Рабочая программа
внеурочной деятельности по курсу «Эрудит»
общеинтеллектуальное направление
4 класс
1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Эрудит» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования «Эрудит» и авторской программы «Эрудит»
Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему интеллектуальных, познавательных и развивающих игр.
В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:
Ø Развитие познавательных способностей младших школьников.
Ø Развитие творческих способностей младших школьников.
Ø Расширение кругозора учащихся.
Ø Развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Ø Формирование стремления учащихся к личностному росту.
Основные принципы, на которых построена программа:
принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.
принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: системность, принцип «спирали», принцип «от простого - к сложному», увеличение объёма материала от класса к классу.
принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.
Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуального направления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:
· разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.
· развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности.
· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.
· умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разныемнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
· расширение знаний, учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.
Технологии организации внеурочной деятельности:
· уровневая дифференциация
· проблемное обучение
· моделирующая деятельность
· поисковая деятельность
· информационно-коммуникационные технологии
· здоровьесберегающая технология
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:
· игра;
· беседа;
· диалог;
· дискуссия;
· тренинги;
· диагностика;
· викторины;
· конкурсы;
· турниры;
· работа над проектами;
· работа с литературой;
· работа в библиотеке;
· защита проектов;
· онлайн экскурсии;
· выставки-отчеты.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на четыре года обучения (135 часов): I класс - 33 часа, II класс -34 часа, III класс -34 часа, IV класс -34 часа.
Формы представления результатов.
· Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение личного портфолио результатами.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Эрудит».
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.
Требования к личностным, метапредметным
и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:
Личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметныхрезультататов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Составлять и анализировать текст.
- Строить собственные высказывания и суждения.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметных результататов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
-выделять существенные признаки предметов;
-сравнивать между собой предметы, явления;
-обобщать, делать несложные выводы;
-классифицировать явления, предметы;
-определять последовательность событий;
-судить о противоположных явлениях;
-давать определения тем или иным понятиям;
-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
-выявлять функциональные отношения между понятиями;
-выявлять закономерности и проводить аналогии.
3. Содержание тем курса внеурочной деятельности:
Курс «Эрудит» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.
Развитие восприятия, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки.
4. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
· Цифровые образовательные ресурсы:
1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.mon.gov.ru
2. Сайт Рособразования
http://www.ed.gov.ru
3. Федеральный портал «Российское образование»
http://www.edu.ru
4. Российский образовательный портал
http://www.school.edu.ru
5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования
http://www.ndce.edu.ru
6. Школьный портал
http://www.portalschool.ru
7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»
http://www.ict.edu.ru
8. Российский портал открытого образования
http://www.opennet.edu.ru
9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики
http://www.math.ru
10. Образовательный портал «Инфоурок»
https://infourok.ru/
11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»
https://my-uchi.ru/
12.Образовательный портал «Знанио»
https://znanio.ru/
13. Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net»
https://videouroki.net/
14. Образовательный портал «Российская электронная школа»
https://resh.edu.ru/
15. Образовательный портал «Продлёнка»
https://www.prodlenka.org/
16. Образовательная
социальная сеть nsportal.ru
https://nsportal.ru
ü http://prozagadki.ru/
ü https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241
ü https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html
ü https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072
ü http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html
ü http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489
· Энциклопедии.
Учебно – методическая литература
№ |
Автор, год издания |
Название пособия |
Вид пособия |
1. |
Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г |
«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей» |
Методическое пособие |
2. |
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
3. |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
4. |
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) |
Пособие для учителя |
|
5 |
Развитие мышления на уроках в начальных классах/С.Н.Гончарова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. |
Пособие для учителя |
5. Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Эрудит»
(34 часа, 1 ч. в неделю) 4 класс
№ п/п
|
Тема занятия
|
Количество часов |
Формы проведения |
Дата проведения |
Причина корректировки |
|
По плану |
По факту |
|||||
1. |
Государственные символы. |
1 |
дискуссия |
|
|
|
2. |
Моя семья. |
1 |
защита проектов |
|
|
|
3. |
Мой портрет в лучах солнца. |
1 |
игра |
|
|
|
4. |
Интеллектуальный клуб «Мыслитель». |
1 |
турнир |
|
|
|
5. |
Вода в нашей жизни |
1 |
онлайн экскурсия |
|
|
|
6. |
Матушка-землица. |
1 |
турнир |
|
|
|
7. |
Юные кулинары. |
1 |
игра |
|
|
|
8. |
Куда летят крылатые слова. |
1 |
работа над проектами |
|
|
|
9. |
Фильм, фильм, фильм… |
1 |
викторина |
|
|
|
10. |
Путешествие в мир пушкинских сказок. |
1 |
работа с литературой |
|
|
|
11. |
И снова нас ждет мир пушкинских сказок. |
1 |
турнир |
|
|
|
12. |
Приветствуем зиму. |
1 |
викторина |
|
|
|
13. |
Пернатые друзья. |
1 |
игра |
|
|
|
14. |
Олимпийские игры древности. |
1 |
работа над проектами |
|
|
|
15. |
Олимпийские игры современности. |
1 |
викторина |
|
|
|
16. |
Я расскажу тебе о цирке. |
1 |
онлайн экскурсия |
|
|
|
17. |
Калейдоскоп головоломок. |
1 |
турнир |
|
|
|
18. |
Музыкальная шкатулка. |
1 |
викторина |
|
|
|
19. |
Что мы знаем о памяти. |
1 |
турнир |
|
|
|
20. |
Приди, Масленица, с радостью!.. |
1 |
онлайн экскурсия |
|
|
|
21. |
Золушка. |
1 |
игра |
|
|
|
22. |
Клуб любителей русского языка. |
1 |
турнир |
|
|
|
23. |
Да здравствует абракадабра! |
1 |
диалог |
|
|
|
24. |
Собранье пестрых дел. |
1 |
викторина |
|
|
|
25. |
Поговорим, друзья, о книге. |
1 |
работа в библиотеке |
|
|
|
26. |
Эх, яблочко!.. |
1 |
викторина |
|
|
|
27. |
Шутка – минутка, а заряжает на час. |
1 |
диалог |
|
|
|
28. |
О времени и о часах. |
1 |
игра |
|
|
|
29. |
Еще раз о времени и о часах. |
1 |
викторина |
|
|
|
30. |
Праздник Ивана Купалы. |
1 |
работа с литературой |
|
|
|
31. |
Клуб любителей головоломок. |
1 |
турнир |
|
|
|
32. |
Как делают бумагу. |
1 |
диалог |
|
|
|
33. |
История плюшевого мишки. |
1 |
работа над проектами |
|
|
|
34. |
Букет увлекательных задач. |
1 |
турнир, диагностика |
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.