Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры России"
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры России"

Оценка 5
docx
26.03.2023
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры России"
Программа внеурочной деятельности.docx

                                             1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-4 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразовательных школ, начальная школа. Автор А.В. Бородина. Издательство -3, перераб.-М. МОФ ОПК 2016 год.

Актуальность изучаемой деятельности обусловлена целым радом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана третья причина — снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования путём включения и систематизации знаний об основах, истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина — это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории — определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными государствами и народами.

Одной из причин является рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающийся с 90-х гг. в России и за рубежом на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

Нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину, желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Цель  программы:  духовно-нравственное воспитание детей на основе сопряжения культуры, традиций и православия, создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.

Задачи программы:

- изучение православной религиозной традиции;

- изучение истории христианства;

- изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

- изучение православной этики;

- ознакомление с православным календарём

- ознакомление с особенностями церковного искусства;

- изучение устроения православного храма;

- ознакомление с особенностями православного богослужения

- формирование целостного восприятия мира;

- воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

- формирование культуры общения;

- предупреждение возможных тупиков личностного развития;

- воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

- выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

- предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

- воспитание патриотизма;

- формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

- духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

- приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

- расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

- оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественную культуру;

- возрождение православных основ семьи;

- пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

- творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

- формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества

 При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• рефлексивного обучения;

принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

 

2. Учебно-тематическое планирование

 1класс

№ п\п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудитор

ные

Неау

дитор

ные

 

 

 

 

Красота в нашем мире.

3

 

 

 

1.

1.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Экскурсия.

1

 

1

Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

2.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры.

Экскурсия в музей.

1

 

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

3

3

Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Посещение храма.

1

 

1

Уметь рассказать о Сергии Радонежском.

 

 

Хранилища культуры

5

 

 

 

4

1.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

1

 

1

 

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

5.

2.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

1

1

 

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6.

3.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

1

1

 

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

7

4.

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России

Экскурсия в библиотеку.

1

 

 

1

Работать с терминологическим словариком,

совершить экскурсию в библиотеку

8

5.

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

1

1

 

Формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа.

 

 

Всегда живое

8

 

 

 

9

1.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

1

 

1

 

Знать содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

10

2.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни.

1

1

 

 Отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий.

11

3.

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Посещение храма.

1

 

 

1

Уметь рассказать о семье Богородицы. Понимать смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, смысл  молитв, смысл православных праздников.

12

4.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных

людей. Посещение храма.

1

 

1

Понимать смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, смысл  молитв, смысл православных праздников.

13

5.

Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

 

1

 

1

 

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

 

14

6.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида. Посещение храма

1

 

1

Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского  и лики других святых.

15

7.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие. Посещение храма

1

 

 

1

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

16

8.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир. Посещение храма

1

 

1

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

 

 

Наша Родина

10

 

 

 

17

1.

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство. Экскурсия.

1

 

 

 

 

 

1

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

18

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

1

1

 

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

19

3.

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного.

1

 

1

 

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

20

4.

Поэты и художники России — о Москве.

1

1

 

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

21

5.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Экскурсия в музей.

1

 

1

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

22

6.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России. Экскурсия в библиотеку.

1

 

 

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала.

23

7.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Посещение храма

1

 

1

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

24

8..

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

1

 

1

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

25

9

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля.

Экскурсия в библиотеку

1

 

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

26

10.

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель. Посещение храма

1

 

1

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

 

 

Спаситель

3

 

 

 

27

 

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

1

 

1

 

Изучать историю христианства.

28

 

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

 

1

1

 

Изучать историю христианства.

29

 

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни. Посещение храма

1

 

1

Изучать историю христианства.

 

 

Семья

4

 

 

 

30

1.

Представление о семейных православных традициях в русской культуре

1

 

1

 

Знать происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие».

31

2.

Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

 

1

1

 

Проявлять уважительное отношение  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

32

3.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

1

 

1

 

Уметь отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий.

33

4.

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

 

Изучать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края.

 

 

 

Итого

33

16

17

 

 

 

 

 

 

2класс

№ п\п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди

торные

Неау

дитор

ные

 

 

Тема 1 «Духовное в реальном мире»

6 ч.

 

 

 

1.

1.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнооб­разие и богатство мира.

1

 

1

Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

2.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнооб­разие и богатство мира.

1

 

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

3

3.

Человек — венец творения.

1

 

1

уметь: рассказать о Сергии Радонежском

4

4.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнооб­разие и богатство мира.

1

1

 

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

5.

5.

Человек — венец творения.

1

1

 

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6.

6.

Добро и зло в человеческом мире и природе.

1

1

 

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

 

 

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТАИ ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

28 ч.

 

 

 

7

1.

Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы.

1

 

1

Работать с терминологоическим словариком, совершить экскурсию в библиотеку, формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры народа

8

2.

Благая весть о рождении Спасителя.

1

 

1

9

3.

Рождество Христово.

1

 

 

1

Знать  содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

10

4.

Поклонение волхвов и пастухов.

1

1

 

Отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий.

11

5.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет и возвращение в Назарет.

1

 

 

1

Уметь рассказать о семье Богородицы. Понимать смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, смысл  молитв, православных праздников.

12

6.

Сретение Господне.

1

 

1

Понимать смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, смысл  молитв, православных праздников.

13

7.

Рожде­ние Иоанна Предтечи.

1

 

1

 

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

14

8.

Крещение Иисуса Христа

1

 

1

Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, лики других святых.

15

9.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

1

 

 

1

 

 

Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

16

10.

Христос в пустыне. Двенадцать учеников Иисуса Христа

1

1

 

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

17

11.

Традиции празднования Рождества Христова в России.

1

 

1

Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии сувениры.

18

 

 

12.

 

 

 

Посещение Православного храма.

1

 

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России.

19

13.

 Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.

1

 

 

 

 

 

1

 

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в Москву, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

20

14.

Исцеление расслабленного.

1

 

 

 

 

1

 

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

21

15.

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

1

1

 

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

22

16.

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

1

 

 

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала.

23

17.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

1

1

 

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

24

18.

 Чудесное приумножение хлебов и рыб.

1

1

 

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

25

19.

Преображение Господне.

1

 

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

26

20.

Воскрешение Лазаря.

1

1

 

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

27

21.

Тайная вечеря.

1

 

1

 

Изучать историю христианства

28

22.

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

1

1

 

Изучать историю христианства

29

23.

Суд и распятие Христа.

1

 

 

1

Изучать историю христианства

30

24.

Пасха Господня.

1

 

 

 

1

происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

31

25.

Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа.

1

1

 

Проявлять уважительное отношение  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим (проявление заботы о них).

32

26

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

 

1

 

 

1

 

 

1

Уметь отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий.

33.

27

Посещение храма

1

 

1

 

34

28

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная).

1

1

 

Знать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края.

 

 

 

Итого

34

18

16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3класс

№ п\п

 

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Ауди

тор

ные

Неау

дитор

ные

 

 

Что мы знаем о Евангелии.

2 ч.

 

 

 

1.

1.

Рождество Христово и новая эра.

1

 

1

Работать в парах, обсуждать и оценивать отношение людей к нерукотворному миру.

2.

2.

Как распространялось Евангелие.

1

 

1

Различать объекты природы и предметы рукотворного мира, приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира.

 

 

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

7 ч.

 

 

 

3

1.

Храм как образ вселенной.

1

 

1

Совершить экскурсию в музей, рассказать о нем, формулировать выводы.

4.

2.

Язык иконы.

1

 

 

1

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

5

3.

Особенности использования цвета в иконе.

1

 

1

 

 

С помощью интернета совершить виртуальную экскурсию, задавать вопросы, формулировать выводы.

6

4.

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессеребренников.

1

 

 

1

7

5.

Иконы апостолов, еван­гелистов, святителей, равноапостольных.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Работать с терминологическим словариком, совершить экскурсию в библиотеку, формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа.

8

6.

Понятие об иконо­графии.

1

1

 

Знать содержание основных событий Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета.

9

7.

История иконоборчества и иконопочитания.

1

 

 

1

 

 

 

«ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ»

6 ч.

 

 

 

10

1.

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Уметь рассказать о семье Богородицы. Понимать: смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, смысл  молитв, православных праздников.

11

2.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы.

1

 

 

 

1

Понимать смысловое  значение  имен, обращений: Пресвятая   Богородица, Божия Матерь, Спаситель, Заступница Усердная, смысл  молитв, православных праздников

 

12

3.

Иконы Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня.

1

 

 

 

 

1

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

13

4.

Иконы Преображения Гос­подня, Входа Господня в Иерусалим.

1

 

1

 

Узнавать: иконы Троицы, Иисуса Христа,  Богородицы,  святых Веры, Надежды, Любови и их матери Софии, преподобного Сергия Радонежского, лики других святых.

14

5.

Иконы Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа.

1

 

 

 

1

 

 

Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

15

6.

История и ду­ховный смысл иконы Крестовоздвижения.

1

 

1

 

 

 

 

 Знать правила поведения при посещении храма, знать внутреннее устройство храма.

 

 

БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ»

19 ч.

 

 

 

 

 

16

 

1.

 

Посещение Православного храма.

1

 

1

Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.

17

2.

 Первое чудо Иисуса Христа в Кане Галилейской.

1

 

 

1

 

18

3.

Исцеление расслабленного.

1

 

 

 

 

1

 

Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворения, представлять картины, создавать с помощью слов свои картины.

19

4.

Исцеление сына царедворца и воскрешение сына вдовы.

1

1

 

Обобщить сведения о взаимосвязи культуры и истории России.

20

5.

Укрощение бури и хождение Иисуса Христа по водам.

1

 

 

 

 

1

Оценивать богатство внутреннего мира человека, формулировать выводы из изученного материала.

21

6.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

1

 

 

 

 

1

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различие, особенности храмов.

22

7.

 Чудесное приумножение хлебов и рыб.

1

1

 

Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции.

23

8.

Преображение Господне.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Понимать смысловую и историческую связь слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля

24

9.

Воскрешение Лазаря.

1

1

 

Рассказывать о Христе Спасителе, понимать о влиянии православной веры на культуру и общество.

25

10.

Тайная вечеря.

1

 

1

 

Изучать историю христианства

26

11.

Моление о чаше. Предательство и смерть Иуды.

1

 

1

 

Изучать историю христианства

27

12.

Суд и распятие Христа.

1

 

1

Изучать историю христианства

28

13.

Пасха Господня.

 

 

1

происхождение, значение и традиции православных праздников,  термины  «новый учебный год», «новый календарный год», «церковное новолетие»

29

14.

Вознесение Господне и Сошествие Святого Духа..

 

1

 

Проявлять уважительное отношение  к православным традициям семьи, к родителям, к старшим, к младшим.

30.

15.

Библейские чтения.

1

1

 

 

31

16.

Знакомство с Владимирской иконами Божией Матери.

1

 

1

 

 

Уметь отличать текст молитвы от стихотворений, иконы от картин, фотографий.

32

17.

Знакомство Казанской иконами Божией Матери.

1

1

 

33

18.

Посещение храма

1

 

1

34

19.

Заключительный урок

Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель».

1

 

 

Знать особенности культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края.

 

 

 

Итого

34

18

16

 

 

3.Содержание учебного предмета, курса.

1 класс

 

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» - 33 часа

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» - Зч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек — созидатель культуры. Святость. Творчество. Преподобный Серафим Саровский и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, экскурсия в музей, конкурсы поделок из природного материала

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» -5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки — хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари — основатели крупнейших библиотек России.

Человек — хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия  в  Оружейную палату, Государственную Третьяковскую галерею, Государственный Русский музей, Государственный Эрмитаж, просмотр и обсуждение видеоматериала,экскурсии в Армавирский краеведческий музей, библиотеку, встреча со священнослужителем, посещение храма.

Тема 3  «ВСЕГДА ЖИВОЕ» - 8 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Иконы. Назначение иконы. Представление о ценности иконы для православных верующих как святыни. Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры. Святая Троица. Иверская икона Божией Матери. Святитель Николай Чудотворец. Андрей Рублёв.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм — дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видео материалов, конкурс рисунков «Нестор –летописец-отец истории русской», фотовыставка, акция «Библиотеке наша помощь», изготовление пальмовой ветви.

Тема 4. «НАША РОДИНА» - 10 ч.

Россия — наша Родина. Россия — общая Родина всех её граждан. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Москва — столица России. Понятие о столице как главном городе страны. Объединительная роль Москвы в духовной, политической и культурной жизни страны. Московский

Кремль. Архангельский собор. Храм Василия Блаженного. Старое здание МГУ им. М. В. Ломоносова.

Поэты и художники России — о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории Рос-сии, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек. Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России—Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество. Христос Спаситель.

Формы внеурочной деятельности: экскурсии в  библиотеку, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами, художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), конкурс рисунков, посещение храма, беседа со священнослужителем.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ»  - Зч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы. Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос — Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Формы внеурочной деятельности: посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков.

Тема 6. «СЕМЬЯ » - 4 ч.

Представление о семейных православных традициях в русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок —1ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» (Семистрельная). Образы Святой Руси в русской художественной культуре.

Формы внеурочной деятельности: фотовыставка, посещение храма, беседа со священнослужителем, конкурс рисунков ,интеллектуально-познавательные игры.

 

2 класс

 

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» - 34 ч.

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 6ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нём? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделён бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций,, конкурс рисунков.

Тема 2  «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения. Рождество Христово.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Сретение Господне.

Иоанн Предтеча и Креститель Господа Иисуса Христа. Рождение Иоанна Предтечи. Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Иисуса Христа. Усекновение честной главы Иоанна Предтечи. Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа. Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства. Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери. Исцеление расслабленного. Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы. Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей. Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне. Воскрешение Лазаря. Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье. Тайная вечеря. Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу. Суд над Иисусом. Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Распятие и смерть Иисуса Христа. Снятие с Креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица. Пребывание Воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день. Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков, посещение библиотеки, участие в праздниках, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства..

 

3 класс

 

РАЗДЕЛ 3. «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ» - 34 ч.

Тема 1. «ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ЕВАНГЕЛИИ?» -2 ч.

Рождество Христово и новая эра. Значение названия «Евангелие» в переводе с греческого — «Благая весть». Раскрытие смысла этого названия. Евангелие как главная часть Нового Завета, рассказывающая о Спасителе и спасении.

Как распространялось Евангелие.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, посещение библиотеки.

Тема 2. «ОБРАЗ ВСЕЛЕННОЙ В ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ» — 7ч.

Библия — Священное Писание, записанное Откровение. Храм как образ вселенной. Понятие о горнем и дольнем мире. Господь Вседержитель.

Язык иконы. Особенности изображения святости. Представленность тварного мира в иконе.Особенности использования цвета в иконе. Понятие об иконографии.

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников. Иконы апостолов, евангелистов, святителей, равноапостольных.

Образ и первообраз. История иконы Покрова Пресвятой Богородицы и «Нечаянная радость». История иконоборчества и иконопочитания.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр и обсуждение видеоматериалов, обсуждение ситуаций, обыгрывание проблемных ситуаций, конкурс рисунков, посещение библиотеки, участие в праздниках, заочные путешествия, встречи с интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства.

Тема 3. «ПО ПРАЗДНИЧНЫМ ИКОНАМ ВСПОМИНАЕМ ЕВАНГЕЛИЕ » -6 ч.

Иконы — о Рождестве и земной жизни Пресвятой Богородицы.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения, Крещения Господня, Преображения Господня, Входа Господня в Иерусалим, Воскресения Христова, Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа. История и духовный смысл иконы Крестовоздвижения.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках.

Тема 4. «БИБЛИЯ РАССКАЗЫВАЕТ О СОБЫТИЯХ ДО СПАСИТЕЛЯ» - 19 ч.

Повествование о сотворении мира.

Сотворение неба — невидимого духовного мира. Сотворение земли — видимого вещественного мира. Первые люди. Представление о рае.

Грехопадение. Последствия грехопадения и миссия Спасителя.

Каин и Авель. Первое человекоубийство. Ной. Строительство ковчега. Всемирный потоп.

Жизнь Ноя и его детей после потопа. Сим, Иафет и Хам. Осуждение Хама.

Вавилонское столпотворение и рассеяние людей. Идолопоклонство.

Праведный Авраам. Откровение Аврааму. Икона Андрея Рублёва «Троица».

Гибель Содома и Гоморры. Солёное море — Мёртвое море.

Египетское рабство евреев. Рождение и юность пророка Моисея.

Неопалимая Купина. Выход израильтян из Египта.  Синайское законодательство. Золотой телец. Земля обетованная. Пророк Илия. Ветхозаветные пророки о Мессии. Отражение сюжетов Ветхого Завета в живописи, скульптуре, поэзии и музыке.

Формы внеурочной деятельности:  посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках, посещение библиотеки, встреча с  интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства, сюжетно-ролевые игры историко-патриотического и гражданского содержания, сообщения, заочные путешествия.

 

4.Планируемые результаты реализации программы.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование внеучебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека

Первый уровень результатов - приобретение школьниками знанийо  истории Ветхого и Нового Завета, о  главных мировых религиях  христианских церквей , истории  Русской Православной Церкви и ее роль в жизни России, знания о Православной церкви и Православном Храме, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям обществ

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному  искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему Отечеству, его истории и куль туре, населяющим его народам,  развитие  ценностных отношений школьника к другому человеку.

           Третий уровень результатов -  получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Личностные результаты

- формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину,

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий;

-формирование уважительного отношения к культуре других народов;

-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-развитие  навыков сотрудничества с учителем и сверстниками;

-развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

-развитие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

-ориентация в культурном многообразии окружающей среды, участие в общественной жизни класса, школы, города и др.

-продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных краеведческих  задач.

-наблюдения за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеурочной  деятельности, поиска средств ее осуществления;

-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий;

-умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации

-готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования  различных точек зрения  и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

-овладение навыками  смыслового чтения текстов различных жанров и стилей, осознанного построения  речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций.

 

5.Формы и виды внеурочной деятельности.

  Посещение храма, беседа со священнослужителем, просмотр видеоматериалов, презентаций, конкурс рисунков, литературно-музыкальные композиции, акции милосердия, участие в праздниках, посещение библиотеки, встреча с  интересными людьми: поэтами, музыкантами художниками, экскурсия в краеведческий музей, участие в социальном проекте (акция добра и милосердия), выставки декоративно-прикладного искусства, сюжетно-ролевые игры историко-патриотического и гражданского содержания, сообщения, заочные путешествия.

                                           

6. Методические рекомендации.

Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии к памятникам зодчества, архитектуры, посещение выставок.

7. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.

Количество

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1.

 

 

 Программа «История религиозной культуры» для общеобразовательных школ, нач.школа. Автор А.В.Бородина. Издательство З, перераб.-М.МОФ ОПК 2016 г.

1

 

 

  1. Печатные пособия.

1.                                         

 

Наборы сюжетных картинок по тематике, определённой примерной программой кружка.                  

1

 

  1. Технические средства обучения.

1.              2.               3.                         4.            

Классная доска.                                        Мультимедийный проектор.                                                           Компьютер.                                                                                   Интерактивная доска.                                                                                                                                               

1                                                      1                                                1                                                1                                                   

  1. Экранно-звуковые пособия.

1.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

1

  1. Игры и игрушки.

1

-

-

 

1.

2.

                            6. Оборудование класса.

Стол учительский

Стол ученический

 

1

15

СОГЛАСОВАНО                                                                         СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                            Заместитель директора по УМР

методического объединения                                               _______________ Е. А. Свердлова                       

учителей начальных классов

от 30.08. 2018 года № 1                                                        ______________ 2018 года

___________Е. А. Свердлова


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы православной культуры

Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры

Апробация авторской программы «Религиоведческое образование в светской школе» позволила нам убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры

России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; - приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;…

России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; - духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; - приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;…

Экскурсия в музей . 1 1

Экскурсия в музей . 1 1

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры

Историческая и художественно-эстетическая ценность иконы для отечественной и мировой культуры

Совершать виртуальные экскурсии с помощью

Совершать виртуальные экскурсии с помощью

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру и общество

Наименование разделов, блоков, тем

Наименование разделов, блоков, тем

Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого

Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого

Галилейской. 1 1

Галилейской. 1 1

Вознесение Господне и Сошествие

Вознесение Господне и Сошествие

Наименование разделов, блоков, тем

Наименование разделов, блоков, тем

Иконы — о Рождестве и земной жизни

Иконы — о Рождестве и земной жизни

Исцеление расслабленного. 1 1

Исцеление расслабленного. 1 1

Вознесение Господне и Сошествие

Вознесение Господне и Сошествие

Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия в

Формы внеурочной деятельности: заочные путешествия в

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля»

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «Русское государство», «Русская земля»

Тема 2 «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

Тема 2 «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников

Изображение преподобных, столпников, блаженных, юродивых, целителей, бессребреников

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему

Второй уровень результатов развитие ценностных отношений школьника к православному христианству, православному искусству: архитектуре, иконописи, музыке, литературе, к своему

Методические рекомендации. Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии…

Методические рекомендации. Формы занятий: беседы, игры, просмотр кинофильмов, творческие конкурсы, фестивали, праздники, экскурсии, участие в проведении национально-культурных праздников, встречи с представителями творческих профессий, виртуальные экскурсии…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2023