Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Эрудит». 4 класс
Оценка 5

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Эрудит». 4 класс

Оценка 5
docx
07.10.2021
Рабочая программа  внеурочной деятельности по курсу «Эрудит». 4 класс
Эрудит. 4 класс.docx

 

Рабочая программа

внеурочной деятельности по курсу «Эрудит»

общеинтеллектуальное направление

4 класс

 

1.     Пояснительная записка

            Рабочая программа курса «Эрудит» разработана на основе ФГОС НОО, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25» с учётом Примерной программы начального общего образования «Эрудит» и авторской программы «Эрудит»

Основная цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему интеллектуальных, познавательных и развивающих игр.

 

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

Ø  Развитие познавательных способностей младших школьников.

Ø  Развитие творческих способностей младших школьников.

Ø  Расширение кругозора учащихся.

Ø  Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

Ø  Формирование стремления учащихся к личностному росту.

 

Основные принципы, на которых построена программа:

принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей.

принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенкаСодержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: системность,  принцип «спирали», принцип «от простого - к сложному», увеличение объёма материала от класса к классу.

принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.

деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности.

 

Программа курса введена в часть учебного плана, формируемого ОУ в рамках общеинтеллектуального направления, выходит за рамки общеобразовательной программы, направлена на:

·            разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, самостоятельный творческий поиск.

·            развитие у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности.

·            формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить и проверять гипотезы.

·            умение аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разныемнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

·            расширение   знаний, учащихся о закономерностях родного языка и представлению по математике, литературе.

 

Технологии организации внеурочной деятельности:

·            уровневая дифференциация

·            проблемное обучение

·            моделирующая деятельность

·            поисковая деятельность

·            информационно-коммуникационные технологии

·            здоровьесберегающая технология

 

Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Формы проведений занятий:


·             игра;

·             беседа;

·             диалог;

·             дискуссия;

·             тренинги;

·             диагностика;

·             викторины;

·             конкурсы;

·             турниры;

·             работа над проектами;

·             работа с литературой;

·             работа в библиотеке;

·             защита проектов;

·             онлайн экскурсии;

·             выставки-отчеты.


 

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов. И рассчитана на четыре года обучения (135 часов): I класс - 33 часа, II класс -34 часа, III класс -34 часа, IV класс -34 часа.

 

Формы представления результатов.

·             Участие в международных, городских, районных конкурсах интеллектуалов, олимпиадах, марафонах (командное и индивидуальное первенство), пополнение личного портфолио результатами.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.

Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности по курсу «Эрудит».

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом. Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Требования к личностным, метапредметным

и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования:

Личностных результатов:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметныхрезультататов:

Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Составлять и анализировать текст.

- Строить собственные высказывания и суждения.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результататов:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии. 

 

 

 

 


 

3.     Содержание тем курса внеурочной деятельности:

 

Курс «Эрудит» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств обучающихся, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге – достижению хороших результатов в учёбе.

Развитие восприятия, слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объема памяти, качества воспроизведения материала

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать  предметы, выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было нужно с помощью органов чувств. Обогащение и активация словаря обучающихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки.

 


 

4.     Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы

  • Компьютерная техника.
  • Аудиотехника.
  • Мультимедийная система.
  • Цифровые образовательные ресурсы:

·         Цифровые образовательные ресурсы:

 

1.«Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru

2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru

3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru

   Образовательные Интернет-порталы

1. Сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.mon.gov.ru

2. Сайт Рособразования

http://www.ed.gov.ru

3. Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

4. Российский образовательный портал

http://www.school.edu.ru

5. Каталог учебных изданий, электронного оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования

http://www.ndce.edu.ru

6. Школьный портал

http://www.portalschool.ru

7. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

8. Российский портал открытого образования

http://www.opennet.edu.ru

9. Портал Math.ru: библиотека, медиатека, олимпиады, задачи, научные школы, история математики

http://www.math.ru

10. Образовательный портал «Инфоурок»

https://infourok.ru/

11. Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру»

https://my-uchi.ru/

12.Образовательный портал «Знанио»

https://znanio.ru/

13. Образовательная онлайн-платформа «Videouroki.net»

https://videouroki.net/

14. Образовательный портал «Российская электронная школа»

https://resh.edu.ru/

15. Образовательный портал «Продлёнка»

https://www.prodlenka.org/

16. Образовательная социальная сеть nsportal.ru
https://nsportal.ru

  • Интернет-ресурсы:

ü  http://prozagadki.ru/

ü  https://easyen.ru/load/russkij_jazyk/igry/241

ü  https://infourok.ru/zadaniya-po-teme-intellektualniy-klub-mislitel-klass-3293930.html

ü  https://znanio.ru/media/prezentatsiya_intellektualnyj_klub_myslitel_dlya_zanyatij_po_vneurochnoj_deyatelnosti_2_4_klassy-141072

ü  http://ddtcentr.edusite.ru/p34aa1.html

ü  http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=489

·         Энциклопедии.

Учебно – методическая литература

 

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие

2.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

3.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

4.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

5

Развитие мышления на уроках в начальных классах/С.Н.Гончарова.-М.: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Пособие для учителя

 

 

 


5.     Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Эрудит»

(34 часа, 1 ч. в неделю) 4 класс

 

п/п

 

Тема занятия

 

 

Количество часов

Формы проведения

Дата проведения

Причина корректировки

По плану

По факту

1.                  

Государственные символы.

1

дискуссия

 

 

 

2.                  

Моя семья.

1

защита проектов

 

 

 

3.                  

Мой портрет в лучах солнца.

1

игра

 

 

 

4.                  

Интеллектуальный клуб «Мыслитель».

1

турнир

 

 

 

5.                  

Вода в нашей жизни

1

онлайн экскурсия

 

 

 

6.                  

Матушка-землица.

1

турнир

 

 

 

7.                  

Юные кулинары.

1

игра

 

 

 

8.                  

Куда летят крылатые слова.

1

работа над проектами

 

 

 

9.                  

Фильм, фильм, фильм…

1

викторина

 

 

 

10.             

Путешествие в мир пушкинских сказок.

1

работа с литературой

 

 

 

11.             

И снова нас ждет мир пушкинских сказок.

1

турнир

 

 

 

12.             

Приветствуем зиму.

1

викторина

 

 

 

13.             

Пернатые друзья.

1

игра

 

 

 

14.             

Олимпийские игры древности.

1

работа над проектами

 

 

 

15.             

Олимпийские игры современности.

1

викторина

 

 

 

16.             

Я расскажу тебе о цирке.

1

онлайн экскурсия

 

 

 

17.             

Калейдоскоп головоломок.

1

турнир

 

 

 

18.             

Музыкальная шкатулка.

1

викторина

 

 

 

19.             

Что мы знаем о памяти.

1

турнир

 

 

 

20.             

Приди, Масленица, с радостью!..

1

онлайн экскурсия

 

 

 

21.             

Золушка.

1

игра

 

 

 

22.             

Клуб любителей русского языка.

1

турнир

 

 

 

23.             

Да здравствует абракадабра!

1

диалог

 

 

 

24.             

Собранье пестрых дел.

1

викторина

 

 

 

25.             

Поговорим, друзья, о книге.

1

работа в библиотеке

 

 

 

26.             

Эх, яблочко!..

1

викторина

 

 

 

27.             

Шутка – минутка, а заряжает на час.

1

диалог

 

 

 

28.             

О времени и о часах.

1

игра

 

 

 

29.             

Еще раз о времени и о часах.

1

викторина

 

 

 

30.             

Праздник Ивана Купалы.

1

работа с литературой

 

 

 

31.             

Клуб любителей головоломок.

1

турнир

 

 

 

32.             

Как делают бумагу.

1

диалог

 

 

 

33.             

История плюшевого мишки.

1

работа над проектами

 

 

 

34.             

Букет увлекательных задач.

1

турнир, диагностика

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Эрудит» общеинтеллектуальное направление 4 класс 1

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Эрудит» общеинтеллектуальное направление 4 класс 1

Технологии организации внеурочной деятельности: · уровневая дифференциация · проблемное обучение · моделирующая деятельность · поисковая деятельность · информационно-коммуникационные технологии · здоровьесберегающая технология

Технологии организации внеурочной деятельности: · уровневая дифференциация · проблемное обучение · моделирующая деятельность · поисковая деятельность · информационно-коммуникационные технологии · здоровьесберегающая технология

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

Содержание тем курса внеурочной деятельности:

Содержание тем курса внеурочной деятельности:

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Эрудит» (34 часа, 1 ч

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности курса «Эрудит» (34 часа, 1 ч

Музыкальная шкатулка. 1 викторин а 2

Музыкальная шкатулка. 1 викторин а 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2021