Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» (7-11 класс)
Оценка 4.6

Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» (7-11 класс)

Оценка 4.6
Образовательные программы
docx
физика
7 кл—11 кл
30.04.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» (7-11 класс)
Программа курса "Олимпиадная физика" составлена на основе проекта «Олимпиадная сетевая школа «Физтех-регионам». Программа стала победителем регионального конкурса творческих разработок «Инновационные технологии в современной образовательной организации». Уникальным в проекте является доступность в обучении школьниками сложных тем, задач, экспериментов под руководством учителя. Благодаря составленной программе, темы систематизированы и выстроены в логическом порядке.
РабочаяПрограмма_ФИЗТЕХрегионам.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа «Земля родная»

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей

математики, информатики и физики                        

Протокол № 7

от «29» 05.  2021 г.       

Принято

на педагогическом совете

Протокол № 9

 от «31» 05. 2021 г.

 

Утверждено

 приказом №383

 от «01» 06. 2021 г.

 

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Олимпиадная физика»


Классы: 7-11

Год реализации: 2021-2022 учебный год

Количество часов: 7 класс – 2 часа в неделю, всего 70

                                8 класс – 2 часа в неделю, всего 70

 9 класс – 2 часа в неделю, всего 70

 10 класс – 2 часа в неделю, всего 70

 11 класс – 2 часа в неделю, всего 70

 

Авторы-составители: Воронюк Елена Васильевна, Анчугова Елена Гавриловна

 

Программа разработана на основе программы проекта сетевой олимпиадной школы «Физтех-регионам» (одобрена МФТИ от 01.09.2019г.), основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «СШ «Земля родная»

 

Новый Уренгой

2021

Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» для 7-11 классов составлена в соответствии с Программой обучения дополнительного образования детей в сетевой олимпиадной школе «Физтех-регионам», учитывающей рекомендаций Центральной предметно-методической комиссии по физике. Данная программа направлена на подготовку учащихся к муниципальным и региональным этапам Всероссийской олимпиады школьников, Олимпиады имени Дж. Максвелла и олимпиаде «Физтех».

Базовая программа физики для 7-11 классов рассчитана на 68-105 часов в учебном году, что недостаточно для осмысленного подхода к решению физических, экспериментальных и псевдоэкспериментальных задач. В дополнение к ней, программа курса внеурочной деятельности углубляет и систематизирует знания учащихся по курсу физики 7-11 классов школьной программы, а также нацелена на формирование достаточного уровня знаний, связанных с расширенным изучением физики. Программа может быть использована в качестве компонента системы предпрофильной подготовки, содействующей самоопределению обучающихся в выборе дальнейшего профиля обучения и способа образования.   В соответствии с «Концепцией развития физико-математического и IT-образования в Ямало-Ненецком автономном округе и комплекса мер по ее реализации» актуальность курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» очевидна.  Курс формирует навыки решения физических задач, такие как: описание процессов с опорой на физические законы и формулы, составление математических моделей задач, составление уравнений и решение полученных систем. Повторение и углубление теоретических знаний подкрепляется заданиями, формирующими умения и навыки, такие как анализ ситуации, сравнение, обобщение, умение организовать свою работу, выделять главное, самостоятельно подбирать методы и алгоритмы решения задач и реализовывать их. Стандарты нового поколения ставят перед школой в качестве одной из основных задач воспитание личности, формирования таких качеств, как самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, и в конечном итоге, конкурентоспособность современного выпускника. Данная задача может быть достигнута через систему внеурочной деятельности. Система внеурочной деятельности призвана, прежде всего, раскрыть и развить индивидуальные особенности и склонности ребенка, содействовать самореализации и самосовершенствованию личности, предложив индивидуальную образовательную траекторию, нацелив учащегося на взаимодействие и сотрудничество с педагогами образовательного учреждения, специалистами в выбранной сфере, родителями.

Программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» направлена на развитие индивидуальных творческих, интеллектуальных способностей учащихся. На уроках физики учащиеся рассматривают основные вопросы в рамках предложенной образовательной программы, в то время как в группе дополнительной внеурочной деятельности учащиеся смогут не только удовлетворить свои познавательные потребности, получить навыки исследовательской деятельности, развить способность самостоятельного поиска информации, обработки информации, осмысления полученных результатов в процессе сравнения и обобщения,  научиться работать с разнообразными текстами,  но и достичь личностных результатов посредством участия в различных интеллектуальных конкурсах и олимпиадах по физике.

Целью проекта «Физтех-регионам» является поиск, сопровождение и поддержка талантливых школьников из регионов России и развитие олимпиадного движения. Поддержка осуществляется посредством одноименного портала: https://os.mipt.ru/#/. На портале проекта представлены:

1.      Сокращенные программы обучения по классам (7 - 10) со списком тем и оптимальными сроками их прохождения для подготовки к различным этапам Всероссийской олимпиады школьников по физике.

2.      Видеоконтент, записанный для каждой темы программы, включающий:

o    видеолекции с изложением основных положений теории;

o    видеосеминары с примерами решения базовых задач;

o    видеосеминары с примерами решения олимпиадных задач;

o    видеозадания для подготовки к экспериментальному туру Всероссийской олимпиады школьников по физике с описанием используемого оборудования;

o    видео, содержащее решение одной или нескольких задач экспериментального тура.

3.      Методические материалы в формате pdf файлов, дополняющие видеозаписи занятий:

o    краткое методическое пособие, содержащее в себе основные теоретические положения и примеры;

o    условия задач, которые разбираются на видеосеминарах;

o    подборка задач к каждой теме для самостоятельного решения или решения под руководством преподавателя;

o    условия экспериментальных заданий, демонстрируемых на соответствующем видео.

4.      Дополнительные видеоматериалы:

o    Курс экспериментальной физики.

o    Культура построения графиков.

o    Математика в физике.

Педагогическая целесообразность программы «Олимпиадная физика» заключается в следующем:

1.      реализуется право ребенка на выбор или выявление индивидуального смысла и целей в процессе образования и самообразования;

2.      развиваются регулятивные (организационные), познавательные, творческие, коммуникативные способности, благодаря которым ученик приобретает способность создавать новые образовательные продукты, (социальные проекты, научно-исследовательские статьи, работы и др.)

3.      создается индивидуальная образовательная траектория учащегося, благодаря которой он становится успешным в выбранной им области, т.к. в совместной деятельности учащегося и учителя важное место отводится воспитанию таких качеств личности ребенка, как ответственность, целеустремленность, доведение начатого дела до конца.

Программа рассчитана на учащихся 7-11 классов. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: 13-18 лет. Программа включает по 70 часов за каждый учебный год, 2 часа в неделю, итого 350 часов.  Программа реализуется в течение учебного года и предусматривает подготовку учащихся к олимпиадам и конкурсам по физике. Курс предназначен для учащихся, интересующихся физикой и желающих повысить свой физический уровень, обеспечить результативное участие учащихся в предметных олимпиадах, физических турнирах, физических конкурсах и др.

Цель программы:

·           создать условия для развития интереса учащихся к физике,

·           развивать сообразительность, критичность мышления, системность и глубину знаний, физическую интуицию, логическое мышление, память.

·           способствовать формированию навыков к исследовательской работе.

 

Задачи программы:

·           сформировать представление о методах и способах решения олимпиадных задач;

·           развить творческие способности учащихся;

·           научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию.

 

При проведении занятий и подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам можно выделить следующие этапы работы:

1) теоретический (знакомство учащихся с различными типами олимпиадных и конкурсных заданий, с правилами анализа и обобщения информации различных типов источников, с правилами работы с иллюстративными материалами);

2) практический (включает непосредственное участие в конкурсах различного уровня по физике);

3) рефлексивный (самоанализ учащимися проделанной работы, анализ результатов деятельности группы в целом).

Программа предусматривает следующие формы и режимы занятий: лекция, индивидуальные консультации, практические занятия, работа в группах по взаимопомощи.

Регионам, с которыми заключено Соглашение о сотрудничестве (партнерстве), дополнительно предоставляются следующие возможности:

  • 5-8 домашних заданий для школьников, решения которых нужно загружать в личный кабинет ученика в виде pdf – файла. После проверки с результатами и рецензией можно будет ознакомиться в личном кабинете;
  • возможность взаимодействия с куратором класса (преподавателем МФТИ) по методическим и иным вопросам;
  • выезды в регионы преподавателей МФТИ для проведения очных занятий с школьниками по предварительной договоренности.

 

Календарно-тематическое планирование и содержание учебного материала.

7 класс:

№ 

Темы

Содержание

Кол-во часов

1.      Измерения.  ( 4 часа)

1

Размерность физических величин

Физические величины, размерность физических величин, единицы измерения, СИ, перевод из одних величин в другие

2

2

Простые измерения

Прямые и косвенные измерения, шкалы, цена деления, показания приборов, понятие погрешности, серии измерений, метод рядов

2

2.      Механическое движение ( 18 часов)

3

Равномерное движение

Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость.

2

4

Средняя скорость

Средняя скорость. Расчет средней скорости в различных условиях.

4

5

Относительность движения

Общее понятие об относительности движения. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно.

2

6

Большое домашнее задание 1

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

7

Графики движения

Графики зависимостей величин, описывающих движение.

2

8

Культура построения графиков

Работа с графиками, в т.ч. культура построения графиков. Чтение и анализ графиков. Перевод из одних координат в другие.

2

9

Кинематические связи

Кинематические связи. Твердое тело. Прямые натянутые нити. Натянутые нити в системах с блоками. Скольжение без отрыва и движение без проскальзывания.

4

3.      Масса . Плотность. ( 6 часов)

10

Объем, масса, плотность

Масса. Плотность. Единицы измерения массы. Объём. Поверхностная и линейная плотности. Измерения массы, плотности и объема тел.

2

11

Смеси и сплавы

Смеси и сплавы. Сложение масс и объемов. Процентное соотношение. Насыпная плотность. Графики.

2

12

Большое домашнее задание 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

4.      Основы статики (14 часов)

13

Силы и расстановка сил

Инерция. Взаимодействие тел. Силы в природе (тяжести, упругости, трения). Сложение параллельных сил. Равнодействующая.

1

14

Условие равновесия

Простые механизмы, блок, рычаг.

3

15

Cистемы блоков

Блоки. Подвижный и неподвижный блок. Система блоков.

2

16

Закон Гука

Закон Гука. Сила упругости. Жесткость тела Графики.

1

17

Трение

Сила сухого трения. Виды сил трения

1

18

Правило моментов

Момент силы. Правило моментов (для сил, лежащих в одной плоскости, и направленных вдоль параллельных  прямых).

4

19

Большое домашнее задание 3

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

5.      Гидростатика (10 часов)

20

Давление, силы давления

Сила давления. Закон Паскаля. Давление в жидкости.

2

21

Сообщающиеся сосуды

Общающиеся сосуды. Несжимаемость жидкость. Гидравлический пресс.

1

22

Метод сил, действующих на дно

Метод расстановки сил на дно. Плавание тел.

3

23

Сила Архимеда

Сила Архимеда. Сила Архимеда для тела неправильной формы. Сила Архимеда в частных случаях. Гидростатическое взвешивание. Воздухоплавание.

2

24

Большое домашнее задание 4

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

6.      Работа, энергия ( 10 часов)

25

Механическая работа, мощность, КПД

Механическая работа. Мощность. Энергия. Консервативные и неконсервативные силы. Золотое правило механики. КПД.

2

26

Закон сохранения энергии

Энергия, её виды. Закон сохранения полной механической энергии

2

27

Большое домашнее задание 5

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

28

Метод виртуальных перемещений

Метод виртуальных перемещений. Эффективная жёсткость системы.

4

7.      Решение псевдоэкспериментальных и экспериментальных  задач (8 часов)

29

Механическое движение

Псевдоэкспериментальные задачи на базе простых экспериментов по готовым таблицам снятых данных по обозначенным темам  ( можно воспользоваться задачами региональной олимпиады Максвелла 2020-2021 учебного года )

2

30

Гидростатика и давление

2

31

Работа и энергия

2

32

Экспериментальные задачи.

Подборка экспериментальных задач с общего раздела «Эксперимент» сайта https://os.mipt.ru/

2

 

 

8 класс:

№ 

Темы

Содержание

Кол-во часов

1.      Тепловые явления.  ( 12 часов)

1

Уравнение теплового баланса

Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества. Удельная теплота сгорания. Уравнение теплового баланса при охлаждении и нагревании.

2

2

Фазовые переходы

Агрегатные состояния вещества. Плавление. Удельная теплота плавления. Испарение. Кипение. Удельная теплота парообразования.

4

3

Теплопроводность и тепловые потери

Мощность и КПД нагревателя. Мощность тепловых потерь. Уравнение теплового баланса с учетом фазовых переходов, подведенного тепла и потерь.

4

4

Большое домашнее задание 1

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

2.      Повторение материала 7 класса. ( 18 часов)

5

Относительность движения. Графики движения

Механическое движение. Путь. Перемещение. Равномерное движение. Скорость. Средняя скорость. Графики зависимостей величин, описывающих движение. Работа с графиками. Общее понятие об относительности движения. Сложение скоростей для тел, движущихся параллельно.

4

6

Статика без вращения. Правило моментов

Простые механизмы, блок, рычаг. Момент силы. Правило моментов (для сил, лежащих в одной плоскости, и направленных вдоль параллельных прямых). Золотое правило механики. КПД. Системы блоков. Метод виртуальных перемещений.

4

7

Гидростатика

Основы гидростатики. Закон Паскаля. Атмосферное давление. Гидравлический пресс. Сообщающиеся сосуды. Закон Архимеда. Плавание тел. Метод расстановки сил на дно.  Воздухоплавание.

4

8

Разбор решений муниципального этапа олимпиады

Подборка задач муниципального и регионального этапов олимпиады Максвелла за предыдущие годы за 7-8 класс.  

4

9

Большое домашнее задание 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

3.      Постоянный ток. ( 24 часа)

10

Расчет параметров простых электрических цепей

Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные части. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление проводников. Удельное сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Расчет простых цепей постоянного тока.

4

11

Расчет симметричных цепей

Симметрия.  Потенциал. Разность потенциалов.  Типы симметрии. Правила  оформления решения симметричных цепей.

2

12

Эквивалентные схемы, цепи с перемычками

Перемычки. Последовательность действий при расчете схем с перемычками.

2

13

Бесконечные цепи

Расчет сопротивлений бесконечных (полубесконечных) цепей.

2

14

Большое домашнее задание 3

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

15

Электроизмерительные приборы

Электроизмерительные приборы. Амперметр, вольтметр, омметр, мультиметр. Стандартные схемы подключения измерительных приборов.

1

16

Общие методы расчета разветвленных цепей

Расчет разветвлённых цепей. Метод объединения эквипотенциальных узлов. Метод разделения узлов. Мостиковые схемы. Преобразование «звезда — треугольник». Метод эквивалентного источника. Правила Кирхгофа для разветвленных цепей. Метод узловых потенциалов.

6

17

Работа и мощность тока

Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. Ваттметр.

1

18

Нелинейные элементы

Вольтамперная характеристика (ВАХ). Идеальный  и реальный резисторы. Статическое сопротивление. Полупроводниковый диод. Источник тока.

2

19

Большое домашнее задание 4

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

4.      Геометрическая оптика ( 12 часов)

20

Прямолинейное распространение света

Границы применимости геометрической оптики. Основные понятия ГО. Виды источников света. Угловой размер объекта.

2

21

Тени

Тень и полутень. Затмения. Камера обскура. Яркость и четкость изображения.

Радианная мера угла. Длина дуги окружности. Тригонометрические функции.

Свойства окружности и касательных.

1

22

Отражение света, зеркала

Основные понятия и определения. Примеры стационарного и максимального оптических путей. Построение изображения в плоском зеркале. Область видимости изображений. Построение изображений в двух плоских зеркалах, расположенных под прямым углом друг к другу. Построение изображений в системе из двух плоских зеркал в общем случае. Количество изображений.

2

23

Преломление света

Преломление света. Основные понятия и определения. Закон Снеллиуса. Показатели преломления некоторых сред. Следствия из закона Снеллиуса. Дисперсия (зависимость показателя преломления от длины волны)

2

24

Построения в линзах

Линзы. Виды линз. Двояковыпуклая линза.
Приближение тонкой линзы. Принципы построения лучей для тонкой собирающей  и рассеивающей линз.
Фотоаппарат. Близорукость и дальнозоркость. Очки.

3

25

Большое домашнее задание 5

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

5.      Решение псевдоэкспериментальных и экспериментальных  задач (4 часа)

26

Псевдоэкспериментальные задачи

Псевдоэкспериментальные задачи на базе простых экспериментов по готовым таблицам снятых данных по обозначенным темам  (можно воспользоваться задачами региональной олимпиады Максвелла 2020-2021 учебного года )

2

27

Экспериментальные задачи.

Подборка экспериментальных задач с общего раздела «Эксперимент» сайта https://os.mipt.ru/

2

 

 

9 класс:

№ 

Темы

Содержание

Кол-во часов

1.      Кинематика ( 22 часа)

1

Прямолинейное равноускоренное движение

Кинематика материальной точки. Системы отсчёта. Равномерное движение. Средняя скорость. Мгновенная скорость. Ускорение. Прямолинейное равнопеременное движение. Свободное падение.

3

2

Графики движения

Графики движения (пути, перемещения, координат от времени); графики скорости, ускорения и их проекций в зависимости от времени и координат.

3

3

Относительность движения

Относительность движения. Закон сложения скоростей. Абсолютная, относительная и переносная скорость.

2

4

Движение по окружности

Движение по окружности. Нормальное и тангенциальное ускорение. Угловое перемещение и угловая скорость.

2

5

Большое домашнее задание 1

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

6

Полеты, координатный метод

Криволинейное равноускоренное движение. Полеты тел в поле однородной гравитации. Радиус кривизны траектории. Координатный метод решения задач.

3

7

Полеты, векторный метод

Геометрические методы решения задач кинематики.  Треугольники перемещений и скоростей. Использование свойств медиан, площадей. Экстремальные параметры полета.

3

8

Кинематические связи

Кинематические связи (нерастяжимость нитей, скольжение без отрыва, движение без проскальзывания). Плоское движение твердого тела.

2

9

Большое домашнее задание 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

2.      Динамика (16 часов)

10

Законы Ньютона

Динамика материальной точки. Силы. Векторное сложение сил. Законы Ньютона.

2

11

Силы гравитации, спутники

Гравитация. Закон Всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Перегрузки и невесомость. Центр тяжести.

2

12

Сила упругости, пружины

Силы упругости пружины. Деформация. закон Гука. Жесткость пружины.  Сила натяжения. Измерение сил. Упругость жидкостей и газов.

2

13

Большое домашнее задание 3

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

14

Силы трения и сопротивления среды

Силы сухого трения. Закон Кулона-Амонтона. Эффект застоя. Конус трения.  Виды сил трения. Силы сопротивления при движении в жидкости и газе.

2

15

Неинерциальные системы отсчета

Неинерциальные системы отсчета. Силы инерции при ускоренном поступательном движении системы отсчета. Силы инерции, действующие на тело, покоящееся во вращающейся системе отсчета. Силы Кориолиса. Эффективная гравитация.

2

16

Динамика систем с кинематическими связями

Кинематические связи. Твердое тело. Прямые натянутые нити. Натянутые нити в системах с блоками. Скольжение без отрыва и движение без проскальзывания. Применение законов Ньютона к движению систем с учетом кинематических связей.

4

3.      Статика.(6 часов)

17

Условие равновесия, правило моментов

Статика. Условие покоя центра масс. . Условие, исключающее вращение тела.  Статика в случае непараллельных сил. Устойчивое и неустойчивое равновесие.

3

18

Центр тяжести

Центр масс. Экспериментальное определение центра тяжести несимметричного тела.

1

19

Большое домашнее задание 4

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

4.      Законы сохранения (18 часов)

20

Импульс

Импульс.

2

21

Закон сохранения импульса

Закон сохранения импульса. Центр масс. Теорема о движении центра масс. Реактивное движение.

2

22

Механическая работа

Работа. Мощность.

1

23

Энергия, закон сохранения энергии

Энергия (гравитационная, деформированной пружины). Закон сохранения энергии. Упругие и неупругие взаимодействия. Диссипация энергии.

3

24

Большое домашнее задание 5

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

25

Столкновения

Абсолютно упругие и неупругие соударения. Центральные и нецентральные удары. Переход в СЦМ в задачах на соударения.  Общий алгоритм решения задач. Псевдоудары. Задачи с массивным телом.

4

26

Совместное применение законов Ньютона и законов сохранения

Классификация механических систем. Переменная сила реакции опоры при взаимодействии со стеной. Движение тел на нити по окружности. Случаи со стержнем. Мертвая петля. Колебания груза на пружине с трением о поверхность. Вычисление силы по графику зависимости потенциальной энергии от координаты.

4

5.      Решение олимпиадных задач по  курсу физики 7-9 класс ( 8 часов)

27

Тепловые явления

Повторение основных понятий , формул, законов по теме «Тепловые явления» и подборка  олимпиадных задач из  методической базы сайтов
 
https://os.mipt.ru/#/ и https://olimpiada.ru/.

4

28

Постоянный ток. Электрические явления.

Повторение основных понятий , формул, законов по теме «Электрические явления» и подборка  олимпиадных задач из  методической базы сайтов
 
https://os.mipt.ru/#/ и https://olimpiada.ru/.

4

 

 

10 класс:

№ 

Темы

Содержание

Кол-во часов

1.      Основы молекулярно-кинетической теории. ( 4 часа)

1

Атомы и молекулы.

Основы МКТ. Закон Авогадро. Потенциальная энергия взаимодействия молекул. Основные термодинамические параметры. Температура. Броуновское движение.

2

2

Основное уравнение МКТ. Столкновения молекул.

Средние скорости молекул. Идеальный газ. Давление молекулы газа на стенку. Зависимость давления от объема и температуры. Длина свободного пробега. Эффузия.

2

2.      Уравнение состояния идеального газа. ( 12 часов)

3

Изопроцессы

Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы. Изопроцессы. Закон. Дальтона.

2

4

Системы с поршнями

Равновесие в системе газ-поршень.

4

5

Уравнения состояния и гидростатика

Уравнение состояния и гидростатика. Взаимодействие газа и жидкости.

4

6

Смеси газов

Уравнение состояния. Смеси газов.  Закона Дальтона.  Тепловое равновесие

2

3.      Насыщенный пар, влажность. ( 4 часа)

7

Большое домашнее задание 1

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

8

Абсолютная и относительная влажность

Равновесие фаз. Насыщенный пар. Давление насыщенного пара. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха. Абсолютная и относительная  влажность воздуха. Удельная теплота парообразования. Фазовая диаграмма воды. Критическая точка.

2

4.      Дополнительные главы математики. (2 часа)

9

Дифференцирование

Понятие функции. Определение производной. Мгновенная скорость тела. Производные элементарных функций. Свойства производной. Приближенное вычисление функций.

2

5.      Термодинамика. ( 14 часов)

10

Первое начало термодинамики

Термодинамика.  Термодинамическая система.  Квазиравновесный процесс.  Внутренняя энергия тела. Внутренняя энергия ТДС. Теплопередача. Количество теплоты.

2

11

Теплоемкость процессов

Теплоёмкость газовых процессов. Теплоемкость тела. Удельная теплоемкость вещества. Молярная теплоемкость вещества. Вычисление молярных теплоемкостей в различных процессах. Формула Майера. Уравнение Пуассона. Теплоемкость газа в произвольном процесс. Уравнение политропы.

2

12

Полная энергия системы. Быстрые процессы

Полная энергия системы. Быстрые процессы. Закон сохранения полной энергии системы. Неквазистатические процессы.  Уравнение Бернулли. Уравнение непрерывности.

2

13

Большое домашнее задание 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

14

Тепловые машины. КПД циклов

Тепловые машины. КПД циклов. Принцип работы теплового двигателя. Работа в изотермическом и адиабатическом процессах. КПД цикла Карно.

2

15

Теорема Карно. Второе начало термодинамики

Второе начало термодинамики. Обратимые и необратимые процессы. Теорема Карно и её доказательство.  Следствие из теоремы Карно. Холодильные машины.

2

16

Большое домашнее задание 3

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

6.      Дополнительные главы математики. (2 часа)

17

Интегрирование

Определение интеграла. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площадей и объемов. Поиск центра масс. Интегралы элементарных функций. Свойства интегралов. Замена переменной и интегрирование по частям.

2

7.      Электростатика ( 4 часа)

18

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса

Электромагнитные  взаимодействия. Взаимодействие протонов и электронов. Электрический заряд. Закон сохранения заряда. Закон Кулона. Теорема Гаусса. Напряженность электрического поля. Силовые линии.  Поле точечного заряда, сферы, плоскости. Равномерно заряженная сфера. Бесконечная, равномерно заряженная плоскость. Принцип суперпозиции. 

2

19

Потенциалы. Движение заряженных частиц

Закон сохранения механической энергии. Потенциал. Потенциал поля точечного заряда.  Принцип суперпозиции. Эквипотенциальные поверхности. Связь напряженности и разности потенциалов. . Потенциал электрического поля равномерно заряженной сферы. Движение заряда в однородном поле. Движение заряда в кулоновском поле. Законы сохранения. Теорема об изменении импульса. Потенциальная энергия системы зарядов. Система центра масс.

2

8.      Проводники и диэлектрики в электрическом поле. ( 8 часов)

20

Проводники в электрическом поле. Заряженные сферы. Теорема единственности.

Проводники. Свободные электроны. Индукционные заряды. Электростатическая индукция. Поле и заряды внутри проводника. Электростатическая защита. Поле вблизи поверхности проводника. Заряд в полости внутри проводника. Генератор  Ван-дер-Граафа. Напряженность электрического поля. Теорема единственности.

2

21

Системы заряженных плоскостей. Электрическая емкость. Емкость конденсатора

Напряженность поля, поверхностная плотность заряда, свойства проводящих пластин .  Емкость уединенного проводника . Энергия уединенного проводника.  Конденсаторы. Соединения конденсаторов. Энергия конденсатора. Объемная плотность энергии электрического поля

2

22

Диэлектрики. Энергия электрического поля

Диэлектрики. Диэлектрическая проницаемость. Микроскопическое строение диэлектриков. Поляризация диэлектриков. Электростатика диэлектриков. Условия на границе раздела. Энергия электрического поля. Плотность энергии электрического поля.

2

23

Большое домашнее задание 4

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

9.      Постоянный ток  ( 12 часов)

24

Правила Кирхгофа для разветвленной цепи.

Напряжение и ЭДС. Внутреннее сопротивление источника тока. Закон Ома для полной цепи. Закон Ома для участка цепи. Правила Кирхгофа.

2

25

Конденсаторы в установившемся режиме

Конденсаторы в установившемся режиме. Цепи с конденсаторами.

2

26

Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях

Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях

2

27

Большое домашнее задание 5

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

28

Расчет сложных цепей. Цепи с конденсаторами.

ЭДС. Методы расчета цепей постоянного тока (в т.ч. правила Кирхгофа, методы узловых потенциалов, эквивалентного источника, наложения токов и т.п.). Нелинейные элементы.

4

10.   Дополнительные главы физики – 10 ( 8 часов)

29

Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения

Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения. Поверхностная энергия. Силы поверхностного натяжения.  Избыточное давление под искривленной поверхностью, формула Лапласа.  Явления на границах раздела

2

30

Капиллярные явления

Капиллярные явления. Мениски. Капиллярный эффект. Краевой угол. Смачивание.

2

31

Упругие деформации

Абсолютное и относительное удлинение. Коэффициент Пуассона. Закон Гука. Модуль Юнга. Объемная плотность энергии деформации. Диаграмма растяжения, предел прочности.

2

32

Метод изображений

Метод изображений при решении задач на электростатику.

2

 

 

11 класс:

№ 

Темы

Содержание

Кол-во часов

1.      Электромагнетизм ( 14 часов)

1

Магнитное и электрическое поля

Формирование магнитного поля. Индукция магнитного поля. Силовые линии магнитного поля. Правило правой руки. Формула вычисления индукции. Связь величины индукции магнитного поля с напряженностью электрического поля. Порядок величин полей. Принцип суперпозиции. Закон Био-Савара-Лапласа. Магнитного поля в центре кольца с током. Магнитное поле на оси кольца с током. Соленоид. Бесконечный провод с током.
Магнит.

2

2

Сила Лоренца и сила Ампера

Сила Лоренца. Период обращения частицы во внешнем магнитном поле. Движение заряда, влетающего под произвольным углом во внешнее магнитное поле. Сила Ампера.  Рамка с током во внешнем магнитном поле, момент силы Ампера, действующей на неё. Устойчивость положения равновесия рамки с током во внешнем магнитном поле. Момент силы Ампера, действующей на плоскую рамку произвольной формы с током.

2

3

Закон электромагнитной индукции

Магнитный поток .  Закон электромагнитной индукции. Правило Ленца.  Причины изменения магнитного потока через контур.
ЭДС индукции в движущемся проводнике. ЭДС индукции в случае проводника лежащего в плоскости не перпендикулярной векторам скорости и индукции. ЭДС индукции для криволинейного проводника. Неподвижный контур в переменном магнитном поле. Вихревое электрическое поле.

4

4

RL-цепочки

Индуктивность. Правило знаков. Индуктивность длинного соленоида. Взаимная индуктивность. Теорема о взаимности. Правило знаков для коэффициента взаимной индукции. Закон электромагнитной индукции. Правило знаков для ЭДС самоиндукции. Стационарные состояния. Энергия магнитного поля. Переходные процессы. Соединения катушек. Эффективная индуктивность

4

5

Большое домашнее задание 1

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

2.      Колебания ( 6 часов)

6

Гармонические колебания     

Колебания механические и электрические. Колебательные системы. Уравнение колебаний и его решение. Превращение энергии в колебательных процессах.

2

7

Затухающие и вынужденные колебания

Затухающие и вынужденные колебания. Резонанс.

2

8

Большое домашнее задание 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

3.      Геометрическая оптика (10 часов)

9

Прямолинейное распространение света

Границы применимости геометрической оптики. Основные понятия ГО. Виды источников света. Угловой размер объекта.Тень и полутень. Затмения. Камера обскура. Яркость и четкость изображения.

1

10

Отражение и преломление света  

Стационарный и максимальный оптические пути. Построение изображения в плоском зеркале. Область видимости изображений. Построение изображений в в системе зеркал. Количество изображений. Преломление света. Основные понятия и определения. Закон Снеллиуса. Следствия из закона Снеллиуса. Дисперсия (зависимость показателя преломления от длины волны)

3

11

Построения лучей в линзах

Линзы. Виды линз. Двояковыпуклая линза.
Приближение тонкой линзы. Принципы построения лучей для тонкой собирающей  и рассеивающей линз. Фотоаппарат. Близорукость и дальнозоркость. Очки и оптические приборы.

2

12

Формула тонкой линзы

Формула тонкой линзы. Системы линз.

2

13

Большое домашнее задание 3

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

4.      Повторение основных разделов физики – 1 часть. ( 10 часов)

14

Динамика     

Законы Ньютона. Силы гравитации, спутники. Сила упругости, пружины. Силы трения и сопротивления среды.

2

15

Законы сохранения 

Закон сохранения импульса. Механическая работа. Энергия, закон сохранения энергии. Столкновения.

2

16

Термодинамика. Тепловые машины, КПД.           

Первое начало термодинамики. Теплоемкость процессов. Полная энергия системы. Быстрые процессы. Тепловые машины. КПД циклов. Теорема Карно. Второе начало термодинамики.

2

17

Электростатика. RC-цепочки.

Закон Кулона. Напряженность электрического поля. Теорема Гаусса. Потенциалы. Движение заряженных частиц. Проводники в электрическом поле. Заряженные сферы. Теорема единственности.

Системы заряженных плоскостей. Электрическая емкость. Емкость конденсатора. Диэлектрики. Энергия электрического поля. Выделение тепла в RC-цепях. Переходные процессы в RC-цепях.

2

18

Большое домашнее задание 4

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

5.      Волновая и квантовая физика ( 16 часов)

19

Волновая оптика     

Волновые свойства света. Интерференция . дифракция, дисперсия, поляризация. Дифракционная решетка.

4

20

Основы СТО

Постулаты СТО. Релятивистское сокращение длины. Релятивистское удлинение времени события. Релятивистский закон сложения скоростей. Релятивистское увеличение массы. Связь энергии и массы тела.

4

21

Фотоэффект, волна де-Бройля

Фотоэффект. Законы Столетова. Красная граница. Фотон. Энергия фотона. Уравнение Эйнштейна для внешнего фотоэффекта. Волна де-Бройля.

4

22

Большое домашнее задание 5

Консультация, разбор ошибок и недочетов.

2

6.      Повторение основных разделов физики – 2  часть. ( 14 часов)

23

Механика

Неинерциальные системы отсчета. Динамика систем с кинематическими связями. Совместное применение законов Ньютона и законов сохранения.

4

24

Статика и гидростатика

Условие равновесия, правило моментов. Центр тяжести, Давление. Закон Паскаля. Сила Архимеда.

3

25

Термодинамика.

Уравнение состояния идеального газа. Системы с поршнями. Смеси газов. Влажность воздуха.

3

26

Электродинамика

Расчет симметричных цепей. Эквивалентные схемы, цепи с перемычками. Бесконечные цепи. Общие методы расчета разветвленных цепей. Работа и мощность тока. Нелинейные элементы.

4

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся

Ожидаемые результаты:

·           формирование интереса к творческому процессу;

·           умение логически рассуждать при решении задач;

·           умение применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

·           успешное выступление учащихся в олимпиадах, турнирах, конкурсах.

 

Способы определения результативности:

·         внешняя оценка, т.е. определение уровня выступления на олимпиаде, конкурсе экспертной комиссией, определение индивидуального рейтинга;

·         самооценка учащимся своих результатов (на основе входной диагностики и итоговых по четвертям).

·         В конце учебного года школьник, успешно прошедший обучение в сетевой олимпиадной школе по программе «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам», получает сертификат, а по результатам выполненных БДЗ проводится награждение лучших участников проекта.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение

Список литературы для учителя:

1. https://os.mipt.ru/#/

2. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Основы механики», 7 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2018

3. Лабораторные работы по физике/ А.А. Лукьянов, МФТИ, 2018

4. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления. Постоянный ток. Оптика», 8 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2019

5. Учебник для углубленного изучения физики. Механика. 9 класс/ Мякишев Г.Я. — М.: Дрофа, 2006

6. Физика в примерах и задачах/ Бутиков Е.И., Кондратьев А.С.— Физматлит, 2004

7. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008

8. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Механика», 9 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2021

 

Список литературы для обучающихся:

1. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Основы механики», 7 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2018

2. Лабораторные работы по физике/ А.А. Лукьянов, МФТИ, 2018

3. https://os.mipt.ru/#/ 

4. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления. Постоянный ток. Оптика», 8 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2019

5. Задачи по физике/ Под редакцией О.Я. Савченко, — Новосибирск; Новосибирский государственный университет. 2008

6. Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Механика», 9 класс/ Под редакцией М.Ю. Замятнина. МФТИ, 2021

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа «Земля родная»

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» для 7-11 классов составлена в соответствии с

Пояснительная записка Программа курса внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам» для 7-11 классов составлена в соответствии с

Программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» направлена на развитие индивидуальных творческих, интеллектуальных способностей учащихся

Программа внеурочной деятельности «Олимпиадная физика» направлена на развитие индивидуальных творческих, интеллектуальных способностей учащихся

Курс экспериментальной физики. o

Курс экспериментальной физики. o

При проведении занятий и подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам можно выделить следующие этапы работы: 1) теоретический (знакомство учащихся с различными типами олимпиадных и конкурсных…

При проведении занятий и подготовке учащихся к конкурсам и олимпиадам можно выделить следующие этапы работы: 1) теоретический (знакомство учащихся с различными типами олимпиадных и конкурсных…

Простые измеренияПрямые и косвенные измерения, шкалы, цена деления, показания приборов, понятие погрешности, серии измерений, метод рядов 2

Простые измеренияПрямые и косвенные измерения, шкалы, цена деления, показания приборов, понятие погрешности, серии измерений, метод рядов 2

Консультация, разбор ошибок и недочетов

Консультация, разбор ошибок и недочетов

Излучение. Количество теплоты.

Излучение. Количество теплоты.

Эквивалентные схемы, цепи с перемычками

Эквивалентные схемы, цепи с перемычками

Построения в линзах Линзы. Виды линз

Построения в линзах Линзы. Виды линз

Экстремальные параметры полета

Экстремальные параметры полета

Механическая работа Работа. Мощность

Механическая работа Работа. Мощность

свободного пробега. Эффузия. 2

свободного пробега. Эффузия. 2

Второе начало термодинамики.

Второе начало термодинамики.

Большое домашнее задание 4 Консультация, разбор ошибок и недочетов

Большое домашнее задание 4 Консультация, разбор ошибок и недочетов

Порядок величин полей. Принцип суперпозиции

Порядок величин полей. Принцип суперпозиции

Угловой размер объекта.Тень и полутень

Угловой размер объекта.Тень и полутень

Основы СТО Постулаты СТО

Основы СТО Постулаты СТО

В конце учебного года школьник, успешно прошедший обучение в сетевой олимпиадной школе по программе «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам», получает сертификат, а по результатам…

В конце учебного года школьник, успешно прошедший обучение в сетевой олимпиадной школе по программе «Олимпиадная физика» в рамках проекта «Физтех-регионам», получает сертификат, а по результатам…

Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления

Сборник задач для подготовки к олимпиадам по физике «Тепловые явления
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2023