Рабочая программа внеурочной деятельности по истории, 9 класс
Оценка 4.7

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории, 9 класс

Оценка 4.7
docx
29.07.2021
Рабочая программа внеурочной деятельности по истории, 9 класс
внеурочка история 9 класс.docx

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории для 9 класса разработана на основе

  • Федеральный Закон «Об образовании Российской Федерации» (от 29.12.2012.г № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
  • СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях» (с изменениями от 24 декабря 2015 года)
  • Основная образовательная программа (ООП) основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 29»
  •  «Примерные программы по учебным предметам. История. 5 – 9 классы: проект» – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011,

 

 

а также:

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации 2020 года по истории;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2020 году государственной итоговой аттестации по истории.

Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа курса предусматривает обучение в объеме 1 час в неделю - 34 часа в год.

 

Рабочая программа курса конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам, а также реализует компетентностный подход к образованию.

Цель программы – подготовка учащихся к экзамену по истории через актуализацию знаний по основным темам курса; углубление представления учащихся по предмету, повторение и систематизация знаний посредством работы над проблемными задачами и тестовыми заданиями.

Задачи программы:

- сформировать представление о структуре и содержании контрольных измерительных материалов по предмету; назначении заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);

- сформировать умения работы с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;

- формирование и закрепление системы научных (логических и образных) знаний и представлений обо всех достаточно значимых событиях, явлениях и процессах отечественной истории с древнейших времён до конца XX века;

- акцентировать внимание учащихся на тех учебных аспектах и темах, которые являются для них трудными, сложными;

- овладение элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации.

 

 

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по истории

 

Личностные результаты:

·         формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

·         формирование исторической компетентности;

·         осознание своей идентичности как гражданина страны; локальной и региональной общности;

·         освоение гуманистических традиций и ценностей;

·         осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

·         понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метапредметные результаты: 

·         произвольно и осознанно владеть общим приемом решения проблемных ситуаций;

·         осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

·         ориентироваться на разнообразие точек зрения и мнений;

·         учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов;

·         уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

·         уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

·         уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

·         уметь осуществлять сравнение;

·         уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

·         уметь устанавливать аналогии;

·         осуществлять расширенный поиск информации;

·         выбирать средства для организации своего поведения;

·         запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

·         планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

·         предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Предметные результаты:

·         учащиеся должны знать: основные понятия и термины, используемые в исторической науке; основные этапы и особенности исторического процесса в России; содержание и специфику экономической, социально-политической и духовной жизни России в различные периоды её истории; основные хронологические рубежи, календарные даты истории России;

·         составлять хронологические и синхронистические таблицы;

·         читать историческую карту с опорой на легенду;

·         составлять биографическую справку, характеристику деятельности исторической личности;

·         соотносить единичные исторические факты и общие явления, процессы;

·         сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; раскрывать, чем объясняются различия; излагать оценки событий и личностей, приводимые в учебной литературе;

·         сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявляя сходство и различия; определять, объяснять, аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку; 

·         решать проблемные задачи и тестовые задания разной степени сложности.

 

Формы работы: индивидуальная; групповая; фронтальная.

 

Методы работы: лекции, работа с историческими источниками, выполнение заданий по датам, эпохам.

Программа курса предполагает проведение довольно большого числа практических занятий, на которых учащимся представится возможность на практике применить полученные знания и проявить себя. Большую роль в обучении с помощью элективных курсов играет самообразование, которое выходит на новый уровень: школьник с большей ответственностью подходит к подготовке, поскольку он сам выбрал данный предмет, и он ему действительно интересен. Кроме того, элективный курс даёт отличную возможность использовать новейшие технологии для улучшения усвоения материала.  И, наконец, ученики, изучающие определенное направление в небольшой группе, всегда могут попросить учителя заострить внимание на том пункте программы элективного курса, в котором у них возникли наибольшие трудности.

Умения и навыки, которые необходимо получить учащимся.

По окончанию курса, ученики должны  быть готовы к выполнению экзаменационной работы. Готовность ученика к экзамену включает умение выполнять предложенные задания, способность к самоконтролю, умение правильно распределить  отведенное  время на выполнение тестовых заданий, психологический настрой,  концентра­ция внимания.

Контроль знаний. Для текущего контро­ля на каждом занятии учащимся рекомендуется серия зада­ний, часть которых выполняется в классе, а часть - дома са­мостоятельно.

Особенности оборудования занятий

1.      Комплект учебных карт по истории

2.      Тренинги по темам

3.      Тематические тесты

4.      Тесты в системе онлайн

5.      Компьютер

 

 

Содержание программы

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. (2 часа)

Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Основные виды деятельности учащихся: знакомство с экзаменационными заданиями по истории, особенностями заполнения бланков экзаменационной работы

 

Киевская Русь (3 часа)

История России – часть всеобщей истории. Россия – многонациональное государство. Заселение Евразии. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования.

Восточные славяне в древности (VI – IX в.) Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй, верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племён

Древнерусское государство (IX - начало X I I в.)

Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская Правда». Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей;  Работа с исторической картой

 Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.) (2 часа)

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро - Суздальское, Галицко - Волынское княжества). Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время. Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов)

 Борьба с внешней опасностью в XIII в. (3 часа)

Чингис-хан и объединение монгольских племён. Монгольские завоевания. Походы хана Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьбы с экспансией с Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 Складывание предпосылок образование Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.) (2 часа)

Русские земли во второй половине XIII - середине XV вв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергий Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV - начале XVIвв.

предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой Орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо-западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497 г. местничество. Традиционный характер экономики.

Русская культура второй половины XIII – XVвв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская битва и подъём русского национального самосознания. Москва – центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва - третий Рим» . Феофан Грек. Строительство Московского кремля. Андрей Рублев.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 Российское государство в XVI в. (3 часа)

Условия развития страны в в XVI в.: территория, население, характер экономики. Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы 50 – 60-х гг. XVI в. земские соборы.

Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Ермак. Освоение Дикого поля. Казачество. Борьба за Балтийское побережье. Ливонска война. Разгром Ливонского ордена. Опричнина. Становление самодержавной сословно-представительной монархии.

Культура Руси в XVI в.

Влияние централизации страны на культурную жизнь. Публицистика. «Сказание о князьях Владимирских». Летописные своды. Начало русского книгопечатания Иван Фёдоров. Оборонительное зодчество. Строительство шатровых храмов. Дионисий. Быт и нравы. «Домострой».

 Смутное время.

Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Ограничение крестьянской свободы. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Иностранная интервенция. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. Первое и Второе ополчение. К.Минин. Д.Пожарский. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Россия в XVII в. (3 часа)

Ликвидация последствий Смуты. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод­ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Россия при Петре I. (3 часа)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Россия в 1725-1762 гг. (2 часа)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель. Россия в 1762-1801 гг.

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой  

 

 Россия в начале XIX в. (2 часа)

Александр I.

Социально-экономическое развитие в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Внутренняя и внешняя торговля. Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.

Внутренняя и внешняя политика в первой четверти XIX в.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание Государственного совета. М.М.Сперанский.

Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско-французский союз. Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. Присоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Барклай-де-Толли. М. Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России. Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812 г. А.А. Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.

Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы. Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

Россия в середине XIX века. (2 часа)

Николай I

Внутренняя и внешняя политика во второй четверти XIX в.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. III Отделение. А.Х. Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах». Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.

Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. Н.М. Карамзин. Теория официальной народности. Кружки конца 1820-х – 1830-х гг. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Русский утопический социализм. Петрашевцы.

Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия и революции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины, участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в Крымской войне.

Русская культура первой половины XIX в.

Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н.И.Лобачевский. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии. Основные стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Великие реформы 60-70-х гг. XIX в. (1 час)

Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отмена крепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянское самоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы. Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымской войне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол». Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х – начала 70-х гг. XIX в.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Россия конце XIX в. (2 часа)

Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота. Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остатки крепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. Убийство Александра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победоносцев. Контрреформы. Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.

Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л. Лавров. П.Н. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и «легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. А.М. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союз трех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

 Россия на рубеже XIX –XX вв. (1 час)

Место и роль России в мире. Геостратегическое положение Российской империи; территориальная и социальная структуры; этническая характеристика; политическое и экономическое развитие страны. Классификация политических партий: Российская социал-демократия, партия социалистов-революционеров.

Международные отношения в начале XX века. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Внешнеполитические приоритеты России. Международная конференция в Гааге. «Большая азиатская программа» русского правительства. Русско-японская война 1904-1905 гг. Ход военных действий. Портсмутский мир. Причины поражения России в войне.

Революция 1905 – 1907 гг. Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Итоги революции.

Реформы политической и экономической системы страны и их результаты. Альтернативы общественного развития России в 1906 г. Деятельность 1 Государственной думы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Вторая Государственная дума. Третьеиюньский государственный переворот. Промышленный подъем 1910-х гг. Итоги аграрной реформы. Третья Государственная дума. Свертывание курса на политическое и социальное реформаторство.

Основные виды деятельности учащихся: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т. д.; Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Анализ исторических источников (документов); Работа с исторической картой

 

Работа с текстом (3 часа)

Основные виды деятельности учащихся: Анализ исторических источников (документов)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

 

№п/п

Тема

Кол-во часов

Содержание

Формы организации

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. (_2 часа)

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА

1

Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2015 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

 

Практикум

Работа с демонстрационным вариантом, бланками ответов.

 

2

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.

1

Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Мини-лекция, практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов

Киевская Русь (3 часа)

3-4

Киевская Русь.

 

2

Восточные славяне: занятие, общественный строй, верования. Возникновение государственности. Русь при первых князьях. Культура древней Руси

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг. Отработка заданий разделов ГИА А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8

5

Практикум

1

тренинг, тест. 

Отработка заданий разделов ГИА А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками

 Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII - первая половина XIII в.) (2 часа)

6-7

Русские земли и княжества в начале удельного периода

2

начало X II - первая половина X III в.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

Борьба с внешней опасностью в XIII в. (3 часа)

8-9

Борьба с внешней опасностью в XIII в.

2

Монгольское завоевание. Экспансия с Запада. Александр Невский.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

10

Практикум

1

Практикум

 

Работа в группах, анализ заполнения тестов, тестирование в формате ГИА: А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8

Складывание предпосылок образование Российского государства (вторая половина XIII - середина XV вв.) (2 часа)

11

Складывание предпосылок образование Российского государства

 

1

вторая половина XIII - середина XV вв.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

12

Практикум

1

 

Работа в группах, анализ заполнения тестов

 

Российское государство в XVI в. (3 часа)

13-14

Российское государство в XVI в. Иван IV Грозный

2

Реформы середины XVI века. Земские Соборы. Опричнина. Расширение территории гос-ва.

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

15

Практикум

1

Работа в группах, анализ заполнения тестов. 

Отработка заданий разделов ГИА: А1-А4, А9, А21, А22, В1-В8. Работа с бланками

Россия в XVII в. (3 часа)

16-17

Россия в XVII в.

2

Смутное время. Россия при первых Романовых. Церковный раскол. Социальные движения 2 пол XVI века

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

18

Практикум

1

 

Работа в группах, анализ заполнения тестов

 

Россия при Петре I. (2 часа)

19-20

Россия при Петре I.

2

Преобразования первой четверти XVIII века. Северная война.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

21

Практикум

1

 

практикум

Работа в группах, анализ заполнения тестов

 

Россия в 1725-1762 гг. (2 часа)

 

22

Россия в 1725-1762 гг. 2

1

Дворцовые перевороты.

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

23

Практикум

1

Практикум по темам 5-9

 

тестирование в формате ГИА: А5-А9, В1-В8.

 

Россия в начале XIX века. (2 часа)

24-25

Россия в начале XIX века.

 

2

Александр I.

 

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

Россия в середине XIX века. (2 часа)

26

Россия в середине XIX века.

 

1

Николай I

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

27.01

 

27

Практикум

1

 

практикум

тестирование в формате ГИА

 

Великие реформы 60-70-х гг. XIX века. (1 час)

28

Великие реформы 60-70-х гг. XIX века.

 

1

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

Россия конце XIX в. (2 часа)

29

Россия конце XIX в.

 

1

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

30

Практикум 

1

 

тестирование в формате ГИА: А5-А9, В1-В8. Работа с бланками.

 

Россия на рубеже XIX –XX вв (1 час)

31

Россия на рубеже XIX –XX вв

1

 

Мини-лекция, практикум

Слушание и конспектирование лекции, тренинг

 

Работа с текстом (3 часа)

32-33

Работа с текстом.

2

Умение выделять главную мысль и позицию автора и сформулировать ответ на вопрос (разделы С1-С2). Развитие навыков использования принципов структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником, а также при рассмотрении фактов, явлений, процессов (разделы С3-С4) Составление плана (раздел С5). 

Отработка заданий разделов А16-А22, В1-В8. Работа с бланками.

Практикум

Тренинг

 

34

Итоговое занятие. Пробный ГИА по истории на бланках Федерального Центра.

 

1

 

практикум

Тестирование в формате ЕГЭ

 

Итого 34 часа



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература, рекомендуемая для учащихся:

Учебники

1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XV века» Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Просвещение, 2013 г.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с конца XVI до конца XVIII века» Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: Просвещение, 2013г.

3.Данилов А.А. Косулина Л.Г. «История России XIXвек». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. – Москва: Просвещение, 2013г.

4.История России XX-начала XXI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - Москва: «Просвещение», 2013г.

 

***

Вся история в одном томе /Авт. сост. И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М.: «Родин и компания», ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 2014. - 544 с.

Готовимся к экзамену по истории России (домашний репетитор), для поступающих в ВУЗы авторы: А. Короленков, К. Гуленков,- М. Айрис Пресс 2012. – 453 с.

Данилов А.А. История России XX век. Справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014..– 336 с.

Данилов А.А. История России в. IX – XIX в. Справочные материалы. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. – 432 с.

Единый государственный экзамен 2016. История Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ авторы составители: Е.А Гевуркова, В.И. Егорова, Л.И. Ларина, Я.В. Соловьёв – М.: Интеллект-Центр, 2015. – 430 с.

Зуев М.Н. История 5-11 кл. Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 1014. – 224 с.

История Отечества в терминах и понятиях: Учебный словарь-справочник /Сост. Блохин В.Ф. – Смоленск: Русич, 2014. – 528 с.

История. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. / В.Н. Амбаров, П. Андреев, С.Г. Антоненко. – М.: Дрофа, 2014. – 816 с.

История. Экспресс-курс подготовки к итоговой аттестации. Авторы: К.М. Северинов- СПб.: Тригон, 2014. – 378 с.

Овсянников А.А. История двух тысячелетий в датах: Справочное пособие для средних школ и вузов. – Тула: Автограф, 2014. – 640 с.

Олейников Д.И. История. Россия. XVII - XX века. Краткий справочник школьника 7-11 классы. – М.: Дрофа, 2014. – 224 с.

Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ, 2016. История / ФИПИ авторы-составители: Я.В.Соловьёв, Е.А. Гевуркова, Л.И.Ларина – М.: Астрель, 205. – 420

Соловьев К.А. Пособие для подготовки к экзамену по истории России. – М.: ВАКО. 2016.

Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. – М.: ТЦ «Сфера», 2013. – 144 с.

 

Интернет-ресурсы.

Архив конспектов А.М. Пушкарёва. История Отечества. X-XX вв. http://www.konspekty.narod.ru/index-main.htm

ЕГЭ – история - https://ege.yandex.ru/history/#training

Интернет для историков. http://edu.tsu.ru/historynet/scince/ rus_history/mideviel_17.htm

Историческая карта http://lesson-history.narod.ru/mapr3.htm

История. В Помощь Учителю. История / К уроку готовы / Средства обучения / Наглядные пособия / карты http://center.fio.ru/som/items.asp?id=10001443

Карты http://www.unilib.neva.ru/dl/327/contents.htm

Материалы открытого банка данных ЕГЭ по истории ФИПИ.

Онлайн тесты ОГЭ (ГИА-9) - http://gia-online.ru/tests/6

Подготовка к ЕГЭ и ГИА 2015 года для школьников - http://beta-ege.ru/gia-2015/gia-oge-po-istorii-2015-goda/

Сайт ЕГЭ/ГИА «От урока – До экзамена!» - http://egeigia.ru/all-gia/materialy-gia/istoriya

Сайт Экзамен.ru - http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-istorii-rossii

Рубрикон. Энциклопедии, словари, справочники http://www.rubricon.com/

Русско-турецкие войны 1768-1774, 1787-1791, 1877-1878 гг. http://schools.techno.ru

Русско-турецкие войны http://allturkey.narod.ru/harb1768.htm

Русско-турецкие войны http://tsari.narod.ru/wars/rus_tur.html#belgrad

Федеральный институт педагогических измерений - http://fipi.ru

Хронология турецких завоеваний 11-18 веков http://turkey-info.ru/ history/hronoloji.html

ХРОНОС - всемирная история в интернете http://www.hrono.ru/1600ru.html

Я иду на урок истории. http://his.1september.ru/urok/sch758/wars/all/yy/tp.htm

 

Образовательные CD.

Мультимедийный курс «История Отечества. 882-1917».

Репетитор по истории «Репетитор Кирилла и Мефодия».

Энциклопедия «Истории России 862 – 1917»

 

Формы и средства контроля

Тесты по теме «История России»

1.      http://hist.sdamgia.ru/test?a=catlistwstat

2.      http://5ballov.qip.ru/test/gia/istoriya/2013/

3.      http://www.edu.ru/moodle/

4.      http://ege.yandex.ru/

5.      http://www.gia9.ru/

6.      http://www.ucheba.ru/ege-article/14186.html

7.      http://www.examen.ru/add/gia/gia-po-istorii-rossii

8.      http://www.kokch.kts.ru/stars/ind18r.htm

9.      http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/History-GIA-43/Default.aspx

10.  http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/History-Russia-17/Default.aspx

11.  tp://history4you.ru/test

12.  http://www.rulex.ru/xbook-rusport/basic/index/index.html

13.  Реализация программы подготовки к ГИА «История» в сети Интернет.

14.  Режим доступа: https://docs.google.com/document/d/1wugCqzWbegyL52-5eQ4lc20XcY-zf3SUAcHR9xqAkhw/edit

 

Приложение к программе элективного курса.

Примеры событийно-проблемных задач.

1.Варяги (норманны) приходили к славянам «из-за моря». Но они появлялись не только на Волхове и Днепре, но и на Черном море, в Англии и Франции, Испании и Италии, в Греции. Норманны иногда нанимались на военную службу, часто жили за счет грабежей, где-то становились даже правителями, но нигде основательно закрепиться так и не смогли, кроме Северной Франции, ныне называемой Нормандия. Что заставляло суровых северных мужей покидать свои родные земли и скитаться на чужбине? Ведь если им покорялись целые земли и народы, неужели они не могли обустроить нормальную жизнь для себя на родине?

 

2.Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью поджигала и уничтожала вместе с жителями столицу древлян Искоротень и т.д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована. Почему? Ведь ее за содеянное, казалось бы, казнить мало, а тут – в святые!

 

3.Летом 1480 года золотоордынский хан Ахмат подошел с большим войском к пограничной московской реке Угре. Московская рать встала на противоположном берегу, Ни Ахмат, ни Иван Третий так и не рискнули начать генеральное сражение – на том и сошлись. Так есть ли основание считать, будто это «стояние на реке Угре» ознаменовало собой свержение ордынского ига?

 

4.Петр Великий в свое царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам. Почему?

 

Примеры биографических задач.

1.По красоте его сравнивали с патриархом Иосифом, которого фараон поставил

Начальником над всею Египетскою страною, по силе – с ветхозаветным судиею Самсоном, по мужеству и военным доблестям – с древним римским императором Вепасианом. Выиграл две значительные битвы. В честь одной из них получил прозвище. Навсегда остался в памяти народной. Канонизирован. Петр Великий повелел перенести его мощи из Владимира в Петербург, сделав его ангелом-хранителем новой империи. Художник П.Д. Корин написал картину, С.С. Прокопьев посвятил ему вдохновеннейшую кантату, К.М. Симонов – поэму, С.М.Эйзенштейн – фильм. В его честь в 1725 году учрежден орден в России, а в 1942 году – в Советском Союзе. Умер на 43-м году жизни.

2.Священник, философ, писатель. Был первым русским по происхождению киевским митрополитом. Автор «Слова о законе и благодати». Мировую историю делил на три периода: языческий, иудейский и христианский. Противопоставлял Новый Завет Ветхому Завету. Воспринявший христианство русский народ, по мнению митрополита, идет к своему спасению и великому будущему, став на путь истинной веры, он приравнивается ко всем прочим христианским народам.

3.Руководитель ополчения. Ему принадлежат слова: «Не пожалеем ничего, Продадим дома свои, заложим жен и детей и соберем казну на жалованье ратным людям». Ополчение избрало эмблему – льва. Большая земская печать имела изображение «двух львов стоячих». Меньшая дворцовая – «льва одинокого». После победы над врагом ему был пожалован чин думного дворянина. Поместье не дали жалованье, но дали жалованье 200 рублей в год. Ополченцу Воздвигнуты памятники в Нижнем Новгороде и Москве. Автор московского памятника – скульптор И.П. Мартос.

 

Примеры хрестоматийно-литературных задач.

1.«Как детей учить и страхом спасать. Наказывай сына твоего в юности, и он успокоит тебя в старости и принесет тебе честь. Не будь скуп на удары дитяти, Ибо от палочных ударов он не умрет, а поздоровеет; нанося удары телу, ты спасаешь душу от смерти. Не улыбайся ему, не играй с ним; ибо в малом деле посмеявшись, в большом пострадаешь». Назови источник, из которого взято «Поучение о воспитании детей». К какому веку оно относится?

 

2.Текст ориентирует на выявление родственных связей ряда известнейших в России лиц: а) Юрий Долгорукий является предком великого русского поэта … в 22-м поколении.

б) Ефросинья Беклемишева является матерью государств. деятеля, князя, ополченца …….

в) Анна Беклемишева является матерью фельдмаршала ….

г) Д.М. Пожарский и М.И. Кутузов являются родственниками великому русскому поэту..

Проставьте нужные фамилии вместо точек.


 

Скачано с www.znanio.ru

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории для 9 класса разработана на основе

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории для 9 класса разработана на основе

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по истории

Результаты освоения курса внеурочной деятельности по истории

Формы работы: индивидуальная; групповая; фронтальная

Формы работы: индивидуальная; групповая; фронтальная

Древнерусское государство (IX - начало

Древнерусское государство (IX - начало

Монгольское завоевание и культурное развитие

Монгольское завоевание и культурное развитие

Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине

Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине

Быт и нравы. Дворянская усадьба

Быт и нравы. Дворянская усадьба

Создание системы общеобразовательных учреждений

Создание системы общеобразовательных учреждений

Место и роль России в мире. Геостратегическое положение

Место и роль России в мире. Геостратегическое положение

Календарно-тематическое планирование №п/п

Календарно-тематическое планирование №п/п

XIII - середина XV вв.) (2 часа) 11Складывание предпосылок образование

XIII - середина XV вв.) (2 часа) 11Складывание предпосылок образование

Практикум 1 Практикум по темам 5-9 тестирование в формате

Практикум 1 Практикум по темам 5-9 тестирование в формате

Работа с текстом. 2

Работа с текстом. 2

Литература, рекомендуемая для учащихся:

Литература, рекомендуемая для учащихся:

Онлайн тесты ОГЭ (ГИА-9) - http://gia-online

Онлайн тесты ОГЭ (ГИА-9) - http://gia-online

Искоротень и т.д. И, тем не менее,

Искоротень и т.д. И, тем не менее,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.07.2021