Электрические явления» и
подборка олимпиадных задач из методической базы сайтов |
4 |
10 класс:
№ |
Темы |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Основы молекулярно-кинетической теории. ( 4 часа) |
|||
1 |
Атомы и молекулы. |
Основы МКТ. Закон Авогадро. Потенциальная энергия взаимодействия молекул. Основные термодинамические параметры. Температура. Броуновское движение. |
2 |
2 |
Основное уравнение МКТ. Столкновения молекул. |
Средние скорости молекул. Идеальный газ. Давление молекулы газа на стенку. Зависимость давления от объема и температуры. Длина свободного пробега. Эффузия. |
2 |
2. Уравнение состояния идеального газа. ( 12 часов) |
|||
3 |
Изопроцессы |
Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Изопроцессы. Закон. Дальтона. |
2 |
4 |
Системы с поршнями |
Равновесие в системе газ-поршень. |
4 |
5 |
Уравнения состояния и гидростатика |
Уравнение состояния и гидростатика. Взаимодействие газа и жидкости. |
4 |
6 |
Смеси газов |
Уравнение состояния. Смеси газов. Закона Дальтона. Тепловое равновесие |
2 |
3. Насыщенный пар, влажность. ( 4 часа) |
|||
7 |
Большое домашнее задание 1 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
8 |
Абсолютная и относительная влажность |
Равновесие фаз. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Фазовая диаграмма воды. Критическая точка. |
2 |
4. Дополнительные главы математики. (2 часа) |
|||
9 |
Дифференцирование |
Понятие функции. Определение производной. Мгновенная скорость тела. Производные элементарных функций. Свойства производной. Приближенное вычисление функций. |
2 |
5. Термодинамика. ( 14 часов) |
|||
10 |
Первое начало термодинамики |
Термодинамика. Термодинамическая система. Квазиравновесный процесс. Внутренняя энергия тела. Внутренняя энергия ТДС. Теплопередача. Количество теплоты. |
2 |
11 |
Теплоемкость процессов |
Теплоёмкость газовых процессов. Теплоемкость тела. Удельная теплоемкость вещества. Молярная теплоемкость вещества. Вычисление молярных теплоемкостей в различных процессах. Формула Майера. Уравнение Пуассона. Теплоемкость газа в произвольном процесс. Уравнение политропы. |
2 |
12 |
Полная энергия системы. Быстрые процессы |
Полная энергия системы. Быстрые процессы. Закон сохранения полной энергии системы. Неквазистатические процессы. Уравнение Бернулли. Уравнение непрерывности. |
2 |
13 |
Большое домашнее задание 2 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
14 |
Тепловые машины. КПД циклов |
Тепловые машины. КПД циклов. Принцип работы теплового двигателя. Работа в изотермическом и адиабатическом процессах. КПД цикла Карно. |
2 |
15 |
Теорема Карно. Второе начало термодинамики |
Второе начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Теорема Карно и её доказательство. Следствие из теоремы Карно. Холодильные машины. |
2 |
16 |
Большое домашнее задание 3 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
6. Дополнительные главы математики. (2 часа) |
|||
17 |
Интегрирование |
Определение интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площадей и объемов. Поиск центра масс. Интегралы элементарных функций. Свойства интегралов. Замена переменной и интегрирование по частям. |
2 |
7. Электростатика ( 4 часа) |
|||
18 |
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса |
Электромагнитные взаимодействия. Взаимодействие протонов и электронов. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Теорема Гаусса. Напряженность электрического поля. Силовые линии. Поле точечного заряда, сферы, плоскости. Равномерно заряженная сфера. Бесконечная, равномерно заряженная плоскость. Принцип суперпозиции. |
2 |
19 |
Потенциалы. Движение заряженных частиц |
Закон сохранения механической энергии. Потенциал. Потенциал поля точечного заряда. Принцип суперпозиции. Эквипотенциальные поверхности. Связь напряженности и разности потенциалов. . Потенциал электрического поля равномерно заряженной сферы. Движение заряда в однородном поле. Движение заряда в кулоновском поле. Законы сохранения. Теорема об изменении импульса. Потенциальная энергия системы зарядов. Система центра масс. |
2 |
8. Проводники и диэлектрики в электрическом поле. ( 8 часов) |
|||
20 |
Проводники в электрическом поле. Заряженные сферы. Теорема единственности. |
Проводники. Свободные электроны. Индукционные заряды. Электростатическая индукция. Поле и заряды внутри проводника. Электростатическая защита. Поле вблизи поверхности проводника. Заряд в полости внутри проводника. Генератор Ван-дер-Граафа. Напряженность электрического поля. Теорема единственности. |
2 |
21 |
Системы заряженных плоскостей. Электрическая емкость. Емкость конденсатора |
Напряженность поля, поверхностная плотность заряда, свойства проводящих пластин . Емкость уединенного проводника . Энергия уединенного проводника. Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Энергия конденсатора. Объемная плотность энергии электрического поля |
2 |
22 |
Диэлектрики. Энергия электрического поля |
Диэлектрики. Диэлектрическая проницаемость. Микроскопическое строение диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Электростатика диэлектриков. Условия на границе раздела. Энергия электрического поля. Плотность энергии электрического поля. |
2 |
23 |
Большое домашнее задание 4 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
9. Постоянный ток ( 12 часов) |
|||
24 |
Правила Кирхгофа для разветвленной цепи. |
Напряжение и ЭДС. Внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи. Правила Кирхгофа. |
2 |
25 |
Конденсаторы в установившемся режиме |
Конденсаторы в установившемся режиме. Цепи с конденсаторами. |
2 |
26 |
Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях |
Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях |
2 |
27 |
Большое домашнее задание 5 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
28 |
Расчет сложных цепей. Цепи с конденсаторами. |
ЭДС. Методы расчета цепей постоянного тока (в т.ч. правила Кирхгофа, методы узловых потенциалов, эквивалентного источника, наложения токов и т.п.). Нелинейные элементы. |
4 |
10. Дополнительные главы физики – 10 ( 8 часов) |
|||
29 |
Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения |
Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения. Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения. Избыточное давление под искривленной поверхностью, формула Лапласа. Явления на границах раздела |
2 |
30 |
Капиллярные явления |
Капиллярные явления. Мениски. Капиллярный эффект. Краевой угол. Смачивание. |
2 |
31 |
Упругие деформации |
Абсолютное и относительное удлинение. Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль Юнга. Объемная плотность энергии деформации. Диаграмма растяжения, предел прочности. |
2 |
32 |
Метод изображений |
Метод изображений при решении задач на электростатику. |
2 |
11 класс:
№ |
Темы |
Содержание |
Кол-во часов |
1. Электромагнетизм ( 14 часов) |
|||
1 |
Магнитное и электрическое поля |
Формирование
магнитного поля. Индукция магнитного поля. Силовые линии магнитного поля.
Правило правой руки. Формула вычисления индукции. Связь величины индукции магнитного
поля с напряженностью электрического поля. Порядок величин полей. Принцип
суперпозиции. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитного поля в центре кольца с
током. Магнитное поле на оси кольца с током. Соленоид. Бесконечный провод с
током. |
2 |
2 |
Сила Лоренца и сила Ампера |
Сила Лоренца. Период обращения частицы во внешнем магнитном поле. Движение заряда, влетающего под произвольным углом во внешнее магнитное поле. Сила Ампера. Рамка с током во внешнем магнитном поле, момент силы Ампера, действующей на неё. Устойчивость положения равновесия рамки с током во внешнем магнитном поле. Момент силы Ампера, действующей на плоскую рамку произвольной формы с током. |
2 |
3 |
Закон электромагнитной индукции |
Магнитный
поток . Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца. Причины изменения
магнитного потока через контур. |
4 |
4 |
RL-цепочки |
Индуктивность. Правило знаков. Индуктивность длинного соленоида. Взаимная индуктивность. Теорема о взаимности. Правило знаков для коэффициента взаимной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило знаков для ЭДС самоиндукции. Стационарные состояния. Энергия магнитного поля. Переходные процессы. Соединения катушек. Эффективная индуктивность |
4 |
5 |
Большое домашнее задание 1 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
2. Колебания ( 6 часов) |
|||
6 |
Гармонические колебания |
Колебания механические и электрические. Колебательные системы. Уравнение колебаний и его решение. Превращение энергии в колебательных процессах. |
2 |
7 |
Затухающие и вынужденные колебания |
Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс. |
2 |
8 |
Большое домашнее задание 2 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
3. Геометрическая оптика (10 часов) |
|||
9 |
Прямолинейное распространение света |
Границы применимости геометрической оптики. Основные понятия ГО. Виды источников света. Угловой размер объекта.Тень и полутень. Затмения. Камера обскура. Яркость и четкость изображения. |
1 |
10 |
Отражение и преломление света |
Стационарный и максимальный оптические пути. Построение изображения в плоском зеркале. Область видимости изображений. Построение изображений в в системе зеркал. Количество изображений. Преломление света. Основные понятия и определения. Закон Снеллиуса. Следствия из закона Снеллиуса. Дисперсия (зависимость показателя преломления от длины волны) |
3 |
11 |
Построения лучей в линзах |
Линзы.
Виды линз. Двояковыпуклая линза. |
2 |
12 |
Формула тонкой линзы |
Формула тонкой линзы. Системы линз. |
2 |
13 |
Большое домашнее задание 3 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
4. Повторение основных разделов физики – 1 часть. ( 10 часов) |
|||
14 |
Динамика |
Законы Ньютона. Силы гравитации, спутники. Сила упругости, пружины. Силы трения и сопротивления среды. |
2 |
15 |
Законы сохранения |
Закон сохранения импульса. Механическая работа. Энергия, закон сохранения энергии. Столкновения. |
2 |
16 |
Термодинамика. Тепловые машины, КПД. |
Первое начало термодинамики. Теплоемкость процессов. Полная энергия системы. Быстрые процессы. Тепловые машины. КПД циклов. Теорема Карно. Второе начало термодинамики. |
2 |
17 |
Электростатика. RC-цепочки. |
Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса. Потенциалы. Движение заряженных частиц. Проводники в электрическом поле. Заряженные сферы. Теорема единственности. Системы заряженных плоскостей. Электрическая емкость. Емкость конденсатора. Диэлектрики. Энергия электрического поля. Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях. |
2 |
18 |
Большое домашнее задание 4 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
5. Волновая и квантовая физика ( 16 часов) |
|||
19 |
Волновая оптика |
Волновые свойства света. Интерференция . дифракция, дисперсия, поляризация. Дифракционная решетка. |
4 |
20 |
Основы СТО |
Постулаты СТО. Релятивистское сокращение длины. Релятивистское удлинение времени события. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистское увеличение массы. Связь энергии и массы тела. |
4 |
21 |
Фотоэффект, волна де-Бройля |
Фотоэффект. Законы Столетова. Красная граница. Фотон. Энергия фотона. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Волна де-Бройля. |
4 |
22 |
Большое домашнее задание 5 |
Консультация, разбор ошибок и недочетов. |
2 |
6. Повторение основных разделов физики – 2 часть. ( 14 часов) |
|||
23 |
Механика |
Неинерциальные системы отсчета. Динамика систем с кинематическими связями. Совместное применение законов Ньютона и законов сохранения. |
4 |
24 |
Статика и гидростатика |
Условие равновесия, правило моментов. Центр тяжести, Давление. Закон Паскаля. Сила Архимеда. |
3 |
25 |
Термодинамика. |
Уравнение состояния идеального газа. Системы с поршнями. Смеси газов. Влажность воздуха. |
3 |
26 |
Электродинамика |
Расчет симметричных цепей. Эквивалентные схемы, цепи с перемычками. Бесконечные цепи. Общие методы расчета разветвленных цепей. Работа и мощность тока. Нелинейные элементы. |
4 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Ожидаемые результаты:
· формирование интереса к творческому процессу;
· умение логически рассуждать при решении задач;
· умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
· успешное выступление учащихся в олимпиадах, турнирах, конкурсах.
Способы определения результативности:
· внешняя оценка, т.е. определение уровня выступления на олимпиаде, конкурсе экспертной комиссией, определение индивидуального рейтинга;
· самооценка учащимся своих результатов (на основе входной диагностики и итоговых по четвертям).
· В конце учебного года школьник, успешно прошедший обучение в сетевой олимпиадной школе по программе «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам», получает сертификат, а по результатам выполненных БДЗ проводится награждение лучших участников проекта.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список литературы для учителя:
1. https://os.mipt.ru/#/
2. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Основы механики», 7 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2018
3. Лабораторные работы по физике/ А.А. Лукьянов, МФТИ, 2018
4. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления. Постоянный ток. Оптика», 8 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2019
5. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс/ Мякишев Г.Я. — М.: Дрофа, 2006
6. Физика в примерах и задачах/ Бутиков Е.И., Кондратьев А.С.— Физматлит, 2004
7. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008
8. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Механика», 9 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2021
Список литературы для обучающихся:
1. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Основы механики», 7 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2018
2. Лабораторные работы по физике/ А.А. Лукьянов, МФТИ, 2018
3. https://os.mipt.ru/#/
4. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления. Постоянный ток. Оптика», 8 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2019
5. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008
6. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Механика», 9 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2021
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.