Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу «Эрудит»
общеинтеллектуальное направление
2 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Эрудит» составлена на основе ФГОС НОО, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой. Предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.
Основная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи:
1. содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;
2. развитие творческих способностей младших школьников;
3. расширение кругозора учащихся;
4. развитие эмоционально-волевой сферы детей;
5. формирование стремления учащихся к личностному росту.
Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю, в количестве 34 часа в год.
Срок реализации рабочей программы 1 год.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
1. Л.В.Мищенкова. Методическое пособие «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.
2. Л.В.Мищенкова. Рабочие тетради «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.
3. И.И.Бурова. Герои любимых сказок приглашают к чтению. Издательский дом «Нева», Санкт_Петербург. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002г.
4. ЭОРы.
2. Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.
Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Задания повышенной сложности (5 ч)
Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.
Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.
Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.
Логически-поисковые задания (5 ч)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Тренировка внимания (5 ч)
Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.
Тренировка слуховой памяти (5 ч)
Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.
Тренировка зрительной памяти (5 ч)
Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.
Поиск закономерностей (5 ч)
В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.
Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.
Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.
Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)
В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.
Тематический план:
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
2 класс: |
|
Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания. |
5 |
Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. |
5 |
Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы. |
4 |
Итого: |
34 |
Формы и виды контроля
ü разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;
ü сюжетно-ролевые игры;
ü проекты;
ü мини-исследования;
ü экскурсии
ü конкурсы;
ü викторины;
ü графические задачи.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности
(34 часа, 1 ч. в неделю)
№ п/п
|
Дата
|
Тема урока
|
Количество часов |
Примечание Причина корректировки |
|||
План |
Факт |
||||||
1. |
|
|
Снова в школу. Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?» |
1 |
|
||
2. |
|
|
Как из рога изобилия |
1 |
|
||
3. |
|
|
Кое-что о школе |
1 |
|
||
4. |
|
|
Овощи с грядки |
1 |
|
||
5. |
|
|
Курам на смех |
1 |
|
||
6. |
|
|
Сказочный листопад |
1 |
|
||
7. |
|
|
Развиваем воображение и фантазию |
1 |
|
||
8. |
|
|
Морские обитатели |
1 |
|
||
9. |
|
|
Бьём баклуши |
1 |
|
||
10. |
|
|
Зоологическое ассорти |
1 |
|
||
11. |
|
|
Клуб юных живописцев |
1 |
|
||
12. |
|
|
Цветочная угадайка |
1 |
|
||
13. |
|
|
Открываем долгий ящик |
1 |
|
||
14. |
|
|
Звёздный дождь |
1 |
|
||
15. |
|
|
Ёлочка с волшебными шишками |
1 |
|
||
16. |
|
|
Учимся быть внимательными и заботливыми |
1 |
|
||
17. |
|
|
Засучив рукава |
1 |
|
||
18. |
|
|
Сундучок занимательных заданий |
1 |
|
||
19. |
|
|
Симметрия |
1 |
|
||
20. |
|
|
Герои сказок в ребусах и загадках |
1 |
|
||
21. |
|
|
Учимся быть честными |
1 |
|
||
22. |
|
|
«Учитесь властвовать собой» |
1 |
|
||
23. |
|
|
Учимся управлять своими чувствами |
1 |
|
||
24. |
|
|
Любопытные факты из жизни животных |
1 |
|
||
25. |
|
|
Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных |
1 |
|
||
26. |
|
|
Пятое колесо в телеге |
1 |
|
||
27. |
|
|
Здравствуй, сказка! |
1 |
|
||
28. |
|
|
О водных судах |
1 |
|
||
29. |
|
|
Китайская грамота |
1 |
|
||
30. |
|
|
По тропинкам математики |
1 |
|
||
31. |
|
|
Сказки А. С. Пушкина |
1 |
|
||
32. |
|
|
На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки |
1 |
|
||
33. |
|
|
Самолётик Нескучалкин. На даче |
1 |
|
||
34. |
|
|
Согласись, или поспорь со мной |
1 |
|
||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.