Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Эрудит». 2 класс

  • docx
  • 07.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Эрудит. 2 класс.docx

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу «Эрудит»

общеинтеллектуальное направление

2 класс

 

1.     Пояснительная записка

 

           Рабочая программа по внеурочной деятельности (общеинтеллектуальное направление) «Эрудит» составлена на основе ФГОС НОО, примерной   программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» Л.В.Мищенковой.  Предназначена для использования в работе с детьми младшего школьного возраста.

         Основная цель программы: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи:

1.                 содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

2.                 развитие творческих способностей младших школьников;

3.                 расширение кругозора учащихся;

4.                 развитие эмоционально-волевой сферы детей;

5.                 формирование стремления учащихся к личностному росту.

 

Рабочая программа для 2 класса рассчитана на 1 час в неделю, в количестве 34 часа в год.

Срок реализации рабочей программы 1 год.

Рабочая программа ориентирована на УМК:

1. Л.В.Мищенкова. Методическое пособие «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.

2. Л.В.Мищенкова. Рабочие тетради «36 занятий для будущих отличников», Москва, Издательство РОСТ, 2011г.

3. И.И.Бурова. Герои любимых сказок приглашают к чтению. Издательский дом «Нева», Санкт_Петербург. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2002г.

4. ЭОРы.


 

2.     Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности.

 

Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости 

 

Регулятивные УУД: умение классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; устанавливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

 

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

 

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Содержание курса внеурочной деятельности

 

Содержание программы: интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Задания повышенной сложности (5 ч)

Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяс­нению причин допущенных ошибок, обсуждению различных спо­собов поиска и выполнения того или иного задания.

Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

С каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.

Тренировка внимания (5 ч)

Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.

Тренировка слуховой памяти (5 ч)

Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.

Тренировка зрительной памяти (5 ч)

Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.

Поиск закономерностей (5 ч)

В целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.

Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.

Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (5 ч)

В рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.

 

Тематический план:

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

2 класс:

 

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

Развитие концентрации внимания. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать. Логически-поисковые задания.

5

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

5

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

4

Итого:

34

 

Формы и виды контроля

 

ü разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

ü сюжетно-ролевые игры;

ü проекты;

ü мини-исследования;

ü экскурсии

ü конкурсы;

ü викторины;

ü графические задачи.

 


Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

(34 часа, 1 ч. в неделю)

п/п

 

 

Дата

 

Тема урока

 

 

Количество часов

Примечание

Причина корректировки

План

Факт

1.                  

 

 

Снова в школу. Беседа-размышление на тему «Если б не было школ?»

1

 

2.                  

 

 

Как из рога изобилия

1

 

3.                  

 

 

Кое-что о школе

1

 

4.                  

 

 

Овощи с грядки

1

 

5.                  

 

 

Курам на смех

1

 

6.                  

 

 

Сказочный листопад

1

 

7.                  

 

 

Развиваем воображение и фантазию

1

 

8.                  

 

 

Морские обитатели

1

 

9.                  

 

 

Бьём баклуши

1

 

10.             

 

 

Зоологическое ассорти

1

 

11.             

 

 

Клуб юных живописцев

1

 

12.             

 

 

Цветочная угадайка

1

 

13.             

 

 

Открываем долгий ящик

1

 

14.             

 

 

Звёздный дождь

1

 

15.             

 

 

Ёлочка с волшебными шишками

1

 

16.             

 

 

Учимся быть внимательными и заботливыми

1

 

17.             

 

 

Засучив рукава

1

 

18.             

 

 

Сундучок занимательных заданий

1

 

19.             

 

 

Симметрия

1

 

20.             

 

 

Герои сказок в ребусах и загадках

1

 

21.             

 

 

Учимся быть честными

1

 

22.             

 

 

«Учитесь властвовать собой»

1

 

23.             

 

 

Учимся управлять своими чувствами

1

 

24.             

 

 

Любопытные факты из жизни животных

1

 

25.             

 

 

Ещё несколько любопытных фактов из жизни животных

1

 

26.             

 

 

Пятое колесо в телеге

1

 

27.             

 

 

Здравствуй, сказка!

1

 

28.             

 

 

О водных судах

1

 

29.             

 

 

Китайская грамота

1

 

30.             

 

 

По тропинкам математики

1

 

31.             

 

 

Сказки А. С. Пушкина

1

 

32.             

 

 

На загадочной волне. Загадочки-загадки для умственной зарядки

1

 

33.             

 

 

Самолётик Нескучалкин. На даче

1

 

34.             

 

 

Согласись, или поспорь со мной

1